Шинирование зубов металлической проволокой

Обновлено: 18.05.2024

Статья написана хирургом-стоматологом со стажем более 19 лет.

Шинирование зубов – это один из методов стабилизации прогрессирования хронического пародонтита, цель которого заключается в укреплении подвижных зубов и уменьшении их подвижности (за счет специальных шинирующих конструкций). Эта цель может быть достигнута двумя путями: во-первых – при помощи связывания группы зубов стекловолокном, а во-вторых – при помощи зубных протезов. Ниже мы подробно рассмотрим каждый из этих методов.

Зачем необходимо шинирование подвижных зубов –

При пародонтите средней и тяжелой степени подвижность зубов становится одним из основных симптомов заболевания. Как правило, подвижность зубов начинается при атрофии костной ткани более 1/4 длины корня зуба. Т.е. существует прямая связь между величиной атрофии кости и степенью подвижности зубов.

Оголение шеек передних зубов – это один из визуальных признаков атрофии костной ткани ( рис.1 ). На рентгенограмме в этом случае мы можем увидеть убыль кости. В норме костная ткань должна доходить практически до шейки зуба. Сравните рентгенограмму (рис.2), где присутствует атрофия кости на 1/2 длины корня – с рентгенограммой (рис.3), где атрофия полностью отсутствует.

Пародонтит средне-тяжелой степени. Клинически определяется оголение шеек зубов, расхождение зубов, подвижность зубов и т.д.

В тот момент, когда при пародонтите возникает подвижность зубов – скорость разрушения (атрофии) костной ткани многократно ускоряется. В свою очередь, разрушение костной ткани вокруг зуба приводит к еще большей подвижности зубов. По сути (при отсутствии лечения) процесс приобретает неконтролируемый характер с постоянным прогрессированием симптомов воспаления, в том числе и подвижности зубов.

Со временем, под воздействием жевательной нагрузки подвижные зубы начинают постепенно менять свое положение, наклоняться в разные стороны, а также веерообразно расходиться ( рис.4-6 ). Вот чтобы все это предотвратить и необходимо шинирование зубов.

1. Шинирование подвижных зубов стекловолокном –

Шинирование передних нижних зубов –
если шинируются передние нижние зубы, то в этом случае на внутренней поверхности, например, 4-х, 5-ти или 6-ти нижних передних зубов сначала делается горизонтальная борозда высотой 1,5-2 мм и глубиной 2 мм. Потом в эту бороздку укладывается цельная стекловолоконная лента ( рис.7 ). После чего, борозда (вместе с находящейся в ней стекловолоконной лентой) заливается световым композитом.

Количество зубов, которое берется в шину будет зависеть от состояния всей группы передних зубов. Кроме наиболее подвижных зубов в шину обязательно должны браться неподвижные зубы (обычно это клыки). Это позволит разгрузить подвижные резцы, т.к. благодаря жесткой шине клыки будут забирать на себя большую часть жевательного давления.

Шинирование передних верхних зубов –
шинирование передних верхних зубов применяется при подвижности зубов, при угрозе или уже при наличии веерообразного расхождения зубов ( рис.10 ). В этом случае в зубах также высверливается борозда высотой 1,5-2 мм и глубиной 2 мм. Однако чаще всего борозда высверливается на передней поверхности верхних зубов (рис.11), после чего в нее укладывается стекловолоконная лента и закрывается световым пломбировочным материалом (рис.12-13).

Обратите внимание, что при помощи пломбировочного материала можно сделать так, что широкие межзубные промежутки будут ликвидированы (рис.13). Количество зубов, которое будет браться в шину – будет зависеть от клинической картины.

Шинирование зубов: фото

Шинирование боковых зубов –
если шинируется боковая группа зубов, то бороздка под стекловолоконную ленту высверливается не на внутренней, а на жевательной поверхности нескольких зубов. В борозду точно также укладывается стекловолоконная лента и заливается световым композитом.

В результате чего достигается эффект от шинирования

При засвечивании стекловолоконной ленты – она превращается в очень твердую балку, надежно прикрепленную к зубам. Зубы (при помощи такой балки) получаются как бы сцеплены все вместе и, как правило, совершенно неподвижны.

Результат потери контакта между зубами – каждый зуб несет максимум нагрузки и не способен распределять нагрузку между соседними зубами через такие контакты. В этих условиях костная ткань атрофируется значительно быстрее. Шинирование зубов в таких условиях – значительно увеличит срок службы таких зубов и остановит (или замедлит) атрофию кости.

2. Шинирование подвижных зубов коронками –

В этом случае зубы сначала депульпируются (пломбируются корневые каналы) и потом обтачиваются под коронки. После чего на них уже одеваются «спаянные» друг с другом коронки, например из металлокерамики (рис.14). Этот вариант шинирования имеет значительно больший срок службы и надежность, чем шинирование стекловолокном. Однако его стоимость выше, причем значительно.

При шинировании 6-ти передних нижних зубов коронками стоимость конструкции из 6-ти единиц металлокерамики составит от 30 тысяч рублей (не учитывая стоимость депульпирования зубов). Шинирование цельнокерамическими коронками (рис.15) – еще в 2-2,5 раза дороже. Однако при шинировании дальних жевательных зубов, где эстетика не так важна – можно изготовить коронки не из металлокерамики, а обычные металлические.

3. Шинирование зубов бюгельными протезами –

Если Вы внимательно посмотрите на рис.16-17, то увидите, что в области внутренней поверхности нижних зубов протез имеет дополнительную тонкую дугу, которая плотно охватывает каждый зуб. Это позволяет зубам прочно стоять на своем месте, и передавать жевательную нагрузку с себя – на вот такую металлическую дугу, не испытывая при этом перегрузки.

Большой плюс таких протезов в том, что они позволяют не только шинировать подвижные зубы, но и одновременно восстановить отсутствующие зубы. Более подробно об этом типе протезов читайте здесь.

Шинирование зубов: цена 2022

Сколько стоит шинирование зубов – цена в Москве на 2022 год в клиниках эконом-класса будет зависеть от количества шинируемых зубов, а также методики…

  • Шинирование стекловолокном 6 передних зубов (системой «Риббонд») – около 6500 рублей.
  • Шинирование 3 зубов стекловолокном – от 3500 рублей.
  • Стоимость шинирования зубов коронками (без стоимости подготовки зубов):
    → металлокерамикой – от 6000 рублей за 1 коронку,
    → безметалловой керамикой – от 19000 рублей за 1 коронку.
  • Стоимость шинирующего бюгельного протеза – от 25000 рублей.

Шинирование зубов: отзывы

Шинирование стекловолокном является временной процедурой. Если само шинирование сделано по всем правилам, пациент соблюдает гигиену и т.д., то срок службы такой стекловолоконной шины может достигать 3 лет. Лишь раз в год нужно показываться, чтобы отполировать ее. Но если передние зубы зашинированы, а у пациента отсутствуют «задние» жевательные зубы, то очень высокий риск поломки шины в самое ближайшее время из-за перегрузки. Т.е. перед шинированием стекловолокном очень важно запротезировать отсутствующие зубы, чтобы нормализовать прикус.

Шинирование коронками, конечно, более надежно, срок службы металлических и керамических коронок заметно выше, чем стекловолоконной конструкции. Однако при пародонтите легкой степени тяжести не всегда имеет смысл обтачивать зубы под коронки (особенно в большом количестве). Бюгельные шинирующие протезы имеют много плюсов особенно для людей, которым не только нужно устранить подвижность зубов, но и восполнить большое количество отсутствующих зубов. Надеемся, что наша статья оказалась вам полезной!

Источники:

1. Доп. профессиональное образование автора по пародонтологии,
2. На основе личного опыта работы пародонтологом,
3. National Library of Medicine (USA),
4. American Academy of Periodontology (USA),
5. «Пародонтология» (Вольф Г., Ратейцхак Э.).

Процедура шинирования подвижных зубов при заболеваниях пародонта: фото до и после шунтирования

При некоторых заболеваниях ротовой полости зубы становятся подвижными. Такая ситуация может сложиться при болезнях пародонта, иногда зубной ряд теряет стабильность после ношения брекетов. Чтобы не потерять зубы и не усугубить проблему, ее можно решить в стоматологическом кабинете с помощью шинирования («шунтирования»). Сегодня существует несколько способов иммобилизации зубного ряда.

Показания к процедуре

Шинирование нельзя назвать лечебной процедурой, скорее профилактической. Ключевым показанием к «шунтированию» является патологическая подвижность (расшатывание) зубов, которая может отмечаться в таких случаях:

  • болезнях пародонта – пародонтите или пародонтозе;
  • травмах челюсти, вызванных различными причинами (в том числе, неправильно подобранными протезами);
  • системных заболеваниях (сахарном диабете, некоторых эндокринных нарушениях).

«Шунтирование» зубов предотвратит их дальнейшее расшатывание, правильно распределит нагрузку. Стабилизация показана для закрепления результатов исправления прикуса после ношения брекетов. В данном случае зубы не имеют повышенной подвижности, однако через время после снятия ортодонтических конструкций они могут вернуться на старые позиции. Кроме установки шины, ортодонт может порекомендовать использование ретейнера или капы.

Пародонтоз

Одно из заболеваний пародонта, при котором показана процедура дентальной стабилизации – пародонтоз. Такое состояние встречается нечасто, и наиболее характерным его признаком является ретракция десен и обнажение шеек (рекомендуем прочитать: что такое ретракция десны, и как она проводится?). Это вызывает гиперчувствительность открытых участков без эмали, а также зуд и жжение в деснах, которые иногда болят. Рентгенологические снимки показывают характерные парадонтозные изменения — атрофию костной ткани, уменьшение высоты межзубных перегородок.

shinirovanie-zubov-foto-do-posle_cr

Шинирование зубов при пародонтозе выполняется только при условии полной санации полости рта. Врач проводит профессиональную чистку, снимает твердые отложения. Также проверяет качество пломбировочного материала, удаляет его избыток. При начальной стадии заболевания применяются постоянные конструкции, а в комбинации с ними — протезирование, если имеют место более глубокие проблемы.

Пародонтит

Расшатывание зубов, возникающее вследствие пародонтита, сопровождается воспалением околозубных тканей, образованием десневых карманов, гнойным экссудатом, периодически выделяющимся из углублений. Рентген показывает резорбцию фрагментов альвеолярных отростков, разрушение их структуры. Зубы становятся подвижными на фоне постоянно рецидивирующего воспаления мягких тканей. Закрепление стабилизирующего волокна при пародонтите выполняется после кюретажа и удаления отложений, и только при легкой и средней степени тяжести заболевания.

После брекетов

Ортодонтическое лечение – процесс длительный и недешевый. В связи с этим важно не только достичь поставленных целей, но и стабилизировать результат. Шинирование — один из способов закрепления эффекта, препятствующий сдвижению зубов на привычные позиции через время после снятия брекетов. Зубы фиксируют временной или постоянной шиной со стороны ротовой полости, что позволяет получить максимально эстетичный результат.

Подвижные зубы

Существуют состояния, не связанные с заболеваниями пародонта, при которых возникает патологическая подвижность зубов. Например, эта неприятность может возникнуть в результате травмы, неправильного прикуса, некоторых системных заболеваниях. Шинирование поможет избежать усугубления проблемы и преждевременной потери зубов. Однако терапия основного заболевания должна проводиться параллельно с профилактикой.

При нарушении зубного ряда или нестандартном положении зубов

Виды шинирования зубов

Чтобы соединить зубы в единый эстетичный ряд, правильно распределив жевательную нагрузку, используется шина, которая скрепляет их между собой. Эта процедура может применяться в различных ситуациях и решать разные задачи. В зависимости от назначения, шинирование зубов может быть временным и постоянным, а приспособления для его реализации – съемными и несъемными.

Временное

Иногда требуется произвести временное шинирование, которое может фиксировать зубы 3-6 месяцев. Используют его в следующих случаях:

periodont21.28__cr

  • Во время активной фазы лечения пародонтита (консервативными и хирургическими методами). В период воздействия на ткани пародонта зачастую возникает отек и воспаление, способствующее еще большему расшатыванию зубов. Временная шина ослабляет негативное влияние на пародонт.
  • Стоматолог не всегда может дать точный прогноз на успешный результат консервативного лечения пародонтита. В связи с этим во время терапии врач может предложить поставить шину на отдельные дентальные группы.
  • Удержание зубов в стабильном положении после ортодонтического лечения (ношения брекетов) (см. также: фото зубов до и после установки брекетов).
  • Иногда шинирование подвижных зубов делают для сохранения сильно ослабленных единиц при подготовке к постоянной фиксации.

Требования к временному шинированию довольно жесткие. Приспособление должно прочно фиксировать зубы, соединив их в единый блок, однако не менять промежутки между ними. Конструкция шины должна быть надежной, а удаление производиться без повреждения эмали. Важно, чтобы фиксирующий элемент не травмировал десневые сосочки, не препятствовал проведению гигиенических и лечебных процедур.

Постоянное

Для иммобилизации зубного ряда на продолжительный период используют постоянные шины. Ортодонты и пародонтологи чаще рекомендуют использование несъемных конструкций, поскольку они более эффективно выполняют свою работу. Несъемные шины надежны, помогают зубам противостоять горизонтальным и вертикальным векторам силы, возникающей при нагрузке. Их применяют при начальном развитии болезней пародонта, если имеют место первые признаки атрофии костных тканей, дефекты на небольшом участке, затрагивающие 2-3 единицы.

Недостатками несъемных приспособлений является необходимость препарации зубов, иногда даже приходится их депульпировать. Несмотря на качественное исполнение и правильно подобранный материал, между эмалью и фиксирующим элементом непременно возникнут участки, в которых будет накапливаться пища, появляться зубной налет. Это может привести к возникновению кариеса и обострениям болезней пародонта.

Методы иммобилизации

Выбор способа иммобилизации зависит от многих факторов – степени подвижности зубов, участка, нуждающегося в фиксации, возраста пациента, наличия у него аллергии и т. д. Если требуется шинирование передних зубов, имеющих 1 степень подвижности, волокно крепится к ряду с внутренней (оральной) стороны с помощью специального клея. Если зубы шатаются сильнее (2-3 степень), стабилизирующую нить вкладывают в предварительно созданную канавку на их фронтальной или оральной плоскости глубиной 1-2 мм.

При стабилизации боковых зубов бороздка выполняется на их жевательной поверхности. Это необходимо во избежание нарушения окклюзии. Нить накладывают так, чтобы в группу попали не только расшатанные, но и пара здоровых, крепких зубов — они возьмут на себя основную жевательную нагрузку.


Из чего изготавливают стабилизирующие приспособления? Это может быть стекловолокно, арамидная нить, медная проволока, а их установка осуществляется несколькими способами.

С помощью стекловолокна

Для установки шины на нижние зубы стоматолог формирует канавку с внутренней стороны, для верхних – с внешней. В подготовленное углубление врач укладывает стекловолоконную нить и закрепляет с помощью композитного материала. Чтобы масса отвердела, производится подсвечивание. Дентальная стабилизация стекловолокном имеет следующие преимущества:

  • не требуется производить депульпирование зубов (рекомендуем прочитать: депульпирование зуба: что это такое и техника проведения);
  • нет опасности травмирования мягких тканей;
  • использование стекловолокна тормозит процесс атрофии костных тканей.

Вантовый способ

Этот вид шинирования производится аналогично установке стекловолокна, однако материал приспособления другой. Для вантового метода используется арамидная нить. Преимуществ у данного способа несколько:

  • арамидное волокно не растягивается, шинированные зубы отлично держат заданную форму;
  • не образует вредных и опасных соединений при взаимодействии с пищей и слюной;
  • в некоторых случаях является альтернативной протезированию.

Бюгельная стабилизация

Если пациенту вместе с шинированием подвижных нужно выполнить протезирование отсутствующих зубов, показано применение съемных бюгельных протезов. Этот вид конструкций физиологичен и эффективен для правильного распределения жевательной нагрузки. Представляет собой металлическую дугу, на которой закреплены искусственные зубы. Протез крепится с помощью замочков – кламмеров за родные зубы. Микрокрепежи также играют роль шины.

Преимущества бюгельной стабилизации следующие:

  • не требует препарирования зубов;
  • позволяет заместить отсутствующие единицы;
  • имеет продолжительный срок службы (до 7 лет).

Установка коронок

Закрепить подвижные зубы можно не только с помощью волокна, хорошо справляются с задачей коронки, спаянные в единый блок. Такой вид шинирования используется для фиксации более 3-4 зубов в одну группу, поскольку нить в данном случае малоэффективна. Перед установкой коронок зубы депульпируются и обтачиваются, тогда конструкция прослужит долго. Достоинствами коронковой стабилизации является неизменно хороший результат и длительный срок эксплуатации.

Проведение процедуры

Методы стабилизации зубов с помощью стекловолокна, арамидной нити и коронок описаны выше. Их применяют не только для профилактики расшатывания, но и для закрепления результата ортодонтического лечения. Если «шунтирование» требуется на время устранения последствий травмы челюсти, технология процедуры может быть иной. Для фиксации зубов на травмированной челюсти используется медная проволока, а крепеж в виде резинок располагается на шейках зубов. Иногда стоматолог просверливает отверстия в альвеолярном гребне, которые служат для дополнительной фиксации резинок или иного крепежного материала.

Фото до и после шинирования

Процедуру шинирования можно увидеть на представленных видео – от выполнения бороздки до закрепления волокна. Следует учитывать, что перед установкой фиксирующего элемента проводится ряд подготовительных мероприятий – санация полости рта, профессиональная чистка отложений. На фото до и после видно, что зубной ряд после процедуры выглядит эстетично, а признаки пародонтита почти незаметны.

Стоимость процедуры

Цена может значительно отличаться в зависимости от технологии, материала шины, а также количества зубов, подлежащих фиксации. Большое значение имеет уровень клиники и квалификация врача. В среднем стоимость шинирования в Москве и Московской области следующая:

  • стабилизация передних зубов с помощью стекловолоконной нити (1 зуб) – от 1700 рублей;
  • шинирование вантовым способом – от 3400 рублей за один зуб;
  • керамические коронки для коронкового метода обойдутся от 12000 рублей за единицу;
  • установка бюгельного протеза с кламмерами — от 25000 рублей.

Шинирование зубов

Шинирование зубов

Процедура шинирования никак не связана с заменой покрышек, по крайней мере, в стоматологии. Эта методика позволяет предотвратить смещение, расшатывание и выпадение зубов, которые становятся уязвимыми из-за травм, заболеваний или нуждаются в дополнительной опоре после ортодонтического лечения. О методиках шинирования и клинических случаях, в которых показано проведение процедуры, читайте в материале Startsmile.

Содержание статьи

Зачем нужно шинирование зубов?

Существуют различные методики и технологии шинирования. Однако объединяет их главная функция — обеспечение стабильности участка зубного ряда. Несколько зубов скрепляются друг с другом с помощью конструкций, обеспечивающих монолитность и предотвращающих изменение положения любого зуба, находящегося в подобной связке. В некоторых ситуациях шинирование не только возвращает зубам функциональность, но и позволяет избежать их удаления.

  • Шинирование зубов при пародонтите. Шинирование подвижных зубов проводится на развитой стадии пародонтита, когда атрофия костной ткани приводит к оголению шейки и потере стабильности.
  • При травмах челюсти и вывихах зубов. Необходимо для того, чтобы обеспечить неподвижность зуба/зубов и снять часть жевательной нагрузки.
  • Шинирование зубов после исправления прикуса. На зубной ряд ставятся ретейнеры, которые препятствуют возвращению зубов в исходное (аномальное) положение.
  • Временное шинирование зубов при проведении инвазивных операций в области челюсти для предотвращения изменения положения зубов (процедура проводится в ограниченном числе случаев).
  • Пародонтит (воспаление, кровотечение, инфекция в пародонтальных карманах).
  • Плохое состояние или отсутствие опорных зубов.
  • Кариес и его осложнения.
  • Ненадлежащая гигиена полости рта.

Материал для шинирования зубов

Для шинирования зубов применяется несколько видов материалов, выбор которых зависит от особенностей конкретного клинического случая. Основными считаются стекловолокно, арамидные нити, металл и керамика. Если речь идет о ретейнерах, то могут применяться съемные силиконовые капы. Композитные материалы для шинирования зубов используются для фиксации шины. Отдельно шинирование зубов композитами не проводится.

Стекловолокно

В качестве шины используется адгезивная стекловолоконная лента. Шинирование зубов стекловолоконной лентой дает ряд преимуществ. Это эстетичный и гипоаллергенный материал, который обладает необходимой прочностью для надежной фиксации. Срок службы стекловолоконной ленты для шинирования зубов составляет 3—4 года. Поэтому для длительного использования он не подходит. Средняя стоимость шинирования зубов стекловолокном колеблется от 3500 до 8000 рублей в зависимости от области челюсти и количества зубов.

Фото зубов шинированных адгезивной стекловолоконной лентой

Вантовое

Используется арамидная нить, которая в несколько раз прочнее стали. Она гораздо более долговечная по сравнению со стекловолокном, безопасна для тканей и устойчива к воздействию внешней среды. Арамидом не рекомендуют шинировать передние зубы, поскольку материал имеет довольно заметный желтоватый оттенок. Стоимость вантового шинирования зубов нитью начинается от 2000 рублей за один зуб.

Фото зубов шинированных вантовым методом арамидной нитью

Бюгельное

Шинирование зубов бюгельными протезами позволяет решить сразу две задачи — зафиксировать подвижные зубы и восстановить утраченные единицы. Бюгельный протез имеет металлический каркас и мягкую базу. Крепится к опорным зубам с помощью кламмеров или микрозамков. Бюгельное шинирование зубов обойдется примерно в 35 000 рублей и выше.

Фото бюгельного протеза для шинирования зубов

Ретейнеры

Данный вид не относится к классическому шинированию. Первоочередная задача ретейнеров — не дать зубам сместиться обратно в неправильное положение после снятия брекетов. Несъемные ретейнеры обычно изготавливаются из металла или стекловолокна и по большому счету ничем не отличаются от обычной шины. Съемные ретейнеры могут быть в виде кап или пластинок. Носить ретейнеры нужно долго (не менее 5—6 лет после снятия брекетов), а иногда пожизненно. Стоимость: от 3 000 до 10 000 рублей за одну челюсть в зависимости от системы.

Фото ретейнера для шинирования зубов

Шинирование при переломах челюсти

При переломах челюсти необходимо скрепить поврежденные участки кости и не дать сместиться зубам. Получается достаточно громоздкая конструкция из проволоки, крючков и силиконовых петель. Стоимость процедуры может доходить до 20 000 рублей и зависит от сложности перелома.

Коронки

Установка несъемного зубного протеза также является одним из видов шинирования, поскольку позволяет обеспечить стабильность участка зубного ряда с помощью искусственных коронок. Шинирование 1 зуба проводится методом одиночного протезирования. Для шинирования 2 и более зубов чаще всего ставится мостовидный протез. Стоимость одиночного протезирования начинается от 8000 рублей, множественного — от 30 000 рублей. Это минимальная цена за металлокерамику, протез из более современных материалов будет стоить гораздо дороже.

Техника шинирования зубов

Установка несъемных шин из металла, стекловолокна или арамида практически всегда проходит по схожему сценарию.

  1. Консультация, определение показаний и противопоказаний.
  2. Профессиональная читка зубов, протравливание эмали специальным раствором.
  3. Формирование бороздки на эмали для крепления шины (в некоторых случаях этого можно избежать).
  4. Первичная фиксация шины с помощью стоматологического клея.
  5. Нанесение композитного материала.
  6. Просвечивание композита ультрафиолетовой лампой до затвердевания.
  7. Шлифовка шины.

Процедура шинирования при травмах и переломах проводится под руководством челюстно-лицевого хирурга и отличается от классической методики конструкцией шины и способом ее фиксации. Установка индивидуальной ретенционной капы требует снятия слепков.

Особенности шинирования жевательных и фронтальных зубов

Концептуально процедура шинирования одинакова для моляров и резцов, однако чисто с технической точки зрения есть нюансы. Шинирование передних нижних зубов позволяет установить шину с лингвальной стороны, тогда как на верхние фронтальные зубы она обычно накладывается на вестибулярную поверхность. Именно поэтому в области передних зубов верхней челюсти предпочтительно использовать более эстетичные стекловолоконные шины. Шинирование боковых зубов (моляров) требует установку шины на жевательную поверхность. Подобные нюансы объясняются анатомическими и функциональными особенностями различных групп зубов, которые необходимо учитывать для достижения оптимального результата.

Если процедура была проведена квалифицированным врачом и прошла без осложнений, эффективность лечения будет высокой. Процесс привыкания может сопровождаться дискомфортом и проблемами с дикцией. Некоторые пациенты жалуются, что после шинирования болят зубы. В течение нескольких дней боль и дискомфорт должны практически полностью исчезнуть. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу.

Шинирование зубов металлической проволокой

Виды шин для шинирования зубов. Особенности

Краткосрочные шины для шинирования зубов. При подвывихе или полном вывихе зуба проводят его шинирование по неотложным показаниям. Самый распространенный способ срочного шинирования - фиксация выбитого зуба к соседним с помощью проволоки и композитного материала.

Раньше с этой же целью использовали и другие методики, такие как проволочные шины и цементируемые шины-капы из акриловой пластмассы, других материалов для вакуумпрессования или отлитые из металла. Однако при наличии достаточной площади эмали для протравливания все эти конструкции дают менее удовлетворительный результат по сравнению с шинами из проволоки и композитного материала, так как затрудняют гигиену полости рта и влияют па окклюзионные соотношения.

Долгосрочные шины для шинирования зубов. Эти шины используют, когда зубы необходимо иммобилизовать на срок от нескольких недель до нескольких месяцев, например, на время лечения пародонтита перед фиксацией постоянной ортопедической конструкции. Чаще всего применяют шины, требующие минимального препарирования, типа шины Рошетта, но иногда используют и внутрикоронковые фиксаторы.

Постоянные шины для шинирования зубов. Обычно постоянные шины представляют собой полные коронки, соединенные между собой. При неповрежденных зубах методом выбора служат конструкции, требующие минимального препарирования.

Сравнение съемных и несъемных шинирующих конструкций

Раньше использовалось множество различных видов съемных шин, однако в настоящее время в ходу в основном 2 конструкции: долгосрочные ортодонтические шины-рстейнеры и краткосрочные вакуум-прессованные мягкие шины для иммобилизации зубов после травмы. В остальных случаях желательно применять несъемные шины, так как они имеют следующие преимущества:
• Лучше обеспечивают иммобилизацию подвижных зубов и предотвращают их скученность.
• Хорошо очищаются и не затрагивают ткани десны.
• Не увеличивают размеры зубного ряда или увеличивают минимально.
• Не могут быть произвольно сняты пациентом при нежелании носить их.

Типы краткосрочных, долгосрочных и постоянных шин

Краткосрочные шины сильно отличаются от остальных шинирующих конструкций, между тем как разница между долгосрочными и постоянными не так уж велика.

шинирование зубов

Виды краткосрочных шин

Композитные шины, фиксируемые на протравленную эмаль. Самая простая техника срочного шинирования заключается в протравливании и соединении композитным материалом контактных поверхностей соседних зубов. Эта методика не обеспечивает достаточно прочной и длительной фиксации, поэтому лучше усилить конструкцию проволокой из нержавеющей стали или полимерной лентой.

Шины из проволоки и композитного материала. Такая шина обеспечивает прочную фиксацию на достаточно долгий срок, особенно для нижних резцов. Если один из зубов покрыт коронкой и не может быть протравлен, то композитный материал можно заменить акриловой пластмассой.

Виды долгосрочных и постоянных шин

Шины, армированные волокном. Такие шины появились сравнительно недавно, поэтому ввиду недостаточного срока клинических наблюдений их пока можно отнести только к категории долгосрочных, но не постоянных конструкций.

Шины из гибкой ортодонтической проволоки. Обычно эти шины используют по окончании курса ортодонтического лечения, когда предполагается, что результат будет нестабильным. Понять, потребуется ли долгосрочное или постоянное шинирование, можно еще до начала лечения. В этом случае нужно обязательно заранее предупредить об этом пациента или его родителей.

Ортодонтическую проволоку прикрепляют к язычной или нёбной поверхности зубов композитным материалом. Ее гибкость обеспечивает некоторую подвижность зубов, прочность проволоки невысока, она часто ломается.

Литые металлические шины, требующие минимального препарирования. Это один из самых распространенных видов долгосрочных и постоянных шин. Их преимущества следующие: они не требуют удаления большого количества твердых тканей зубов, тонкие и не причиняют неудобств пациенту, а также не влияют значительно на его внешний вид. Тем не менее так как шины накладываются на поверхность зуба, они неизбежно увеличивают его объем и затрудняют гигиену полости рта.

Кроме того, они могут изменять окклюзионные соотношения, в некоторых случаях из-за этого приходится отказываться от идеальной в отношении фиксирующих и рстенционных свойств конструкции шины.

Для постоянного шинирования зубов после ортодонтического лечения при здоровом пародонте предпочтительнее использовать конструкции, требующие минимального препарирования, так как они лучше фиксируются на зубах и более гладкие. Такие шины изготавливают и цементируют так же, как и соответствующие мостовидные протезы.

Шинирующие протезы из полных коронок. Несмотря на все преимущества шин, требующих минимального препарирования, конструкции из полных коронок до сих пор используют довольно широко. Показанием к их применению служит наличие на зубах обширных реставраций или коронок, при наличии дефектов зубного ряда изготавливают шинирующий мостовидный протез. Применение съемного протеза чревато увеличением подвижности опорных зубов, кроме того, съемная конструкция не устраивала пациента по психологическим причинам.

Недостатки метода: требует больших временных затрат как со стороны врача, так и зубного техника; лечение очень дорого. Если шина оказывается несостоятельной, ее часто приходится снимать и, возможно, удалять несколько зубов. По вышеуказанным причинам такие конструкции следует применять только у пациентов с хорошей мотивацией и отличной гигиеной полости рта.

Шины с внутрикоронковыми фиксаторами. Для шинирования рядом стоящих зубов с внутрикоронковыми реставрациями было предложено несколько методов с использованием амальгамы или композитного материала, проволоки или специальных устройств.

Основная проблема с шинами такого типа заключается в том, что приложение нагрузки к непокрытым конструкцией участкам зубов приводит к разрыву соединения между реставрацией и тканями зуба, что нарушает краевое прилегание и способствует развитию вторичного кариеса. Нередко происходит также отлом фиксаторов. И наконец, такие конструкции тяжело обрабатывать и полировать, они хуже поддаются очищению по сравнению с шинами из полных или частичных коронок с полированными соединениями.

По этим причинами, а также из-за разработки более совершенных конструкций, шинирование с внутрикоронковой фиксацией в настоящее время не используют, хотя некоторые пациенты, счастливо избежавшие вышеописанных осложнений, все еще носят подобные шины.

Воспалительные процессы в тканях пародонта приводят к ослаблению всего связочного аппарата, разрушению кости, из-за чего зубы начинают шататься 1 . Шинирование зубов – это один из вспомогательных методов лечения пародонтита и пародонтоза, цель которого – зафиксировать подвижные зубы, объединив их в одну группу со здоровыми.

«Любая ощутимая подвижность зубов должна вас насторожить. Это значит, что связочный аппарат зуба поврежден и ослаблен. Чаще всего это происходит из-за хронического воспаления тканей пародонта, однако есть и другие причины. Если их не выявлять и не устранять вместе со специалистом, то есть риск рассасывания околозубных связок и полной потери зубов».

Поможем найти и устранить причину патологической подвижности. Сохраните свои зубы на долгие годы – начните с бесплатной консультации и диагностики.

Почему зубы становятся подвижными: основные причины

Самая распространенная причина – это пародонтит. Болезнь разрушает весь опорно-удерживающий комплекс: десну, поверхность корня, связки и костную ткань. Подробнее о том, к каким неприятным последствиям приводит воспаление, читайте в отдельной подробной статье о видах пародонтита.

Есть и другие факторы: травмы, патологии прикуса, системные заболевания. Например, при сахарном диабете, остеопорозе или гормональных сбоях ухудшается питание тканей, и они ослабевают. Даже слишком высокая пломба или искусственная коронка могут вызвать локальное расшатывание: изменяется давление на зуб – а значит, перегружаются и страдают ткани вокруг него.

Это интересно! Не всякая нагрузка «плохая». Жевательное давление стимулирует правильную микроциркуляцию в тканях пародонта – благодаря этому клетки насыщаются кислородом и микроэлементами. Но при условии, что зубы и десны здоровы.

отзыв пациента после лечения

«Я даже не ожидал, что будет настолько хорошо и комфортно в бюгельных протезах. Первый раз сталкиваюсь с протезированием, и то, что врач сотворил, это прекрасно. Жую, как своими собственными зубами практически любые продукты. Никаких проблем нет. Все вкусовые ощущения сохранились. Дикция какая была, такая и осталась!»

фото до лечения
после лечения

  • комплексное лечение пародонтита
  • фиксация и сохранение подвижных зубов
  • восстановление до 80% поврежденных тканей
  • полноценное питание без дискомфорта и боли

Зачем проводить шинирование зубов

Если ткани пародонта повреждены, то жевательная нагрузка только ухудшает ситуацию – ткани вокруг зуба и так ослаблены, им нужен покой, чтобы восстановиться (для этого, разумеется, используются дополнительные средства в виде аппликаций, гелей, препаратов, ускоряющих рост собственных клеток организма). А раскачивание корней еще больше травмирует воспаленные участки над и под десной.

Поэтому расшатанные зубы нужно стабилизировать, то есть обездвижить специальными ортопедическими аппаратами – шинами. Процедура, по сути, похожа на наложение гипса – обездвиживает ткани, чтобы они хорошо заживали на фоне основного лечения. Мы специально выделили эту фразу, потому что она важная. Если просто поставить шину на подвижные зубы, толку не будет совершенно никакого – она выпадет вместе с подвижными зубами, потому что воспалительный процесс будет только прогрессировать.

Кроме того, шинирование может потребоваться перед имплантацией зубов в комплексе с проведением пародонтологического лечения. Например, если проводится одиночная или частичная имплантация, но при этом в ряду произошли изменения и появилась подвижность. Или если проводится имплантация зубов только одной челюсти, а на второй зубы «разъехались» – в такой ситуации также требуется шинирование с одновременным проведением терапевтического лечения для предотвращения развития дальнейшей подвижности этих зубов, а также для восстановления правильных прикусных взаимоотношений.

«Шинирование не является самостоятельным методом решения проблемы подвижности. Оно применяется только в комплексе – недостаточно закрепить зубы, важно также купировать воспаление тканей пародонта, которое приводит к нарушению работы связочного аппарата. Если удалить зубные отложения, а следом добавить препараты для восстановления тканей, то шинирование действительно поможет избавиться от подвижности».

Показания и противопоказания к процедуре

Шинирование, фактически, не имеет противопоказаний. Даже наличие аллергических реакций легко решается выбором соответствующих материалов. Единственное ограничение – это целесообразность проведения процедуры. Если зубы имеют сильную подвижность и лечить пародонтит нет смысла (проще провести удаление с последующей заменой на импланты), то шинирование не проводится.

  • наличие подвижных зубов, вызванных пародонтитом, пародонтозом или периодонтитом,
  • подвижность в результате травмы,
  • закрепление результатов после ортодонтического лечения – ретенционный период,
  • необходимость восстановления отсутствующих зубов и одновременная фиксация подвижных.
  • аллергия на материалы аппаратов, используемых для шинирования (относительное),
  • сильная степень воспаления десен,
  • образование обильных десневых карманов с гнойным содержимым внутри,
  • плохая гигиена полости рта, отсутствие у пациента возможности поддерживать уход на должном уровне.

Как проводится шинирование

Первым делом перед шинированием санируют полость рта: убирают мягкий и твердый налет с помощью пятиступенчатой профессиональной гигиены полости рта, лечат кариес и пульпит, снимают острое воспаление слизистых.

ВАЖНО! Налет и камень под деснами вычищают на отдельной процедуре – кюретаж десен. Но на запущенных стадиях пародонтита, если зубы предварительно не укрепить шиной, это может быть опасно. Они часто держатся только на обильном затвердевшем налете, и если его убрать, то зубы выпадут из лунок. Поэтому шинирование проводится ПЕРЕД открытым кюретажем.

При шинировании подвижные и часть здоровых зубов соединяются в одну группу – последние дают улучшенную опору. Для этого используются несколько видов устройств. Подавляющее большинство из них выглядят как прочная нить.

Она может размещаться как сверху на внутренней поверхности зубов (в качестве временного варианта и при легкой степени подвижности), так и помещаться в специальной бороздочке, сделанной бором в зубной эмали и покрытой сверху пломбировочным материалом (рекомендуется при 2-3 степени подвижности). Второй вариант более предпочтителен для долговременного ношения 2 , поскольку в данной ситуации нить держится лучше и совершенно не ощущается, ведь поверхность зуба тщательно полируется. Тем не менее, сегодня применяется редко, поскольку стоматологи стремятся к максимальной сохранности живых тканей зуба.

Проведение шинирования зубов

green smile

Определим степень подвижности, найдем и комплексно устраним ее точные причины, чтобы спасти вашу улыбку и вернуть возможность полноценно питаться.

Виды шин: какие материалы используются для шинирования

По сути, шины представлены только двумя вариантами. Это шина (тонкая нить, которая крепится изнутри зубного ряда), а также шинирующий бюгельный протез. Далее – уже вариации, исходя из материалов.

Эстетичное шинирование стекловолокном или керамикой

Это самый оптимальный вариант шинирования. Как с точки зрения комфорта (удобства) и эффективности, так и с точки зрения эстетики. Такая лента прочная, полупрозрачная и имеет белый цвет. То есть даже при наличии межзубных промежутков (которые появляются, когда подвижные зубы «разъезжаются» по ряду), будет малозаметной.

Такую ленту можно фиксировать как в «бороздочку» внутри, так и сверху, не повреждая эмаль, а лишь слегка обрабатывая для улучшенного сцепления с материалом. Фиксация проводится при помощи пломбировочного светоотверждаемого композита.

Шинирование стекловолокном или керамикой

Современные эстетичные наноматериалы

Помимо стекловолокна сегодня также используются более совершенные эстетичные материалы для шинирования, которые обладают более высокой прочностью, биосовместимы с организмом человека (безопасны при проглатывании), поглощают меньше влаги, держатся дольше, плотнее прилегают к эмали и удерживают зубы более надежно.

Среди популярных брендов, которые используются в том числе в нашей стоматологии:

  • нити GlasSpan – «Гласспан»: на основе керамики и композита. Не дают усадки, имеют белоснежный цвет и полностью совместимы с организмом,
  • нити Ribbond – «Риббонд»: создаются из волокон полиэтилена, который также применяется для изготовления протезов суставов. Имеют запатентованное ленточное покрытие, которое значительно повышает прочность изделия.

Шинирование арамидной нитью

Арамидная нить – это искусственное волокно, очень прочное на разрыв. Такая нить не впитывает слюну, ее невозможно перекусить или перетереть. Арамид не вступает в химические реакции – материал безопасен для зубной эмали. Недостаток такой нити – ее непрозрачность. Шина может «просвечивать» или немного отличаться по цвету, если, например, родная эмаль слишком прозрачная и тонкая.

Шинирование арамидной нитью довольно часто проводят вантовым способом – сначала прокладывают в эмали неглубокие бороздки вокруг каждого зуба, а потом «восьмеркой» укладывают в них нить и плотно стягивают ее, чтобы обездвижить конструкцию. То есть в такой ситуации нить обхватывает подвижные и часть здоровых зубов со всех сторон. За счет этого обеспечивается достаточное натяжение. Также бороздки могут идти в два ряда или располагаться только на внутренней поверхности зубов. Все зависит от исходной ситуации.

На завершающем этапе бороздка вместе с нитью закрывается пломбировочным материалом в цвет эмали и шлифуется – шина незаметна со стороны.

Шинирование металлической проволокой

Такая ретенционная шина изготовлена из медицинской стали – перекрученных или переплетенных тонких жил. Чем их больше, тем устойчивее проволока к деформации и растягиванию.

Шинирование металлической проволокой

Ее, как правило, наклеивают на внутреннюю поверхность прямо на эмаль. Такой вид шинирования часто применяют после исправления прикуса, чтобы стабилизировать результаты лечения, или как временную шину при лечении пародонтита – когда ситуация выйдет в норму, шину можно будет снять без вреда для эмали. Среди минусов – опять же серый цвет, как в случае с применением арамидной нити. То есть если имеются промежутки в ряду, лучше ее не использовать.

Ретенционное эстетическое шинирование входит в наши пародонтологические лечебные программы Smile Recovery. Остановим расшатывание и вылечим проблему!

Шинирование съемным бюгельным протезом

Данный вариант применяется в случае, если в полости рта отсутствует часть зубов. Протез позволяет одновременно провести и протезирование, и шинирование. Бюгельная конструкция имеет металлическое основание – такой каркас располагается вдоль подвижных элементов. Конструкция отличается повышенной жесткостью – именно это требуется для фиксации подвижных зубов.

Шинирование зубов бюгельным протезом

Однако при длительном ношении у бюгельного протеза минусов больше, чем плюсов – он выводит из строя те элементы, на которые опирается, давит на больные десны, осложняет терапию.

Сколько придется носить нити?

Шинирование может быть временным – конструкция фиксируется с возможностью снятия без повреждения всего на несколько месяцев. Такой вариант применяется при лечении легкого пародонтита, периодонтита, для закрепления после ортодонтического лечения или при подвижности, вызванной травмами.

Постоянное шинирование необходимо для закрепления зубов на длительный период – например, при лечении пародонтита тяжелой стадии или наличии пустот в ряду, то есть удаленных элементов. При этом шину снимают и меняют на новую в среднем каждые 4-5 лет, а иногда и чаще.

Правила ухода после процедуры

После процедуры шинирования потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к шине, особенно если это бюгельные протезы, которые были установлены впервые. При наличии шин из средств гигиены должна быть удалена зубная нить – ее стоит заменить на тонкие щетки-ершики или ирригатор для очистки труднодоступных мест. В остальном правила ухода совершенно обычны: чистить зубы утром и вечером, а также обязательно удалять остатки пищи после каждого перекуса.

Бюгельные протезы являются съемными, однако при наличии подвижных зубов злоупотреблять их снятием не стоит. Для ухода за конструкциями нужно использовать зубную щетку, пасту, а также ирригатор. После приема пищи полость рта обязательно ополаскивать обычной водой / индивидуально подобранным ополаскивателем.

Преимущества и недостатки метода

  • закрепление расшатанных зубов на долгое время,
  • действенный способ лечения пародонтита, пародонтоза и периодонтита,
  • распределение нагрузки с подвижного зуба на здоровые,
  • нет неприятных ощущений в повседневной жизни, после процедуры шинирования можно общаться, полноценно питаться и проводить обычную гигиену полости рта,
  • шины легко удаляются после завершения лечения. Если после снятия нити в зубе остается углубление, то оно легко закрывается пломбировочным материалом,
  • высокая эстетика, поскольку тонкие нити-шины совершенно не заметны на зубах, а цвет и форма коронок бюгельных протезов подбирается под оттенок соседних, живых зубов.

Однако важно понимать, что шинирование зубов – это временная мера. Кроме того, она не всегда эффективна. От воспалительного процесса невозможно избавиться полностью – при обострении хронических заболеваний организма, при ухудшении гигиены, при пропуске медикаментозной терапии процесс будет усиливаться. Поэтому главными недостатками метода являются его недолговечность и возможность применения лишь на ранней стадии пародонтита или пародонтоза. В противном случае стоит рассмотреть альтернативные решения, а именно – удаление больных подвижных зубов и замена их на импланты 3 .

Какие есть альтернативы?

Фактически шина ничего не лечит, а лишь некоторое время удерживает зубы на месте. А чтобы избавиться от подвижности, нужно разбираться с ее причиной. Если это пародонтит, то вылечить его и укрепить ткани пародонта можно с помощью комплексных программ.

Читайте также: