Урок химии 9 класс соединения щелочноземельных металлов
Обновлено: 17.04.2024
Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам?
Почему они так называются?
Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы.
Как строение атомов II А определяет их свойства?
Как меняются металлические свойства элементов II А группы с увеличением заряда их ядер?
Каково значение кальция в организме человека?
3. Изучение нового материала
Задание. Заполните таблицу:
Название веществ
Формулы соединений
Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция.
Оксид и гидроксид кальция
Задание. Используя формулы соединений кальция, составьте генетический ряд этого металла (работа у доски)
Ca → CaO → Ca ( OH )2 → CaCO 3
Рассмотрим данные переходы:
1) Ca + O 2 → CaO (демонстрация видеоролика) (ОВР у доски)
2) CaO + H 2 O → Ca ( OH )2 (демонстрация)
Слайд 6 .
Новые слова : гашёная известь, негашёная известь, гашение, известковая вода, известковое молоко
Задание (работа с текстом учебника): используя текст учебника на странице 63, составьте соответствия
А. Оксид кальция
В. Гидроксид кальция
Г. Реакция оксида кальция с водой, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты
Д. Прозрачный раствор гидроксида кальция
Е. Белая взвесь гидроксида кальция в воде
Слайд 7. правильные ответы : 1ве. 2в. 3дв, 4а,5г
? С какими веществами ещё может реагировать гидроксид кальция? (с кислотами и солями)
Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди( II )» ТБ!
Ca ( OH )2 + 2 HCl → CaCl 2 + 2 H 2 O (ТЭД у доски)
Ca ( OH )2 + С uCl 2 → CaCl 2 + Cu ( OH )2 (ТЭД – дома)
Применение гидроксида кальция:
n при побелке помещений;
n для приготовления известкового строительного раствора и силикатного бетона;
n для умягчение воды;
n для производства известковых удобрений;
n получение других соединений кальция, нейтрализация кислых растворов (в том числе сточных вод производств), получение органических кислот;
n Известковое молоко применяют в сахарной промышленности для очистки свекловичного сока
Задание на дом (дополнительное): Составьте генетический ряд бария
Соли щелочноземельных металлов
На демонстрационном столе – склянки с солями (хлорид, нитрат, карбонат, фосфат, сульфат кальция)
Применение солей:
На наш урок приглашены специалисты разных областей знаний. В своей работе они не могут обойтись без соединений щелочноземельных металлов.
Задание. По ходу выступлений заполните таблицу: (нарисовать на доске)
Слайды 9,10,11,12
1. Выступление строителя:
Самый важный из минералов – известняк (карбонат кальция), без которого не обходится ни одно строительство. Во-первых, он сам является прекрасным строительным камнем. Во-вторых, это сырьё для получения цемента, гашёной и негашёной извести, стекла и др. Известковой щебёнкой укрепляют дороги. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных. Мел применяют для побелки, а также и в школе – школьный мел.
2. Выступление агронома:
Среднего содержания кальция в почвах (1,37%) вполне достаточно для обеспечения физиологических потребностей растений. Тем не менее, соединения кальция вносят в почвы для химической мелиорации: известковым порошком уменьшают кислотность почв, гипсованием устраняют избыточную щёлочность. Нитрат и фосфаты кальция используются как азотные удобрения.
3. Выступление скульптора:
Минерал скульпторов – мрамор (карбонат кальция). Из него создавал свои прекрасные творения Микеланджело.
Сульфат кальция встречается в природе в виде минерала гипса. Его используют для получения слепков. Для этого применяют полуводный гипс – алебастр.
4. Выступление хирурга:
Гипс используем и мы, медики, для наложения фиксирующих гипсовых повязок. Сульфат магния, известный под названием горькая или английская соль, используют в качестве слабительного средства. Он содержится в морской воде и придаёт ей горький вкус. Сульфат бария благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяют в рентгенодиагностике («баритовая каша») для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта. Остальные соединения бария токсичны.
Из всех заболеваний подростков на первом месте стоят нарушения опорно-двигательного аппарата. Одна из причин – недостаточное содержание кальция в пище. Замедление поступления кальция в костную ткань вызывает деформацию костей у взрослых и рахит у детей. Человек должен получать в день 1,5г кальция. Наибольшее его количество содержится в сыре, твороге, петрушке, салате. Другой хороший источник пищевого кальция, часто не берущийся в расчет - мягкие кости лосося и сардин, которые мы съедаем при потреблении этой пищи .
5. Выступление биолога (учитель):
Соединения кальция входят в состав скелетов и зубов позвоночных животных. Такие скелеты называются внутренними, и образованы они фосфатом кальция. На долю кальция приходится более 1,5% массы тела человека, 98% кальция содержится в костях.
? Перечислите функции скелета
! Опорная, защитная, двигательная, кроветворная
А какой ещё тип скелета встречается в природе?
? Какое соединение кальция входит в состав наружного скелета?
? У каких животных наружный скелет образован карбонатом кальция?
! Раковинные корненожки, кораллы, моллюски (раковина, жемчуг)
? Как образуется жемчуг?
6. Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета -"затравки" происходит отложение перламутровых слоёв. Добыча морского жемчуга ведётся главным образом в Красном море и Персидском заливе , а также у берегов Шри-Ланки и Японии . Пресноводный жемчуг добывается в Германии , России , Китае и странах Северной Америки . В настоящее время ведётся не только поиск природного жемчуга, но и выращивание его в промышленных масштабах (особенно в Японии). Внутрь устрицы помещаются бусинки из прессованных раковин, после чего устрицы возвращаются в воду. Через определённое время бусины, покрытые слоями перламутра, извлекаются из устриц. Искусственный жемчуг в последнее время широко используется как популярный компонент для создания бижутерии и украшений своими руками. Современные технологии позволяют создать искусственные жемчужины любых размеров, форм и цветов, при этом стоимость такого жемчуга существенно ниже натурального. История знает много примеров поистине гигантских жемчужин. Однако ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не живут больше 150—200 лет, после этого срока камень, увы, рассыпается.
7. Выступление биолога (учитель):
Мы практически ежедневно встречаемся с ещё одним объектом природы, который на 90% образован карбонатом кальция.
Слайд14 - 15 . Отгадайте загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь , в птенчика
Может превратиться (Яйцо) .
Более десяти лет исследований показали, что яичная скорлупа идеальный источник кальция, который легко усваивается организмом.
Готовят скорлупу так. Яйца моют в теплой воде с мылом, хорошо ополаскивают. Белок и желток выливают из яйца, а скорлупу еще раз прополаскивают и на 5 минут помещают в кипящую воду. Скорлупа яиц, сваренных вкрутую чуть менее активна, но зато готова к использованию. Дозировка от 1,5 до 3 г. в зависимости от возраста. Растереть скорлупу в порошок лучше в ступке. Принимать с утренней едой - с творогами или кашей (раздаточный материал).
Задание: Какие утверждения верны? (Обвести правильные ответы и поменяться в паре для проверки)
- Все элементы II группы главной подгруппы относятся к щелочноземельным металлам
- Оксид кальция реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли
- Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
- Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
- Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
- Алебастр – это полуводный гипс
- Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
- В организме человека 98% кальция содержится в костях
- Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
- Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных
1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
3. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
4. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг;
5. Негашёная известь – это оксид кальция СаО
6. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
7. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
8. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
9. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
10. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.
Слайд 16. (ответы)
5. Рефлексия
Обязательное: § 12, вопр.4.
Дополнительное: Составьте генетический ряд бария, запишите уравнения химических
Творческое: Придумайте сказку или задачу с привлечением знаний о щелочноземельных
металлах и их соединений
7. Окончание урока
Источники информации:
1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.
Какие утверждения верны? (Обвести правильные ответы и поменяться в паре для проверки)
1.Все элементы II группы главной подгруппы относятся к щелочноземельным металлам
2.Оксид кальция реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли
3.Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
4.Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
- Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
- Алебастр – это полуводный гипс
- Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
- В организме человека 98% кальция содержится в костях
- Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
- Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных
- Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
- Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
- Алебастр – это полуводный гипс
- Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
- В организме человека 98% кальция содержится в костях
- Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
- Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных
Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.
Задачи урока:
1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;
2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
2. Совершенствовать умения логически мыслить.
3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
1. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
2. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_otkrytyy_urok_po_khimii.docx | 19.97 КБ |
soedineniya_shchelochnozemelnykh_metallov.pptx | 2.62 МБ |
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру
За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.
Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме:
Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
- Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;
- Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
- Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
- Совершенствовать умения логически мыслить.
- Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
- Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
- Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
- Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование и реактивы: коллекция известняков, гидроксид кальция, вода, фенолфталеин, штатив с пробирками, фильтр, воронка, химический стакан.
Устная проверка знаний: (у доски)
- строение атома элементов 2а группы
- химические свойства на примере кальция
- упражнение 5 стр. 67
-работа по карточкам
- групповая опережающая работа с коллекцией известняков
- групповая опережающая работа ( лабораторный опыт)
-остальные работают, выполняя задание по компьютеру(найти соответствие формулы и названия вещества)
Карточки собрать. У всех на столах таблицы ( приложение 3)
В природе щелочноземельные металлы и магний так же как и щелочные металлы находятся только в виде соединений, вследствие своей высокой химической активности.
Я попросила 2 группы ребят провести исследования. Что они исследовали, какие результаты у них получились, мы сейчас и узнаем.
Попутно заполняется таблица
1 группа: ( Приложение 2)
Выданное нам вещество называется оксид кальция или негашеная известь. Оно твердое, белого цвета. В воде растворяется плохо. При растворении образовался гидроксид кальция, который по-другому называется гашеной известью.
Затем мы разделили раствор гидроксида кальция на 2 части.
В 1 часть добавили несколько капель фенолфталеина, он изменил свою окраску на малиновый цвет. Из этого следует, что в растворе есть гидроксогруппа и раствор является щелочью.
2 часть раствора мы профильтровали. Из учебника мы узнали, что прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковая вода, а то что осталось на фильтровальной бумаге – известковое молоко.
СaO – в производстве строительных материалов
Сa(OH) 2 – в сахарной промышленности для очистки свекольного сока
Наибольшее распространение имеют соли щелочноземельных металлов
2 группа учащихся коллекцию минералов и сейчас они расскажут , какие минералы кальция они узнали, где они применяются. Продолжается работа с заполнением таблицы.
2 группа ( Приложение 2)
Изучив коллекцию минералов и работая с учебником, мы выяснили, какие соединения образует кальций и где эти соединения применяются.
Сначала мы увидели мел. Его мы используем в школе, а так же его добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки
Потом мы рассмотрели известняк. Он бывает ракушечный и плотный. Используется для получения цемента, стекла, гашеной и негашеной извести. Известковой щебенкой укрепляют дороги
Мрамор мы увидели: белый, серый, красный. Мрамор используется для изготовления скульптур, в архитектуре, для облицовки.
Мел, мрамор, известняк имеют формулу СаСО 3
Гипс СаSO 4 × 10 H 2 O используется в строительстве, медицине.
Заполняем таблицу до конца
Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.
Суточная потребность кальция- 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.
4.Закрепление : показываю карточку с формулой, ребята дают название и где применяется данное соединение.
5. Итог урока: Что мы сегодня узнали на уроке?
Мы узнали формулы магния и щелочноземельных металлов, названия и их применение.
Конспект урока "Соединения щелочноземельных металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Конспект урока по химии для 9 класса по теме
Соединения щелочноземельных металлов
Тип урока : комбинированный
Общая дидактическая цель: создать условия для изучения новой темы «Соединения щелочноземельных металлов » .
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята, все готовы к уроку? Садитесь.
2. Проверка домашнего задания
А сейчас давайте проверим, как вы дома поработали дома с прошлой темой.
- Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)
- Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? (Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra)
- Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)
- Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявляться восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)
3. Актуализация и коррекция опорных знаний и умений
Сейчас я предлагаю каждому самостоятельно выполнить задания на карточке, которая лежит у вас на столах. Напишите ваше имя и фамилию и свои ответы записывайте прям в нее.
Карточка с заданиями:
1. Запишите химические символы щелочноземельных металлов в порядке увеличения их относительной атомной массы – …
2. Запишите уравнение реакции образования нитрида кальция
3Са+N 2 =Са 3 N 2
3. Какой металл II группы главной подгруппы периодической системы, не реагирующий с водой – …
4. Запишите пару щелочноземельных металлов, используемых в пирометаллургии
5. Какой из щелочноземельных металлов наиболее энергично реагирует с водой?
Закончили? Хорошо, давайте проведем самоконтроль выполнения заданий. На доске представлены правильные ответы и критерии оценки вашей работы. Пожалуйста, проверьте себя. На столах у вас лежат оценочные листы, поставьте в него вашу первую отметку.
Молодцы, давайте перейдем к теме нашего урока. Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть короткие видеофрагменты. По окончании, вы попробуете сами сформулировать тему нашего занятия. Внимание на экран. (показываю видеоролики о соединениях кальция и магния).
Итак, давайте попробуем. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем разговаривать?
- О кальции и магнии
- Об их распространенности в природе
- О щелочноземельных металлах, а конкретнее об их соединениях.
Верно, давайте запишем тему нашего урока «Соединения щелочноземельных металлов».
Ребята, а какова цель нашего занятия? Как вы думаете?
- Узнать, где встречаются соединения этих металлов в природе
- Поговорить об их применении
- Изучить их физические свойства
- Выделить их химические свойства
5. Восприятие и первичное осознание нового материала
Вы сегодня не просто так сидите по группам, изучение соединений щелочноземельных металлов мы будем осуществлять по определенному плану. У вас на столах лежат карточки с заданием, которые вы должны выполнить в группе. Каждая группа рассматривает свой вопрос. Все необходимое оборудование у вас есть. На эту работу у вас 10 минут. По окончании, по одному представителю от группы, его вы выберите самостоятельно, выйдет сюда и расскажет, над чем вы работали всем остальным ребятам.
Я буду подходить к вам, можете задавать мне вопросы. Задание понятно? Тогда приступаем к выполнению.
1 группа: Распространение соединений щелочноземельных металлов в природе, образцы соединений, их химические формулы.
2 группа: Физические свойства соединений щелочноземельных металлов. Жесткость воды.
3 группа: Химические свойства соединений щелочноземельных металлов.
4 группа: Получение и применение соединений щелочноземельных металлов.
6. Первичное обобщение и систематизация знаний
Хорошо, заканчивайте. Я попрошу по одному представителю от каждой группы по очереди выйти сюда и поделиться с нами, над каким вы вопросом работали, что вам удалось выяснить. В процессе выступления остальные ребята могут задать вопросы и записывают к себе в тетрадь основные моменты, касающиеся вопроса.
7. Рефлексивно-оценочный этап
Хорошо, спасибо. Молодцы. Сейчас попробуйте оценить коллективно работу каждого члена группы. Критерии оценки лежат у вас на столах. Полученный результат каждый запишите себе в оценочный лист. Обсуждайте. Готовы?
Ребята, давайте вместе сейчас обобщим все, что было сказано на уроке.
- В виде каких полезных ископаемых встречаются соединения щелочноземельных металлов? (известняк, гипс, кварц, кальцит, песчаник, мрамор)
- Что такое жесткость воды?
- Как получают оксиды щелочноземельных металлов? (обжигом карбонатов)
- Какими физическими свойствами обладает карбонат кальция?
- С какими неорганическими веществами реагируют оксиды щелочноземельных металлов? ( с водой, кислотами, солями).
- Каков характер оксидов щелочноземельных металлов? (основный)
На мой взгляд, все поработали хорошо.
8. Домашнее задание
А сейчас откройте ваши дневники, давайте запишем, что вы будете делать дома. Прочитать §12, выполнить упражнения 4 и 5 письменно. Задание понятно? Убираем дневники.
9. Организованное окончание урока
Задайте мне вопросы. Положите на край стола ваши карточки с заданиями и оценочные листы. Я их соберу и поставлю оценку за работу на уроке. Если вопросов нет, то можете быть свободны. Спасибо за урок, до свидания!
Задача: При разложении известняка, массой 380 грамм образовался газ. Какой объем газа выделился, если выход от теоретически возможного составил 85%? ( )
Соединения щелочноземельных металлов
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Конспект урока по теме
«Соединения щелочноземельных металлов»
Цель: Обобщить знания учащихся и сформировать у них полное разностороннее представление
о природных соединениях щелочноземельных металлов, их свойствах, значении в
природе и использовании человеком
Задачи: 1) обучающие: усвоение учащимися представлений о природных соединениях
щелочноземельных металлов, их значении в природе и использовании
2) развивающие: развитие умений составлять формулы веществ по их названиям и
давать названия по химическим формулам; записывать уравнения
химических реакций и рассматривать их с точки зрения
ТЭД и ОВР; отработка навыков проведения химического
эксперимента; показать взаимосвязь химии с другими предметами
(биологией, географией, ИЗО) и областями деятельности человека
(медициной, строительством, сельским хозяйством, архитектурой)
3) воспитывающие: патриотическое, эстетическое воспитание, формирование навыков
ЗОЖ (по предупреждению заболеваний опорно-двигательной
- Для лабораторных работ: штатив для пробирок, пробирка, растворы гидроксида кальция, сульфата меди(II) и соляной кислоты, фенолфталеин, коллекции природных соединений щелочноземельных металлов в чашках Петри;
- Для демонстраций: штатив для пробирок, пробирка, оксид кальция, вода, фенолфталеин, скелет человека, зубы млекопитающих, яйца, упаковки от зубных паст, кораллы, жемчуг, мел, мрамор, известняк; коллекция химических соединений щелочноземельных металлов
- Для окончания урока: раздаточный материал
- Технические средства: компьютер, колонки, медиапроектор, экран.
- Организационный момент
- Повторение пройденного материала
- Изучение нового материала: 1) Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция. Оксид и гидроксид кальция. Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди(II)»; 2) Соли щелочноземельных металлов. Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений кальция». Применение солей
- Закрепление полученных знаний
- Домашнее задание
- Окончание урока
2. Повторение пройденного материала
Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы?
Как строение атомов IIА определяет их свойства?
Как меняются металлические свойства элементов IIА группы с увеличением заряда их ядер?
3. Изучение нового материала
Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция.
Оксид и гидроксид кальция
Задание. Заполните таблицу:
? Каким цветом выделены формулы и названия оксидов, гидроксидов, солей?
Задание. Используя формулы соединений кальция, составьте генетический ряд этого металла (работа у доски)
Ответ: Ca → CaO → Ca(OH) 2 → CaCO 3
- Ca + O 2 → CaO (демонстрация видеоролика) (ОВР у доски)
- CaO + H 2 O → Ca(OH) 2 (демонстрация)
Задание. Из предложенного перечня выберите формулы веществ, с которыми может реагировать оксид кальция. Запишите уравнения возможных реакций (самопроверка).
Na, SO 2 , MgO, HCl, CaCl 2 , KOH
Ответ: Как основный оксид CaO реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли:
1. СаO + SO 2 = CaSO 3
2. CaO + 2HCl = CaCl 2 +H 2 O
- Ca(OH) 2 + CO 2 → CaCO 3 (демонстрация биологического опыта «Дыхание») (Качественная реакция)
У травянистых растений газообмен происходит через устьица на листьях и стеблях, у деревьев и кустарников - на стволах через чечевички или трещины
Новые слова : гашёная известь, негашёная известь, гашение, известковая вода, известковое молоко
Задание (работа с текстом учебника): используя текст учебника на странице 63, составьте соответствия
А. Оксид кальция
В. Гидроксид кальция
Г. Реакция оксида кальция с водой, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты
Д. Прозрачный раствор гидроксида кальция
Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди(II)» ТБ!
Ca(OH) 2 + 2HCl→ CaCl 2 + 2H 2 O (ТЭД у доски)
Ca(OH) 2 + СuCl 2 → CaCl 2 + Cu(OH) 2 (ТЭД – дома)
Применение гидроксида кальция:
Соли щелочноземельных металлов
? Опишите физические свойства представленных солей
Данные соединение встречаются и в природе в виде минералов
Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений кальция»
Задание. Рассмотрите образцы и запишите в тетрадь названия природных соединений кальция
Задание. По ходу выступлений заполните таблицу:
А сколько соединений кальция в составе любой зубной пасты! Из зубной пасты доставляются кальций, фосфор и магний. Кальций и фосфор являются основными строительными элементами эмали зуба. На протяжении всей жизни человека они участвуют в обменных процессах. Необходимость такой добавки обусловлена потребностью зубов в этих элементах при кариесе, и в еще большей степени при некариозных поражениях зубов. Некариозные поражения зубов чаще всего связаны с нарушениями функции щитовидной, поджелудочной, половых желез, заболевания ЖКТ и др., а так же с влиянием внешних неблагоприятных воздействий (ежедневная длительная - более 6 часов - работа с компьютером, экологические влияния) вызывающих заметную убыль минеральных компонентов в тканях зуба, ведущих в начале к повышенной чувствительности зубов, а затем к повреждению в виде кариеса. В связи с этим местное применение паст, содержащих фосфорно-кальциевые добавки, позволяет не только предупредить, но и в известной степени компенсировать потери при наличии заболевания.
Проверка работы некоторых учащихся по заполнению таблицы
Выступление биолога (учитель):
! Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета -"затравки" происходит отложение перламутровых слоёв. Добыча морского жемчуга ведётся главным образом в Красном море и Персидском заливе , а также у берегов Шри-Ланки и Японии . Пресноводный жемчуг добывается в Германии , России , Китае и странах Северной Америки . В настоящее время ведётся не только поиск природного жемчуга, но и выращивание его в промышленных масштабах (особенно в Японии). Внутрь устрицы помещаются бусинки из прессованных раковин, после чего устрицы возвращаются в воду. Через определённое время бусины, покрытые слоями перламутра, извлекаются из устриц. Искусственный жемчуг в последнее время широко используется как популярный компонент для создания бижутерии и украшений своими руками. Современные технологии позволяют создать искусственные жемчужины любых размеров, форм и цветов, при этом стоимость такого жемчуга существенно ниже натурального. История знает много примеров поистине гигантских жемчужин. Однако ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не живут больше 150—200 лет, после этого срока камень, увы, рассыпается.
У нас в Карелии есть город, на гербе которого изображён жемчужный венок на голубом поле. Это Кемь. Именно кемский жемчуг из рек Керети, Кеми и Куземки очень хвалили специалисты, считали его образцом пресноводного русского жемчуга «по цвету, блеску и форме». Карельский жемчуг цвет имел серебристый, чуть-чуть голубоватый. Конечно же, самые крупные жемчужные зерна превращали в бусы. Кроме того, им расшивали одежду и головные уборы поморских девушек. В них каждая поморка по праздникам выглядела настоящей царевной. Такими нарядами очень дорожили, берегли их и передавали из поколения в поколение. Мелким жемчугом украшали оклады икон в монастырях, расшивали праздничную одежду священников. Во времена его былой популярности много драгоценных зерен продавалось и за границу. Хитрые иностранные купцы охотно скупали поморский жемчуг, а иногда ввозили его снова в Россию под видом более дорогого «восточного». Поморский жемчуг практически перестали добывать в кемских реках почти 100 лет назад: мало стало перловиц, упали цены на эти прекрасные дары кемских рек. Но времена меняются: сегодня по подсчетам специалистов, в одной из рек северной Карелии обитает около 5 миллионов жемчужниц. Значит, старинный герб Кеми имеет не только историческое значение. Современная Кемь украшена по-настоящему богатым жемчужным венком!
Мы практически ежедневно встречаемся с ещё одним объектом природы, который на 90% образован карбонатом кальция. Отгадайте загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь , в птенчика
Может превратиться (Яйцо) .
Тест с взаимопроверкой
Задание: Какие утверждения верны?
- Все элементы II группы главной подгруппы относятся к щелочноземельным металлам
- Оксид кальция реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли
- Негашёная известь – это гидроксид кальция
- Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
- Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
- Алебастр – это полуводный гипс
- Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
- В организме человека 98% кальция содержится в костях
- Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
- Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных
Обязательное: § 12 стр. 62-67, ? 1 на стр. 67, закончите конспект урока
Дополнительное: Составьте генетический ряд бария, запишите уравнения химических
Творческое: Придумайте сказку или задачу с привлечением знаний о щелочноземельных
6. Окончание урока
1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочные и зачетные задания по темам "Щелочные металлы" и "Щелочноземельные металлы"
Свойства Щелочноземельных металлов
щелочноземельные металлы: положение в периодической системе, физические свойства, нахождение в природе, химические свойства, соединения.
Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применениеЦель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.Задачи урока:Образовательные: 1.
Соединения щелочноземельных металлов
Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 9 классе по теме:"Соединения щелочноземельных металлов".
Проверочная работа "Щелочноземельные металлы и их соединения" (9класс)
Раздаточный материал для проверочной работы (4 варианта). Дополнительные задания можно дать устно.
Конспект урока "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока для 9 класса с элементами ФГОС.
Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы
Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы Цель урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как о.
Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
Урок является продолжением изучения темы "Щелочноземельные металлы", знакомит с основными соединениями, их свойствами и применением.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"»
Урок химии в 9 классе. «____»__________________ 20 ___ г.
Соединения щелочноземельных металлов.
Цель. Рассмотреть важнейшие соединения щелочноземельных металлов.
Образовательные: определить свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов; усвоение учащимися представлений о природных соединениях щелочноземельных металлов, их значении в природе и использовании человеком.
Развивающие: развивать химический язык, записывать уравнения химических реакций и рассматривать их с точки зрения ТЭД и ОВР;
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда.
Проверка домашнего задания
Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)
Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? ( Ca, Sr, Ba, Ra)
Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)
Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявляться восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)
Изучение новой темы.
Работа с учебником.
Составьте формулу оксида кальция, определите его характер.
Определите химические свойства оксида кальция.
Даны вещества:K2O, H2O, Cu(OH)2, CO2, BaSO4, HNO3, CaCO3.Составьте уравнения реакций веществ, которые будут взаимодействовать с оксидом кальция.
Составьте формулу гидроксида кальция, определите его характер.
Дайте характеристику гидроксида кальция:
а) по растворимости в воде _______________________________________
б) по кислотности _______________________________________________
в) по степени электролитической диссоциации ______________________
6) Заполните таблицу « Природные соединения кальция и магния»
Закончите схемы реакций.
Для реакций 5 и 6 составьте электронный баланс. Для реакций 7 и 10 составьте полные и сокращенные ионные реакции.
Закрепление.
1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Бериллий входит в состав «бериллиевой бронзы» - упругого и долговременного материала для изготовления подшипников, рессор, амортизаторов. В каждом современном самолете около 1000 деталей из такой бронзы.
3. Основные компоненты зубной пасты – мел и гипс.
4. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
5. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
6. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг;
7. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
8. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
9. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
10. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
11. Магнезию используют спортсмены, натирая ладони перед выступлением на брусьях или кольцах.
12. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
13. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.
14. Соли Са, Мg, Sr, Ba используют для производства фейерверков и салютов.
стр. 62-66, упр. 5 стр. 67
Читайте также: