Нормы заплетки стальных канатов

Обновлено: 02.05.2024

Текст ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ КАНАТНЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Cargo handling rope slings for building. Specification

МКС 53.020.030
ОКП 31 5000

Дата введения 1984-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 21.12.82 N 293

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

3.10, приложение 1

3.10, 3.12, 3.31, 3.38, приложение 1

5. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2004 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в марте 1987 г., августе 1989 г. (ИУС 7-87, 12-89)

Настоящий стандарт распространяется на грузовые канатные стропы, состоящие из соединительных элементов (канатных ветвей, звеньев) и захватов (крюков, карабинов) и применяемые в строительстве для строповки грузов.

1. ТИПЫ

1.1. Грузовые канатные стропы должны изготавливаться следующих типов:

4СК - четырехветвевые (исполнения 1 и 2);

СКП - двухпетлевые (исполнения 1 и 2);

СКК - кольцевые (исполнения 1 и 2).

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

2.1. Основные параметры и размеры стропов типа 1СК должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.

Строп с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевой или стальной втулкой


Строп с заделкой концов каната заплеткой


1 - канатная ветвь; 2 - звено; 3 - захват

Конструкция и размеры звеньев и захватов приведены в приложении 1.

Рекомендации по способам заделки концов каната приведены в приложении 2.

В условное обозначение входит наименование изделия, тип, грузоподъемность, длина и обозначение настоящего стандарта.

Пример условного обозначения одноветвевого стропа грузоподъемностью 1,6 т, длиной 2000 мм:

Строп 1СК-1,6/2000 ГОСТ 25573-82

То же, предназначенного для эксплуатации в районах с холодным климатом:

Строп 1СК-1,6 ХЛ/2000 ГОСТ 25573-82

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2. Основные параметры и размеры стропов типа 2СК должны соответствовать указанным на черт.2 и в табл.2.


1 - канатная ветвь; 2 - звено 1; 3 - звено 2; 4 - захват


1 - звено; 2 - канатная ветвь; 3 - захват

1 - канатная ветвь; 2 - звено 1; 3 - звено 2 (уравнительное); 4 - захват; 5 - уравнительная ветвь

Звено 2 выполняется по техническим условиям на стропы конкретных типов

Канатная ветвь с заделкой концов каната заплеткой

1 - канат грузового назначения марки 1, нераскручивающийся; 2 - коуш по ГОСТ 2224; 3 - место заделки концов каната (рекомендации по способам заделки приведены в приложении 2)

Канатная ветвь с переходным звеном

1 - канат грузового назначения марки 1, нераскручивающийся; 2 - коуш по ГОСТ 2224; 3 - место заделки концов каната (рекомендации по способам заделки приведены в приложении 2); 4 - звено разъемное переходное

Размеры в миллиметрах

Обоз- начение ветви канат-
ной

Допускаемая нагрузка, кН (тс)

Расчетное разрывное усилие ветви каната, Н (кгс), не менее

На-
грузка при испы-
тании, тс

Длина канатной ветви


Строп с заделкой концов каната заплеткой

1 - канат грузового назначения марки 1, нераскручивающийся; 2 - место заделки концов каната (рекомендации по способам заделки приведены в приложении 2).

2.8. Основные параметры и размеры стропов типа СКП исполнения 2 должны соответствовать указанным на черт.8 и в табл.7.

1 - канат грузового назначения марки 1, нераскручивающийся; 2 - место обмотки концов прядей проволокой 1,0-0 по ГОСТ 3282; 3 - втулка (выполняется по техническим условиям на стропы конкретных типов)

Грузоподъемность стропа, т, при угле наклона к вертикали

Строп кольцевой с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевой втулкой

1 - канат грузового назначения марки 1, нераскручивающийся; 2 - место обмотки концов прядей проволокой 1,0-0 по ГОСТ 3282; 3 - втулка (2 шт.)

2.10. Основные параметры и размеры стропов типа СКК исполнения 2 должны соответствовать указанным на черт.10 и в табл.8.

Размеры в миллиметрах

Грузоподъ-
емность стропа, т, при угле наклона к вертикали

3.15. При заделке концов канатов заплеткой места заплетки должны обкатываться обжимными роликами или протягиваться через обжимную втулку.

Допускается при индивидуальном изготовлении стропов место заплетки уплотнять обстукиванием молотком.

Места заплетки с выступающими концами проволок прядей должны быть обмотаны проволокой диаметром 1 мм по ГОСТ 3282 или другим материалом.

При обмотке проволокой или другим материалом должно быть обеспечено перекрытие участка с выступающими концами проволок прядей на 10-30 мм в обе стороны в зависимости от диаметра каната.

Витки проволоки должны плотно прилегать к канату и друг к другу, а концы проволоки - заделаны способом, исключающим ее разматывание.

3.16. Соединительные элементы (звенья) из круглой стали должны изготавливаться гибкой в холодном или горячем состоянии, а захваты (крюки, карабины) - ковкой или штамповкой.

Качество поковок - по группе II ГОСТ 8479.

Применение сварки при изготовлении крюков не допускается.

3.17. На поверхности деталей звеньев и захватов не допускаются трещины, плены, расслоения, волосовины и надрывы.

Заваривать и заделывать указанные дефекты не допускается.

3.18. После гибки или штамповки концы звеньев из круглой стали должны свариваться контактной стыковой сваркой сопротивлением или оплавлением.

Сварной шов треугольного звена должен располагаться в центре нижней стороны звена, а овальных звеньев - на прямолинейном участке.

Допускается применять ручную дуговую сварку сварного соединения с конструктивными элементами, разработанными по документации, утвержденной в установленном порядке.

3.19. При сварке звеньев из круглой стали увеличение диаметра в месте сварки не должно превышать 10%.

3.20. Смещение свариваемых концов звена в месте стыка не должно превышать значений, приведенных в табл.11.

Диаметр сечения звена

Смещения концов звена

3.21. Сварочные материалы, применяемые для сварки деталей стропов, должны обеспечивать механические свойства сварного соединения не ниже механических свойств основного металла.

3.22. В местах сварки не должно быть непроваров и подрезов.

3.23. Сварку звеньев стропов должны производить сварщики, аттестованные в соответствии с правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора.

3.24. Сварку пластин карабинов производят точечной контактной сваркой в соответствии с приложением 1. Пластины после сварки должны перемещаться свободно без заеданий.

3.25. Крюки после ковки или штамповки, скобы разъемных звеньев после гибки, а неразъемные звенья после сварки должны быть термообработаны и очищены от окалины.

Детали для стропов климатического исполнения У должны быть подвергнуты нормализации, а детали климатического исполнения ХЛ - нормализации или закалке с последующим отпуском.

После термообработки твердость металла деталей климатического исполнения У должна быть не менее 110 НВ, климатического исполнения ХЛ - не менее 135 НВ, ударная вязкость металла деталей климатического исполнения ХЛ должна быть не менее 29 Дж/см - для деталей, изготовленных гибкой;

- по Н14, h14, - образуемых при механической обработке;

- по II группе ГОСТ 7505 - образуемых штамповкой;

- по ГОСТ 7829 - образуемых ковкой.

3.34. Стропы, имеющие разъемные звенья типа Рт2 с увеличенным радиусом гибки скобы и овальные звенья типа Ов2, навешиваются на крюки грузоподъемных машин грузоподъемностью от 3 до 25 т согласно табл.11а.

Грузоподъемность крюка грузоподъемной машины, т

3.35. Допускается конец стропа типа 1 изготавливать по типу стропа СКП1.

3.36. В крюках допускается применять предохранительные замки, изготовленные по ГОСТ 12840 или рабочим чертежам предприятий-изготовителей, утвержденным в установленном порядке и согласованным с базовой организацией по грузозахватным устройствам.

3.37. Втулка для стропов типов СКП2 и СКК2 должна свободно перемещаться по канату. Гарантированный зазор между стенкой втулки и канатом должен быть не менее 5 мм.

3.38. Втулки для стропов типов СКП2 и СКК2 должны изготавливаться из стали марки 20 по ГОСТ 1050 и стали марки 25Л по ГОСТ 977.

3.39. Крюк втулки для стропов типов СКП2 и СКК2 должен выдерживать нагрузку, равную половине грузоподъемности стропа и направленную параллельно его ветви.

3.40. Коэффициент запаса прочности крюка втулки для стропов типов СКП2 и СКК2 по изгибу должен быть не менее 1,25 от действующего на него усилия.

3.41. Втулки для стропов типов СКП2 и СКК2 должны изготавливаться по рабочим чертежам предприятий-изготовителей, утвержденным в установленном порядке и согласованным с базовой организацией по грузозахватным устройствам.

3.33-3.41. (Введены дополнительно, Изм. N 1).

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. При изготовлении стропов должны соблюдаться следующие требования безопасности: к производственному процессу по ГОСТ 12.3.002, к электробезопасности по ГОСТ 12.1.019, к работе с абразивным инструментом по ГОСТ 12.1.001.

4.2. Резку каната абразивным кругом следует выполнять с использованием защитных очков или защитных щитков.

4.3. Крюки стропов должны быть снабжены предохранительными замками, конструкция и размеры которых приведены в рекомендуемом приложении 1. Допускается применять предохранительные замки крюков по ГОСТ 12840 и по рабочим чертежам предприятий-изготовителей, утвержденным и согласованным с базовой организацией по грузозахватным устройствам.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.4. При проведении испытаний строп или канатная ветвь должны быть ограждены сплошным или сетчатым кожухом для предохранения рабочих от травм.

4.5. Испытания и эксплуатация стропов должны проводиться в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора и СНиП 12-04 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

4.6. Грузовые стропы, не прошедшие технического освидетельствования, установленного правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора, к работе не допускаются.

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1. Для проверки соответствия стропов требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемосдаточные испытания.

5.2. При приемосдаточных испытаниях каждый строп проверяют на соответствие требованиям пп.3.7-3.10, 3.12-3.15 и 3.17.

На соответствие требованиям пп.3.3-3.22 проверяют 10% стропов от партии в случае заделки концов канатов опрессовкой алюминиевой и стальной втулками, включая первый и последний строп, и 2% - в случае заделки концов канатной заплеткой.

Общее число проверяемых стропов не должно быть менее двух.

Партия стропов должна состоять из изделий одного типа и грузоподъемности, изготовленных из каната с одного барабана (бухты) и деталей из одной партии.

Партия деталей должна состоять из деталей одного типоразмера, изготовленных из металла одной марки и совместно прошедших термообработку.

При индивидуальном изготовлении на соответствие требованиям п.3.3 проверяют каждый строп.

5.3. Крюки, карабины и звенья следует проверять на соответствие требованиям:

- п.3.3. - 2% изделий от партии;

- ГОСТ 8479 - все заготовки крюков, изготовленные методом свободной ковки и первый и последний крюк от партии, изготовленные методом горячей штамповки;

- п.3.22 (непровар) - 2% звеньев от партии;

- п.3.25 (твердость стали) - 1% скоб разъемных звеньев и карабинов; звеньев треугольных, овоидных и овальных; заготовок крюков от партии.

У заготовок крюков предел текучести и относительное удлинение металла надлежит проверять в объеме, указанном в табл.12.

Нормы заплетки стальных канатов


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ*

* Для удобства чтения по просьбе руководителей и специалистов предприятий текст изменения N 1 приводится курсивом

Дата введения 1994-06-01*

________________
* См. ярлык Примечания.

УТВЕРЖДЕН Госгортехнадзором России от 20.10.93 г. с изменением N 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.09.98 N 57.

Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий климатического исполнения ТУ и У по ГОСТ 15150

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Стропы должны изготавливаться:

ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;

кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза

Грузовые канатные стропы изготавливаются из отрезков стальных канатов (рис.П.1.21-П.1.26), грузовые цепные стропы - из отрезков круглозвенных цепей (рис.П.1.27-П.1.29).

1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5; 0,63; 1,0*; 1,6; 2,0*; 3,2*; 5,0*; 6,3; 8,0; 10*; 12,5*; 16*; 20*; 25; 32*; 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


2.1. Общие требования

2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.


Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в
п.2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 N 20.

К заявлению предприятия - изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:

технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

рабочие чертежи стропов;

описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);

сертификаты на канаты и цепи;

справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в приложении 4).

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис.1).

Рис.1. Строповка груза двух- (), трех- () и четырехветвевыми () стропами

2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение - не менее 1,5.

2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне - не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.

2.1.8. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 300°С, но не более 500°С, снижают на 25%, а свыше 500°С - на 50%.

2.1.9. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100°С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, - не выше 150°С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.

2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1% длины ветви.

2.2. Требования к конструкции стропов

2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.

Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро- или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.

2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.

Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.

Рекомендуется применять канаты по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688 и ГОСТ 7668, а для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, - по ГОСТ 7669.

2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.

Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.

2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.

2.2.6. Для навески ветвей на грузовой крюк применяются звенья в виде неразъемных и разъемных петель, а для захвата груза - в виде крюков, скоб и петель.

2.2.7. Рекомендуемые конструкции стропов и их элементов приведены в приложении 1.

2.3. Требования к материалам

2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.

2.3.2. Для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ 15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ 1050; для стропов климатического исполнения У - стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281.

2.3.3. Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии проверки ударной вязкости материала при температуре -40°С в соответствии с ГОСТ 9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см.

2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп.2.3.1-2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.4. Требования к элементам стропов

2.4.1. Стальные канаты, применяемые для изготовления грузовых стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 "Канаты стальные. Технические условия". При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.

Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 "Цепи якорные" или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.

2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.

2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл.1.

Таблица 1

Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его диаметра

ГОСТ Р 58753-2019 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия

Текст ГОСТ Р 58753-2019 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 58753— 2019


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ КАНАТНЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Технические условия


Москва Стандартинформ 2020

ГОСТ Р 58753—2019

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2019 г. № 1383-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Стандартинформ. оформление, 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация и основные параметры

4.2 Основные параметры

5 Технические требования

5.1 Общие требования

5.2 Материалы и размеры

5.4 Требования к уравнительным звеньям

5.5 Требования к втулкам

5.6 Статическая прочность

6 Требования безопасности

7 Правила приемки

8 Методы испытаний

9 Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

10 Гарантии изготовителя

Приложение А (обязательное) Конструкция и размеры канатных ветвей

Приложение Б (рекомендуемое) Конструкция и размеры соединительных элементов и захватов. .23

Приложение В (рекомендуемое) Способы заделки концов стропов


ГОСТ Р 58753—2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ КАНАТНЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Технические условия

Cargo handling горе slings for building. Specifications

Дата введения — 2020—09—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на грузовые канатные стропы, изготовляемые из стальных канатов и применяемые в строительстве в качестве грузозахватного средства для строповки грузов.

Грузовые канатные стропы могут включать в конструкцию коуши, жесткие соединительные элементы (звенья) и захваты.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.253 (EN 166:2002) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты глаз. Общие технические требования

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 397 Шплинты. Технические условия

ГОСТ 977 Отливки стальные. Общие технические условия

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 1497 (ИСО 6892—84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 2224 Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия

ГОСТ 2688 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6 х 19(1 +6+6/6)+1 о. с. Сортамент

ГОСТ 3070 Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6 х 19(1 +6+12)+1 о. с. Сортамент

ГОСТ 3071 Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6*37(1 +6+12+18)+1 о. с. Сортамент

ГОСТ 3077 Канат двойной свивки типа ЛК-0 конструкции 6 х 19(1 +9+9)+1 о. с. Сортамент

ГОСТ 3079 Канат двойной свивки типа ТЛК-0 конструкции 6*37(1 +6+15+15)+1 о. с. Сортамент ГОСТ 3242 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 3282 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия

ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия ГОСТ 4784 Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки

ГОСТ 5919 Гайки шестигранные прорезные и корончатые низкие класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 6111 Резьба коническая дюймовая с углом профиля 60°

ГОСТ 6211 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная коническая

ГОСТ 6996 (ИСО 4136—89, ИСО 5173—81. ИСО 5177—81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ 7505 Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски

ГОСТ 7829 Поковки из углеродистой и легированной стали, изготовляемые ковкой на молотах. Припуски и допуски

ГОСТ 8479 Поковки из конструкционной углеродистой и легированной стали. Общие технические условия

ГОСТ 8732 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент

ГОСТ 8734 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ 9012 (ИСО 410—82, ИСО 6506—81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9013 (ИСО 6508—86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 9389 Проволока стальная углеродистая пружинная. Технические условия

ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 9649 Шайбы стальные класса точности А для пальцев. Технические условия

ГОСТ 9650 (СТ СЭВ 5959—87) Оси. Технические условия

ГОСТ 10602 (ИСО 4014—88) Болты с шестигранной головкой с диаметром резьбы свыше 48 мм класса точности В. Технические условия

ГОСТ 12840 Замки предохранительные для однорогих крюков. Типы и размеры

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15878—79 Контактная сварка. Соединения сварные. Конструктивные элементы и размеры ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18482 Трубы прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия

ГОСТ 19281 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 25032 Средства грузозахватные. Классификация и общие технические требования

ГОСТ Р 12.1.019—2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 грузозахватное средство: Устройство, предназначенное для обеспечения надежного и эффективного соединения груза с рабочим органом грузоподъемной машины.

3.2 соединительный элемент: Элемент грузозахватного средства, связывающий захват с рабочим органом грузоподъемной машины.

3.3 захват: Элемент грузозахватного средства, непосредственно взаимодействующий с грузом.

4 Классификация и основные параметры

4.1 Типы

Грузовые канатные стропы следует изготовлять следующих типов:

1 СК — одноветвевые:

4СК — четырехветвевые (исполнения 1 и 2);

СКП — петлевые (исполнения 1 и 2);

СКК — кольцевые (исполнения 1 и 2).

4.2 Основные параметры
4.2.1 Одноветвевые канатные стропы

Основные параметры и размеры стропов типа 1СК должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 1.

Рисунок 1 — Одноветвевый канатный строп: с заделкой концов каната опресовкой алюминиевой или стальной втулкой (а) и с заделкой концов каната заплеткой (б)

Выбраковка строп

Браковка грузоподъёмных стропов

Диагностика технического состояния грузоподъёмных стропов позволяет вовремя отследить износ приспособлений, изъять из работы несоответствующие стандартам качества приспособления, а значит, сделать такелажные работы максимально эффективными и полностью безопасными.

Частота осмотра и браковки

Нормативы производственной безопасности, обозначенные в актах ПБ 10-382-00 и ПОТ РМ-007-98, требуют от стропальщиков проведения ежедневного трёхуровневого осмотра оборудования. Без него начинать работу со стропами строго запрещено. Обязанностью лиц, которые ответственны за проведение такелажных работ, является ещё более тщательный осмотр и выбраковка оборудования, проводимые раз в 10 дней. Редко используемые стропы разрешено проверять непосредственно перед началом раб.процесса.

Порядок проведения осмотра


Осмотр стропов подразумевает объективную оценку каждой отдельной части приспособления. Все обнаруженные несоответствия и неполадки вносятся ответственными сотрудниками в журнал осмотра. Заполнение последнего подразумевает указание:

  • полного наименования такелажного приспособления;
  • порядковый номер изделия;
  • данные фирменного паспорта производителя и данные его непосредственного производителя;
  • дата и место потенциального использования продукции;
  • дата проводимой браковки;
  • подробное заключение о состоянии такелажного приспособления.

Закрепляется запись подписью ответственного персонала.

Здесь же могут быть зафиксированы данные о работах по устранению дефектов, хотя в большинстве случаев стропы ремонту или восстановлению не подлежат.

Отсутствие осмотра и браковки стропов

Недостаточно серьёзное отношение к выбраковке стропов или же полное её игнорирование может иметь трагические последствия. Касается это не столько поломки дорогостоящего грузоподъёмного оборудование, нанесения материального ущерба как самой такелажной компании, так и её заказчикам, повреждение и же полная потеря груза. Недосмотр и пуск в работу вышедшего из строя оборудования может привести к нанесению вреда здоровью людей и даже к реальным человеческим жертвам.

Нормы проведения браковки

Каждый конкретный тип стропов выбраковывается согласно своим нормам и правилам. Последние регламентируются вполне конкретными РД и ГОСТами.

Браковка стропов из стального каната

Осмотр

Браковка данного вида стропов осуществляется по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Во время совмещённого наружного, внутреннего и инструментального осмотра проводится проверка:

  • соответствия информации с бирки изделия с реально существующими показателями;
  • наличия всевозможных дефектов на теле каната, подсчёт их количества относительно длины стропа;
  • функционала дополняющих изделия по краям петель;
  • объективного состояния сердечника и стальных прядей.

Браковка

Отбраковка СК обязательна, если:

  • приспособление не имеет идентификационной бирки;
  • невозможно прочесть информацию на бирке или в паспорте изделия;
  • наружные проволоки износились ˃ 40% от их d;
  • коррозия или элементарный износ позволил уменьшить d каната на 7% и более;
  • d каната значительно сократился из-за заметных невооружённым взглядом дефектов сердечника;
  • на теле стропа (материал-основа – канат двойной свивки), имеются заметные обрывы наружных проводок (3d – 4, 6d – 6, 30d – 16);
  • канаты сильно перекручены, завязаны в узлы;
  • канат деформирован из-за воздействия перегрева или удара электрического тока;
  • сердечник каната разорван или выдавлен;
  • коуши имеют трещины или другие деформации, уменьшающими толщину каната на 15% и более;
  • опрессовочная втулка, оплётки, защитные элементы изношены, из-за чего толщина каната уменьшена более, чем на 10%;
  • заметно смещение каната в зажимах, втулках и заплётке;
  • концы проволоки сильно (1/2d каната) торчат в области заплётки;
  • тело СК сильно волнистое (d спирали, при совпадении с направлением свивки, превышает d каната в 1,08 раз. Если же направление спирали и свивки не совпадают, различие в диаметре составит 1,33 раз);
  • замечен обрыв хотя бы одной пряди каната;
  • крюки на ветвях не имеют предохранительных замков.

Нормы браковки

Таблица 1: нормы браковки стальных стропов с учётом начального коэффициента прочности и количеству повреждённых проволок каната на участке в 1 шаг свивки (крестовой и односторонней, соответственно)

Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении* (D/d)

Срок службы стропов

Срок эксплуатации стропов

Указываемый на бирках такелажных и грузоподъёмных изделий срок хранения и реальный срок их эксплуатации – это не одно и то же. Срок эксплуатации, например, текстильных стропов в одну смену составляет полтора месяца, при этом заявленный срок годности данных изделий – полгода. У стропов других видов эти показатели также не совпадают. Объясняется это тем, что в процессе использования канатных, цепных или текстильные стропов, на них могут появляться те или иные повреждения. Именно они (а не условная дата или личные предположения на основе анализа технических характеристик изделий) должны стать для специалистов критерием прихода оборудования в негодность.

От чего зависит срок эксплуатации стропов и как его продлить?

Срок безопасного и эффективного использования такелажных стропов различного вида напрямую зависит от двух важнейших факторов:

  • хранения;
  • условий непосредственного применения стропов.

Требования, предъявляемые к организации хранения и эксплуатации такелажного оборудования, чётко прописаны в ГОСТ 15150-69. Так как требования эти очень строгие, при организации такелажных работ приходится постоянно обновлять парк оборудования.

Принципы правильной эксплуатации стропов


Заметно продлить срок службы стропов и, соответственно, значительно снизить траты на их постоянное приобретение поможет чёткое выполнение следующих рекомендаций по эксплуатации приспособлений:

Принципы правильного хранения стропов

Хранение любого вида грузоподъёмных стропов выстраиваться в строгом соответствии со следующими принципами:

  • перед отправкой стропов на хранение необходимо очистить их от загрязнений, цепные стропы рекомендуется смазать;
  • хранение должно осуществляться в пределах специально оборудованных площадок, надёжно защищённых от атмосферных осадков. Нельзя допускать, чтобы стропы напрямую контактировали с раскалённым металлом, нефтепродуктами, химикатами и краской;
  • стоит исключить соседство грузоподъёмных и такелажных приспособлений с прямыми источниками тепла во избежание, например, оплавки синтетического материала ленты стропа;
  • хранить изделия желательно на просторных стеллажах, выполненных из нержавеющего материала. Стеллажи должны быть поделены на маркированные ячейки, а ячейки, в свою очередь, могут быть сгруппированы по типу, длине, исполнению и грузоподъёмности стропов;
  • стропы, имеющие значительный вес, хранятся отдельно от другого инструмента и оборудования на деревянных подставках. Принципиально, чтобы подставки эти были чистыми и сухими;
  • лёгкие стропы эргономичнее хранить в подвешенном состоянии;
  • находящиеся на хранении стропы должны осматриваться и испытываться с регулярностью, определённой нормативными документами.

Техническое освидетельствование стропов

Техническое освидетельствование стропов подразумевает под собой их регулярный осмотр и проверку технического состояния. Результатом освидетельствования становится как допуск оборудования в работу, так и выбраковка непригодных для использования образцов.


Все грузоподъёмные стропы, вне зависимости от их типа и материала исполнения, должны подвергаться освидетельствованию. Исключение могут составлять только совершенно новые, не имеющие абсолютно никаких внешних дефектов, недавно сошедшие с производства стропы. Предполагается, что испытания для них на высшем уровне провёл завод-изготовитель.

Грузозахватные приспособления должны допускаться в работу, исходя не только из внешней оценки их целостности и пригодности. Основополагающим должно стать соблюдение рекомендаций по их технической и функциональной проверке, изложенных в следующих документах:

  • ФЗ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения»;
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.

Данные рекомендации учитываются при составлении узкоспециализированных инструкций испытаний для того или иного вида стропов.

Испытание стропов статической нагрузкой

Чтобы вовремя обнаружить износ, порчу оборудования и, как следствие, избежать несчастных случаев на производстве, необходимо с определённой регулярностью проводить испытание стропов максимальной статической нагрузкой. Оно позволяет выявить:

  • нарушение целостности «тела» стропа (ленты – в случае с текстильным стропом, например);
  • наличие повреждений в соединительных узлах грузоподъёмного и такелажного оборудования;
  • деформации тех или иных блоков конструкции.

Регулярность проверок может заметно варьироваться:

  • для оборудования, активно эксплуатируемого на кранах в текущий момент времени, она составляет раз в 5-10 дней (исключением будут лишь стропы цепные – каждые 6 месяцев с момента начала эксплуатации);
  • для оборудования, находящегося на хранении, интервал увеличивается до 1 раза в месяц для текстильных стропов, до 1 раза в 3 месяца для стропов канатных и до 1 раза в 6 месяцев для цепных стропов.

Особенности испытания стропов


Испытания организуются с учётом изначально допустимых, нормативных значений нагрузки для каждого конкретного вида стропов:

  • текстильные стропы (РД 24-СЗК-01-01) подвергаются испытанию ст. нагрузкой (грузоподъёмность, умноженная на 1,25) ровно 3 минуты;
  • канатные стропы (ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93) испытываются значительной статической нагрузкой (заявленная грузоподъёмность изделия, увеличенная в 1,3 раза). Время воздействия также составляет 3 минуты;
  • цепные стропы (РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00, ТУ 3150-001-52466920-2005) проверяются также в продолжение трёх минут, при этом сама нагрузка приравнивается к грузоподъёмности приспособления, умноженной на два.

При необходимости проверки грузоподъёмных и такелажных стропов в разнящихся между собой производственных условиях рекомендуется устраивать оборудованию испытание динамической нагрузкой.

После того, как запланированная проверка и испытание нагрузкой проведены, изделие в обязательном порядке необходимо промаркировать.

Нормы выбраковки различных видов стропов

Время от времени устраиваемые испытания статической (а иногда и динамической) нагрузкой, а также тщательный внешний осмотр стропов позволяет выявить среди них те изделия, использовать в работе которые не просто нежелательно, но и буквально опасно.

Текстильные стропы

Строго запрещено применение ТС в работе по погрузке и перемещению грузов, если:

  • видны разрывы, порезы изделия (длина одиночного повреждения превышает 5 см.; протяжённость общего нарушения целостности – примерно 10% от изначального размера изделия);
  • в местах захождения краёв синтетического материала стропа один за другой обнаруживаются участки с заметным расслоением нитей (на участке, превышающем 2 см., разрыв 3-х и более машинных швов);
  • невозможно правильно определить маркировку стропа, с бирки не считываются главные характеристики изделия;
  • из-за нарушений правил эксплуатации, перевозки или хранения лента стропа имеет на своём протяжении узлы;
  • на протяжении 50% длины такелажного оборудования имеются загрязнения краской, цементом, смолами, продуктами нефтепереработки и прочими химическими веществами;
  • имеется три и более прокола/прожога ленты насквозь. При этом диаметр отверстий составляет 10% ширины синтетической ленты. Недопустимым является, если подобные повреждения удалены друг от друга на расстояние менее 1/10 от ширины ленты;
  • присутствуют участки ленты с заметным выпиранием синтетических нитей или их поверхностными обрывами. Недопустимо, если длина дефекта составляет более 10% от заявленной ширины изделия;
  • в местах контакта ТС с химическими соединениями разной этиологии обнаруживаются его заметные повреждения (длина от 5 см., объём от 10% от ширины изделия);
  • имеется опасное, с точки зрения эксплуатации, размочаливание ТС и его износ (объём более 1/10 от ширины петли стропа);
  • обнаруживается 10% отслоение края синтетической ленты-основы ТС.

Канатные стропы

При организации такелажных работ нельзя применять СК, если:


  • идентификационная бирка изделия имеет заметные повреждения или же просто отсутствует;
  • невооружённым глазом видны сильные перегибы канатов, их значительные заломы или вовсе обрывы;
  • на протяжении КС имеются узлы;
  • сокращение d КС более, чем на 7%;
  • на протяжении стропа канат надорван, местами расслоен и заметно перекручен;
  • область заплётки канатов неаккуратна, повсюду из неё топорщится проволока;
  • отсутствуют или имеют заметные повреждения идущие в комплекте с КС защитные элементы каната;
  • на опрессовочной втулке обнаруживаются заметные повреждения в виде различимых глазом трещин;
  • размер всё той же втулки заметно увеличен (более, чем на 10% от изначального).

Цепные стропы

Выбракованы должны быть ЦС со следующими дефектами:

  • внешне обнаруживаемые нарушения целостности в области соединений резьбы;
  • даже незначительные повреждения (будь то трещины или участки с расслоением) на рандомном участке изделия;
  • поломка или потеря замкового элемента на любом из концов приспособления;
  • разница, превышающая 10%, между размером навесных звеньев и звеньев непосредственно ЦС;
  • разница в 10% и более между d сечения звена ЦС и навешиваемых на него звеньев;
  • разница между ветвями конструкции, превышающая 1,5% от общей длины ЦС;
  • отсутствие бирки с маркировкой изделия.

Требования к изготовлению строп

То, как долго прослужит строп, насколько надёжным и функциональным он будет, во многом зависит ещё и от строгости соблюдения технических требований, выдвигаемых к организации производства изделия.

Процесс создания текстильных стропов регулируется целым рядом производственных требований. Основными из них признаются следующие:


  • во избежание распускания СТП концы синтетической ленты обязательно должны обрабатываться;
  • рекомендуется сшивать концы ленты крепкими нитями;
  • швы выполняются закрытыми стежками на специализированном швейном оборудовании;
  • суммарная прочность шва обязательно должна быть не ниже, чем общая прочность стропа на разрыв;
  • чтобы не допустить протирания лент, разрешена их обшивка защитной оболочкой;
  • если предполагается, что несколько строповых ветвей решено использовать в составе одной сцепной конструкции (многоветвевые СТ), необходимо проконтролировать применение в производстве единого материала-основы.

При изготовлении прочнейших КС учитываются следующие требования:

  • материал-основа (как правило, сталь) обязательно должен соответствовать действующим ГОСТам;
  • универсальный строп канатный (УСК) должен быть выполнен из цельного каната, наращивание его из отдельных кусков недопустимо;
  • захваты выполняются с применением ковки или штамповки, ни в коем случае не сварки;
  • диаметр блока обязательно должен быть в 8 раз больше диаметра каната;
  • наличие крюковых захватов предполагает обязательное наличие и предохранительных замков;
  • места заделки стальных канатов заплёткой обязательно обкатываются обжимными роликами или уплотняются простукиванием молотком;
  • место сплетения канатов не должно иметь торчащих концов проволоки. Рекомендуется обматывать его дополнительно проволокой или защищать оболочкой, выполненной из другого материала.

Грузовые ЦС, идеально подходящие для подъёма, удерживания и переноса груза, не оснащённого петлями для строповки, производят из отрезков круглозвенных цепей. Процесс производства выстраивается с соблюдением таких требований, как:


  • сварные или штампованные цепи, выступающие основой стропов, должны строго соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» и обязательно иметь сертификат качества;
  • на поверхности звеньев цепей, крюков не допустимо наличие трещин, расслоений и надрывов. Присутствие данных дефектов строго запрещено устранять посредством заваривания или пломбировки;
  • допускается сращивание отдельных металлических отрезков цепи (одинакового класса прочности, калибра и марки стали);
  • петли, звенья и скобы изготавливаются из стали методом гибки прутка в холодном или горячем состоянии;
  • захватные крюки и карабины изготавливаются методом ковки или штамповки за один нагрев;
  • звенья и цепи ЦС обычно красят двумя слоями специализированной эмали красного или желтого цвета разных марок (в зависимости от характера перемещаемых ими грузов);
  • захватные элементы стропа обязаны иметь тот же класс прочности, что и сама цепь.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Читайте также: