План стальное колечко 3 класс

Обновлено: 26.04.2024

Урок литературного чтения в 3 классе К.Г. Паустовский "Стальное колечко". Второй урок по плану. Работаем над содержанием произведения, над средствами художественной выразительности, делим его на части, озаглавливаем.

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_k._paustovskiy_stalnoe_kolechko.rar 171.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема: К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

Учитель: Фомина И.В., 3 «Б» класс

- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.

Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • словесный.
  • учебник
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Формы организации учебной деятельности:

  1. Фронтальная.
  2. Индивидуальная.
  3. Групповая.

Оборудование для урока : учебник Л. Ефросининой «Литературное чтение» для 3 класса, текст произведения, компьютер, проектор.

Массаж 1. Точка на лбу между бровями

2. парные точки по краям крыльев носа.

3. парные точки в височных ямках.

  1. Организационный момент. ( Эмоциональный настрой на работу).

Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Давайте –поздороваемся с ними. Я рада, что у вас хорошее настроение и, думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам.

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах, поэтому прошу вас выбрать командиров. А командиров попрошу вспомнить с ребятами правила коллективной работы. У вас на столах лежат памятки-помощницы.

Начинаем наш урок с литературного диктанта.

  • 1 группа Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

2 группа –кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения, после которого сюжет произведения движется к завершению.

3 группа – олицетворение -наделение животных, предметов или явлений признаками и свойствами живого существа или человеческими качествами..

1 группа – Паустовский -писатель, перу которого принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать. Своё первое произведение он написал в последнем классе гимназии.каждая его поездка – это книга. Он сменил много профессий, был вожатым и кондуктором московского трамвая,санитаром в армии во время Первой мировой войны, преподавателем русской литературы, военным журналистом во время 2 мировой войны.

2 группа –вступление -начало любого произведения.

3 группа –сравнение –слово или выражение, указывающее на сходство предметов или явлений природы.

1 группа –кольцо - В давние времена этот предмет был не просто украшением. Он представлялся людям источником особой силы, служил талисманом. Он мог рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

2 группа –заключение -конец произведения.

3 группа –эпитет – образное художественное определение предмета или явления.

Прочитайте слова и определите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. слайд

Эпиграфом нашего урока я сегодня выбрала слова “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Древнегреческий ученый Платон.

Дома вы делили текст на смысловые части и озаглавливали их. Даю вам несколько минут для корректировки ваших планов.

Сравниваем количество частей и названий. Находим несоответствие. Что делать?

-Будем корректировать сообща или воспользуемся эталоном? Что быстрее?

Открываю перепутанный план.

Давайте выстроим сюжетную линию.

Игра «Ты мне, я тебе»

1 группа составляет три вопроса к 1-3 частям

-Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда? (любознательная)

-Найдите эпизод, в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? (она добрая, щедрая, отзывчивая)

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая).

Физминутка «мозговая гимнастика»

Качания головой. (стимулирует мыслительные процессы) Расслабьте плечи, дышите глубоко, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

«ленивые восьмерки»( активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

«шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь) «наденьте шапку» т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

2 группа составляет три вопроса к 4-6 частям

Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?

-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится, что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? (сообразительная)

- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?

Как наступает Весна?

3 группа составляет три вопроса к7-10 частям

Как Варюше удалось найти стальное колечко,»

На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его? Почему?

-Обдумывала ли она этот поступок?

-Как это характеризует Варюшу?

- Что она увидела, когда прибежала домой?

-Как вы думаете, почему выздоровел дед Кузьма?

- Для себя Варюша, что выбрала: большую радость или повидать свет?

- От чего она испытала большую радость?

- А почему она не захотела повидать белый свет?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему, о любви к окружающему миру - к природе).

Какие средства художественной выразительности использует автор в своем произведении? Найдите в тексте

1 группа олицетворение

С кем сравнивает весну автор?

2 группа –сравнение

- Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? ( Это сравнение.Метафора )

Можно ли по этим словам определить, как автор относится к Варюше?

(Да, он с любовью и нежностью относится к героине)

3 группа- эпитеты

Предлагаю 1 группе составить синквейн для слова «колечко»

2 группа –характеристика Варюши

3 группа –обложка книги.

– Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова ученого Платона?

Почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа?

Для чего вообще мы сегодня работали на уроке?

Кто уже догадался, какое д/з будет у вас?

Я предлагаю вам сейчас сделать такое колечко волшебное, но пока не надевать его. Командиров групп прошу оценить работу вашей группы.

Изготовление кольца из фольги.

Пока изготавливаете кольцо, прошу командиров оценить работу своей группы.

Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке: шевелить мозгами –средний палец, краем уха –безымянный палец, хлопать ушами –указательный палец. (Значение фразеологизмов)

– Ребята, любите своих близких и родных. И помните всегда о своей малой родине. Знайте, в нашей жизни всегда есть место чуду, только нужно уметь замечать чудеса, которые происходят вокруг нас.

План рассказа Стальное колечко Паустовский 3 класс

У леса, в деревне Моховое, жил дед Кузьма со своей внучкой Варюшей. Стояла морозная и снежная зима. У деда закончилась махорка и он сильно кашлял. Если бы покурить, то станет легче.

Собралась Варюшка и отправилась в соседнее село за махоркой для деда. Купленную махорку девочка завязала в мешочек, и отправилась на станцию посмотреть на поезда.

Там она познакомилась с двумя бойцами. Один из них попросил у девочки махорки. Варя объяснила, что это деду от кашля, но потом разрешила взять немного. Взамен боец дал ей стальное колечко, объяснив, что перстенек чудесный, смотря на какой палец одеть. Поблагодарила она солдата и отправилась в обратный путь.

По дороге решила она примерить кольцо на мизинец. Перстенек соскользнул и упал прямо в сугроб. Девочка начала искать колечко в снегу, но ничего не нашла. Замерзшая и заплаканная она пошла домой. Осталась на том месте только еловая ветка, воткнутая ею в снег. Обрадовался дед махорке и сразу закурил. А про кольцо велел не расстраиваться, взять Сидора, он найдет. Сидор, это старый воробей, который жил в избе. На следующий день внучка завернула воробья в платок и отправилась на то место, где была воткнута ветка. Не стал Сидор искать кольцо.

А дед кашлял всё сильнее. Ближе к весне он залез на печь, только просил у внучки пить. Совсем сникла Варя, винила себя за потерянный перстенек.

Наступила весна. Варюшка снова побежала в лес. Нашла то место, где валялась ветка, воткнутая когда-то в снег. Стала искать, разгребая прошлогоднюю листву, шишки, мох. Вдруг что-то блеснуло. Это был тот самый перстенек! Одела девочка кольцо на средний палец и радостная побежала домой.

Возвратившись, она увидела, что дед уже выздоровел, сидел на завалинке и курил. К вечеру одела Варюшка кольцо на безымянный палец и стала ждать большой радости, но не дождалась – уснула.

Наутро побежала она в лес и увидела подснежники. Всё ей казалось таким красивым и замечательным, что она поняла-лучше места на земле, чем Моховое, и быть не может.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Стальное колечко

Популярные сегодня темы

Основными персонажами произведения являются пятеро деревенских мальчиков, пасших на Бежином лугу ночью лошадей и рассказывающих случайному путнику разнообразные истории.

В рассказе Всеволода Михайловича Гаршина «Художники» явственно прослеживается борьба двух эстетических течений живописи русских художников.

Кувшинки обитатели водоемов со стоячей водой, однако иногда их можно увидеть и в небольших реках со слабым течением. Корневище растения длинное, сильно разветвлённое. Им кувшинка крепится к илистому дну

Любовь – таинственное и пьянящее чувство, которое волнует и притягивает каждого человека. В художественной литературе сказано много слов о любви яркой, нежной, раскрывающей внутренние грани человеческой души

Повесть А.И. Куприна «Олеся» захватывает читателя с первых страниц. Этому способствует искренность повествователя и главного героя повести Ивана Тимофеевича, его простой, безыскусный, с лёгким юмором, рассказ о жизни

Как составить план к рассказу К. Г. Паустовского "Стальное колечко"?

План пересказа рассказа "Стальное колечко" Михаила Паустовского можно использовать и для читательского дневника. Сам рассказ небольшой и потому не будем делать слишком длинный план.

  1. Варя отправляется в соседнее село за махоркой
  2. Купив махорку Варя идет на станцию
  3. Боец просит Варю продать махорку
  4. Варя угощает бойца
  5. Боец дарит девочке колечко
  6. Варя теряет кольцо и расстраивается - не будет здоровья деду Макару
  7. Она пытается заставить воробья найти кольцо
  8. Дед Макар болеет все сильнее
  9. Наконец снег тает и Варя находит кольцо
  10. Вернувшись она видит выздоровевшего дедушку
  11. Утром в лесу мимо девочки проходит чудо - весна.

Написать план к рассказу "Стальное колечко" совсем не трудно, произведение не большое и легкое для прочтения:

1). Суровая зима в Моховом

2). Дедушка Вари заболел.

3). Варя отправилась за махоркой.

4). Старый боец дарит Варе волшебное колечко за горсть махорки.

5). Варя потеряла колечко.

6). Поиски колечка не имели успеха.

7). Дедушка заболел сильнее.

9). Варя нашла колечко.

10). Дедушка выздоровел благодаря колечку.

11). Варя считает, что Моховое самое лучшее место на земле.

Составим план рассказа-сказки "Стальное колечко" Константина Георгиевича Паустовского:

  1. Варя идет в соседнее село за махоркой для деда Кузьмы.
  2. Девочка приходит на станцию смотреть на поезда.
  3. Варя угощает бойца махоркой.
  4. Солдат дарит девочке особенное стальное колечко.
  5. Варя теряет колечко.
  6. Дедушке становится все хуже и хуже.
  7. Приходит весна, тает снег.
  8. Варюша находит колечко.
  9. Колечко на среднем пальчике. Дедушка поправляется.
  10. Варя надевает колечко не безымянный пальчик. Приходит радость.
  11. Девочка решает не надевать кольцо на указательный пальчик, попутешествовать она еще успеет.
  12. Варя понимает, что красивее и лучше родных мест нет ничего на свете.


1 Затерянная среди лесов и полей маленькая деревушка Моховое, в которой живет Варя и её дед Кузьма.

1 В суровую морозную зиму заболевает дед Вари и ему хочется махорки.

2 Варя хочет угодить больному деду и идёт через лес в другую деревню, чтобы купить махорки.

4 Возвращаясь, на станции она встретила двух бойцов, которые хотели дать ей денег за махорку.

5 Варя даром дала махорки солдатам.

6 За доброту Вари один боец одарил ей волшебным стальным колечком.

7 Варя несёт волшебное колечко домой, одев его на мизинец.

8 Колечко соскальзывает с тонкого мизинчика Вари и падает в снег, где его найти невозможно.

9 Варя приносит махорку домой и рассказывает деду про колечко.

10 Дед советует взять на поиски колечка домашнего воробья Сидора, но то не хочет в лютый мороз его искать.

11 Пришла весна и Варя возобновила поиски стального волшебного колечка, которые окончились удачно - колечко найдено.

12 Варя, в первую очередь, сразу одевает колечко на средний палец, чтобы здоровье дедушки поправилось.

13 Варин дедушка выглядит здоровым и бодрым.

14 Варя одевает колечко на безымянный палец и замечает, как вокруг стало всё радостным - всё позеленело, запело и расцвело.

15 Варя решает не использовать волшебное колечко для путешествий в красивые дальние страны, потому что считает, что её деревня самая красивая, а самое главное, она не хочет расставаться с дедушкой.

Конспект по литературному чтению, 3 класс "Стальное колечко" УМК "ПНШ"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цели урока: знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста.

- уметь осмысливать художественную идею произведения;

- освоить навыки выразительного чтения;

- уметь анализировать и обобщать информацию

- оценивать предлагаемый материал или ситуацию;

- дополнять и расширять имеющиеся знания и представления;

- освоить культуру читателя, внимательного слушателя;

- проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: ​ открытие нового знания

Оборудование: ​ учебник УМК “Перспективная Начальная Школа”, 3 кл., хрестоматия., презентация

Методы и приемы

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный (фронтальная беседа)

Здравствуйте, ребята! Я студентка Педагогического колледжа №1 Эмилия Фаязовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Нахмурьте брови и посмотрите на своего соседа по парте.

- А теперь улыбнитесь друг другу.

- Скажите, когда вам было приятнее смотреть друг на друга, когда вы сердито смотрели, или когда улыбались друг другу?

- Конечно же, когда улыбались. Когда вы улыбаетесь – вы такие милые, симпатичные. -Давайте с улыбки начнем наш урок!

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Выполняют указания учителя.

- Было приятнее, когда мы улыбались друг другу.

Лич.: личностное самоопределение.

2. Актуализация знаний и мотивация

Практический (артикуляционная разминка)

Практический (викторина по содержанию текста)

Посмотрите внимательно на слайд. Итак, читайте после меня

Ба-ба-ба - гудит медная труба.

Бом-бом-бом - фотографию в альбом.

Бы-бы-бы - в лесу выросли грибы.

Бак-бак-бак - сидит с удочкой рыбак.

Буз-буз-буз - сладкий, сахарный арбуз.

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки на слайде слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

-А скажите, для чего мы проводим речевую разминку? Молодцы.

-А сейчас проверим, как внимательно вы читали произведение «Растрепанный воробей». Достаньте веера.

Прочитайте вопрос на слайде, а затем покажите букву на веере.

1. Кого можно увидеть на старых стенных часах?

2. Как звали девочку, которая стояла у окна?

3. Что случится, если проснётся нянюшка Петровна?

Б)Она выбросит сломанные часы

В)Она погонит девочку спать

Г)Она будет очень сердиться

4. Кем была мама девочки?

5. Кто был на крыше театра?

6. Кого впервые должна была танцевать мама девочки?

7. Что подарил маме Машин отец?

Б)Маленький стеклянный букет

В)Большой букет роз

8. В какое время года происходит действие?

9. Кто воровал предметы из комнаты?

10. Как зовут воробья?

11. Почему воробьиное племя поредело?

Б)Потому что машины заменили лошадей и не стало овса

В)Потому что городская управа начала их отстреливать

Г)Потому что их переловили вороны

12. Кто подобрал воробья и посадил его в варежку?

13. Что украла ворона, когда Маша решила за ней понаблюдать?

В)Мамин стеклянный букетик

14. Что организовали Пашка и Чичкин, чтобы помочь девочке и её маме вернуть украденное?

Г)Нападение на вороний ларек

15. Куда принёс растрёпанный воробей отнятый у вороны стеклянный букет?

Б)В комнату, откуда ворона украла его

В)На детскую площадку, где с подружками гуляла Маша

Г)В театр, где танцевала Машина мама

- выполняют речевые упражнения.

- Чтобы подготовить наш речевой аппарат, т.к. мы будем читать, говорить.

Она погонит девочку спать

Маленький стеклянный букет

Потому что машины заменили лошадей и не стало овса

Мамин стеклянный букетик

Нападение на вороний ларек

В театр, где танцевала Машина мама

Р: вносить необходимые

коррективы в действие его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К.: контролировать действия партнера

3. Постановка учебной задачи

Практический (работа с учебником)

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?

- Что вы знаете об этом авторе?

Рассказ о писателе со слайдами.

Писать для детей это особый дар. Если дети с интересом читают произведения Паустовского, то можно наверняка считать его детским писателем. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.

Когда началась Великая Отечественная война , Константину Георгиевичу также довелось побывать во многих местах. На Южном фронте он работал военным корреспондентом, не оставляя занятий литературой. В 50-ые гг. местом жительства Паустовского были Москва и Тарус на Оке. Послевоенные годы его творческого пути ознаменованы обращением к теме писательского труда. На протяжении 1945-1963 гг. Паустовский работал над автобиографической «Повестью о жизни», и эти 6 книг были главным произведением всей его жизни.

- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”?

- В чём нам предстоит разобраться на уроке?

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения, а также мы совершим мысленно, путешествие в деревушку, где жила главная героиня Варюша с дедом.

Какие цели вы поставите себе на урок?

Правильно! Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стальное колечко" (3 класс)

расширение знаний о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского и знакомство с произведением «Стальное колечко».

Планиремые результаты:

Предметные УУД:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.

Личностные УУД:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей.

Инструментальный блок

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы:

Словесный, наглядный, массовый, практический, урочный, фронтальный, индивидуальный.

Образовательные ресурсы:

Учебник хрестоматии, презентация, доска, мел.

1. Организационный этап - мин.

2. Этап проверки домашнего задания - мин.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения - мин.

4. Этап первого восприятия - мин.

5. Анализ литературного произведения - мин.

6. Физминутка - мин.

7. Анализ литературного произведения - мин.

8. Этап постановки учебной задачи - мин.

9. Этап обобщения - мин.

10. Этап объяснения домашнего задания - мин.

11. Итог. Рефлексия - мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урока литературного чтения. Присаживайтесь.

-Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

-Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должен быть учебник, тетрадь, ручка.

-А сейчас мы с вами проведём дыхательную гимнастику, чтобы подготовить наш орган к работе.

Дыхательная гимнастика. (стоя)

У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», которые помогают радовать слушателей своим чтением- дыхание и голос. Подготовим свои инструменты к работе.

- «Свеча».

Сделаем глубокий вдох и разом выдохнем весь воздух. Задуем свечу.

-А сейчас задуем три свечи (один вдох и три выдоха).

Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо найдется.

- прочитаем глазами,

-громко, медленно,

-громко, быстро,

-для чего мы работали со скороговоркой?

Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику, вместе с учителем.

2.Этап проверки домашнего задания

Итак, ребята, что была вам задана на сегодняшний урок?

Учащиеся объявляют домашнее задание.

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

- Прочитайте эти замечательные слова.

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.

- Это слова Константина Георгиевича Паустовского. Какое произведение этого автора вы читали?

- Название нового произведения К.Г. Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся вы сможете определить, если составите два слова их этих букв:

СЬОНЕТАЛ КЕЧОКОЛ

- Сформулируйте тему урока полностью.

- Тему урока вы определили. Установите его цель, учитывая, что на прошлом уроке мы говорили о его творчестве.

Расскажите мне о К. Г. Паустовском? Что вы знаете из его жизни? Что вам больше запомнилось из его жизни?

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

- Сегодня мы познакомимся с одной из сказок К.Г. Паустовского. В ней вам придётся встретить малознакомые слова. Они даны в этой записи. Определите, какие это слова, установите их значение.

Тёс – тонкие доски;

Колун – тяжёлый топор для колки дров;

Лещина – лесной кустарник, дающий орехи, орешник;

Махорка – курительный табак низшего сорта;

Нрав – характер).

Шинель - форменное пальто военных

Цигарка - скрученная трубочка из бумаги с табаком

Сапёр - военнослужащий инженерных войск

Стреха -нижний край соломенной крыши

Темень- часть головы

Околица-изгородь вокруг деревни

Завалинка- земляная насыпь вдоль стен избы

Учащиеся читают слова на слайде.

(Похождение жука-носорога, Кот-ворюга, Жильцы старого дома, Тёплый хлеб, Квакша, Барсучий нос, Заячьи лапы,)

- К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

-Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

Учащиеся слушают биография К.Г. Паустовского.

Учащиеся называют по одному слову. Определяется значение каждого из них и записывают в тетрадь.

4.Этап первого восприятия

Итак, ребята, откроем с вами учебник на странице__. Я начну первая читать, а вы внимательно следите за мной, ведь я могу остановится в любом месте и попросить любого из вас продолжить читать.

Но перед тем, как мы начнём читать это произведение, как вы думаете о чём это произведение смотря только на название произведения?

-Хорошо, ребята, я выслушала ваши варианты, а теперь предлагаю вам прочитать это произведение.

(Чтение сказки «Стальное колечко»)

Учащиеся делятся своими предположениями о том, о чём произведение.

5.Анализ литературного произведения.

Итак, ребята, ваши варианты, на счёт того, о чём это произведение были близки?

Давайте с вами поработаем над первой часть произведения.

Работа над первой частью:
-Где жили главные герои?
- Как описывается зима?
-Что говорится о здоровье деда Кузьмы?
-Что по его мнению ему помогло бы?
Работа над второй частью:
-Как называлось село, в которое Варюша пошла за махоркой?
-Кого Варюша встретила на платформе?
-Как автор описывает одного из бойцов?
-Почему автор акцентировал внимание на веселом глазе?
-За что боец отблагодарил девочку?

1. -Деревушка Моховое.

- Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки.

- Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало.

2. - Село Переборы.

- На платформе сидели два бойца.

- Один был бородатый, с веселым серым глазом.

-За то, что она отсыпала ему махорку.

6.Физминутка

- Давайте немного отдохнём. Встаньте. Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклон вперёд. Если на мизинец – ходьба на месте.

Выполнение физминутки вместе с учителем.

7.Анализ литературного произведения

Работа над третьей частью:
-чем отблагодарил?
-почему боец назвал колечко чудесным?

Работа над четвертой частью:
-как Варюша потеряла колечко?
-Пыталась ли Варюша найти колечко?
-смогла ли девочка вернуть себе колечко сразу, как потеряла?
-поверила ли девочка в волшебство кольца?
-что посоветовал дед Кузьма девочке?
-что говорится о воробье Сидоре?
-помог ли Сидор в поисках колечка?

Работа над пятой частью:
-Как чувствовал себя дед Кузьма к весне?
-Почему девочка винила себя в болезни дедушки? Как это ее характеризует?

Работа над шестой частью:
-как автор описывает приход весны?
-Удалось ли с приходом весны отыскать колечко?
-как вы думаете, почему девочка, когда нашла кольцо, надела его именно на средний палец?
-в чем дед Кузьма видел причину своего исцеления?
-в чем видела причину Варюша?

Работа над седьмой частью:
-Одела ли Варюша колечко на безымянный палец?
-Какая же радость охватила девочку?

Работа над восьмой частью:
-одела ли Варюша кольцо на указательный палец?
-Почему она не стала этого делать?

3. - Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец,

- что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь,

4. - Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно,

-Варюша разгребала снег ручками,

- Да, поверила,

-– Ты не горюй, дурочка! Где упало – там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

- Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, в тепле, в сытости, а все ему мало,

- Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал,

5. - Дед Кузьма кашлял все сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и все чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду,

- Забаловалась, обронила перстенек. Вот тебе за это! Вот тебе,

6. - С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки,

- Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело,

-Так, как из-за этого дедушка её стал бы здоровым,

- и продуло всю избу легким воздухом,

- Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма,

- Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце,

- Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете,

8.Этап постановки учебной задачи

-Что же хотел сказать автор своим произведением?

Учащиеся делятся своими предположениями.

9.Этап обобщения

Работа над образом Варюши.

- Теперь, ребята, я предлагаю вам составьте рассказ о Варюше, используя для этого в нужной последовательности, записанные на доске черты характера Варюши. Подтвердите свои мысли строчками из текста.

(учащиеся работают в парах или в группах, проводится проверка)

План.

Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.

Заботливая – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.

Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду.

Любящая – любит деда, свой родной край

Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать.

10.Этап объяснения домашнего задания

Итак, ребята, домашнее задание у вас будет интересное. Я предлагаю вам продолжить сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.

Учащиеся внимательно слушают о домашнем задании.

11.Итог. Рефлексия

Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? ()

- Ребята, а всё-таки -это произведение сказка или рассказ? - Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Читайте также: