Стальной пояс на границе с китаем

Обновлено: 19.05.2024

Предисловие

В двадцатом веке слово «танки» у большинства людей в мире ассоциировалось только с одним определением — русские. Они стали неразлучной парой на страницах печати и в телевизионном эфире. «Русские танки» были пугалом для европейцев и в то же время реальной силой, сотую и тысячную часть которой можно было увидеть на военных парадах и учениях. У советских танковых войск было две точки наивысшего могущества — 1941-й год и середина восьмидесятых годов, когда танковый парк Советского Союза превосходил весь остальной мир вместе взятый.

Страшная катастрофа 1941 года, потеря всего танкового парка, который страна на пределе возможностей создавала в течение десяти лет, ничему не научила ни военных, ни политиков. С 1945 года вновь началась великая танковая эпопея, завершившаяся новой катастрофой, не менее масштабной.

Советская военная мысль, остановившаяся в своем развитии на уровне 1945 года, до самых последних дней существования СССР продолжала оперировать многомиллионными армиями полуополченцев, тысячными армадами танков и артиллерийских орудий. Даже ядерное оружие долгое время рассматривалось как приложение к привычным средствам ведения боевых действий, только более мощное. Советские Вооруженные Силы готовились к глобальной войне между двумя мировыми системами.

Шок от немецкого блицкрига засел в подсознании у советских лидеров, стремившихся сделать все, чтобы Отечеству отныне ничего больше не угрожало. Отодвинуть подальше на Запад границы. Сколотить блок союзников. Не жалеть средств на оборону, чтобы все было не хуже и главное — не меньше, чем у других.

И преуспели: если и не во всем сравнялись с Западом по качеству военных технологий, то ненамного и отстали, зато по количеству вооружений превзошли всех. Только вот в этой бешеной гонке увлеклись: оружие массового уничтожения вовсе не требовалось заготавливать в таких умопомрачительных количествах. Но мозги, всю жизнь привыкшие оперировать танками, эскадрильями и артиллерийскими стволами, не могли избавиться от гипноза больших чисел: чем выше вал ракет и боеголовок, тем безопаснее. И вывести из заблуждения наших стратегов с образом мышления завхоза-заготовителя не удавалось никому. С серьезным видом подсчитывали, кто сколько раз в состоянии уничтожить земной шар, и все казалось — мало.

Почти полвека настоящим кошмаром для стран Западной Европы был советский танковый кулак, постоянно маячивший перед глазами испуганных европейцев и пристально наблюдавших за ним с другого берега Атлантики американцев. До самой кончины Советского Союза танковые войска Советской Армии прочно удерживали первенство среди армий всего мира, имея больше бронетехники, чем все их потенциальные противники и друзья вместе взятые.

Советские стратеги просмотрели начавшийся переход к войнам шестого поколения, главную роль в которых будут играть информационные технологии, средства радиоэлектронного обнаружения и подавления, высокоточное «умное» оружие в обычном снаряжении. Наиболее дальновидные военные специалисты считали, что для достижения победы в войне не надо взламывать оборону противника, совершать рейды в его оперативную глубину, вести затяжные кровопролитные бои, неся при этом огромные потери.

Подавление радиоэлектронных средств противника и системы противовоздушной обороны, уничтожение его экономических объектов и инфраструктуры могут дать гораздо больший эффект и принудить к капитуляции любую страну. Операция «Буря в пустыне» против Ирака стала первой успешной проверкой новой стратегии и тактики. Воздушное наступление антииракской коалиции, широкомасштабное применение высокоточного управляемого оружия, способного наносить точечные удары, привело к легкой победе над Саддамом Хуссейном.

Советские же генералы продолжали верить в абсолютные возможности массовой армии. Даже с началом перестройки и сокращения Вооруженных Сил СССР стальная советская армада продолжала сохранять впечатляющую мощь — к 1 января 1990 года в строю находилось 63900 танков, 76520 боевых машин и бронетранспортеров. Ее наступательный потенциал был огромным, поскольку советская военная стратегия по-прежнему считала лучшей обороной наступление.

Танковая армада СССР так и не вступила в бой с вероятным противником, нанеся поражение собственной стране. Советская экономика просто не выдержала огромных расходов, связанных с производством и содержанием десятков тысяч танков, которых у нас было больше, чем у всех стран мира вместе взятых. Танковый меч превратился в бронированный камень на шее у Советского Союза и в конце концов утянул его на дно, став одной из главных причин распада сверхдержавы.

Развал СССР положил конец былому могуществу. Танковые силы были частично сокращены согласно Договору об обычных вооружениях, частично разделены между бывшими союзными республиками, чьи армии являются лишь тенью недавней мощи.

Однако при этом для советских людей все, связанное с танковой армадой (впрочем, как и в целом с Советской Армией), оставалось и остается военной тайной. Народ видел танки на парадах и учениях, знал о существовании нескольких дивизий — парадной Кантемировской и учебной имени Л. И. Брежнева, а все остальное оставалось за завесой секретности. И хотя уже прошло почти 10 лет со времени распада СССР и от былой мощи остались одни воспоминания, тайна остается.

Атомные мины против «желтого дракона»

Во времена СССР на восточной границе был создан ядерно-фугасный пояс для защиты от массированной китайской агрессии


35 лет назад 6 августа 1976 года в казахской части Тянь-Шаня прогремел небывалый взрыв. Он приподнял две горные вершины и обрушил их в глубокое ущелье. Вверх взлетели многотонные скалы. Над горным массивом поднялся зловещий гриб.

За происходящим из специального укрытия наблюдали начальник инженерных войск советских Вооруженных сил генерал-полковник Сергей Аганов, командующие военными округами, приграничными армиями дальневосточного, забайкальского и сибирского регионов.

Информация об этом взрыве долгое время была закрытой для печати. Корреспондент «СП» побеседовал с участником тех событий, бывшим начальником отдела оборонного НИИ, занимавшегося разработкой ядерных мин, капитаном первого ранга в отставке Виктором Мещеряковым.

«СП»: — Неужели минобороны СССР сумело скрыть факт испытания ядерной мины?

— Дело в том, что это было не испытание, а показательный подрыв имитатора ядерного фугаса. Несколько недель десятки автомашин свозили к подножиям двух гор, расположенных в безлюдном месте, взрывчатые вещества, мазут, всяческие дымовые шашки. Наши военные ученые рассчитали, сколько нужно всего этого, чтобы взрыв по внешним параметрам соответствовал подрыву настоящей атомной мины. Вот и получился почти реальный эффект.

«СП»: — А зачем это было нужно?

— В то время в приграничные армии дальневосточного, забайкальского и сибирского округов начали поступать на вооружение ядерные фугасы. Командующим округов и армий нужно было показать, как действует это новое оружие. Поскольку реальные взрывы ядерного оружия были запрещены, мы ограничились имитационным показом.

«СП»: — Против кого планировалось применять такие мины?

— После того, как в марте 1969 года китайцы попытались прорвать нашу границу в районе острова Даманский, командование Вооруженных сил СССР предприняло ряд мер по укреплению восточных границ. Перед военными учеными была поставлена задача найти способ противодействия нападению значительно превосходящих по численности сил противника. Одним из таких решений было создание ядерно-фугасного пояса по границе. Вернее, параллельно границе в нескольких десятках километров от нее. При этом учитывались такие факторы, как безлюдность района установки мин, преимущественные направления ветров в сторону Китая и пр. Если свести к минимуму радиационное загрязнение собственной территории, то можно говорить об очень высокой эффективности такого оружия против больших масс захватчиков.

«СП»: — А как получилось, что вы — военный моряк оказались в центре работ по укреплению восточной границы страны?

«СП»: — Ваша продукция до сих пор стоит на вооружении?

— Нет, всяческие перестройки и реформы вымели ее из воинских частей.

«СП»: — А куда она делась, неужели уничтожена?

— Надеюсь, что нет. Лежит где-нибудь на складах в ожидании своего часа.

«СП»: — Не могли бы вы рассказать, что собой представляет ядерная мина?

— О нашей, по понятным причинам, говорить не буду. Сошлюсь на западный образец.

«СП»: — Там тоже разрабатывались ядерные фугасы?

-Еще бы! Командование НАТО предложило создать по границам ФРГ и на самой её территории ядерно-минный пояс. Заряды должны были устанавливаться в стратегически важных для продвижения наступающих войск точках — на крупных автотрассах, под мостами (в специальных бетонных колодцах) Предполагалось, что при подрыве всех зарядов будет создана зона радиоактивного заражения, что задержит продвижение советских войск на двое-трое суток. В частности, Британия планировала установить в зоне своих оккупационных войск в Германии скрытно от ее населения 10 огромных ядерных мин. Они должны были произвести значительные разрушения и привести к радиоактивному заражению обширной площади, чтобы предотвратить советскую оккупацию. Предполагалось, что сила взрыва каждой мины достигнет 10 килотонн, что примерно вдвое слабее взрыва атомной бомбы, сброшенной американцами на Нагасаки в 1945 году.

Английская ядерная мина весила около 7 тонн. Она представляла собой гиганский цилиндр, внутри которого находилось плутониевое ядро, окруженное детонирующей химической взрывчаткой, а также довольно сложная по тем временам электронная начинка. Мины должны были взрываться через восемь дней после включения встроенного таймера. Или мгновенно — по сигналу с расстояния до пяти километров. Мины были оснащены устройствами, препятствующими разминированию. Любая попытка вскрыть или переместить активированный фугас вела к немедленному взрыву. Советская разведка вскрыла намерения англичан. Разразился скандал. Немцы не захотели гореть в ядерном котле. И этот план был сорван.

План ядерного минирования Европы недавно обнародовал историк Дэвид Хокинс после выхода на пенсию из Управления по ядерным вооружениям (AWE). Его работа, написанная на основе правительственных документов, опубликована в последнем номере Discovery — научно-технического журнала AWE.

Проект по разработке мины под кодовым названием «Голубой фазан» был начат в Кенте в 1954 году. В рамках секретной программы по созданию «атомных боеприпасов» оружие было спроектировано, испытаны его компоненты и создано два опытных образца.

«Голубой фазан» должен был состоять из плутониевого стержня, окруженного взрывчаткой и помещенного в стальную сферу. За основу конструкции была взята весившая несколько тонн атомная бомба «Голубой Дунай», уже состоявшая на вооружении британских ВВС. Но «Голубой фазан» весом в 7 тонн был гораздо более громоздким.

Стальной футляр был таким большим, что его пришлось испытывать под открытым небом. Во избежание ненужных вопросов у военных, по утверждению Хокинса, была готова легенда, что это «контейнер для атомного энергоблока». В июле 1957 года военное руководство решило заказать 10 мин и установить их в Германии.

Хокинс называет планы по развертыванию оружия в случае угрозы советского вторжения «в чем-то театральными». Одна из проблем заключалась в том, что мины могли не сработать зимой из-за сильного охлаждения, так что военным предлагалось заворачивать их в покрывала из стеклопластика.

В конце концов риск радиоактивного заражения сочли «неприемлемым», пишет Хокинс, а установку ядерного оружия в союзной стране — «политически неверной». Поэтому министерство обороны прекратило работы над проектом.

По информации Damn Interesting

Россия заняла круговую оборону: Угроза № 1 — Китай

Эксперты «СП» анализируют соотношение сил и степень военных угроз на Юге, Западе, Востоке и в Центре

Сергей Ищенко

С 1 декабря в соответствии с указом президента Дмитрия Медведева Вооруженные силы России перешли на новую систему управления. Созданы и начали работать четыре оперативно-стратегических командования (ОСК) — «Запад», «Центр», «Юг» и «Восток». В их состав вошли войска и силы прежних шести военных округов, всех четырех флотов и Каспийской флотилии. Теперь все, что способно противостоять военным угрозам России на каждом из потенциально опасных направлений, объединено в единые кулаки. Общее командование, общее разведывательное, информационное, тыловое и иное обеспечение. При этом Ракетные войска стратегического назначения, атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, Космические войска, Дальняя авиация и Воздушно-десантные войска остаются в прямом подчинении Москвы.

По мнению экспертов, с учетом хилости оставшихся в распоряжении Министерства обороны РФ возможностей, такая перекройка военно-административной карты государства — единственно возможный шаг для хоть какой-то защиты страны. При этом боевой потенциал всех четырех наших ОСК различен. Как различна и степень военных угроз по всему периметру российских границ.

Как это выглядит в деталях? Каково соотношение сил с потенциальными противниками? «Свободная пресса» вместе с экспертами Института политического и военного анализа (ИПВА) решила подробно разобраться в этом, подсчитав состав сил и вооружений противостоящих военных группировок. Серию материалов на эту тему мы намерены опубликовать в ближайшие дни. Расчеты в распоряжение редакции предоставил заместитель директора ИПВА Александр Храмчихин.

«СП»: — Александр Анатольевич, давайте сначала представим общую картину стратегических угроз России.

— Общая картина такова. Есть Центр и Юг, где мы более или менее в состоянии пока отразить удар. И есть Запад и Восток, где мы вообще уже ничего не можем. Там наши силы никак не соотносятся с геополитическими угрозами. При этом Запад, как мне представляется, опасности не несет потому, что НАТО не будет на нас нападать ни при каких обстоятельствах. А вот Китай… Он сегодня в военном отношении сильнее не только России, но и НАТО. И главное, он готов воевать. При этом продолжает наращивать свои войска на нашей границе. К тому же помимо несопоставимости российских и китайских сил существует проблема расстояний. На западе России, по крайней мере, дорожная сеть хорошо развита. Конечно, по нашим меркам. Плотность населения выше, а значит, есть значительные призывные ресурсы. То есть, можно хотя бы силами как-то маневрировать. На Дальнем Востоке ничего этого нет и в помине.

Стратегические резервы туда из других районов России можно перебросить только по воздуху или по Транссибу. По воздуху много не привезешь. А Транссиб ничего не стоит вывести из строя сразу во многих местах. Начиная с Читинской области, он проходит просто вдоль границы с Китаем.

«СП»: — В советские годы, главным образом, именно по этой причине, а не столько для освоения новых месторождений природных ресурсов мы и начали строить БАМ. Резервы в восточном направлении можно возить по БАМу.

— Теоретически — да. На самом деле и БАМ, и Трансиб сейчас без труда перережут и в глубине российской территории. Известно же, что в нашей стране уже миллионы китайцев. Считается, что они приехали зарабатывать деньги. В отношении большинства это, наверное, правда. Но где гарантия, что среди этих миллионов нет нескольких тысяч, которые приехали к нам совсем с другими целями? Где-нибудь в тайге Иркутской области, далеко от границы, подорвать железнодорожное полотно для них вообще ничего не стоит. Это можно сделать в десятках мест одновременно. И все. Дальний Восток практически отрезан от остальной России.

«СП»: — То есть создавать в тех краях потенциал для обороны страны следует заранее?

— Без сомнения. Только то, что мы пока делаем, никак не свидетельствует об осознании нависшей опасности.

«СП»: — У Китая, вы считаете, есть намерения экспансии на север?

— У него просто не может не быть этих намерений. Другое дело, что китайцы пока пытаются мирным путем решить свои проблемы за наш счет. Но если припрет — не исключен и военный путь.

«СП»: — Они официально выдвигают к нам территориальные претензии?

— Официально — нет. При этом в Пекине никуда не делась официальная концепция о том, что договоры с Российской Федерацией, по которым установлена сегодняшняя линия границы, несправедливы и неравноправны. Это официальная историческая концепция. И никаких других альтернативных концепций там нет в принципе. Считают, что Россия у них отторгла территории, пользуясь слабостью Китая в 1858—1860 годах.

«СП»: — Мы что-то действительно у них отторгали?

-Был же Нерчинский договор 1689 года, по которому граница проходила гораздо северней нынешней. Если к этому договору возвращаться, Китаю достается, как минимум, половина Забайкальского края, вся Амурская область, южная часть Хабаровского края, Приморский край. И даже, как они считают, Сахалин. Хотя в тот момент о Сахалине никто не знал ни у нас, ни в Китае, остров просто не был открыт. Китайцы, тем не менее, считают, что Сахалин это их остров Куитао. Именно Нерчинский договор у них считается справедливым и равноправным. Это официальная точка зрения в Пекине.

В 1858−60 годах были заключены другие соглашения с китайцами. К тому времени мы проанализировали итоги Крымской войны. В частности, оборону Петропавловска-Камчатского от англичан и французов. Стало понятно, что Дальний Восток не удержать без налаженных линий снабжения. Грузы переправлять можно было только по Амуру, хотя Амур в тот момент на всем протяжении был китайским. При этом Китай эту территорию не контролировал совершенно. Он ею просто не занимался. Решение вопроса о переносе границы облегчило то, что китайцы тоже воевали с англичанами и французами. Причем, проигрывали войну и искали союзников. Тогда Муравьев-Амурский и предложил Китаю отдать территории. Так сложилась нынешняя граница по Амуру и Уссури.

«СП»: — То есть с международно-правовых позиций, существовавших до середины Х1Х века, Владивосток стоит на китайской земле?

— В тот момент теоретически это была их земля. Но там ничего не было. Хотя по нынешней китайской историографии Владивосток — это китайский город Хайшенвей. Хотя никакого Хайшенвея никогда в принципе не существовало.

«СП»: — У них и на картах Владивосток так и называется?

— Конечно. Там совершенно официально существует набор населенных пунктов, которые китайцам запрещено называть так, как принято в России. То есть, если, скажем, Москву они называют Москвой, то Владивосток — это Хайшенвей, а Хабаровск — это Боли. А Сахалин, как я уже говорил, — остров Куидао. Сегодня это официальное оправдание экспансии. Но реально им просто нужны новые территории и ресурсы. Там, как известно, имеет место большое перенаселение. В тех границах, которые существуют, Китай в принципе существовать не может. Это объективно.

«СП»: — Получается, Китай должен двигать или в сторону Индии, или России?

— В сторону Индии не двинешься, потому что на пути Гималаи. Преодолеть их сложно чисто технически. Кроме того, в Индии населения почти столько же, сколько в Китае. Этот вариант отпадает. Некоторые говорят, что у Пекина главным направлением экспансии станет Юго-Восточная Азия. Я считаю, что это ерунда полная. Потому что там тоже мало земли и полно местного населения. Там они ничего не получат, кроме партизанской войны. Во Вьетнаме китайцы с нею уже познакомились в 1979 году.

А на севере Казахстан и Россия — гигантские территории и ресурсы, почти нет местного населения. Скажем байкальская вода для них сейчас ценнее нефти. Потому что в Китае с водой ужасно. У них экологическая ситуация все ухудшается и ухудшается. Байкал для них сегодня важней всего. Другого такого гигантского источника чистой пресной воды на планете больше нет.

«СП»: — Им и Байкал нужен?

— Китайцам просто нужно место, где жить. Когда говорят, что вот у Китая не заселен собственный запад, то есть Синцзян и Тибет — это не аргумент. Потому что Тибет заселить невозможно, он непригоден для ведения какой бы то ни было хозяйственной деятельности. Синцзян тоже не очень удобен. Там пустыня. Сибирь значительно более пригодный для жизни регион.

«СП»: — Таким образом, на восточном направлении все очень тревожно. Давайте рассмотрим соотношение сил нашего ОСК «Восток» и китайской армии. Пусть не всей, а лишь группировки, которая сосредоточена у российской границы.

— Сложно сказать, сколько у нас там техники. Официальных сведений нет, они засекречены, есть только неофициальные. У нас там около 600 танков. Из них чуть ли не треть находится на базах хранения. Причем, базы хранения стоят практически у самой границы с Китаем.

«СП»: — Общая протяженность границы какая?

— Порядка 4,3 тысячи километров.

«СП»: — Они все входят в зону ответственности ОСК «Восток»?

— Теперь все. От Байкала до Хабаровска.

«СП»: — Получается, по танку на 7 километров. Приблизительно. Что еще есть?

— Даже два приграничных китайских округа — Шеньянский и Пекинский — по обычным вооружениям намного сильнее всей российской армии. У них дивизий больше, чем у нас бригад.

«СП»: — Скажите, а тот факт, что мы под Читой формируем новую, 29-ю общевойсковую армию, означает, что в Кремле есть понимание сложившегося вопиющего неравенства сил?

— Видимо, в последние годы понимание проявилось. Думаю, не в последнюю очередь это связано с учениями, которые Китай проводит последние годы. На этих учениях они четко отрабатывают крупные наступательные операции на большую глубину. Такие учения стали регулярными и все больше по масштабам. А ведь кроме как на Россию, наступать такими силами не на кого.

— Часто такие учения они проводят?

-2006 год, 2009-й, 2010-й.

«СП»: — А районы проведения?

— По всему Китаю. Но главные события — на территориях Пекинского и Шеньянского военных округов. То есть у нашей границы. И отрабатываются переброски войск других округов на север. После этого до нашего руководства, видимо, все же начало что-то доходить. В конце 2009 года начальник Главного штаба российских Сухопутных войск генерал Скоков впервые с горбачевских времен напрямую назвал Китай нашим потенциальным противником. Правда, Скоков не произнес слово «Китай». Он просто описал три варианта войны, которые нам потенциально придется вести на разных направлениях. В частности, на Востоке нашим противником он назвал многомиллионную армию с традиционными методами ведения боевых действий. С концентрацией большого количества боевой техники на отдельных направлениях. Кроме Китая это никто быть не может.

Потом мы провели учения «Восток-2010», которые очень широко разрекламировали. На них в Приморском крае отрабатывалось отражение наступления регулярных частей и отражение авиационного удара.

«СП»: — Там не велась речь о террористических группировках, как это у нас принято в последние годы?

— Там говорилось про борьбу с терроризмом. Но при этом отрабатывались вопросы отражения наступления механизированных соединений с бронетехникой и авиацией. А также — авиационный и ракетный удар по Хабаровску отражался. На заключительном этапе учений имитировался подрыв ядерного фугаса. То есть, это вряд ли против террористов.

«СП»: — А наши укрепрайоны на российско-китайской границе демонтированы?

«СП»: — Вообще от них ничего не осталось? В советские годы огромные усилия вкладывали, монтировали доты, бронеколпаки, ставили минные и проволочные заграждения. В оборону ставили пулеметно-артиллерийские дивизии.

— Ничего нет. Осталась одна пулеметно-артиллерийская дивизия на Сахалине и на Курилах, очевидно, против японцев.

«СП»: — Что же сегодня имеем на границе с Китаем?

— Кое-где отдельные стандартные мотострелковые бригады. Танковая бригада на все ОСК «Восток» всего одна — в Бурятии. Ближайшая к ней — под Челябинском. Но это уже ОСК «Центр». Да у нас и на все миллионные Вооруженные силы России лишь четыре танковые бригады и остались. У одного Китая — десять танковых дивизий.

СОСТАВ И ДИСЛОКАЦИЯ ВОЙСК ОСК «ВОСТОК»

5-я отдельная гвардейская танковая бригада (ст. Дивизионная).

32-я отдельная мотострелковая бригада (Шилово Новосибирская обл.).

35-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (Алейск).

36-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (Борзя)

37-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (Кяхта).

11-я десантно-штурмовая бригада (Улан-Удэ)

57-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (Бикин).

59-я отдельная мотострелковая бригада (Сергеевка Приморский край).

60-я отдельная мотострелковая бригада (Липовцы Приморский край).

70-я отдельная мотострелковая бригада (Барабаш/Уссурийск).

64-я отдельная мотострелковая бригада (Хабаровск).

69-я отдельная бригада прикрытия (Бабстово ЕАО).

39-я отдельная мотострелковая бригада (п. Хомутово).

83-я отдельная воздушно-десантная бригада (Уссурийск).

Кому и чего стоит опасаться в связи с объявлением частичной мобилизации?

Уклонисты из Москвы, и не только из столицы, пытаются в Казахстане осесть, или оттуда «дезертирским транзитом»

Саммит ШОС: Лидеры Китая и России посылают сигнал миру

Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин проведут первые очные переговоры с начала спецоперации на Украине

На фото: председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин

15−16 сентября в Самарканде состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества. Событие важное, особенно в современных условиях. От того, насколько продвинется сотрудничество и наполнится новым содержанием в рамках этой структуры, будут зависеть контуры того нового мира, который формируется на наших глазах. Многое будет решаться в ходе прямых очных переговоров лидеров организации — Китая и России. Их встреча состоится на полях саммита ШОС.

Для председателя КНР Си Цзиньпина это первая зарубежная поездка после начала пандемии нового коронавируса. Это придает особый вес его поездке и личной встрече с президентом России, первой после начала специальной военной операции на Украине. Это явный сигнал Западу, который не перестает давить на Китай, требуя ужесточить его подход к России. Словом, уже сам факт этой встречи трудно переоценить.

Единственный раз председатель КНР выбирался за пределы материкового Китая, совершив поездку в Сянган (Гонконг). Американская газета «Wall Street Journal» предположила, что китайский лидер якобы резко изменил свои планы для того, чтобы поехать в Центральную Азию и там встретиться с Владимиром Путиным.

Причем, как считают американцы, это было сделано после обострения отношений с США, которое последовало после визита спикера палаты представителей конгресса Нэнси Пелоси на Тайвань. Вообще-то саммиты такого формата планируются заранее, и маловероятно, что встреча в рамках ШОС была приурочена к переговорам лидеров КНР и России, Но что-то рациональное в этой американской версии есть. По крайней мере то, что политика США и ЕС еще больше сближает КНР и РФ и стимулирует развитие сотрудничества в рамках ШОС.

О повестке дня переговоров Си и Путина мало что известно по понятным причинам. «Планируется серьезная такая полноценная встреча наших руководителей с развернутой повесткой дня, над которой мы сейчас, собственно говоря, с нашими китайскими партнерами и работаем», — сказал накануне посол РФ в КНР Андрей Денисов. Думается, что и об итогах мы узнаем немного. Но вопросов для обсуждения много. Это и политика, включая глобальную стабильность и региональные проблемы (Украина и Тайвань), и экономика.

Торговля КНР-РФ динамично развивается, ее объем в нынешнем году прибавит треть. Планируется, что уже к концу года российско-китайская торговля преодолеет рубеж в 200 млрд долларов США и будет набирать обороты. В августе российский экспорт прибавил 59% в годовом измерении (после 49% в июле), поставки из КНР в РФ увеличились на 26,5% после июльских 22%. В целом за восемь месяцев российский экспорт в Китай вырос на 50% (до $72,9 млрд), импорт из этой страны — на 8,5% (до $44,2 млрд).

В российском экспорте по-прежнему преобладают углеводороды и другие сырьевые товары и товары низкого уровня переработки. Особое место в переговорах занимают вопросы адаптации финансовых систем в новых условиях, переход на расчеты в национальных валютах, создание региональных расчетных единиц взамен токсичных долларов и евро. Пока что мы не видим адекватного расширения поставок китайских товаров взамен тех, что мы лишились в результате западных санкций. Китайские компании опасаются вторичных санкций, выжидают.

Сказываются проблемы логистики и расчетов за товары. «Нередки случаи крайне осторожного отношения китайских банков к клиентам из России», — пояснил выступавший на ВЭФ торгпред РФ в КНР Алексей Дахновский. — Понимая истоки такого подхода, тем не менее убеждены, что и России, и Китаю необходимо интенсифицировать соответствующую работу… вести дело к созданию трансграничного платежного механизма, неподвластного недружественным санкциям". Видимо и об этом будет речь на встрече Си Цзиньпина и Владимира Путина в Самарканде.

Но положительные изменения происходят, и довольно быстро. В ходе Восточного экономического форума Газпром договорился о переходе на юани и рубли в расчетах за газ с китайской нефтегазовой компаний CNPC. Это станет стимулом для аналогичных действий не только в двусторонней торговле, но и в экономических отношениях России с другими дружественными странами.

В первом полугодии объем прокачки газа в Китай через газопровод «Сила Сибири» вырос на 63%. Подписано соглашение, по которому ежегодные поставки российского газа в Китай увеличатся с 38 до 48 млрд кубометров. Как сообщил Владимир Путин, для строительства нового газопровода в Китай через Монголию Москва уже заключила необходимые договоренности с Улан-Батором.

В ходе переговоров с президентом Путиным во Владивостоке на полях ВЭФ председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китая и член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК (третье лицо в китайской иерархии) Ли Чжаньшу заверил, что для углубления нашего стратегического партнерства нет никаких препятствий.

А от того, о чем договорятся в Самарканде лидеры Китая и России будет зависеть очень многое. В том числе и содержание сотрудничества в формате ШОС. Но в любом случае там соберутся руководители стран, которые не поддаются диктату Вашингтона и формируют свою политику и свои форматы взаимодействия. Вместе с БРИКС и другими объединениями государств, не подконтрольных Западу, эта часть мирового сообщества и определит дальнейшие пути развития.

Китай сегодня

Материалы по теме «Китай сегодня» создаются при поддержке крупнейшего издания Китайской Народной Республики Газеты Жэньминь жибао он-лайн и с участием информационного партнера АО КБ «Солидарность».

"Стальной пояс" Сибири: сражение за Восток - ФОТО


29 марта 1891 года император Александр III подписал рескрипт о строительстве Транссибирской железной дороги. Так было положено начало возведению крупнейшей в мире железнодорожной магистрали, соединившей Европу с побережьем Тихого океана.

Ровно в два часа дня 5 августа 1898 года инженер Владимир Попов сел в один из двух паровозов, проводивших испытание построенного им моста через реку Иркут. С собой инженер взял револьвер, с твердым намерением застрелиться, если мост не выдержит экзамен. Но деревянный мост хоть и трещал, все же прошел испытание, став составной часть Транссибирской железнодорожной магистрали.

Триста лет Российская империя шаг за шагом продвигалась в восточном направлении, прирастая богатейшими районами Сибири и Дальнего Востока. И вот к концу XIX века стало очевидно, что новые территории, за которые было заплачено тысячами жизней русских первопроходцев, скорее всего, будут утрачены, поскольку Россия была не способна обеспечить транспортную связь с ними.

К концу XIX века стало очевидно, что новые территории, за которые было заплачено тысячами жизней русских первопроходцев, скорее всего, будут утрачены

К тому времени Россия усилиями графа Николая Муравьева-Амурского оформила свои восточные границы, после чего в 1860 году на зависть великим державам на берегу Тихого океана был основан военный пост Владивосток, закрепивший территориальные приобретения империи. А в 1880 году статус города получил и Хабаровск. Однако в случае серьезного конфликта эти дальневосточные форпосты России в условиях отсутствия помощи из центра были не способны противостоять сильному противнику.

Большой Сибирский тракт, который сами сибиряки называли не иначе как Московский, был единственной дорогой, связывающей неосвоенные восточные районы страны с центральной Россией. Причем надо иметь в виду, что этот тракт имел некое подобие приличной дороги лишь до Иркутска и Кяхты на границе с Китаем, а далее было лишь направление, с трудом преодолеваемое на лошадях. От станции до станции обычно добирались не меньше суток, преодолевая всего-навсего около 40 километров.

Жуткие морозы со снежными заносами зимой, проливные дожди и непролазная грязь осенью, половодье весной делали этот тракт практически непроходимым. Грузы из центральной России до Владивостока доставлялись за год, что, конечно же, не способствовало экономическому развитию страны и значительно замедляло заселение и освоение восточных регионов России. А это в перспективе означало возможность потери с таким трудом обретенных дальневосточных территорий. Ведь все население российского Дальнего Востока к 1883 году не превышало двух тысяч человек. Дело дошло до того, что переселенцев из западных областей страны стали перевозить морским путем через Одессу, и длилось это путешествие около трех месяцев.

Одним из первых за строительство в Сибири железной дороги стал ратовать уже упомянутый выше генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев, получивший к своей родовой фамилии почетную приставку "Амурский" после подписания мирного договора с Китаем. Однако поражение в Крымской войне заставило правительство отложить этот проект, хотя с предложениями взять на себя финансирование строительства железной дороги выступил частный капитал, в том числе и иностранный.

Наконец, в 1891 году правительство страны определилось с основным маршрутом Транссиба, приняв решение начинать работы одновременно с противоположных концов - от Челябинска и Владивостока.

Это был самый настоящий вызов Российскому государству и его властям. Ведь предстояло не только осуществить прокладку железнодорожных путей на труднодоступных территориях, но и найти огромные средства для финансирования строительства и организации освоения новых земель, включая переселение сюда миллионов людей. Такого грандиозного и великого проекта России еще не приходилось осуществлять.

Такого грандиозного и великого проекта России еще не приходилось осуществлять

В закладке первого камня и серебряной пластины в здание Владивостокского железнодорожного вокзала по повелению императора принял участие наследный цесаревич Николай Александрович, прибывший во Владивосток после кругосветного путешествия. Не ограничившись этим, будущий самодержец Николай II самолично насыпал в тачку землю и отвез ее на полотно строящейся железной дороги. Тем самым Транссибу с самого начало было дано монаршее благословение, а всему миру было твердо объявлено о непреклонном решении России довести этот проект до конца, причем собственными силами и деньгами.

Всероссийская стройка

Чтобы удешевить строительство, было решено перейти на облегченные технические нормы прокладки пути. Например, почти вдвое сократилась толщина балластного слоя, уменьшалась также ширина земляного полотна, а сами рельсы делались легче стандартных почти на полтора килограмма. Для ускорения процесса допускалось строительство временных деревянных мостов через малые реки и облегченные проекты железнодорожных станций, не имеющих даже фундамента.

Читайте также: