3 волна блэк металла

Обновлено: 14.05.2024

Недавно передо мной встала проблема следующего характера : необходимость поиска музыки. Кажется что в этом нет абсолютно ничего сложного, ведь сейчас любой музыкальный сервис оснащён довольно точными рекомендациями - включаешь один трек, а дальше тебе накидывают тонну похожего материала. Но чем менее популярным является музыкальный жанр, тем менее точно эти рекомендации работают. Когда я только начал слушать блэк, никаких проблем не возникало, новые группы находились сами собой, но когда меня заинтересовал конкретный сегмент в рамках этого жанра, пришлось шерстить статьи, топы и форумы дабы искать музыку с похожим звучанием. И тут, пожалуй, пришла пора назвать интересующий меня поджанр, но проблема в том, что я понятия не имею какое имя он носит. Информация по этому поводу сильно разниться, встречал обозначения от мелодик до прог блэка, что, на мой взгляд, не соответствует действительности. Поэтому очерчивать рамки жанра я буду из списка групп, которые имеют схожее звучание. Первая услышанная мною команда, работающая в таком стиле — группа Uada. На нее я вышел через мглу, которую я не рискну определить в один поджанр с Uad’ой, хотя их музыка и имеет довольно много схожих элементов. Группа Uada поразила и глубоко впечатлила меня своим звучанием, трек Cult of a dying sun получил почетное место в моем личном списке шедевров от мира тяжелой музыки. Вокал, преобразующийся с десяток раз за одну композицию, переходящий из зловещего рыка в леденящий душу стон и потрясающая музыка, соединяющая в себе как атмосферность и мелодичность, так и бешеный темп и техничность, открыли для меня новый, неизведанный жанр, властителем которого я короновал Uad’у. С этого момента рекомендации помогать куда меньше и пришлось уже начать искать на просторах глобальной сети, а вот сейчас подумал спросить у знающих людей напрямую. Никогда не сидел ни на каких форумах, поэтому не знаю куда вообще писать, видел на dtf пару-тройку постов про Black Metal, в которых люди проявляли немалую активность, посему и решил разместить этот пост тут. Собственно, после этого краткого вступления я размещу список групп, которые по моему скромному мнению можно объединить в единый жанр, правда с той оговоркой, что стиль некоторых команд менялся от альбома к альбому, и лишь часть их творчества можно отнести к тематике поста. Список будет в формате группа — мой любимый ее трек, группы примерно расположены от наиболее интересной к наименее. Буду рад подкинуть кому нибудь интересной музыки и счастлив найти новые банды этого жанра, надеюсь, в общем, на любой фидбэк. Кстати, если вам есть что сказать по поводу самого жанра, милости прошу. А вот и список :

  • Uada - Cult of a Dying Sun
  • Mgła - Exercises in Futility V (Не уверен насчет жанровой принадлежности, но не могу обделить эту группу вниманием)
  • Odraza - Tam Gdzie Nas Nie Spotkamy
  • Wayfarer - The Iron Horse (Gallows Frontier, Act II)
  • Ultha - The Avarist (Eyes of a Tragedy)
  • Spectral Wound -Frigid and Spellbound
  • Misþyrming – Orgia
  • Der Weg einer Freiheit - Letzte Sonne
  • The Great Old Ones -The Omniscient
  • Human Serpent - Seven Billion Slaves
  • The Ruins Of Beverast - Surtur Barbaar Maritime
  • VI - Il est trop tard pour rendre gloire. Ainsi la lumière sera changée en ombre de la mort
  • Stormruler - Reign Of The Winged Duke
  • Sturmkaiser - Veni Vidi Vici
  • Forteresse - Là où nous allons
  • Iskald - The Atrocious Horror
  • Aorlhac - Pierres brûlées
  • Besatt - Seals Of Hate
  • Khaos Labyrinth - Godless Existence
  • Winterfylleth - Ensigns Of Victory
  • Liturgy - God of Love
  • Void Omnia - Remanence of a Ghost Haunt
  • Selbst - Sculpting the Dirtiness of Its Existence
  • Plaga - Traby Zaglady Cz. Ii
  • Wormwood - The Archive
  • Havukruunu - Kuu Erkylän Yllä
  • Aosoth - A Heart to Judge
  • Blut Aus Nord - Nomos Nebuleam

Вот так как то. Можно еще вспомнить Батюшку и сайд проекты Мглы, сомневался включать в список или нет.

Блэк-Метал

Блэ́к-ме́тал (англ. Black metal , от англ. black — «чёрный»; норв. svartmetall ), или Блэ́к, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.

Содержание

Основные черты

Звучание

Блэк-метал, как правило, характеризуется предельно скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «грязное», создающее монотонную абразивную пелену сухого дисторшна. Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, инхэйл и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Отличительной чертой является монотонность, зацикленность и однообразие музыкальных композиций. Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается эталонным. Бас-гитара и (крайне редко) клавишные играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.

Сценический образ

Немаловажную роль играет сценический образ блэк-исполнителей. Широко используются черная кожа, шипы, «напульсники», т. н. «патронташи», тяжелая обувь на толстой подошве, и прочая атрибутика свойственная субкультуре металлистов. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Большинство музыкантов перед выступлениями или фотосессиями накладывают на лицо особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. На сцену часто выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов или военную форму Третьего рейха, либо в ритуальных одеждах. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная сатанинская атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише. Следует отдельно упомянуть особенности оформления обложек и буклетов в альбомах блэк-металлических команд: Доминируют мрачные чёрно-белые тона, часто изображается лес, природа, различные мифологические персонажи, иногда — кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику; используется готический шрифт, скандинавские руны и орнаменты; всячески обыгрывается сатанинская символика — пентаграммы, перевернутые кресты, вариации образа Бафомета, реже встречается нацистская символика. Логотипы многих блэк-металлических команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий, что делает названия групп абсолютно нечитаемыми.

Идеология

Блэк-метал характеризуется крайней идеологизированностью, зачастую — экстремизмом. Изначально, блэк возник как радикальный протест по отношению к религии и всему христианскому обществу. Наиболее распространённой темой является «тёмная сторона»: сатанизм, оккультизм, а также нигилизм, война, мизантропия, ненависть. При этом, несмотря на кажущиеся противоречия, огромное внимание уделяется скандинавской мифологии, языческим верованиям северных народов, их культуре и письменности, фольклору (ввиду наибольшего вклада в становление жанра норвежцев во время второй и третьей «волны» блэк-металла). Излюбленная тема: восхищение северной природой, лесами и горами (встречаются эпитеты: «холодный», «нордический» блэк-метал). Кроме того, достаточно часто в блэке присутствуют элементы нацизма, что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Периодически у исполнителей и сторонников блэк-метала возникает резкая полемика относительно того, кто из представителей стиля наиболее привержен «настоящему», правильному, «тру-» блэк-металлу (от англ. True Black metal). Отклонения от жёсткого блэк-звучания (эксперименты с электроникой, симфонические аранжировки, женский вокал и т. д.) очень негативно воспринимаются в блэк-среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных» последователей жанра репутацию «продажных» и «предательских». Также крайне негативно воспринимаются попытки исполнителей достичь популярности и коммерческого успеха (ротация на телевидении и радио, публикации в мейнстримовых журналах, контракты с крупными лейблами). По этой причине многие андеграундные исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы связать группу с «коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах), минимальными тиражами (иногда не более 2-3 десятков экземпляров, или, например, по «числу зверя» — 666 копий), со звуком крайне низкого качества, никогда не дают концертов. Тем не менее, в последние годы блэк-метал перестал быть исключительно «андеграундным» явлением.

Классификация блэк-метала

Прото-блэк

Прото-блэк (англ. Proto-Black metal ) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-, или хэви- метала(как это было с группой Mercyful Fate). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Сейчас почти не встречается.

  • Родоначальники: Hellhammer, Mercyful Fate, Venom, Sarcofago.
  • Типичные представители: они же, кроме того, Amazarak (Бразилия), Aura Noir, Damnation (Швеция), Gravewϋrm.

Тру блэк

Тру-блэк (англ. True Black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, нигилизм, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм. Стиль возник в Норвегии. Музыка как правило предельно простая, зачастую примитивная, хотя встречаются группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой.

Условным подвидом тру-блэка является Raw black metal (англ. raw — сырой), композиции записаны одной дорожкой без потоков, в крайне низком качестве.

True и Raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма. Особым почтением у поклонников жанра пользуются представители стиля с преступной репутацией: убийства, погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей, тюремные заключения.

Считается, что слово «True»("Истинный")" в среде поклонников блэк-метала используется как характеристика идеологической направленности группы; то есть группа, не придерживающаяся идеологии блэк-метала, считается «не истинной», отошедшей от канонов жанра - "не Тру". Примечательно, что словосочетание «не тру» (Not True) чаще используется в ироничном, насмешливом контексте.

  • Родоначальники: Darkthrone, Gorgoroth (первые альбомы), Mütiilation, Belketre, Judas Iscariot, Deathspell Omega (раннее творчество), Arckanum, Ildjarn, Nachtmystium, Туман, Clandestine Blaze, Horna, Vlad Tepes, Sargeist, Behexen, Corpus Christii, Watain, Funeral Mist, Krieg, Bael, Deviant, N.I.L, Antaeus, Ad Hominem, Aosoth, Blackdeath, Armagedda, Craft, Old Wainds, Beastcraft, Dark Blessing, Besatt, Tsjuder, Koldbrann, Urgehal, Enoid, Taigensis.

Пэган-блэк

Викинг-метал

Ви́кинг-ме́тал (англ. Viking metal) — разновидность метала, появившаяся в конце 1980-х гг., на формирование которой повлиял как блэк-метал, так и дэт-метал, пауэр-метал, трэш-метал и некоторые другие жанры. В последнее время данное направление чаще отождествляют с блэк-металом, либо, в случае явного преобладания элементов пауэр-метала и фолка, с т.н. Кельтским металом. Идеологически и музыкально Викинг-метал во многом перекликается с пэган-металом (языческим металом). Сам термин, Викинг-метал, в большей мере используется для описания лирических элементов в текстах песен, нежели для классификации самой музыки. Критерием, по которому можно выделить исполнителей в данном стиле, является выраженное почитание языческой германской культуры, а так же истории и культуры викингов. Творчество коллективов, исполняющих подобную музыку, как правило, описывает скандинавский эпос, тексты песен пишутся на древних языках (древнеисландский, шведский, финский и другие). В самой музыке нередко наблюдается сильное влияние фолка (особый мелодизм, аутентичные музыкальные инструменты). Блэк-разновидность Викинг-метала характеризуется идеологической близостью с пэган-блэком (языческим блэк-металом), т.е. агрессивным отношением к Христианству, без присущей классическому блэку сатанинской идеологии. В отличие от пэган-блэка, явных точек соприкосновения с NSBM у Викинг-блэк-метала не наблюдается.

  • Родоначальники: Amon Amarth, Thyrfing, Black Fog, Der Henker, Empyrean Plague, Thrudvangar, Ulvhedin.

Депрессив-блэк

Депрессивный блэк-метал (англ. Depressive Black metal ), так же известен как Suicidal Black Metal, или Depressive Suicidal Black Metal (DSBM), — Довольно распространенное течение в блэк-метале, отличающееся особой длиной и зацикленной структурой композиций, монотонностью, «жужжащими» гитарами, иногда — «акцентирующими» клавишными. Для некоторых исполнителей характерен быстрый темп и надрывная манера исполнения (Abyssic Hate, Nyktalgia, англ. to shriek — «пронзительно кричать, вопить»), инхэйл — истеричный вой, верещание. Вокалисты с помощью воя акцентируют внимание на концовке такта. Гитарных соло обычно нет. Барабаны звучат медленно и апатично, а в некоторых композициях даже отсутствуют. Бласт-бит почти не применяется, используется лишь немногими исполнителями и крайне редко — в наиболее кульминационные моменты.

Тематика текстов — тоска, апатия, депрессия, отчаяние, самоубийство, ненависть, безумие, сумасшествие. Помимо перечисленного, иногда сохраняется присущая традиционному блэку идеология (сатанизм, антихристианство), но в меньшей степени.

Элементы депрессив-блэка наблюдаются у многих представителей блэк-метала, формально не относящихся к депрессиву.

  • Родоначальники: Hvis Lyset Tar Oss, Filosofem), Strid (EP Strid (1995)), Silencer, Abyssic Hate, Sortsind, Bethlehem, Forgotten Woods
  • Типичные Представители: Elhaz, Xasthur, Make a Change. Kill Yourself, Wedard, I Shalt Become, Birkenau, Anti, Nocturnal Depression, Velvet Cacoon, Silencer, Nyktalgia, Happy Days,Sterbend, Svart, Trough The Pain,

Принадлежность групп к этому жанру определяется текстами, которые идеологически ориентированы на расизм, нацизм, антисемитизм. При этом подавляющее большинство исполнителей сочетает нацизм и антисемитизм с язычеством, что роднит жанр с пэган-металом, однако есть и сочетающие с True (сатанистской) тематикой. Музыка может варьироваться от фолк-рока до классического блэк-метала; отдельные группы по звучанию близки к Rock Against Communism (заметно влияние панк-рока и Oi!)

Жанр сформировался к середине 1990-х гг., когда наиболее радикально настроенное крыло последователей блэк-металла не могло более спокойно наблюдать за постепенным угасанием блэк-сцены, уходом исполнителей жанра от канонов, всеобщей коммерции, и вооружившись наиболее жесткими агрессивными идеями, в частности идеями национал-социализма, соответствующей атрибутикой и символикой, создали новое радикальное андеграундное течение — National Socialist Black Metal.

  • Типичные представители: Totenburg, Nokturnal Mortum (позднее творчество), Dub Buk (Украина), Warhead (Польша/Украина), Branikald (поздние альбомы), Forest (Россия), Thor's Hammer, Capricorns, Kataxu (Польша), M8l8th (Молотх) (Россия), Темноврат

Мелодик блэк-метал

Группы, играющие в этом стиле, характеризуются привычными для жанра вокалом (скримингом, реже гроулингом), бласт-битом. Тем не менее звучание отличается от традиционного, прежде всего за счет меньшего использования дисторшна (в том числе встречаются чистые гитарные соло), усложнённой структуры (например, чередования быстрых и медленных частей) и преобладающей роли «атмосферных» клавишных. Некоторые группы по музыке и тематике песен (вампиризм) близки симфо-блэку и даже готик-металу.

  • Родоначальники: Kvist, Ancient, Ancient Ceremony, Dismal Euphony, Dornenreich (раннее творчество), Hecate Enthroned, Lord Belial (раннее творчество), Rotting Christ.

Атмосферный блэк

Атмосферный блэк-метал, (англ. Atmospheric Black metal ) - отличается способностью создавать в воображении слушателя глубокие сложные образы, иллюзии несуществующих миров и происходящих в них событий. В этом смысле атмосферный блэк можно считать интеллектуальной музыкой, творчески более зрелой в сравнении с классическим блэком.

Часто атмосферный блэк перекликается с депрессивным блэк-металом. Добавлены клавишные вставки. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фолклор и соответствующая литература (например, Толкиена). Есть представители с Depressive/Suicidal-направленностью. Иногда прослеживается влияние Doom metal.

Из всех блэк-металлических подстилей в атмосферном блэк-метале дескриптивность (описательность), как стилистический прием, выражена наиболее сильно и полно.

  • Родоначальники: Summoning, Carpathian Full Moon, Kvist
  • Представители: Profanum,Basarab, Ancient Wisdom, Algaion, Ceremonial Embrace, Gaoth Anair, Mournful Night,

Эмбиент-блэк

Эмбиент-блэк-метал (англ. Ambient Black metal ) часто перекликается с депрессивным блэком и атмосферным блэком. Добавлены клавишные пассажи, отдельные звуки и шумы природы. Музыка не экстремальна и далека от блэка, но вокал (если присутствует) и лирика оставлены от прародителя. Зачастую к этому направлению причисляют эмбиентные сайд-проекты блэк-метал музыкантов.

  • Родоначальники: Les Légions Noires(Aäkon Këëtrëh, Amaka Hahina, Moëvöt, Satanicum Tenebrae), Abruptum
  • Представители: Vinterriket, Autumn tears, Svartthron, Viking Crown (последний альбом), Dissidens, Forest Silence, Trist, Nazhand.

Симфо блэк-метал

Разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых арранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле коммерчески наиболее успешны, а их музыка в исполнительском смысле наиболее сложна и структурирована.

    Родоначальники: Dimmu Borgir, Cradle of filth, Alghazanth, Anorexia Nervosa, Finnugor, Tvangeste, Япония),

Индустриальный блэк

Индастриал-блэк-метал (англ. Industrial Black metal ) представляет собой индастриал-метал, в котором присутствуют элементы блэка, в первую очередь очень плотные и быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг, как основной тип вокала, и типичные для блэк-метала тексты (с добавлением индустриальной тематики).

  • Родоначальники: Mysticum, Helheim (также известны как The Helheim Society), Aborym
  • Представители: Aborym, Ars Macabra, Atomtrakt, December Wolves (альбом «Blasterpiece Theatre»), Diabolicum, Godkiller, Mysticum, Ordo Tyrannis, Shade Empire, Stagnatus, The Axis of Perdition, Troll (позднее творчество), The Kovenant, Blacklodge, Reverence, …and Oceans, uRAn 0, Spektr, Control Human Delete, Nord'n'Commander, Reverence, War Plague.

Пост-блэк

Пост-блэк-метал (англ. Post-Black metal ) — возникший в середине 1990-х годов подвид блэка. Характеризуется усложнением структуры композиций, полифоническим звучанием, эклектичностью, добавлением элементов классической музыки, джаза, авангарда, индастриала, трип-хопа и электронной музыки. Партии всех инструментов гораздо разнообразнее, чем в традиционном блэк-метале, построение композиций более сложное и замысловатое. Многие группы, играющие в этом стиле, часто называют авангардным блэк-металом (англ. Avant-garde black metal ).

Христианский блэк

Christian black metal — Пожалуй, самый необычный и редкий подвид жанра, иногда называемый unblack metal, по звучанию схож с true/raw black metal, но отличается от родоначальника идеологией, то есть — лояльностью к Христианству. Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.

Блэ́к-ме́тал (англ. black metal ; рус. чёрный метал ; норв. svartmetall ), или просто — блэ́к, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений металла.

Жанр зародился в 1980-х как ответвление трэш-метала. Пионерами блэка принято считать английскую группу Venom и шведскую Bathory [2] [3] [4] [5] .

Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal, выпущенному группой Venom в 1982 году. Окончательно жанр сформировался в начале 1990-х усилиями норвежских групп «чёрного круга», в состав которого входили некоторые участники Mayhem, Burzum, Darkthrone, Immortal [2] [3] .

Звучание и инструменты

Блэк-метал, как правило, характеризуется предельно скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна. Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Отличительной чертой является монотонность, зацикленность и однообразие музыкальных композиций. Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw — «сырой») и считается эталонным. Бас-гитара и (крайне редко) клавишные играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.

Инструменты, применяемые для исполнения, те же что и в хэви-метале, однако иногда могут использоваться и нетрадиционные (для метала) инструменты — например, классические (скрипки, виолончели) или старинные аутентичные (фольклорные).

Концерты и сценический образ

В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами. На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов или военную форму Третьего рейха, либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями, средневековым оружием, а сами музыканты измазаны в крови [6] .



Сценический образ блэк-исполнителей играет важную роль. В одежде широко используются атрибутика, свойственная субкультуре металлистов: чёрная кожа, шипы, напульсники, тяжёлая обувь на толстой подошве, берцы. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Однако блэк преподносит всё это под своим углом зрения, напульсники могут превратиться в утыканные гвоздями наручи, а кожаный пояс — в патронную ленту (патронташ) [5] . Чтобы подчеркнуть антихристианскую или антирелигиозную позицию, часто используется сатанинская символика — перевёрнутые кресты и пентаграммы [2] . Однако наиболее запоминающейся чертой является особый чёрно-белый макияж — корпспэйнт, цель которого — придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише (например, группа Emperor в свое время отказалась от корпспеинта, основываясь на том, что он потерял первоначальное значение). В основном всё вышеперечисленное характерно для музыкантов, исполняющих тру-блэк, в то время как музыканты симфо-блэка и других, более мягких направлений данную атрибутику, как правило, не используют, так как ориентированы на более широкую аудиторию слушателей.

Оформление альбомов


В начале 1990-х ведущие блэк-метал музыканты использовали простые чёрно-белые фотографии, рисунки или надписи в оформлении обложек своих записей [7] . Некоторые полагают, что это было своеобразным протестом против дэт-метал групп, которые в то время начали использовать яркое разноцветное оформление альбомов [7] . Некоторые музыканты, в особенности исполняющие тру-блэк, используют такой стиль оформления до сих пор. Альбомы остальных групп обычно имеют атмосферные или провокационные обложки. На одних часто изображается лес, природные или фэнтезийные пейзажи (например, Filosofem Burzum и In the Nightside Eclipse Emperor), различные мифологические персонажи. Довольно часто на обложках можно увидеть работы норвежского художника начала ХХ в. Теодора Киттельсена [5] , особенно из его книги Svartedauen (Чёрная смерть). Другие обложки несут на себе разнообразные изображения Бафомета, пентаграмм, перевёрнутых крестов и кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику (например, In Sorte Diaboli Dimmu Borgir и Fuck Me Jesus Marduk), реже встречается нацистская символика (например, Нехристь Nokturnal Mortum).

Для оформления надписей и текстов часто используется готический шрифт, скандинавские руны и орнаменты. Логотипы многих блэк-метал команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики — изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий (часто напоминающих изморозь или иней, намёк на ледяную северную природу) и переплетенных символов-букв, что зачастую делает собственно названия абсолютно нечитаемыми. Некоторые существующие в настоящее время блэк-коллективы принимают подобный стиль оформления за эталон и оформляют обложки своих релизов в подобном ключе (особенно это касается музыкантов, исполняющих true-, raw-, NSBM и DSBM)

Тематика песен и идеология

Существенно более важную роль, чем в других «металических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую, антихристианскую, и оккультную тематику [8] . Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк зачастую граничит с экстремизмом. В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм, атеизм, паганизм.

Другие блэк-метал группы идеологически ближе к дэт-металу и эксплуатируют такую тематику, как война, смерть, нигилизм. Зачастую тематика указывается в поджанре блэка: например, «депрессивный блэк-метал» (DSBM) [9] или «национал-социалистический блэк-метал (NSBM)».

В настоящее время существуют и более мягкие направления блэка, как например, симфо-блэк. Тематика этих групп сильно отличается от тематики традиционных групп и включает в себя описание природы, зимы, мифологии, фольклора, философии и даже фэнтэзи. Эксплуатируют элементы этих тем и другие блэк-метал группы, придерживаясь при этом жёсткого звучания. В частности, это отражается на обложках альбомов и названиях песен [9] .

Кроме того, в некоторых направлениях блэка присутствуют элементы нацизма, что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Однако многие известные музыканты (в том числе участники Dissection [10] , Gorgoroth [11] , Dark Funeral [12] , Summoning [13] и Panopticon [14] ) считают, что идеология нацизма неприемлема для блэк-метал-сцены, так как нацизм является авторитарной и коллективистской идеологией, тогда как идеи блэк-метала основаны на индивидуализме.

Периодически среди исполнителей и сторонников блэк-метала возникает резкая полемика относительно того, кто из представителей стиля наиболее привержен «настоящему», правильному, «тру» блэк-металу (англ. true black metal). Отклонения от жёсткого блэк-звучания (эксперименты с электроникой, симфонические аранжировки, женский вокал и т. п.) очень негативно воспринимаются в блэкметаллической среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных» последователей жанра репутацию «продажных», «предательских» и «попсовых». Также крайне негативно воспринимаются попытки исполнителей достичь популярности и коммерческого успеха (ротация на телевидении и радио, публикации в мейнстримовых журналах, контракты с крупными звукозаписывающими лейблами). По этой причине многие андеграундные исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы ассоциировать группу с «коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах), минимальными тиражами (иногда не более 2-3 десятков экземпляров, или, например, по «числу зверя» — 666 копий), со звуком крайне низкого качества, не дают концертов. Тем не менее, блэк-метал давно перестал быть исключительно «андеграундным» явлением.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Черный метал

Теперь уже смело можно предполагать, что блэк-металл так и останется последним настоящим андеграундным стилем в музыке, последним течением в молодежной субкультуре, которое власти долгое время боялись и ненавидели – а так же очень долго не могли продать, поставить на конвейер и превратить в уютную, приносящую ровную прибыль моду. В конце концов, конечно, большие деньги победили и в этой истории, но остались несколько имен, не посрамивших черный металл.


Сатана как способ заработать

В основе своей блэк был просто еще одним стилем в андеграундной музыке и его первые шаги овеяны немалым количеств легенд и слухов. Бесспорно, что слава первопроходцев принадлежит английской группе Venom, первое демо которых появилось в 1980 году, а уже в 1982 году вышел и альбом Black Metall, в последствие давший название всему стилю. Именно у этого английского трио появилось несколько особенностей, которые станут приметами направления в целом. Во-первых, участники скрывались под псевдонимами, которые либо было прямо были заимствованы из мифологии, либо просто звучали похоже: Кронос, Мантас, Абаддон. К тому же тексты их песен и оформление пластинок напрямую отсылали к сатанизму. Заметим, что не они первые: заигрывания с князем тьмы начались задолго до металла вообще и Venom в частности. Третьим важным компонентом был звук группы, который и стал основой будущего стиля. Описать специфику звучания блэк-металлической команды довольно сложно, но один раз услышав – уже ни с чем не перепутаешь. Это «тяжелый», интенсивный металлический звук, в котором, однако, очень много «грязи» - почти до грани с панком. Ранние блэк-группы русским слушателям временами напоминают «Гражданскую оборону». При этом, в отличие от того же дэт-металла и грайндкора, гитары, как правило, не перестраивались на более низкий лад, что и приводили к сравнительно высокому звучанию. Отметим и три важных отличия от будущих последователей: Venom не применяли грим, не использовали искаженный вокал и открыто заявляли, что сатанизм для них – не более, чем способ привлечь к себе внимание, коммерческая «замануха». Отмечу, что при всем при том, влияния Venom большинство из звезд стиля второй-третьей волны влияния Venom не отрицали. С музыкальной точки зрения достаточно послушать первые альбома два или три, они были на самом деле хороши. Забавно, что в последствии участники группы чем только не занимались – даже со Scooter в турне ездили, что для правоверного металлиста и вовсе не простительно.

Окончательно сформировалось это направление в творчестве следующей группы – уникального шведского проекта Bathory.


«Удивительно, на что способна шведская водка…»

Большинство из именитых «блэкарей» стараются нагнать вокруг себя как можно больше таинственности, но основатель Bathory большую часть жизни занимался прямо противоположным. Единственным постоянным участником группы был Томас Форсберг, более известный под своим псевдонимом Quorthon Seth. Он умер от сердечной недостаточности в 2004 году, после этого группа распалась, хотя было выпущено еще некоторое количество архивного материала. Но нас больше интересует начало его пути, а точнее – первые четыре альбома. Они-то и есть настоящий блэк-металл, которому подражали все остальные.

По словам основателя группы, в начале восьмидесятых он был поклонником Venom и Motorhead и сам пытался играть в том же духе. Но с составом были постоянные трудности, большинство его сверстников мечтали повторить успех Europe, а вовсе не играть мрачные гимны повелителю ада. Впервые песни Bathory появились на сборнике Scandinavian Metal Attack: причем, в некоторых интервью Куортон потом рассказывал, что группы как таковой не было и записывалось все это едва ли не шутки ради. Шутка удалась: именно его творчество публика приняла едва ли не восторженней, чем остальных коллег по сборнику вместе взятых. Надо было ковать железо и записывать альбом – что и было проделано.

Первые два альбома группы мало отличаются друг от друга: грязный звук, сравнительно простые песни и хриплый, озверевший вокал. Как сам автор позднее иронически комментировал: «Я хотел петь как Лемми из Motorhead, но для этого надо лет двадцать глушить виски, а потому у меня получалось только истошно орать». К тому же, писалось это все в гараже, по колено в запчастях… Парадоксально, но все это только сработало на успех группы: в записи есть какая-то дикая, пробирающая до костей атмосферность, которую невозможно воспроизвести в других условиях. Невозможно в прямом смысле слова: впоследствии, последователи не раз записывали кавер-версии на творчество Куортона, которые были чище записаны, лучше спродюсированы и правильнее сыграны – но звучали скучно, не цепляли за живое как тем самые оригиналы, записанные шведским подростком при помощи дешевой гитары и шведской водки. Первый, одноименный альбом. Считается шедевром едва ли не целиком, на втором – очень хороша заглавная песня Return of Darkness and evil… Темы охватывали сатанизм, некромантию, армагеддон – в общем, все, что нужно озлобленному подростку.

Уже третий альбом группы Under the sigh of Black Mark был поинтереснее музыкально, но не растерял первобытной свирепости и атмосферы, пропитанной оккультизмом и магией. На нем появились такие великолепные шедевры как Woman of Dark Desires – настоящий гимн, посвященный собственно Элизабет Батори, мрачная Call from the Grave с больной и зловещей обработкой похоронного марша и эпическая Enter the Eternal Fire, густотой атмосферы способная поспорить со многими фильмами ужасов. Следующий альбом группы, Blood Fire Death, стал переходным: песни стали несколько медленнее, замысловатее по структуре… Изменилась и тематика: большую роль стала в ней играть скандинавская мифология. И действительно: уже вступление называется Odens Ride over Nordland и в нем можно расслышать ржание лошадей и далекое пение, которое плавно переходит в красивейшую балладу – вот только это уже следующая композиция, A Fine Day to Die. Впрочем, баллада длилась недолго – и взорвалась яростным «боевиком», повествующим о битвах скандинавских викингов. Им же был посвящен и второй шедевр альбома – заглавная композиция «Кровь Пламя Смерть», состоящая из нескольких частей, где балладное звучание переходит в термоядерный металл и обратно. И музыка альбома, и его тексты оказали немалое влияние на участников второй и третьей волны блэк-металл, хотя некоторые из них это воздействие отрицали.

Отмечу только, что Куортон редко давал концерты и не использовал грим, а сатанизм и для него не был религией. И уж тем более все те ужасы, которые он расписывал в своих песнях, не были для него руководством к действию. Все это появилось позднее, у второй волны блэк-металл. Кстати, тоже скандинавской.


«Отдел по борьбе с блэк-металл»

Если верить слухам, то именно такое подразделение и было создано в скандинавском МВД в первой половине 90-ых годов прошлого века. Благо, музыканты, игравшие тогда, не ограничивались вызывающим звучанием и имиджем. Они принялись действовать. Большая часть активности связана с норвежскими группами Burzum, Mayhem и, в меньшей степени, Emperor.

История о том, как лидер и единственный участник Burzum зарезал основателя Mayhem, освещалась часто и широко, в том числе, совсем недавно, и в нашем журнале. Но это были далеко не единственные преступления, совершенные музыкантами направления: началось все с поджогов церквей, так как участники блэк-металл движения считали себя сатанистами и, одновременно, наследниками воинов-викингов – а пребывание церквей на земле своих воинственных предков, соответственно, воспринимали как оскорбительное. Вот храмы и заполыхали – благо, в Норвегии они были деревянными. Совершались участниками движения и убийства: к примеру, Бард Фауст, участник Emperor зарезал гомосексуалиста, который подошел к нему с предложением уединиться в городском парке. Самот из той же группы осуждался за участие в упомянутых выше поджогах церквей. Басист группы Tchort тоже получал срок за нанесение тяжких телесных повреждений. В общем, настоящий блэк-металист просто обязан был посидеть в заключении … Или, на худой конец, совершить самоубийство, как Dead, вокалист раннего состава Mayhem. Кстати, его тело обнаружил соратник по группе, Иеронимус (будущая жертва Гришнака) и сперва понаделал фотографий, а потом уже сообщил куда следует. Одна из тех фотографий была опубликована потом на обложке бутлега группы. По рассказам Иеронимуса, он еще и съел кусочки мозга своего мертвого приятеля, но это уже может быть просто байкой.

Впрочем, не уголовщиной единой отличался этот стиль от других. Музыкальная составляющая почти не изменилась, скорее, находки Bathory были расширены и углублены. Гитаристы чаще всего использовали тремоло, суховатый дисторшн превращал звук в сравнительно монотонную стену, оказывающую гипнотическое впечатление. Ударники часто использовали бласт-биты, а вокалисты предпочитали либо резкий скрипящий крик либо несколько истерические вопли. Про некоторых из них рассказывали, то перед записью они просто орут, пока не сорвут голос и отсюда получается этот своеобразный тембр. Если оставить шутки в сторону, то надо отметить, что характерный для жанра и действительно жутко звучащий вокал, так называемый «скриминг», с точки зрения звукоизвлечения заметно сложнее, скажем, дэт-металлического гроулинга и технически схож с пресловутым горловым пением.

Ну и, конечно, грим… Пресловутый корпс-пейнт, «трупная раскраска», которая была одним из непременных признаков стиля, действительно заставляла музыкантов выглядеть нечеловечески жутко, словно чудовища или демоны из ада. По некоторым версиям, она была призвана имитировать лицо жертв чумы, но это маловероятно.

С годами стиль развивался – так это принято называть в современном мире. Музыканты перестали совершать противоправные поступки и раскрашивать лица. Музыка тоже стала «развиваться», добавились клавишные, мелодичность, женский вокал. В общем, стиль стал безопасной причудой, которая хорошо продается – каких-нибудь Cradle of Filth с удовольствием воспевает и мейнстрим-пресса. Отрадно отметить, что некоторые музыканты так и остались опасными отморозками: если не в уголовном, то хотя бы в творческом плане. До сих пор попадают под запреты концерты Mayhem, не так давно едва не угодили в польскую тюрьму участники Marduk – после очередного, особо «впечатляющего» концерта. Ну и, наконец, Граф Гришнак, отсидев за убийство, вышел на свободу и начал записывать один за другим новые альбомы Burzum. Уж он-то отлично понимает, что для настоящего блэкаря «прогресс» - это ругательство, а потому записывает все ту же монотонную, злобную, но величественную и пропитанную густейшей атмосферой музыку, которая и есть настоящий блэк-металл – и это слово, в его случае, по-прежнему звучит гордо и жутко.

Кто есть кто

Практически «национальным видом спорта» для блэкарей стали разборки на тему кто «истинный», а кто позер. Для тех, кто только начинает знакомиться с жанром, привожу список этапных или просто наиболее выдающихся альбомов.

Bathory – все альбомы по 1988 год включительно, более поздние тоже хороши почти без исключений, но, как правило, не относятся к блэку.

Mayhem – De Mysteriis Dom Sathanas, эталон стиля и одна из его вершин. Позднее творчество отошло от ими же созданных канонов, но тоже любопытно.

Burzum – часть альбомов писалась в тюрьме и представляет собой блэк-эмбиент. Внимания достойны все записи.

Satyricon – появились позднее, буянили тише. В уголовщине, кажется, вообще замешаны не были, но записали несколько убойных дисков. Хороши их ранние записи, пиком стал альбом Nemesis Divina. Позднее увлеклись экспериментами и стали ориентироваться на коммерческий успех.

Darkthrone – еще один эталон стиля. Послушайте их гениальный A Blaze in the Northern Sky, если хотите понять, что такое настоящий скандинавский блэк.

Immortal – не сатанисты, склонны вообще воспевать природу – правда, не лютики-цветочки, а скорее мороз и снег. Послушайте их Battles in the North, посмотрите клипы..

Существуют национальные школы блэка: к примеру, греческая, шведская, польская считаются довольно уважаемыми. Любопытна и история «Черного Легиона», французской блэк-металлической группировки, о которой мы, возможно, расскажем отдельно. К сожалению, сейчас этот стиль в его первозданной мощи и красоте практически вымер, да и просто потерял актуальность – как музыкальную, так и идеологическую. Но это не отменяет величия того, что было сделано.

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Читайте также: