Практическая работа металлы и неметаллы 11 класс

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Белоус Вера Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №1 им. В.Н. Березуцкого п. Мостовского

Населенный пункт: Краснодарский край, п. Мостовской

Цель: на основе знаний о металлах, полученных на теоретических занятиях, научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции, соблюдать правила ТБ.

Задачи:

- углубить и систематизировать знания обучающихся о металлах и их кислородных соединений; закрепление практических навыков при решении экспериментальных задач, умение составлять уравнения реакций.

- развитие навыков практической работы и развивать познавательный интерес, используя приемы самостоятельной работы, умение проводить лабораторные опыты.

- воспитание аккуратности при выполнении практических работ и соблюдении правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.

Мысленно закройте глаза. Выполните

10 шагов вперед вверх

5 шагов вправо

5 шагов вниз

Какая фигура получилась?

1.Ребята, попробуйте закончить предложения, используя названия металлов, преобразуя их в прилагательные:

1.Человек обладает…. здоровьем (?)

2.Над городом нависли … тучи (?)

3.Певец обладает уникальным…. голосом (?)

4.Каникулы – это….пора детства (?)

Эпиграф урока:

«СУХА ТЕОРИЯ, МОЙ ДРУГ, А ДРЕВО ЖИЗНИ ПЫШНО ЗЕЛЕНЕЕТ»

«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ, И ГЕНИЙ, ПАРДОКСОВ ДРУГ…»

Практическая работа

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата никеля (II), нитрата серебра. хлорида железа (III), роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка.

Ход работы:

Ребята, несмотря на то, что мы сегодня выполняем работу вне химической лаборатории вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента. Эти знания пригодятся Вам для выполнения задания 26 ЕГЭ по химии.

1) В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

2)Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

3)Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

4)Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.

5)Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.

6)Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.

7)Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!

8)Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

9)Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

10)Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.

11)Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

12)Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.

13)После работы приведи порядок на рабочем месте.

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

Можно посмотреть видеоопыты по ссылкам:

Что делали

Признаки реакции

Уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3.

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций

Лабораторная работа по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы по неорганической химии раздел металлы и неметаллы для учащихся 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по химии»

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов

Цель работы состоит в формировании представления о составе и некоторых физических свойствах природных соединений неметаллов.

Описание работы.

Предлагается ознакомиться с образцами природных соединений неметаллов. Можно получить представление о внешнем виде объектов виртуальной коллекции, информацию об их составе.

Тема программы

Эта работа может проводиться на уроках, посвященных изучению конкретных неметаллов, при закреплении умений и на уроках обобщающего повторения.

Знакомство с образцами металлов

Цель работы: состоит в формировании представления о некоторых физических свойствах металлов, их применении в технике, роли в создании материальной культуры.

Предлагается ознакомиться с образцами металлов. Можно получить представление не только о внешнем виде объектов виртуальной коллекции, но и информацию о некоторых их свойствах, применении. На основании наблюдений необходимо выявить типичные свойства металлов.

Эта работа может проводиться непосредственно на уроках “Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева”, “Сплавы”, “Алюминий”, “Железо”. Виртуальный эксперимент целесообразно сочетать с реальными опытами. Также полностью или фрагментарно работа может быть использована при закреплении умений, на уроках обобщающего повторения.

Растворение железа и цинка в соляной кислоте

Цель работы состоит в формировании представления о реакциях металлов с кислотами на примере реакции железа и цинка с соляной кислотой.

Работа состоит из двух этапов:

актуализации умений безопасного обращения с едкими веществами;

проведения реакций железа и цинка с соляной кислотой

Эта работа может проводиться непосредственно на уроках, посвященных изучению общих химических свойств металлов, их реакции с кислотами, при установлении связи между положением металла в ряду напряжений и способностью реагировать с кислотами. Также работу можно использовать на уроке изучения химических свойств железа при закреплении умений и на уроках обобщающего повторения.

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств»

Цель работы состоит в применении знаний о химических свойствах и способах получения соединений металлов для решения экспериментальных задач.

Предлагается 10 экспериментальных задач на получение и распознавание соединений металлов.

Эта работа дополняет реальное практическое занятие. Может предшествовать ему или использоваться при закреплении умений и на уроках обобщающего повторения.

Презентация к лабораторной работе "Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы. Неметаллы"
презентация к уроку по химии (11 класс) на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

20 . 03 .201 7 Лабораторная работа №5

Тема: Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» Цели: а) получить кислород, водород, аммиак, углекислый газ и изучить их свойства; б) научиться решать экспериментальные задачи по теме «Металлы и неметаллы».

Ход занятия Техника безопасности Получение кислорода разложением пероксида водорода H 2 O 2 2 H 2 O + O 2 ↑ 2 MnO 2

Вывод: при каталитическом разложении перекиси водорода выделяется…………………, который мы собрали методами…………………… и………………. При внесении в стакан (пробирку) тлеющей лучины……………………………………………………………., потому что кислород поддерживает ………………….

III. Получение водорода взаимодействием гидроксида натрия и алюминия Вывод: При взаимодействии алюминия с гидроксидом натрия выделяется…………… Собрав его в емкость, провели пробу на…………………..и наблюдали взрыв «гремучей» смеси. 2 Al + 2NaOH + 6H 2 O 3 H 2 ↑ + 2Na[Al(OH) 4 ] Тетрагидроксоалюминат натрия

IV. Получение аммиака при взаимодействии гидроксида кальция и хлорида аммония Ca(OH) 2 + NH 4 Cl CaCl 2 + 2 NH 4 OH 2 2 NH 3 ↑ 2 H 2 O

Вывод: При взаимодействии……………..и………….образуется гидроксид аммония, который распадается на ……….и………… Свободный аммиак через…………поступает в пробирку с водой и реагируя с ней окрашивает жидкость в ………………………….цвет, что свидетельствует об образовании ………………………

V. Получение углекислого газа и исследование его свойств CaCO 3 + HCl CaCl 2 +H 2 CO 3 2 H 2 O CO 2 ↑ Вывод: При взаимодействии……………………..с………………….образуется нестабильная ………………………………………….она разлагается на ………………….и……………………. …………………………………по газоотводной трубке поступает в пробирку с …………………………….и мы наблюдаем появление……………………………………………….Со временем раствор становится снова прозрачным, потому что при избытке углекислого газа и воды (угольной кислоты) карбонат кальция превращается в ……………………………., который растворим в воде. Это качественная реакция на углекислый газ. СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О Са (НСО 3 ) 2 Гидрокарбонат кальция

VI. Осуществите экспериментальным путем цепочку превращений металла и его соединений Cu→CuO→Cu (NO 3 ) 2 1) Cu + CuO 2) CuO + Cu(NO 3 ) 2 Запишите уравнения реакций 1) 2Cu + О 2 2CuO 2) CuO + 2 Н NO 3 Cu(NO 3 ) 2 + H 2 O

VII. В трех пробирках даны кристаллические вещества А) сульфат аммония Б) карбонат кальция В) хлорид железа ( III ) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно определить в какой пробирке находится каждое из этих веществ. Используйте таблицы №1 и №2 «Качественные реакции на катионы и анионы»

VIII. Получите из соли меди ее гидроксид , а затем – оксид Вывод: При взаимодействии ……………..с…………образуется гидроксид меди – осадок ……………….цвета. Нагревая пробирку с осадком, мы получили оксид меди……….цвета и воду. CuSO 4 + Cu(OH) 2 ↓ 2 NaOH +Na 2 SO 4 Cu(OH) 2 ↓ CuO+H 2 O

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс
план-конспект урока по химии (11 класс)

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 11 классе

Практическая работа №3: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Тема урока: Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Вид урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.

Форма: практическая работа.

Оборудование : ИКТ, видеофильм «Лабораторные опыты» по теме «Металлы».

Тип урока: практическое занятие с использованием информационно – коммуникативных технологий: интерактивной доски.

Метод обучения: демонстрация опытов и самостоятельная работа.

Цели урока: применить знания, полученные при изучении темы «Металлы», в экспериментальном решении задач;

Предметные: знать свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева; уметь применять полученные и теоретические знания о химии металлов в практических работах, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с правилами пользования химической посудой и правилами безопасного обращения с химическими веществами, описывать наблюдения и характеризовать результаты наблюдаемых опытов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов и их соединений.

А) регулятивные: умение ставить цели и анализировать условия достижения цели; прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Б) познавательные: знать свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева ; умение структурировать знания; умение выделять существенные характеристики объектов; умение устанавливать причинно-следственные связи.

В) коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с товарищем; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка.

1. Организационный момент.

2. Мотивация на входе

задание на определение ионов в растворе. На слайде

- прежде чем выполнить это задание необходимо сначала поставить ожидаемый результат, а затем сравните его с реальным.

1. Обнаружить присутствие сульфат – анионов в растворе можно с помощью раствора, содержащего ионы

1. Cu 2+ 2. Na + 3. Ba 2+ 4. Al 3+

2. В растворах, содержащих ОH - , фенолфталеин имеет окраску:

1. желтую 2. оранжевую 3. бесцветную 4. малиновую

3. Обнаружить присутствие хлорид – анионов в растворе можно с помощью раствора, содержащего ионы

1. Cu 2+ 2. Na + 3. Ba 2+ 4. Ag +

4. Поваренная соль окрашивает пламя в:

1. в зеленый цвет

2. кирпично – красный цвет

3. светло – фиолетовый цвет

3. Изучение нового материала.

Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

На каких уроках химии можно использовать полученные знания?

- на практическом уроке.

«Практическая работа №3» тема: Решение экспериментальных задач по теме

4. Практическая работа.

1. Опыт 1: просмотр видеофильма.

Сделайте вывод по опыту 1.

Вывод: Zn+2HCl=ZnCl 2 +H 2

Fe+2HCl=FeCl 2 +H 2

Cu+HCl= не протекает.

Почему медь не реагирует с соляной кислотой?

В ряду активности Ме медь находиться правее водорода, поэтому растворяется только в сильных окислителях (азотной и серной кислоте).

2. Опыт : просмотр видеофильма.

Какой вывод можно сделать по данному опыту?

Вывод: CuCl 2 +Fe=FeCl 2 +Cu

3CuCl 2 +2Al=2AlCl 3 +3Cu

FeSO 4 +Cu=не протекает

Более активный Ме вытесняет менее активный Ме из его солей.

3. Опыт 3 просмотр видеофильма

реакция взаимодействия хлорида алюминия с гидроксидом натрия.

Вывод: AlCl 3 +3NaOH=Al(OH) 3 +3NaCl

Al(OH) 3 +NaOH=Na(Al(OH) 4 )

Al(OH) 3 +3HCl=AlCl 3 +3H 2 O

Какие свойства проявляет вещество, если оно взаимодействует и с кислотами и с щелочами?

- Проявляет амфотерные свойства.

4. Опыт 4 просмотр видеофильма

Вывод: CuCl 2 +2NaOH=Cu(OH) 2 +2NaCl – осадок синего цвета

CuSO 4 +2NaOH=Cu(OH) 2 +Na 2 SO 4 – осадок синего цвета

FeCl 2 +2NaOH=Fe(OH) 2 +2NaCl –осадок зеленого цвета.

5. Вывод урока. (уч-ся делают самостоятельно)

Сегодня на уроке мы закрепили и углубили знания по теме «Металлы».

Какой мы можем сделать вывод после проведения практической работы?

- Изучили химические свойства металлов. Ме являются восстановителями. При взаимодействии Ме с кислотами продукты реакции зависят от активности Ме. Более активный Ме вытесняет менее активный Ме из его солей.

6. Домашнее задание: повторить тему «Металлы»

Карточка-инструкция к практической работе № 3

Тема: Экспериментальные задачи по теме «Металлы»

Опыт1. Опытным путем докажите, растворимость цинка в соляной кислоте.

Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 2. Дан раствор соли хлорида меди(2);

Задание: Может ли взаимодействовать металл железо в реакции замещения? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 3. Как из хлорида алюминия получить гидроксид алюминия. Докажите его свойства.

Задание: Составьте уравнение реакций.

Опыт 4. Опытным путем из хлорида меди (2) получите гидроксид меди (2).

Задание: Напишите соответствующие уравнения реакций в ионном виде.

Оформите работу в тетради, и письменно ответьте на задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

Урок 43Тема урока: Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»Цели урока: Уметь доказывать опытным путем.


Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс.


8 класс, химия, урок №40 :Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Практическая работа по химии.


9 класс. Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших анионов.

Инструктивная карта к практической работе для 9 класса Практическая работа "Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших анионов.".


11 класс Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

Материал разработан для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой.

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы".

Дистанционный урок. Практическая работа №1 "Решение экспериментальных задач по теме Теория электролитической диссоциации" 9 класс по программе Габриеляна О.С.

Важной составной частью химического образования является практикум – реальная работа с веществами. Поэтому дистанционное обучение химии как единственная форма химического образования не может бы.

Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии в 11 классе (базовый уровень) к УМК О.С.Габриеляна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется при проведении практических работ по химии к учебно-методическому комплексу О.С.Габриеляна в 11 классе на базовом уровне. Данные инструкции позволяют учащимся правильно оформить практическую работу, правильно сформулировать выводы по работе. Могут быть использованы при проведении практических работ и для УМК других авторов.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2»

Практическая работа №2

«Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы»»

Цель: используя знания, полученные при изучении неорганической химии выполнить две экспериментальные задачи.

Оборудование и реактивы: растворы солей CuSO 4, NaOH , HCl , AgNO 3, NH 4 NCS , FeCl 3, кристаллический MgCO 3, Fe , штатив с пробирками, спиртовка, спички.

Наблюдения и выводы.

Опыт 1. Подтверждение качественного состава вещества

Дан раствор хлорида железа ( III ). Проделайте опыты, при помощи которых можно определить хлорид-ионы Cl ¯ и ионы железа Fe 3+ .

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Опыт 2. Получение заданных веществ.

Выданы вещества: растворы сульфата меди ( II ), гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида железа ( III ), кристаллический карбонат магния, железо.

Пользуясь этими веществами, получите: а) гидроксид железа ( III ), б) гидроксид магния, в) медь.

Просмотр содержимого документа
«практическая работа №1»

Практическая работа №1

Получение, собирание и распознавание газов

Цель: получить экспериментально некоторые газы.

Оборудование: гранулы цинка, соляная кислота, раствор пероксида водорода, оксид марганца, кусок мрамора, раствор уксусной кислоты, раствор известковой воды, раствор хлорида аммония, лакмусовая бумажка, спиртовка, пробирки, шпатель, стеклянная трубочка.

Получение, собирание и распознавание водорода

В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1—2 ми­нуты поднимите большую пробирку вверх и, не перевора­чивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую пробирку?

2. Получение, собирание и распознавание кислорода

В пробирку объемом 20 мл прилейте 5—7 мл раствора пе­роксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожги­те ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Под­несите к пробирке с пероксидом водорода, куда предвари­тельно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида мар­ганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа

В пробирку объемом 20 мл поместите кусочек мра­мора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1—2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете? Запиши­те уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В пробирку налейте 1—2 мл прозрачного раствора из­вестковой воды. Используя чистую стеклянную трубоч­ку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение ре­акции в молекулярной и ионной формах.

4. Получение, собирание и распознавание аммиака

В пробирку прилейте 1—2 мл раствора хлорида аммо­ния, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно по­нюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?

Просмотр содержимого документа
«практическая работа №3»

Практическая работа №3.

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»

Цель: Научиться практически решать задачи на распознавание органических и

Задание №1: растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия; нитрата серебра, соляной кислоты, хлорида бария, гидроксид натрия

Задание № 2: растворы хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия;

гидроксид натрия , нитрата серебра, сульфата меди

Задание № 3: растворы глюкозы, глицерина, белка; сульфата меди

Задание № 4: растворы ацетата натрия, нитрат аммония, сульфат калия; индикаторная бумага

Оборудование: пробирки, штативы, спиртовки, пробиркодержатели, индикаторная бумага, лучинка.

Читайте также: