9 класс химия положение металлов в периодической системе

Обновлено: 02.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подписи к слайдам:

Условная граница между элементами-металлами и элементами-неметаллами проходит по диагонали: B(бор) – Si(кремний) – As(мышьяк) –Te(теллур) – At (астат)
Из 114 элементов ПСХЭ ~88 являются металлами: выделены голубым, зелёным и розовым цветом (кроме H и He)
Щелочные металлы – это элементы главной подгруппы I группы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева: литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат по одному электрону, находящемся на сравнительно большом удалении от ядра. Они легко отдают этот электрон, поэтому являются сильными восстановителями. Во всех соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления +1.
e = 19
P = 19
n = 20
39
0
+19
2
8
1
8
Калий
Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы
+3Li )2)1 +11Na)2)8)1 +19K)2)8)8)1 +37Rb) ) ) ) ) +55Cs) ) ) ) ) ) +87Fr) ) ) ) ) ) )
R атома растетВосстановительная способность увеличивается
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
У в е л и ч и в а е т с я R атома
Увеличивается восстановительная способность
+4Be )2)2 +12Mg)2)8)2 +20Ca)2)8)8)2 +38Sr) ) ) ) ) +56Ba) ) ) ) ) ) +88Ra) ) ) ) ) ) )
Увеличиваются металлические свойства
1. Небольшое число ē на последнем энергетическом уровне (1 - 3ē).2. Относительно большой атомный радиус.
Основные особенности строения атомов металлов:
© Осиевская И.А.
Металлическая связь
e e e e e e e e e е е е
+
+
+
+
Металлическая связь – это связь в металлах и сплавах между атом- ионом посредством обобществления внешних электронов(«электронного газа»)
-
-
1. нейтральные атомы. 2. положительнозаряженные ионы. ē – свободно перемещаются по кристаллической решетке.
Металлическая кристаллическая решетка
-
-
Твердость (кроме ртути)ПластичностьЭлектропроводностьТеплопроводностьПлотностьМеталлический блеск
Для всех металлов (кроме ртути) при обычных условиях характерно твердое агрегатное состояние.Однако твердость их различна. Наиболее твердые – металлы побочной подгруппы VI группы ПС. Самые мягкие – металлы главной подгруппы I группы (Na, K)
Твердость металлов
Плотность металлов
Легкие металлы (плотность меньше 5 г/см3). К ним относятся щелочные, щелочноземельные металлы и алюминий. Самый легкий металл – литий.Тяжелые металлы (плотность больше 5 г/см3). Самый тяжелый металл – осмий.
В самородном виде (Au, Ag, Pt) В виде соединений:оксидов сульфидов карбонатовсульфатов
Индивидуальные вещества, образующие земную кору, называются минералами.Al2O3- корунд SiO2- кварцHgS-киноварь и т.д.
Аметист (SiO2)-сине-фиолетовая разновидность кварца
Корунд - Al2O3
Из минералов сложены горные породы:Мрамор - CaSO4Гранит – смесь кварца, полевого шпата и слюды
Руда – природные образования, содержащие минерал в количестве, пригодном для его производства
Применение меди
Применение железа
Применение алюминия

Разработка урока по химии 9 класс на тему: "Металлы, положение металлов в периодической системе, строение и их физические свойства"

Оборудование: ПСХЭ, коллекция из образцов различных металлов, схемы, рисунки, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:1. Организационный момент (3мин)

2.Изучение нового материала.

Предложены предметы: гвоздь, лампочка, ложка, зеркало, ножницы, заколка для волос.

Что объединяет все эти предметы?

Слова Георга Агрикола в 1556 г. сказал: « Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов,люди волочили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей».

1. век медный 2.век бронзовый

Итак,мы сегодня будем говорить о металлах.

Тема : Положение металлов в периодической системе,строение их атомов и физические свойства.( запись в тетрадь)

Как вам уже известно из курса химии 8 класса, хим. элементы делят на 2 группы: металлы и неметаллы. Из 109 элементов 88 это ме и 21 неме. Как в таблице обозначены МЕ. и неме.?

В Периодической системе Менделеева каждый период, кроме первого ( он включает в себя два элемента — неметалла – водород и гелий ), начинается с активного химического элемента-металла. Эти начальные элементы образуют главную подгруппу 1 группы и называются щелочными металлами. Свое название они получили от названия соответствующих им гидроксидов, хорошо растворимых в воде, – щелочей.

Атомы щелочных металлов содержат на внешнем энергетическом уровне только один электрон, который они легко отдают при хим-их реакциях, поэтому являются восстановителями. ( схема литий) Так как сверху вниз метал. свойства увеличиваются, значит и восстановительные свойства щелочных металлов усиливаются от лития к францию.

Следующие за щелочными металлами элементы, составляющие главную подгруппу 2-ой группы, также являются типичными металлами, обладающими сильной восстановительной способностью ( их атомы содержат на внешнем уровне два электрона).(схема кальций). Из этих металлов кальций, стронций, барий и радий называют щелочноземельными металлами. Такое название эти металлы получили потому, что их оксиды, которые алхимики называли «землями», при растворении в воде образуют щелочи.

К металлам относятся и элементы главной подгруппы 3-ей группы, исключая бор.(схема алюминий)

По таблице определите МЕ в следующих группах: напомните как в таблице определить МЕ?( по цвету)

Из элементов главных подгрупп следующих групп к металлам относят: в 4-ой группе германий, олово, свинец ( первые два элемента – углерод и кремний – неметаллы), в 5-ой группе сурьма и висмут ( первые три элемента-- неметаллы), в 6-ой группе только последний элемент – полоний – явно выраженный металл.

В главных подгруппах 7 и 8 групп все элементы – типичные неметаллы.

Что касается элементов побочных подгрупп, то все они металлы.

Таким образом, условная граница между элементами – металлами и элементами – неметаллами проходит по диагонали бор – астат. МЕ сосредоточены в левом нижнем углу.

Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры ( радиусы), поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны.( пример с родственниками двоюродные и троюродные. С какими из них общаетесь чаще? Конечно с двоюродными. Так и у МЕ. Ближние электроны притягиваются сильнее к ядру, а дальние слабее, вот они и легко отрываются. ( показать строение атомов на примере лития, калия, бария).

Отсюда вытекает самое характерное химическое свойство всех металлов – их восстановительная способность, т.е. Способность атомов легко отдавать внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. ( схема). Металлы не могут быть окислителями,то есть атомы металлов не могут присоединять к себе электроны .

Вывод ( в тетрадях): 1. небольшое число электронов на последнем энергетическом уровне (1-3);

2. большой атомный радиус (т.к металлы расположены в начале периодов)

3. металлы восстановители.( запись на доске)

Особенности кристаллической металлической решетки и мет. связи. Физические свойства металлов.

Дана схема мет. решетки:

что находится в узлах этой решетки?

(в узлах металлической решетки располагаются атомы и по- положительные ионы металлов, связанные посредством об- обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу.

Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

Демонстрируете коллекцию металлов. Образцы некоторых металлов можно выдать на столы учащимся: железо, свинец, алюминий, цинк. На стол щелочные ме и ЩЗМ. Вывесить на стене плакаты по кристаллическим решеткам металлов, диаграммы электропроводности, температур плавления и любых других физических свойств металлов.

Учащиеся отмечают общие физические свойства металлов: металлический блеск, высокая электро- и теплопроводность, твердость, пластичность. (записать свойства в тетрадь) Начнем по порядку:

1. Что такое пластичность? (найти в учебнике ответ стр 26).

Способность расплющиваться от удара или вытягиваться в проволоку под действием силы составляет основное свойство МЕ.( пример: алюминивая фольга,проволока алюм. И медная ).

А чем обусловлено это свойство? (найдите в учебнике ответ стр. 26)

2.Высокая электрическая проводимость МЕ обусловлена присутствием в их кристаллических решетках подвижных электронов, которые направленно перемещаются под действием электрического поля.

Как вы думаете какие МЕ хорошо проводят электрический ток? ( лучшие серебро, медь,алюминий; худшие марганец, ртуть).

3. теплопроводность МЕ которая, тоже вывана высокой подвижностью свободных электронов.

Где мы можем наблюдать это свойство МЕ? (кастрюля алюминиевая и керамическая).

4. Металлический блеск - МЕ хорошо отражают от своей поверхности световые лучи.

Какие МЕ блестят? (алюминий, ртуть) но в виде порошка теряют блеск, имея серую или черную окраску (железо, марганец) показать!

5. Цвет МЕ какой? В основном серебристый или белый.

А почему золото и медь желтого цвета?(стр 27 2 абзац найти ответ).

Есть еще свойства, характерные для МЕ,которые тоже представляет интерес для промышленности:

1. твердость (самый — хром, мягкие — ЩЕ режутся ножом) показать!

2. плотность делятся на: легкие (плотность меньше5 это ЩЕ,ЩЗМ, алюминий);

тяжелые (больше5 осмий).

3.Если металл плавится ниже 1000 гр.С, его называют легкоплавким, если выше, называют тугоплавким. Цезий плавится в руках температура 29 гр.; тугоплавкий вольфрам температура 3390 гр.; используется в лампах при изготовлении нитей накаливания.

На партах есть рисунок лампы, там не только вольфрам, но и другие Ме.

Подумайте и скажите: почему именно эти МЕ используются для изготовления ламп?( 3мин) собрать!

4. Все металлы при обычных условиях являются твердыми веществами ( благодаря свободным электронам, которые связывают все атомы и ионы в единое целое), кроме ртути.

Таким образом на уроке :( 2 мин.)

1. рассмотрели положение МЕ в таблице, на основе строения их атомов сделали вывод о том, что МЕ восстановители, отдают электроны.

2. на примерах изучили физические свойства МЕ.

3. оценивание учащихся

1. на столах задание: (3мин.) работа в парах. 1 человек к доске. Собрать!

1. Общая характеристика элементов металлов

Из \(118\) известных на данный момент химических элементов \(96\) образуют простые вещества с металлическими свойствами, поэтому их называют металлическими элементами .

Металлические химические элементы в природе могут встречаться как в виде простых веществ, так и в виде соединений. То, в каком виде встречаются металлические элементы в природе, зависит от химической активности образуемых ими металлов.

Металлические элементы, образующие химически активные металлы ( Li–Mg ), в природе чаще всего встречаются в виде солей (хлоридов, фторидов, сульфатов, фосфатов и других).

Соли, образуемые этими металлами, являются главной составной частью распространённых в земной коре минералов и горных пород.

shutterstock_499534720.png

calcite-728720_640.png

В растворённом виде соли натрия, кальция и магния содержатся в природных водах. Кроме того, соли активных металлов — важная составная часть живых организмов. Например, фосфат кальция Ca 3 ( P O 4 ) 2 является главной минеральной составной частью костной ткани.

Металлические химические элементы, образующие металлы средней активности ( Al–Pb ), в природе чаще всего встречаются в виде оксидов и сульфидов.

гематит.png

galena-337703_640.png

Металлические элементы, образующие химически неактивные металлы ( Cu–Au ), в природе чаще всего встречаются в виде простых веществ.

Stringer156_nugget.jpg
silver-4437577_640.png
самородная платина.png
Рис. \(7\). Самородное золото Au Рис. \(8\). Самородное серебро Ag Рис. \(9\). Самородная платина Pt

Исключение составляют медь и ртуть, которые в природе встречаются также в виде химических соединений.

1024px-MoreMalachite.png

В Периодической системе химических элементов металлы занимают левый нижний угол и находятся в главных (А) и побочных (Б) группах.

Рис. \(13\). Положение металлов в Периодической системе. Знаки металлических химических элементов расположены ниже ломаной линии B — Si — As — Te

В электронной оболочке атомов металлов на внешнем энергетическом уровне, как правило, содержится от \(1\) до \(3\) электронов. Исключение составляют только металлы \(IV\)А, \(V\)А и \(VI\)А группы, у которых на наружном энергетическом уровне находятся соответственно четыре, пять или шесть электронов.

В атомах металлов главных подгрупп валентные электроны располагаются на внешнем энергетическом уровне, а у металлов побочных подгрупп — ещё и на предвнешнем энергетическом уровне.

Радиусы атомов металлов больше, чем у атомов неметаллов того же периода. В силу отдалённости положительно заряженного ядра атомы металлов слабо удерживают свои валентные электроны.

Рис. \(14\). Характер изменения радиусов атомов химических элементов в периодах и в группах. Радиусы атомов металлов существенно больше, чем радиусы атомов неметаллов, находящихся в том же периоде

Главное отличительное свойство металлов — это их сравнительно невысокая электроотрицательность (ЭО) по сравнению с неметаллами.

Таблица электроотрицательности RU (1).png

Рис. \(15\). Величины относительных электроотрицательностей (ОЭО) некоторых химических элементов (по Л. Полингу). ОЭО металлических химических элементов уступает соответствующей величине неметаллических химических элементов

Атомы металлов, вступая в химические реакции, способны только отдавать электроны, то есть окисляться, следовательно, в ходе превращений могут проявлять себя в качестве восстановителей .

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Предварительный просмотр:

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов.

Цели урока: формирование метапредметных компетенций (способность наблюдать явления окружающего мира и интерпретировать увиденное), предметных компетенций (понимание логики изучения химической науки на основе взаимосвязи строения, свойств и применения веществ).

образовательные: создать условия для знакомства обучающихся с положением металлов в ПСХЭ, особенностями строения их атомов, строением металлов простых веществ и вытекающими отсюда физическими свойствами и применением металлов, изучения новых понятий «металлическая связь», «металлическая кристаллическая решетка», тем самым расширив и углубив знания обучающихся о видах химической связи и типах кристаллических решеток; продолжить формирование навыков проведения химического эксперимента, умений ставить цели, планировать пути их достижения, воспринимать, анализировать и обрабатывать услышанное и увиденное на уроке;

развивающие: развитие умений самоорганизации, самоконтроля и коррекции своих знаний;

воспитательные: продолжить формирование навыков поведения обучающихся в коллективном (парном) и индивидуальном учебном труде, воспитание осознанной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, за соблюдение правил безопасности при работе в кабинете химии.

Методы: словесные, исследовательский

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: образцы металлов Fe, Cu, Al (в том числе фольга), Zn, Sn, Sb, Pb, модели кристаллических решеток кубическая объёмоцентрированная, кубическая гранецентрированная, гексагональная, спиртовка, спички, тигельные щипцы, 2 пластилиновых шарика, пластинки из алюминия, меди, железа, презентация «Твоих садов ажурные ограды и многое другое», видео фрагмент «Действие ртути на нервные клетки», проектор, компьютер;

на ученические столы: спиртовка, спички, тигельные щипцы, 2 пластилиновых шарика, пластинки из алюминия, меди, железа

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Начинаем урок с демонстрации подборки фотографий изделий из металлов, оформленных в виде небольшой презентации «Твоих оград узор ажурный… и многое, многое другое»

? Назовите, пожалуйста, достопримечательности и объекты, изображенные на фотографиях.

? Как вы думаете, чем объединены все эти произведения искусства, предметы промышленного и бытового назначения? (Все они сделаны из металлов)

? Почему я выбрала именно эти объекты как иллюстрация к уроку? (Очевидно, будем изучать металлы)

? У вас уже есть определенные знания о металлах. Что каждому из Вас было бы интересно узнать о металлах? (Какими свойствами обладают, где применяются в жизни человека, в каком виде находятся в природе, зачем нужны знания о металлах, могут ли быть опасны для человека)

Учитель: мы приступаем к изучению новой темы, которая называется «Общие свойства металлов». Давайте определим цели и структуру нашего цикла уроков о металлах :

цель: систематизировать имеющиеся у вас знания о металлах, дополнить новыми знаниями, понять логику изучения химической науки – науки о веществах, а самое главное научиться применять знания и умения, полученные на уроках химии в повседневной жизни.

Давайте представим структуру нашей темы в виде схемы – кластера .

Учитель: вспомните, пожалуйста, что является предметом изучения химии? (вещества, их свойства, превращения веществ). Зачем нужно изучать вещества? (Чтобы правильно их применять)

Я хочу напомнить Вам логику изучения химической науки: строение вещества определяет его свойства, а свойства определяют применение.

Цель нашего сегодняшнего урока: выяснить положение элементов металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, изучить особенность строения атомов металлов, строение металлов – простых веществ, исследовать физические свойства металлов на основе строения и применение металлов на основе изученных свойств, и определить, что такое металлы.

Тема урока. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов.

III. Первичное усвоение новых знаний.

1. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. В данном разделе мы будем говорить о металлах как химических элементах.

Учитель: внимательно посмотрим на ПСХЭ, в ней есть граница, разделяющая Ме и НеМе, это диагональ В – At. Нижний левый угол занимают Ме, они начинают каждый период, полностью образуют I, II, III группы, кроме водорода и бора, содержатся в остальных группах А, кроме VIIA, а также все побочные подгруппы остальных групп. Таким образом, Ме занимают не только нижний левый угол ПСХЭ, но и занимают часть НеМе. Металлов гораздо больше, чем НеМе: из 109 известных элементов больше 80 – Ме. Рисуем схематически ПСХЭ, показываем диагональ, рассматриванием усиление металлических свойств.

1. В Ме побочных подгрупп

усиление Ме свойств

Рассмотрим строение атомов металлов.

(Ученики на доске составляют электронные схемы атомов элементов

2-й период: Li, Be (2 человека)

3-й период: Na, Mg, Al (3 человека)

? Что происходит с зарядами ядер атомов Ме в каждом периоде? Числом внешних электронов? Силами притяжения внешних электронов и радиусами атомов?

? Как все это сказывается на изменении металлических свойств в периоде? (Ослабевают к концу периода и усиливаются к началу)

Давайте сделаем такое же сравнение по каждой группе (ученики делают вывод об усилении металлических свойств вниз по группе)

Учитель: рассмотрим особенности строения атомов металлов. Ме находятся в начале каждого периода, значит радиусы у них большие, внешних электрона в основном 1-3, т.е. меньше половины, и они слабо удерживаются ядром. Отсюда следует, что внешние электроны металлов легко отрываются, т.е. у них малая энергия ионизации, поэтому металлы являются сильными восстановителями. Металлические свойства, это восстановительные свойства.

Запись в ученических тетрадях: большой r a , 1-3 внешних е - е - , => легкость их отрыва, => восстановительные свойства

Особенность строения атомов металлов определяет особенность строения простых веществ – металлов.

2. Металлы – простые вещества

1) строение – вид связи : металлическая,

тип кристаллической решетки : металлическая

Демонстрация фрагмента урока «Виды химической связи» CD «К и М. Химия 8кл»

! Энергия ионизации – энергия, необходимая для отрыва валентного электрона.

Даем определение металлической связи и металлической кристаллической решетке, обращаем внимание на определение в учебнике с. 104

Атомы металлов могут образовывать кристаллические решетки разных геометрических форм .

Демонстрация геометрических видов металлических решеток Ме: кубическая объёмоцентрированная (ά-Fe, Li), кубическая гранецентрированная (Al, Cu), гексагональная (Mg).

Некоторые металлы кристаллизуются в двух или более кристаллических формах. Это свойство веществ — существовать в нескольких кристаллических модификациях — называют полиморфизмом . Полиморфизм для простых веществ вам известен под названием аллотропия.

Причём, незнание того, что полиморфные формы могут переходить друг в друга, приводило к комическим и трагическим случаям.

Много лет назад в Сибирь отправилась хорошо снаряженная экспедиция. Вся посуда была оловянной. Как только экспедиция очутилась в Сибири, положение стало комическим: еда есть, но посуда рассыпалась в серый порошок. Выручили сопровождавшие экспедицию местные жители: они вырезали ложки и миски из дерева.

В 1912 г. известный полярный исследователь Скотт снарядил экспедицию к Южному полюсу. Сосуды и жестянки с жидким топливом были запаяны оловом. На морозе они разрушились, горючее вытекло. Экспедиция Скотта погибла.

Дело в том, что при температуре ниже -13°С белая кристаллическая модификация олова начинает переходить в серую порошкообразную и при -33°С она достигает максимума.

Вот почему погибла экспедиция Скотта, а в Сибири при суровой зиме из посуды получилась груда серого порошка. "Болезнь" олова, связанная с переходом кристаллической модификации олова в порошкообразную, получила название "оловянной чумы".

3. Общие физические свойства металлов.

Движемся дальше по нашему плану: строение атомов и простых веществ мы рассмотрели, выявили их особенности, ещё раз вспомним, какие? (легкость отдачи электронов, в простых веществах присутствуют относительно свободные электроны). Как мы уже не раз говорили: строение вещества определяет его свойства. Вспомните о том, как наличие небольшого числа относительно свободных электронов у графита влияло на его свойства, и сделайте предположение о возможных общих физических свойствах металлов.

Ученики предполагают, что у всех металлов должен быть металлический блеск, тепло- и электропроводность, пластичность. Металлы непрозрачны. Физическое состояние твёрдое, кроме ртути.

Подтвердим наше предположение на практике, гипотезу всегда проверяют опытным путём.

Лабораторный опыт 8. Рассмотрение образцов металлов, знакомство с их физическими способами.

Цель : определить общие физические свойства металлов на примере образцов алюминия, меди, железа и установить зависимость общих физических свойств от особенностей строения металлической кристаллической решетки.

Итогом работы будет заполненная таблица.

Зависимость физических свойств металлов от особенностей строения металлической кристаллической решетки

Физические свойства металлов

Особенность строения метал - лической кристаллической решетки, обусловливающая это свойство (обсуждение)

Примеры металлов, у которых это свойство наиболее выражено

(из текста учебника §36 с.106 и дополнительной информации учителя)

Металлический блеск , непрозрачность

Свободные электроны отражают солнечный свет , радиоволны.

Ковкость и пластичность

Свободные электроны легко перемещаются за сдвигающимися слоями кристаллической решетки

(моделирование на стеклянных пластинках, смоченных водой)

Щелочные Ме, Au, Cu, Ag

Тепло – и электропроводность

(опыт по теплопроводности – сравнение Cu и Fe)

Свободные электроны легко передают энергию друг другу, легко перемещаются в электрическом поле

Опыт по теплопроводности металлов

На один конец медной и железной (стальной) пластин прикрепите пластилиновый шарик, зажгите спиртовку, возьмите тигельными щипцами каждую пластину за середину и противоположным от пластилиновых шариков концом одновременно внесите в пламя спиртовки. Какой шарик стал плавиться быстрее?

Учитель: Заметили ли вы общую закономерность? Чем обусловлены все общие физические свойства металлов? (Наличием свободных электронов.)

Учитель. Верно! Общие физические свойства металлов обусловлены одинаковым строением металлов, наличием у них металлической кристаллической решётки

Вывод: общие физические свойства металлов обусловлены одинаковым строением металлической кристаллической решетки , наличием относительно свободных электронов .

Учитель: что же такое металлы? М.В. Ломоносов в своё время дал такое определение: «Металлы суть ковкие блестящие тела». Для того времени эта краткая формулировка была достаточно верной. А для настоящего времени? Какую бы вы дали формулировку металлам?

Металлы – простые вещества, обладающие высокими значениями электро- и теплопроводности, отрицательным температурным коэффициентом электропроводности, способностью хорошо отражать световые волны (что обусловливает их цвет и непрозрачность), пластичностью. (Хим. энциклоп. словарь – М.: Сов. энциклопедия, 1983, с 327 )

Учитель: однако, число и распределение свободных электронов по орбиталям у разных металлов различно, поэтому у металлов есть свойства, по которым они сильно отличаются и на основе этих различий их классифицируют. Попробуйте назвать эти свойства (цвет, плотность, твердость, температура плавления, способность к намагничиванию). Изучите текст §36 с.107, заполните таблицу 2.

Классификации металлов на основе свойств, по которым они отличаются друг от друга

презентация " Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

Предварительный просмотр:

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические свойства металлов . Выполнила: Дударева Т.Н. учитель химии МКОУ Дзержинская СОШ Каширского района.

Рассмотреть положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, особенности строения их атомов. Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической решетке. Изучить общие физические свойства металлов. Цели урока:

1. Перечислить щелочные металлы и составить их электронные формулы. 2. Почему щелочные металлы проявляют сильные восстановительные свойства? 3. Как изменяются восстановительные свойства щелочных металлов и почему? 4. Какие элементы следуют в периодах вслед за щелочными металлами? Как изменяются свойства этих элементов? Назовите самый сильный и самый слабый восстановитель в этой группе. Повторение и обобщение пройденного материала.

5. Почему бериллий обладает амфотерными свойствами? 6 . К металлам относят также элементы главной подгруппы 3 группы( кроме бора). Почему бор не относят к металлам?

1. Небольшое число электронов на последнем энергетическом уровне ( 1-3) 2. Относительно большой атомный радиус ( так как металлы расположены в начале периодов) Основные особенности строения атомов металлов.

Из этих двух особенностей металлов вытекает их основное свойство – сильная восстановительная способность, способность отдавать внешние электроны переходя при этом в положительно заряженные ионы. Атомы металлов не могут принимать электроны и быть окислителями, низшая степень окисления всех металлов нулевая - Ме

Особенности кристаллической металлической решетки и металлической связи.

Катионы и атомы постоянно переходят друг в друга, благодаря свободному перемещению электронов. Эти процессы происходят непрерывно. Вывод: Металлическая связь- это связь, которая возникает в кристаллах в результате электростатического взаимодействия положительно заряженных ионов металла и отрицательно заряженных свободных электронов.

Физические свойства металлов.

Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой. Все металлы при обычных условиях являются твердыми веществами, кроме ртути.

Результат отражения световых лучей. Они характерны для компактного состояния металла и гладкой его поверхности. В мелко раздробленном состоянии металлы теряют блеск, приобретая черную или серую окраску, и только алюминий и магний сохраняют блеск в порошкообразном состоянии. 1.Металлический блеск и непрозрачность.

Электропроводность металлов обусловлена наличием в металлической кристаллической решетке свободных электронов. С повышением температуры э.п . металлов понижается, так как колебания ионов в узлах решетки усиливается, что затрудняет направленное движение электронов. При понижении температуры э.п . металлов растет. Около абсолютного нуля у многих металлов наблюдается сверхпроводимость. 2. Электропроводность и теплопроводность.

Hg Pb Fe Zn Mg AI Au Cu Ag В этом ряду электропроводность и теплопроводность металлов увеличивается.

Если металл плавится при температуре ниже 1000 С его называют легкоплавким, если выше – тугоплавким. Самый легкоплавкий металл – ртуть, t =-39C, галий плавится при температуре 29,8 С, цезий при температуре 29С. Самый тугоплавкий вольфрам t=3390C. 3. Температура плавления

Самые мягкие металлы щелочные и свинец. Они режутся ножом. Причем сверху вниз по периодической системе мягкость щелочных металлов увеличивается. Самый твердый металл – хром( царапает стекло) 5 . Твёрдость.

По плотности металлы делятся на легкие и тяжелые. Если плотность металла меньше 5 г/см, его называют легким, а если больше – тяжелым. Самый легкий металл – литий, его плотность составляет 0,53 г/см, т.е. этот металл в два раза легче воды. Самый тяжелый металл – осмий, его плотность равна 22,6 г/см. ( если обычную бутылку заполнить порошком осмия, то она будет тяжелее ведра с водой) 6. Плотность металлов.

Самый легкий и самый тяжелый металл

При механическом воздействии на кристалл металла происходит смещение слоев атомов, но благодаря свободному перемещению электронов по всему кристаллу разрыв связей не происходит. Высокой пластичностью обладает золото, серебро, медь, олово, железо, алюминий.Золото прокатывают в листы толщиной 0,003 мм, которые используют для позолоты различных предметов. 7. Ковкость и пластичность.

Черные и цветные металлы. Железо и его сплавы относят к черным, остальные к цветным.

Читайте также: