Аффинаж драгоценных металлов законодательство

Обновлено: 18.05.2024

от 9 сентября 2020 года N 1377

(с изменениями на 25 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемые:

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 2020 года N 1377

Критерии для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов

4. Наличие у организации принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, средств программного обеспечения и средств измерений, прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", необходимых для осуществления аффинажа драгоценных металлов.

5. Наличие у организации производственных мощностей, технологий, необходимых для производства в течение календарного года драгоценных металлов, в следующих объемах:

а) 3 тонны аффинированного золота;

б) 10 тонн аффинированного серебра и (или) 500 килограмм аффинированной платины или аффинированных металлов платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

6. Наличие у организации испытательной лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации или прошедшей международную аккредитацию на техническую компетентность в соответствии с положениями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".

8. Наличие у организации системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 и пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

9. Наличие в штате организации специалистов, обладающих соответствующей квалификацией для осуществления аффинажа драгоценных металлов и обслуживания производственных мощностей.

10. Наличие у организации ведомственной охраны или вневедомственной охраны либо заключенных договоров на оказание охранных услуг с частной охранной организацией.

11. Наличие у организации следующих разрешающих и подтверждающих документов:

а) свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

б) свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также разрешительные документы на выбросы и сбросы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в зависимости от категории объекта по уровню негативного воздействия на окружающую среду;

г) лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, если предприятие относится к объектам I, II и III классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) разрешительные документы на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 2020 года N 1377

Правила включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения аффинажных организаций из перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов

2. Для включения в перечень организация направляет в Министерство финансов Российской Федерации заявление по форме согласно приложению N 1.

Указанное заявление подписывается руководителем организации или уполномоченным представителем организации.

3. К заявлению о включении организации в перечень прилагаются следующие документы (копии документов):

а) нотариально заверенная копия учредительного документа организации;

б) оригинал доверенности представителя организации (в случае если представителем подписано заявление);

г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у организации прав владения и (или) пользования техническими средствами, оборудованием и технической документацией, средствами программного обеспечения и средствами измерений, прошедшими поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", необходимыми для осуществления аффинажа драгоценных металлов;

д) копии документов, подтверждающих наличие производственных мощностей, технологий, необходимых для производства в течение календарного года драгоценных металлов в объемах, установленных пунктом 5 критериев для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 1377 "Об утверждении критериев для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и Правил включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения аффинажных организаций из перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и о внесении изменения в пункт 7 Положения о режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней" (далее - критерии);

е) копия документа, подтверждающего прохождение испытательной лабораторией аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации или прохождение международной аккредитации на техническую компетентность в соответствии с положениями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий";

з) копии документов, подтверждающих наличие в штате организации специалистов, обладающих соответствующей квалификацией для осуществления аффинажа драгоценных металлов и обслуживания производственных мощностей;

и) копии документов, подтверждающих наличие у организации помещений, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации;

к) копии документов, подтверждающих наличие у организации ведомственной охраны или вневедомственной охраны либо заключенных договоров на оказание охранных услуг с частной охранной организацией;

л) копия свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

м) копия свидетельства о регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

н) расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также разрешительные документы на выбросы и сбросы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта по уровню негативного воздействия на окружающую среду;

о) копия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, если предприятие относится к объектам I, II и III классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

п) копии разрешительных документов на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

4. Документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, представляются в Министерство финансов Российской Федерации непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

5. Министерство финансов Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, направляет их на рассмотрение в Федеральную пробирную палату для подготовки заключения о соответствии (несоответствии) организации критериям.

6. Федеральная пробирная палата в течение 30 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, выявляет фактическое соответствие организации критериям (с выездом должностных лиц в организацию).

По итогам проверки Федеральная пробирная палата направляет в Министерство финансов Российской Федерации заключение о соответствии (несоответствии) организации критериям.

7. В случае соответствия организации критериям Министерство финансов Российской Федерации направляет в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения от Федеральной пробирной палаты заключения о соответствии организации критериям, в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации о включении организации в перечень.

Уведомление о включении организации в перечень направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

8. В случае несоответствия организации критериям Министерство финансов Российской Федерации в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от Федеральной пробирной палаты заключения о несоответствии организации критериям, направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении организации уведомление об отказе во включении организации в перечень с мотивированным обоснованием причины отказа (далее - уведомление об отказе). Также Министерство уведомляет Федеральную пробирную палату о направлении организации уведомления об отказе.

Организация в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе вправе устранить указанное в уведомлении об отказе несоответствие организации критериям и уведомить Федеральную пробирную палату о его устранении.

По истечении указанного срока Федеральная пробирная палата проводит проверку организации на предмет устранения (неустранения) указанного в уведомлении об отказе несоответствия организации критериям. Срок проведения проверки составляет не более 3 рабочих дней. После окончания проверки Федеральная пробирная палата в течение 7 рабочих дней направляет в Министерство финансов Российской Федерации заключение об устранении (неустранении) несоответствия организации критериям.

Министерство финансов Российской Федерации, получив от Федеральной пробирной палаты заключение о неустранении несоответствия организации критериям, направляет в срок, не превышающий 10 рабочих дней, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе.

9. Исключение аффинажной организации из перечня осуществляется по одному из следующих оснований:

а) представление в Министерство финансов Российской Федерации аффинажной организацией, включенной в перечень, заявления об исключении из перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, по форме согласно приложению N 2;

б) прекращение деятельности аффинажной организации, включенной в перечень, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Аффинаж драгоценных металлов законодательство

Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходами

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2002 N 5-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2010 N 336-ФЗ.

1.1. Лом и отходы драгоценных металлов, а также лом и отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, лом и отходы драгоценных камней. Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы драгоценных металлов индивидуальные предприниматели и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении см. Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н.

2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом и договорами.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

4. Самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, которые на основании критериев и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, могут быть отнесены к категории уникальных, предлагаются субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней для приобретения в приоритетном порядке уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни.

Самородки драгоценных металлов, которые не могут быть отнесены к категории уникальных, и минералогические коллекционные образцы этих самородков могут продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

5. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, указанным в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона и пункте 4 настоящей статьи, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства в соответствии с законодательством Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены из Российской Федерации для реализации на внешнем рынке в соответствии с правом Евразийского экономического союза с учетом особенностей, определяемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

Невостребованная и не оплаченная по обязательствам часть драгоценных металлов и драгоценных камней используется их собственниками или владельцами на внутреннем и внешнем рынках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оплаченная и не востребованная в течение трех месяцев часть драгоценных металлов и драгоценных камней поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и может быть востребована на основании предъявления прав собственности.

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, полученные в результате деятельности по геологическому изучению недр, учитываются и приходуются организациями, проводящими эти виды работ, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 1999, N 14, ст. 1664; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 19, ст. 1752; N 30, ст. 3101; 2007, N 31, ст. 4011; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 30, ст. 4596; N 48, ст. 6728) следующие изменения:

ГАРАНТ:

Пункт 1 статьи 1 вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

а) в абзаце шестом слова "федерального пробирного надзора," исключить;

б) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления.";

в) абзац девятый изложить в следующей редакции:

"Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).";

Пункт 2 статьи 1 вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

а) в абзаце втором слова "Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом." исключить, слова "и иных" заменить словами "и других";

б) в абзаце третьем слова "Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом;" заменить словами "Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;";

в) абзац десятый изложить в следующей редакции:

"аффинаж драгоценных металлов - деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее - аффинажные организации), по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла:";

г) дополнить новыми абзацами одиннадцатым - тринадцатым следующего содержания:

"в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла;";

д) абзац одиннадцатый считать абзацем четырнадцатым и в нем слово "алмазов" заменить словами "драгоценных камней";

е) абзацы двенадцатый - пятнадцатый считать соответственно абзацами пятнадцатым - восемнадцатым;

ж) абзац шестнадцатый считать абзацем девятнадцатым и в нем слова "производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании" заменить словами "производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней";

з) абзац семнадцатый считать абзацем двадцатым и в нем слово "транспортировка" заменить словом "перевозка";

и) абзац восемнадцатый считать абзацем двадцать первым и в нем слова "на территорию Российской Федерации" заменить словами "в Российскую Федерацию", слова "с территории Российской Федерации" заменить словами "из Российской Федерации";

к) дополнить абзацами следующего содержания:

"ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней;

именник - знак изготовителя, оттиск которого ставится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем либо по их обращению уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом государственным учреждением на изготовленные ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и содержит в зашифрованном виде информацию о его изготовителе;

проба - количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла;

государственное пробирное клеймо - знак установленного образца, который ставится уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом государственным учреждением на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и удостоверяет их пробу;

клеймение - постановка оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов;

опробование - определение или подтверждение пробы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов;

анализ - определение химического состава металла и его сплава, из которых изготовлено изделие, в том числе путем применения методов, предусматривающих разрушение этого изделия;

лом и отходы драгоценных металлов - изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства;

обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.";

Пункт 3 статьи 1 вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

от 26 февраля 2021 года N 270

О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 1 июня 2022 года)

(редакция, действующая с 1 сентября 2022 года)

Правила действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает мониторинг применения Правил и представляет не позднее 6 месяцев до истечения срока их действия в Правительство Российской Федерации предложения о продлении срока действия Правил.

1_1. Ввод в эксплуатацию государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК) осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по подсистемам (компонентам, модулям) ГИИС ДМДК. Перечень подсистем (компонентов, модулей) ГИИС ДМДК и требования к ним определяются в технической документации, касающейся разработки и функционирования ГИИС ДМДК.

1_2. Для ввода в эксплуатацию ГИИС ДМДК (подсистем (компонентов, модулей) ГИИС ДМДК) Министерство финансов Российской Федерации формирует межведомственную комиссию по приемке результатов выполненных работ по созданию и развитию ГИИС ДМДК (далее - комиссия). В комиссию в обязательном порядке включаются представители Федеральной пробирной палаты, Федеральной налоговой службы, федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации". Комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем Министра финансов Российской Федерации. К работе комиссии по мере необходимости могут привлекаться заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, акционерное общество "Гознак", а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе субъекты добычи драгоценных камней) и состоящие на специальном учете.

2. Информацию в ГИИС ДМДК представляют следующие субъекты:

а) федеральные органы исполнительной власти:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Федеральное агентство по недропользованию;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральная пробирная палата; Федеральная налоговая служба;

Федеральная таможенная служба;

б) федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации";

в) акционерное общество "Гознак";

г) юридические лица (помимо указанного в подпункте "в" настоящего пункта) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе субъекты добычи драгоценных камней) и состоящие на специальном учете;

д) Центральный банк Российской Федерации;

е) кредитные организации.

3. Информация, представляемая в ГИИС ДМДК субъектами, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего постановления, должна отвечать следующим требованиям:

4. Перечень сведений (информации), представляемых в ГИИС ДМДК, перечень сведений (информации), получаемых из ГИИС ДМДК (в том числе сведения (информация), доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также порядок и сроки подключения к ГИИС ДМДК оформляются соглашением между субъектом, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего постановления, Министерством финансов Российской Федерации и организацией, выполняющей функции оператора ГИИС ДМДК.

5. Установить, что с 1 марта 2021 г. на территории Российской Федерации осуществляется добровольная:

регистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет до 12 апреля 2020 г. в государственных инспекциях пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации";

перерегистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет с 13 апреля 2020 г. в территориальных органах Федеральной пробирной палаты;

6. Установить, что с 1 апреля 2021 г. на территории Российской Федерации осуществляется добровольное:

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней отечественного производства, а также о ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов, ввезенных в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и перемещенных на территорию Российской Федерации из государств - членов Евразийского экономического союза, представляемых на опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о получении заклейменных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней от Федеральной пробирной палаты;

нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с внесением информации о них в ГИИС ДМДК;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о реализации (отгрузке) аффинированных драгоценных металлов в виде стандартных и мерных слитков организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов;

нанесение двухмерного штрихового кода и уникального идентификационного номера организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, на документ о качестве (паспорт, сертификат), сопровождающий стандартный слиток, сертификат изготовителя, сопровождающий мерный слиток аффинированных драгоценных металлов, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внесение в ГИИС ДМДК сведений (информации) о находящихся в обороте ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (за исключением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принятых на комиссию от граждан (физических лиц), реализуемых ломбардами невостребованных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые обращено взыскание, драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях).

7. Установить, что с 1 августа 2021 г. на территории Российской Федерации:

организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, вносят добровольно в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, а также об отгрузке (реализации) аффинированных драгоценных металлов во всех видах, продукции, произведенной из аффинированных драгоценных металлов, отходов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) ремонт ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых для их изготовления, а также об отгрузке (реализации) готовой продукции;

вводится добровольное нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, принятые на комиссию от граждан (физических лиц), не являющихся индивидуальными предпринимателями, и невостребованные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые ломбардами обращено взыскание, а также уникального идентификационного номера на их ярлыки с внесением в ГИИС ДМДК сведений об указанных изделиях.

8. Установить, что с 1 сентября 2021 г. на территории Российской Федерации:

операции по специальному учету (постановка, снятие, внесение изменений) производятся исключительно в ГИИС ДМДК;

операции по регистрации именников производятся исключительно в ГИИС ДМДК;

организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, а также об отгрузке (реализации) аффинированных драгоценных металлов во всех видах, продукции, произведенной из аффинированных драгоценных металлов, отходов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

субъекты добычи драгоценных камней добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о результатах сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней и об обороте драгоценных камней;

федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации" и государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об отпуске реализованных на внутреннем рынке драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и лома таких изделий, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении и реализации указанных ценностей;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обработку (переработку) лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения о поступлении сырья, содержащего драгоценные металлы, и реализации (отгрузке) продуктов переработки;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и осуществляющие производство продукции и изделий технического назначения, оборудования, инструментов, содержащих драгоценные металлы, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении сырья и реализации (отгрузке) готовой продукции;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обработку (огранку) драгоценных камней, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении необработанных драгоценных камней и реализации (отгрузке) продукции;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и осуществляющие производство алмазного инструмента, алмазных паст и порошков, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о поступлении необработанных природных алмазов и реализации (отгрузке) готовой продукции.

9. Установить, что с 1 ноября 2021 г. на территории Российской Федерации:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на специальном учете и использующие драгоценные металлы и драгоценные камни в производственных, научных и социально-культурных целях, за исключением организаций, осуществляющих хранение, изучение и экспонирование музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, и музейных коллекций, состоящих из таких предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также организаций, осуществляющих операции с ценностями Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о получении драгоценных металлов и драгоценных камней и их расходовании;

юридические лица, осуществляющие добычу и попутное извлечение драгоценных металлов, а также производство драгоценных металлов, добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) о количестве добытых (произведенных) драгоценных металлов, о количестве драгоценных металлов, отгруженных в продуктах переработки.

10. Юридические лица (за исключением Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели до 15 января 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным бухгалтерского учета на 1 января 2022 г.

Юридические лица (за исключением организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, до 1 сентября 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК уточненные сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 августа 2022 г.

Организации, имеющие право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, до 1 сентября 2022 г. вносят в ГИИС ДМДК уточненные сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов, драгоценных камней, по данным инвентаризации, проведенной по состоянию на 1 января 2022 г., в том числе с учетом реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий в период с 1 января по 31 августа 2022 г.

С 1 сентября 2022 г. кредитные организации добровольно вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов.

Кредитные организации до 1 марта 2023 г. вносят в ГИИС ДМДК сведения (информацию) об остатках драгоценных металлов по состоянию на 28 февраля 2023 г.

Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе:

устанавливает область действия государственной монополии;

устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц;

устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации;

определяет статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

определяет цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления. (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;

добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

добыча драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней;

сортировка и первичная классификация драгоценных камней - завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке;

первичная оценка драгоценных камней - завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов цен на драгоценные камни, разрабатываемых и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в установленном им порядке с учетом цен, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 414-ФЗ)

производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

аффинаж драгоценных металлов - деятельность, осуществляемая специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (далее - аффинажные организации), по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла: (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

рекуперация драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору драгоценных камней; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

использование драгоценных металлов и драгоценных камней - использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях;

специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр;

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

проба - количество массовых долей химически чистого драгоценного металла на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

клеймение - постановка оттиска государственного пробирного клейма на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

опробование - определение или подтверждение пробы ювелирных и других изделий из драгоценных металлов; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

анализ - определение химического состава металла и его сплава, из которых изготовлено изделие, в том числе путем применения методов, предусматривающих разрушение этого изделия; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

лом и отходы драгоценных металлов - изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни

1. Вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О недрах", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.

3. Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

4. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

5. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

1) уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 414-ФЗ)

2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Перечисленные в подпунктах 1, 2 настоящего пункта органы пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях направленного в письменной форме в срок не более чем месяц с даты предложения драгоценных металлов и драгоценных камней уведомления о намерении их покупки, заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов по указанным договорам. Невыполнение одной или обеими сторонами условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой последствия, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, а на драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Российской Федерации и субъектам Российской Федерации принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и добытых драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

(Статья утратила силу - Федеральный закон от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней

(Наименование в редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 111-ФЗ)

1. Добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

Читайте также: