Алмазная грань на металле

Обновлено: 18.05.2024

Автор «Официального описания Тульского оружейного завода», вышедшего в 1780 году, ничем не погрешил против истины, сказав, что тульские «казенные и общественные изделия во всех частях не уступают самым прославившимся в сем роде иностранным художникам, и каковых и даже подобных до ныне еще от мастеров не выходило».

Изделия тульских оружейников — вообще золотая страница мирового декоративного искусства. Но, пожалуй, едва ли не самым поразительным изобретением их была бриллиантовая грань. Русские мастера владели секретом превращения стальных заготовок в искрящиеся бриллиантовые грани, не уступающие, а зачастую и превосходившие в своей неожиданной красоте драгоценные камни. Десять тысяч таких «стальных бриллиантов», созданных более двухсот лет назад, и составляли уникальный эфес шпаги — неповторимое по своим пропорциям и красоте замысла произведение искусства. Именно составляли, так как потребовалось десять лет, прежде чем разломанный на части, разобранный эфес обрел вторую жизнь. Десять лет кропотливейшей реставрационной работы. Прежде чем приступить к реставрации, надо было выяснить технологию изготовления бриллиантовой грани. Оказалось, она была утеряна уже в XVIII веке! Ни в трудах по истории тульских оружейников, ни в научных исследованиях — ни слова о технологии огранки. Только в том же «Описании» за 1780 год безрадостная фраза: «. сведения их, а иногда и самые важные, со смертью изобретателей пресекались или в преемстве упадали».

После неудачных попыток найти утерянный секрет пришлось бриллиантовую грань изобретать заново, провести различные методы обработки на специально изготовленных деталях. Наконец кое-что проясняется. Собирается реставрационный совет из специалистов различных музеев Москвы. Долго обсуждают и принимают решение: провести эксперимент на трех, из восьми тысяч, «граненых каменьях» (ибо каждый подлинный того времени — ценность) тремя различными предложенными способами. После долгого обсуждения одобрен механический способ, как наиболее отвечающий духу эпохи и обеспечивающий наибольшую дальнейшую сохранность экспоната.

И здесь снова возникало множество проблем. Огранка «каменьев» самая различная. От простой «фацетом» — на 16 граней, до «королевской» — на 86! Формы тоже разные — и «фантазийные», и простые, и «маркизы», и овальные, и вообще небывалые в ювелирной практике. А размеры — от полумиллиметра до пяти миллиметров. И везде нужен новый инструмент. И «каменьев» этих 8173! Только тех, что когда-то были на эфесе. Около двух тысяч пришлось делать заново. А ведь задача реставратора — не просто восстановить вещь. Нужно ее сделать так, чтобы сохранить почерк Ластера, не превратить его в «новодел». А это гораздо сложнее, чем сделать все заново.

Восстановление эфеса не единственный, хотя и основной, результат работы. Помимо того, что практически заново открыт секрет бриллиантовой грани, стало известно, какой тяжелый труд стоял за этой красотой «государственного значения».

Конечно, такие эфесы могли изготавливать лишь в редчайших случаях, для «подношения». И вот выяснилось, что в июне 1787 года Екатерина II посетила Тульский завод, где приняла подарки от оружейников, а также «изволила как из ружей и эфесов, так и из других вещей, что было угодно Ея Величеству, купить». Судя по всему, можно предположить, что наш эфес — это, возможно, и есть один из тех, которые императрица Екатерина II «изволила купить». В процессе реставрации была найдена метка мастера, производившего сборку эфеса, которая свидетельствует о том, что одновременно собиралось не менее трех одинаковых изделий. Судьба других эфесов неизвестна, а это уже ставит новую интересную проблему — поиска двух других шедевров тульских умельцев.

Алмазная грань: технология для сияющей красоты!

алмазная грань

Кольца, браслеты, серьги и другие ювелирные украшения инкрустируют самоцветами для придания им неповторимого лоска. Но сейчас, чтобы добиться удивительных переливов на поверхности аксессуара, не обязательно делать вставки минералов. Существует отличный способ — использование техники алмазной грани.

Что такое алмазная грань в ювелирной сфере?

В последнее время гравировка с помощью алмазного оборудования стала весьма распространенной техникой обработки золотых и серебряных изделий. Особый рисунок наносится с помощью ювелирных алмазных резцов. Технику выполняют опытные ювелирные мастера, поскольку в этом деле нужно соблюдать осторожность и высокую точность нанесения алмазных граней. При нанесении особого узора образовываются небольшие четырехгранные выемки.

Алмазная грань позволяет достичь особого мерцания по всей обработанной поверхности ювелирного украшения. Другие техники не способны добиться такого результата, что делает алмазную огранку уникальным ювелирным методом. При попадании лучей света на поверхность аксессуара переливается каждая грань — это создает эффект россыпи бриллиантов.

алмазная грань это

Сложность выполнения ювелирной техники

Алмазная гравировка, как метод в ювелирной сфере, используется для декорирования не только колец или сережек. Это актуальная техника для декорирования цепочек и браслетов, даже если их плетения достаточно вычурные. Ювелиры используют сверхточное оборудование с алмазными резцами, которое позволяет делать работу аккуратно и практически незаметно. Добиться идеального результата действительно сложно, но это под силу ювелирам Золотого Века — здесь сказывается большой опыт работы, аккуратность и сосредоточенность.

что такое алмазная грань

Ювелирные изделия с алмазной огранкой выглядят оригинально, хотя чаще всего имеют минималистичный дизайн. Аксессуары уникальные и стильные за счет интересной текстуры поверхности. Редко встречаются в сочетании с алмазной огранкой вставки драгоценных камней — иногда тандем выглядит слишком ярко, кричаще и вычурно.

В каком стиле преимущественно выполнены украшения с алмазной огранкой?

Алмазная грань — это стильная и современная альтернатива инкрустациям самоцветов. Колечки в минималистичном стиле с алмазной гранью красиво переливаются, но стоят дешевле аналогичных изделий с вставками. Украшения с обработанной поверхностью гармонируют с женскими и мужскими стилистическими образами, дополняют оставшуюся аксессуарную группу.

Кольца с алмазной гранью отлично сочетаются со сдержанными образами в деловом или классическом стиле, не менее очаровательно они смотрятся с элегантными платьями на торжество. Это же касается других типов аксессуаров: сережек, колье, браслетов, цепочек и подвесок.

Алмазная грань — это техника, которая чаще всего встречается в дизайне парных обручальных колец. Минималистичные ободки без лишнего декора, но с переливающейся поверхностью подходят мужчинам и женщинам, выглядят изысканно и не надоедают спустя длительный период ношения. Иногда гранью не покрывают всю поверхность изделия, а используют ее для гравировки, чтобы увековечить на украшении дату свадьбы или любовное признание.

кольца с алмазной гранью

Алмазная грань металла: изготовление обручальных колец

Представленная огранка хорошо смотрится на белом, красном или желтом золоте, она придает красивый блеск, глянцевость и повышает эксплуатационные свойства металла. Молодожены часто выбирают в качестве обручальных колец лаконичные ободки с алмазной гранью. В текущем сезоне актуальны такие дизайны:

  • комбинированные модели из белого и красного золота с полностью граненой поверхностью или частично в виде орнамента;
  • обручальные ободки с матовой поверхностью или глянцевым, но приглушенным блеском, с использованием элементов огранки;
  • с яркими, сверкающими ромбовидными гранями монохромного цвета;
  • утонченный ободок для девушки с гранью, который можно носить в сочетании с помолвочным кольцом — мужчинам рекомендуется выбрать обручальное кольцо пошире;
  • кольца с алмазной гранью и ярким, витиеватым узором, создающим переливающиеся блики.

серьги с алмазной гранью

Техника алмазной грани подходит для тех, кто предпочитает ювелирные украшения со вставками. Правда, в этом случае нужно знать меру и ограничиться несколькими драгоценными камнями. Красиво смотрится кольцо из красного золота с алмазной гранью и вставкой трех средних по размеру нежно-розовых фианитов, также алмазная грань гармонирует с одним крупным бриллиантом. Особая текстура поверхности и блеск усиливает эффект сверкания драгоценного камня, поэтому даже небольшой драгоценный камень будет выглядеть выигрышно.

При выборе обручального кольца руководствуйтесь предпочтениями, образом жизни, стилистическими образами. Не забывайте о чувстве меры — обручальное кольцо должно сочетаться с уже имеющейся аксессуарной группой. На пике популярности — обручальные ободки с алмазной гранью и матированием. Это лучший фон для прозрачных или цветных камней.

золотые серьги с алмазной гранью

Почему стоит выбрать обручальные кольца с алмазной гранью?

Обручалки с представленным типом декорирования обладают многими преимуществами — оригинальный и первоклассный вид, уникальность дизайна. На таком ободке не будут заметны повреждения, сколы и царапины, которые неизбежны при длительном ношении изделия.

Обручальные кольца без декора и с алмазной гранью универсальны — это могут быть парные изделия, поскольку одинаково хорошо смотрятся как на женской, так и на мужской руке. Если верите в приметы, то рекомендуем именно эти ювелирные украшения. Считается, что такие обручальные кольца гласят о многогранных отношениях, где люди открываются друг другу с разных положительных сторон и не скрывают ничего.

золотое кольцо с алмазной гранью

Учитывайте и такие особенности: кольца с гранью нужно тщательно и часто чистить, поскольку поверхность не гладкая и рисунок может потерять блеск и былую четкость. Следите за внешним состоянием, аккуратно относитесь — и никаких проблем с восстановлением первоклассного вида не будет.

Золотые серьги с алмазной гранью: особенности

Если хотите купить красивое, дорогое на вид украшение, но при этом обладаете ограниченным бюджетом, рекомендуем купить золотые серьги с алмазной гранью. Техника декорирования придает изделиям объем, поэтому визуально они кажутся крупнее и увесистее. Дизайн оригинальный, подчеркивает высокий статус владелицы даже при отсутствии инкрустаций драгоценных камней.

Сережки стоят относительно недорого как раз из-за отсутствия дорогостоящих самоцветов. Представленное ювелирное украшение — воплощение элегантной сдержанности и изысканности. Узор в виде алмазной насечки придает поверхности изделия сияние. Если сомневаетесь, какие конкретно выбрать серьги с алмазной гранью, обратите внимание на пробу и выбирайте золото 750 или 585 пробы. Остальные виды выбирать не советуем, поскольку они обладают худшими эксплуатационными характеристиками — на их поверхности будут сколы и трещины буквально через пару дней ношения, а сама алмазная грань просто сотрется.

купить золотую цепочку с алмазной гранью

Какие модели золотых сережек с алмазной гранью актуальны?

Просмотрите каталог ювелирного дома Золотой Век. Здесь представлен большой ассортимент серег с алмазной гранью. Большинство дизайнов имеет оригинальный геометрический или этнический орнамент или шероховатую поверхность. Так же часто встречается рифленый узор или нестандартная резьба в качестве декоративной отделки на серьгах.

золотой браслет с алмазной гранью

Особым спросом среди сережек с гранью пользуются конго. Это лаконичные серьги в виде колечек. Они любимы молодыми девушками и женщинами в возрасте из-за оригинальности и элегантности. На поверхности массивных сережек-конго легко просматривается алмазная грань, благодаря которой серьги блестят и переливаются тысячами граней. Такой выбор сережек — всегда хороший и универсальный подарок, ведь серьги-кольца подходят большинству девушек, независимо от их возраста и внешности. А стилистический образ преображается, становится стильным, интересным и привлекательным.

Золотые браслеты с алмазной гранью: модный тренд 2021 сезона

Браслет — неотъемлемый атрибут в аксессуарных группах девушек. Грамотно выбранное изделие способно дополнить стилистический образ. В последнее время актуальны браслеты с алмазной гранью. Чаще встречаются жесткие браслеты с таким декоративным решением, поскольку в этом случае его лучше видно, чем на цепочке. На сайте ювелирного дома Золотой Век представлены украшения разного типа:

алмазная грань на кольце

  • с алмазной гранью по всей поверхности украшения;
  • комбинированные модели из белого и красного золота с алмазной отделкой;
  • браслеты в виде миниатюрных цепочек с алмазной гранью на звеньях.

золотое кольцо

Каждая девушка подберет аксессуар с учетом уже имеющейся коллекции, предпочтений и выбранного стиля. Если сомневаетесь по поводу выбора дизайна или размера браслета, рекомендуем приехать в ближайшие шоурум Золотого Века для примерки. Если нет вопросов по таким нюансам, будет удобней заказать ювелирное изделие онлайн. Работает доставка по всей территории Украины почтовой службой Новая Почта до ближайшего к вам отделения или курьером по указанному заранее адресу.

6 фактов, которые нужно знать про украшения с алмазной гранью

Прежде чем делать покупку изделий с алмазной гранью, рекомендуем тщательно изучить особенности представленной техники:

украшения с алмазной гранью

  1. Узор с помощью алмазной гравировки наносят не только на серебряные или золотые украшения, но и на изделия из платины. Это благородный металл обладает хорошими эксплуатационными свойствами, поэтому процесс декорирования с помощью алмазных граней занимает больше времени. Тем не менее, результат будет непревзойденным.
  2. Металл для использования представленной техники должен быть высокопробным. Если используется серебро, то проба должна быть 925, а для нанесения алмазной грани на золото выбирают 750 или 585 пробу — предпочтительнее последняя.
  3. Алмазная грань сохраняет первоклассный вид ювелирного украшения как можно дольше. Даже спустя длительный период ношения на аксессуаре нет механических повреждений, цвет не меняется, а алмазные грани на поверхности не тускнеют.
  4. Алмазная грань хорошо наносится и держится только на идеально гладкой поверхности. Прежде чем использовать представленную технику, ювелиру нужно тщательно отшлифовать ободок кольца или сережек. Если все сделано верно, узор будет выглядеть глянцевым. В этом случае не требуется дополнительная обработка с помощью химических средств и красок.
  5. Алмазная гравировка относится к наиболее популярным ювелирным техникам. Золотые серьги с гранью, кольца или колье выглядят превосходно, подчеркивают высокий социальный статус и хорошее финансовое положение. И женщины любого возраста просто не могут пройти мимо такой красоты.
  6. Алмазную грань наносят специальным ювелирным оборудованием с алмазным напылением — им же придают драгоценным камням огранку.

Как ухаживать за ювелирными украшениями с алмазной гранью?

изделия с алмазной гранью

Аксессуары с алмазной гранью требуют чистки не реже, чем обычные ювелирные изделия. Алмазная грань действительно скрывает недочеты, огрехи ювелиров, трещины и сколы, но с течением времени может потерять блеск — а восстановить его сложно.

Чтобы изделие имело первоклассный вид как можно дольше, бережно носите его, храните в специальной шкатулке, обшитой тканью. Прячьте украшение на время сна, уборки. Негативно на него влияет влажность, поэтому не рекомендуем носить обручальное кольцо с алмазной гранью или другое изделие в баню, бассейн или просто принимать с ним душ. Избегайте взаимодействия украшения с бытовыми и косметическими средствами.

золотые серьги с алмазной гранью

Рекомендуем проводить чистку по мере загрязнения или потери блеска. Делайте это аккуратно и тщательно. Лучше не использовать метод с зубной пастой и щеткой, чтобы ненароком не нанести царапину. Для чистки сделайте теплый мыльный раствор с несколькими каплями нашатырного спирта, оставьте в нем украшение на несколько часов, затем промойте под проточной водой и насухо протрите микрофиброй. Раз в год рекомендуем относить изделие на профессиональную ультразвуковую чистку к ювелирному мастеру.

Сталь, равная бриллиантам

Когда-то, лет тридцать назад, мне довелось примерить диадему, предназначавшуюся для подарка английской королеве.
Сама не верю!
Но было.
Диадема входила в состав гарнитура, который своими руками сделал замечательный мастер и реставратор Евгений Васильевич Буторов - сделал из стали с алмазной огранкой по заказу кого-то из посольства, а к нам принес показать. В то время, насколько я помню, он уже не работал в Историческом музее.

Знаменит Буторов тем, что возродил эту уникальную технику обработки стали, которая превращала этот вовсе не благородный металл в произведение ювелирного искусства, действительно сравнимого с бриллиантами! Пришлось возродить и освоить при реставрации эфеса шпаги - 10 лет кропотливейшей работы!

Вот как об этом пишет сам Буторов:

"Наконец кое-что проясняется. Собирается реставрационный совет из специалистов различных музеев Москвы. Долго обсуждают и принимают решение: провести эксперимент на трех, из восьми тысяч, «граненых каменьях» (ибо каждый подлинный того времени — ценность) тремя различными предложенными способами. После долгого обсуждения одобрен механический способ, как наиболее отвечающий духу эпохи и обеспечивающий наибольшую дальнейшую сохранность экспоната. И здесь снова возникало множество проблем. Огранка «каменьев» самая различная. От простой «фацетом» — на 16 граней, до «королевской» — на 86! Формы тоже разные — и «фантазийные», и простые, и «маркизы», и овальные, и вообще небывалые в ювелирной практике. А размеры — от полумиллиметра до пяти миллиметров. И везде нужен новый инструмент. И «каменьев» этих 8173! Только тех, что когда-то были на эфесе. Около двух тысяч пришлось делать заново. А ведь задача реставратора — не просто восстановить вещь. Нужно ее сделать так, чтобы сохранить почерк Ластера, не превратить его в «новодел». А это гораздо сложнее, чем сделать все заново. "

"Техника стальной огранки пришла к нам из Англии, ею в совершенстве
владели мастера еще в конце XVI в. в мастерских Вудстока, недалеко от
Оксфорда. С начала XVIII столетия прием стальной алмазной огранки
считали ювелирной и использовали при изготовлении мелких предметов:
пуговиц, пряжек, брошей и других. (Тем не менее данный декоративный
прием – алмазную огранку стали – никогда не рассматривали как имитацию
драгоценных камней.) Производством изделий с алмазной гранью славились
мануфактуры Бирмингема и Лондона. В 1780-х гг., когда во многих
европейских странах наблюдается мода на все английское, британские
изделия со стальной огранкой в больших количествах экспортировались во
Францию и Россию. Английские мастера применяли технику алмазной грани
в основном в мелких изделиях и украшениях, выполняя суррогаты «под
алмаз􀂪, предметы «металлической галантереи􀂪. Их русские коллеги
использовали этот способ декора в гораздо более масштабных вещах: не
только в осветительных приборах, шкатулках, парадном оружии, но и в
стальной мебели, в частности туалетных столиках со всеми необходимыми
принадлежностями, креслах и даже кровати-колыбели. Созданные тульскими
мастерами стальные туалетные гарнитуры, украшенные алмазной гранью, а
также колыбель являются уникальными предметами мебели, не имеющими
аналогов в мире. Самые разнообразные изделия выполнялись для подарков
высокопоставленным особам иностранных государств. "

Художественная обработка металла


Различные украшательства, внедрение декоративных элементов, нанесение надписей – всегда позволяли выделить свой меч или нож среди остальных, дать ему визуальные отличительные черты, дать своеобразное «имя» и «внешность». Существует несколько наиболее распространенных способов обработки металлических элементов холодного оружия.

Травление.

травление

Наиболее часто клинки холодного оружия подвергаются травлению. Травление – это способ обработки металла путем нанесения на него особого тестообразного состава из смолы, воска или асфальта, по которому вычерчивается рисунок при помощи иглы. После этого клинок подвергается воздействию растворов кислот, которые разъедают металл и оставляют по сделанному рисунку углубление. Встречаются экземпляры холодного оружия, клинки которых украшены орнаментом, сделанным при помощи травления, датируемые еще XVII веком. Наиболее частым мотивом рисунков травления клинков являются различные девизы и надписи, элементы геральдики, растения.

Воронение

воронение

Процесс воронения клинков представляет собой термическую и химическую обработку металла, когда конопляным или льняным маслом смазывался клинок и погружался в кучу горячей золы. Так вороненую сталь делали в старые времена, а впоследствии золу заменили специальные печи – муфели, а сам металл покрывался не только маслом, но и кислотой, что позволяло приобрести клинку не только черный, но и темно-синий, фиолетовый или коричневый и даже красный оттенок. Особенно изысканно на вороненых клинках смотрится наводка и золотая насечка.

Гравировка

гравировка

Гравировка – наиболее распространенный вид художественной обработки и украшения холодного оружия и металла в целом. На поверхность клинка или на эфес наносится рисунок или надпись, после чего при помощи специальных инструментов выбирается металл. В настоящее время это часто делается механически при помощи станков или граверной машинкой, но штучная ручная гравировка по прежнему является наиболее ценной, тонкой и чистой. Гравировка почти всегда сочетается с другими видами декоративной отделки металла.

Обронная работа

обронная работа и гравировка

При обронной работе (этот вид художественной отделки также можно назвать подвидом гравировки) мастер специальным инструментом – штихелем – выбирает весь фон рисунка, оставляя выпуклым основной рельеф. Фон очень часто покрывается позолотой или матируется, а рельеф рисунка полируется до блестящего состояния.

Чернение

чернение

Чернение металла – это обработка клинков путем гравировки вместе с воронением. Если при обычной гравировке (обронной работе) рельефным остается рисунок, а штихелем выбирается фон – то при чернении выбирается металл по силуэту рисунка или надписи. После того, как рисунок выбран, все канавки заливаются сургучом или лаками, клинок сильно прогревается несколько раз и в итоге холодное оружие приобретает прочное матово-черное покрытие. Очень распространено чернение металла на Востоке и Кавказе.

Насечка (она же таушировка)

насечка

Насечка – это способ украшения холодного оружия, когда по линиям рисунка выбирается слой металла на глубину порядка 1 мм. Эти линии расширяются чеканом к основанию, после чего по краям возникают заусенцы. После этого по траншейкам вколачивается проволока из драгоценного металла – золотая или серебряная. Металл этот ковкий и надежно закрепляется в расширяющихся книзу вырезах, а заусенцы дополнительно закрепляют рисунок.

Позолота (наводка золотом)

позолота

Позолота металла чаще всего выполнялась путем накладывания специально приготовленной ртутной амальгамы – смеси ртути и золота (иногда вначале наносился рисунок краской). Прогревание клинка в кузнечном горне испаряло ртуть, и золото покрывало клинок тонким, но в то же время тонким слоем. Эта процедура проводилась несколько раз, после чего позолоченный клинок полировался. В настоящее время этот древний и очень вредный для здоровья процесс заменен гальванической обработкой.

Чеканка

чеканка

Чеканка клинков производилась при помощи нескольких инструментов специальной формы – чеканов, когда оружейник формировал рельефный орнамент на металле, ударяя молотком по чеканам. Чеканка русского оружия известная с XV века, и такой способ художественной обработки клинков требовал достаточно большого мастерства. Поскольку подобная обработка металла гораздо проще для пластин, то чеканка была наиболее распространена в отделке металлических накладок ножен, на рукояти, эфесах и других элементах экипировки. Для массового производства часто изготавливалась зеркальная матрица, которая затем вдавливалась в разогретую металлическую пластину.

Филигрань (скань)

филигрань

Филигрань изготавливается из скрученной проволоки, когда все подготовленные детали рисунка припаиваются или укладываются в орнамент, представляя собой металлические кружева на оружии. Рядом с филигранью часто размещаются небольшие металлические шарики, называемые «зернь».

Алмазная грань

алмазная грань

С 1750-х годов тульскими оружейниками широко используется огранка стальных бусинок на клинках, имитирующих алмазы. Это очень кропотливый способ декоративной обработки металла, поскольку стальные шарики полированной стали имеют многочисленные грани и каждый из них сажается на тонкий стерженёк, что вместе создает картину сверкающих бриллиантов на оружии. Одним из наиболее известных в данной технике алмазной грани оружием является сабля императора Александра I, поднесенная в день его коронации.

Живописная эмаль

живописная эмаль

При декоративной отделке холодного оружия техникой живописной эмали на поверхность клинка наносится специальным способом белая эмаль, а затем специально подготовленными для этого красками рисуются цветы или другие рисунки. Обычно подобная техника обработки металлических клинков применялась во второй половине XVIII века для подарочного оружия.

С ножом в Древней Руси связаны различные поверья - например у южных славян, для защиты от града необходимо втыкать ножи в землю; у восточных и западных славян считалось, что нож, брошенный в вихрь, ранит чёрта и на нем останется кровь, которая потом поможет одолеть врага. Восточные славяне верили, что если нож лежит на столе вверх лезвием - то это к ссоре; если человек поел с ножа - он будет сердитым.

Читайте также: