Царь колокол из какого металла

Обновлено: 21.09.2024

Царь-колокол удивляет не только габаритами, но и родословной. У московской достопримечательности были предшественники, которые в свое время поражали размерами и считались произведениями русского литейного искусства. Не только уникальные характеристики, но и колоритная история памятника приковывают внимание. Подробнее о том, как создавался Царь-колокол, его предшественниках, аналогах и причине повреждения – в материале 24СМИ.

Царь-колокол — памятник сегодня

В конце X века на Руси появились первые колокола. Куполообразный инструмент обрел популярность с приходом христианства на русские земли. Колокола использовали не только для богослужения. Звон предупреждал народ о приближении врагов или пожаре, собирал людей на вече. Со временем колокольное дело превратилось в искусство, памятником которого служит достопримечательность в Москве.

Царь-колокол располагается у стен колокольни Ивана Великого, входящей в состав ансамбля Соборной площади Кремля. В 80 м от объекта расположен еще один памятник литейного мастерства – Царь-пушка. Спасскую башню и объект литейного искусства отделяют 250 м.

Высота памятника равна 6,24 м, а диаметр – 6,6 м. Основная часть установлена на постамент, только осколок опирается о подножие и напоминает о том, что произошло в Москве 285 лет назад. Вес памятника сопоставим с массой пустого транспортного самолета Ан-225 «Мрия», который был уничтожен в 2022 году, – 202 т и 216 т соответственно. Отколовшийся кусок весит 11,5 т, что соответствует массе почти 6 чугунных ядер для Царь-пушки.

Царь-колокол

Царь-колокол / Фото: Pixabay

Царь-колокол сделан из сплава металлов. Преобладает медь – более 84%. На второй строчке олово – свыше 13%. Исследователи обнаружили в составе сигнального инструмента золото – 0,036%, что равно 72 кг. На 0,26% изделие состоит из серебра – 525 кг.

Историческое значение архитектурного объекта для России связано с эпохой правления Анны Иоанновны. Императрица стремилась увековечить память о годах правления. Государыня не была первой, кто решил создать массивный колокол. Проект Анны Иоанновны стал суммирующим и воплотил в себе задумки предшественников императрицы.

Предшественники колокола-гиганта

Через 600 лет после крещения Руси среди московских правителей появилась мода на монументальные колокола, которые поражали обывателей габаритами. В 1599-м по приказу Бориса Годунова отлили сигнальный инструмент весом 33,6 т, который подняли над Ивановской площадью. Изделие исправно работало почти половину столетия, пока Москву в очередной раз не охватили языки пламени. Во время одного из сильнейших пожаров в столице колокол упал с колокольни на землю и раскололся на сотни мелких кусков.

Когда восстание подавили, царь Алексей Михайлович задумался о создании более монументального колокола. В планах было найти умельца, который смог бы отлить сигнальный инструмент весом 130 т. При дворе государя служил голландский пушечный, колокольный и рудный мастер Ганс Фальк, который выполнял крупные царские заказы. Умелец был на хорошем счету, так что власти выделили Фальку каменный амбар для работы, в то время как русские колокольщики трудились в деревянных мастерских.

Алексей Михайлович в 1651-м изложил голландцу суть проекта. Мастер заявил, что выполнит заказ за пять лет и при этом отказался использовать медь разбитого «годуновского» колокола. Правителя ответ голландца не устроил, поэтому работу отдали Даниле Матвееву и его сыну Емельяну, а Фальк, вероятнее всего, не пережил эпидемию чумы, которая накрыла столицу в 1654–1655 годах. Матвеевы с помощниками согласились использовать старую медь и обязались выполнить заказ за 12 месяцев.

В декабре 1654-го колокол мастеров Матвеевых гремел над Москвой, звон был слышен на расстоянии 7,5 км. Но прослужил инструмент два-три месяца, когда мощный удар языка разбил колокол. За повторную отливку взялся Александр Григорьев – прототип Бориски Моторина из картины Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Главный колокол Русского царства восстановили за десять месяцев. В декабре 1655-го он вновь звенел над столицей.

В 1661-м колокол упал на землю, но не треснул. Подняли сигнальный инструмент через 13 лет. Прослужил колокол до 1701 года и повторил судьбу предшественника – раскололся во время очередного пожара.

Таким образом, «дед» и «отец» Царь-колокола пострадали в результате бедствия, вызванного огнем. Пожарный вопрос для Москвы стоял остро еще много лет, но это не повлияло на решение Анны Иоанновны отлить «внука» колокола Бориса Годунова, который сохранился до XXI века, но ни разу не использовался.

История создания Царь-колокола

Анна Иоанновна вспомнила о работе мастера Григорьева через 75 лет. В 1730-м правительница захотела оставить потомкам память о своем правлении. Но государыня решила, что колокол должен превзойти предшественников. Заявленный вес изделия в 200 т шокировал мастеров.

Правительство связывалось с французскими умельцами и предлагало щедрое вознаграждение за работу. Один из мастеров, королевский механик и член Французской академии наук, по фамилии Жермен, посчитал, что русские шутят, поэтому отказался от участия в проекте.

За работу взялся Иван Моторин с сыном Михаилом. Литейщик к моменту получения заказа успел сделать себе имя. Моторин унаследовал от отца завод в Москве. В 1700-м в битве при Нарве Русское царство потерпело поражение и понесло потери в артиллерии. Петр Великий поручил Моторину в сжатые сроки отлить 115 бронзовых орудийных стволов, с чем мастер успешно справился.

Через два года литейщик отлил «Воскресенский» колокол для колокольни Ивана Великого. Еще через 10 лет Моторин изготовил 2-тонный «Набатный» колокол, история которого связана с Екатериной II и Чумным бунтом. Императрица «наказала» сигнальный инструмент, приказав снять язык с колокола, призывавшего народ к восстанию в 1771 году.

Мастерская Моторина исправно выполняла государственные заказы, отливала изделия разных размеров для церквей и храмов. Поворотным для семейного предприятия стал 1730-й, когда императрица распорядилась создать 200-тонный колокол. Моторин подготовил макет изделия и смету проекта. Наработки литейщик отправил в Петербург, где обсуждение задумки заняло 2 года.

К работе мастер приступил в январе 1733-го. Размеры будущего колокола поражали воображение литейщиков, поэтому изготовлением изделия занялись прямо в Кремле. В процессе работы Моторин запрашивал дополнительные 5 т олова и 16 т меди. При создании Царь-колокола использовали металл сигнального инструмента, отлитого в 1655-м.

Иван Федорович умер через полтора года после начала работы. Литейное предприятие и проект колокола для императрицы перешли под управление Михаила Моторина. Наследник литейщика нарастил темп, увеличив за месяц число помощников с 57 до 166 человек. На пике в отливе колокола участвовало 400 рабочих.

23 ноября 1735-го печи расплавили медь и вылили металл в форму колокола за 36 часов. Литье заняло 46 минут, отливку завершили через 2 дня. После остывания металла рабочие приступили к нанесению декоративных элементов и надписей.

На поверхность металлического изделия мастера нанесли барельефы, которые изображают государя Алексея Михайловича и правительницу Анну Иоанновну. Михаил Моторин завершил работу отца по отливке Царь-колокола, за что удостоился повышения до ранга цехмейстера литейных дел и 1 тыс. руб. На эту сумму, например, можно было приобрести дом у Покровских ворот и одну пару бриллиантовых сережек.

Повреждение и дальнейшая судьба

Колокол отлили на Ивановской площади в яме глубиной 10 м. 9 июня 1737-го в Москве случился Троицкий пожар, который считался сильнейшим до 1812 года.

Историографы рассматривали теорию, что огонь охватил деревянную постройку над колоколом, в результате чего горящие бревна падали на металлическое изделие. Мастера опасались порчи колокола, поэтому поливали его водой, но делали это неравномерно, из-за чего образовались трещины, что привело к отколу 11,5-тонной части.

Современные исследователи не поддерживают гипотезу с образованием осколка во время пожара. Сомнения вызывает вероятность того, что колокол из пластинчатой бронзы мог покрыться трещинами из-за огня. Исследователи полагают, что изделие раскололось из-за отклонения от технологии производства, а не из-за нагревания и падения.

Специалисты считают, что колокол лежал в земле почти 100 лет после отлива. В 1792 и 1819 годах предпринимались безуспешные попытки поднять изделие. После 1821 года для желающих проводили экскурсии, рассказывали историю создания большого колокола.

Проекты подъема колокола одобряли не только Екатерина Великая и Александр I. Вошедший в Москву Наполеон Бонапарт восхитился работой русских литейщиков. Французский император приказал достать колокол из земли и доставить в Париж в качестве трофея, но попытка не увенчалась успехом.

Впоследствии энтузиасты предлагали идеи восстановления расколотого сигнального инструмента. Оценив проекты пайки, власти отказывались от реализации из-за стоимости. Кроме того, скептики считали, что восстановленный колокол все равно звучал бы не так качественно.

Извлечь изделие из ямы смогли при Николае I. В 1831 году архитектор Иван Мирановский подготовил проект подъема и установки Царь-колокола. Возглавил работу французский инженер Огюст Монферран, который участвовал в строительстве Исаакиевского собора. В подъеме участвовало 320 солдат, которые привели в движение 20 лебедок. Царь-колокол водрузили на постамент.

В 1979-м колокол реставрировали. Удалили поздние лакокрасочные покрытия, что позволило изучить декоративные изображения и надписи. С 1980-х годов у специалистов вызывает опасения рост числа мелких трещин. Усиливается негативная тенденция «традицией» запихивания монет в образовавшиеся щели. В прошлом состав монет был близок к металлу, из которого сделан колокол. Материальные компоненты современных монет отличаются от предшественников, что вызывает электрохимическую коррозию небольших участков колокола.

Аналоги в России и не только

История Сергиева Посада тесно переплетена с православием и становлением русской духовности. Город известен Троице-Сергиевой лаврой, которая выросла из небольшой кельи, построенной последователями Сергия Радонежского. По преданию, князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой приезжал в обитель за благословением.

Через 13 лет после создания Царь-колокола в Москве в Сергиевом Посаде отлили колокол весом 64 т. В отличие от столичного «собрата», изделие использовалось по назначению, но в 1930-м советские власти уничтожили его.

В 2003 году мастера за два месяца отлили новый колокол в Петербурге, вес которого составил 72 т. В создание изделия вложили 72 млн руб., а общая сумма, в которую вошли проектные работы, транспортировка и монтаж, превысила 100 млн руб.

В 2009-м массивный колокол подняли на звонницу Софийского собора в Великом Новгороде. Первый удар в колокол произвел тогдашний президент Дмитрий Медведев. Создание и водружение сигнального инструмента приурочили к 1150-летию города.

Колокола связаны с религией не только в России. Во многих странах колокола тесно переплетены с духовной жизнью общества. В начале XIX столетия король Бирмы (ныне Мьянма) Бодопайя планировал возвести крупнейший буддистский храм на свете. Для амбициозного проекта отлили соответствующий колокол весом 90 т. В переводе на бирманскую систему измерения массы – 55 555 виссов, что имеет важный смысл в контексте нумерологии.

Высота колокола в городе Мингун вместе с петлей для подвески составляет 7 м, а без нее – 3,7 м, диаметр – почти 5 м. Толщина стенок составляет от 15 до 30 см. За два столетия колокол хорошо сохранился, несмотря на падение во время землетрясения в 1839-м. До 2000 года считался самым большим действующим колоколом в мире.

Первенство у Мингунского колокола отняло металлическое изделие, которое водрузили в Китае. В городе Пиндиншане зазвонил Колокол Счастья, который считается крупнейшим в мире. Масса гиганта составляет 116 т, а высота – 8,1 м, диаметр основания – 5,1 м.

Но ни Колокол Счастья, ни никогда не звонивший Царь-колокол не считаются самыми большими в истории человечества. Такой статус носит полулегендарный великий колокол Дхаммазеди, отлитый в XV веке на территории современной Мьянмы. Вес металлического изделия составлял 294 т, в сплав входили золото, серебро, олово и медь. Кроме того, колокол был инкрустирован изумрудами и сапфирами. Высота изделия оценивалась в 6 м, а диаметр – 3,6 м.

С 1608 года колокол Дхаммазеди считается утраченным. Португальские колонисты затеяли авантюру, в ходе которой пытались похитить колокол, но судно, на котором его транспортировали, затонуло в реке Янгон. С тех пор предпринимаются безуспешные попытки найти пропажу.

Интересные факты и мифы

Царь-колокол стоит в Кремле уже 287 лет. За это время описание архитектурного памятника разбавилось не только технической информацией, но и интересными фактами и легендами.

Шокирующий звук

Колокол, отлитый по заказу Анны Иоанновны, никогда не звонил. Современные исследователи выяснили, что при ударе волны окажутся в инфразвуковом спектре, способном вызвать панику и беспокойство не только у животных, но и у людей. Испытания показали, что допустимый вес колокола, звук которого не оказывает на человека серьезного влияния, находится в пределах 32 т.

Купюра ВСЮР

В годы Гражданской войны Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) создали собственную валюту.

На купюре достоинством в 1 тыс. руб. изобразили Царь-колокол, из-за чего дензнаки прозвали «колокольчиками».

Гнев Петра Великого

Миф гласит, что колокол отлили при первом императоре России. Петр I праздновал победу в Полтавской битве, поэтому решил увековечить память о событии. Но триумф омрачился: звонари пытались раскачать массивный колокол, но добиться звона не получалось. «Упрямее царя», – говорили в народе о колоколе.

Разгневанный Петр подошел к колоколу, держа в руках скипетр, который отнял у шведского правителя Карла XII, и ударил по металлическому изделию. Но вместо звона, по легенде, от колокола откололся массивный кусок. А сам инструмент оторвался и ушел в землю, где пролежал до времен Николая I.

Версия старообрядцев

Легенда гласит, что Царь-колокол зазвонит, но случится это в день Страшного суда. При этом поднимать людям его не придется – колокол сам воспарит, и язык звонко забьется о металлические стенки, предвещая суд Божий. Такой версии придерживаются старообрядцы и члены некоторых сект.

Узел связи

В годы Великой Отечественной войны под колоколом советские войска оборудовали узел связи Кремлевского полка, который работал в июне-сентябре 1941-го. Чтобы немецким бомбардировщикам было сложнее определить цель, Царь-колокол закрасили краской.

Царь колокол из какого металла

Вид со стороны Ивановской площади.

Почтовая карточка. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
Россия (?), конец ХIХ – начало ХХ вв.

При тушении огня во время пожара в Кремле в мае 1737 г. вода попала на раскаленный металл колокола – в связи с неравномерным его охлаждением колокол дал трещины, и от него откололся кусок весом около 11,5 тонн.

С восточной стороны колокольни «Иван Великий» на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.

Известный мастер И.Ф. Моторин, отливший в 1702 году по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.

История создания колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и мастер формовального дела П. Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора — это Ф. Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъемные деревянные конструкции, возведенные над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 г. последовала смерть мастера И.Ф.Моторина и окончание их было возложено на его сына.

В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.

Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О. Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.

Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.

350 руб.

Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади без скидок.

Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади для школьников, студентов .

Царь-колокол

Царь-колокол, который находится в Московском Кремле, а именно на Ивановской площади, у подножья колокольни «Иван Великий», является уникальным памятником русского художественного литья XVIII века. Будучи без преувеличения настоящим произведением искусства, Царь-колокол поражает воображение каждого, кто оказывается рядом с ним. Размеры этой достопримечательности поистине грандиозны: высота – 6,6 м, а диаметр самой широкой, то есть нижней части колокола (так называемой «юбки») – 6,14 м.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.

Царь-колокол или великий колокол, 1890 год

Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

Царь-колокол в XIX веке. Фото Шерер, Рабгольц & Ко. Между 1901 и 1917 годами

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали — он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.

Царь-колокол в начале XX века, ранее 1917 года

Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.

Изображение царя Алексея Михайловича Романова на Царь-колоколе

Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

Надпись на Царь-колоколе

Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII — начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.

Отломившийся кусок от Царь-колокола стоит рядом с ним

Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

Интересные факты

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Кстати, собственного языка у Царь-колокола никогда и не было. Язык, который можно видеть рядом с ним, взяли от другого колокола.

Царь-колокол внутри Царь-колокол в Московском Кремле

Посещение Царь-колокола

Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Как отливали царь-колокол

Фотография царь-колокол

Техника литья подобных колоколов определялась с помощью уровня развития литейного искусства. И так было на протяжении нескольких веков. Раньше отливка колокола с оригинальной отделкой и мощнейшим звучанием была настоящим событием не только для создателей этого изобретения искусства, но и для обыкновенных жителей города. Мастера формировали большие колокола в ямах-формах, которые предназначались специально для отливки. Подобное устройство считалось одним из наиболее сложных этапов в плане подготовки, так как для него требовалось достаточно опыта и знаний. Заготовка необходимого количества металла – не менее важная часть этапа подготовки. Иногда процесс заготовки занимал целый год, в то время как отливка колокола – несколько часов.

26 июня 1730 года императрица Анна Иоанновна издала указ, где приказала отлить огромный колокол, который получил название «Царь-колол». Сначала для процесса отливки планировали пригласить Жерменю – мастера и члена Академии Наук из Парижа. Тем не менее, в результате отливкой занимался московский литейщик Иван Моторин, проживающий в Пушкарской слободе.

На тот момент литейщик уже имел огромный опыт отливки больших колоколов и орудий. Согласно историческим данным, как раз с двора Ивана Моторина в 1712 году забрали, привезли в Кремль и подняли на Царскую башню «Набатный колокол», которые весил более 2-х тонн.

Фотография яма-форма, для отливки царь-колокола колокола.

1731 год изменил ход истории, в частности, развитие литейного искусства, ведь именно в этом году Иван Моторин завершил составлять проект колокола. С местом определились довольно-таки быстро. В итоге для отливки колокола выбрали место в Московском Кремле – между колокольней Ивана Великого и Чудовым монастырем. Стены «ямы-формы» были укреплены дубовым срубом и выложены кирпичом. Затем установили глиняный «болван» на железную решетку. Он нужен был для того, чтобы определять внутренний объем тела колокола. После последнего этапа – этапа просушки – на «болване» выполнили глиняные формы будущего колокола.

Не имея разрешения из Петербурга, создатель исторического памятника начал сооружать четыре литейные печи, а также устройство для подъема кожуха. 26 ноября 1734 года после проведения торжественной службы в Успенском соборе затопили литейные печи с обломками ненужных и устаревших колоколов, после чего добавили новый металл, олово и красную медь.

Несмотря на это, уже через два дня – 28 ноября – две литейные печи вышли из строя. Есть информация о том, что раскалённый металл стал вытекать на землю. Чтобы исключить возможность повторной утраты металла, Иван Моторин решил отремонтировать печи, выпустив плавку через так званные «печуры», которые служили запасными.

В самом разгаре этого серьёзного и исторического процесса произошел взрыв, из-за которого практически все конструкции из дерева сгорели дотла. 19 августа этого же года, готовясь к новой отливке, скоропостижно скончался Иван Федорович, место которого вскоре занял его сын.

Третью отливку величественного колокола начали только через три месяца после этих печальных событий. Чтобы исключить возможность возникновения пожара, литейщики расставили более 400 человек с пожарными трубами вокруг печей. На протяжении одного часа и двенадцати минут продолжалась плавка колокола, который в скором станет настоящим творением искусства. В результате все прошло без непредвиденных ситуаций, мастера потрясающе справились со своей работой, предоставив жителям города возможность смотреться и любоваться немыслимым памятником, который навеки войдет в историю литейного искусства как самый огромный, тяжелый и оригинальный колокол.

25 ноября 1735 – день, когда завершилось изготовление фундаментального и огромного «Царь-колокола», который весит чуть больше 201 тонны.

Если у вас возникли вопросы или вы хотите узнать цены, обращайтесь в отдел сбыта по телефону:

Профессиональные сотрудники предоставят Вам дополнительную информацию и помогут оформить заявку.

Царь-колокол

Царь-колокол, одна из кремлевских диковин, стоит возле Ивановской колокольни на гранитном пьедестале. Размерами он превосходит все известные колокола в мире. Многие считают, что поэтому он так и называется. На самом деле царским или царь-колоколом на Руси называли тот, на котором были изображения царей.

Царь-колокол весит около 200 тонн. Высота — 6,14 метра. Окружность — 6,6 метра, толщина стен — 61 сантиметр. Осколок колокола весит около 11,5 тонны.

На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Ивановны. Над ними в круглых медальонах — изображения Спасителя, Богородицы, евангелистов и московских святых митрополитов — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. По бокам колокола — пространные надписи об истории его создания.

Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствовало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе в XVII веке.

Изображение Анны Ивановны с обратной стороны колокола еще более оправдано, поскольку в соседней надписи говорится, что колокол отлит в ее царствование в 7241 году от Сотворения Мира, или в 1733 году от Рождества Христова, весом в 10 000 пудов. В действительности и то и другое неверно, так как колокол был создан в 1735 году, а вес его на 2000 пудов больше. Несоответствие возникло из-за того, что надпись на кожухе для отливки сделали заранее, но с первого раза работа не удалась. Колокол перелили вторично через два года с добавлением веса, однако «свидетельство о рождении» осталось прежним.

Под изображением императрицы Анны Ивановны, на нижнем краю, стоит еще одна надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным». Декоративные украшения Царь-колокола создал скульптор Федор Медведев. После отливки их начали прочеканивать, но из-за пожара 1737
года закончить не успели. Поэтому часть изображений осталась необработанной.

На постаменте укреплена надпись, которая сообщает, что колокол находился в земле 103 года и был поставлен сюда 4 августа 1836 года по велению императора Николая I. В ней же повторена неточность относительно года отливки колокола.

Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы

Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов. Состав сплава: меди — более 170 тонн (около 85%), олова — около 26,5 тонны (более 13%), серы — 2,5 тонны (более 1%), цинка, мышьяка и других примесей (золото и серебро) — около 2 тони (1%)

  1. Шар с золоченым крестом — держава, один из символов царской власти.
  2. Имена мастеров, отливших колокол 1735 году, — Иван и Михаил Моторины.
  3. Имена авторов литых изображений: скульптор Федор Медведев, мастера-чеканщики — Василий Кобелев и другие.
  4. Изображения царей.
  5. Изображения святых.
  6. Отколовшийся в результате пожара кусок весом 11,5 тонны.
  7. Восьмигранный постамент, выполненный по проекту Монферрана в 1836 году.
  8. Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.
Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола — язык длиной около 5 м

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.
Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.
Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на территории Московского Кремля

Читайте также: