Цепочка превращений по химии 9 класс металлы

Обновлено: 04.10.2024

Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений. Где необходимо составьте сокращенные ионные уравнения.

Практическая работа по химии №1 «Осуществление цепочки химических превращений» (9 класс)

Практическая работа №1. 9 класс

Осуществление цепочки химических превращений

Цель: Осуществить цепочку химических превращений; изучить способы получения и свойства гидроксидов металла (меди)

1.Повторите правила техники безопасности

2. Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:

Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.

Опыт.1) Для осуществления цепочки превращений выданы пробирки №1, №2. В пробирку №1 прилейте 1-2 мл раствора CuSO4 . Для осуществления 1-ого опыта приливайте к этому раствору 1 мл необходимого реактива.

2) Второй и третий переход проводите в этой же пробирке (№1). Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

Для отчёта оформите таблицу

Выводы, запись уравнений реакций

Опыт. Инструкция к выполнению цепочки переходов.

1) Для осуществления цепочки переходов выданы пробирки №1, №2;

а) в пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида цинка. Получите гидроксид цинка, для этого добавьте несколько капель необходимого реактива. Полученный гидроксид разлейте в две пробирки.

б) в пр.№1 получите ZnCl2, в пр.№2 получите Na2Zn(OH)4. Что наблюдаете?

Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Для отчёта оформите таблицу:

Методическая разработка «Алгоритм решения превращений по химии»

Методические рекомендации решения «цепочек» превращения по химии.

В заданиях ля школьников по химии на любом этапе обучения и для любой параллели всегда имеются задания со схемами последовательных превращений одних веществ в другие, которые характеризуют связь между основными классами органических и неорганических веществ. Многостадийную схему превращения одних веществ в другие в определенной последовательности часто называют «цепочкой». Для выполнения этих заданий необходимо знать основные классы неорганических и органических соединений, номенклатуру, химические свойства, в том числе продукты термического разложения веществ, механизмы реакций.

«Цепочки» – это оптимальный способ проверить большой объем знаний (практически по всем разделам общей, неорганической и органической химии) в одной задаче.

Для того, чтобы успешно решать цепочки химических превращений из одного вещества в другое, необходимо изучить свойства веществ, их взаимодействия и особенности каждого класса соединений. Среди качественных задач решение цепочек веществ встречаются чаще всего.

Алгоритм решения «цепочки»:
1.Внимательно прочитайте условие задачи. Если необходимо, можете сделать это не один раз.
Напишите уравнения, с помощью которых можно получить следующие превращения:

Al → → Al2O3 → Al(OH)3 → K[AL(OH)4] → AlCl3 → Al(NO3)3 → AlPO4.

Для каждого превращения составьте уравнения реакций. Если переход в одну стадия невозможен, составьте два и более уравнений реакций.

2.Выпишите цепочку отдельно, из условия задачи. Вы можете пронумеровать количество реакций и ли веществ для удобства. Помните, что каждое следующее вещество является исходным для последующего. Определите к какому классу веществ относиться каждый член цепочки. Под первым номером стоит металл алюминий. исходным продуктом реакции должна стать соль. По свойствам металла, соль получается при взаимодействии с кислотой. В данном случае с азотной кислотой. Проанализируйте возможна ли эта реакция. Составьте схему уравнения, расставьте коэффициенты. Первое превращение готова. Далее следуйте шаг за шагом, постепенно продвигаясь к последнему веществу, фосфату алюминия.

3.Проверьте себя еще раз. Пробегитесь взглядом по уравнениям реакций, проверьте везде ли стоят нужные коэффициенты. Не забудьте правильно оформить уравнения реакций.
Решение
1.Al + 6HNO3(конц.) => Al(NO3)3 + 3NO2 + 3h3O
2.4Al(NO3)3 => 2AL2O3 + 12NO2 + 3O2
3.Al2O3 + 3h3SO4 => Al2(SO4)3 + 3h3O
Al2(SO4)3 + 6NaOH => 2Al(OH)3 + 3Na2SO4
4.Al(OH)3 +KOH => K[Al(OH)4]
5.K[Al(OH)4] + 4HCl => KCl + AlCl3 + 4h3O
6.AlCl3 + 3AgNO3 => Al(NO3)3 + 3AgCl
7.Al(NO3)3 + K3PO4 => AlPO4 + 3KNO3

Решите «цепочки» самостоятельно:

Cu  CuO  Cu(OH)2  CuO

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» 9 класс по УМК Габриеляна

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» 1вариант

Цель: 1. Экспериментально осуществить следующие превращения ( соблюдайте правила техники безопасности)

Составить уравнения реакций обмена в молекулярном и ионном виде.

Практическую работу оформить в виде таблицы

Уравнения химических реакций

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» 2 вариант

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» 3 вариант

Решение качественных задач-2. Цепочки превращений. Видеоурок. Химия 10 Класс

Данный текст представляет собой неотредактированную версию стенограммы, которая в дальнейшем будет отредактирована.

Химия. 10 класс

Урок 70. Решение качественных задач-2. Цепочки превращений

Загорский Вячеслав Викторович, д.п.н., проф. Специализированного учебно-научного центра МГУ (школа им. А.Н. Колмогорова при МГУ),

многократный лауреат грантов «Учитель Москвы»

24.03. 2011 г.

При участии: Менделеевой Екатерины Александровны, к.х.н., доц. СУНЦ МГУ

Морозовой Натальи Игоревны, к.х.н., ст. преп. СУНЦ МГУ

Решение качественных задач по химии — цепочка превращений

Здравствуйте! Тема сегодняшнего урока – «Решение качественных задач. Цепочки превращений». Некоторые задачи на цепочки превращений фактически являются качественными задачами, в которых нужно проанализировать органические соединения, зашифрованные буквами алфавита.

Вспомним такую задачу из прошлого урока: «Вещество А представляет собой легко кипящую жидкость с приятным запахом. При гидролизе А образуется два соединения с одинаковым числом атомов углерода. Плотность паров одного из этих соединений В лишь немного превышает плотность воздуха. Вещество В может быть окислено оксидом меди. Вещество С, которое используется для сохранения биологических препаратов. Приведите возможные формулы веществ А, В, С».

А теперь решим задачу, которая представляет собой подобную цепочку в чистом виде. Требуется установить структурные формулы и названия веществ от А до Е. В этой цепочке есть определенное начало, что облегчает наши действия. Начальная формула дана однозначно. Фактически такая задача сводится к написанию последовательных уравнений реакции. Сами уравнения нам пока не ясны, но зато указаны условия. Исходное вещество должно прореагировать с бромом на свету. Это типичная реакция радикального замещения. Замещение у вторичных атомов протекает быстрее, чем у первичных. Поэтому при среднем атоме углерода замещается атом водорода существенно быстрее, чем при крайних, и основным продуктом превращений будет вещество А — 2 бром пропан. Затем 2 бром пропан реагирует со спиртовым раствором щелочи. Если раствор щелочи не водный, а именно спиртовой, то происходит отщепление – элиминирование бромоводорода, при этом образуется вещество В, а именно – пропен.

Пропен присоединяет молекулу хлора, в общем-то, в любых условиях. И получается вещество С — 1, 2 дихлорпропан. Затем снова спиртовой раствор щелочи. Реакция идет так же, как и с 2 бром пропаном. Отщепляется молекула галоген водорода. Но здесь два атома галогена, поэтому отщепятся два галоген водорода, а именно два хлороводорода. В результате получится не двойная, а тройная связь. И тогда вещество Д – пропин.

И, наконец, пропин присоединяет воду в кислой среде в присутствии соли ртути. Подобное присоединение идет по правилам Морковникова, т.е. водород уходит на край молекулы, а гидроксильная группа идет в центр. В результате получается непредельный спирт или енол. Но такие спирты неустойчивы, и он тут же перегруппировывается в кетон. Простейший кетон, который называется ацетон. Таким образом, задача решена.

Следующая разновидность цепочек содержит вещества с относительно простыми молекулярными формулами, и нужно подобрать условия, при которых одно вещество будет превращаться в другое.

Рассмотрим такую цепочку. Как превратить этиловый спирт в этилен?

Чтобы получить непредельный углеводород из спирта, нужно забрать у спирта воду. Такая реакция называется дегидратацией. Обычно ее проводят, нагревая этиловый спирт с концентрированной серной кислотой. Затем этилен или этен надо превратить в дихлорэтан. Для того чтобы присоединить хлор, достаточно просто взаимодействия даже в темноте. Затем из 1, 2 дихлорэтана, который получается в этих условиях, нужно получить ацетилен или этин. Нельзя просто отщепить молекулу хлора. Тогда получится этен или этилен. Поэтому нужно отщепить две молекулы хлороводорода. Чтобы произвести такое отщепление или элиминирование, нужно подействовать спиртовым раствором щелочи. И, наконец, последний шаг: из этина или ацетилена нужно получить бензол. Для того чтобы произошла такая реакция, она называется тримеризация, необходим катализатор, имеющий типичную для бензола гексагональную или шестиугольную структуру. В качестве катализатора чаще всего используют активированный уголь или оксид хрома. Данная задача решена.

Мы подобрали все условия реакции.

Еще одна разновидность задач на цепочки – это задачи, в которых в цепочке находятся уже относительно сложные молекулярные формулы. В таком случае расшифровка цепочки является уже не очень простой задачей.

Рассмотрим это на конкретном примере. Данная цепочка превращений сложна еще и тем, что требует определенного внимания. Она двойная. Мы видим, что стрелки расходятся от центра цепочки к ее краям. Сразу видно, что число атомов водорода в формулах всех перечисленных веществ относительно мало, т.е. такое соотношение углерода и водорода характерно для аренов или производных бензола. В формулах большинства веществ в данной цепочке находятся 7 атомов углерода. Скорее всего, они как-то генетически связаны с формулой, имеющей одно бензольное кольцо и один метильный радикал.

Состав вещества, отвечающего такой формуле С7Н8. Исходное вещество находится в середине цепочки. По сравнению с предложенной нами, так называемой базовой формулой, соответствующей талуолу, в нем не хватает 3-х атомов водорода. Зато есть азот и кислород. Предположим, что 3 атома водорода были замещены другими группами.

Какие это могут быть группы? Исходя из видимого нами состава, можно предположить, что одна из групп – это нитрогруппа. Но тогда остается 2 атома кислорода. Атомы кислорода не могут быть сами по себе заместителями в ароматическом ядре. Они не входят и в состав спиртовых групп, потому что для этого не хватит водорода в исходной формуле. Тогда логично предположить, что атомы кислорода замещают атомы водорода не в бензольном ядре, а в метильном радикале.

Если мы заменим метильную группу карбоксильной группой, т.е. кислотной, мы как раз получим ту формулу, которая соответствует находящейся в условии задачи. В исходной формуле находятся и нитрогруппа, и карбоксильная группа. Исходное вещество – нитробензольная кислота. Однако мы пока не можем судить о взаимном расположении этих заместителей. Надо выбрать направление цепочки. Здесь скорее помогает интуитивная оценка имеющейся у нас ситуации. Предположим, мы пойдем влево. У соседнего вещества на 2 атома кислорода меньше, но больше на 3 атома водорода и появился атом хлора. Если число атомов кислорода уменьшилось и возникли атомы водорода, по-видимому, произошло восстановление. При восстановлении нитрогруппа превращается в аминогруппу, тогда не очень понятно, откуда взялся атом хлора. Однако если восстановление протекало в кислой среде, то вместо амина образуется аммониевая соль. Тогда соответствующий анион – хлорид.

Итак, условия реакции восстановления – взаимодействие с активным металлом в солянокислой среде. Металлом может быть, например, цинк. Теперь пойдем еще на 1 шаг влево по данной цепочке.

При таком переходе у нас как бы пропал атом хлора, но появился атом калия и уменьшилось число атомов водорода. Эта комбинация из изменений намекает нам на то, что кислая среда сменилась на основную или щелочную. И тогда хлорид в аминогруппе заменяется солью калия, которая будет, разумеется, не по аминогруппе, а по карбоксильной группе кислоты. Такая реакция протекает при взаимодействии предшествовавшего вещества – соли аммония с концентрированным раствором щелочи.

Теперь двинемся по той же цепочке вправо. Условия реакция здесь довольно однозначные – нужно нитрование. Однако условия нитрования потребуются весьма жесткие, потому что уже есть две функциональные группы, которые не способствуют подобным реакциям. Поэтому придется довольно сильно нагревать вещество с нитрующей смесью. И карбоксильная группа, и нитрогруппа ориентируют новые заместители в метоположение. А поскольку, согласно цепочке, в результате реакции образовалось только одно вещество, то ориентация этих двух исходных заместителей является согласованной. Такая ситуация возможна только в одном случае: и карбоксильная группа, и нитрогруппа по отношению друг другу находятся в метоположении. А продуктом реакции является 3, 5 динитробензольная кислота. Это вещество превращается далее, например, за счет взаимодействия по карбоксильной группе. Возможно образование сложного эфира со спиртом, содержащим 2 атома углерода. И тогда последний продукт – это этиловый эфир 3, 5 динитробензольной кислоты. Реакция идет в кислой среде. Итак, цепочка превращений расшифрована.

На этом наш урок закончен. До свидания.

Инструктивная карточка для проведения практической работы №1 «Осуществление цепочки превращений» по химии 9 класс

Данная инструктивная карточка предназначена для учащихся при проведении практической работы №1 по УМК О.С. Габриеляна. Может быть использованна при проведении похожих практических работ в УМК других авторов.

Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карточка для проведения практической работы №1 «Осуществление цепочки превращений» по химии 9 класс»

Практическая работа №1

«Осуществление цепочки химических превращений металлов».

CuSO4 –Cu(OH)2 – CuO – CuSO4

Цель работы: научиться осуществлять цепочки химических превращений, исходя из предложенных веществ; закрепить практические навыки проведения химических опытов; повторить технику безопасности при проведении практических опытов по химии.

Реактивы и оборудование: сульфат меди CuSO4, щелочь NaOH, серная кислота Н2 SO4; спиртовка, штатив с набором пробирок, спички, спиртовка, держатель для пробирок

ИНТСТУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

В пробирку с CuSO4 добавить NaOH. Что наблюдаете?

Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Укажите тип химической реакции

Опыт №2. Получение CuO

Пробирку с Cu(OH)2 нагреть. Что наблюдаете?

Составьте уравнение реакции.

В пробирку с полученным осадком добавьте кислоту и при необходимости немного нагрейте. Что наблюдаете?

Материалы контрольной работы по химии в 9 классе по теме: "Металлы" Варианты 1-25

Материалы контрольной работы по химии в 9 классе по теме:

1. Для металла лития укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

2. Решите цепочку превращений, подпишите названия всех веществ, укажите типы реакций:

3. Решите задачу: Найдите массу комплексной соли, которую можно получить при взаимодействии 156 г. гидроксида цинка, содержащего 2% примесей, с гидроксидом натрия.

4. Порошок белого цвета залили водой, прошла бурная реакция с выделением большого количества тепла. Полученный молочно-белый раствор профильтровали и образовался прозрачный бесцветный раствор, через который пропустили углекислый газ. В результате прозрачный раствор помутнел. Назовите все вещества, участвующие в данном эксперименте. Запишите их формулы, а также уравнения проведенных реакций.

Контрольная работа № 2 (9 класс)

1. Для металла железа укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Найдите объем углекислого газа, который образуется при разложении 438 г карбоната кальция, содержащего 23% примесей?

4. Металл, хранившийся под слоем керосина, оставили на воздухе. Со временем он превратился в белый порошок. При добавлении к нему воды получился мутноватый раствор с едкими свойствами. При добавлении к нему фенолфталеина образуется малиновый раствор. Какой металл мог храниться под керосином? Запишите уравнения прошедших в эксперименте реакций.

1. Для металла натрия укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Какой объем угарного газа выделится при взаимодействии 197 г оксида кальция, содержащего 4% примесей, с углеродом?

4. В двух пробирках налиты прозрачные растворы неизвестных веществ. При добавлении к пробирке № 1 красной кровяной соли образовался темно-синий осадок, а при добавлении к пробирке № 2 желтой кровяной соли образовался бирюзовый осадок. Какие вещества могли быть в пробирках № 1и № 2? Запишите уравнение одной из прошедших в пробирках реакций.

1. Для щелочного металла, название которого в переводе с греческого означает «камень», укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Найдите массу хлорида железа, которую можно получить из 135г железа, содержащего 11% примесей, при взаимодействии с соляной кислотой?

4.К неизвестной соли магния добавили соляную кислоту, при этой выделился углекислый газ. Его пропустили через прозрачный раствор гидроксида щелочноземельного металла. В результате образовался осадок белого цвета. Назовите вещества, участвующие в эксперименте, запишите их формулы, составьте уравнение прошедших реакций.

1. Для щелочного металла, название которого в переводе с арабского означает «сода», укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Какая масса оксида натрия получится из технического натрия массой 312г, содержащего 7% примесей?

4. В трех пробирках даны вещества: гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария. Как химическим путем можно отличить эти вещества друг от друга? Запишите уравнения соответствующих реакций.

1. Для щелочноземельного металла, впервые полученного Г.Дэви в 1808 г из белой магнезии, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов

3. Решите задачу: Какая масса оксида лития образуется при окислении 325г технического лития, содержащего 4% примесей?

4. В трех пробирках даны вещества: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия. Как химическим путем можно отличить эти вещества друг от друга? Запишите уравнения соответствующих реакций.

1. Для щелочноземельного металла, название которого в переводе с латинского означает «известь, мягкий камень», укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3.Решите задачу: Какая масса пероксида натрия получится из технического натрия массой 315г, содержащего 3% примесей?

4. В трех пробирках даны вещества: нитрат бария, сульфат натрия, карбонат кальция. Как химическим путем можно отличить эти вещества друг от друга? Запишите уравнения соответствующих реакций.

1. Для металла, название которого в переводе с латинского означает «квасцы», укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какую массу нитрида бериллия можно получить из 117г технического бериллия, содержащего 1% примесей?

4. В трех пробирках даны вещества: хлорид натрия, хлорид алюминия, хлорид железа ( III ). Как химическим путем можно отличить эти вещества друг от друга? Запишите уравнения соответствующих реакций.

1. Для металла, который можно распознать кровяными солями, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Найдите массу титана, которую можно получить из оксида титана ( IV ) массой 615г, содержащего 3% примесей, методом магнийтермии.

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав хлорида кальция. Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для самого легкого металла, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Найдите объем водорода, который выделиться из 130г железа, содержащего 5% примесей, в реакции с водой.

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав сульфат железа ( II ). Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, являющегося основным компонентом легированной стали, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Найдите массу гидроксида железа ( III ), которую можно получить из 500 г технического железа, содержащего 5% примесей.

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав сульфат железа ( III ). Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав пищевой соли, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Найдите объем углекислого газа, который может получиться при взаимодействии 713г оксида меди ( II ), содержащего 12% примесей, с углеродом.

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав хлорид железа ( III ). Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав негашеной извести, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

Li → Li 2 O → LiOH → LiJ → Li 2 SO 4

3. Решите задачу: Какую массу ванадия можно получить из 148 г оксида ванадия ( V ), содержащего 2% примесей, методом кальцийтермии?

4. Провели опыт, подтверждающий качественный состав хлорид железа ( II ). Запишите уравнение реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав жженой магнезии, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какой объём водорода выделится в реакции взаимодействия раствора серной кислоты с 415 г технического алюминия, содержащего 17% примесей?

4. В опыте получили хлорид алюминия из раствора алюмината натрия. Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав каустической соды, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какая масса железной окалины получится из 327 г раскаленного железа, содержащего 6% примесей, при взаимодействии с кислородом?

4. В опыте получили железо из сульфата железа ( II ). Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав поташа, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какая масса гидроксида кальция получится при взаимодействии 300 г технического кальция, содержащего 8% примесей, с водой?

4. В опыте получили оксид железа ( III ) из хлорида железа ( III ). Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

4. В опыте получили железо из сульфата железа ( III ). Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав известковой воды, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какая масса гидроксида алюминия получится из 319 г хлорида алюминия, содержащего 1% примесей, при взаимодействии с гидроксидом натрия?

4. В опыте получили сульфат магния из карбоната магния. Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав ржавчины, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какой объём водорода можно получить из 519 г технического калия, содержащего 9% примесей, в реакции с водой?

4. В опыте получили медь из сульфата меди. Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

1. Для металла, входящего в состав гипса, укажите: а) местоположение в периодической системе, б) степени окисления, в) формулу соответствующего оксида, характер проявляемых свойств, г) формулу соответствующего основания, характер проявляемых свойств, д) схему электронного строения атома, е) число протонов, нейтронов, электронов.

3. Решите задачу: Какая масса оксида цинка может получится из 824 г технического цинка, содержащего 11% примесей?

4. В опыте получили цинкат натрия из хлорида цинка. Запишите уравнения реакций, которые могли пройти в данном эксперименте.

Цепочки превращений веществ
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Цепочки превращений веществ

(указать условия проведения реакций)

1) NaCl → Na₂Co₃ → Na H Co₃ → Na Cl → Na OH

2) Fe S₂ → SO₂ → SO₃ → Ca SO₄

3) Zn S → Zn Cl₂ → Zn O

4) Ca → Ca O → Ca(OH)₂ → Ca Co₃ → Ca (HCO₃)₂ → CO₂

5) C → CO → CO₂ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃

6) NO → NO₂ → H NO₃ → Cu (NO₃)₂ → Cu (CH₃COO)₂

7) Al → Al(OH)₃ → Al₂ O₃ → Al → Al₂ S₃ → Al Cl₃

8) K₂ CO₃ → K₂ SO₄ → KCl → Cl₂ → Ca Ca₂

9) Fe → Fe S → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃

10) Ca → Ca Cl₂ → Ca(OH)₂ → Ca (NO₃)₂ → Ca Cl₂

11) Na₂ SO₄ → Na₂ CO₃ → Na Cl → Na OH → Na OH → Na H CO₃ → CO₂

12) Al₂ → Al₂(SO₄)₃ → Al(OH)₃ → K[Al(OH)₄] → Al₂ O₃ → Al

13) Zn → Zn S → Zn Cl₂ → Zn O → Zn SO₄ → Zn (OH)₂

14) Cu → Cu (NO₃)₂ → Cu O → Cu S O₄ → Cu → Cu(OH)₂

15) Ca → Ca O → Ca (NO₃)₂ → Ca(OH)₂ → Ca Si O₃

16) Na → NaCl → Na₂ CO₃ → Na H CO₃ → Na₂ CO₃

17) Si O₂ → H₂ Si O₃

18) Si O₂ → Si → Mg₂ Si → Si H₄

19) Cu O → Cu → Cu Cl₂

20) N₂ → NH₃ → HNO₃ → Mg (NO₃)₂

21) (NH₄)₂ Cr₂ O₇ → Cr₂ O₃ → Na Cr O₂ → Cr₂ (S O₄)₃

22) Zn S → H₂ S → SO₃ → SO₃

23) H Cl → Cl₂ → K Cl O₃ → K Cl → Ag Cl

24) K Cl O₃ → O₂ → P₂ O₅

25) Na₂ CO₃ → Na₂ S O₄ → Na Cl → Na NO₃ → Na Cl

26) Al → Al₂ S₃ → Al(OH)₃ → Al₂ (SO₄)₃

27) Fe S₂ → Fe(OH)₃ → Fe₂ (SO₄)₃ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃

28) Si O₂ → Si → Si H₄ → Si O₂ → Na₂ Si O₂

29) PB (NO₃)₂ → HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂

30) Ca₃ (PO₄)₂ → Ca (H₂ PO₄)₂ → Ca SO₄ → Ca S → Ca CO₃

31) NH₃ → NH₄ Cl → NH₃ → NO

32) Na NO₃ → Na NO₂ → N₂ → NO → Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂

33) Na Cl → Na₂ CO₃ → Na OH → Na₂ SO₃

34) Na₂ SO₃ → S → Al₂ S₃ → H₂ S → SO₂

35) HNO₃ → NH₄ NO₃ → N₂ O

36) Ba (NO₃)₂ → Ba Cl₂ → Ba S O₃ → Ba S → H₂ S → S

37) K NO₃ → K Cl → K Cl O₃ → K Cl → K₂ SO₄

38) Ca SO₄ → Ca (OH)₂ → Ca Cl₂ → H Cl → Cl₂

39) KCl O₃ → K Cl → H Cl → Ca Cl₂ → Ca SO₄

40) Cu ( NO₃)₂ → Cu O → Cu SO₄ → Cu (NO₃)₂

41) Ca₃ (PO₄)₂ → P → H₃ PO₄ → Ca H PO₄ → Ca₃ (PO₄)₂

42) Fe → Fe S → Fe(OH)₂ → Fe (OH)₃ → Fe₂ O₃ → Fe PO₄

43) NH₄ Cl → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO → Fe (NO₃)₃

44) K₂ S → SO₂ → S → Zn S → Zn Cl₂

45) Fe S₂ → H₂ SO₄ → SO₂ → K H SO₃

46) HNO₃ → NH₄ NO₃ → NH₃ → NO

47) Na Cl → Cl₂ → HCl → Ag Cl

48) K Cl → K OH → K Cl O₃ → K Cl → H Cl

49)C₂ H₅ OH → CO₂ Na₂ CO₃ → Ca CO₃

50) Fe → Fe Cl₂ → Fe Cl₃ → Fe₂ O₃ → Fe → Fe(OH)₃

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цепочка превращений и теория электролитической диссоциации
Презентация "Цепочка превращений"

Материал для урока химии в 9 классе.

Проверочная работа по теме: Вещества, превращения веществ, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 8 класс

Проверочная работа в 8 классе по теме: Вещества, превращения веществ, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Учебник О. С. Габриеляна.

Подготовка к ЕГЭ "Цепочки превращений"


генетические ряды неорганических веществ. цепочки превращений

закрепление понятий основных классов неорганических веществ, их генетическая связь и превращение .

Цепочки по химии 9 класс – Учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему: Цепочки превращений веществ

Учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему: Цепочки превращений веществ

11) Na₂ SO₄ → Na₂ CO₃ → Na Cl → Na OH → Na OH→ Na H CO₃ → CO₂

31) NH₃ → NH₄ Cl → NH₃ →NO

38) Ca SO₄ → Ca (OH)₂ → Ca Cl₂ → H Cl →Cl₂

40) Cu ( NO₃)₂ → Cu O →Cu SO₄ → Cu (NO₃)₂

48) K Cl → K OH → K Cl O₃ → K Cl →H Cl

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений

§18. Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислороду озон, воздух. (стр. 129-135)

§19. Водород. (стр. 136-142)

Вопросы к параграфу:

§20. Вода. (стр. 143-152)

§21. Вода в жизни человека. (стр. 152-159)

§22. Галогены. (стр. 159-167)

§23. Соединения галогенов. (стр. 167-173)

§24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. (стр. 173-180)

§25. Кислород. (стр. 180-188)

§27. Соединения серы. (стр. 195-204)

§28. Азот. (стр. 204-209)

§29. Аммиак. (стр. 210-216)

§30. Соли аммония. (стр. 216-219)

§31. Кислородные соединения азота. (стр. 220-225)

§32. Фосфор и его соединения. (стр. 225-232)

§33. Углерод. (стр. 232-241)

§34. Кислородные соединения углерода. (стр. 242-249)

§35. Кремний и его соединения. (стр. 249-265)

Темы для дискуссии::

практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»

План-конспект урока химии 9 класс.

Тема: Осуществление щепочки химических превращений

Место урока: 9 класс. Тема II. Металлы

Тип урока: практическая работа

Цель работы: Образовательные:

— осуществление цепочки химических превращений экспериментальным путем ;

-применение теоретических знаний в решении экспериментальных задач;

— совершенствование навыков проведения реакций ионного обмена;

— повторить свойства и некоторые способы получения основных классов химических веществ;

Развивающие – способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять, проводить химический эксперимент;

Воспитательная – воспитание интереса к предмету.

Оборудование: приборы-пробирки, держатель для пробирок, мерная ложка, стеклянная палочка, спиртовка.

материалы-карбонат магния, соляная кислота, гидроксид натрия, серная кислота, хлорид цинка, сульфат меди, хлорид алюминия, цинк.

1.Организационный момент.

2.Актулизация знаний

Сегодня у нас необычный урок — практическая работа. Живые организмы имеют родственные связи, а существуют ли такие связи между неорганическими веществами.

II. Постановка целей и задач урока . Мотивация учебной деятельности.

Какова тема практической работы?

Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте цель практической работы. (Выяснить существуют ли генетические связи между неорганическими веществами)

III. Формирование навыков на основе применения их в стандартных условиях.

Откроем учебники и посмотрим, какие опыты мы будем проводить ( изучение инструкции проведения опытов).

Определяя план действий.

Какая перед нами стоит задача?

Какие необходимы приборы и материалы для проведения опытов?

Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать при выполнении работы?

IV. Формирование дифференцированных обобщенных умений.

Под руководством учителя формулируют тему и цель практической работы ( на основании инструкции) и записывают в тетради.

V. Анализ задачи.

Учащиеся получают таблицы для записей наблюдений:

При проведении практической работы мы должны заполнить таблицу

VI. Выполнение практической работы/

I. ВАРИАНТ

Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения:

Опыт 1. Инструкция к выполнению первой цепочки переходов.

1)Выданы пробирки №1, №2, №3. В пр.№1насыпана соль MgCO3. Для осуществления превращений приливайте по 1-2 мл необходимых реактивов;

-после проведения 1-ого опыта отделите раствор от непрореагировавшего вещества, слейте его в пр. №2;

— в пр.№2 к полученному после добавления выбранного вами реактива осадку добавьте 1-2 мл воды, перемешайте смесь и отфильтруйте в стаканчик, промойте осадок 2-3мл воды;

— осадок перенесите стеклянной палочкой в пр. №3 и осуществите третье превращение.

Опыт 2. Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.

2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №4, №5;

а) в обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида цинка и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида цинка (реактива приливайте по 1-2 мл в каждую пробирку).

б) в пр.№4 получите ZnCl2, в пр.№5 получите Na2Zn(OH)4.Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

Цель: Изучить способы получения и свойства гидроксидов металлов.

1)Для выполнения первой цепочки превращений выданы пробирки №1, №2. В пр.№1насыпана соль CuSO4 . Для осуществления 1-ого опыта приливайте 1-2 мл необходимого реактива.

2)Второй и третий переход проводите в этой же пробирке (№1). В пробирку №2 положен кусочек алюминия.

Инструкция к выполнению второй цепочки переходов.

2)Для осуществления второй цепочки переходов выданы пробирки №3, №4. В обе пробирки прилейте по 1-2 мл раствора хлорида алюминия и получите в обеих пробирках студенистый осадок гидроксида алюминия (используйте 1-2 мл раствора реактива). В пр.№3 получите AlCl3, в пр.№4 получите NaAl(OH)4

Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

VII. Самоконтроль выполнения работы.

Обучающиеся заполняют таблицу и делают выводы по каждому опыту

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

Как живые организмы имеют родственные связи, так и неорганические вещества имеют родственные связи, т.е. с помощью цепочки превращений из одного класса веществ можно получить другой класс веществ. Мы доказали существование генетических связей неорганических веществ

IX. Домашнее задание: закончить оформление практической работы в тетради

Контрольная работа по химии 9 класс

Контрольная работа по химии за 2 полугодие в 9 классе.

Контрольная работа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по химии. Работа составлена в формате контрольной работы и состоит из4 заданий.

Представленная контрольная работа соответствует обязательному содержанию по химии в полной средней школе, охватывает материал 9 класса за 2 полугодие по темам: Неметаллы; Органические вещества.

Цель: Определение уровня овладения учащимися знаниями, умениями, навыками за 2 полугодие курса химии 9 класса.

Задачи: 1. Выявить умения: — называть изученные вещества; — определять принадлежность веществ к различным классам органических и неорганических соединений; составлять реакции ионного обмена в полном и сокращенном ионном виде; составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций.
2. Проверить знания о строении и свойствах органических соединений.
3. Выявить умение решать задачи.
4. Определить знания о генетической связи соединений, умения осуществлять цепочки превращений по изученным классам веществ.

При выполнении работы учащиеся могут пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, а также калькулятором.

Критерии оценивания

Задание 1 – 7 баллов

Задание 2 – 10 баллов

Задание 3 – 5 баллов

Задание 4 – 3 балла

Итого -25 баллов

Оценка «5» — 23-25 баллов

Оценка «3» — 13- 17 баллов

Оценка «2» — менее 12 баллов

Промежуточная аттестация по химии

Осуществить цепочку превращений. Дать названия полученным веществам. Для первой реакции составить электронный баланс. Для четвертой реакции составить молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения. (7 баллов)

Осуществите цепочку превращений. Дать названия полученным веществам. Любую окислительно-восстановительную реакцию уравнять методом электронного баланса. Для любой реакции ионного обмена составить молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения. (10 баллов)

Дать характеристику соединений по плану:

Формула вещества

Класс веществ

Формула ближайшего гомолога и его название

Химические свойства , характерные для данного класса веществ (5 баллов)

Решить задачу (3 балла)

Рассчитать объем водорода (н.у.), образующегося при взаимодействии 9,2 г этилового спирта с избытком металлического натрия.

Рассчитайте объем этена (н.у.), необходимый для получения 92 г этилового спирта.

Цепочки превращений (вопрос С1 ГИА)

По схеме превращений составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
Для превращения № 3 запишите полное и сокращенное ионные уравнения. Назовите все вещества.

а) свинец → хлорид свинца (II) → гидроксид свинца (II) → нитрат свинца (II) → cульфат свинца (II)

б) сера → оксид серы (IV) → оксид серы (VI) → серная кислота → сульфат калия → хлорид калия → нитрат калия

в) фосфор → оксид фосфора (V) → ортофосфорная кислота → ортофосфат натрия

Цепочки превращений по теме «Неметаллы»

Инструктивная карта к практической работе № 1 «Осуществление цепочки химических превращений соединений металлов» по химии (9 класс)

Осуществление цепочки химических превращений соединений металлов

ЦОР для проведения виртуальной практической работы

Инструктаж по технике безопасности.

Цель работы: Осуществить реакции, соответствующие указанным цепочкам превращений.

Оборудование: Штатив с пробиркой, шпатель.

Реактивы: Карбонат магния MgCO3(тв.), щелочь NaOH, соляная кислота НCl, серная кислота H2 SO4, фенолфталеин.

Откройте бюкс с MgCO3. С помощью шпателя поместите в пробирку немного MgCO3. Закройте бюкс. Добавьте в пробирку раствор НCl. Закройте склянку с НCl.

К полученному раствору добавьте раствор NaOH. Закройте склянку с NaOH. Добавьте в пробирку несколько капель фенолфталеина.

Теперь добавьте в пробирку раствор H2 SO4.

Запишите в таблицу свои наблюдения, а также уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Вывод: Благодаря практической работе, я повторил(а) химические свойства соединений металлов, а также химические свойства основных классов сложных веществ.

ЦОР для проведения виртуальной практической работы

Осуществление цепочки химических превращений с соединениями меди

Оборудование: Штатив с пробирками, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

Реактивы: Сульфат меди(II) CuSO4, щелочь NaOH, соляная кислота НCl.

Налейте в обе пробирки небольшое количество раствора CuSO4. Закройте склянку с CuSO4. Добавьте раствор NaOH в обе пробирки. Закройте склянку с NaOH.

В одну из пробирок прилейте раствор НCl. Закройте склянку с НCl.

Вторую пробирку закрепите в держателе и нагрейте в пламени спиртовки. Потушите спиртовку, накрыв колпачком.

Самостоятельная работа по химии. Генетические цепочки сера и ее соединения.

Самостоятельная работа. 9 класс.

Сера. Соединения серы (II), (IV), (VI).

Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

Читайте также: