Что такое отделка изделий из тонколистового металла

Обновлено: 17.05.2024

  • Полезные советы
  • О дереве и лесе
  • Строение дерева и древесины
  • Характеристика пород
  • Свойства древесины
  • Пороки древесины
  • Пиломатериалы
  • Сушка древесины
  • Интересное о дереве
  • Тайны древесного ствола
  • Шиповые соединения брусков
  • Оборудование рабочего места
  • Пиление
  • Строгание
  • Сверление
  • Соединение гвоздями
  • Соединение шурупами
  • Соединение на клею
  • Отделка поверхности изделий
  • Выжигание по дереву
  • Выпиливание лобзиком
  • Резьба по дереву
  • Инкрустация по дереву
  • Токарные работы по дереву
  • Интересное о металлах
  • Станки по обработке металлов
  • Оборудование рабочего места
  • Металлы и сплавы
  • О свойствах металлов
  • Сортовой прокат
  • Нарезание внутренней резьбы
  • Нарезание наружной резьбы
  • Опиливание металла
  • Рубка металла
  • Пиление слесарной ножовкой
  • Измерение штангенциркулем
  • Измерение микрометром
  • Разметка проката
  • Виды проката
  • Отделка изделий
  • Гибка металла
  • Правка заготовок
  • Разметка заготовок
  • Графическое изображение
  • Резание металла ножницами
  • Сверление отверстий
  • Соединения заклёпками
  • Процесс изготовления деталей
  • Изделия из проволоки
  • Тонколистовой металл и проволока
  • Электродвигатели
  • Источники и проводники
  • Оснащение рабочего места
  • Электробезопасность
  • Электроарматура и светильнии
  • Монтаж и ремонт
  • Измерительные приборы
  • Однофазный переменный ток
  • Трёхфазный переменный ток
  • Выпрямители переменного тока
  • Электромагниты
  • Электрозвонок и электрореле
  • Электроцепь и электросхема
  • Пять заблуждений о клееном брусе
  • Светодиодные экраны и электронное табло
  • Чем нарезать резьбу
  • Трансформаторы
  • Вышивка бисером
  • Функции станков с ЧПУ
  • Стандартизация
  • Освещение
  • Техэкспертиза
  • Обработка стекла
  • Робототехника
  • Деревообработка
  • Изготовление окон
  • Строительство
  • Вальцовочное оборудование
  • Стабилизаторы напряжения для дома
  • Технология токарных работ в промышленности
  • Алюминиевые сплавы
  • Искусственное старение древесины
  • Упругость и прочность металла
  • Всё о плазменной резке
  • Использование станков в производстве
  • Особенности гибки металла
  • Пресс-ножницы
  • Сушильные камеры
  • Листовая штамповка – основные ее преимущества
  • Железное кружево
  • Термовоздушная станция – современная альтернатива паяльнику
  • Ядерный взрыв или атака инопланетян. О новых технологиях обработки материалов.
  • Страхование

Отделка изделий

Отделка изделий

Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки в учебной мастерской включает зачистку кромок, шлифование деталей и окраску. Эти операции придают изделию красивый внешний вид и увеличивают его сопротивление износу и коррозии.
С этой целью изделия из тонколистового металла и проволоки зачищают напильником и шлифовальной шкуркой и покрывают краской или лаком.
Зачистку кромок выполняют напильником с мелкой засечкой. С его помощью удаляют заусенцы, притупляют острые углы. Небольшие неровности, царапины удаляют шлифовальной шкуркой. Для удобства зачистки кромок заготовок из листового металла рекомендуется закрепить их между двумя деревянными дощечками в тисках. Тонкие и короткие детали обрабатывают на листе шлифовальной шкурки. Детали прижимают деревянной колодочкой и с некоторым усилием перемещают взад и вперед по поверхности шкурки.
Перед окраской или лакированием поверхности детали обезжиривают специальными растворами (по указанию учителя) или протирают их ватным тампоном, смоченным в растворе соды.


Краску или лак наносят на сухую поверхность методом распыления из баллончиков или кистью равномерно по всей поверхности (см.рис. справа).

Нанесенную кистью масляную краску тщательно растирают по всем направлениям. Эмалевую краску (эмаль) наносят без растирания. Второй слой краски или лака наносят после высыхания первого. При этом слой краски становится ровным, а окрашенная поверхность приобретает красивый вид. Покрытие краской или лаком защищает поверхность изделий от коррозии.
Кисти хранят в стеклянной банке с водой или в специальной подвеске.

Широко применяется покрытие поверхностей металлических изделий окисными пленками — оксидирование. Для этой цели изделие нагревают в муфельной печи и охлаждают в специальном растворе (подготовленном учителем). Поверхность таких изделий имеет черный или темно-синий цвет. Этот способ отделки называют воронением (чернением).


Быстрое чернение (аналогично воронению и оксидированию) это процесс придания красивого равномерного черного декоративного и защитного покрытия на металлические изделия при комнатной температуре.


На предприятиях антикоррозионную отделку металлических изделий выполняют лудильщики (покрытие оловом), гальваники (электролитическое покрытие хромом, никелем и др.), металлизаторы (покрытие любым распыленным металлом). Рабочие этих специальностей должны хорошо знать свойства металлов и сплавов, устройство установок для отделки изделий.

Работы по окраске и лакированию выполнять в проветриваемом помещении.
Следить за чистотой рук и одежды.
Не касаться грязными руками глаз и лица.
Не окрашивать изделия вблизи нагревательных приборов.
После окончания работы тщательно мыть руки с мылом.

Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки. Правка и разметка проволоки.

Тема урока: Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки. Правка и разметка проволоки.

Цель: Сформировать первоначальные умения и навыки разметки. Воспитывать у учащихся прилежание и внимательность, трудолюбие и самостоятельность в работе. Прививать бережное отношение к материалам, их экономному расходование.

Планируемые результаты:
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

· умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

· рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

· владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в мотивационной сфере:

· оценивание своей способности и готовности к труду;

· осознание ответственности за качество результатов труда;

в трудовой сфере:

· планирование технологического процесса;

· подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, информационное обеспечение: слесарный верстак, заготовки из листового металла и проволоки, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки».

I. Организационный момент

Объявление темы урока: «Разметка тонколистового металла».

Ученикам записать дату и тему урока в тетрадь. Объявление цели урока.

П. Повторение материала, изученного на предыдущем занятии (по вопросам)

1. Какой материал называют тонколистовым металлом?

2. Какую листовую сталь называют жестью?

3. В чем отличие белой жести от черной?

4. Для чего покрывают жесть слоем олова?

5. Какую листовую сталь называют кровельным железом?

6. Какие инструменты и приспособления применяют при правке?

7. Как выполняется правка листового металла?

III. Объяснение нового материала

Назначение разметки и разметочных инструментов

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят места и границы обработки в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.

Разметка выполняется с целью определения мест разрезания и сгибания листового металла и границ обработки заготовок при изготовлении изделий.

Точки при разметке - керны представляют собой небольшие углубления.

Линии, наносимые при разметке, называют/гис/оши.

Записать в тетрадь:

Разметка - нанесение на заготовку линий (рисок) и точек (кернов), указывающих места и границы обработки.

Риски и керны наносят на заготовку с помощью специальных разметочных инструментов: чертилок, разметочных циркулей, кернеров, а также измерительных линеек, слесарных угольников и разметочных молотков.

(Названия инструментов сопровождаются их демонстрацией).

Для чего же предназначен каждый инструмент?

Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок на заготовку. Конструкция чертилок может быть различной. (Демонстрация чертилок из слесарного набора и самодельных проволочных).

Разметочный циркуль применяется для нанесения на заготовку окружностей и дуг. В отличие от обычного циркуля обе ножки разметочного имеют заостренные концы.

Кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы:

- для обозначения центров окружностей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;

- для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.

Измерительная линейка используются и при проведении разметочных рисок, и при измерении и контроле размеров.

Слесарный угольник также служит для выполнения разметочных рисок. Он позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных прямых углов заготовки проверяют тоже угольником.

Разметочный молоток применяется для удара по бойку кернера при накернивании центров отверстий и разметочных рисок.

Записать в тетрадь: Разметочные инструменты:

а) чертилка;

б) разметочный циркуль;

в) кернер;

г) измерительная линейка;

д) слесарный угольник;

е) разметочный молоток.

Технология выполнения разметки

Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи, проверить исправность разметочных инструментов.

Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходи.

Разметку выполняют по чертежу или по шаблону.

Разметку по чертежу детали из листового металла начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то проводят базовую линию (риску) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали.

При проведении линий чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке или угольнику (как карандаш при разметке заготовок из древесины) отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.

При нанесении окружностей разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения, прилагая основное усилие к ножке, находящейся в центре окружности.

Разметка по шаблону применяется если необходимо изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей или деталь имеет сложную форму. Шаблон плотно прижимают к заготовке и обводят по контуру чертилкой.

Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как это может привести к тому, что вместо одной получится несколько рисок.

На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации - слесари-инструментальщики.

Разметка - очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.

Виды брака и возможности его устранения

Распространенный вид брака при разметке - несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:

а) неточность измерительного инструмента;

б) несоблюдение приемов разметки;

в) невнимательность работающего.

Организация рабочего места

1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2. Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.

3. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.

4. Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.

Правила безопасности труда

1. Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место - ручкой к себе.

2. Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на верстаке.

Спросить, понятен ли учащимся новый материал? При положительном ответе -проверить усвоение нового материала, при отрицательном - ответить на вопросы.

IV. Проверка усвоения нового материала (по вопросам)

1. Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок?

2. Для чего проводится базовая линия?

3. Для какой цели применяют шаблоны?

4. Почему при разметке циркулем усилие прилагают к ножке, установленной в центре отверстия?

5. Из за чего при разметке вместо одной риски может получиться несколько?

6. Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке?

7. Как правильно разместить на верстаке чертилку, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон?

V. Практическая работа по разметке заготовки из тонколистового металла

Ребята, сейчас мы приступим к практическому освоению разметки тонколистового металла в процессе изготовления изделия. В качестве заготовки будем использовать пустые баночки из-под кофе, которые вы принесли из дома. Обычно такие баночки или выбрасываются, или используются дома для хранения мелких предметов. Но их можно использовать и для других целей - изготовления различных предметов. Возможно, бывая на Центральном рынке города Саранска, вы видели, как там взрослые люди продают одно из таких изделий - лампадницу, которую покупатели дома вешают перед иконой. Вы на уроках технологии будете учиться изготавливать другой предмет - игрушечный столик, который можно использовать или дома, или в детском садике в различных играх и изготовление которого поможет вам освоить различные слесарные операции.

Баночки изготовлены из белой жести, поэтому они не покрыты ржавчиной. Если же заготовка покрыта пылью и грязью, то тряпочкой их нужно удалить.

Начать разметку мы должны с нанесения базовой риски.

Развертка изделия цилиндрической формы представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна длине окружности его основания, а другая - высоте изделия. Поэтому в качестве базы для разметки - линии, от которой откладывают размеры для нанесения других разметочных рисок, удобно выбрать или шов, или границу окрашенного слоя.

Столик состоит из 8 элементов (4 ножки и 4 украшения), каждое из которых изготавливается из 6 полосок одинаковой ширины, т.е. всего нам нужно 8*6=48 полосок.

Чтобы узнать ширину полоски нужно измерить длину окружности основания баночки и поделить ее на 48 частей.

Достаточно точно измерить длину окружности можно следующим способом: плотно обернуть полоску бумаг вокруг баночки вдоль основания; отметить на полоске точку, совпадающую с началом полоски; снять полоску; измерить расстояние от начала полоски до отмеченной точки.

Длина окружности основания наших баночек равна 230 мм, значит расстояние между соседними разметочными рисками равно 230 : 48 = 4,8 мм.

Проводить разметку точек через 4,8 мм с помощью измерительной линейкл неудобно, т.к. и деления на линейке нанесены через 1 мм, и баночка имеет цилиндрическую форму. Лучше для этих целей использовать уже имеющуюся полоску бумаги. Нужно только изготовить из нее шаблон - полоску длиной 230 мм, разделенную на 48 частей через 4,8 мм.

Заготовку плотно обернуть шаблоном до совпадения крайних меток и положить раздвинутыми губками тисков.

Демонстрация нанесения коротких разметочных рисок вдоль одного из оснований.

Повторение нанесения коротких разметочных рисок вдоль второго основания одним из учеников.

Параллельных длинные риски проводят по линейке между соответствующими противоположными короткими рисками. Линейку нужно прижать к заготовке, острие чертилки должно быть плотно прижато к линейке, а сама она наклонена в сторону движения.

Напоминаю, наносить риску надо только один раз, и выполнять разметку нужно очень внимательно, не торопясь.

Демонстрация разметки.

Повторение разметки одним из учащихся.

При правильном выполнении разметки, ученикам через дежурных выдать необходимый разметочный инструмент, шаблоны и они приступают к самостоятельной работе, иначе необходимые объяснения и демонстрацию приемов нужно повторить.

В процессе самостоятельной работы контролировать соблюдение учащимися правил безопасной работы, организации рабочего места и правильности выполнения приемов разметки.

Урок № 34-35. Отделка изделий из тонколистового металла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о способах и видах отделки изделий из сортового проката и пластмассы, правилами нанесения на поверхность краски, эмали и лака; формирование уме­ний и навыков самостоятельной отделки изделий из метал­ла.

Планируемые результаты:

1. Предметные умения: общее представление об отделке изделий из металла и пластмасс, правилах безопасной работы; приобретение опыта работы в группах над творческим проектным заданием, приобретение навыков самостоятельной отделки готовых изделий из металла и пластмассы, формирование эсте­тического вкуса.

2. Метапредметные (УУД):

Познавательные УУД: общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умения структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск решения проблем творческого характера;

Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищение результата и уровня усвоения, воспитание волевой саморегуляции.

Коммуникативные УУД: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.

3. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: комбинированный.

Инструменты и оборудование: образец изготавливаемого изделия, напильники, шлифовальные шкурки различной зернистости, измерительные инструменты.

I. Мотивация к деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя к уроку.

Проверить, как организовано «рабочее место», на парте должны лежать тетрадь рабочая, учебник, заготовки для работ.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»).

Организовать самостоятельное выполнение пробного задания. Выявить затруднения в организации работы.

Для чего выполняют разметку?

Для каких целей используются технологические карты?

Для чего нужны припуски на обработку?

К чему может привести нарушение последовательности выполнения операций по изготовлении изделия?

III.Первичное усвоение новых знаний.

Объяснение, работа с учебником.

ОТДЕЛКА изделий из тонколистового металла заключается в выравнивании его поверхностей и нанесении на них декоративных покрытий. Она придаёт изделию красивый внешний вид и увеличивает сопротивление износу и коррозии.

1. Зачистка – срезание неровностей на деталях и изделиях с помощью напильника.

2. Шлифование – обработка изделия, заключающаяся в снятии тонкого слоя металла абразивными материалами.

Шлифовальная (абразивная) шкурка — это материал на гибкой основе (бумаге или ткани). На этой основе приклеены мелкие абразивные частицы (зерна) с острыми гранями. Для удобства работы шкурку обворачивают вокруг деревян­ных брусочков.


«Абразивный» - от лат . соскабливание.

а – шлифование больших деталей;

б – шлифование мелких деталей.

3. Полирование – обработка изделия абразивными материалами в виде порошка или пасты с целью получения гладких и блестящих поверхностей.

4. Окрашивание – защитное покрытие лаками и красками, предохраняющие металл от коррозии.

Отделка применяется обычно для по­крытия изделий из металла, которые эксплуатиру­ются в неблагоприятных условиях и на открытом воздухе. Она производится с использованием нитрокрасок и масляных красок.

Перед окрашиванием изделия его подвергают чисто­вой обработке шлифовальной шкуркой.

IV. Первичная проверка понимания.

Организовать проверку понимания и построение проекта выхода из затруднения:

Какую цель ставите перед собой на уроке? Что я буду делать? Как я буду выполнять работу? Какими способами? Что сделаю сначала, что потом? Для чего я буду делать отделку?

V. Первичное закрепление.

1.Учащиеся заканчивают изготовление изделия, начатого на прошлом занятии.

2. Учащиеся подготавливают изделие к сборке и отделке (зачищают и шлифуют).

Текущий инструктаж.

Ученикам следует выдавать абразивную шкурку лишь после то­го, как они добьются необходимой формы и шероховатости изделия режущими инструментами.

Если не вести строгий контроль за работой ребят и не соблюдать этого правила, многие школьники могут преждевременно приступить к неоправданному шлифованию.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Какие виды отделки изделий из металла вы знаете?

- Что необходимо сделать перед окрашиванием изделия из тонколистового металла?

- В чём сходство и различие отделки метал.изделий от отделки изделий из древесины?

- Где расход краски будет меньше — на грубой шеро­ховатой поверхности или на гладкой? Почему?

Проверка работ. Самоконтроль.

Давайте посмотрим на ваши работы и сравним их с образцами-эталонами в технологических картах. Как вы думаете, что в них получилось. А что имеет недостатки?

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ознакомиться в Интернете с ассортиментом отделочных материалов для защиты и отделки изделий из металла.

VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Чему научились на уроке? С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Что больше всего вам понравилось? Что бы хотелось научиться делать?

Читайте также: