Цветы из драгоценных металлов

Обновлено: 15.05.2024

Политических деятелей и известных артистов, правящие династии и знатные дома, меценатов, художников, поэтов и драматургов, банкиров и людей всего мира связывает любовь к магическому и загадочному блеску драгоценностей.

История украшений берет свое начало в далекой древности, обретает величие в средние века, а в наше время ювелирные изделия символизируют благополучие и достаток, социальный статус и семейное положение, принадлежность к известной династии или профессии.

Бриллианты, сапфиры и изумруды в обрамлении золота и платины всегда были предметами гордости, знаками почета и статуса, их преподносили и или принимали в дар.

В этой статье расскажем о самых известных ювелирных украшениях, выполненных в форме цветов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ - ИСТОРИЧЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Как создать маленький уникальный шедевр, который придется по вкусу императору и императрице? Изготовление драгоценностей для правящих особ - великая честь и ответственность для ювелира.


Придворный мастер по изготовлению ювелирных украшений Иеремия (Жереми) Позье , с блеском справился с этой задачей. Его украшения были любимы тремя императрицами Государства Российского: Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной и Екатериной II, а цветочные мотивы особенно удачно смотрятся в созданных Позье ювелирных букетах. Мелкоцветные ромашки, розы, лилии, нарциссы и тюльпаны - все эти цветы были соединены в удивительные драгоценные композиции.

Брошь «Большой букет» - создана ювелиром для корсажа платья Екатерины II примерно в1760 году. Размер букета 16 на 21 сантиметр, а вес -почти 259 грамм. Золото, серебро, бриллианты и изумруды сверкают и переливаются, поражая роскошью оттенков. Это происходит благодаря тому, что под бриллианты подложена разноцветная металлическая фольга, которая придает камням оттенок. Единственный камень в композиции имеющий натуральный цвет -15-каратный алмаз сиренево-розового оттенка.


Так же Позье принадлежит авторство цветочных композиций, которые при императорском дворе носили на поясе или плече.

«Букет цветов» - ювелирное украшение, выполненное из золота и серебра, с использованием горного хрусталя драгоценных и поделочных камней. Этот букет довольно внушительного размера - 11 на 23 сантиметра.


Еще один букет работы мастера с крупными цветами напоминающим тюльпан и розу, украшен колосом пшеницы, а изготовлен из золота, серебра и драгоценных камней. Размер этой ювелирной безделушки 13 на 19 сантиметров.


Любопытен и прекрасен ювелирный шедевр - портбукет , авторство которого одни источники приписывают придворному ювелиру Людовику Дювалю (создавшему букет лилий и шпильку «Рог изобилия» с розами для императрицы), другие говорят, что это работа Иеремии Позье. Аксессуар изготовлен из золота, покрытого зеленой эмалью, и украшен лентой из бриллиантов.


Портбукеты были чрезвычайно модны. Они представляли собой миниатюрную вазочку, налив в которую немного воды, светские модницы помещали живые цветы.

Все эти драгоценные экземпляры ныне хранятся в Кремле, где ещё по приказу Петра I был создан уникальный «Алмазный фонд» - сокровищница России.

Портбукет. К истории одного аксессуара

Москва, Кремль "Алмазный фонд" бесценное сокровище России. Наша История, фильм

Diamond Fund of Russia./ Алмазный фонд России.

Пожалуй, самая многочисленная коллекция цветочных шедевров ювелирного искусства принадлежит королеве Великобритании! Особого внимания заслуживают броши. Часть драгоценностей перешли к ныне правящей королеве по наследству, часть - преподнесены в дар по случаю юбилейных и памятных дат, а некоторые из них приобретены Елизаветой лично. Какие цветы ювелиры воплотили в золоте, платине и бриллиантах для особы королевской крови?

Война двух знатных английских домов 1455-1485гг., получила название «война красной и белой розы». Ланкастеры, чьим гербом была алая роза, вступили в войну за власть с домом Йорков, герб которого украшала роза белого цвета. Победу одержал Генрих Тюдор из дома Ланкастеров. Как символ объединения и государственной власти, оба герба враждующих ранее домов соединили в геральдической красно-белой розе. Так называемая «роза Тюдоров» стала символом Англии.Её изображают на гербах, знаменах и фамильных драгоценностях.

Конечно, в королевскую коллекцию украшений попал не один ювелирный шедевр с этим цветком. Королева цветов для королевы!

Брошь «Роза Тюдоров»

Официальное название этого украшения не известно, как не известно, к сожалению и еготочное происхождение. «Розой Тюдоров» назвали эту брошь исследователи драгоценностей королевской семьи за сходство с геральдическим символом Англии.

Брошь «Роза Тюдоров»

Брошь «Коралловые розы»

Украшение от Cartier изготовлено из резных кораллов и бриллиантов. Ювелирные розы- изысканный подарок от французов, по случаю 50-летия со дня знаменитой речи Шарля де Голля, произнесенной им в июне 1940 в Лондоне.

Брошь «Коралловые розы»

Роза из резного, окрашенного горного хрусталя, в обрамлении рамки из ста бриллиантов! Эта драгоценность выполнена по особому заказу Елизаветы II, как подарок на столетие королевы-матери. Ныне эта драгоценность по наследству перешла к правящей королеве.

Брошь «Столетие»


Royal Ascot *- Королевские скачки. Спортивное событие, традиция проведения которого , утверждена ещё при правлении королевы Анны в XVIII веке. С тех пори по наши дни мероприятие ежегодно проходит в городке Аскот (графство Беркшир).

В качестве ювелирного украшения для королевской семьи он был выбран совершенно не случайно. Это национальный символ Шотландии, который часто изображается на гербах и эмблемах известных семейств. Он считается символом стойкости.

Одна из легенд гласит, что именно чертополох стал спасителем шотландцев от одного из набегов викингов. Все поля были густо усеяны дикорастущим чертополохом и викинги, попав в заросли колючего растения, не смогли сдержать криков боли от неожиданно ранивших их шипов. Подойти к городу незамеченным им не удалось. Шотландцы отбили ночную атаку врагов. В благодарность за спасение, цветок поныне почитаем и любим.

Алмазная брошь королевы «Чертополох»

Брошь выполнена в форме цветка чертополоха на длинном стебле. Два листа образуют венок-тиару. Брошь богато инкрустирована алмазами. Украшение ранее принадлежало королеве Марии, которая носила брошь на шляпке. В отличие от своей бабушки, унаследовав драгоценность, Елизавета II носит изысканное украшение на левом плече.

брошь королевы «Чертополох»

- принцесса Елизавета со своей бабушкой, королевой Марией. Шляпку королевы украшает брошь «Чертополох»

ещё одна брошь из королевской коллекции. Онаизготовлена из золота с бриллиантами. С этим украшением королева впервые появилась на публике в 2012 году. Возможно, это один из подарков на юбилей?

«Три Чертополоха»

Геральдическая лилия издавна считается символом власти, украшает гербы королей и вельмож, являясь цветочным символом Франции в наши дни. Так же, белоснежные лилии символизируют искренность и чистоту, гармонию и благие намерения. Нет ничего удивительного в том, что этот цветок заслужил право стать ювелирным украшением королевы.

Брошь «Лилия» от Cartier, 1938 г.

Украшение из платины и 249 бриллиантов, выполнено в форме двух раскрывшихся лилий и шести бутонов на длинном стебле. Один цветок и один бутон - съемные. Эта крупная брошь перешла Елизавете II по наследству от королевы-матери.

Брошь «Лилия» от Cartier

Еще одна драгоценность королевской коллекции из платины и бриллиантов. Ювелирное украшение преподнесли в подарок юной принцессе Елизавете от лондонского Сити в 1947 году.

Брошь «Лилия»

Цветок императоров, олицетворяющий власть - такое значение у этих цветов на их родине, в Японии. Так же издавна хризантема считается символом богатства и благополучия, радости и успеха в делах.

Одна из первых брошей в большой королевской коллекции Елизаветы II - «Сапфировая хризантема». Этот шедевр ювелирного искусства изготовлен из платины, сердцевина цветка - драгоценный сапфир, а лепестки инкрустированы алмазами. С этим украшением королева часто появляется в свете. Возможно, брошь в виде императорского цветка действительно приносит удачу?

«Сапфировая хризантема»

Цветок считается символом Уэльса и с этим связана интересная легенда:

Святой Давид - покровитель Уэльса, был человеком действительно живущим, а не вымышленным героем. По одной из версий это был сынправителя одного из королевств. Он основал более десяти монастырей, занимался исцелением больных, вел христианский образ жизни. Во время битвы с саксами Давид посоветовал войскам прикрепить к своим шлемам CENHINEN, чтобы отличать в пылу сражения своих воинов и вражеских. Возможно, благодаря этому простому решению, Уэльс одержал победу.

И тут возникла небольшая путаница… дело в том, что на Уэлше (диалекте английского языка),словом CENHINEN обозначаются и лук-порей и нарцисс. Во избежание постоянных споров о том, какое именно растение принесло Уэльсу победу, символом княжества считают их оба.

Правящей королеве принадлежит брошь «Букет нарциссов» выполненная из золота и бриллиантов в форме очаровательного букетика из трех цветов. По одной из версий, это подарок преподнесённый королеве в 2012 году по случаю 60-летия со дня коронации.

брошь «Букет нарциссов»

ИЗВЕСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ:
ЛИЛИ САФРА

«В первой половине жизни надо зарабатывать деньги, а во второй — тратить их на благотворительность» сказал однажды Дейл Карнеги.

Вдова известного банкира Эдмонда Сафра, похоже, прислушалась к этому высказыванию. Госпожа Лили собирала в свою частную коллекцию ювелирные изделия, начиная с 1970-х годов. Коллекция оригинальных украшений из 70 лотов была выставлена Лилией Сафра на аукцион «Драгоценности надежды»(2013 года), организованного Christie’s в Женеве. Вырученные от продажи средства дали возможность получить лечение или поступить в учебные заведения тем, кто в этом нуждался, но в силу бедственного материального и социального положения не мог себе этого позволить.

Вдова известного банкира Эдмонда Сафра

«Только знаток с таким тонким глазом, как у миссис Лили Сафра, мог собрать такой ансамбль драгоценностей, и только кто-то с ее филантропическими убеждениями мог выразить такую мощную поддержку достойным целям во всех благотворительных областях»
- сказал Франсуа Кюриэль, глава международного ювелирного отдела Christie's.

Среди представленных на аукционе украшений, были лоты и в цветочном стиле!

Цветок родом из Японии почитаемый и любимый самураями, приобрел популярность и в Европе:

  • Большими его поклонницами были Жозефина Богарне (жена Наполеона Бонапарта) и королева Елизавета (мать ныне правящей королевы Англии).
  • Александр Дюма, чей роман «Дама с камелиями» вышел в свет в 1848 году, описал главную героиню своего романа, которая всегда появлялась в обществе с бутоньеркой из камелий.
  • Роман А. Дюма произвел сильное и неизгладимое впечатление на итальянского композитора Джузеппе Верди.Взяв за основу сюжет романа, великий композитор создал шедевр оперного искусства - «Травиату», где главная героиня в одной из сцен передает возлюбленному цветок алой камелии, как символ разбитого сердца.

Именно этот известный цветок вдохновил JAR (Жоэля Артура Розенталя - неофициально признанного «самым великим ювелиром нашего времени») на создание шикарной броши «Камелия» из рубинов и бриллиантов, которую приобрела для своей коллекции Лили Сафра.

Брошь «Камелия» из рубинов и бриллиантов

Роскошная камелия украсила так же драгоценный браслет с одноименным названием из коллекции госпожи Сафра. Белые, розовые и желтые бриллианты прекрасны и уникальны.

Эмблема дома Йорков вдохновила Картье на создание уникального колье «Eglantine», из изумрудов и бриллиантов. Это колье долгое время находилось в коллекции Лили Сафра, а затем всё же было выставлено на аукцион.

Неувядающие цветы

Приглашаю полюбоваться невянущими шедеврами фирмы Фаберже и современных
мастеров ювелирного дела Дома "Anna Nova", продолжающего
традиции создания изысканных миниатюр из камня и драгоценных металлов.
Я давно ими очарована, пусть цветут и здесь.


Для своих каменных шедевров Фаберже использовал горный хрусталь, халцедон, сердолик, агат, аквамарин, опал, яшму, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни. Камни подбирались с большим вкусом, а Фаберже мог умело изменять естественный цвет минерала, получая нужные оттенки и тона. Он смело сочетал благородные и неблагородные материалы. Весь талант, фантазия художника, мастерство виртуозного эмальера, камнереза и кропотливый труд Карла Фаберже проявились здесь в полном объёме. Изделия были максимально приближены к природе. В московской мастерской Фаберже разбили специальную теплицу, где выращивали растения, служившие впоследствии моделями для миниатюр из камней. Сохранился рабочий альбом Карла Густавовича с подробными фотографиями живых цветов.
Изделия не клеймили из-за хрупкости материала.

Из серии цветов в вазочках с "водой" из горного хрусталя, пожалуй, самый знаменитый цветок - это одуванчик из Оружейной палаты Московского Кремля. Самым поразительным в этом цветке является то, что на концах его серебряных тычинок непостижимым образом закреплен настоящий пух от одуванчиков. Мало того, сверху разбросаны еще мелкие бриллианты, которые при определенном освещении сверкают, подобно каплям росы.
Для экспертизы пуха вызывали даже ученых-биологов, и те достоверно установили, что он является настоящим, а возраст пуха соответствует дате создания этого шедевра – около ста лет. Каким образом Фаберже удалось закрепить невесомые пушинки и добиться их сохранности – совершенно непонятно.



Одуванчик в вазочке. К.Фаберже, 1914-1917 гг. Оружейная палата

Среди утонченных цветов Фаберже чаще всего встречаются анютины глазки, которые символизировали мысли дарителя о предмете своих дум и романтически назывались "восторгами Купидона".
Цветок анютиных глазок выполнен из золота и покрыт нежнейшими полихромными эмалями. Листья вырезаны из нефрита, а стаканчик из горного хрусталя обработан так искусно, что кажется, будто в него налита вода.



Анютины глазки. Фирма К. Фаберже Автор мастер Г. Вигстрем ( 1862 – 1930).

Генрик Эммануил Вигстрем - мастер золотых дел финского происхождения, помощник знаменитого мастера Михаила Перхина, с 1903 года главный мастер фирмы К. Фаберже.

Эти анютины глазки Г. Вингстрема Николай II преподнес своей супруге на десятилетнюю годовщину их свадьбы. Внутри цветка скрыт особый миниатюрный механизм, который срабатывает при нажатии на крохотную кнопочку. Лепестки цветка раскрываются, и внутри него появляются портреты всех детей императорской семьи.



Анютины глазки. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем.
Горный хрусталь, алмазы, стекло, кость, золото. Музеи М. Кремля


Ещё один цветок "Анютины глазки"

Золотой цветок, покрытый эмалью, фирма К. Фаберже


Тот же цветок при другом освещении


Васильки в вазе из горного хрусталя. Стебли из позолоченного серебра, лепестки
выполнены в технике эмали гильоше, тычинки украшают розовые бриллианты.

Драгоценные васильки, С.-Петербург, 1900 г.


Эти "Васильки" были приобретены у фирмы Фаберже в 1944г.
британской королевой Марией для королевы Елизаветы.

Васильки и стебли овса. Золото, горный хрусталь, бриллианты; литье,
резьба, чеканка, шлифовка, эмаль. Выс. 29 см
1880-е гг.


Нарцисс с нефритовыми листьями и водой из горного хрусталя

Нарцисс, фирма К. Фаберже, после 1904. Эрмитаж, С.-Петербург

В 1896 году Александра Федоровна получила в подарок от купечества Нижнего Новгорода букетик ландышей работы Фаберже — копию старинного китайского дворцового украшения. Императрицу привели в восторг жемчужно-бриллиантовые ландыши с нефритовыми листьями в золотой корзинке. С тех пор этот букетик обычно стоял у нее на столе.



Корзина с ландышами, Фирма Фаберже, мастер Август Хольстрем. 1896 г. Золото, серебро, нефрит, жемчуг, алмаз


Цветок ландыша. Император Николай II и императрица Александра Федоровна
приобрели этот символ весны 22 марта 1914 года.

Ландыш. К. Фаберже. Золото, жемчуг, нефрит, горный хрусталь.


Он же

Ещё ландыши Фаберже:



Самая большая коллекция каменных цветов работы Фаберже находится сейчас в собственности английской королевы Елизаветы II, 26 работ из 80 изготовленных.
Основную часть коллекции собрала в свое время королева Британии Александра, приходящаяся сестрой русской императрице Марии Федоровне.

От украшений не удержаться! Украшения Карла Фаберже были доступны разным слоям общества. Больше всего мастер ценил идею, а не стоимость. Поэтому можно было приобрести брошь и за 1 рубль и за сто тысяч рублей.

Три броши Фаберже с цветами:



К. Фаберже - Брошь "Ирис "с бриллиантами, резной камень с радужной оболочкой

Сокровища алмазного фонда России

большая корона.jpg

На выставке "Алмазный фонд", открытой в 1967 году на территории Московского Кремля, являющейся структурным подразделением Гохрана России, экспонируются ценности Алмазного фонда Российской Федерации, представляющие собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Коллекция, которая, несомненно, относится к числу наиболее значимых и крупных собраний в мире, составляет самую известную часть сокровищницы Госфонда.

Алмазный фонд - уникальное собрание, прошедшее длинный путь, тесно связанный с историей Российского государства, состоит из шедевров ювелирного искусства XVIII-XX веков, редких драгоценных камней, орденских знаков, самородков благородных металлов, представляющих собой огромную историческую, художественную, научную и материальную ценность.



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛМАЗНОГО ФОНД А

Пётр I.jpg



Алмазный фонд - это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Это одна из немногих сокровищниц в мире, хранящих коронные ценности. История его создания начинается с указа Петра I (1719), согласно которому для особого хранения "принадлежащих государству вещей" выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Здесь сосредоточились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. Члены императорской семьи надевали их в торжественных случаях. На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.


Первая половина XVIII века



Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.

Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.

Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.



history-4.jpg



Среди сокровищ Алмазного фонда, давших мировую известность собранию, находится особая группа предметов, которые использовались в коронациях и других особо торжественных случаях и были призваны воплощать величие и богатство империи. В коллекции Алмазного фонда хранятся две императорские короны – Большая и Малая, скипетр, держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с которыми Вы можете ознакомиться, посетив выставку.

Для коронации Императрицы Екатерины II в 1762 году была создана Большая Императорская корона придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье всего за два месяца. Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов общей массой 2858 каратов и 75 индийских крупных матовых жемчужин, и самый известный из драгоценных камней короны – шпинель массой 398,72 карата. Корона поражает совершенством исполнения и красотой.

В коллекции Алмазного фонда хранится держава, выполненная для коронации Екатерины IIпридворным ювелиром Г.-Ф. Экартом - гладко отполированный золотой шар, опоясанный бриллиантовыми поясками. Венчает державу цейлонский сапфир под крестом массой 195 каратов.



04.jpg

01.jpg

02.jpg

03.jpg

06.jpg

07.jpg

08.jpg

СЕРЕДИНА XVIII ВЕКА



На выставке представлены украшения середины XVIII века, созданные в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Это время явилось важным этапом в формировании коллекции Алмазного фонда. Ювелирные изделия середины XVIII века отличают жизнерадостный колорит, прихотливость асиметрично составленных композиций и виртуозное мастерство исполнения.

"Большой букет" - пример украшения для парадного платья императрицы. Бриллиантовые стилизованные цветы шиповника, ириса, нарцисса, незабудок и набранные из плоских изумрудов листья размещены на гибких золотых стеблях, приподняты на разную высоту и повернуты под разными углами, благодаря чему вся композиция приобретает объемность. Под тяжестью драгоценных камней упругие стебли при малейшем движении вздрагивают, цветы и листья чуть заметно покачиваются, передавая живую трепетность настоящего букета. В центре раскрытого бутона ириса в ажурной оправе помещен редчайший природный нежно-сиреневый бриллиант весом в 15,5 карата. Эффекта многоцветности остальных бриллиантов мастер добился, подложив под них тонкие пластинки разноцветной фольги.



01 (1).jpg

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА



Господствующее положение в ювелирном искусстве этого времени занял бриллиант. Украшения второй половины XVIII века отличает стремление ювелиров использовать в своих работах лишь светлые камни, оправленные в неизменное серебро, чтобы сохранить их бесцветность и чистоту. Предпочтение, отдаваемое белым бриллиантам, объяснялось тем, помимо изменчивой моды, что мастера уже в совершенстве владели техникой огранки и могли подчеркнуть красоту алмаза. Не случайно этот период в истории русского ювелирного искусства принято называть "веком бриллианта".

Любопытен своим назначением портбукет, выполненный около 1770 года из золотых, покрытых зеленой эмалью стеблей, с большим изяществом перевитый бриллиантовой лентой, завязанной наверху мягким бантом со свободно свисающими концами. Полый внутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов, и, наполненный водой, прикалывался к корсажу парадного платья при помощи специальной шпильки.



01.jpg

02.jpg

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА



В начале XIX столетия мир был увлечен античным искусством. Наибольшее распространение в России получили диадемы - украшения для прически в стиле стилизованных кокошников. Эта форма на Западе имела название "русская тиара" и использовалась ведущими ювелирными домами Картье, Бушерон и другими. При русском дворе мода на диадемы сохранилась вплоть до начала XX века.

В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно. При малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень композиции – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата.



01 (1).jpg



К уникальным экспонатам Алмазного фонда относятся и семь всемирно известных драгоценных камней. Это три алмаза и четыре самоцвета с богатой и необычной историей. Самый крупный и знаменитый из них - бриллиант "Орлов", украшающий императорский скипетр императрицы Екатерины II.

Еще один исторический камень собрания Алмазного фонда - уникальный густо-зеленый с легким голубоватым отливом колумбийский изумруд весом 136, 25 карата. Огранен таблицей и украшает бриллиантовую брошь второй четверти XIXвека из драгоценностей великой княгини Александры Иосифовны, супруги великого князя Константина Николаевича. Нарядная бриллиантовая оправа выполнена в виде гирлянды из стилизованных виноградных листьев, чередующихся с крупными круглыми бриллиантами. Вероятнее всего, камень был найден еще в Средние века и хранился в одном из храмов Колумбии, откуда был вывезен конкистадорами в Европу.



01.jpg



Кроме знаменитой коллекции семи исторических камней, в собрании Алмазного фонда хранится еще ряд необыкновенных драгоценных камней.

Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. Родиной камня, по предположению ученых, была Бирма. Цвет и необычную форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листочки на золотом фоне. Масса самоцвета 260,86 карата, а размер 4x 2,7 x 2,3 см. Этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.



01 (1).jpg



Во всем мире существует традиция присваивать индивидуальные названия ювелирным алмазам, масса которых более 20 каратов. Существует такая традиция и в России. Камни получают свои названия, как правило, в честь каких-либо исторических событий, юбилейных дат, совпадающих по времени с находками, им присваивают имена известных людей.

Коллекция крупных именных алмазов ювелирного качества Алмазного фонда уникальна и представляет огромную научную ценность. Крупные камни ценны как экземпляры редких природных образований, изучение которых может пролить свет и на условия их происхождения.

Крупнейший алмаз собрания массой 342, 57 карата был найден в 1980 году в кимберлитовой трубке "Мир" и получил название "XXVIсъезд КПСС" в честь съезда, который прошел в 1981 году.



01.jpg

02.jpg



Россия - одна из крупнейших стран в мире, добывающих драгоценные металлы. Золото находили на территории Российского государства еще до нашей эры, но разрабатывать месторождения золота стали сравнительно поздно. В 1745 году на Урале было открыто богатейшее коренное месторождение "Березовское", а несколько десятилетий спустя здесь были обнаружены значительные золотые россыпи. Урал стал крупным центром золотодобычи. А в 1845 году русское золото составило половину мировой добычи этого редкого и ценного металла.

В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Хранящиеся в коллекции Фонда сто один самородок золота из разных месторождений России представляют огромный научный интерес и материальную ценность.

Самородки благородных металлов редко сохраняют в целости, чаще всего в недельный срок с момента нахождения они отправляются на переплавку.

Из самородков необычной формы выделяют одногорбый «Верблюд» весом 9 кг 300 грамм, найденный на Колымском месторождении в 1947 году.



02.jpg

01 (1).jpg



Представленные на выставке знаки орденов Российской империи выполнялись специально для награждения членов императорского дома. Как и все изделия из собрания коронных бриллиантов, они использовались в самых значимых церемониях и отличаются от всех аналогичных орденов государства обилием золота, серебра, редких драгоценных камней, бриллиантов и особой тщательностью исполнения.

Высшим орденом России до 1917 года, был "Орден святого апостола Андрея Первозванного", учрежденный царем Петром I в конце XVII века. Знак ордена имеет вид косого креста голубого цвета с изображением фигуры распятого Святого Андрея, первого из последователей учения Христа. Сам крест помещен на изображение герба Российского государства - двуглавого орла под императорской короной с навершием в виде прямого креста. Святой Андрей издавна считался патроном государства, поскольку, по легенде, первым прошел с крестом по землям, на которых позже сложилось Русское государство. Орден Св. апостола Андрея Первозванного стал государственной регалией, одним из символов императорской власти.



01.jpg

РАБОТЫ МАСТЕРОВ XX-XXI ВЕКОВ

01.jpg

Брошь "Роза", Москва, 1970
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, 1466 бриллиантов.

Непревзойденный шедевр "Алмазного фонда". В практически не видимой платиновой оправе закреплены почти полторы тысячи мельчайших бриллиантов. Цветок розы прикреплен к стеблю при помощи скрытой пружинки-трясульки, и при малейшем движении воздуха роза вспыхивает мириадами бриллиантовых искр.

01 (1).jpg

Брошь-бандо "Цветочная фантазия", Москва, 1991 год
Авторы: В. Ситников, В. Жилин; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины, жемчуг.

Брошь представляет собой пышную цветочную гирлянду из бриллиантовых и рубиновых цветов, состоящую из нескольких подвижно скрепленных между собой частей. Части гирлянды можно носить отдельно, используя их в качестве брошей, подвесок, а центральную часть – как колье.

01 (2).jpg

Колье "Юбилейное", Москва, 1981
Автор В. Ситников; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины.

Колье "Юбилейное" посвящено 35-й годовщине Победы. Бриллианты и рубины составляют разновеликие розетки, соединенные подвижными звеньями и заканчивающимися каплевидными бриллиантовыми подвесками. Золотые вставки, добавленные к платиновой оправе, подчеркивают насыщенный красный цвет рубинов.

01 (3).jpg

Ожерелье, Москва, 1993
Автор В. Ситников; ювелиры Б. Иванов, Г. Алексахин.
Платина, золото, бриллианты (бриолет 32,27 карата)

В классическом стиле создано ожерелье из миндалевидных золотых и платиновых бусин, украшенных продольными полосками мелких бриллиантов. Сегменты колье образуют обруч, из центра которого отходит гладкий золотой с бриллиантами стержень с подвижно закрепленным великолепным каплевидным бриллиантом теплого золотистого цвета массой 32,27 карата.



02.jpg

"Пластрон", Москва, 1985
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, изумруды.

Оригинальное нагрудное украшение – пластрон – реплика произведения ювелирной фирмы К. Фаберже XIX в. Современные ювелиры в точности воспроизвели старинное украшение. Пластрон состоит из пяти подвижно закрепленных бантов, центром каждого из которых является кабошон уральского изумруда глубокого сочного тона.

02 (1).jpg

Диадема "Русская красавица", Москва, 1987
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты, 25 культивированных жемчужин.

Прообразом диадемы "Русская красавица" явилась тиара К.Болина 1841 г. Повторив, в основном, рисунок украшения, автор создал совершенное, новое произведение. Оправа выполнена из благородной платины, прекрасно гармонирующей со сверкающими бриллиантами и матово-мерцающими жемчужинами.

03.jpg

Диадема "Русское поле", Москва, 1980
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты.

Диадема "Русское поле" - одно из лучших произведений "Алмазного фонда". Выполнена по мотивам рисунков XIX в. Золотые колосья ржи, платиновые коробочки льна, усыпанные мельчайшими бриллиантами и закрепленные подвижно, тянутся к солнцу. "Солнце" - крупный, золотистый бриллиант массой 35,52 кар.



03 (1).jpg

Гарнитур "Весна", Москва, 1974
Мастер В. Николаев; ювелиры Г. Алексахин, В. Николаев.
Платина, золото, бриллианты, изумруды.

Обращением к русским национальным традициям является колье "Весна". Главный смысловой акцент – уральские изумруды чистого глубокого тона. Самый крупный изумруд массой 12,83 карата помещен в центр колье. Форма оплечья, украшенного 209 изумрудами, восходит к мотивам древнерусского костюма и широко используется современными художниками-ювелирами. Цветочный орнамент, выложенный бриллиантами, подчеркивает насыщенный колорит изумрудов.

Москва, Кремль - "Алмазный фонд" - бесценное сокровище России

виртуальный тур.jpg

Кликнув на это изображение, вы сможете осуществить виртуальный тур по экспозиции Алмазного фонда России

Ювелирные букеты Карла Фаберже

Самыми известными произведениями Карла Фаберже являются, конечно же, знаменитые пасхальные яйца. Но многие знатоки ювелирного искусства считают подлинным шедевром его цветы.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 1

«Родословная» изысканных цветов Фаберже имеет восточные корни. Ведущий мастер фирмы Франц Бирбаум оставил письменное свидетельство: «Впервые мы обратили внимание на эту отрасль китайского искусства, когда нам принесли в починку букет хризантем… Благодаря искусному подбору тонов и прозрачности некоторых камней, работа эта производила прекрасное впечатление».

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 2

С реставрации китайского букетика начался драгоценный гербарий. Фаберже загорелся, стал придумывать собственные цветочные композиции. Ко всякому делу он подходил основательно: при московской мастерской построили теплицу — выращивали растения, служившие «моделями» для каменных букетов. Сохранился рабочий альбом Фаберже с подробными фотографиями живых цветов, в том числе ландышей, послуживших прообразом корзинки императрицы.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 3

В 1896 году Александра Федоровна получила в подарок от купечества Нижнего Новгорода букетик ландышей работы Фаберже — копию старинного китайского дворцового украшения. Императрицу привели в восторг жемчужно-бриллиантовые ландыши с нефритовыми листьями, в золотой корзинке. С тех пор этот букетик обычно стоял у нее на столе.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 4

«Шиповник», 1900 г. Горный хрусталь, золото, нефрит, эмаль, бриллианты

Дизайнерами дома Фаберже не раз повторялись шиповник, ландыши, рябина, малина, одуванчики. Вазочки почти всегда делали из горного хрусталя, прозрачность которого создавала иллюзию сосуда, наполненного водой. Стебли, чаще золотые, со специальной гравировкой. Листья — нефритовые, изящно вырезанные или эмалевые. Цветы обычно не клеймили — слишком хрупкие. Не было клейма и на платине Фаберже.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 5

«Дицентра великолепная», 1900 г., горный хрусталь, золото, нефрит, родонит, кварцит.

Над созданием букетов работали ведущие мастера фирмы Франц Бирбаум, Михаил Перхин, Хенрик Вигстрем.

Мастерские Фаберже выпускали цветочные композиции на протяжении тридцати лет, продавались эти изделия как в большом магазине фирмы в Санкт-Петербурге, так и в лондонском филиале. «Икебаны» Фаберже пришлись по вкусу аристократии, известно, что ботанические этюды коллекционировали императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна, княгиня Мария Павловна, а также британская королева Александра.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 6

На сегодняшний день самой большой коллекцией цветов Фаберже обладает британская королевская семья. В собрании в Лондоне находятся 26 штук (всего было сделано около 80).

Большой любительницей изделий Фаберже была королева Александра (сестра императрицы Марии Федоровны), об этом знали ее родственники и близкие и часто дарили ей драгоценные букеты.

В 1944 году Королевская коллекция пополнилась двумя букетами с васильками, приобретенными королевой Марией Текской и принцессой Елизаветой.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 7

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 8

«Васильки и овёс», 1900 г. Горный хрусталь, золото, эмаль, бриллианты

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 9

«Васильки и лютики», 1900 г. Горный хрусталь, золото, эмаль, бриллианты, рубины. Необычную композицию в японском стиле приобрёл король Георг V в 1908 году.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 10

«Дикая вишня», 1900 г. Горный хрусталь, золото, нефрит, пурпурин, эмаль, бриллианты

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 11

Нежный ландыш был любимым цветком царицы Александры Федоровны. Императорская семья, как и другие состоятельные представители российского общества, могла позволить себе привезенные с юга Франции цветы, которые хранили во льду, чтобы сохранить свежесть во время долгого путешествия на поезде в Россию. Фаберже смог воссоздать очарование и красоту цветов, изобретательно используя драгоценный металл и камни. Стебли этого цветка из золота, листья сибирского нефрита и колоколообразные цветы из жемчуга, обрамленные крошечными розовыми бриллиантами, — все они покоятся в вазе из горного хрусталя, вырезанной так, чтобы имитировать преломление стебля цветка в воде. Этот цветок был приобретен царем Николаем II и царицей Александрой Федоровной в декабре 1899 года за 250 рублей и предположительно был подарком королеве Александре.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 12

Веточка красной смородины с 13 ягодами, покрытыми красной, оранжевой и желтой эмалью; нефритовые листья, прикреплены к стеблям из желтого золота и помещены в вазу из горного хрусталя.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 13

Ветка с двумя бутонами роз из непрозрачной розовой и полупрозрачной зеленой эмали с нефритовыми листьями в вазе из горного хрусталя.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 14

«Анютины глазки», 1900 г. Горный хрусталь, золото, эмаль, нефрит, бриллиант

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 15

«Анютины глазки». Цветок покрыт непрозрачной фиолетовой эмалью с блестящей бриллиантовой серединкой, три резных нефритовых листа, прикрепленных к золотому стеблю, в резной вазе из горного хрусталя. Все три букета цветов анютины глазки в Королевской коллекции сочетают в себе один и тот же фиолетовый и желтый цвет эмали.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 16

Стебель анютиных глазок, покрытый сиреневой эмалью с алмазной розой в центре и двумя нефритовыми листьями, в вазе из горного хрусталя.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 17

Веточка падуба с пятью ягодами, вырезанными из пурпурина, четыре листа отполированного темного нефрита в стакане из горного хрусталя. Из восьми букетов Королевской коллекции, которые подписаны, шесть имеют маркировку мастерской Хенрика Вигстрема.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 18

«Сережки». Эта композиция сделана в мастерской Федора Афанасьева, который специализировался на изготовлении небольших предметов искусства, таких как миниатюрные пасхальные яйца и рамки для картин. Это интересный пример использования разноцветного золота: матовое красное золото стеблей контрастирует с пудрово-желтым спряденным золотом сережек.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 19

«Рябина». Ягоды из пурпурина в диапазоне от ярко-красных свежих ягод до пурпурных почерневших ягод, сморщивающихся от гниения. Листья из крапчатого сибирского нефрита тонко вырезаны, чтобы показать каждую прожилку, даже на нижней стороне, где резчики по камню и полировщики приложили все усилия, чтобы воспроизвести матовую поверхность.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 20

«Ветка сосны в чаше», 1906-1908 гг. Платина, позолота, бриллианты, родонит.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 21

«Сосна», 1908 г. Бовенит, авантюрин, кварц, золото, бриллианты

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 22

«Брусника» Использование сердолика и халцедона подчеркивает прозрачность ягод. Стебли из красного золота помещены в вазу из горного хрусталя.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 23

Небольшой куст из трех ягод малины, вырезанных из родонита с двумя нефритовыми листьями на стебле из красного золота в вазе из горного хрусталя.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 24

Жасмин. Ветка состоит из трех цветков и одного бутона белого кварцита с оливиновыми серединками и золотыми тычинками с двумя резными нефритовыми листьями в вазе из горного хрусталя

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 25

«Композиция в японском стиле», 1900 г. Золото, нефрит, эмаль, розовые бриллианты

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 26

Две хризантемы, покрытые тонкой эмалью, одна бледно-желтая, а другая розовая, прикреплены к зеленым золотым стеблям с нефритовыми листьями, помещенными в квадратную вазу из горного хрусталя. Королева Александра владела 22 из 26 цветов Фаберже, находящихся сейчас в Королевской коллекции, но согласно бухгалтерским книгам лондонского отделения, она купила только одинмалину. Это подтверждает, что большинство букетов, включая эту хризантему, были ей подарены. Это был самый дорогой цветочный букет, купленный в лондонском филиале (за 117 фунтов в декабре 1908 года), и его купил Станислав Поклевски-Козел, советник при посольстве России в Лондоне и хороший друг короля Эдуарда VII. Большие эмалированные цветочные головки держатся на золотых стеблях, укрепленных изнутри сталью, чтобы выдержать вес цветов.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 27

Гвоздика. Это удивительно реалистичное изображение иллюстрирует кропотливую работу, связанную с достижением правильного сочетания цвета, формы, прозрачности и непрозрачного лепестков. Стебель маркирован и указывает на то, что цветок был изготовлен в мастерской Хенрика Вигстрема.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 28

Горшок с тремя полевыми маргаритками из непрозрачной белой и бледно-розовой эмали, с алмазными серединками и нефритовыми листьями; в серебряном эмалированном терракотовом цветочном горшке с имитацией почвы. Клеймо Михаила Перхина.

Ювелирные букеты Карла Фаберже, фото № 29

«Вьюнок», 1900 г. Бовенит, золото, нефрит, эмаль, розовый бриллиант

Цветы из камня

Бусины 7

Кабошоны 5

Серьги классические 4

Статуэтки 4

Колье 3

Комплекты украшений 3

Кольца 1

Статуэтка 1

Букеты 1

Композиции 1

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Ирис 1 серьги и кулон - сердолик, серебро. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа 15.34 ct. пара резных Цитринов

Сувениры и подарки ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Ирис серьги и кулон - сердолик, позолота. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Цветок из бирюзы, № 49. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Оникс натуральный, Цветок № 25. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Агат синий синтетический, Цветок. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Бусины: ЦВЕТОК лазурит натуральный 20 мм. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Ирис 2 серьги и кулон - сердолик натуральный, позолота. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Ирис 4 серьги и кулон - сердолик, серебро. Handmade.

Дизайн и реклама ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Композиция из камня Фиалки. Handmade.

Сувениры и подарки ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Резные цветы из природного цитрина. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Композиция Цветы из камня. Handmade.

Материалы для творчества ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Подвески из камня резного цветы яшма кварц агат нефрит. Handmade.

Для дома и интерьера ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Мимоза. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Ландыши. Handmade.

Куклы и игрушки ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Кулон

Сувениры и подарки ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Комплект Цветы кварц серебро. Handmade.

Бренд

Картины и панно ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Колье из амазонита. Handmade.

Картины и панно ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа ПОДСНЕЖНИКИ ИЗ СЕЛЕНИТА И АНГИДРИТА. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа ПОДСНЕЖНИКИ, селенит. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Цветущий агат. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Цветы из натурального Уральского поделочного камня Селенит. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Цветок из натурального Уральского поделочного камня Селенит. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Пионы. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Бутоны для украшений. Handmade.

Канцелярские товары ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Кольцо. Кахалонг+аметист. Весна грядет!. Handmade.

Картины и панно ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Вязаное колье с яшмой Пикассо и цветами из амазонита. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Резные бусины цветы из опалита.. Handmade.

Картины и панно ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Вязаное колье Романтическое из яшмы. Handmade.

 ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Цветы резные из кварца. Handmade.

Украшения ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Бусины

  • Российский рубль
  • Украинская гривна
  • Br Белорусский рубль
  • Казахский тенге
  • $ Доллар США
  • € Евро
  • AU $ Австралийский доллар
  • CA $ Канадский доллар
  • Китайский юань
  • DK kr Датская крона
  • ¥ Японская иена
  • NKr Норвежская крона
  • S $ Сингапурский доллар
  • kr Шведская крона
  • Fr Швейцарский франк
  • £ Фунт стерлингов
  • Турецкая лира

Читайте также: