Демонтаж металлических конструкций технология

Обновлено: 17.05.2024

Демонтаж и снос металлических конструкций – один из самых технически сложных видов строительных работ, которые производятся в строительной или промышленной сфере. Процесс сноса связан с опасностью и риском незапланированного обрушения объекта, особенно, если у него большие габариты или масса.

К понятию услуг по демонтажу металлических конструкций относят два вида работ:

  • аккуратная ручная разборка и съем отдельных элементов и узлов конструкции сооружения с последующим их анализом и подготовкой ко вторичному использованию в новых строительных объектах;
  • разрушение непригодных частей объекта с одновременной разделкой их в мерный металлолом.

Работа завершается вывозом пригодных металлоконструкций на новый строительный объект или в пункт хранения и продаж. Вывозом металлолома, полученного при переработке строительных отходов и не переработанного строительного мусора и пр. Полной уборкой всей площадки сноса, благоустройством ее территории.

демонтаж металлических конструкций

Какие мы используем способы демонтажа металлоконструкций?

Работы ведутся в соответствии с нормативными документами – СНиП 12-04, СП 48.13330, СТО НОСТРОЙ 2.33.14, СТО НОСТРОЙ 2.33.53-2011.

В своей работе мы руководствуемся этими документами. Последний из перечисленных рекомендует для демонтажа использовать два способа – разборку поэлементную и крупными блоками:

  • поэлементный способ позволяет максимально сохранить пригодный узел, элемент, деталь для повторного использования;
  • разборка крупными блоками ускоряет работу на опасной высоте, а на земле обеспечивает безопасные операции по их дроблению.

Снос ведем последовательно в порядке, рекомендуемом п. 4.2.1 СНиП 12-04, т. е. обратном монтажу – сверху вниз.

Этапы сноса зданий и сооружений и металлоконструкций:

  • разборка технологических конструкций здания – этажерок для оборудования, подъемников, инженерных коммуникаций и т. п.;
  • срезка лестниц, пандусов, смотровых площадок, крановых рельсов, галерей, шахт лифтов и пр.;
  • разборка горизонтальных и вертикальных несущих частей, – ферм, колонн, ригелей, балок, подкрановых путей, стоек и т. д.

Работы проводятся под постоянным контролем руководителя работ на площадке и надзорных и контролирующих органов. Некоторые этапы работ контролирует местная администрация территории.

Где используются вторичные металлоконструкции?

Вторичные металлоконструкций, природные к использованию, в больших количествах появляются в результате реновации промзон . Демонтированные элементы, детали и узлы находят применение в:

  • строительстве новых объектов – навесов, например, в сельском хозяйстве, крытых складов на предприятиях и т. п.;
  • строительстве оград любого назначения – от опорных столбов до полотна ограды;
  • строительстве детских и спортивных площадок и аттракционов и мн. др.

Часть элементов мы продаем садоводческим товариществам и частным застройщикам.

Наши услуги

Компания «Конструктив СД» предлагает:

  • оперативный демонтаж металлических конструкций и утилизацию полученного при этом лома;
  • высотный демонтаж (выше 10 метров);
  • работу плазморезов для разделки цветного металла, например, титана, нержавеющей стали, алюминия и пр. увеличенной толщины;
  • резку чёрного металла газо- и бензорезами или ацетиленовыми резаками;
  • в пожароопасных условиях режем отрезными дисками ручных угловых шлифовальных машин;
  • очистку металлоконструкций от раствора, результатов коррозии;
  • услуги лицензированных и сертифицированных такелажников и стропальщиков;
  • разделку металлических конструкций любой толщины и вида материала на мерный металлолом;
  • вывоз металлоконструкций с территории площадки сноса самосвалами из нашего парка техники на строительные объекты клиента, на его склад или на сдачу металлолома.

К металлическим конструкциям, которые мы беремся демонтировать, относятся:

  • опоры линий электропередач;
  • антенные мачты радиостанций и телевидения;
  • дымовые трубы предприятий и городских котельных;
  • металлические ангары на аэродромах и крытые склады;
  • металлоконструкции каркасных зданий;
  • шпунтовые защитные стенки котлованов и берегов водоемов и другие объекты.

Выводы

Снос/демонтаж металлических конструкций с частичной или полной ручной разборкой даёт большие преимущества перед обычным механизированным сносом с мерной резкий металлолома. В лом идет только то, что невозможно использовать вторично, даже с меньшей прочностью или ответственностью сооружений. Пригодные для вторичного использования части зданий применяем в собственных строительных проектах или продаем заинтересованным юридическим или частным лицам. Непригодные – режем и сдаем в металлолом.

Такая особенность завершения демонтажа позволяет ощутимо уменьшать стоимость наших услуг и построенных нами объектов. Общественная польза такого вида сноса в снижении техногенного воздействия на природу Москвы и Подмосковья. В более дальней перспективе работы по рециклингу материалов, получаемых при сносе, позволяют снизить нагрузку на природную среду и повысить комфортность нашей с вами жизни.

Демонтаж металлоконструкций

Сооружения на основе металлоконструкций – надежные, прочные и долговечные, несложные в сборке и в несколько раз дешевле по сравнению с постройками из кирпича и бетона. Неудивительно, что спрос на подобные здания растет, а планировка городского ландшафта с завидной скоростью расширяется новыми современными конструкциями.

В случае истечения срока эксплуатации металлокаркасных зданий или же необходимости перенести сооружение на новое место, требуется демонтаж металлоконструкций.

Когда требуется демонтаж металлических конструкций

Демонтаж металлоконструкций представляет собой процесс разборки сооружения на элементы с целью утилизации или дальнейшего переноса на новую стройплощадку. Разбор или снос может потребоваться в различных ситуациях, например:

  • владелец планирует менять или расширять сферу деятельности;
  • предприятию необходимо сменить планировку помещения;
  • компания хочет сменить оборудование, спецтехнику в связи с запуском новой производственной линии;
  • необходимо снести аварийное вышедшее из строя помещение, ангар, здание;
  • необходимость в реконструкции здания, где осуществляется частичная разборка некоторых элементов – колонн, балок, ферм…;
  • с целью оптимизации логистики склад нужно перенести ближе к месту производства и т.д.

Наконец, если здание из металлоконструкций носит временный характер и заранее возводилось с целью дальнейшего его демонтажа, оно также подлежит разбору.

На самом деле причин демонтажа металлоконструкций зданий намного больше, в зависимости от специфики, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Но для этого потребуется обратиться к профессионалам своего дела, выбор их нелегок.

Особенности демонтажа

Демонтаж металлических конструкций должен осуществляться специалистами, поскольку этот процесс сопряжен с целым рядом трудностей.

К особенностям демонтажных работ можно отнести следующие факторы:

  • после демонтажа требуется вывезти с участка металлические конструкции, крупногабаритные элементы придется резать на части;
  • стеновые, кровельные конструкции находятся на определенной высоте, для их устранения требуется специальная техника;
  • нередки случаи, когда демонтаж приходится осуществлять в стесненных условиях на небольших территориях, вся работа должна быть сделана аккуратно.

Особенности демонтажа неразборных металлоконструкций

Для проведения демонтажных работ неразборных металлических конструкций потребуется газовый резак и ножницы гидравлического типа. Если присутствуют крупногабаритные элементы, после разборки их режут с помощью аллигаторных ножниц с гидравликой.


Также могут пригодиться следующие инструменты:

  • алмазно-канатные аппараты с пилами для резки труб из стали;
  • болторезы, чтобы удалить часть металлоконструкции, где в соединении применялся крепеж;
  • шлифаппарат углового варианта для демонтажа труднодоступных деталей.

При разборных работах разрушающего типа, проводимых на высоте до 18 метров, потребуется подъемный транспорт.

Методы демонтажа конструкций из металла

В зависимости от конкретных целей и задач применяются два способа:

  1. Снос металлоконструкции без последующего ее восстановления.
  2. Разборка металлоконструкции с целью ее использования на новом месте либо использования части прежних сооружений из металла для возведения новых конструкций.

Первый способ используют для неразъемных конструкций, выполненных сваркой либо клепкой, а второй – для сборных металлоконструкций, части которых соединялись воедино при помощи крепежных элементов – болтов, штифтов, винтов.

Демонтаж металлоконструкций

Выбор способа демонтажа определяется текущим состоянием элементов прежнего сооружения. Для стальных конструкций, монтаж которых проводился без предварительной антикоррозионной обработки деталей, такая оценка состояния связывается с наличием и интенсивностью процессов необратимого окисления металла кислородом воздуха. Для алюминиевых металлоконструкций в расчет принимается оценка остаточной прочности и фактической деформации элементов под рабочими нагрузками. Часто приходится оценивать совокупный износ, поскольку некоторые элементы металлоконструкции могут быть выполнены из бетона, дерева или камня. В таких случаях оценивается степень повреждения деталей в местах их соединений.

Оценка коррозионного износа элементов металлоконструкции

Фактическая интенсивность износа металла вследствие его коррозии в обычной атмосфере воздуха колеблется в диапазоне 0,05-1,6 мм в год. Таким образом, разброс данных довольно велик. В зависимости от реального состояния металлоконструкции при демонтаже может быть принято решение либо об ее полном уничтожении разрезкой на части, либо демонтаже с целью последующего восстановления. Поэтому качественная оценка состояния металла стальной конструкции определяет не только трудоемкость работ, но и последующие финансовые расходы на изготовление нового элемента, которые могут оказаться весьма существенными.

Коррозионные потери оценивают:

  1. замером фактических параметров поперечного сечения металлопроката; сравнением реальной толщины металлического элемента в наиболее ответственных его местах.
  2. теоретически возможный метод оценки состояния металлического элемента его взвешиванием на практике не применяется, поскольку далеко не для всех деталей имеются первоначальные чертежи с указанием их начального веса.

Для измерения размеров применяются простые и доступные инструменты: штангенциркули, глубиномеры, микрометры, измерительные скобы. В особо ответственных случаях, а также для определения размеров деталей в труднодоступных местах возможно использование методов косвенной оценки, к которым относятся радиоволновые и ультразвуковые толщиномеры. Такие приборы компактны и надежны, отличаются высокой точностью показаний, а потому вполне могут быть арендованы для оценки степени износа.

Для сравнительной оценки износа, полученный размер сравнивают с:

  • первоначальным значением, измеренным в неповрежденном месте (например, в таком, которое постоянно пребывало в масляной ванне);
  • паспортных значением профиля согласно данных соответствующего ГОСТа.

Демонтаж металлоконструкций

Степень аварийности коррозионного износа, при котором металлоконструкция подлежит безусловной утилизации, составляет более 25%.

Инструменты для демонтажа неразборных конструкций

Наиболее продуктивно резку металлоконструкций производят при помощи газовых резаков и гидравлических ручных ножниц. Самые крупные элементы разрушаемых при демонтаже металлоконструкций впоследствии разрезают на базах металлопроката с применением скрапных аллигаторных ножниц с механическим или гидравлическим приводом.

Специализированные фирмы, занимающиеся демонтажными работами, имеют в своем составе и специализированное оборудование. К нему относятся:

  • алмазно-канатные станки, снабженные пилами с алмазным напылением рабочей части – подобными инструментами пользуются при демонтаже пришедших в негодность стальных труб;
  • переносные болторезные станки – используются при разделении частей демонтируемой стальной конструкции, для соединения элементов которой в свое время использовался крепеж;
  • угловые шлифмашины, применяемые для разборки деталей, которые находятся в труднодоступных местах стальной конструкции;

Все вышеуказанное оборудование, как правило, имеет не электропривод, а привод от двигателей внутреннего сгорания, что повышает автономность его работы.

При разрушающем демонтаже часто применяется как вспомогательное различное подъемно-транспортное оборудование. Например, при помощи подъемников демонтажные работы можно выполнять на высотах до 18 м включительно. А ряд конструкций кранов и экскаваторов допускает установку на своих стрелах гидравлических ножниц, которыми возможна разрезка достаточно массивных элементов каркаса здания.

При большом объеме демонтажных работ с разрушением металлоконструкции на месте устанавливаются измельчители, которыми обрезки стального проката могут дорезаться и далее компактироваться в более мелкие по объему фрагменты.

Последовательность разборки

Последовательность разборки стального каркаса производственного здания лишь незначительно отличается от схемы демонтажа жилого дома схожих габаритов. Блоки или отдельные элементы всегда снимают сверху вниз. Ориентировочные этапы:

  • конструкции технологического значения;
  • вертикальные и горизонтальные ограждения (полы, перекрытия, стены, двери, окна и др.);
  • конструкции особого назначения (галереи, лестницы, пандусы и др.);
  • вертикальные и горизонтальные несущие конструкции;
  • фундамент;
  • подвалы и подземные тоннели.

Если требуется демонтировать многоэтажное здание на металлокаркасе, планируется привлечение строительных альпинистов – специалистов, работающих на большой высоте с помощью подъемного оборудования. Мелкие металлоконструкции разбирают вручную.

Не менее востребован демонтаж так называемых «быстровозводимых» зданий из металлического каркаса. Еще на стадии проектирования в такие здания закладывается возможность их сборки-разборки и последующей сборки на новом месте. Поэтому металлические конструкции таких зданий, как правило, соединяются между собой при помощи разъемных соединений. Подразумевается, что это должно значительно облегчить демонтаж таких металлоконструкций. Однако в большинстве случаев возникает такая проблема, как проржавевшие или «закусившие» болты, которые нельзя разобрать при помощи стандартных инструментов. Но и эту проблему можно решить, вырезав проржавевший болт при помощи газовой горелки. Опытный монтажник проведет такую операцию, не повредив саму металлоконструкцию. После правильно проведенных демонтажных работ элементы быстровозводимых сооружений из металлического каркаса могут быть перевезены на новое место и смонтированы там.

Транспортировка

По окончания сноса или демонтажа с последующим восстановлением требуется вывозить результаты работ на свалку, на места хранения, на новые строительные площадки или в металлообработку. И без специалистов — такелажников здесь не обойтись. Перемещение груза при помощи подъемных механизмов осуществляется различными способами и методами, для чего используются:

  • стропы;
  • цепи;
  • канаты;
  • крюки;
  • траверсы;
  • карабины и тому подобные и приспособления.

С их помощью груз надежно крепится и перемещается в нужную точку.

Транспортировка металлоконструкций

Перед тем как начинать такелажные работы составляется карта рабочей зоны, которая может делиться в зависимости от вида выполняемых работ на захватки, и участки. Для безопасной и эффективной работы могут применяться подмости, настилы, монтироваться временные стойки.

Таким образом, демонтажные работы являются сложной инженерно-технической задачей. А качественное, быстрое, эффективное и главное – безопасное осуществление таких работ требует от подрядной организации высокого уровня профессионализма на всех стадиях работы: от составления проекта проведения работ до реализации его отдельных целей и задач на практике. Поэтому выбирая организацию для осуществления таких работ, обращайтесь к серьезным компаниям, чей профессионализм обеспечит Ваше спокойствие и благополучие.

Демонтаж металлических конструкций технология

МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ СТАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Положения при производстве работ в развитие СНиП 3.03.01-87

Дата введения 2006-12-25

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ:

Приказом "ЦНИИПСК им. Мельникова" от 20.12.2006 г. N 372

Приказом ОАО НИПИ "Промстальконструкция" от 20.12.2006 г. N 63

1 РАЗРАБОТАН ЗАО "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н.П.Мельникова" (ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова"), ОАО "Научно-исследовательский и проектный институт" (ОАО НИПИ "Промстальконструкция")

2 ВНЕСЕН организациями - разработчиками стандарта

3 ПРИНЯТ 20 декабря 2006 г. приказом N 372 ЦНИИПСК им. Мельникова; 20 декабря 2006 г. приказом N 63 ОАО НИПИ "Промстальконструкция"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 Разработка, согласование, утверждение, издание (тиражирование), обновление (изменение или пересмотр) и отмена настоящего стандарта производятся организациями-разработчиками

Настоящий стандарт разработан в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" N 184-ФЗ и предназначен для организаций, проектирующих стальные конструкции объектов, осуществляющие контроль качества их монтажа, а также выполняющие функции заказчика.

Стандарт может применяться другими организациями, выполняющими работы по монтажу и демонтажу стальных конструкций, если эти организации имеют сертификаты соответствия, выданные Органом по сертификации в системе добровольной сертификации, созданной организациями - разработчиками стандарта.

Организации-разработчики не несут никакой ответственности за использование данного стандарта организациями, не имеющими сертификатов соответствия.

Необходимость разработки стандарта продиктована тем, что нормативные документы, в частности, СНиП 3.03.01-87 и СНиП 12-01-2004 не содержат положения, обеспечивающие устойчивость основных конструктивных элементов в процессе монтажа и демонтажа стальных конструкций, а также нормы и правила по монтажу конструкций: легких ограждающих, встроенных; структурных, вантовых и мембранных покрытий; транспортерных галерей, башен вытяжных труб, и требования по демонтажу и монтажу объектов при реконструкции и восстановлении зданий и сооружений, в том числе и с применением вертолетов.

Основной целью стандарта является создание современной нормативной базы по вопросам монтажа и демонтажа стальных конструкций с учетом Рекомендаций МДС 53-1-2001 и совместно со стандартами организаций на болтовые, сварные соединения и соединения настила (СТО 0031-2004, СТО 0041-2004, СТО 0051-2006, СТО 0043-2005, СТО 02494680-0046-2005) в развитие СНиП 3.03.01-87.

ОАО НИПИ "Промстальконструкция" по адресу: 127473 Москва, ул.Садовая-Самотечная, д.13, факс 200-10-23, телефон 200-10-23.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на монтаж и демонтаж стальных конструкций вновь сооружаемых, реконструируемых и восстанавливаемых зданий и сооружений промышленного, общественного и жилого назначения и устанавливает положения в развитие и обеспечение норм и правил по монтажу, изложенных в СНиП 3.03.01-87.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ 24045-94 Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строительства. Технические условия

СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции

СТО 0031-2004 Болтовые соединения. Сортамент и область применения

СТО 02494680-0035-2004 СПДС. Конструкции металлические. Состав и оформление рабочих чертежей марки КМ

СТО 0041-2004 Болтовые соединения. Проектирование и расчет

СТО 0043-2005 Настилы стальные профилированные для покрытий зданий и сооружений

СТО 02494680-0046-2005 Соединения сварные стальных металлических конструкций. Общие требования при проектировании, изготовлении и монтаже

СТО 0051-2006 Болтовые соединения. Изготовление и монтаж

3 Термины и определения

3.1 конструкции встроенные: Металлические конструкции, находящиеся внутри контура производственного здания, опирающиеся на основной несущий каркас и предназначенные для устройства ограждающих конструкций: технологических, служебных, бытовых и административных.

Примечание - К встроенным конструкциям, например, можно отнести помещения (будки) для размещения бытовок, пультов управления, инструменталок и других технологических нужд; площадки для установки и обслуживания технологического оборудования, переходные, посадочные, для ремонта мостовых кранов, а также лестницы различного назначения.

3.2 покрытия структурные: Стержневая пространственная конструкция с перекрестной системой жестких несущих элементов.

3.3 покрытия висячие и вантовые: Конструкция с несущими элементами из гибких или жестких нитей - вант.

3.4 покрытия мембранные: Конструкция из тонких металлических листов, закрепленных в опорном контуре.

3.5 галереи транспортерные: Горизонтальные или наклонные сооружения для размещения и укрытия транспортеров и технологических коммуникаций.

3.6 башни вытяжные: Высотные сооружения для размещения технологического оборудования в виде вытяжных и дымовых труб, антенн, ветросиловых энергетических установок и т.п.

4 Общие положения

4.1 Монтаж и демонтаж стальных конструкций должен осуществляться в соответствии с утвержденным проектом производства работ (далее - ППР), разработанным проектно-технологической организацией, имеющей государственную лицензию и государственный квалификационный сертификат специалистов.

4.2 Исполнительными рабочими чертежами при составлении ППР должны быть чертежи марки КМ и КМД (конструкции металлические и конструкции металлические деталировочные соответственно).

Принципиальные решения, включенные в ППР, следует согласовывать с авторами чертежей марки КМ.

4.3 При составлении ППР следует учитывать требования, указанные в чертежах марки КМ согласно СТО 02494680-0035-2004:

- описания принятых монтажных соединений;

- указания по выполнению сварных соединений (СТО 02494680-0046-2005);

- указания по выполнению соединений на болтах, винтах и других крепежных деталей (СТО 0031-2004, СТО 0041-2004, СТО 0051-2005, СТО 0043-2005);

- указания по защите стальных строительных конструкций от коррозии;

- требования по изготовлению и монтажу.

4.4 В ППР наряду с требованиями СНиП 3.03.01-87, СНиП 12-01-2004, соответствующих стандартов, технических условий и рабочих чертежей марок КМ и КМД должны быть предусмотрены: последовательность установки и снятия конструктивных элементов; мероприятия, обеспечивающие требуемую точность установки; пространственную неизменяемость конструкций в процессе их укрупнительной сборки и установки в проектное положение; устойчивость конструкций и частей здания (сооружения) в процессе возведения; степень укрупнения конструкций и безопасные условия труда.

4.5 Все технологические процессы и операции монтажа и демонтажа стальных конструкций всех видов зданий и сооружений должны быть разработаны в ППР, при любых методах производства работ, включая подращивание, надвижку, вертолетный монтаж.

4.6 Монтажная оснастка: полиспасты, стропы, траверсы, стенды, кантователи и т.п. должны быть разработаны в ППР.

4.7 Для крупных и уникальных объектов выбор метода монтажа и демонтажа стальных конструкций определяется на основании вариантов, разрабатываемых в ППР.

4.8 К акту сдачи объекта в эксплуатацию прикладывается документация, перечень которой указывается в проекте сооружения и в ППР.

5 Обеспечение устойчивости основных конструктивных элементов в процессе монтажа и демонтажа

5.1 Устойчивость и геометрическую неизменяемость монтируемых и демонтируемых конструкций зданий и сооружений следует обеспечивать соблюдением последовательности установки и демонтажа конструктивных элементов и блоков. Это должно достигаться разбивкой зданий в плане и по высоте на отдельные устойчивые секции (пролеты, этажи, ярусы, части каркаса между температурными швами), последовательность монтажа и демонтажа которых обеспечивает устойчивость и неизменяемость смонтированных или недемонтированных конструкций в данной секции.

5.2 Установку и демонтаж конструктивных элементов в одноэтажных производственных зданиях следует осуществлять в следующей последовательности:

- монтаж колонн в секции следует начинать со связевой панели. Если по каким-либо условиям указанное требование выполнить невозможно, то необходимо устройство временной связевой панели из первых установленных колонн ряда, подкрановой балки или распорки и временных вертикальных связей между ними, устанавливаемых ниже уровня подкрановой балки (распорки). Затем следует установить следующую колонну и раскрепить ее к временной связевой панели подкрановой балкой или распоркой;

- демонтаж колонн в секции следует выполнять в обратной последовательности, т.е. сначала следует снимать подкрановую балку или распорку рядовой панели и колонну, раскрепленную данной балкой (распоркой) с таким расчетом, что остальные колонны остаются раскрепленными подкрановыми балками (распорками) со связевой панелью; последними следует снимать колонны связевой панели;

- монтаж конструкций покрытий следует начинать со связевой панели а, если это невозможно, то с любой, установив между соседними фермами горизонтальные и вертикальные связи. Следующую установленную ферму необходимо раскрепить к связевой панели распоркой;

- демонтаж конструкций покрытий следует выполнять в обратной последовательности, т.е. сначала следует снимать элементы рядовых панелей с таким расчетом, чтобы оставшиеся фермы были развязаны распорками со связевой панелью; последними следует снимать фермы связевой панели.

5.3 При монтаже конструкций многоэтажных зданий после установки колонн по оси в секции необходимо смонтировать ригели, обеспечивающие устойчивость полученной рамы в поперечном направлении. В продольном направлении устойчивость следует обеспечивать с помощью вертикальных связей по колоннам и распорных элементов. Если устойчивость здания в продольном направлении обеспечивается стеновыми конструкциями (о чем должно быть указано в рабочей документации), то их следует возводить одновременно с каркасом и перекрытиями.

5.4 Во всех случаях при возведении зданий обязательным условием является полная готовность смонтированных стальных конструкций в секции к производству последующих работ (общестроительных, электро- и механомонтажных и др.) независимо от состояния монтажа конструкции в соседних секциях.

Демонтаж конструкций в секции следует начинать только после полной разгрузки их от технологического оборудования, строительных изделий, деталей и мусора.

5.5. Расчет устойчивости элементов конструкций, в случае необходимости, следует проводить в соответствии с указаниями, изложенными в приложении А.

6 Монтаж встроенных конструкций

6.1 Помещения (будки) проектируются с легким металлическим каркасом, стеновым и кровельным ограждением из тонкого металлического листа.

6.2 Конструкции площадок под технологическое оборудование проектируются в виде балочных клеток по колоннам (стойкам). Переходные, посадочные площадки, а также для ремонта мостовых кранов проектируются преимущественно легкого типа. Лестницы проектируются шириной от 0,75 м до 1,90 м с одним, двумя или тремя маршами.

6.3 Монтаж встроенных стальных конструкций следует осуществлять, как правило, отдельным потоком, либо в период монтажа несущих и ограждающих конструкций каркаса здания, либо после окончания их монтажа. Для встроенных конструкций, монтируемых после завершения монтажа каркаса, следует применять средства малой механизации, используя конструкции каркаса.

6.4 Предельные отклонения фактического положения смонтированных элементов встроенных конструкций не должны превышать значений, приведенных в таблице 6.1.

Предельные отклонения, мм

Контроль (метод, объем, вид регистрации)

1 Отклонение отметок опорных поверхностей колонн (стоек) от проектных

Измерительный, каждая колонна (стойка), геодезическая исполнительная схема

2 Разность отметок опорных поверхностей соседних колонн (стоек) в обоих направлениях

3 Смещение осей колонн (стоек) относительно разбивочных осей в опорном сечении

4 Отклонение осей колонн (стоек) от вертикали в верхнем сечении при их длине, мм:

Из всех демонтажных работ разрушение или демонтаж металлоконструкций – это, вероятно, самый сложный вид деятельности. Он требует точных знаний, квалификации, умения работать с разнообразными механизмами и машинами, владения многими видами механизированного инструмента, умения безопасно проводить работы на большой высоте и многих других навыков.

демонтаж металлоконструкций

демонтаж металлоконструкций с помощью кранов

У понятия демонтаж металлоконструкций имеется точный синоним – разборка конструкций, изготовленных из металла. Более общее понятие – снос металлического сооружения. Такими сооружениями могут быть самые разные объекты:

  • ангары на аэродромах, крытые склады;
  • эстакады для транспорта и пешеходов;
  • водонапорные башни, зерновые элеваторы, хранилища животноводческих кормов и прочее;
  • башни наблюдения;
  • антенные сооружения радиостанций и телевидения – мачты, башни и пр.;
  • металлические резервуары для хранения жидких и газообразных материалов – бункеры, баки, силосы;
  • опоры ЛЭП, особенно на переходах через реки, озера, проливы, болота и прочее;
  • грозозащитные мачты, сооружения и многое другое.

Например, демонтаж ангара из металлоконструкций на аэродромах, или демонтаж ангаров оптовых складов на крупных предприятиях.

демонтаж ангаров

демонтаж ангара

Как производится демонтаж металлоконструкций?

Часто демонтаж металлоконструкций ведут вместе со сносом зданий и сооружений. Все работы по демонтажу делятся на две категории – разборка и разрушение. При разборке металлоконструкция разделяется на съемные части разъединением разъемных и/или условно разъемных соединений:

  • раскручиванием болтовых соединений;
  • срезкой или высверливанием заклепок на условно неразъемных соединениях.

Безусловно неразъемные соединения – сварные или склеенные швы разделяют газовой или ацетиленовой резкой, бензорезами или пропаново-кислородными газорезами, плазморезами, отрезными абразивными кругами, установленными на ручных электрифицированных угловых шлифмашинах – «болгарках», алмазной пилой или алмазным тросом. Иногда используется пневматический инструмент.

Какая техника и оборудование используются для демонтажа металлоконструкций?

Самое мощное и высокопроизводительное средство демонтажа металлоконструкций – это гидравлические двух- или трех-челюстные ножницы. Они навешиваются на поворотную площадку стрелы экскаватора с гидравлическим управлением. Такие машины с телескопической или составной стрелой переменной длины, гусеничным движителем и собственной массой 150 – 200 тонн, обеспечивающей устойчивость, могут работать с элементами металлоконструкций на высоте нескольких десятков метров. Их «челюсти» имеют усилие сжатия до 80 – 100 тонн и даже больше. «Челюсти» раскрываются на несколько сотен миллиметров и не только перекусывают бетонные балки, ригели или сваи. Им «по зубам» даже потолочные металлические швеллеры, двутавры или рельсы.

При ручном демонтаже для ускорения работ и снижения их трудоемкости используются разные виды механизированного инструмента:

  • ручные гидравлические или пневматические ножницы;
  • домкраты с разными видами привода;
  • отрезные угловые шлифовальные машины и прочее.

демонтаж металлоконструкций

Какие составляющие определяют стоимость демонтажа металлических конструкций?

Теоретически стоимость демонтажа металлических конструкций определяются по составляющим себестоимости этих работ. По крупным позициям это:

  • трудозатраты работников, участвующих в процессе – прораба, мастера(ов), резчиков, демонтажников, операторов экскаваторов с навесными гидроножницами, операторов подъемных кранов, такелажников, стропальщиков, подсобных рабочих и прочее;
  • расходные материалы – стоимость природного газа, ацетилена и др. топлива в баллонах, кислорода, инертных газов для плазморезов;
  • расходов на работу оборудования – электроэнергии, сжатого воздуха и так далее;
  • накладных расходов – заработной платы административного персонала и охраны площадки, и другое.

Полная стоимость демонтажа металлических конструкций состоит из себестоимости и добавленной нормативной прибыли.

По какой документации ведется демонтаж?

Основными документами, по которым ведутся работы по сносу объекта, являются проекты демонтажа конкретного металлического сооружения.

Главный документ – это ППРд или проект производства работ по демонтажу. В этом документе должно быть:

  • показано как был выбран и обоснован способ демонтажа удаляемой металлоконструкции;
  • установлены этапы и последовательность проведения работ;
  • определены и обозначены в документации опасные зоны объекта и площадки сноса;
  • назначены зоны складирования продуктов демонтажа – узлов и деталей конструкции объекта, пригодных для повторного использования, мерного металлолома черного металла, материалов, полученных при демонтаже – электрических кабелей, светильников и пр.
  • Отдельно организован сбор и хранение цветного металла.

Одну из частей ППР могут обозначать аббревиатурой ППРв. Это означает «проект производства работ на высоте». Для работы на высоте более 5 м применяют специальные методы, механизмы и устройства, средства страховки.

В ППР должны быть приведены графические и текстовые материалы – чертежи зон разделения элементов сооружения, схемы строповки, описания процессов и технологические карты операций и др. К работам на высоте могут быть привлечены как штатные работники – промышленные альпинисты, так и внештатные, то есть профессионалы других организаций, нанятые по договору.

Заключение и выводы

Чтобы быстро, безопасно и качественно выполнить разборку или демонтаж металлоконструкций, требуется провести большой комплекс работ. Он начинается с подготовки проектной документации, специального оборудования, машин, механизмов, инструмента.

Просчитываются объемы демонтажа, ориентировочное количество узлов и деталей металлоконструкций, которые могут быть использованы вторично, количество мерного металлолома, необходимость транспорта для вывоза материалов сноса с площадки.

Определяются и организовываются меры по обеспечению безопасности работников и техники. Реализовать все эти и другие требования могут только профессионалы.

Читайте также: