Демонтаж металлической дымовой трубы ттк

Обновлено: 06.05.2024

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЗДАНИЙ

ДЕМОНТАЖ ДЫМОВЫХ ТРУБ И ПЕЧЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов организации капитального ремонта, Проектов производства ремонтно-строительных работ и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью ППР и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по демонтажу дымовых труб и печей.

Определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные и ремонтные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по демонтажу дымовых труб и печей, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по демонтажу дымовых труб и печей.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана на демонтажные работы и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по демонтажу дымовых труб и печей, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Настоящая ТТК разработана на разборку и демонтаж кирпичных печных конструкций общим объёмом 10 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по демонтажу дымовых труб и печей.

2.2. Работы по демонтажу дымовых труб и печей выполняются, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при демонтажу дымовых труб и печей, входят:

- установка инвентарных подмостей (с последующими перестановками);

- разборка кирпичной кладки печи (поярусно) с сортировкой и очисткой кирпича;

- складирование годного кирпича в штабель;

- окучивание, увлажнение и уборка мусора;

- снятие предтопочного листа;

- спуск кирпичного боя и строительного мусора по мусоропроводу.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: передвижной компрессор фирмы Atlas Copco XAS 97 Dd (подача сжатого воздуха 5,3 м/час, =0,7 МПа, m=940 кг); отбойный молоток МО-2К (масса m=10 кг, =0,5 МПа, частота ударов 1600 уд/мин); подъемник мачтовый ПМГ-1Б-76115 (грузоподъемностью Q=0,5 т, высота подъема Н=76 м, скорость подъема V=0,31 м/сек).

Рис.1. Подъемник мачтовый ПМГ-1Б-76115

Рис.2. Компрессор Atlas Copco XAS 97 Dd

Рис.3. Отбойный молоток МО-2К

2.5. Работы по демонтажу дымовых труб и печей следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. Общие требования

3.2.1. Основной задачей работ по разборке строительных конструкций является удаление пришедших в негодность конструктивных элементов зданий или частей зданий и создание технологически необходимого фронта работ для укладки новых конструктивных элементов взамен износившихся в соответствии с принятым техническим решением. Если ремонту или замене подвергаются отдельные конструктивные элементы, то, как правило, непосредственно после разборки производится устройство их вновь.

3.2.2. При комплектовании звеньев либо выборе одиночных рабочих для ведения работы по разборке следует иметь в виду, что эти работы являются особо ответственными с точки зрения четко фиксированных сроков выполнения работ, предусматривающих предоставление необходимого фронта для последующих работ по замене и усилению конструкций. При этом необходимо учитывать особую важность выполнения методов ведения работ, обеспечивающих безопасные условия труда для работающих, при максимальном сохранении годных для дальнейшего употребления материалов, деталей и конструкций, смежных с разбираемыми. Это обусловливает особую ответственность при постоянном соблюдении во время ведения работ контроля за состоянием и устойчивостью конструкций, служащих в качестве опоры во время работы, и прочностью приспособлений, обеспечивающих безопасность труда, а также безопасность для людей, находящихся в зоне работы. Для этого требуется соответствующая квалификация и высокая оперативность бригадира, четкая и вместе с тем гибкая структура бригады и хорошо подобранный состав рабочих звена, особенно звеньевых, а во многих случаях - и умение части рабочих выполнять работы смежных профессий. Работы по разборке должны вестись под постоянным техническим надзором производителя работ.

3.2.3. Материалы и конструкции от разборки, не подлежащие возврату (либо требующие для этого обработки вне территории строительной площадки), должны быстро удаляться с территории строительной площадки. При этом обеспечивается возможность размещения подъемных механизмов и транспортных средств под погрузку с расчетом минимального пути переноса груза с места захвата до места его укладки в транспортные средства. Въезд автотранспорта на территорию площадки и его выезд должны устраиваться преимущественно по кольцевой схеме.

3.2.4 Часть материалов и элементов от разборки конструкций может быть повторно использована на объектах после соответствующей обработки. В случае если материалы и элементы могут быть использованы на том же объекте, где они получены в результате разборки, и их обработка не требует выполнения трудоемких операций и использования значительных производственных площадей, то обработка ведется непосредственно на строительной площадке. В противном случае осуществляется вывозка материалов и элементов на централизованную базу (участок) для доведения их до необходимого проектного состояния.

3.2.5. Разборку здания, начиная с крыши и других его верхних частей (щипцов деревянных зданий, барьеров), следует производить в определенной последовательности, спускаясь сверху вниз таким образом, чтобы удаление одной части не вызвало обрушения другой, а высота разбираемого здания уменьшалась ровно, без уступов. Разбирать конструкции зданий одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали и в одной секции запрещается. Доступ людей в нижележащие помещения во время разборки не допускается.

3.2.6. Работы по разборке строительных конструкций начинаются только после передачи объекта ремонта Заказчиком Подрядчику для производства ремонтно-строительных работ.

3.3. Подготовительный период

3.3.1. Выполнение капитального ремонта жилого дома делится на два периода: подготовительный и основной.

3.3.2. До начала производства работ основного периода, необходимо разработать и выполнить основные работы и организационно-технические мероприятия.

3.3.3. Организационно-технические мероприятия, относящиеся к подготовительному периоду:

Демонтаж металлической дымовой трубы ттк


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ДЕМОНТАЖ ТРУБ ДЫМОВЫХ КИРПИЧНЫХ ВЫСОТОЙ 20 И БОЛЕЕ МЕТРОВ

В технологической карте приведён способ демонтажа дымовых кирпичных труб высотой от 20 м и выше с помощью строительных лесов.

Указана область применения карты, приведены положения по организации и технологии работ, изложены требования и правила техники безопасности и охраны труда.

Карта составлена и оформлена согласно рекомендациям МДС 12-29.2006. Настоящая карта является типовой и может быть применена как напрямую, так и откорректирована с учётом местных условий, с внесением в неё изменений и дополнений.

Карта составлена в развитие и дополнение типового Проекта организации работ (ПОР) на демонтаж труб.

Карта предназначена для проектных организаций, разрабатывающих технологические карты, а также для организаций, выполняющих демонтаж дымовых кирпичных труб.

Карту составил гл. специалист Группы подготовки строительного производства ЦНИИОМТП Корытов Ю.А., канд. тех. наук, ст. научный сотрудник.

Введение

Работы по демонтажу дымовых труб относятся к работам повышенной опасности и выполняются по технологическим картам.

Настоящая технологическая карта является типовой для демонтажа дымовых кирпичных труб высотой 20 м и выше. Карта может быть применена напрямую или откорректирована, с внесением в неё минимальных изменений и дополнений.

Индивидуальная карта разрабатывается (в случае необходимости) для конкретной трубы на основе типовой с учётом её конструкции, высоты, технического состояния кирпичной кладки и других местных условий. Карта используется также в качестве документа, подтверждающего готовность организации к производству работ по демонтажу дымовой кирпичной трубы.

Карта содержит краткое описание демонтируемых труб, положения по организации и технологии работ, обеспечивающие безопасность работ. В связи со спецификой работ на высоте, обычно небольшими объёмами и стеснённостью работ, демонтаж производится с применением строительных лесов, комплектов ручных машин и инструмента для разрушения кирпичной кладки.

Карта составлена на основе типового Проекта организации работ (ПОР) на демонтаж труб.

Карта составлена и оформлена согласно рекомендациям и правилам МДС 12-29.2006 и состоит из текстовой и графической частей (рисунков).

При разработке карты использованы результаты работ ЦНИИОМТП и других институтов, а также производственный опыт организаций и фирм, выполняющих демонтаж дымовых труб.

1. Область применения

Областью применения настоящей типовой технологической карты является демонтаж дымовых кирпичных труб цилиндрической или конической формы высотой 20 м и выше.

Карта составлена в развитие и дополнение типового ПОР на демонтаж труб, может быть использована самостоятельно, а также совместно и одновременно с упомянутым ПОР на демонтаж труб.

Технологическая карта предназначена для организаций, выполняющих работы по демонтажу труб в природно-климатических условиях средней полосы России, с применением строительных лесов.

Типовая технологическая карта может быть использована непосредственно, а также послужить основой для составления индивидуальной технологической карты для конкретной трубы, для местных условий.

2. Общие положения

Демонтажу подлежат дымовые кирпичные трубы цилиндрической или конической формы. В плане (в горизонтальном сечении) трубы обычно круглые, реже - многоугольные. Трубы цилиндрической формы могут быть из кирпича или кирпичных блоков высотой до 60 м. Кирпичные трубы конической формы могут быть высотой от 60 до 100 м (выше возводили железобетонные трубы). Верхний наружный диаметр труб составляет обычно от 2 до 5 м, а нижний не менее 1/20 высоты трубы. Толщина трубы переменная, средняя наименьшая - 250 мм, средняя наибольшая - 800 мм.

Труба состоит из фундамента, цоколя (постамента), имеющего монтажный проём и проёмы для надземных коммуникаций, и ствола трубы. Стволы могут быть опоясаны стяжными металлическими кольцами. Верх трубы закрывается головкой, защищённой от атмосферных осадков колпаком. Труба оборудована молниезащитой - заземляющими устройствами. При высоте трубы более 50 м на стволе укреплены светофорные площадки для установки красных сигнальных огней, обеспечивающих безопасность вертолётов и самолётов. Для подъёма на трубу в кирпичную кладку ствола заделаны изнутри (или снаружи) стальные скобы (или лестницы).

Внутренняя поверхность ствола имеет антикоррозионное покрытие, теплоизоляцию и футеровку.

Фундамент может быть в виде усечённого конуса или цилиндра (стакана), расположенного на круглой или многоугольной плите, сплошной (на слабых грунтах) или кольцевой. При глубине заложения фундамента менее 2,5 м фундамент представляет собой сплошной бетонный (железобетонный) массив на грунтовой подушке с щебёночным основанием.

Общий вид конической трубы и фрагмент сечения ствола вертикальной плоскостью приведены в ПОР (см. ПОР, рис.1 и 2).

Климат района работ по демонтажу умеренно-континентальный, с умеренно-холодной зимой и умеренно тёплым летом. Количество выпадающих осадков составляет в среднем 600 мм в год, больше всего приходится их на летние месяцы.

Труба расположена в промышленной зоне на расстоянии не менее 50 м от жилого массива.

При составлении карты использованы нормативно-методические документы, основные из которых приведены ниже.


ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

МОНТАЖ ДЫМОВОЙ ТРУБЫ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Настоящий проект производства работ разработан на монтаж дымовой трубы.

1.2. Согласно СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительства. Часть 2. Строительное производство" пп.3.3, до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:

- устройство сигнального ограждения;

- расчистку территории, планировку территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод);

- оборудовать стендами с противопожарным инвентарем, средств пожаротушения;

- устройство мест складирования материалов и конструкций;

- выполнены фундаменты под дымовые трубы. Прочность бетона фундамента к моменту монтажа должна быть 100%.

1.3. Основные нормативы и указания, используемые при разработке

- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", ч.1.

- СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве", ч.2.

- Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ. РД 11-06-2007.

- СНиП 11-01-95* "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений".

* СНиП 11-01-95 не действуют. - Примечание изготовителя базы данных.

- CНиП 5.02.02-86 "Нормы потребности в строительном инструменте".

1.4. Инженерно-геологические условия строительства

За отм. 0,000 принята отм. чистого пола котельной (абсолютная отм. 195,150).

Согласно инженерным изысканиям, проведенным ООО "Союзгеострой Сервис" в июле 2012 г. на месте котельной, площадка строительства имеет следующие основные геологические характеристики.

Площадка приурочена к водно-ледниковой пологоволнистой равнине, с абс. отметками рельефа 196,20-188,50 м (по устьям скважин). Рельеф относительно ровный.

В геологическом строении до глубины 20 м принимают участие три стратиграфо-генетических комплекса:

- среднечетвертичные флювиогляциальные отложения;

- среднечетвертичные моренные отложения.

Техногенный грунт залегает с поверхности и представлен суглинком темно-коричневым слежавшимся, черным, с древесными останками, со строительным мусором, с прослоями песка. Мощность слоя 0,2-15,5 м.

Среднечетвертичные флювиогляциальные отложения представлены суглинками тугопластичными, залегают под техногенными грунтами. Суглинок коричневый, тугопластичный, песчанистый, с дресвой и щебнем. Мощность слоя 1,7-15,0 м. Среднечетвертичные моренные отложения залегают повсеместно под техногенными грунтами и суглинком флювиогляциальным, представлены суглинками тугопластичными. Суглинок коричневый, тугопластичный, песчанистый, с валунами и прослоями песка с дресвой и щебнем. Мощность слоя 3,0-18,1 м.

Грунтовые воды вскрыты всеми скважинами на глубине 3,2-6,0 м. Нижним водоупором для водовмещающих пород служат моренные суглинки. Территория потенциально неподтопляемая. Вода неагрессивна к железобетонным конструкциям к бетонам марок W4, W6, W8.

Деформаций земной поверхности вследствие развития карстово-суффоионных процессов на участке не отмечено.

Проектом предусматривается монтаж металлоконструкции дымовой трубы d2120х20 высотой 50 м.

1.5. Основные конструктивные решения

Дымовая труба представляет собой ствол d2120х20 высотой 50 м.

Ствол дымовой трубы разделен на 5 монтажных элементов. Длина четырех элементов составляет 11700 мм, одного - 3100 мм.

До отм. +33,000 с шагом ~1200 монтируются кольца для последующего крепления кожуха теплоизоляции. Для теплоизоляции труб используется минвата на базальтовом связующем, рулонная. Кожух закрепляется заклепками или саморезами с шагом 200 мм.

С отм. +33,000 до отм. +46,900 на дымовой трубе предусматривается устройство интерцепторов.

Для повышения устойчивости трубы до отм. +17,000 монтируются шесть опорных ребер. Каждое ребро состоит из двух частей: большого ребра (11000 мм) и малого ребра (5700 мм).

На отм. +47,000 устанавливается площадка светоограждения.

С отм. +2,500 предусматривается установка стремянки до отм. +47,000, состоящая из 14 элементов.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ


2.1. Решения по производству работ

Монтаж элементов дымовой трубы ведется при помощи автомобильных кранов Liebherr LTM 1130-5.1, Liebherr LTM 1400-7.1 (возможна замена на аналогичный по характеристикам) и автогидроподъемника АГП 51Т (возможна замена на аналогичный по характеристикам).

Работы ведутся в следующей технологической последовательности:

1. укрупненная сборка элементов N 1и N 2 трубы;

2. монтаж элементов N 1и N 2 трубы в проектное положение (см. графическую часть лист N 2 и N 3) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

3. монтаж теплоизоляции трубы с лесов;

4. укрупненная сборка малого и большого ребра;

5. монтаж ребер в проектное положение (см. графическую часть лист N 4 и N 5) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

6. укрупненная сборка элементов N 3, N 4 и N 5 трубы, монтаж теплоизоляции;

7. монтаж элементов N 3, N 4 и N 5 трубы в проектное положение (см. графическую часть лист N 6 и N 7) автомобильным краном Liebherr LTM 1400-7.1;

8. укрупненная сборка элементов стремянки;

9. поочередный монтаж элементов стремянки в проектное положение (см. графическую часть лист N 7) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

10. пуско-наладочные работы.

Погрузо-разгрузочные работы ведутся автомобильным краном КС 55729-1В (возможна замена на аналогичный по характеристикам).

2.2. Подготовительные работы

Перед началом работ выполнить разбивку основных осей дымовой трубы. Вынос в натуру производится через проектную организацию. Оси при перенесении их в натуру закрепляются специальными знаками с привязкой их к постоянным объектам или специально проложенным теодолитным ходом.

2.2.1. Подготовка конструкций к монтажу

Конструкции, поставляемые на монтаж, должны соответствовать требованиям стандартов и норм и изготовлены по исполнительным рабочим чертежам марки КМД.

Все поступающие на площадку укрупненной сборки изделия и элементы конструкции должны быть до начала сборки проверены мастером (или другим ответственным лицом) на наличие клейм, маркировки, а также сертификатов завода-изготовителя, подтверждающих соответствие материалов их назначению.

Проектом предусматриваются следующие этапы укрупненной сборки:

1. укрупненная сборка секции N 1 (элементов N 1 и N 2) трубы. Элементы N 1 и N 2 представляют собой трубы d2120х20, каждая из которых имеет длину 11,7 м;

2. укрупненная сборка ребер. Выполняется сборка шести ребер, каждый из которых состоит из малого и большого ребра, общая длина каждого 16,7 м;

3. укрупненная сборка элементов N 3, N 4 и N 5 трубы, монтаж теплоизоляции. Элементы N 3 и N 4 представляют собой трубы d2120х20, каждая из которых имеет длину 11,7 м. Элемент N 5 - труба d2120х20, длиной 11,7 м. После укрупненной сборки труб монтируется теплоизоляция и металлический кожух;

4. укрупненная сборка двенадцати элементов стремянки.

Работы по укрупненной сборке ведутся при помощи автомобильного крана КС 55729-В (возможна замена на аналогичный по характеристикам). Конструктивные элементы подготовки кромок, размеры зазоров при сборке сварных соединений, а также выводных планок и предельные отклонения размеров сечения швов должны соответствовать требованиям рабочих чертежей, а при их отсутствии - величинам, указанным в ГОСТ 5264-80* "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные ", ГОСТ 8713-79* "Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры", ГОСТ 14771-76* "Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры", ГОСТ 11534-75* "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры".

Все местные уступы и неровности, имеющиеся на собираемых деталях и препятствующие их соединению в соответствии с требованиями чертежей, надлежит до сборки устранять зачисткой в виде плавных переходов с помощью абразивного круга или напильника.

Обработка кромок элементов под сварку и вырезка отверстий на монтажной площадке может производиться кислородной, воздушно-дуговой, плазменно-дуговой резкой с последующей механической обработкой поверхности реза.

Поверхности кромок не должны иметь надрывов и трещин.

При обработке абразивным инструментом следы зачистки должны быть направлены вдоль кромок.

Предварительный подогрев может выполняться ручными газовыми резаками или горелками.

Непосредственно перед сборкой кромки и прилегающие к ним участки на ширину 20 мм при ручной или механизированной дуговой сварке и не менее 50 мм при автоматической сварке, а также места примыкания начальных и выводных планок должны быть тщательно зачищены от окалины, грязи, краски, масла, ржавчины, влаги, снега и льда.

В процессе сборки должно быть исключено попадание влаги, масла и других загрязнений в разделку соединений и на прилегающие поверхности.

Сборка элементов (деталей) в плоскостные и пространственные конструкции на сборочной площадке должна производиться на стеллажах или стендах с применением сборочных приспособлений, обеспечивающих требуемую точность сборки.

Перед приваркой вспомогательных элементов места наложения сварных швов должны быть зачищены.

Необходимость удаления сборочных болтов в монтажных сварных соединениях после окончания сварки определяет монтажная организация.

Демонтаж дымовой трубы: способы демонтажа и типы дымовых труб

демонтаж дымовых труб

Прогрессивное развитие технологий привнесло не только интернет, компьютеры в наш дом, но создало условие для снижения загрязнения окружающей среды. Последний аспект, в свою очередь, инициирует модернизацию предприятий, где немаловажную роль играет демонтаж дымовых труб. Действительно, отработавшие свое конструкции или дымоходы закрывающихся цехов, требуют полной разборки.

Причины разбора дымовых труб

Оставить трубу (особенно кирпичную) просто так, средь белого неба, довольно опасно и накладно. Сезонные перепады температур крайне негативно воздействуют на кирпичную кладку, постепенно вызывая трещины, и, как следствие, разрушая ее. При эксплуатации, внутри дымоотвода регулярно находится горячий воздух, что исключает температурные перепады, однако прогревать неиспользуемое сооружение экономически нецелесообразно.

старая дымовая труба

Старая дымовая труба

Как результат, намного проще произвести разово демонтаж трубы дымовой, чем трубы поддерживать в безопасном состоянии, затрачивая финансовые средства ежемесячно.

Что касается металлических труб, то их демонтаж требуется в тех случаях, когда происходит замена – демонтаж старой и тут же монтаж новой трубы. Либо, когда работа котельной прекращается навсегда. Естественно, в таком случае оставлять металлическую мачту опасно, тем более для котельных применяются трубы с минимальной толщиной стенки – со временем они могут прогнить у основания.

Краткий обзор существующих технологий

На сегодня, основные методики произвести демонтаж дымовой трубы, независимо от ее материала, можно разделить по следующим категориям:

  • поэтапная разборка, когда конструкция демонтируется последовательно сверху вниз;
  • обвал сооружения, используется на территории, свободной от прилегающих зданий;
  • взрыв, подход аналогичен предыдущему, однако процесс требует меньших трудовых и временных затрат.

Естественно, что предваряет процедуру сноса дымоотвода, исследование его состояния, а также прилегающей местности. Важным критерием выбора конкретной технологии разборки конструкции выступает материал ее изготовления, поскольку дымоход может быть металлическим, кирпичным или железобетонным. Выбор конкретной методики определяют сопутствующие факторы, а также расчет стоимости демонтажа дымовых труб. Впрочем, наибольшее распространение получили первые металлические и кирпичные виды дымоотводов, разборку или снос которых и рассмотрим далее более подробно.

Демонтаж металлической трубы

Данная процедура практически не обходится без промышленного альпинизма. Исходя из конструкции дымохода, а также места его расположения, допускается валка целиком или поэтапная разборка сооружения следующими методами:

  • применение газорезки;
  • использование плазморезки;
  • разъединение фланцевых стыков.

При разборке частями, как правило, используется грузоподъемное оборудование. Кроме того, в этом случае может потребоваться предварительное разъединение покрытий дымохода посредством отворотки. На практике, поэтапный демонтаж металлической дымовой трубы с помощью крана осуществляется достаточно часто.

демонтаж металлической дымовой трубы

Демонтаж металлической дымовой трубы

На каждой из частей дымохода создаются специальные крепежные отверстия, производится ее фиксация стропами с дальнейшим отсеканием при помощи резки или разъединением фланцев. Все операции выполняются на вершине сооружения, промышленными альпинистами. Альтернативно, подъемный кран нередко используется при демонтаже металлической трубы целиком. Закрепленную стропами наверху конструкцию отрезают у основания и переносят краном на заранее подготовленную площадку.

Видео – грамотный и простой демонтаж металлической дымовой трубы:

Некоторые металлические дымоотводы крепятся у снования специальными тросами – оттяжками, поддерживающими баланс сооружения. В этом случае, после закрепления верхней части дымохода, требуется дополнительно обрезать поддерживающие канаты.

Еще один критерий, как произвести демонтаж металлических дымовых труб, – цена работ. Часто, именно стальную конструкцию, выгодно снять целиком, с возможностью ее установки под дымоотвод на новом месте. Это менее трудоемкая операция, позволяющая сэкономить средства на приобретении нового дымохода.

Невысокие металлические трубы возможно демонтировать при помощи гидроножниц. Подобное оборудование эффективно при высоте сооружения до 22 м. В этом случае металлический дымоход демонтируется экскаватором с навесными гидроножницами, а его фундамент – гидромолотом.

Труба дымовая порезанная

Труба дымовая порезанная в лом

Мачтовые и самонесущие трубы

Металлические дымовые трубы могут быть мачтовыми, еще их называют фермовые. Такие трубы состоят из несущей башни и газоотводов, которые навешиваются на грани башни.

мачтовые дымовые трубы

Мачтовые дымовые трубы

Существуют также самонесущие дымовые трубы ТССУ. По сравнению с другими дымовыми трубами ТССУ имеют наименьшую массу и наиболее высокий уровень монтажной готовности, что позволяет демонтировать трубы также легко, как и монтировать.

самонесущие дымовые трубы

Самонесущие дымовые трубы

Демонтаж мачтовых труб и ТССУ описывать нет смысла, т.к. это последовательный ручной разбор и поэтапное отсоединение элементов сборки, которые крепятся болтами и гайками – см. рисунок ниже.

конструкция мачты

Конструкция мачты элемент под номером 11 – это Болт, гайка, шайба

Также, если требуется полный демонтаж конструкции, необходимо будет избавиться от опоры, на которой которой стоят мачты – это бетонная плита с анкерными болтами.

опора мачты

Конечно, демонтаж мачтовых дымовых труб и ТССУ не обойдется без кранов с большим вылетом стрелы, т.к. разбор начинается с верхних элементов, и такие трубы разобрать сложнее, нежели обычные котельные трубы, т.к. мачты и газоотводы будут пригодны для дальнейшей работы и крошить их в металлолом смысла нет.

Демонтаж кирпичных дымовых труб

Еще одна, достаточно распространенная ситуация, поскольку подобные сооружения были характерны для котельных, работавших на твердом топливе, угле в частности. Разборка кирпичных конструкций, как и валка, их целиком, требует соблюдения установленных мер безопасности. Прежде всего, необходимо возвести ограждение при демонтаже трубы котельной.

опасный демонтаж дымовых труб

Опасный демонтаж дымовых труб

Если дымоотвод находится вдали от жилых сооружений, а прилегающим зданием остается только уже неработающая кочегарка, то возможен обвал конструкции целиком. Для этого разрушается часть основания трубы с использованием такого набора инструментом, как отбойный молоток, перфоратор или лом. Разрыв дымоотвода, как при валке целиком, так и разборке по частям осуществляется домкратом или гидроклином. Это позволяет выполнить направленный разрыв связующего материала при кирпичной кладке или бетона у ж/б конструкций. В частности, разрывное усилие гидроклина составляет 250 тонн.

демонтаж кирпичной дымовой трубы

Демонтаж кирпичной дымовой трубы

Ручной демонтаж котельной трубы из кирпича, других дымоходов аналогичного исполнения, часто осуществляется вручную, методами промышленного альпинизма. Преимущество подобного подхода – стоимость, хотя и достигаемой, в ущерб времени. На ручной демонтаж кирпичной дымовой трубы цена существенно ниже, нежели ее развал с помощью специальной техники. Существуют две разновидности разбора кирпичного дымоотвода:

  1. Снаружи. Разбираемые блоки сбрасываются внутрь конструкции, тогда как рабочие площадки оборудуются с ее внешней стороны.
  2. Внутри. Этот вариант предусматривает оборудование территории около сооружения: выставление ограждений и прочее. Радиус безопасной зоны, составляет от трети до половины высоты конструкции.

Среднее время демонтажа кирпичного дымоотвода высотой около 40 метров составляет от двух до трех рабочих недель. В случае аварийного состояния сносимого объекта, продолжительность работ может увеличиться.

демонтаж опасная работа

Демонтаж опасная работа

Видео демонтаж дымовой трубы:

Железобетонные конструкции

Характерная особенность подобных сооружений – высокая прочность материала используемого при монтаже, особенно на стыках блоков. Как правило, его прочность намного превосходит аналогичный параметр бетона. Поэтому ручной демонтаж водонапорной башни из железобетона потребует применения алмазных инструментов:

  • специальные канаты;
  • дисковые пилы;
  • установки для бурения.

Другая отличительная черта валки железобетонных конструкций – необходимость регулярного водяного охлаждения инструмента, что исключает выполнение работ при отрицательной температуре воздуха.

Проведение взрывных работ

Это альтернативный способ произвести демонтаж дымовой трубы котельной. Использование направленного взрыва для разрушения конструкции, предусматривает получения разрешения на проведение подобного рода работ. Дополнительные требования аналогичны, когда дымоход валится целиком:

  • расчет траектории падения;
  • подготовка площадки, соответственно высоте сооружения.

Нормативы, относительно последнего пункта, предусматриваю ограждение местности, на радиусе более 1,5 высот конструкции.

Непосредственно, демонтаж трубы взрывом – довольно быстротечное мероприятие, однако подготовительные работы и бумажная волокита, занимают существенное время. К негативным моментам относится высокая стоимость подобного рода работ.

Видео – неудачный демонтаж дымовой трубы взрывом в Польше:

Применение робототехники

Еще одна разновидность разборки кирпичных и железобетонных труб. Впрочем, подобная процедура не ограничивается использованием исключительно роботов, управление манипуляторами осуществляют люди, хотя и дистанционно. Данная методика в отечественной практике встречается крайне редко и выступает скорее экзотической технологией демонтажа дымоотводов.

демонтажный робот

Подготовительная стадия

Получив тендер на демонтаж дымовой трубы, специалисты должны понимать основные сложности, которые могут возникнуть в ходе работ. Предварять разборку сооружения, должно полное обследование его состояния, на базе которого и выбирается технология демонтажа трубы. Это позволит избежать внештатных ситуаций, среди которых:

  • вибрационное разрушение ствола дымоотвода, как следствие эрозии и трещин в материале конструкции;
  • отклонение направления падения дымохода от расчетных результатов, вследствие кривизны сооружения, например;
  • сейсмические последствия, сопровождающие падение многотонного габаритного объекта;
  • проседание ствола, избежать которого можно дополнительным укреплением основания трубы арматурой.

В частности, сейсмические риски вызываются мощной ударной волной, сопровождающей падение массивной кирпичной или железобетонной конструкции. Как результат, повреждения могут получить здания, находящиеся в относительно безопасной зоне. Пример сейсмических последствий: разрушения хрупких конструкций, стекол на окнах.

Внимательно необходимо относится и к выбору специальной техники. Например, демонтаж металлических труб, в большинстве случаев, производится с участием грузоподъемного оборудования. В этом случае необходимо обратить внимание на достаточные характеристики длины стрелы, а также ее грузоподъемности на максимальном вылете.

Оставшийся вторичный материал

Демонтируемые металлические трубы, непригодные к дальнейшей эксплуатации, могут, отчасти, компенсировать стоимость работ. Обычно это стальные конструкции с толщиной стенок до 10 мм, которые после разборки можно сдать в пункты приема металлолома. Но бывает так, что трубы после демонтажа имеют неплохое состояние – это деловой металл. Такие трубы можно использовать в других целях, например, положить под дорогу, для слива или изготовления не ответственной емкости.

Хорошая дымовая труба после демонтажа

Хорошая дымовая труба бу после демонтажа

Разрушение кирпичного дымохода, особенно методом валки, сопровождается присутствием на месте обвала, изобилия строительного материла – лома кирпича. Часть кирпича остается целой и пригодной для использования в обустройстве собственного участка.

Демонтаж дымовой трубы: демонтаж металлической трубы, демонтаж кирпичной трубы, снос, разборка.

Металлические трубы демонтируются методом демонтажа металлоконструкций. Необходимо продумать все этапы работ, чтобы произвести их качественно.Для демонтажа металлической трубы может потребоваться подъемная техника для плавного опускания, демонтируемой трубы. Если металлическая труба небольших размеров, ее можно демонтировать целиком. Закрепить и "подтянуть" верх металлической трубы подъемным краном, а затем аккуратно отрезать крепежные болты у основания трубы. Если места вокруг трубы нет или мешают близлежащие строения, металлическую трубу нужно будет демонтировать частями и аккуратно опускать на землю. При этом для работы может потребоваться автовышка и автокран.

Демонтаж металлической трубы

Демонтаж кирпичных дымовых труб.

Демонтаж кирпичных дымовых труб производится методом порядовой разборки кирпичной кладки. Для того, чтобы оценить демонтаж кирпичной дымовой трубы, необходимо знать высоту трубы, диаметр верхней части трубы и диаметр нижней части трубы. Необходимо также знать толщину кирпичной кладки трубы в верхней части и толщину кирпичной кладки трубы у основания. Из этих состовляющих данных высчитывается примерный объем демонтируемой кирпичной трубы. Эти данные также необходимы для того, чтобы оценить вывоз и утилизацию битого кирпича. Чтобы грамонтно произвести демонтаж трубы необходимо продумать стадии разборки трубы и варианты сброса кирпичного мусора. Необходимо расчистить прилегающую территорию от техники и передвигаемых конструкций и спроектировать непосредственно демонтаж трубы.

С прошлого века многие дымовые трубы котельных и тэц пришли в негодность и подлежат демонтажу. Часто демонтаж трубы произвести "просто свалив ее" невозможно. Так как вокруг располагаются постройки, линии электропередач и т.д.. По этим же причинам невозможно произвести демонтаж трубы с помощью подъемной техники, экскаваторов, взрывными работами. В этом случае необходимо производить снос трубы или демонтаж трубы в ручную. Демонтаж кирпичной трубы производится методом порядовой разборки кирпичей. Кирпичи сваливают внутрь трубы. А снизу через зараннее сделанный проем выгребают их и складируют в отведенном заказчиком месте. Производя демонтаж кирпичной трубы, есть опасность неконтролируемого падения осколков кирпичей. Даже учитывая, что раньше кирпичная кладка дымовой трубы делалась прочной "на века", со временем кирпич крошится, образуются полости внутри кирпичной кладки. Поэтому старая кирпичная кладка неоднородна и даже при демонтаже небольшими участками, используя перфоратор, домкрат и другие приспособления, есть опасность неконстролируемого падения осколков кирпичей. Необходимо изначально разработать правильный порядок и метод демонтажа кирпичной дымовой трубы.

Порядовая разборка кирпичной трубы

Демонтаж кирпичных труб проводится методом промышленного альпинизма. Сверху вниз постепенно кирпичная кладка разбирается, кирпичи аккуратно спускаются внутрь дымовой трубы. Альпинисты стоят на заранее оборудованных подмостях. Каждый демонтаж трубы необходимо продумать, разработать план разборки трубы. Необходимо учесть расположение построек вокруг трубы. Исходя из типа кирпичной кладки, понять, как будет ломаться кирпичная кладка. Производя демонтаж трубы, битый кирпич вывозится для утилизации, а после завершения порядовой разборки кирпичной трубы производится полная уборка строительного мусора.

Порядовая разборка кирпичной трубы

Иногда демонтаж трубы необходимо производить нестандартными методами. Например в случаях, когда кирпичная труба имеет много трещин и полостей, снос трубы нельзя производить вовнутрь. если труба имеет много дефектов нельзя проделывать проем у основания трубы, так как труба может попросту рухнуть. И если производить снос трубы с трещинами мелкими фрагментами, она непредсказуемо осыпается. Поэтому каждый снос трубы необходимо планировать индивидуально. Вокруг трубы могут быть постройки. Под асфальтом около основания трубы могут проходить коммуникации: водоснабжение или газоснабжение. В этом случае необходимо вокруг трубы насыпать песок во избежании порчи асфальта и коммуникаций под ним.

Экспертиза технического состояния трубы. Для того, чтобы качественно произвести демонтаж трубы, необходимо обладать достаточной информацией о техническом состоянии трубы. Какие трещины образовались в трубе, где и какие полости внутри кирпича. Мы можем провести техническую экспертизу трубы пользуясь как высокоточными радиолокационными приборами, так и провести полный визуальный осмотр по всей длине трубы.

Аварийная кирпичная труба

Покраска и ремонт трубы. Многие организации до сих пор используют старые трубы. Для того, чтобы нормально эксплуатировать дымовую трубу, необходимо поддерживать ее нормальное техническое состояние. Необходимо регулярно проводить ремонтные и покрасочные работы. Проводить экспертизу технического состояния трубы.

Цены на демонтаж трубы:

Снос кирпичной трубы целиком – 7000руб.- 12000руб. за метр высоты.

Порядовая разборка кирпичной трубы – 15000руб. - 25000руб. за метр высоты.

Погрузка и вывоз битого кирпича – от 7000руб. за тонну.

Ремонт кирпичных дымовых труб.

При необходимости, кирпичную дымовую трубу можно отремонтировать для дальнейшей эксплуатации. При ремонте кирпичной трубы можно дополнительно смонтировать металлические стяжки, произвести полное оштукатуривание по сетке, и затем произвести шпатлевку и покраску кирпичной кладки трубы. Или просто произвести герметизацию трещин кирпичной трубы, чтобы приостановить разрушение, хотя бы на короткое время.

Читайте также: