Для чего на передних тормозных колодках металлические усики

Обновлено: 18.05.2024

Тормозные колодки – один из наиболее часто заменяемых расходников на любом автомобиле. Сменить их под силу каждому. Однако даже не каждый сервис выполняет простейшую процедуру правильно. В этом деле важна каждая мелочь. Объясняем, почему.

Любой водитель во время эксплуатации машины хотя бы раз, но сталкивался со всевозможными скрипами, повизгиваниями или даже бряцаньем от тормозов. К этим явлениям приводят самые разные факторы, и далеко не всегда – низкое качество колодок или загрязнение тормозных машинок. Обычно странные шумы – всего лишь следствие неграмотного обслуживания и применения неправильных смазочных материалов.

Разумеется, отрицать присутствия на рынке запасных частей некачественных колодок мы не станем – дешёвая контрафактная продукция была, есть и будет. Некоторые колодки действительно работают с отвратительным визгом именно из-за состава фрикционных накладок. И всё же, обычно такое явление возникает совсем по другой причине – колодки плохо прижимаются к тормозным дискам или неохотно от них отходят.

Для того, чтобы понять, почему это происходит, нужно внимательно рассмотреть дисковые тормозные механизмы. На всех современных легковых автомобилях (за редким исключением) они имеют примерно одинаковую конструкцию. Это однопоршневой суппорт с плавающей скобой. Работает механизм до безобразия просто: при нажатии на педаль тормозная жидкость надавливает на цилиндр, тот, в свою очередь, нажимает на внутреннюю колодку, которая закусывает тормозной диск; с внешней стороны колодку поджимает к диску плавающая скоба суппорта.

Теперь внимательно посмотрите на саму скобу: в ней есть специальные пазы, по которым перемещаются колодки – поджимаются к диску и отъезжают от него. С завода на эти места устанавливаются специальные сменные пластины хитрой формы – копеечные детали, выполненные из жести с антикоррозионным покрытием или из более дорогой нержавейки. Как раз эти элементы и предназначены для обеспечения идеальной и тихой работы тормозных машинок.

Жестянки (они же направляющие) выполняют сразу две важные функции. Будучи установленными на скобе, они фактически выступают в роли подшипника для колодок – перемещение становится гораздо более лёгким, особенно если пары трения смазаны специальным лубрикантом. Одновременно данные пластинки увеличивают площадь давления от колодки на щеку скобы во время торможения. Это позволяет существенно продлить жизнь самой скобе и избежать образования "натоптышей" на её поверхности.

Всё бы хорошо, вот только срок службы направляющих пластин недолог, а новые комплекты тормозных колодок частенько продаются без этих маленьких, но очень важных для правильной работы суппорта элементов. Докупать их отдельно многие автовладельцы, да и профильные сервисы не хотят или сознательно забывают. Результат – быстрый износ и загрязнение скоб, ухудшение подвижности механизвов, и, нередко, - те самые ненавистные скрипы и грохот от тормозных машинок.

Ещё один не менее смешной и дешёвый, но крайне важный элемент, о котором принято забывать, - противовибрационные пластины. Эти детали находятся с нерабочей, тыльной стороны колодок, и многими автолюбителями и сервисами просто-напросто игнорируются.

На автомобилях с грамотно спроектированными тормозными системами прибегать к лишним телодвижениям и закупкам просто не приходится: противовибрационные (или противоскрипные) пластины намертво приделаны к самим колодкам – достаточно просто купить новый комплект и установить его, при необходимости смазав места касания поршня и скобы тыльной стороны колодок.

Но есть нюанс – на дешёвых, неоригинальных колодках никаких пластин может и не быть. В этом случае автолюбителю или сервисмену придётся "приколхозить" уже бывшую в употреблении деталь или же просто о ней забыть.

Противоскрипные пластины нужны для того, чтобы поглощать паразитные вибрации, возникающие при торможении. Они же помогают колодкам более равномерно передавать на диск тормозное усилие при нажатии на педаль тормоза. Отсутствие паразитных вибрация – один из залогов бесшумной работы тормозов.

29. О датчиках износа (скрипунах) передних тормозных колодок


В конструкции передних суппортов датчики износа колодок (далее "скрипуны") выполняют следующие функции:
1. механический звуковой индикатор износа колодки;
2. визуальный индикатор степени износа пары "колодка + диск";
3. отвод верхней части тормозной колодки от тормозного диска — для этой цели на верхних упорных пластинах выполнены пружинные усики, за которые зацепляются скрипуны при монтаже колодок.
Поэтому по задумке инженеров надо использовать все 4 колодки со скрипунами (на каждой колодке по скрипуну). Однако некоторые производители тормозных колодок имеют на этот счет свое собственное альтернативное мнение:


Что делать если на руках каким-то образом оказался "неполноценный" комплект колодок? ("босяцкий подгон", невнимательность при заказе или желание сэкономить). Путей решения много:


Особенности: лень обыкновенная.
Действия: ничего не делать. Эксплуатировать "как есть" и не забивать себе голову. Однако стоит почаще поглядывать за остаточной толщиной фрикционов.

>>> Способ №2
Особенности: на "некомплектных" колодках выполнены "пупыри" для возможности монтажа скрипунов.


Действия: со старых колодок с помощью болгарочки демонтировать скрипуны и наклепать на новые колодки. При монтаже скрипуна оберегайте фрикцион от ударов!

>>> Способ №3
Особенности: на некомплектных колодках отсутствуют пупыри, но выполнены отверстия диаметром 2мм и глубиной 10мм в стальной основе колодки для возможности монтажа нештатной разжимной пружинки.


Действия: колодки со скрипунами монтируем на правую сторону (там износ чуть более интенсивен), а для левой стороны приобретаем разжимную пружинку:


>>> Способ №4
Особенности: на некомплектных колодках отсутствуют пупыри для монтажа скрипунов, однако имеется желание сделать все по Фэн-Шую, т.е. максимально приближенно к оригиналу. Этот комплект БУ колодок Advics SN559P мне достался просто так, я его не покупал. На фрезерном станке вывел фрикционы на плоскость и добавил недостающую пару скрипунов.
Действия:







Этап6. Колодки вместе с влажными тампонами заворачиваем в пакет и кладем на ночь на печку (на батарею) для ускорения процесса коррозии металла

>>> Способ №5
Особенности: на верхних упорных пластинах отсутствуют разжимные усики.
Действия: монтируем колодки с установкой верхних нештатных пружинок, при необходимости делаем в колодках недостающие отверстия. Но лучше заменить упорные пластины (продаются комплектом).

Собственно для чего все это делалось:


Скрипун-индикатор на малоизношенной колодке. По фото видно, что толщина фрикциона не менее 8+2=10мм. Т.е. примерно оценить степень износа передней наружной колодки можно и без снятия колеса


Положение скрипуна, когда фрикционная накладка почти изношена (остаток от 2 до 4мм). Стоит заметить, что скрипун — это не средство измерения, а всего лишь индикатор. Пружинный усик под скрипун не заправлен — так делать не надо

Благодарю за внимание.
Конструктивная критика приветствуется.

UPD: при эксплуатации со штампованными дисками есть шанс, что незаправленный пружинный усик верхней упорной пластины будет задевать за колесный диск со всеми вытекающими последствиями.

Скрипят колодки? Как устранить скрип тормозных колодок


Наткнулся на интересную тему — сам бывает страдаю от скрипа колодок. Почитайте, если интересно.


Одним из самых неприятных моментов при эксплуатации авто, с которым никак не хочется мириться, является скрип тормозов. Даже если этот скрежет «декоративный» и не представляет никакой опасности – долго терпеть такой свист не в состоянии никто. Почему скрипят тормозные колодки? В этой статье мы разберемся, откуда берется, и как избавиться от скрипа тормозов.

Прежде всего, необходимо понять, что такое и откуда появляется скрежет при торможении. При нажатии на педаль тормоза, колодки с двух сторон зажимают тормозной диск и останавливают его. В это время тормозные колодки начинают вибрировать с определенной частотой, и если эту частоту воспринимает человеческое ухо, то мы слышим противный скрип или свист. Этот скрип получается такой громкости, потому что конструкция колесной арки усиливает этот звук в несколько раз. Так что скрежет тормозов есть всегда, просто мы не всегда его слышим. Именно от этого мы и будем отталкиваться при подборе методов избавления от скрипа тормозов.

Причин свиста тормозов, на самом деле, очень много. Перечислим самые основные из них и способы их устранения.

Несовместимость материала колодок и дисков

Состав, из которого выполнена фрикционная (тормозящая) часть колодок, каждый производитель держит в тайне. Здесь, прежде всего, ищется компромисс между эффективностью торможения и долговечностью тормозных колодок, так как чем жестче материал из которого выполнена фрикционная часть тормозной колодки – тем выше её эффективность торможения, но к сожалению, выше вероятность появления вибрации и, соответственно, скрипа. На более «мягких» колодках вероятность появления скрипа ниже, но изнашиваются они быстрее.

Некоторые материалы выполнения фрикционных накладок просто несовместимы с материалом тормозных дисков и поэтому скрипят.

Избавиться от этого можно заменой тормозных колодок на колодки от другого производителя.

Заметим, что если вы установили новые колодки, и они сразу начали «свистеть», то не спешите бить тревогу – производители покрывают тормозные колодки специальным напылением, которое может вызывать скрип. В этом случае достаточно пару дней поездить или сделать несколько резких торможений и это напыление сотрется, соответственно скрип пропадет.


Скрипы, вызываемые особенностями конструкции

Производители применяют специальные противоскрипные пластины для предотвращения скрипа тормозов. Это металлические пластины, которые ставятся между тормозным поршнем и колодкой для надежного закрепления колодки в тормозном механизме, плотного и ровного прилегания поршня к колодке, устранения излишних зазоров. Это помогает предотвратить возникновение излишних вибраций, а соответственно и скрипов. Такие пластины иногда продаются в комплекте с колодками, а иногда отдельно. Если такие пластины у вас отсутствуют – желательно установить их.



Отметим, что колодки следует подбирать такой же формы, какой выполнены оригинальные заводские колодки для надежного закрепления колодки в суппорте, а соответственно, для, опять же, предотвращения излишних вибраций.

Теперь о конструкции самих колодок. Раз вибрации есть всегда, а ухо слышит лишь некоторый диапазон, то для избавления от скрипа надо изменить частоту вибраций на такую, которую не услышит ухо человека. Для этого производители делят фрикционную часть тормозной колодки на несколько (2 или 3) сегментов. Масса и площадь тормозящего сегмента становится меньше – частота вибраций увеличивается и свист пропадает. Делается это путем прорезей в фрикционной части. Ширина прорези ~2мм, а её глубина ~4мм на новой колодке. Если такие прорези отсутствуют на ваших колодках – можно пропилить их самому.


Ещё применяются закругления по краям колодок. Нужны они для того, чтобы тормозное усилие, возникающее при соприкосновении колодок и диска, возникало не сразу, а постепенно. Тогда подверженность колодки вибрации будет значительно ниже. Такие закругления тоже можно сделать самостоятельно, если такие отсутствуют.


Необязательно причиной скрипа являются колодки. Скрип также может появляться из-за неравномерного износа тормозного диска или его кривизны. Обратите на это особое внимание, так как на «кривом» тормозном диске будут скрипеть любые колодки. Искривиться диски могли из-за банального перегрева или из-за гидроудара (лужа) по нагретым дискам во время торможения. Здесь поможет балансировка тормозных дисков (проточка) или замена дисков на новые.

Так же немаловажную роль тут может сыграть и износившийся ступичный подшипник

Если вы давно не меняли тормозные колодки, и они вдруг заскрипели то, вполне вероятно они просто износились и их пора менять. На современных тормозных колодках имеются так называемые «скрипуны» или индикаторы износа колодок – специальная пластина из мягких металлов, которая начинает тереться об тормозной диск и издавать неприятный скрежет или скрип при достижении определенного износа фрикционной части колодки.

Ко всему вышеперечисленному, причиной неприятно скрипа могут быть и износившиеся части тормозного механизма – направляющие тормозного суппорта, поршни и т.д. В такой ситуации вибрации (скрип, свист, скрежет) могут иметь место и при простом движении – не обязательно при торможении. Эти части необходимо прочистить и смазать, а при необходимости — заменить на новые.

Чтобы избавиться от скрипа при торможении, вызываемого вышеперечисленными причинами необходимо провести диагностику ходовой части и тормозных механизмов вашего автомобиля с последующим устранением выявленных неисправностей.

Грязь, осадки, погодные условия

Замечено, что при повышенной влажности и низких температурах вероятность появления свиста тормозных колодок выше, чем в сухую и теплую погоду. Это связано с материалом исполнения фрикционной части колодок. Если скрип вызван этим, то он пропадает при изменении погоды или после некоторого количества интенсивных торможений.

Так же в «бороздки» на колодках и дисках, образовавшиеся при эксплуатации может попасть песок, грязь, пыль, образовавшаяся при стирании феродо (тормозящей части колодки), а так же инородные предметы. Зачастую это и становится причиной скрипа. Тут всё просто — достаточно прочистить и промыть тормозные механизмы и извлечь посторонние предметы.


Вот мы немного и разобрались в том, почему скрипят колодки. Как видите, причин скрипа колодок может быть множество. Прежде всего, необходимо провести анализ – вспомнить, когда появился скрип, при каких условиях, что могло послужить причиной. Если всё слишком «туманно» и наиболее вероятную причину появления скрипа выявить не удается, то оптимальным решением будет заехать в автосервис для диагностики ходовой части и тормозных механизмов вашего авто. Заодно попросить промыть и прочистить тормозные механизмы. Дальше, если скрип не пропадет, действовать исходя из результатов диагностики.
А самым простым решением будет замена колодок и проточка или дисков.
Надеемся, что статья была полезной для Вас.

26 ноября 2013 Метки: тормозные колодки , скрип , методы диагностики скрипа колодок , устранение скрипа колодок

как правильно должны стоять колодки.

Всем привет, не буду писать лишних слов что да как, сразу к делу, как правильно должны стоять колодки этими железными усиками что на фото внутри или снаружи суппорта, усиком вверх или вниз.

И сразу второй вопрос где должны стоять эти штуки которые стоят в скобе суппорта, вверху или внизу, просто они тоже разные 2 с какими то пластинками 2 без

Всем привет, не буду писать лишних слов что да как, сразу к делу, как правильно должны стоять колодки этими железными усиками что на фото внутри или снаружи суппорта, усиком вверх или вниз.

Всем привет, не буду писать лишних слов что да как, сразу к делу, как правильно должны стоять колодки этими железными усиками что на фото внутри или снаружи суппорта, усиком вверх или вниз.

И сразу второй вопрос где должны стоять эти штуки которые стоят в скобе суппорта, вверху или внизу, просто они тоже разные 2 с какими то пластинками 2 без

Внутренняя колодка с пискуном, наружняя - без.

Внутренняя колодка с пискуном, наружняя - без.

пискуном в арку колодки вставляются, то есть дальняя колодка будет пищать, это сделано потому что дальнюю колодку трудно "уследить" визуально.

у скобочек коротенькие нижние длиненькие верхние, колодка вставлется в нижнюю, в верхнюю заводится край.

пискуном в арку колодки вставляются, то есть дальняя колодка будет пищать, это сделано потому что дальнюю колодку трудно "уследить" визуально.

у скобочек коротенькие нижние длиненькие верхние, колодка вставлется в нижнюю, в верхнюю заводится край.

Да не в этом вопрос был! ))))
Понятно, что изнутри. С какой стороны колодки он должен быть? - Колодка должна быть установлена "пискуном" таким образом, чтобы диск, вращаясь, "прижимал" его к колодке (к железке) когда она износится а не отводил от неё. Иначе звука (писка) практически не будет.

Конечно спасибо тем кто хоть что то написал по теме, но с проблемой уже справился, зашёл на сто там обьяснили : что все проще чем кажется, "что эти так называемые пискуны нужны для того ,что когда кончается колодка они начинают пищать, и ставятся они с внутренней стороны и чаще всего сверху,короче вообще бесполезные штуки, с наружней стороны ставится обычная,
вот только про эти скобки я так и не понял, сказали что они должны стоять каждая на своем месте, типа если они стоят сверху на низ их не поставить, я ставил и вверх и вниз те что с пластинкой и разницы вообще никакой не заметил, в итоге поставил с пластинками в низ и всё нормально как три дня, может кто то всё же пояснит, что да как да почему.


Что ж тебя такого умного в детсве не украли? Если не знаешь или не можешь помоч лучше бы промолчал. И речь не идет о какой то не опытности,просто до этого была H-crv и когда менял колодки там не было никаких Пискунов, а тут разбирая колесо увидел что на правом колесе стоят две колодки с пискунами, на левом вообще без них, (прошлый хозяин так поставил), а я не видел ни разу этих Пискунов и не знал что это за такое чудо))) вот и всё

Многие водители не знают про тормозные колодки со «скрипунами». Рассказываю, что это за колодки и как правильно их устанавливать

Многие водители не знают про тормозные колодки со «скрипунами». Рассказываю, что это за колодки и как правильно их устанавливать

Недавно к нам в сервис на очередное техническое обслуживание приехал клиент на Lada Largus. Владелец автомобиля привёз свои тормозные колодки и попросил установить именно их. «Потому, что оригинальные достали своей скрипучестью и неэффективностью» — так он выразился.

Клиент вычитал на форумах про какие-то корейские «супер-крутые» тормозные колодки. Я про такие ранее не слыхал. И считаю, что дело тут скорее всего в самих дисках, которые устанавливает АвтоВАЗ. Но, как говорится, хозяин — барин. Я вскрыл коробку, и достал комплект колодок.

На двух колодках мы увидели две специальные пластины. Это и есть те самые «скрипуны». На оригинальных колодках никаких пластин не было. Поэтому клиент удивился, сказал, что впервые такое видит и начал задавать вопросы в духе «а что это такое и с чем его едят?».

Я ему рассказал, что это за колодки и как правильно их устанавливать.

Что такое «скрипуны»?

Эти пластины, «скрипуны», не что иное, как обычный механический индикатор износа. Они наклёпаны на основание тормозной колодки и расположены параллельно фрикционной накладке. В рабочем состоянии они расположены перпендикулярно относительно рабочей поверхности тормозного диска.

А называются они «скрипунами» потому, что когда фрикционная накладка колодки стирается до определенного момента, обычно это остаток в 20-30 %, эта самая пластина начинает контактировать с плоскостью диска, и этот контакт сопровождается скрипом. Тем самым, намекая водителю, что скоро нужно будет заменить тормозные колодки.

Как правильно их устанавливать?

Так как в комплекте всего две колодки с такими индикаторами, то возникает логичный вопрос: как правильно их устанавливать?

По своему опыту я знаю, что такую колодку нужно устанавливать на сторону, где давит поршень суппорта. В нашем случае, это внутренняя сторона диска. Потому, что именно со стороны поршня колодка обычно стирается быстрее. Мои слова подтверждает состояние колодок, которые я снял с Ларгуса нашего клиента.

У наблюдательного читателя, возникнет еще один логичный вопрос: где должен быть расположен «скрипун» снизу или сверху?

Действительно, все четыре колодки имеют одинаковую форму, поэтому установить их можно по-разному, но только один вариант будет правильным. В данном случае, т.к. суппорт на диске расположен спереди (по ходу движения автомобиля), то колодку нужно расположить так, чтобы индикатор был сверху. Почему?

Потому, что индикатор должен быть установлен с набегающей стороны диска. Т.е. если взять условную точку на поверхности диска, то она сначала должна пройти «скрипун», а потом уже всю поверхность колодки. Так диск будет прижимать индикатор к основанию колодки.

А если поставить колодку индикатором вниз, то диск, после прохождения поверхности колодки будет отгибать эту пластину и никакого скрипа вы не услышите.

Читайте также: