Для чего служит фитиль и металлическая трубка с диском

Обновлено: 19.05.2024

♦ В этой работе вам будет необходимо:

1. Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории.

2. Изучить лабораторное оборудование и лабораторную посуду, их назначение.

3. Изучить устройство спиртовки и строение пламени, а также правила обращения со спиртовкой.

4. Поработать с тренажерами..

I. Правила техники безопасности в кабинете химии

  1. Соблюдение требований настоящей Инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.
  2. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.
  3. Во время работы в кабинете учащиеся обязаны быть в халатах и пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя), поддерживать порядок на рабочем месте.
  4. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами, методам нагревания, наполнению сосудов и т.д.
  5. Подготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.
  6. Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.
  7. Запрещается прием пищи и напитков в кабинете химии.
  8. Запрещается загромождать проходы портфелями, сумками.
  9. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
  10. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  11. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.
  12. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости, они должны сливаться в специальные сосуды на рабочих местах.
  13. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Устранять неисправности учащимся самостоятельно запрещается.
  14. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.
  15. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
  16. По окончании практических и лабораторных работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
  17. При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

II. Лабораторная посуда и оборудование

1. Посмотрите презентацию

2. Изучите таблицу:

Пробиркодержатель

Для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции

Фарфоровая чашка

Для выпаривания и кристаллизации

Колбы

Для приготовления растворов и проведения реакций

Лабораторный штатив

Мерный цилиндр

Для измерения объема вещества

Пробирка

Для проведения химических опытов

Асбестовая сетка

Для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды

Штатив для пробирок

Для размещения пробирок

Спиртовка

Для нагревания веществ

Химический стакан

Фарфоровая ступка с пестиком

Для измельчения твердых веществ

Воронка

Для переливавния жидкостей

III. Правила работы со спиртовкой


IV. Устройство спиртовки


1 - стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;

2 - металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.



Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

Для чего служит фитиль и металлическая трубка с диском

Практическая работа 1

Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием

На этом практическом занятии вы освоите простейшие приёмы работы в химической лаборатории.

Оборудование : спиртовка, спички, лабораторный штатив, штатив для пробирок, набор химической посуды.

1. Правила безопасности при работе в химической лаборатории

Изучите правила безопасности при работе в лаборатории (с. 231).


Рис. 121. Спиртовка

2. Устройство лабораторной спиртовки

Спиртовка (рис. 121) состоит из толстостенного стеклянного резервуара 1 , заполненного спиртом, и колпачка 2 . В спирт погружён фитиль 3 , сделанный из некручёных хлопчатобумажных нитей. Фитиль удерживается в отверстии резервуара специальной трубочкой с диском 4 . Выдвинув фитиль из трубочки, можно увеличить размер пламени.


Рис. 122. Зажигание спиртовки: а — правильное; б — неправильное

При нагревании на спиртовке сначала аккуратно прогревают в пламени весь сосуд, а уже затем ту его часть, где лежит вещество или находится раствор. Иначе стекло может треснуть. При нагревании направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и своих соседей на случай непредвиденного выброса кипящей жидкости.

При пользовании спиртовкой следует соблюдать следующие правила.

• Спиртовка должна быть заполнена спиртом не менее чем на 2 /3 по объёму. Если вы видите, что пламя уменьшается, а волокна фитиля начинают тлеть, значит, в спиртовке заканчивается спирт. В таком случае её необходимо погасить, а спирт долить через воронку, по возможности не вынимая полностью фитиль из резервуара. Лучше доливать спирт заранее, как только его останется примерно 1 /4 по объёму.

• Зажигать спиртовку следует спичкой или лучинкой. Никогда не наклоняйте одну спиртовку к другой, так как при этом может вспыхнуть пролитый спирт (рис. 122).

• Фитиль должен быть ровно обрезан ножницами, иначе он начинает обгорать.

• Если во время работы на фитиль попала вода и пламя сильно уменьшилось, надо потушить спиртовку, немного вытянуть и обрезать фитиль.

• Чтобы потушить спиртовку, её накрывают колпачком. Дуть на пламя нельзя!

• Хранить спиртовку необходимо закрытой, иначе спирт быстро испарится.

• Если горящая спиртовка упала и разбилась, а разлившийся спирт продолжает гореть, его надо потушить, накрыв плотной тканью или залив водой.

3. Строение пламени спиртовки

Зажгите спиртовку. Рассмотрите пламя. Найдите в нём различные зоны. Потушите спиртовку, накрыв пламя колпачком. Нарисуйте строение пламени. Вспомните, какая часть пламени самая горячая. Какова температура пламени (см. рис. 4)?

4. Лабораторная посуда

Ознакомьтесь с выставленной на столе лабораторной посудой. Какие сосуды называют пробирками, колбами, стаканами? Какие типы колб вам известны (см. рис. 2)? Для чего используют делительную воронку (см. рис. 9), фарфоровую чашку (см. рис. 11), мерный цилиндр?

Нарисуйте выданную вам посуду в тетради и подпишите названия.

5. Лабораторный штатив


Рис. 123. Лабораторный штатив: 1 — подставка; 2 — стержень; 3 — зажим; 4 — лапка; 5 — кольцо

Важная принадлежность химической лаборатории — универсальный металлический штатив . Он состоит из тяжёлой чугунной подставки и вертикального металлического стержня, на котором с помощью зажимов закрепляют лапку и кольцо (рис. 123).

Лапка служит для закрепления пробирок и колб, а в кольцо помещают воронки и фарфоровые чашки.


Зажмите в лапке штатива пробирку. Пробирка должна быть закреплена достаточно туго, чтобы её можно было повернуть лишь с некоторым усилием. Но если зажать её слишком крепко, она может треснуть. Лучше всего сжать лапку с помещённой в неё пробиркой пальцами, а затем заворачивать винт, пока он не перестанет свободно вращаться. Пробирку закрепляют в лапке штатива около отверстия.

Закрепите на стержне штатива кольцо. Положите на него металлическую сетку, а на неё поставьте стакан или плоскодонную колбу. Нарисуйте лабораторный штатив с пробиркой и стаканом.

Штативы для пробирок (рис. 124) представляют собой деревянные или пластмассовые стойки с круглыми отверстиями.

6. Работа с растворами

Раствор, находящийся в пробирке, перемешивают энергичным постукиванием указательного пальца правой руки по боковой части пробирки (рис. 125).


Рис. 125. Перемешивание жидкости в пробирке

В колбе или стакане раствор перемешивают стеклянной палочкой, совершая ею круговые движения, чтобы не разбить дно сосуда. С помощью стеклянной палочки также переливают жидкость из одного сосуда в другой. Для этого палочку, по которой будет литься раствор, держат почти вертикально, а сосуд с жидкостью постепенно наклоняют, плотно прижимая носик стакана или горлышко колбы к стеклянной палочке. Жидкость течёт по палочке тонкой струйкой и не разбрызгивается.

Если из раствора выпали кристаллы, то их можно легко отделить, слив жидкость, находящуюся над ними ( маточный раствор ) по стеклянной палочке. Такой метод называют декантацией .

Презентация по химии 8 класс практическая работа 1

Практическая работа №1 Правила техники безопасности в кабинете химии. Приё.

Цель:
Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.
Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.

Помни, каждый ученик, Знай, любая кроха: Безопасность – хорошо, А халатность.

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Правила техники безопасности в кабинете химии.
Работа по инструкции (карточки)

 Знакомство с лабораторным оборудованием


Знакомство с лабораторным оборудованием

Заполните таблицу:

 а) Устройство лабораторного штативаШтатив служит для крепления дета.

а) Устройство лабораторного штатива
Штатив служит для крепления деталей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапки и кольца

Почему подставка штатива изготавливается массивной? Kаково назначение муфты.

Почему подставка штатива изготавливается массивной?
Kаково назначение муфты, лапки и кольца?
Муфты с укрепленными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении, для чего необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, подняв ее на необходимую высоту, закрепить

Почему стержни лапок и колец располагают сверху муфты? Почему закрепленная в.

Почему стержни лапок и колец располагают сверху муфты?
Почему закрепленная в лапке пробирка должна сравнительно свободно проворачиваться?

Пробирку обычно зажимают около отверстия. Винт лапки сверху. На кольце уста.

Пробирку обычно зажимают около отверстия. Винт лапки сверху.
На кольце устанавливают фарфоровую чашку

б) Приёмы работы со спиртовкой. Строение спиртовки.

б) Приёмы работы со спиртовкой.
Строение спиртовки.

Правила работы со спиртовкой: Зажигать только спичкой, запрещается за.

Правила работы со спиртовкой:

Почему нельзя зажигать одну спиртовку от другой? K каким последствиям это м.

Почему нельзя зажигать одну спиртовку от другой?
K каким последствиям это может привести?
С помощью чего гасят спиртовку?

в) Строение пламени

в) Строение пламени

В какой части пламени произошло наиболее сильное обугливание лучинки? В каку.

В какой части пламени произошло наиболее сильное обугливание лучинки?
В какую зону пламени необходимо помещать нагреваемый предмет для быстрейшего его нагревания?

Первая помощь при ожогах: Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стакан.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.
В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрым энергичным постукиванием по ее нижнему концу.
В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане – стеклянной палочкой с резиновым наконечником

Инструкция по технике безопасности: Стекло – хрупкий материал, имеющий мало.

Инструкция по технике безопасности:

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при порезах: а) в первую очередь, необходимо остановить кровоте.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

ПосудаПочему для изготовления химической посуды наиболее часто используется с.

Посуда
Почему для изготовления химической посуды наиболее часто используется стекло?
Почему запрещается встряхивать пробирку с веществом, закрывая отверстие пальцем? K каким последствиям это может привести?

Пробирка химическая используется для проведения большинства простейших опыто.

Пробирка химическая используется для проведения большинства простейших опытов и как деталь собираемых приборов.
Химический стакан с носиком служит для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения простейших химических операций (растворение, нагревание).
Колба коническая используется для хранения жидких и твердых веществ, а также для проведения различных химических операций.
Колба плоскодонная служит для проведения химических операций, а также для хранения жидких и твердых веществ.

Мерная посуда: цилиндр, стакан — используют для измерения объема жидкостей.

Мерная посуда: цилиндр, стакан — используют для измерения объема жидкостей.
Колба круглодонная служит для проведения разнообразных химических операций при нагревании.

Воронка конусообразная служит для переливания жидкостей и фильтрования. Стек.

Воронка конусообразная служит для переливания жидкостей и фильтрования.
Стеклянная палочка предназначена для размешивания веществ в химической посуде. Для предохранения посуды от случайного растрескивания при размешивании веществ на конец стеклянной палочки надевают кусочек резиновой трубки
Ложка фарфоровая (1), шпатель (2) служат для взятия твердых и сыпучих веществ.
Ложка-дозатор (3) предназначена для взятия определенной порции вещества.

Чашка фарфоровая применяется для выпаривания жидкостей. Тигель фарфоровый пр.

Чашка фарфоровая применяется для выпаривания жидкостей.
Тигель фарфоровый предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ при высокой температуре.
Треугольник фарфоровый используется для размещения в нем тигля. Треугольник помещают на кольцо штатива.

Ступка с пестиком служат для размельчения и растирания твердых веществ. Штати.

Ступка с пестиком служат для размельчения и растирания твердых веществ.
Штатив для пробирок, служит для размещения в нем пробирок.
Зажим пробирочный служит для закрепления пробирки, если вещество в пробирке требуется нагреть в пламени.

Зажим пружинный используют для зажимания резиновых трубок при монтаже различ.

Зажим пружинный используют для зажимания резиновых трубок при монтаже различных приборов.
Промывалка служит для промывания осадков дистиллированной водой, для смывания осадков с фильтров и стенок сосудов. Ее используют также для хранения небольших количеств дистиллированной воды.
Воронка делительная предназначена для разделения несмешивающихся жидкостей, имеющих разную плотность.

Склянка с пипеткой служит для хранения растворов реактивов при работе с малым.

Склянка с пипеткой служит для хранения растворов реактивов при работе с малыми количествами веществ.

Пластина для капельного анализа (керамическая или стеклянная) используется при выполнении опытов с очень малыми количествами веществ в объеме 1-2 капель.
Прокладка керамическая огнезащитная используется при нагревании веществ в стеклянной посуде. Прокладку размещают на кольце металлического штатива.

Для переливания жидкостей из одной посуды в другую применяют воронки. Воронки.

Для переливания жидкостей из одной посуды в другую применяют воронки. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.

Сначала фильтр надо сложить и обрезать, вложить в воронку и смочить водой. За.

Сначала фильтр надо сложить и обрезать, вложить в воронку и смочить водой. Затем по палочке налить фильтруемую жидкость. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое.
Почему при фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке, направляя ее на стенки фильтра? Почему нельзя просто вылить жидкость на центр фильтра?

При выпаривании используют фарфоровые чашки. Выпаривание применяют в том случ.

При выпаривании используют фарфоровые чашки. Выпаривание применяют в том случае, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор – не более 1/3 ее объема. Устанавливают чашу на кольце штатива и греют на открытом пламени при постоянном помешивании

Заполните таблицу:

Лмтература и интернетресурсы: О.С. Габриелян, Химия, 8 класс, иэд. «Дрофа», М.

Лмтература и интернетресурсы:

Спасибо за активную работу на уроке!

Спасибо за активную
работу на уроке!

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: