Добыча металлов в арктике

Обновлено: 05.10.2024

Россия – лидер по добыче твердых полезных ископаемых (ТПИ) в Арктике. На ее долю приходится почти 40% мировой добычи меди, никеля и алмазов. Такие данные приводит Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН.

Россия занимает первое место в мире по добыче минерального сырья среди стран, чьи площади полностью или частично находятся за Северным полярным кругом, говорит эксперт АНО «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) Андрей Иванов. При этом детальные исследования залежей руд и минералов проводились лишь для отдельных регионов российской Арктики. А большая часть арктической территории остается слабо изученной. Основная причина - трудная доступность этих территорий, долгая полярная ночь, зима по восемь месяцев в году, а также предельно низкие температуры – до минус 60 градусов.

Норильск: и медь, и никель, и платина

Уникальным является месторождения Норильского рудного района. Район располагается на севере Красноярского края, и в нем сосредоточены сульфидные медно-никелевые месторождения мирового значения: «Норильск I», «Норильск II», «Талнахское», «Октябрьское», а также месторождения угля, нефти, газа.

Норильский комбинат сегодня - это карьер («Норильск I»), 5 шахт, 2 обогатительные фабрики, металлургическое производство, предприятия энергетики и многое другое. На месторождениях Норильска действуют рудник «Заполярный» и карьер «Медвежий ручей».

Сами месторождения разрабатываются открытым и подземным способами.



Залегают полезные ископаемые на глубине от 150 до 1,5 тыс. метров от поверхности. Главные рудные минералы — пентландит, пирротин, халькопирит и кубанит.

Норильские руды — это сырье для получения никеля, меди, кобальта и металлов платиновой группы, а также железа, свинца, цинка и ртути.

Уникальные по запасам месторождения Талнахского рудного узла — Талнахское (рудники «Маяк» и «Комсомольский») и Октябрьское (рудники «Октябрьский» и «Таймырский»). Здесь находятся более 40% разведанных мировых запасов платиноидов, более 35% никеля, около 10% меди и 15% кобальта.

Запасы медно-никелевых месторождений и месторождений металлов платиновой группы дают возможность вести здесь добычу еще больше ста лет, говорит Андрей Иванов.

В Якутии и Архангельске: где добывают алмазы

Алмазы в Арктике в основном сосредоточены в Якутии и Архангельске. При этом на Якутию приходится 82% всех добываемых в России алмазов. Раньше добывали алмазы на Пермском крае. Урал был единственным источником алмазов в стране вплоть до 1955-го, когда якутские кимберлиты потеснили уральские россыпи.

Алмазная руда залегает в земной коре и находится в так называемых кимберлитовых трубках. Это место, где магматическое вещество под огромным давлением прорвало осадочную породу земной коры. Такие образования возникли несколько миллионов лет назад.

В активной разработке в Архангельской области находятся два месторождения. Месторождение им. М. В. Ломоносова недалеко от Архангельска— крупнейшее месторождение алмазов в Европейской части РФ. Оно было открыто в середине восьмидесятых годов прошлого века, и активная разработка началась с 1999 года. Месторождение включает в себя шесть кимберлитовых трубок: Архангельская, им. Карпинского—1, им. Карпинского—2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.

Первое месторождение в Якутии было обнаружено еще в 1954 году. Его назвали «Зарница». Позже было разведано еще одно крупнейшее месторождение – «Мир». Рядом с ним возник город Мирный.

Всего в Якутии выделено и разведано 12 алмазоносных районов. В настоящее время активно разрабатываются три: Далдыно-Алактинский, Анабарский и Мало-Ботуобинский. На этих территориях расположены известные кимберлитовые трубки: Удачная, Интернациональная и Мир.

Уникальной в России является Попигайская астроблема с техническими алмазами, говорит Андрей Иванов. Она расположена на севере Красноярского края в бассейне реки Попигай и представляет собой один из самых удивительных метеоритных кратеров Земли. Уникальность этого места состоит в том, что здесь выявлены месторождения технических алмазов. Их запасы превышают суммарные запасы всех известных в мире алмазоносных провинций.



Попигайская астроблема представляет собой один из самых удивительных метеоритных кратеров Земли и четвертый по величине кратер, образовавшийся при падении метеорита в мире. Примерно 35.7 млн. лет. назад астероид диаметром около 8 км, двигавшийся с северо-востока, врезался в кристаллические породы фундамента земли. Из-за удара, взрыва и температуры, достигавшей 2000 градусов, расплавилось около 1750 кубических километров горных пород. Образовался кратер диаметром 98 километров

Уникальность этого места состоит в том, что здесь выявлены месторождения технических алмазов, запасы которых превышают суммарные запасы всех известных в мире алмазоносных провинций. Эти алмазы по прочности тверже всех известных в природе алмазов.

При этом в начале 1971 года, при исследовании образцов породы из Попигайского кратера, была открыта новая коренная порода алмазов – импактиты. Они образовались за счет переправления кристаллических пород при ударном столкновении с космическими телами. На данный момент Попигайское месторождение импактных алмазов считается единственным в мире, хотя всего на Земле известны и другие импактные кратеры.

Золото

Золото в Арктике добывается на Чукотке и в Северной Якутии. Редкими металлами богаты Карело-Кольский регион, Новая Земля. Открыт ряд гигантских месторождений (Песчанка на Чукотке – 4 тыс. тонн золота), напоминает Иванов. Но добыча на части из них нерентабельна из-за большой удаленности от моря или крупных рек.

В целом в российской Арктике порядка двадцати уникальных и гигантских месторождений различных ископаемых. И значительные территории еще не исследованы. Но разработка ТПИ в северных условиях затруднена, и большинство месторождений «лежат» и ждут лучших времен.

Арктические рудники и их работа

Арктические рудники и их работа

Геологи, как известно, приходят в неизведанные края самыми первыми. А уже потом по их следам вырастают шахты, карьеры и металлургические комбинаты, посёлки и даже города, строятся дороги, морские порты, аэродромы и атомные электростанции. Можно без преувеличения сказать, что романтическая профессия геолога в Арктике заслуживает особого уважения. Но этот очерк не столько о рудах, которые геологи открыли в недрах Арктики. Он посвящён, главным образом, тому, как добываются эти руды в условиях "Крайнего Севера", как они превращаются в металлы. Куда поступает продукция заполярных рудников? Каковы потребности России в арктических металлах?

На фото богатые медно-никелевые руды:



В Арктической зоне России, в тяжелейших условиях Заполярья, успешно работает несколько десятков крупных рудников (от слова "руда"). Руда – природное минеральное сырьё, содержащее металлы или их соединения в количестве и в виде, пригодном для их промышленного использования (горная энциклопедия). Рудник – горнопромышленное предприятие, добывающее руду. В зависимости от способа добычи руды существуют: подземные рудники (шахта, штольня), открытые рудники (карьер) и комбинированные рудники, которые имеют в составе и шахты, и карьеры. Часто рудник называют по добываемому металлу (золотой, медный и т.д.).

На фото подземная и открытая добыча руд:



Небольшой объём очерка не позволяет осветить работу всех арктических рудников. Поэтому автор выбрал наиболее интересные и показательные примеры: рудники ГМК «Норникель» и корпорации «Кинросс Голд».

Первые места среди арктических рудников по ценности продукции занимают медно-никелевые рудники ГМК «Норникель», который объединяет в производственную цепочку крупные горнодобывающие, обогатительные и металлургические предприятия. На территории Арктической зоны России действуют шесть крупных рудников Норникеля, разрабатывающих три месторождения на севере Красноярского края (Заполярный филиал) и четыре месторождения в Печенгском рудном районе (Кольская ГМК). Ежегодно Норникель добывает 25 млн тонн руды, из которых извлекают никель, медь, кобальт, золото, серебро, платину, иридий, селен, палладий, рутений, осмий и теллур. Объёмы имеющейся минерально-сырьевой базы позволяют Норникелю поддерживать достигнутый уровень добычи металлов в обозримой перспективе. Отметим, что на Таймырском полуострове сконцентрированы крупнейшие в мире запасы никеля. Для обеспечения работы этих рудников в Арктике выросли города Норильск, Дудинка, Мончегорск, Никель и др.

В таблице приведена доля арктических запасов и добычи по отношению к мировой ГМК «Норникель» (на 2016 г.).

Заполярный филиал отрабатывает запасы трёх месторождений: Талнахское и Октябрьское, а также Норильск-1. На Талнахском месторождении в составе одного рудника «Комсомольский» работают три шахты - «Маяк», «Комсомольская» и «Скалистая». На соседнем Октябрьском месторождении действуют рудники «Октябрьский» и «Таймырский». Месторождение Норильск-1 разрабатывается рудником «Заполярный», в состав которого входят карьер «Медвежий ручей» и подземная шахта. По данным компании, протяжённость шахтного поля подземных рудников, входящих в Талнахское месторождение, составляет 12 км. Общая протяжённость выработок превышает 450 км. Суммарная длина железнодорожного полотна рудников составляет более 80 км. Самыми глубокими рудниками страны сейчас являются "Октябрьский" и "Таймырский". В 2011 году на «Скалистой» начали строить самый глубокий (2052 м) в России скипо-клетьевой ствол.

Шахта

На карте показаны рудники и другая инфраструктура Заполярного филиала Норникеля. Здесь добывают руду, производят концентрат и металлы, доставляют продукцию Северным морским путём потребителям. Примерно такая же инфраструктура создана и на Кольском полуострове.

Карта.png

Ко́льская ГМК – филиал Норникеля в Муранской области, созданный в 1998 году на базе комбинатов "Североникель" и "Печенганикель". В состав Печенганикеля входят два подземных рудника, два карьера, обогатительная фабрика, цех обжига, плавильный и сернокислотный цех, автотранспортный, железнодорожный и другие цеха обеспечения производства. Ко́льская ГМК эксплуатирует месторождения Печенгского рудного поля: Ждановское и Заполярное (рудник «Северный»), Котсельваара-Каммикиви и Семилетка (рудник «Каула-Котсельваара»). Ежегодно добывается около 7.5 млн тонн руды. За 50 лет добыли более 2 млн тонн никеля. Руда с низким содержанием металлов обогащается. Получают около 500 тыс. тонн концентрата. Богатые руды направляются в плавильный цех, расположенный в г. Никель. Туда же поступают и норильские руды, поставляемые Северным морским путём. Конечным продуктом является файнштейн, который направляется на дальнейшую переработку на комбинат "Североникель". В результате получают никель, медь, кобальт, драгоценные металлы, серную кислоту.

На фото новейший дизель-электроход высшего ледового класса, принадлежащий Норникелю. В связи с размерами (длина – 170 м, ширина – 23 м, высота – 49 м) эти суда прозвали плавучими девятиэтажками.





Никель – металл серебристого цвета. Его используют для производства нержавеющей стали, в сплавах без железа, а также частично применяют в медицине, химии и порошковой металлургии. Большинство металлических деталей, для которых важна жаропрочность, изготовлены из сплава никеля. В последние годы всё большее количество никеля используется в аккумуляторах для электромобилей и гибридных автомобилей, производство которых в мире стремительно растёт. Норникель – один из основных поставщиков первичного металла на мировой рынок (12–15% мировых поставок ежегодно). По данным Госдоклада, в 2015 г из России вывезено 225,8 тыс. т, необработанного никеля, главным образом в Нидерланды, куда с 2012 г. поставляется до 97% продукции. В другие страны Европы поставки никеля осуществляются в небольших объёмах. Почти единственным экспортным направлением торговли никелевым концентратом с 2008 г. остаётся Китай, куда в 2015 г. было поставлено 35.5 тыс. т. Импорт необработанного никеля в Россию незначителен, в 2015 г. он снизился по сравнению с предыдущим годом на 60% и составил 0.9 тыс. т металла, ввезённого из Норвегии. Потребление металла внутри России незначительно: в 2015 г. было использовано всего 19.8 тыс. т никеля. Рынок никеля к настоящему моменту находится в стадии восстановления после падения 2016 года. В 2017 г. среднегодовая цена составила 10.144 тыс. долл. за тонну, рост по сравнению с 2016 годом на 9%. На фото никелевый кубик с ребром 1 см и самородный никель:



Медь – древнейший из освоенных человечеством металлов, благодаря своей распространённости и малой температуре плавления. Это металл золотисто-красного цвета с высокой способностью к тепло- и электропроводимости. Он широко применяется в электротехнике, а также в различных радиаторах охлаждения. В связи с высокой механической прочностью, но одновременно пригодностью для механической обработки, медные бесшовные трубы круглого сечения получили широкое применение во внутренних системах водоснабжения, отопления, газоснабжения, системах кондиционирования и холодильных агрегатах. В разнообразных областях техники широко используются сплавы бронза и латунь. Медно-никелевые сплавы применяются для чеканки разменной монеты. В ювелирном деле часто используются сплавы меди с золотом для увеличения прочности изделий к деформациям и истиранию, так как чистое золото – очень мягкий металл и нестойко к механическим воздействиям. В последние годы рост потребления меди в мире и в России связан с увеличившимися объёмами строительства. На фото медный самородок:



Значительное количество рафинированной меди ежегодно вывозится из России. Причём в 2015 г., по данным Госдоклада, объём экспорта увеличился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом (до 563.2 тыс. т.). Это связано с отменой летом 2014 г. десятипроцентной пошлины на экспорт медных катодов. Основным направлением экспорта в 2015 г. традиционно оставалась Европа – Нидерланды (62%) и Германия (18%); Турция (5%) и Китай (4%). Объём импорта рафинированной меди в Россию незначителен, в 2015 г. он составил чуть более 1 тыс. т. Основными поставщиками являются Казахстан и Польша. Видимое внутреннее потребление в стране рафинированной меди в 2015 г., по предварительным данным, составило 312 тыс. т., т.е. вдвое меньше, чем в предыдущие годы. Это связано с увеличением поставок на экспорт.

На мировом рынке меди в течение последних пяти лет складывается неблагоприятная ситуация. Достигнув максимума в 2011 г. (8821 долл./т на Лондонской бирже металлов, ЛБМ), цены устремились вниз. В 2016 г. среднегодовая цена рафинированной меди на ЛБМ опустилась ниже уровня «кризисного» 2009 г., составив 4863 долл./т. В 2017 году цена меди выросла на 8%. Снижение цен связано с замедлением темпов роста экономики Китая, увеличением профицита рафинированной меди на рынке, а также с падением цен на нефть и другие сырьевые товары.

Платиноиды – металлы платиновой группы (МПГ, MPG), включающие шесть рутений, родий, паллалий, осмий, ирридийи платину. Эти металлы имеют сходные физические и химические свойства, и, как правило, встречаются в одних и тех же месторождениях. Огромные запасы МПГ, как упоминалось выше, содержат месторождения Норильского района. Главные платиноиды – платина и палладий, пользующиеся наибольшим спросом на мировом рынке. Применяются в электронике, медицине, ювелирном деле и химии. Своё название палладий получил в честь ранее названного астероида в 19-м веке. Платина была названа испанскими конкистадорами в ходе экспансии Южной Америки, которые сначала приняли этот металл за серебро (буквальный перевод с испанского – "серебришко").

Переработка концентратов платиноидов, подготовленных на горно-металлургических комбинатах Норникеля, осуществляется на аффинажных заводах. В России основной объём аффинажа осуществляет ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова», куда, в том числе по толлинговому соглашению, поставляется весь концентрат драгметаллов «Норильского никеля». Продукция «Красцветмет» соответствует международному стандарту «London Good Delivery», позволяющему осуществлять её реализацию на международных биржах.

На мировом рынке Норникель – ведущий поставщик палладия и второй поставщик платины, уступая по этому металлу ЮАР. Суммарный объём российского экспорта всех металлов платиновой группы обеспечивает около трети мирового потребления. В 2015 г. экспорт МПГ составил 105.2 т, что на 1% меньше, чем годом ранее, при этом было вывезено 81 т палладия, 21.7 т платины и 2.5 т родия. Основные направления экспорта определяются сетью представительств Норникеля, расположенных в Великобритании, Швейцарии, Китае и США. Импорт платиноидов в Россию, по данным Госдоклада, незначителен и составляет не более 200 кг ежегодно.

МПГ востребованы во многих областях промышленности, в первую очередь – в автомобилестроении, где сплавы металлов используются в каталитических конвертерах для нейтрализации вредных веществ выхлопных газов автомобилей, и в ювелирном деле. Кроме того, каталитические и антикоррозионные свойства платиноидов широко применяются в химической, нефтеперерабатывающей, стекольной и электронной отраслях промышленности. В России, по данным Госдоклада, потребление МПГ находится на уровне до 10 т ежегодно; металлы в основном расходуются на производство катализаторных сеток различного назначения, кроме того востребованы в ювелирной отрасли, нефтеперерабатывающей промышленности и автомобилестроении. Помимо этого, платиноиды широко применяются в качестве инвестиционных активов, востребованных как крупными компаниями, так и частными инвесторами. Двойное назначение во многом определяет формирование цен на МПГ.

В 2015 г. цены практически всех видов минерального сырья на мировом рынке резко упали; среднегодовая цена на платину сократилась почти на четверть и упала ниже уровня 2009 г., снижение стоимости палладия оказалось не столь значительным и составило 14%. Тенденция, по данным Госдоклада, сохранилась и в 2016 г., однако темпы замедлились. Среднегодовая цена на палладий составила 19.7 $/г, что оказалось ниже прошлого года всего на 11%; стоимость платины упала на 6% до 31.7 $/г. В 2017 г., по данным MCS 2018, цены на платину незначительно снизились до 30.8 $/г., а стоимость палладия резко подскочила - до 27.6 $/г. Судя по отчёту BBC 2018 (Bloomberg Barclays Capital), в 2017 году потребление минерального сырья в мире стало резко расти по сравнению с 2015 г.

Рост мировой экономики, несомненно, положительно скажется на работе рудников Норникеля.



Кинросс Голд

Корпорация Кинросс Голд – канадская золотодобывающая компания с проектами в России, США, Чили, Бразилии, Гане и Мавритании. В России Kинросс Голд работает с 1995 г. и на сегодняшний день является крупнейшим иностранным инвестором в золотодобывающую отрасль страны и крупнейшим канадским инвестором в российскую экономику. Корпорация замыкает тройку лидеров по производству золота в России. Акции Кинросс Голд котируются на фондовых биржах Торонто и Нью-Йорка. Компания – один из признанных международных лидеров корпоративной социальной ответственности, не раз входила в список пятидесяти наиболее социально ответственных компаний Канады по версии журналов Maclean’s и Corporate Knights.

Нефть и газ в Арктике. На краю земли

Над здешними заснеженными просторами солнце не появляется по полгода. Температура здесь опускается до -60 градусов. Для многих здешних территорий вертолёт — это единственный вид транспорта. А ещё здесь сосредоточены огромные запасы нефти и газа — более половины всех ресурсов углеводородов России. Всё это Арктика — и перспективный, и безмерно сложный для освоения регион.

По порядку. Арктические нефтегазовые перспективы у России просто огромные. Выступая на онлайн-конференции «Как будут развиваться арктические проекты в условиях экономических вызовов?», партнёр Deloitte Андрей Панин рассказал, что около 7,7 млрд разведанных запасов нефти сосредоточено в русской Арктической зоне.

К последней относятся как сухопутные, так и морские территории, а также участки континентального шельфа, административно это части территорий семи субъектов РФ. И, кстати, мы пока даже не говорим подробно о подводной добыче, поскольку 90% этих несметных богатств находятся на суше. Большая часть арктических проектов сегодня — это именно проекты, планы, их реализация намечена на ближайшие годы. Но уже сегодня, как сообщили организаторы конференции, Арктика — это порядка 15% российского ВВП.

Ну а со сложностью, в общем-то, всё и так понятно.

«В Арктике себестоимость разведки, добычи, возведения инфраструктуры существенно выше, чем в других регионах. Это связано и с климатическими условиями, и с удалённостью, и со сложностью мобилизации ресурсов, с логистикой — тут и вечная мерзлота, и тот долгий путь, который нужно проделать добытым углеводородам.

Проект Северный морской путь, я уверен, сделает процесс транспортировки более выгодным, это очень важно сейчас, когда так упала стоимость нефти. Сегодня правительство понимает важность развития региона, и есть целый пакет законопроектов, связанных с поддержкой добычи в Арктической зоне. Я бы даже сказал, что поддержка арктических проектов — и в плане налоговых льгот, и в плане административных решений — это уже квинтэссенция того, что можно сделать», — отметил Андрей Панин.

Все идут на Север

Может быть, поэтому в Арктику устремились, считай, все крупные российские нефтегазодобытчики — и не убоялись же ни удалённости, ни климатических трудностей. А может быть, дело в том, что «лёгкая нефть» заканчивается, и огромные запасы, пусть даже среди айсбергов и вечной мерзлоты, выглядят направлением всё более перспективным. В регионе намечено огромное количество проектов — и некоторые из них уже функционируют, да так лихо, что только диву даёшься. Мы остановимся подробнее на самых важных из заявленных или существующих объектах.

У «Роснефти» уже есть большие и очень большие проекты в Арктике, а также весьма амбициозные планы работ.

«Совсем недавно появилась новая информация о том, что «Роснефть» обсуждает с правительством возможности развития газового бизнеса и привлечения дополнительных преференций от бюджета. И также нельзя не упомянуть проект под названием «Восток Ойл», который предполагает объедение достаточно большого объёма ресурсов для централизованного совместного освоения. Эти ресурсы оцениваются в совокупности в 5 млрд тонн нефти. Здесь, вероятнее всего, появится зарубежный партнёр», — отметил г-н Панин.

А ещё у «Роснефти» есть шельфовые проекты, правда, будущее их не совсем понятно. Это могут быть очень существенные объёмы: у компании 55 лицензий на российском шельфе, и совокупные запасы по всем участкам составляют 300 млрд б. н. э. Но тут всё непросто.

Вспомним хотя бы месторождение «Победа», о котором несколько лет назад было столько разговоров.

Но после того как в 2014-м из-за санкций проект покинула американская ExxonMobil, работы тут свернули, и в обозримом будущем их вряд ли возобновят.

«В современных экономических реалиях тяжело прогнозировать, насколько шельфовые проекты будут окупаемы. Помимо сложной экономической ситуации, связанной с эпидемией, также есть очень большие проблемы на рынке нефти и нефтепродуктов. Это всё, конечно, не способствует немедленному интересу к таким большим месторождениям. Но мне кажется, что, помимо того, что есть сложности в этой области, нынешняя ситуация также открывает и огромные возможности для того, чтобы потенциальные инвесторы и сами владельцы лицензий сейчас развивали эти проекты», — считает Андрей Панин.

Основные арктические проекты России* * По информации Deloitte

Основные арктические проекты России* * По информации Deloitte

Ещё один крупный арктический игрок — это, конечно же, «Газпром», у компании также есть и запланированные объекты, и уже введённые в эксплуатацию, где газ уже добывают. В целом группа «Газпром» разрабатывает 138 месторождений углеводородов, основным центром добычи для компании остаётся Надым-Пур-Тазовский нефтегазоносный район в ЯНАО.

Основные арктические проекты России* * По информации Deloitte

Из перспективных, разумеется, не пройдём мимо мегапроекта «Ямал», где запасы составляют 26 500 млрд м 3 газа, его планируют запустить в 2030 году. Есть у компании ещё и Штокмановское месторождение на шельфе, но здесь, так же, как и с «Роснефтью», — по всей вероятности, более отдалённая перспектива, поскольку освоение будет заметно дороже.

«Газпромовская» «дочка» — компания «Газпром нефть» — тоже активно работает в Арктической зоне. В рамках стратегии в 2018 году она вышла на четыре новые поисковые зоны, том числе на полуостровах Ямал и Гыдан. К уже имеющимся проектам уже в следующем году обещает добавиться «Южный Ямал», есть и другие объекты, запуск которых намечен на недалёкое будущее.

«Новатэк» не менее серьёзный добытчик. По данным г-на Панина, это крупнейший производитель природного газа в России: у компании 65 лицензий на разведку и добычу с суммарными доказанными запасами 16,3 млрд барр. н. э.

«С точки зрения текущих объёмов строительства и инвестиций в новый — по-прежнему новый для России бизнес — «Новатэк» является одним из лидеров. Успешно введён в строй проект «Ямал СПГ», сейчас он вышел на проектную мощность и даже превышает её.

Проект «Арктик СПГ 2» на Утреннем месторождении планируется быть ещё большим по объёмам произведённого СПГ. Если «Ямал СПГ» — это 17 млн тонн СПГ в год, то «Арктик СПГ 2» — это ориентировочно до 19 млн тонн в год.

С 36 млн тонн в год «Новатэк» выходит в крупные игроки на мировом рынке. По некотором оценкам, рынок СПГ более перспективен с точки зрения международных поставок», — отметил Андрей Панин.

Около 7,7 млрд тонн разведанных запасов нефти России находится на арктической территории

И четвёртый крупный арктический добытчик — «Лукойл», который также имеет здесь свои интересы и действующие проекты.

Арктические проекты. На повестке дня

«Таким образом, часть проектов, которые находились на ранней стадии, отложены, а часть продолжают развиваться. Я бы назвал СПГ-проекты наиболее перспективными на сегодня, потому что для них существует самый понятный рынок. Но это не означает, что проекты по развитию добычи более привычных нам нефти и газа менее перспективны — но для них более сложная рыночная ситуация и несколько другой подход к развитию инфраструктуры», — считает Андрей Панин.

Эксперт вообще уверен в большом будущем русской нефтяной Арктики. Сланцевые проекты США г-н Панин не называет структурами конкурирующими: всё-таки речь идёт о разных условиях и разных объёмах. И наши мегапроекты могут быть для многих инвесторов даже более привлекательны, чем сланцевые объекты, ведь эта отрасль сильно зависит от конъюнктуры.

«Мне кажется, сейчас подходящий момент для инвестиций. Может быть, низкая цена делает проекты не слишком привлекательными в глазах инвесторов, но, если у них есть смелость войти в проект сейчас, можно надеяться на хорошие дивиденды, ведь есть прогнозы об изменении ситуации в лучшую сторону», — говорит Андрей Панин.

Как вести добычу нефти в Арктике?

И всё-таки, как компаниям удаётся работать в арктических условиях? Ведь, как мы уже говорили, сложности возникают буквально на каждом этапе. В ход идут современные технологии — ну и, конечно, существенные инвестиции. Организаторы онлайн-конференции провели среди участников опрос, стараясь выявить наиболее актуальные для развития региона задачи. 50% собравшихся выбрали вариант «Внедрение в производство передовых научных разработок».

Собственно, по этому пути и пошла компания «Газпромнефть Ямал» («дочка» «Газпромнефти») при освоении Новопортовского месторождения. Именно для работ на этом объекте «дочку» и создали.

Новопортовское месторождение — объект, безусловно, привлекательный. Это одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в ЯНАО: геологические запасы нефти здесь составляют порядка 700 млн тонн, газа — 270 млрд кубометров. Про богатства эти знают давно: ещё в 1964-м доказали, что здесь наличествуют большие запасы углеводородов. Запрягали медленно: к 1987-му пробурили всего 117 разведочных скважин. Оно и понятно: как работать в условиях такой сложной геологии и при полном отсутствии транспортной инфраструктуры?

«В активную фазу проект вступил только в 2010 году, когда ПАО «Газпром» приняло решение о передачи лицензии на это месторождение «Газпромнефти». Два года потребовалось команде проекта на разработку концепции освоения месторождения и переход непосредственно к проектированию и строительству.

Промышленная эксплуатация началась в 2016 году, когда в Обской Губе мы установили нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Сегодня мы завершили формирование нефтяной инфраструктуры на месторождении и в этом году планируем добыть 8 млн тонн нефти», — рассказал директор по перспективному развитию и проектной деятельности — ООО «Газпромнефть-Ямал» Ильгам Заманов.

Новый Порт может служить отличным примером успешного проекта: этот объект однозначно не из простых, при этом его освоение не намечено на отдалённое светлое будущее, процесс уже вовсю идёт.

Причём идёт так успешно, что в этом году проект получил премию Excellence in Project Integration. Обойдя Total, Shell и ряд других именитых добытчиков и их проекты с инвестициями свыше 500 млн долларов (таково условие участие в конкурсе), первое место получил наш молодой арктический объект.

Нефтяные пути

Ключевых сложностей, как мы уже упоминали, две: логистическая и геологическая. Так что одним из первых шагов компании на этой суровой заснеженной земле стало формирование новой логистической схемы.

«Я бы сказал, что решение логистической задачи стало одним из главных факторов успешности и экономической эффективности проекта по освоению полуострова», — считает Ильгам Заманов.

Рассматривали три варианта: трубопроводный, железнодорожный и морской, всего же на старте реализации анализировали 12 вероятных схем. Трубопровод пришлось бы строить 900-километровый, пропускная способность железных дорог сильно ограничена, так что выбор свой «Газпромнефть» остановила на море.

Первую летнюю морскую отгрузку компания выполнила ещё в 2014-м, но задача стояла создать круглогодичную логистическую схему. На реализацию проекта понадобилось целых четыре года, и в апреле 2019-го добытчик заявил, что процесс завершён. Организована схема следующим образом. От центрального пункта сбора на месторождении по нефтепроводу нефть отправляется до приёмо-сдаточного пункта (ПСП), расположенного на мысе Каменном. ОТ ПСП до нефтеналивного терминала нефть поступает по двум ниткам подводного нефтепровода суммарной протяжённостью 7,5 км.

Далее нефть транспортируется морским транспортом до промежуточного плавучего нефтехранилища Умба в городе Мурманске — предусмотрены зимний и летний маршрут. Протяжённость пути от мыса Каменный до Мурманска составляет около 2500 км, круговой рейс танкер делает около двух с половиной недель. Уже из Мурманска нефть отправляется к потребителям в Европе. Главная гордость «Газпрома» в этой схеме — терминал «Ворота Арктики».

«Из-за мелководной прибрежной зоны и постоянных наносных течений построить терминал на берегу было невозможно, поэтому мы создали выносное причальное устройство на расстоянии 3,7 км от берега», — рассказал г-н Заманов.

А ещё объяснил, что это оборудование изначально рассчитано на работу в условиях Арктики. Терминал работает и при температуре воздуха -50 градусов. Всё оборудование здесь автоматизировано и тщательнейшим образом защищено от гидроудара. В ходу технология «нулевого сброса» — это исключение попадания любых посторонних веществ в акваторию Обской губы. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищён дополнительной бетонной оболочкой от механических повреждений.

Ну и не меньшее достижение — это собственный флот «Газпром нефти». Именно прошлогодняя постановка на дежурство в Обской губе второго ледокола компании — «Андрей Вилькицкий» — и ознаменовала завершение создания логистической схемы.

Ледоколов задействовано два, они построены специально по «арктическому заказу» «Газпром нефти». Лёд в этом регионе может достигать двухметровой толщины, и именно на такие условия рассчитаны эти суда. У ледоколов необычная форма корпуса: она позволяет резать и крошить лёд. И возможностей у этих судов много, вплоть до участия в ликвидациях разливов нефти, если таковые всё-таки случатся. Ледоколы могут передвигаться со скоростью до 30 км/ч и при этом 40 суток работать автономно при температуре -50 градусов.

«Обская губа более 250 дней в году покрыта льдом. Преодоление такого маршрута — непростая задача для моряков, которые должны быть готовы и к тому, что на Обской губе мелководье, а сильные штормовые ветра оказывают сопротивление. Таких дизель-электрических ледоколов, как у нас, в мире больше не существует», — отметил Ильгам Заманов.

Танкеры тут тоже особые. Это суда серии «Штурман» класса Arc7, таковых у компании семь единиц. Танкеры как раз и следуют по каналу, подготовленному ледоколом. Они также спроектированы с учётом малых глубин Обской губы и климатических условий Арктики. Один танкер может перевезти около 38 тыс. тонн нефти.

Северная геология

И второй момент. Существенная сложность разработки Новопортовского месторождения обусловлена ещё и наличием низкопроницаемых коллекторов и многочисленных тектонических нарушений, что приводит к высокой расчленённости залежей. Чтобы добывать ямальскую нефть в таких условиях, «Газпромнефть» использует сложные современные технологии. В частности, это строительство горизонтальных и многоствольных скважин.

Такие решения позволяют увеличить поверхность притока и, следовательно, производительность скважин, а также увеличить зону охвата пласта. В этом же списке многостадийный гидроразрыв пласта. Этой технологии уже много десятилетий, однако по-прежнему она значится одной из сложных.

«В настоящее время мы разрабатываем семь продуктивных пластов, где сосредоточены основные объёмы запасов нефти. Ежесуточно на промысле добывают около 200 тыс. тонн нефти. В эксплуатации находятся 272 скважины, из которых 27 многоствольных, а 14 скважин были построены с рекордными показателями по скорости бурения в периметре компании «Газпром нефть», — рассказал Ильгам Заманов.

В этом году «Газпромнефть-Ямал» приступила к разработке ещё одного интересного проекта — «Айсберг». Он подразумевает вовлечение ранее нерентабельных остаточных запасов месторождения — порядка 42 млн тонн нефти. Ильгам Заманов отметил, что в данном случае потребуется не технология, а целый комплекс технологий и даже комплекс оптимизации бизнес-процессов.

Дьявол в деталях

И конечно же, никакой громкий проект сегодня не обходится без цифровизации: цифровая трансформация уже стала мейстримом. В «Газпромнефть-Ямал» отмечают, что Арктические проекты, пожалуй, и не удалось бы реализовать без таких технологий. Сегодня в компании действуют более 30 цифровых проектов, суммарный эффект от их реализации специалисты нефтедобытчика оценивают в 1,5 млрд рублей.

Среди этих проектов есть и, так скажем, уже ставшие традиционными для крупных компаний решения,
но есть и некоторые уникальные придумки. В числе первых можно назвать цифровой двойник месторождения, использования VR-технологий для обучения персонала. А вот на интересном проекте «Ямал Авто» предлагаем остановиться отдельно.

«Специалисты компании создали мобильное приложение — оно работает по аналогии с современными сервисами такси, но адаптировано под особенности удалённого промысла. Пассажир может заказать поездку, система подберёт подходящие автомобили и предложит водителям заявку», — рассказал г-н Заманов.

Вот, казалось бы, факультативное и абсолютно непроизводственное решение. Но эта история из серии дьявола в деталях. Ведь объектов на Новопортовском месторождении десятки, сотрудникам необходимо между ними перемещаться. Но в условиях арктического климата и удалённости объекта эта простая, казалось бы, задача становится проблемой.

А с помощью приложения работу машин удалось оптимизировать, а работу людей сделать более комфортной.

Редкие и редкоземельные металлы. Крупные инвестпроекты России

Россия располагает колоссальными запасами редких и редкоземельных металлов, но по объёмам производства «висит» на последних местах мирового рейтинга. По данным Геологической службы США (USGS), на долю нашей страны приходится менее 2% общемирового производства РЗМ.

Напомним, что во времена Советского союза дело обстояло ровным счётом наоборот. Высокоразвитая отрасль фактически была упразднена после распада СССР, и с тех пор мы импортируем стратегически важные ресурсы. Для восстановления прежних позиций была разработана стратегия развития промышленности РМ и РЗМ до 2035 года. В неё включили крупные инвестпроекты по добыче «редкоземов» — в этой статье мы рассмотрим самые нашумевшие инициативы бизнеса.

Освоение Томтора

В Оленёкском улусе Якутии расположилось одно из крупнейших комплексных редкометалльных месторождений России и мира — Томтор. На участке залегает целый ряд «экзотических» полезных ископаемых: ниобий, титан, иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий и другие. Общие прогнозные ресурсы месторождения оцениваются в 154 млн тонн руды.

Богатства Томтора обнаружили ещё в 1977 году, однако до промышленного освоения он так и не дошёл. С 2014 года лицензионным участком владеет подразделение «Триарк Майнинг» (9,1% принадлежит «Полиметаллу») — ООО «Восток Инжиниринг».

Предприятие было создано специально для отработки Томторского месторождения. Промышленное освоение решено начать с самого разведанного участка «Буранный». Его запасы по категориям B+С1 превышают 42,7 млн т, из них 1,3 млн т приходится на пентоксид ниобия. Общие запасы оксида редких земель составляют 3,2 млн т.

«Восток Инжиниринг» реализует проект в рамках стратегии социально-экономического развития Арктической зоны до 2035 года. Для Томтора построят гидрометаллургический комбинат в забайкальском городе Краснокаменске, где уже действует предприятие «АРМЗ» «ППГХО». Площадка выбрана с учётом уже развитых логистической и производственной инфраструктуры, в том числе для хранения и переработки отходов.

Согласно проекту, производительность гидрометаллургического комбината составит 160 тысяч т руды в год. Предприятие будет выпускать феррониобий, оксиды празеодима и неодима, а также оксиды среднетяжёлой группы редкоземельных металлов.

Осенью 2020 года компания «Триарк Майнинг» представила первичную оценку минеральных ресурсов участка «Буранный». На момент конца января 2019 года выявленные ресурсы были оценены в 13,2 млн т руды с высоким содержанием скандия, ниобия, тербия и иттрия. Содержание оксида ниобия составляет 5,9%, редкоземельных оксидов — 15%, что соответствует 0,8 и 2 млн т соответственно.

На очереди — первичная оценка запасов и завершение предварительного технико-экономического обоснования проекта. Данный этап «Триарк Майнинг» хочет закончить до конца текущего года.

К этому же времени компания рассчитывает получить положительные заключения экспертиз на проектную документацию. На 2022-2023 годы запланировано выполнение строительно-монтажных работ и начало добычи. Выпустить первую партию руды инвестор намерен в 2024 году.

Туганский ГОК: почти готов

Туганское месторождение ильменит-цирконовых рудных песков расположено в Томской области, вблизи областного центра. Лицензионным участком с большим промышленным содержанием минералов, содержащих титан и цирконий, с 2002 года владеет АО «ТГОК Ильменит».

Стоит отметить, что предприятие ещё в то время провело большую работу для начала отработки запасов месторождения. В 2003-2005 годах на базе участка Южно-Александровский построили открытый карьер вместе с горно-обогатительным комбинатом. Затем «ТГОК Ильменит» запустил опытное производство по добыче и обогащению минеральных песков мощностью 125 тысяч т в год, которое впоследствии переросло в промышленное освоение.

Поэтому освоение Туганского месторождения — один из немногих текущих проектов, который близится к реальному старту. С учётом высокой перспективности участка в следующие годы произошло значительное укрупнение проекта.

На площадке «ТГОК Ильменит» уже развита немалая часть инфраструктуры, к тому же отработана технология добычи и переработки ильменитового и цирконового концентратов. Данную продукцию предприятия опробовали на производстве реальные потребители, они же говорили о готовности закупать её в будущем.

В последние годы инвестор активно расширял производственные мощности, в частности, стартовали реконструкция действующей промплощадки и строительство новых инфраструктурных объектов Туганского ГОКа для полномасштабного производства РЗМ. После реализации проекта предприятие сможет выпускать в промышленных масштабах циркониевые, титановые и рутил-лейкоксеновые концентраты, а также кварцевые пески для стекольной промышленности.

В июне 2021 года строительство Туганского ГОКа вышло на завершающий этап, ввод в эксплуатацию запланирован на 4-ый квартал этого года. Мощность ГОКа увеличится до 575 тысяч т рудных песков в год. По оценкам специалистов, комбинат закроет потребности российской промышленности в цирконии на 40%, а через 5 лет — на все 100%.

В этом году к проекту «ТГОК Ильменит» присоединился горнорудный дивизион «Росатома» «АРМЗ». ООО «Объединённые урановые предприятия» подписало с предприятием соглашение о вхождении в проект: «дочка» госкорпорации решила поддержать инвестора, обязавшись выделить более 500 млн рублей на завершение строительства ГОКа с возможностью получить 25% акций актива и право на увеличение доли.

Подробнее о проекте — в интервью с директором ООО «Объединённые урановые предприятия» Русланом Димухамедовым.

Зашихинское месторождение — на два региона

Зашихинское месторождение тантал-ниобиевых руд расположено в Нижнеудинском районе Иркутской области. В данный момент оператором проекта выступает ЗАО «Техноинвест Альянс» (30% принадлежит ЧТПЗ).

Балансовые и забалансовые запасы участка составляют 34,5 млн т руды, в которой содержится порядка 105 тысяч т пентаоксида ниобия и 8,5 тысячи т пентаоксида тантала. По расчётам, промышленное освоение Зашихинского позволит на 100% покрыть потребности отечественной промышленности в танталовом сырье, а также значительную часть потребностей в ниобии.

«Техноинвест Альянс» намерен построить на базе редкометалльного месторождения крупный горно-металлургический комбинат. По проекту добычной актив включит в себя карьер, участок дробления, обогатительную фабрику, а также отвал вскрышных пород и хвостохранилище. На карьере планируется ежегодно получать чуть более 1 млн т руды.

рудник

Технология обогащения руды уже опробована в опытно-промышленных масштабах. В ЗАО «Техноинвест Альянс» хотят достичь объёмов производства на уровне 6,8 тысячи т колумбитового и 7 тысяч т циркониевого концентратов.

Колумбитовый концентрат будет перерабатываться в Забайкалье, на химико-металлургическом комбинате в Краснокаменске. Предполагается, что здесь же будут производить оксиды тантала и ниобия. В будущем компания хочет расширить промплощадку завода для производства диоксидов циркония из циркониевого концентрата, а также выделения из обоих концентратов суммарных оксидов РЗМ.

Сегодня на всех уровнях обсуждаются возможные варианты создания оптимальной логистической инфраструктуры для доставки концентратов из Иркутской области в Забайкалье. В проекте ЗАО «Техноинвест Альянс» указано, что для транспортировки будет построена подъездная автодорога из двух участков, которые соединят Зашихинское месторождение с сетью региональных и федеральных автодорог. В Тулуне компания обустроит пункт перегрузки концентратов, выпускаемых ГОКом, на ж/д транспорт с последующей доставкой на забайкальский химико-металлургический завод.

Зашихинский ГОК должен заработать в конце 2024 года. Предполагается, что комбинат объединят в единый кластер с погранпереходом в Забайкальске для организации поставок продукции в Китай.

Возрождение Тырныаузского ГОКа

Тырныаузское месторождение названо в честь своего «прародителя» — города Тырныауз (Кабардино-Балкария). Стратегически важные полезные ископаемые: вольфрам и молибден — «разместились» в труднодоступной высокогорной местности.

Сразу отметим, что это далеко не новый проект: активная добыча на Тырныаузском месторождении началась в 1940 году. Продукция Тырныаузского ГОКа направлялась преимущественно на нужды оборонной промышленности. В 1942-ом в ГОК пришлось уничтожить, чтобы ценнейшие ресурсы не достались наступающим немцам.

Тем не менее после ВОВ вольфрамо-молибденовое производство отстроили заново. Предприятие просуществовало до рубежа нулевых: в 2001 году комбинат прекратил деятельность из-за сложностей с реализацией продукции. Производство закрылось, и огромное количество вольфрамо-молибденовой руды осталось неосвоенным. К редким металлам, заключённым в высокогорье, пытался подобраться не один инвестор, но до практической фазы никто проект не доводил.

В конце 2017 года Роснедра объявили тендер на приобретение лицензионного участка с целью возобновления отработки запасов Тырныаузского месторождения. В 2018 году участок получило ООО «Эльбрусский горнорудный комбинат» (ЭГРК, учреждено госкорпораций «Ростех»).

По данным «Ростеха», балансовые запасы Тырныаузского месторождения составляют 209,5 тысячи т триоксида вольфрама (содержание — 0,432%) и 36,6 тысячи т молибдена (содержание — 0,076%). Оператором проекта назначили ООО «Невгидромет», совсем недавно компания представила комплексный проект восстановления Тырныаузского ГОКа.

«Невгидромет» планирует вложить 1 млрд рублей в строительство нового гидрометаллургического производства для переработки вольфрамовых и молибденовых руд. Предприятие планируется разместить в индустриальном парке «Невинномысск». Проект включает строительство подземного рудника, обогатительной фабрики, гидрометаллургического завода и необходимых инфраструктурных объектов.

По планам, объёмы добычи на руднике составят 1,5 млн т руды в год. Тырныаузский ГОК будет ежегодно выпускать до 5 тысяч т триоксида вольфрама и 1,5 тысячи т оксида молибдена. Гидрометаллургический завод должны ввести в эксплуатацию в 2022-2023 годах.

Читайте также: