Допуск и посадка металла

Обновлено: 19.05.2024

Определение основных понятий здесь даны по стандарту (ОСТ 1001, 1002, 1003).

а) Номинальный размер есть основной расчётный размер.

Примечание. При установлении номинальных размеров для валов

и отверстий необходимо расчётные размеры округлять, подбирая ближайшие к ним размеры из ряда нормальных диаметров по ОСТ 34.

б) Действительным размером называется тот, который получается непосредственным измерением.

в) Предельными размерами называются размеры, между которыми может колебаться действительный размер.

Один из них называется наибольшим предельным размером, другой — наименьшим.

г) Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

д) Верхним отклонением называется разность между наибольшим предельным размером и номинальным размером.

Нижним отклонением называется разность между наименьшим предельным размером и номинальным размером.

Действительным отклонением называется разность между действительным и номинальным размером.

а) При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают внешнюю, «хватывающую поверхность и внутреннюю, охватываемую поверхность.

Один из размеров соприкасающихся поверхностей носит название охватывающего размера, а другой — охватываемого.

Для круглых тел охватывающая поверхность носит общее название — отверстие, охватываемая — вал, а соответствующие размеры — диаметр отверстия и диаметр вала.

Примечание. В дальнейшем все понятия и определения, устанавливаемые для круглых тел, соответственно распространяются и на некруглые тела.

б) Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала, создающая свободу их относительного движения.

Наибольшим зазором называется разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

Наименьшим зазором называется разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Допуски и отклонения (по ОСТ)

Допуски и отклонения (по ОСТ).

Зазоры (по ОСТ)

Зазоры (по ОСТ).

в) Натягом называется отрицательная разность между диаметром отверстия и диаметром вала до сборки, создающая после сборки неподвижные соединения.

Наибольшим (по абсолютному значению) натягом называется разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Наименьшим (по абсолютному значению) натягом называется разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

г) Допуском зазора или натяга называется разность между наибольшим и наименьшим зазором или наибольшим и наименьшим натягом.

Следствие. Допуск зазора или натяга равен сумме допусков вала и отверстия.

д) У обеих деталей соединения номинальный размер вала и отверстия должен быть один и тот же. Он носит название — номинальный размер соединения.

е) Посадка определяет характер соединения двух вставленных одна в другую деталей и обеспечивает в той или иной степени за счёт разности фактических размеров свободу их относительного перемещения или прочность их неподвижного соединения.

Посадки разделяются на две основные группы;

1) посадки для свободного движения, при которых обеспечивается возможность относительного перемещения соединённых деталей во время службы;

2) посадки неподвижные, при которых во время работы не должно происходить относительного перемещения соединённых деталей.

Система допусков. Классы точности. Типы посадок. Обозначения

а) Системой допусков называется планомерно построенная совокупность допусков и посадок.

б) Система допусков подразделяется: 1) по основанию системы—на систему отверстия и на систему вала, 2) по величине допусков — на несколько степеней классов) точности и 3) по величине зазоров или натягов — на ряд посадок.

в) Система отверстия (фиг. 27) характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесённых к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры отверстия остаются

постоянными. Осуществление различных посадок достигается за счёт соответствующего изменения предельных размеров вала.

В системе отверстия номинальный размер является наименьшим предельным размером отверстия.

г) Система вала (фиг. 28) характеризуется тем, что в ней для всех посадок одной и той же степени точности (одного класса), отнесённых к одному и тому же номинальному диаметру, предельные размеры вала остаются постоянными. Осуществление различных посадок достигается за счёт соответствующего изменения предельных размеров отверстия. В системе вала номинальный размер является наибольшим предельным размером вала.

Следствие. Обе системы являются несимметричными предельными, причём допуск отверстия в системе отверстия всегда будет направлен в сторону увеличения отверстия (в тело), а допуск вала в системе вала — в сторону уменьшения вала (в тело).

д) При графическом построении допусков пользуются понятием «нулевая линия». Нулевая линия служит началом отсчёта отклонений от номинального размера, причём в системе отверстия она определяет размер наименьшего отверстия, а в системе вала — наибольшего вала.

е) В зависимости от величины допусков зазора и натяга при одинаковых посадках и одних и тех же номинальных диаметрах различают посадки разной степени точности, группируемые по отдельным классам точности.

Установление нескольких классов точности имеет целью применение в производстве наипростейшего оборудования и наипростейших методов обработки применительно к отдельным объектам производства. Все классы точности образуют две группы.

ж) Для соединений, требующих во всех случаях вполне отчётливого характера, применяются классы точности первой группы, обозначаемые 1, 2, 3,— в порядке убывающих степеней точности.

Классы обозначаются арабскими цифрами в виде индексов к обозначениям посадок.

Примечания. 1. Для облегчения начертания во втором классе точности ввиду большого его распространения индекс 2 опускается.

2. Разрешается обозначать классы точности арабскими цифрами в строчку с обозначением посадок во всех случаях, когда это вызывается удобством начертания.

з) Для более грубых соединений применяются классы точности 2-й группы, обозначаемые 4, 5, 6,— в порядке убывающих степеней точности.

и) Посадкам присваиваются следующие наименования и обозначения (в порядке убывающих натягов и возрастающих зазоров):

к) Основания систем обозначаются: отверстие буквой А, вал —В.

Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначаются буквами а цифрами соответствующих им посадок и классов точности.

л) В отдельных случаях, при невозможности по техническим и экономическим условиям уложиться в допуски, предписываемые системой, разрешается пользоваться комбинацией из отдельных элементов посадок системы отверстия и системы вала или комбинацией элементов посадок разных классов точности.

м) В отдельных, особо исключительных случаях, при наличии достаточного обоснования допускается пользование не входящими в систему «индивидуальными» допусками.

н) Допуски для размеров поверхностей, не входящих в какое-либо соединение, или же не влияющих непосредственно на характер соединения, носят название допусков свободных размеров.

Допуск и посадка металла

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

Основные нормы взаимозаменяемости

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК

Поля допусков и рекомендуемые посадки

Basic norms of interchangebility. Unified sistem of tolerances and fits. Tolerance zones and recommendalle fils*

* Название стандарта на английском языке соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

МКС 17.040.10
21.020

Дата введения 1983-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.07.82 N 2764

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 144-88

4. Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 286-2-88*, ИСО 1829 в части отобранных полей допусков

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в октябре 1989 г. (ИУС 1-90)

Настоящий стандарт распространяется на гладкие элементы деталей с номинальными размерами до 3150 мм и устанавливает поля допусков для гладких деталей в посадках и для несопрягаемых элементов.

Основные положения Единой системы допусков и посадок (ЕСДП), термины, принятые в ней величины допусков и основных отклонений, правила образования полей допусков и обозначения - по ГОСТ 25346.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Устанавливаемые настоящим стандартом поля допусков валов и отверстий являются ограничительным отбором для общего применения из всей совокупности полей допусков, которые могут быть получены различным сочетанием основных отклонений и допусков по ГОСТ 25346.

Поля допусков, не включенные в данный стандарт, являются специальными. Их применение допускается лишь в технически и экономически обоснованных случаях (если применение полей допусков по настоящему стандарту не обеспечивает требования, предъявляемые к изделиям) или если они предусмотрены в государственных стандартах для соответствующих видов продукции (изделий), материалов или способов изготовления.

1.2. Рекомендации по образованию посадок из предусмотренных в настоящем стандарте полей допусков валов и отверстий приведены в приложении 1.

2. ПОЛЯ ДОПУСКОВ ПРИ НОМИНАЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ менее 1 мм

2.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл.1 и 2.

2.2. Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным в табл.3 и 4.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Рекомендуемые поля допусков валов и отверстий в интервалах номинальных размеров менее 1 мм приведены в приложении 2.

3. ПОЛЯ ДОПУСКОВ ПРИ НОМИНАЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ от 1 до 500 мм

3.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл.5 и 6. В первую очередь следует применять предпочтительные поля допусков (обозначение их заключено в утолщенные рамки).

3.2. Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным в табл.7 и 8.

3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3. В технически и экономически обоснованных случаях (если применение полей допусков по табл.5 и 6 не обеспечивает предъявляемых к изделиям требований) допускается применение дополнительных полей допусков, приведенных в приложении 3.

4. ПОЛЯ ДОПУСКОВ ПРИ НОМИНАЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ свыше 500 до 3150 мм

4.1. Поля допусков должны соответствовать указанным в табл.9 и 10.

4.2. Числовые значения предельных отклонений размеров должны соответствовать указанным в табл.11 и 12.


ДОПУСКИ И ПОСАДКИ

Limits and fits. Basic definitions

Дата введения 1963-01-01

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 26.03.62

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта, приложения

1, 18, приложение 1

1, приложение 1, 2

4. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 16.07.80 N 3626

5. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 2, 3, утвержденными в мае 1970 г., июле 1980 г., (ИУС 5-70, 9-80)

1. Настоящий стандарт распространяется на гладкие цилиндрические соединения и плоские соединения с параллельными плоскостями* и устанавливает основные определения для системы допусков и посадок ОСТ, определяемой следующими стандартами: ГОСТ 11472, ГОСТ 8809, ГОСТ 3047, ОСТ НКМ 1011, ОСТ НКМ 1041, ОСТ 1012, ОСТ 1042, ОСТ 1043, ОСТ 1044, ОСТ НКМ 1016, ОСТ 1013, ОСТ 1069, ОСТ НКМ 1017, ОСТ 1014, ОСТ 1015, ОСТ НКМ 1021, ОСТ 1022, ОСТ 1142, ОСТ 1143, ОСТ НКМ 1026, ОСТ 1023, ОСТ НКМ 1027, ОСТ 1024, ОСТ 1025, ОСТ 1010, ГОСТ 2689, ГОСТ 11710.

* Применение стандарта для вновь разрабатываемых изделий не допускается.

1. Предельные отклонения и допуски, устанавливаемые стандартами на допуски и посадки, относятся к деталям, размеры которых определены при нормальной температуре 20 °С по ГОСТ 9249.

2. Обозначение допусков и посадок на чертежах - по ГОСТ 2.307.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2. В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности соединения. Если охватывающая и охватываемая поверхности являются круглыми цилиндрическими поверхностями, то соединение называется гладким цилиндрическим. Если охватывающая и охватываемая поверхности образованы двумя параллельными плоскостями каждая, то соединение называется плоским с параллельными плоскостями. У цилиндрических соединений охватывающая поверхность носит общее название отверстие, а охватываемая - вал.

Примечание. Названия "отверстие" и "вал" условно применимы также и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям.

3. Номинальным размером называется основной размер, определенный исходя из функционального назначения детали и служащий началом отсчета отклонений. Общий для отверстия и вала, составляющих соединение, номинальный размер называется номинальным размером соединения.

1. Под размером в системе допусков и посадок понимается в цилиндрических соединениях диаметр, в плоских - расстояние между параллельными плоскостями.

2. Номинальные размеры должны выбираться по ГОСТ 6636.

4. Действительным размером называется размер, полученный в результате измерения с допустимой погрешностью.

5. Предельными размерами называются два предельных значения размера, между которыми должен находиться действительный размер. Большее из них называется наибольшим предельным размером, меньшее - наименьшим предельным размером (черт.1).


Примечание. Предельными размерами ограничиваются действительные размеры годных деталей, полученные измерением с допустимой погрешностью. Случаи, когда предельными размерами должны ограничиваться действительные размеры с учетом погрешностей измерения, следует оговаривать особо.

6. Отклонением размера называется алгебраическая разность между размером и его номинальным значением. Отклонение является положительным, если размер больше номинального, и отрицательным, если размер меньше номинального.

Действительным отклонением называется алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами.

Верхним предельным отклонением называется алгебраическая разность между наибольшим предельным размером и номинальным, а нижним предельным отклонением - алгебраическая разность между наименьшим предельным размером и номинальным.

7. Допуском размера называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

8. Нулевой линией называется линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок (черт.1б). Положительные отклонения откладываются вверх от нулевой линии, отрицательные - вниз.

9. Полем допуска называется интервал значений размеров, ограниченный предельными размерами; оно определяется величиной допуска и его расположением относительно номинального размера. На схеме поле допуска изображается зоной между линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям.

Верхняя граница поля допуска соответствует наибольшему предельному размеру, нижняя граница - наименьшему предельному размеру.

10. Размеры поверхности считаются находящимися в поле допуска, если в поле допуска находятся как измеренные двухточечным методом размеры проверяемой детали в любом месте поверхности, так и размеры геометрически правильного прототипа сопрягаемой детали, плотно (без зазора и натяга) сопрягающегося с проверяемой деталью.

Случаи, когда допускаются отступления от этого правила, должны быть оговорены особо.

Примечание. Приведенное в п.10 правило не предопределяет методику контроля.

11. Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».

Основные нормы взаимозаменяемости

Общие положения, ряды допусков и основных отклонений

Basic norms of interchangeability. Unified system of tolerances and fits. General, series of tolerances and fundamental deviations

Дата введения 1990-01-01

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11.04.89 N 983

3. ВЗАМЕН ГОСТ 25346-82

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 145-88

5. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 286-1-88*

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

7. ИЗДАНИЕ с Поправками (ИУС 1-91, 5-92)

Настоящий стандарт распространяется на гладкие элементы деталей, цилиндрические и ограниченные параллельными плоскостями, а также на образованные ими посадки и устанавливает термины, определения и условные обозначения, допуски и основные отклонения системы допусков и посадок для размеров до 3150 мм и любых линейных размеров, если они не установлены другими стандартами.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Термины и определения

1.1.1. Размер - числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения.

1.1.2. Действительный размер - размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.

1.1.3. Предельные размеры - два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер (см. п.1.4).

1.1.4. Наибольший предельный размер - наибольший допустимый размер элемента (черт.1).


1.1.5. Наименьший предельный размер - наименьший допустимый размер элемента (черт.1).

1.1.6. Номинальный размер - размер, относительно которого определяются отклонения (черт.1 и 2).

1.1.7. Отклонение - алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.

1.1.8. Действительное отклонение - алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.

1.1.9. Предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.

1.1.10. Верхнее отклонение ES, es - алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).

Примечание. ES - верхнее отклонение отверстия; es - верхнее отклонение вала.

1.1.11. Нижнее отклонение EI, ei - алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).

Примечание. EI - нижнее отклонение отверстия; es - нижнее отклонение вала*.

________________
* Письмом Росстандарта от 23.12.2021 г. N 20464-ИК/03 разъясняется, что "в примечании пп.1.1.11 ГОСТ 25346-89 должно быть указано: "EI – нижнее отклонение отверстия; ei – нижнее отклонение вала". - Примечание изготовителя базы данных.

1.1.12. Основное отклонение - одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.

1.1.13. Нулевая линия - линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные - вниз (черт.2).

1.1.14. Допуск Т - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями (черт.2).

Примечание. Допуск - это абсолютная величина без знака.

1.1.15. Стандартный допуск IT - любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.

Примечание. В дальнейшем в стандарте под термином "допуск" понимают "стандартный допуск".

1.1.16. Поле допуска - поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии (черт.2).

1.1.17. Квалитет (степень точности) - совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.

1.1.18. Единица допуска i, I - множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.

Примечание. i - единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I - единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.

1.1.19. Вал - термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

1.1.20. Отверстие - термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

1.1.21. Основной вал - вал, верхнее отклонение которого равно нулю.

1.1.22. Основное отверстие - отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

1.1.23. Предел максимума материала - термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший объем материала, т.е. наибольшему предельному размеру вала или наименьшему предельному размеру отверстия.

Примечание. Применявшийся ранее термин "проходной предел" использовать не рекомендуется.

1.1.24. Предел минимума материала - термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наименьший объем материала, т.е. наименьшему предельному размеру вала или наибольшему предельному размеру отверстия.

Примечание. Применявшийся ранее термин "непроходной предел" использовать не рекомендуется.

1.1.25. Посадка - характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

1.1.26. Номинальный размер посадки - номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.

1.1.27. Допуск посадки - сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.

1.1.28. Зазор - разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала (черт.3).

1.1.29. Натяг - разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (черт.4).

Примечание. Натяг можно определять как отрицательную разность между размерами отверстия и вала.

1.1.30. Посадка с зазором - посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (черт.5).

1.1.31. Посадка с натягом - посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (черт.6).

1.1.32. Переходная посадка - посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (черт.7).

1.1.33. Наименьший зазор - разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором (черт.8).

1.1.34. Наибольший зазор - разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке (черт.8 и 9).

1.1.35. Наименьший натяг - разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом (черт.10).

1.1.36. Наибольший натяг - разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке (черт.9 и 10).

1.1.37. Посадки в системе отверстия - посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (черт.11).

1.1.38. Посадки в системе вала - посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (черт.12).

Допуски и посадки, точность обработки на станках


Требования в отношении точности обработки детали могут быть весьма различными; они зависят от назначения детали в конструкции машины и от тех технических условий, которым должна удовлетворять машина в целом.

Нет никакой необходимости изготовлять точно поверхности деталей, которые не сопрягаются с другими деталями, например: наружные поверхности станин, рам и т. п.; размеры этих поверхностей могут колебаться в значительных пределах.

Наоборот, поверхности сопряжения с совместно работающей деталью должны обрабатываться весьма точно.

Но высокие требования в отношении точности деталей снижают производительность оборудования, увеличивают брак в производстве и значительно повышают себестоимость деталей.

Поэтому следует предъявлять требования высокой точности обработки только в тех случаях, когда это вызывается условиями работы машины, и ограничиваться точностью, необходимой для нормальной работы детали в собранной машине.

Недостаточная точность ухудшает качество машины, но в то же время излишняя точность удорожает машину, и в тех случаях, где это не требуется по характеру конструкции, получится отрицательный результат: выпуск продукции за тот же период будет меньше и стоимость её выше.

Взаимозаменяемость


Получить размеры при обработке одинаково точные в обычных производственных условиях не представляется возможным; поэтому допускается изготовление размеров деталей с некоторыми колебаниями в определённых границах, обеспечивающих взаимозаменяемость деталей.

Взаимозаменяемыми называют детали, которые подходят к своему месту в машине без всякой пригонки и которые работают при этом так, как это необходимо для правильного действия машины.

Основное требование взаимозаменяемости заключается в том, чтобы детали работали в машине нормально без подгонки их по месту.

Технико-экономическое значение принципа взаимозаменяемости весьма велико. Избавляясь от ручной обработки, устраняя необходимость ручной подгонки деталей по месту, механизируя весь процесс изготовления деталей, мы тем самым упрощаем, удешевляем и ускоряем производство.

Точно так же взаимозаменяемость частей даёт возможность быстро, легко,- просто и дёшево производить ремонт машин во время эксплуатации, так как в этом случае не требуется при замене старой, износившейся или поломанной детали никакой пригонки: новая деталь ставится на место старой без всякой пригонки.

Такие машины, как: велосипед, швейная машина, пишущая машина, мотоцикл, автомобиль получили широкое применение только благодаря тому, что замена деталей может быть осуществлена без всяких затруднений самим потребителем.

Изготовление взаимозаменяемых деталей с получением окончательных размеров и форм их на механических станках даёт возможность вести производство отдельных деталей (или отдельных механизмов) в различных местах и в разное время, выполняя сборку всей машины отдельно в специальных сборочных мастерских.

Кроме того, обработка деталей по принципу взаимозаменяемости вследствие упрощения производственного процесса не требует высокой квалификации рабочего.

Работа по принципу взаимозаменяемости производится в серийном и. массовом производстве, где вследствие повторяемости процессов изготовления одних и тех же деталей затраты на необходимые для осуществления этого принципа средства производства дают такой технико-экономический эффект, который с значительной выгодой окупает их.

Допуски


Ввиду того, что получить во всех случаях одинаково точные размеры деталей не представляется возможным, как уже отмечалось, допускается изготовление деталей с размерами, имеющими разницу в определённых, ограниченных пределах, гарантирующих их, взаимозаменяемость.

Таким образом одни и те же детали могут иметь размеры, несколько отличающиеся один от другого, причём колебание их будет находиться в определённых границах — между наибольшим предельным размером (верхним) и наименьшим предельным размером (нижним).

Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском.

Допуск определяет величину колебания точности в обработке отверстия или вала (допуск отверстия или допуск вала).

Если, например, необходимо изготовить отверстие, размер которого на чертеже обозначен 65 мм, то наибольший предельный размер может быть 65,030 мм, а наименьший 65,000 мм\ разность между этими размерами, определяющими границы, в которых могут колебаться их величины, равная 0,030 мм, будет выражать допуск на неточность обработки.

Размер, обозначаемый на чертеже в круглых единицах (в данном примере — 65 мм), называется номинальным размером.

Номинальный размер есть основной расчётный размер он получается в результате расчёта вала на действующие на него усилия (изгиб, кручение и т. д.), после округления полученных при расчёте теоретических величин до целых миллиметров или до ближайшей «круглой» цифры 5 или 10.

Фактический или действительный размер, полученный при обработке, будет находиться где-то между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Действительным размером называется тот, который получается непосредственным измерением.

Отклонения

Разность между каким-либо предельным размером и номинальным размером называется отклонением.

Верхним отклонением называется разность между наибольшим предельным размером и номинальным размером.

Нижним отклонением называется разность между наименьшим размером и номинальным размером (ОСТ 1001).

В приведённом примере, на странице допусков, верхнее отклонение будет равно

65,030-65=0,030 мм, нижнее отклонение будет равно 65,000—65=0.

Системы расположения допусков

Величина допуска по отношению номинального размера может быть расположена по-разному.

Допуск может идти на увеличение или уменьшение номинального размера, т. е. идти в одну сторону от номинального размера (фиг. 22);

например, номинальный размер — 66 мм., наибольший предельный размер — 65,030 мм, наименьший предельный размер 66,000 мм, допуск 0,030 мм идёт в одну сторону от номинального размера.

Такая система расположения допусков называется несимметричной односторонней (так как допуск откладывается несимметрично по отношению номинального размера и в одну сторону от него).

В графическом изображении расположения допусков линия номинальных размеров называется нулевой линией.

Та же величина допуска может идти по обе стороны от номинального размера, причём она может быть расположена равными частями по обе стороны номинального размера (фиг. 23), или неравным (фиг.24);

в том же примере величина допуска 0,030 мм может быть расположена поровну от номинального размера — 66 мм, таким образом 0,015 мм идёт в сторону увеличения и 0,016 мм в сторону уменьшения номинального размера, т. е. наибольший предельный размер будет 65,015 мм и наименьший — 64,985 мм. Та же величина допуска 0,030 мм может быть расположена и не поровну от номинального размера — 65 мм — следующим образом:

0,020 мм идёт в сторону увеличения номинального размера, а 0,010 мм — в сторону уменьшения, т. е. наибольший предельный размер будет 65,020 мм и наименьший — 64,990 мм.

Несимметричная односторонняя система допусков

Фиг. 22. Несимметричная односторонняя система допусков.

Симметричная система допусков

Фиг. 23. Симметричная система допусков.

Несимметричная двусторонняя система допусков

Фиг. 24. Несимметричная двусторонняя система допусков.

Если величина допуска располагается по обе стороны от номинального размера равными частями, то такая система расположения допусков называется симметричной системой; если же величина допуска располагается неравными частями по обе стороны от номинального размера, то такая система расположения допусков называется несимметричной двусторонней системой.

Различное расположение величины допуска не влияет на трудность работы; трудность выполнения размеров зависит не от расположения допуска по отношению номинального размера, а от абсолютной величины допуска.

Посадки

Соединяя вал и отверстие одного и того же номинального размера, можно получить в зависимости от величины зазора или натяга различный характер соединения, называемый посадкой.

«Посадка определяет характер соединения двух вставленных одна в другую деталей и обеспечивает в той или иной степени, за счёт разности фактических размеров, свободу их относительного перемещения или прочность их неподвижного соединения»

Таким образом посадка в зависимости от того, будет ли зазор или натяг и в зависимости от их величин даёт возможность валу свободно двигаться в отверстии или, наоборот, даёт неподвижное соединение вала с отверстием. Все посадки в связи с этим разделяют на две основные группы:

1) посадки подвижные, обеспечивающие возможность относительного перемещения соединённых деталей во время их работы; эта возможность обеспечивается наличием зазоров;

2) посадки неподвижные, при которых соединённые детали во время их работы не должны перемещаться одна относительно другой, что достигается наличием натягов.

Каждая из этих двух основных групп подразделяется на ряд отдельных посадок, характеризующихся большим или меньшим натягом (посадки неподвижные), или большим или меньшим зазором (посадки подвижные); соответственно характеру, им и даны названия. Располагая посадки в таком порядке, что первая в группе неподвижных будет с наибольшим натягом, а последняя в группе подвижных с наибольшим зазором, получим ряд, в который входит двенадцать посадок:

Неподвижные посадки

1) горячая посадка,

3) легко-прессовая посадка,

4) глухая посадка,

5) тугая посадка,

6) напряжённая посадка,

7) плотная посадка.

Подвижные посадки

1) посадка скольжения,

2) посадка движения,

3) ходовая посадка,

4) легко-ходовая посадка,

5) широко-ходовая посадка.

К группе подвижных относится посадка скольжения, которая по своему характеру находится на границе посадок неподвижных и подвижных; у ней наименьший зазор равен нулю. В нашей системе эта посадка отнесена к подвижным потому, что в среднем у неё имеется зазор.

Классы точности

Для того чтобы иметь возможность производить обработку деталей одного и того же размера с различными допусками в зависимости от характера и назначения этих деталей, системы допусков составляют из нескольких классов точности обработки.

Классам точности придают названия и порядковый номер; номер возрастает по мере убывания степени точности.

Таким образом первый класс является самым точным (весьма точный, очень точный), второй класс служит для точных работ (точный), третий класс — для работ средней или обыкновенной точности (средний); для более грубых работ применяются классы точности 4, 5, 6, 7, 8, 9 в порядке убывания степеней точности. Число классов в разных системах допусков бывает различное. В нашей системе ОСТ — 9 классов точности, причём 6-й класс временно не установлен; в германской системе DIN — 4 класса точности.

Каждый класс охватывает несколько посадок; число посадок в низших классах обычно меньше, чем в высших, исходя из того, что точность большого количества градаций не имеет смысла.

Второй класс является основным и в него входят все посадки. Это особое значение данного класса отмечено тем, что условное обозначение его на чертежах не ставится.

Точность обработки по тому или другому классу достигается на различных станках и разными способами.

Значение приспособлений для точности обработки

Для точности обработки деталей имеют большое значение приспособления широко применяемые в серийном и массовом производстве.

При пользовании приспособлением для обработки исключается необходимость в разметке деталей — операции дорогой, вносящей погрешности и зависящей от индивидуальных качеств разметчика.

Применение приспособлений обеспечивает точность обработки, и притом наиболее одинаковую для всех деталей, обрабатываемых с их помощью; благодаря этому в наибольшей степени обеспечивается соблюдение принципа взаимозаменяемости.

Помимо этого применение приспособлений, ускоряющих установку деталей и сокращающих время на измерение деталей, даёт возможность значительно сократить вспомогательное время, которое иногда достигает больших размеров и превышает основное время.

Для получения надлежащей точности размеров детали, обрабатываемой при помощи приспособления, необходимо, чтобы само приспособление было изготовлено весьма точно и чтобы нарастания погрешностей при обработке не происходило из-за неточности отдельных элементов приспособления.

В связи с этим необходимо при назначении допусков на размеры приспособлений давать такие пределы отклонений для размеров приспособлений, которые будут в два раза меньше соответственных пределов отклонений для обрабатываемой детали.

Читайте также: