Драгоценные металлы и их сплавы

Обновлено: 17.05.2024

Драгоценные металлы — это золото, серебро, платина и металлы пла­тиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Драгоцен­ными эти металлы называют из-за высокой стоимости.

Важнейшими свойствами, благодаря которым их называют благо­родными,являются:

-красивый внешний вид;

-высокая устойчивость к химическим и атмосферным воздействиям;

-мягкость, тягучесть, пластичность;

-способность сплавляться с другими металлами.

Однако они имеют недостаточную твердость, а значит, износостойкость, поэтому для изготовления ювелирных изделий, как правило, применяются сплавы драгоценных металлов с другими драгоценными или цветными металлами. Добавки (лигатуры) повышают износо­стойкость, разнообразят цветовую гамму изделия из сплавов на основе золота, серебра и платины и снижают стоимость ювелирных изделий. Драгоценные метал­лы в чистом виде используют только в качестве защитно-декоративных покрытий.

Золото и его сплавы.

Золото (Аи) в чистом виде — это очень мягкий, пластичный, тягучий и ковкий металл интенсивного "желтого цвета с сильным металлическим блеском, плотностью 19,32 г/см 3 , температурой плавления 1063°С, твердость по шкале Мооса 2,5.

Золото химически стойкий металл:

-оно химически устойчиво на воздухе, в воде и в кислотах;

-оно растворяется только в «царской водке» это смесь концентрированных кислот (азотной и соляной);

-оно взаимодействует со свободными ионами хлора, цианидом калия и натрия, бромом и некоторыми другими химикатами, не применяющимися в ювелирной промышленности.

Высо­кая пластичность золота позволяет прокатывать его в листы толщи­ной до 0,0001 мм.

В природе золото находится в составе различных руд — золото-серебряных, золото-медных и других, а также в виде самородков (так в 1991 г. в Магаданской области найден самородок золота массой 6575 г и длиной 18 см).

Месторождения золота являются рентабельными при содержании 2-3 г драгоценного металла на 1 т руды. Добыча золота из руды осуществляется несколькими методами. Наиболее дешевым, а потому используемым во всем мире является метод «кучного» выщелачива­ния, сущность которого заключается в том, что на «кучу» руды пода­ется специальный состав — цианид, он растворяет золото в руде, в таком виде драгоценный металл по трубам перегоняется на фабрику, где и завершается процесс его извлечения. Недостатком данного метода является то, что до 40% золота остается в руде, т.е. требуется повторное выщелачивание.

Процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение их до качества, соответствующего государственным стан­дартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, и международным стандартам называется – аффинажем драгоценных металлов.

В ювелирном производстве золото используют как основу золотых сплавов.

Разработан и введен в действие ГОСТ Р 51152-98 «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки», предусматривают 27 марок золотых ювелирных сплавов 6 проб.

Проба — количество массовых частей драгоценного металла в сплаве, общее количество массовых частей сплава равно одной тысяче.

В России с 1927 г. принята метрическая система проб, а в Италия, Англия, США и др. странах принята каратная система проб, а в некоторых — унциевая.

На практике используется два вида унций:

-Английская система мер веса;

- Тройский (монетный) вес.

Английская система мер веса – эта система применяется в англоязычных странах. В этой системе фунт равен 16 унциям, унция эквивалентна 28,35 грамма или 141,75 карата.

Тройский (монетный) вес – это система весов, применяемая для благородных металлов. В этой системе 24 грана равны одному пеннивейту, 20 пеннивейтов равны одной унции, 12 унций равны одному фунту. Следует заметить, что тройский гран равен грану в обычной системе веса, однако унция в тройской системе больше. Одна тройская унция равна 31,103 грамма, тогда как одна унция в обычной системе равна 28,35 грамма.

Гран – это единица измерения в тройской системе мер и весов. В тройской унции содержится 480 гран. Не путать с граном, применяемым для выражения веса жемчуга и равным одной четвертой части метрического карата.

Между различными системами проб существует определенное соотношение:

Метрическая система проб 999,9(1000) 958 750 585 500 375

Каратная система проб 24 23 18 14 12 9

Ювелирное золото представлено в виде различных сплавов желтого, белого, красного и зеленого цвета.

Для изменения или создания цвета сплава с золотом могут быть сплавлены в различных пропорциях медь, серебро, палладий, никель, цинк и др. Так, при увеличении содержания серебра в сплаве золота цвет золота меняется с желтого на зеленовато-желтый и затем на белый. Медь окрашивает сплав в красный цвет. Никель и палладий сплавляют с золотом для получения белого золота (в белом золоте никель и пал­ладий заменяют серебро). Цинк считают обесцвечивающим, и его используют для придания некоторым сплава красного золота более же того оттенка путем замены на него некоторой части меди и серебра.

Желтоезолото наиболее часто используется за рубежом в ювелирном деле (сплавы 750-й пробы).

Белоезолото в основном типично для ювелирных изделий с бриллиантами, так как оно гармонично выглядит с этим камнем.

Краснымзолотом называют сплавы 585-й пробы. За рубежом красное золото часто используют для создания эффекта контраста с белым золотом.

Зеленоезолото используется редко для придания ювелирному изделию старинного вида.

Для золочения металлов, гипса, дерева, мрамора, багетов, мебели используют сусальноезолото — листы чистого золота толщиной 0,0001 мм размером 120x70 мм. Для прикрепления к декорируемой поверхности применяют различные клеевые составы и горячее тиснение.

Сплавы 750-й пробы имеют в своем составе медь и серебро, в неко­торых случаях в виде лигатуры могут быть использованы палладий, никель и цинк. Цвет сплава, в зависимости от лигатуры, меняется от желтовато-зеленого через красноватые оттенки до белого.

Большинство ювелирных изделий в нашей стране выпускается из сплавов 585-й пробы.

Сплавы 375-й пробы имеют красноватый приглушенный цвет, при потере полировки приобретают серый оттенок; используются для изготовления обручальных колец, а также ритуально-обрядовых изделий. Изделия из сплавов 375-й пробы относятся к наиболее дешевым.

Сплавы 333-й пробы, используемые за рубежом для изготовления недорогих ювелирных изделий, они легко растворяются в азотной кислоте, на воздухе неустойчивы.

Сплав «дубле» — это золото 100-й пробы, покрытое слоем золота 916-й пробы толщиной 10 мкм. Сплав хорошо поддается пайке и ли­тью, он может служить основой для нанесения эмалей, однако при со­держании в нем более 16% меди эмаль становится тусклой. Его реко­мендуется использовать при изготовлении изделий с тонкой рельефной выколоткой, филигранью и при создании оправ для хрупких самоцве­тов (изумрудов), напряженных бриллиантов.

В большинстве стран, особенно на Востоке, настоящим ювелирным золотом считаются золотые сплавы не ниже 750-й пробы (18 карат). Популярно и золото 916-й пробы (22 карата), значительное количество изделий из золота 585-й пробы (14 карат) производится в Германии, Дании, Греции, США, Турции, Италии (в последних двух — в основном для российских покупателей). В ЮАР, Германии, Турции и др. странах производятся ювелирные изделия из сплава 375-й пробы (9 карат) и даже 333-й (8 карат). Но состав этих сплавов выбран очень грамотно и качество их достаточно высокое.

Серебро и его сплавы.

Серебро(Ag) — металл красивого ярко-белого цвета, легче золота (плотность 10,5 г/см 3 ), твердость небольшая — 2,5 по шкале Мооса. Температура плавления 960,5°С. Это ковкий и пла­стичный металл, хорошо полируется и обладает самой высокой среди металлов отражательной способностью. Серебро бактерицидно, по­этому в серебряном сосуде вода не портится, а также не изменяется под действием кислорода при комнатной температуре, однако из-за наличия в воздухе сероводорода со временем покрывается темным нале­том сульфида серебра. Серебро имеет высокую химическую устойчи­вость — растворяется только в крепкой азотной и подогретой серной кислоте, а также в цианистом калии.

В природе серебро входит в состав свинцовых, цинковых и медных руд, встречаются в самородках, а иногда - в виде природного сплава с золотом (электра).

Из всех драгоценных металлов, серебро — самый дешевый (почти в 70 раз дешевле золота). Представление о серебре как драгоценном металле сложилось в те годы, когда курс серебра к золоту составлял 1:10. В последние десятилетия стоимость золота растет, а стоимость серебра падает.

Чтобы повысить твердость серебра в ювелирном производстве ис­пользуют его сплавы только с одним легирующим компонентом — ме­дью, поэтому все серебряные сплавы имеют одинаковый цвет.

Обычно используют сплавы серебра, в которых содержание этого металла превышает 72%. Белый цвет сплава серебра при увеличении содержания меди постепенно меняется на желтый. Если после литья необходимо получить мягкий сплав, то его подвергают закалке; в то же время нагревом до определенной температуры можно достичь су­щественного повышения твердости. Для эмалирования используют сплавы с высоким содержанием серебра или даже чистое серебро, что­бы изделие, на которое наносится эмаль, не расплавилось.

ГОСТ Р 51152-98 предусматривает пять марок серебряных сплавов пяти проб: 960, 925, 875, 830 и 800. Все они имеют высокую пла­стичность и ковкость. Чаще всего используются сплавы 875-й и 925-й

Платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, ири­дий). Платина(Рт) — металл бело-серого цвета, плотность 21,45 г/см 3 , температура плавления 1773,5°С, твердость 5 по шкале Мооса. Плати­на пластична, хорошо полируется, химически устойчива. Из-за высокой температуры плавления платину используют редко, главным образом в ручном ювелирном деле для изготовления оправ под бриллианты, что позволяет очень прочно закрепить вставки и лучше показать их природный блеск. За рубежом популярность платины довольно высо­ка. В 90-е годы прошлого столетия, за счет активной рек­ламной деятельности, наблюдался резкий скачок спроса на ювелирные изделия из металлов платиновой группы.

Сплавы платины. В современных ювелирных изделиях платино­вые сплавы встречаются редко — они уступили место белому золоту. Для некоторых ювелирных изделий используется двухкомпонентный сплав 950-й пробы, в состав которого кроме платины входит медь или иридий (добавка иридия значительно повышает твердость сплава).

Палладий(Ра) — металл серебристо-белого цвета, пластичный и ковкий, светлее платины, плотность 12,2 г/см 3 , температура плавления

1552°С, твердость 5 по шкале Мооса, химически стоек.

Из металлов платиновой группы палладий выделяется благодаря следующим свойствам:

• обладает такой же, как платина, устойчивостью к потускнению на воздухе;

• имеет более интенсивный серебристо-белый цвет, чем платина;

• лучше поддается обработке;

• почти в 4 раза дешевле платины.

В ювелирном деле палладий главным образом используется в качестве металла, альтернативного никелю, для получения «белого» золота 500 и 850 проб. Применение палладия значительно улуч­шает технологические свойства сплава, придает ему высокую ковкость; изделия (медальоны, приборы для сервировки стола) не тускнеют, обладают хорошими декоративными свойства­ми, имеют невысокую стоимость.

Родий( Rh) — голубовато-белый металл, напоминающий алюминий, твер­дый и хрупкий, имеет высокую отражательную способность, при нагревании приобретает пластичность, плотность 12,41 г/см 3 , температура плавления 1960 °С, твердость 6 по шкале Мооса. Родий химически стойкий металл, в нормальных условиях на воздухе и в воде не окисля­ется, устойчив к действию кислот (кроме концентрированной серной кислоты), царской водки, серы, хлора, фтора. Применяется в ювелир­ном деле как декоративное защитное покрытие ювелирных изделий.

Иридий (Ir) — тугоплавкий металл серовато-белого цвета, очень твер­дый и хрупкий, что затрудняет его механическую обработку, плот­ность 22,4 г/см 3 ; температура плавления 2454°С; твердость 6,5 по шкале Мооса. В химическом отношении иридий — один из самых стойких металлов. Ни кислоты, ни царская водка на него не действу­ют. Только при температуре свыше 800°С иридий поддается действию хлора, фтора и кислорода. В состав платиновых сплавов вводится для повышения их твердости.

Контрольные вопросы.

1.Какие факторы формируют потребительскую ценность и ассортимент ювелирных изделий?

2.Какие металлы являются драгоценными и почему их так называют?

3.Какими общими свойствами обладают драгоценные металлы?

4.Назовите основной недостаток благородных металлов, на что он влияет, и какие действия необходимо выполнить для его устранения?

5.Какие металлы являются легирующими для сплавов драгоценных металлов?

6.Золото, его характеристики, способы добычи золота из руды и что такое аффинаж?

7.Как влияют на цвет сплава золота следующие элементы лигатуры: медь, се6ребро, палладий, цинк, ртуть и др.?

8.Что такое проба, и какая зависимость между метрической и каратной системой проб?

9.Назовите область применения желтого, белого, красного, зеленного и сусального золота и какие пробы сплавов при этом предпочтительны?

10.Назовите пробу сусального золота и область его применения.

11.Назовите лигатуру сплавов золота 750 и 585 проб и область их применения.

12.Почему сплавы золота 375, 333 и «дубле» относятся к наиболее дешевым и для каких изделий они используются?

13.Серебро, его характеристика, сплавы и область применения.

14.Платина, её характеристика, сплавы и область применения.

15. Палладий, его характеристика и область применения.

16.Радий и иридий, их характеристики и область применения.

17.Почему в серебряном сосуде вода не портится?

Лекция № 8. Ювелирные камни

Ювелирные камни по происхождению бывают: природные и искусствен­ные, они

могут быть минерального и органического проис­хождения.

Природные камни- минералы, минеральные агрегаты и горные породы, а также материалы органического происхождения, образовавшиеся в естественных условиях в результате жизнедеятель­ности животных и растений.

Искусственные камни— материалы, частично или полностью созданные человеком.

Третья часть драгоценных и поделочных камней (общее число которых составляет более чем 4 тыс. известных минералов) используется в ювелир­ном деле, а остальные являются ювелирно-поделочным, обли­цовочным или экспозиционно-музейным материалом.

Минерал — это природ­ное химическое соединение кристаллической структуры, образовав­шееся в ходе различных геологических процессов.

Минералами не являются некоторые природные аморфные образования — янтарь, вул­канические стекла, но и они объекты изучения геммологии. Не отно­сятся к минералам и благородные органогенные продукты: жемчуг, кораллы, гагат и т. п. Наконец, минералами не являются самоцветы, полученные синтетическим путем— фианиты, гранаты, синтетические алмазы, корунды, кварцы и множество других синтетических аналогов природных ювелирных камней.

Критериями, по которым выделяются драгоценные камни, являются три условных критерия: красота, долговечность и редкость, т.е. к драгоценным и поделочным камням относятся редкие декоративные минералы и горные породы, которые характеризуются красивым цветом или рисунком, прозрачностью, ярким блеском, отличаются высокой прочностью и химической устойчивостью, что и определяет их эстетические свойства.

В России всю совокупность ювелирно-поделочных камней принято объединять под названием «самоцветы».

Все ювелирные камни классифицированы, Одна из классификаций предложена

Е. Я. Киевленко, которой пользуется большинство геммологов России, ее осно­вой является критерий стоимости самоцвета. Эта классификация ис­пользуется и в торговой практике. По этой классификации ювелирные камни делятся на три группы:

Однако не следует забывать, что приведенная классификация (впрочем, как и любая другая) не может считаться универсальной, т.к. стоимость цветного камня определяется множеством изменяющихся факторов. В связи с этим возможно перемещение отдельных самоцветов как вниз, так и вверх по порядкам классификации Е. Я. Киевленко.

Весьма показателен в этом отношении александрит — очень ред­кая разновидность минерала хризоберилла (ВеА1204), изменяющая свою окраску взависимости от природы источника освещения. В последние годы многие геммологи относят александрит к первому порядку первой группы, оценивая его стоимость зачастую выше алмаза, рубина, сап­фира и изумруда.

Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» №41-93 от 26.03.1998 г. (с изменениями от 31.03.1999 г. и 10.01.2002 г.) дает следующее определение драгоценных камней — это природные ал­мазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования.

Рынок ювелирных камней имеет следующие отличительные особенности:

• наличие большого количества мелких фирм;

• цена камня зависит от его качественных характеристик: цвета, прозрачности, массы, размеров, качества огранки;

• множественность цен на один и тот же вид камня (расхождение в ценах достигает 50-100% и более);

• существование большого разрыва цен оптовых и розничных раз­ница между оптовой и розничной ценой (до 400%).

На потребление различных видов цветных камней влияют:

• стремление ювелиров к обновлению ассортимента (мода);

• достигнутые технический и художественный уровни производ­ства ведущих ювелирных фирм;

• проведение рекламных кампаний.

«Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации», утвержденном Поста­новлением Правительства РФ от 27.06.1996 г. № 759 частным и юридическим лицам разрешено приобретать, продавать и закладывать дра­гоценные камни, не вывозя их из страны.

Драгоценные металлы и их сплавы

Драгоценные металлы и сплавы

Физические характеристики

Ювелирными изделиями называются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и камней, а также из других долговечных материалов, при условии их высокохудожественной обработки.

К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (иридий, палладий, осмий, рутений, родий), а также их сплавы.

Драгоценные металлы обладают красивым внешним видом, хорошим блеском, устойчивостью к химическим и атмосферным воздействиям, прочностью и высокой твердостью. Эти достоинст ва драгметаллов обусловили их применение в ка честве материала для изготовления ювелирных изделий. Для повышения прочности драгметаллы применяются в виде сплавов.

Золото - очень мягкий, легко тягучий металл, обладающий значительной механической прочно стью. Оно в слитках имеет чисто желтый цвет с сильным металлическим блеском. Примесь сереб ра или платины ослабляет желтый цвет, а добав ление меди придает золоту красноватый оттенок. Температура плавления золота 1063 °С.

В холодном состоянии обладает отличной ков костью (позволяет получить листы толщиной до 0,0001 мм) и свойством в волочении вытягиваться в проволоку сечением 0,05 мм и меньше. Один грамм золота может быть вытянут в проволоку длиной около 1 километра.

Золото химически устойчиво, с кислородом воздуха не соединяется. Растворяется в смеси двух крепких кислот: 1 часть азотной и 3 части со ляной ("царская водка").

В природе встречается главным образом в рудах цветных металлов и в самородном состоянии, причем в самых разнообразных формах - в виде кристаллов, пластинок, чешуек, волокон, зерен, кусочков и кусков весом от нескольких граммов до нескольких килограммов.

Платина - серебристо-белый металл с серова тым оттенком, по цвету и блеску напоминающим олово. В самородном состоянии в природе почти не встречается, добыча платины производится промывкой платиносодержащих песков. В кисло тах (кроме "царской водки") нерастворима. Для

увеличения твердости и прочности ее сплавляют с золотом, серебром, медью или металлами плат новой группы - радием, иридием, палладием.

В ювелирном производстве платина использует ся как оправа под бриллианты и для изготовлен: комбинированных (составных) изделий. Применя ется, как правило, платиновый сплав 950 пробы.

Палладий - металл серебристо-белого цвета. Встречается в природе в самородном состоянии вместе с платиной. Обладает значительной ковко стью и тягучестью, плавится при температуре 1554 °С. Растворяется в азотной кислоте и "царской водке".

Применяется для изготовления ювелиры изделий в сплавах с золотом ("белое золото"), и этом используется обесцвечивающая способность металлов платиновой группы.

Палладий - самый молодой из драгметалл применяемых в ювелирном производстве.

В основном применяются палладиевые сплавы 500 и 850 проб.

Осмий, рутений, родий - тугоплавкие блестящ ие металлы платиновой группы серебристо-бе лого цвета. В природе встречаются вместе с плати ной ("платиновые спутники"). В ювелирной практ ике применяются в качестве декоративных плавок (напаек) на золотых изделиях, а так же в виде компонентов для увеличения твердости и прочности других драгметаллов или изменения цвета драгметаллов.

Серебро - блестящий, белый, очень ковкий металл. В природе иногда встречается в самород ном виде, но чаще всего входит в состав полиме таллических руд (свинец, цинк, серебро), всех металлов серебро обладает наивысшей отражательной способностью: отражает 94 процентов падающих на него лучей света. Хорошо восприним ает полировку, плавится при темпере 960,5 °С . Реагирует с серной и азотной кислотами.

В ювелирных изделиях наиболее часто применяется в сплавах с медью, а в чистом виде – для се ребрения недрагоценных металлов. Изделия из серебра, выпущенные в России до 1927 года, яв ляющиеся антикварными, имеют золотниковую пробу.

Сплавы драгоценных металлов

Большинство драгоценных металлов обладают такой высокой степенью ковкости, вязкости и тя гучести, что применение их в чистом виде практи чески невозможно, поэтому в ювелирном произ водстве применяются в основном сплавы драгме таллов, образуемые сплавлением одного или не скольких металлов друг с другом или с недрагоценными цветными металлами.

Сплавы золота

Из большого количества золотых сплавов в ювелирном производстве применяются очень немногие. Компоненты, составляющие сплав (лига тура), как правило, состоят из меди, бронзы или латуни.

Для изготовления ювелирных изделий в ос новном используют тройные сплавы — золота, се ребра и меди, реже двойные - золота с серебром, золота с медью, золота с палладием или платиной и др.

Сплавы серебра

В производстве ювелирных изделий наиболее часто употребляются медно-серебряные сплавы 875° (пробы), для изготовления серебряных изде лий с эмалевыми покрытиями - сплав 916°, для филигранных изделий - 960° и выше.

Сплавы платины

Белые сплавы, содержащие платину, приме няются в ювелирном деле для изготовления вер хушек, декоративных наплавок (напаек) и оп рав под драгоценные камни (в основном - брил лианты), а также отдельных ювелирных изде лий.

Сплавы "платиновых спутников"

Применение в ювелирном деле сплавов палла дия, осмия, рутения, родия приведено в предыдущем разделе.

Сплавы цветных металлов

Основные металлы, применяемые в ювелир ном производстве: бронза, латунь и мельхиор.

Бронза — сплав меди с оловом, алюминием и кремнием. Обладает приятным золотистым цветом, прочна. Идет на художественное литье.

Латунь - сплав меди с цинком, иногда с до бавлением свинца, олова, железа, никеля или другими металлами, называемыми томпаками или полутомпаками. Используется для изго товления металлической бижутерии. Имеет желтый, желто-золотистый или бледно-золотис тый цвет.

Мельхиор - сплав меди с никелем (80% меди + 20% никеля). Обладает большой тягучестью, легко обрабатывается в холодном состоянии, приго ден для глубокой штамповки. Мельхиор исполь зуется как оправа для армирования хрустальных изделий. Для изготовления различных столовых приборов применяется мельхиор с последующим серебрением.

Методы определения проб

Для определения проб (опробирования) драг металлов и их сплавов существуют следующие ос новные методы: реактивом хлорного золота, про бирными реактивами, на пробном камне, химиче ским и муфельным методами.

В условиях таможенного контроля предпочтительно опробование реактивом хлорного золота и пробирными реактивами.

Реактив хлорного золота

Представляет собой раствор хлорного золота в воде. Имеет золотисто-желтый цвет. Применяется при испытании золотых слитков и изделий от низ копробных до 600 пробы, служит для определе ния металла и, ориентировочно, его пробы перед более точным опробированием кислотными про бирными реактивами. Способ применения: на чистую отполирован ную или зачищенную поверхность определяемого металла (сплава) наносится капля реактива хлор ного золота. На смоченной раствором поверхности большинства металлов быстро образуется пятно от выделившегося осадка золота, цвет которого зависит от примеси образовавшегося осадка хлорной соли испытуемого металла и приобретает раз личные оттенки, по которым и определяются ме таллы.

На сплаве золота 580-600° остается узкий светло-коричневый ободок по всей окружности капли. Чем ниже проба металла (сплава), тем темнее пятно.

Серебро, медь, латунь, свинец чернеют моментально

Таблица определения металлов реактивом хлорного золота

Определяемый металл (сплав)

Цвет

Цвет пятна
от капли реактива

Время образования пятна

Алюминий и его сплавы

Желтое, постепенно темнеет

Платина и ее высокопробные сплавы

Олово и его сплавы

Цинк и его сплавы

Низкопробный сплав серебра и меди

Белое золото (583°)

Чистое золото и его высокопробные сплавы

Низкопробные сплавы золота (ниже 583°)

Темно-каштановое или зеленое

Кислотные реактивы

Представляют собой прозрачные кислотные растворы для опробования сплавов золота следую щих проб: 375, 500, 583, 750, 875, 900, 916, 958. Быстро разрушаются на свету и на открытом воз духе, поэтому требуют хранения во флаконах из темного стекла с притертыми пробками. Срок хра нения 3-4 месяца.

Хромпик (двухромовокислый калий) Раствор оранжевого цвета, применяется для опробования серебра от 500 пробы и выше. На сплавах до 750° две-три капли хромпика, опус каемые последовательно на одно и то же место и снимаемые фильтровальной бумагой, оставляет светло-коричневое пятно. На сплавах и издели ях выше 750° этот реактив оставляет красные пятна, яркость которых повышается с повыше нием пробы сплава. На изделиях и сплавах 916 пробы и выше хромпик оставляет ярко-красное пятно.

Азотно-кислое серебро

Прозрачный раствор, изготовлен для определения проб серебра: 750, 800, 875, 916, на которых остается светло-серое пятно. На сплавах и издели ях низших проб - более или менее густые белые пятна.

Порядок хранения этих растворов такой же, как и для кислотных реактивов.

Все реактивы при попадании на кожу могут причинить ожоги, поэтому при пользовании ими следует быть максимально осторожным. Реактив, попавший на кожу, следует немедленно смыть теплой водой с мылом или содой (для нейтрализа ции действия кислоты).

Таблица соответствия проб золота

Золотниковая (Россия до 1927 г.)

Каратная (зарубежные страны)

Метрическая (Россия, современная с 1927 г.)

Таблица соответствия проб серебра

Примечание. Приведенные таблицы содержат толь ко пробы, применяемые в настоящее время и применяв шиеся ранее для ювелирного производства.

Пробы платины и металлов платиновой группы в таблицах не приводятся, т. к. они применяются в спла вах, пробы которых даны непосредственно в описаниях этих сплавов .

Пробы

Достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые, серебряные изделия, опре деляется пробой, показывающей содержание драгметалла в условном количестве весовых еди ниц этого сплава.

До 1927 года в России проба выража лась числом золотников в одном фунте сплава (1 фунт = 96 золотников). Например, золотой сплав 56 пробы содержал 56 золотников чистого золота и 40 золотников лигатуры (добавочных компонен тов) в фунте.

Для перевода золотниковой пробы в метричес кую можно применять следующую формулу:

Х=125*А/12, где X - метрическая проба; А - золотниковая проба.

Пример: кольцо 56 золотниковой пробы.

Х = 125*56/12 = 583°.

В Англии, США и некоторых других зарубеж ных странах применяется так называемая карат ная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствует 4-м каратным. Не следует пу тать это с единицей веса драгоценных камней - каратом, равным 0,2 г.

Для перевода каратной пробы в метрическую применяется формула:

Х=125*В/13, где X — метрическая проба; В - каратная проба.

Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов

Технические приемы, применявшиеся при производстве изделий из драгоценных металлов, в различных странах в течение тысячелетий в ос новных чертах остались сходными. Почти одинаковые их описания с разницей лишь в деталях да ны в "Естественной истории" Плиния, римского писателя, жившего в I веке н. э., в трактате немец кого монаха Теофила, XI век, в труде о ювелирном искусстве итальянского скульптора и ювелира XVI века Бенвенуто Челлини, в русских рукопис ных руководствах для мастеров XVII и XVIII ве ков и вплоть до современности. XIX век внес неко торую механизацию в приемы обработки драго ценных металлов, которая в основном сводится к ускорению и удешевлению производства.

Ниже мы рассмотрим приемы обработки.

Ковка - была одной из первых техник обработ ки драгоценных металлов, которую узнал чело век. Она основана на свойствах золота и серебра расплющиваться и растягиваться, не ломаясь под давлением или ударом.

Серебро можно ковать как в холодном, так и в горячем виде, золото - только в холодном виде. Для того чтобы выковать сложный предмет, при меняют молотки, чеканки и наковальни фигур ной формы.

Ковка придает золоту и серебру плотность и упругость. Кованые предметы отличаются сечка нированной поверхностью с мягким мерцающим блеском.

Литье - по древности своего происхождения уступает только ковке. Благодаря тому, что золо то и серебро сравнительно легко плавятся, литье широко применяется в ювелирном деле для изго товления как небольших, так и массивных пред метов или их частей (например, ручек украшений на крышках сосудов).

Резьба - благодаря мягкости золота и серебра любые изображения и орнаменты могут быть лег ко нанесены на их поверхность.

В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся и на расстоянии, так как их красота ос нована на контрасте светлых и темных пятен или на контрасте разных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы - это искусство особенно утонченное, тонкие линии вырезаны на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание, на любование вблизи.

Особый вид глубокой резьбы назывался "Оброн ". При этом виде резьбы фон около изображения или надписи "опускается" (обирается) при по мощи резца, благодаря чему изображение стано вится чуть рельефнее.

Чеканка - один из самых трудных приемов украшений серебряных изделий, доступный дале ко не каждому мастеру. Рельефная чеканка основана на свойстве золота и серебра растягиваться при ударе твердым предметом. У хорошего масте ра имелось в наборе несколько сот чеканов собст венного изготовления.

В XIX веке ручную чеканку, где каждая мельчайшая деталь сделана от руки, а потому индивидуальна и неповторима, начали заменять механи ческой штамповкой и вальцовкой.

Басма - ни в одной стране не нашла такого распространения, как на Руси. Басма - ручное тиснение изображения и узоров на тонких листах золота и серебра. Тисненые узоры передают плас тические формы, но отличаются от чеканки неко торой расплывчатостью и мягкостью рельефа. Благодаря тонкости листа, басма легко может быть смята, поэтому ее чаще употребляли не для украшений предметов быта, а для окладов икон, деталей иконостасов, царских врат, киотов, крес тов, церковных книг.

Басма не требует большого количества металла и потому широко применялась в древней Руси.

Скань - ажурные или напаянные на металли ческий фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, скрученной в виде верево чек или гладкой. Это одна из самых распростра ненных техник ювелирного дела, известных с древнейших времен. Со сканью неразрывно связа на зернь - мелкие блестящие металлические ша рики, напаянные на сканый орнамент, или самостоятельное украшение на гладь металла.

Скань делают из "чистоты", т. е. из чистого зо лота и серебра, которые благодаря малому количеству или отсутствию примесей настолько мяг ки, что способны вытягиваться в тонкую проволо ку.

Припой - один из важнейших приемов при из готовлении скани и украшении зернью. На очень древних изделиях, украшенных сканью и зернью, припой совсем не виден, в них поражает особен ная чистота и четкость работы. До последнего вре мени ученые бились над разгадкой тайны древне го припоя, так как даже современная рентгенов ская техника не могла обнаружить места скрепле ния скани и зерни на предметах, и только профес сор Ф. Я. Мишуков раскрыл секрет припоя. Как говорится, все гениальное - просто. Русские мас тера смешивали ртуть, золото и серебро в опреде ленной пропорции, а затем сильно нагревали, ртуть испарялась, а золото и серебро сплавлялись с предметом намертво.

Чернь - ни в одной стране не получила такого развития, как в России, где она славилась особой прочностью. Чернь - это особый сплав сернистого серебра, на первый взгляд похожий на уголь, со стоящий из серебра, меди (олова), свинца и серы в определенной пропорции. Так как чернь - это ме талл, то он легко и прочно сплавляется с основ ным металлом предмета.

Эмаль - это особый сплав стекловидной мас сы, окрашенный в разные цвета окисями метал лов. После обжига превращается в твердую блес тящую массу с устойчивыми, яркими красками.

окись олова - белый цвет;

окись железа - желтый и цвет морской волны;

окись меди – бирюзовый;

иридий - стальной, серый, черный;

окись урания и серебра - желтый.

Эмали бывают перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по литью, по сканому орна менту (или в сканых обрамлениях), по чеканному литью или штампованному рельефу, прозрачные (оконные), живописные (расписные) и поливные (по гладкой поверхности).

Эмаль лучше всего ложится на золото. Золото плавится при высокой температуре, эмалевая масса не окисляется и прочно держится. На сереб ре применяются более плавкие эмали.

Перегородчатая эмаль - это эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металличе скими полосками, припаянными на ребро к ме таллическому предмету, в основном к золоту.

Эмаль выемчатая, по литью, резьбе (грави ровке) - по технике значительно проще эмали пе регородчатой. Рисунок глубоко вынимается (вы резается) в толще металла, а получившееся в ре зультате углубление заполняется эмалью, после чего предмет подвергают обжигу, а затем полиру ют.

Эмаль по снимаемому орнаменту (в сканых обрамлениях) - широко применялась в России с XVI века. Отличительные особенности: делалась без контроэмали и не полировалась.

Эмаль по рельефу - передает объемные плас тичные формы. Наиболее сложная техника, тре бующая наивысшего мастерства.

Эмаль прозрачная (оконная) - этот техничес кий прием требует большого навыка и осторожно сти в работе. Прозрачная эмаль украшает предметы из скани (ажурные) или выпиленные в металле. Она не получила в России широкого рас пространения. Встречается только в предметах XIX - XX столетия.

Эмаль живописная - заключается в том, что золотая или медная пластинка (или предмет) по крывается слоем однотонной эмали и обжигается. По этому фону наносят кистью особыми эмалевы ми красками с эфирными маслами орнамент или изображение, после чего обжигают.

Сплавы драгоценных металлов

Сплавы драгоценных металлов

Почему драгоценные металлы не используют в чистом виде

При изготовлении ювелирных украшений драгоценные металлы не используются в чистом виде, потому что они не обладают достаточной прочностью. Золото, серебро, платина в чистом виде – мягкие металлы, которые легко деформируются.
Для увеличения прочности ювелирных изделий в сплав добавляют недрагоценные металлы.

золотой самородок

Изделия, изготовленные из сплавов, обладают достаточной твердостью и коррозийной стойкостью.

В зависимости от процентного соотношения металлов сплавы отличаются друг от друга пластичностью, температурой плавления, цветом и другими свойствами.

Характеристики драгоценных металлов

Золото:

  • цвет – желтый;
  • высокая пластичность;
  • плавится при температуре 1063 градусов;
  • закипает при температуре 2530 градусов;
  • не окисляется на воздухе и в воде;
  • низкая прочность и твердость.

Серебро:

  • цвет – белый;
  • плавится при температуре 960.5 градусов;
  • закипает при температуре 1955 градусов;
  • имеет высокие показатели тепло- и электропроводности;
  • при повышенном содержании сероводорода в окружающей среде покрывается темным налетом сульфида серебра;
  • высокая пластичность;
  • низкая прочность и твердость.

Платина:

  • цвет – серебристо-белый;
  • плавится при температуре 1773 градуса;
  • закипает при температуре 4300 градусов;
  • не разрушается под воздействием воздуха и воды;
  • низкая тепло- и электропроводность;
  • высокая пластичность;
  • низкая твердость.

Золотые сплавы

Количество золота в сплаве зависит от пробы. В качестве добавок к золоту в сплавах используют обычно серебро и медь как основные составляющие. Вдобавок для придания золоту нужного оттенка применяются платина, никель, цинк, палладий и кадмий.
Характеристики золотых сплавов:

  • сплав из золота, серебра и меди имеет желтый цвет, отличается высокой прочностью, хорошо поддается ювелирной обработке;
  • сплав из золота и серебра может иметь цвет от белого до светло-желтого в зависимости от пробы, легко поддается обработке;
  • сплав из золота и платины, который называется белым золотом, белый или светло-желтый, часто используется в ювелирном деле;
  • сплавы из золота и палладия, а также из золота и кадмия редко применяются для изготовления ювелирных изделий : первый сплав слишком тугоплавкий, второй — хрупкий.

Сплавы серебра

В серебряных сплавах в качестве лигатуры применяют медь, цинк, кадмий, алюминий и никель.

серебряный слиток


Характеристики серебряных сплавов:

  • сплав серебра с медью может иметь цвет от белого до красно-медного в зависимости от процентного соотношения металлов, сочетает в себе прочность с пластичностью;
  • сплав серебра с цинком имеет белый цвет, хорошо поддается ювелирной обработке;
  • сплав серебра и кадмия белого цвета, твердый, при содержании кадмия более 50 процентов приобретает хрупкость;
  • сплав серебра с алюминием имеет светло-серый цвет, пластичен, если алюминия в сплаве не более 6 процентов;
  • сплав серебра с медью и кадмием белого цвета, хорошо поддается ювелирной обработке.

Платиновые сплавы

В ювелирном деле используют следующие лигатуры для платины: медь, золото, палладий, родий, галлий, вольфрам, иридий, кобальт.

Медь в платиновых сплавах повышает пластичность материала. Кобальт, иридий и вольфрам повышают износостойкость ювелирных изделий.

ювелирные изделия из платины

Для ювелирных изделий годится сплав, в котором не меньше 85 процентов платины. Если платины меньше, металл более тусклый, больше похожий на серебро по цвету. Поэтому проба ювелирных изделий из платины должна быть не меньше 850-й.

Сплавы драгоценных металлов в ювелирном производстве

Сплавы драгоценных металлов широко используются в ювелирном деле.

Качество драгоценных металлов и их сплавов регулируется Национальным стандартом ГОСТ Р525999-2006 «ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ».

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к методам анализа драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия, родия, иридия, рутения и осмия), в том числе аффинированных, и сплавов на основе драгоценных металлов, а также требования безопасности.

Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и пересматриваемые методики количественного химического анализа (далее — методики анализа), применяемые при контроле качества драгоценных металлов и их сплавов.

Сплавы драгоценных металлов

При производстве ювелирных изделий, как правило, использу­ют различные сплавы, получаемые путем добавления к драгоценным металлам в определенных пропорциях других металлов, называемых легирующими. Легирующими могут быть как драгоценные, так и не­драгоценные металлы, но полученные сплавы всегда считаются дра­гоценными. Обычно название сплава определяется названием основ­ного драгоценного (благородного) металла (например, сплав золота, серебра, платины или палладия).

С помощью легирования драгоценных металлов сплавам можно придавать различные свойства, например необходимую твердость, пластичность, литейные качества, цвет, температуру плавления и т. д. Число ювелирных сплавов велико, и по мере введения новых технологий в производство ювелирных изделий создаются новые сплавы.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства

Выбирая новое украшение, изначально мы обращаем внимание на красоту и дизайн, но следует помнить, что прочность, цвет и блеск, как и долговечность любого изделия, обеспечивают металлы и сплавы.

Ювелирные сплавы — это сплавы благородных и цветных металлов, из которых изготавливают ювелирные украшения. К таким металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы.

Золотой сплав для украшений состоит из золота, серебра, меди, платины, цинка, кадмия и никеля. Серебро и платина придают сплаву белый цвет. Примесь меди придает красный оттенок сплаву, делает его тверже, но снижает антикоррозийные свойства. Никель является компонентом белого золота. Он также делает сплав более твердым. На заглавном фото золотые браслеты разных цветов.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 1

Украшения Cartier из популярнейшей коллекции JUSTE UN CLOU.

Браслет на верхнем фото закрывается на отвёртку, а отвёртка в знак любви и доверия отдаётся второй половине.

Эти браслеты из цветного золота называют Cartier Love.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 2

Клипсы из разных оттенков золота компании Tiffany & Co.,1940-е годы.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 3

Клипсы из жёлтого золота компании Van Cleef & Arpels,1960-е годы.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 4

Термин «червонное золото» в значении «красное» стали употреблять относительно недавно, а в дореволюционной России червонным называлось высококачественное золото яркого жёлтого оттенка с приглушённым блеском.

Именно такой цвет во всём мире называют «русское золото».

Во времена зарождения популярности винтажной костюмной бижутерии её делали как копии драгоценностей именно в цвете «русское золото». На фото антикварные российские украшения.

Недавно учёными был разработан золотой сплав, в котором содержится 75% золота, 15% кобальта и 10% хрома. Данный сплав окисляется при наличии высокой температуры и становится чёрным.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 5

Украшения из чёрного золота.

В процессе экспериментов исследователям удалось скрестить золото с алюминием и галлием, благодаря чему получили ювелирные сплавы золота пурпурного и красивого фиолетового цвета, а слияние золота с рубидием и индием даёт голубое золото. Синее золото получается в сплаве с высококачественной сталью. Серый цвет золото получает в сплаве со сталью (но её здесь меньше, чем в синем золоте) и серебром. Зелёный оттенок золотому сплаву дают добавки немного кадмия и серебра.

Коричневое (или бурое) золото мало используется, но постепенно изделия из него становятся всё более модными украшениями. Цвет получают путём химической обработки обычного сплава золота и меди.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 6

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 7

На фото выше изделия из цветного золота. Все металлические цветные элементы — это золотые сплавы. Самое удивительное лично для меня пурпурное и синее. Завораживает!

Серебряный сплав чаще всего содержит медь, она увеличивает прочность металла, но именно такой сплав окисляется и темнеет. Серебряные сплавы могут содержать алюминий и никель.

Серебро всегда ценилось за красоту и блеск. Первые украшения из серебра и его сплавов стали появляться в Египте более 6000 лет назад. В Индии особой любовью пользуются серебряные украшения. Их передают по наследству как фамильные драгоценности. Антибактериальные свойства серебра известны во всем мире. Да и в нашей стране существует способ очистки воды — серебряной ложечкой в чашке. На международной космической станции вода в употреблении только та, что прошла очищение серебром. Ранее на Руси женщины специально носили серебряные кольца, т.к. считалось, что при дойке коров или вымешивании теста серебро убивало микробы.

Великий историк древности Геродот в своих трудах писал, что персидский царь Кир в своих дальних походах пользовался водой, которая хранилась в серебряных священных сосудах. В жарком климате вода в них долго оставалась свежей и не портилась.
Ещё до 2500 лет до нашей эры серебро использовалось для лечения боевых ран. Египетские воины накладывали на раны тонкие серебряные пластины, после чего раны быстро заживали.

Серебряные антикварные и винтажные украшения могут не иметь пробы, т. к. во многих странах серебро не требовало апробирования. Чаще всего на этих украшениях можно просто встретить надпись Silver, Silber, Sterling silver или просто Sterling, конечно же, если это серебро 925 пробы. На французском антикварном украшении и такие надписи практически не найти: что это серебро, можно проверить только реактивами.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 8

Дизайнерский антикварный браслет от Уильяма Спратлинга (Мексика, США) из серебра 980 пробы "Серебряная река жизни", 1930-е годы.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 9

Эвальд Нильсен, Дания, серебро 830 пробы, поясная пряжка,1930-1940 годы.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 10

Этническая брошь с бирюзой из серебра 925 пробы, Мексика,1950-1980 годы.

Платиновый сплав имеет особенный белый цвет и красивый блеск. Платина, название которой в буквальном смысле слова означает «серебришко», получила его из-за сходства с серебром. Любопытно, что пренебрежительному имени она была обязана конкистадорам, которых разозлили свойства находки — исключительно тугоплавкую, ее было практически невозможно переплавить. По этой причине на платину повесили ярлык со стоимостью, в несколько раз ниже, чем у серебра. На данный момент платина стоит в 100 раз дороже своего «старшего брата».

Есть один печальный, но интересный факт связанный с платиной. Испанские ювелиры в 18 веке обнаружили, что платина хорошо сплавляется с золотом, и те из них, кто был не чист на руку, стали примешивать ее к золоту при изготовлении ювелирных изделий и фальшивых монет. Об этом стало известно правительству, и король не нашел ничего лучшего, как издать приказ, требующий прекратить ввоз в Испанию никчемного металла, а заодно и уничтожить все его запасы. Вся имевшаяся в стране платина была собрана и при свидетелях брошена в море. И далее на протяжении 43 лет , пока действовал королевский указ, вся завезенная платина на территорию Испании уничтожалась тем же способом.

Платина не растворяется в кислоте и щелочи, с этим справляется только «царская водка» (азотная и соляная кислота в соотношении 1:3). Обладая высокой плотностью, она хорошо сплавляется с золотом и серебром. Платина является редким элементом. Богатейшие россыпи содержат всего несколько граммов платины на тонны руды.

Мировая ювелирная промышленность потребляет около 50 тонн платины. До 2001 года большая часть ювелирных изделий из платины производилась в Японии. С 2001 года на долю Китая приходится примерно 50 % мировых продаж. Российский спрос на ювелирную платину составляет 0,1% от мирового уровня.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 11

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 12

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 13

Современные ювелирные изделия из платины.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 14

Винтажный фур-клип из платины с бриллиантами огранки багет, 1940-е годы.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 15

Кольцо из платины компании Kieselstein Cord (США),1990-е годы.

Сплав иридий + платина ранее маркировался (наиболее часто в США или для продажи в США) как IRIDPLAT или IRID.PLAT.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 16

В настоящее время некоторые платиновые сплавы не подлежат апробированию в Великобритании.

Благодаря исследованию платины были открыты еще несколько металлов: родий, палладий, иридий, осмий и рутений.

Металлы платиновой группы отличаются красивым серебристо-белым цветом. Самым популярным из таких сплавов является сплав на основе палладия. Из него изготавливают броши, кольца, браслеты.

В России законодательно утверждены 500 и 850 проба палладия, но в обиходе еще есть сплав и 950 пробы (не пробируют), из этого сплава обычно делают обручальные кольца. На вид такие изделия похожи на белое золото, покрытое родием.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 17

Современные ювелирные изделия из палладиевого сплава.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 18

Наглядный пример цветового различия всевозможных ювелирных сплавов.

Разновидности ювелирных сплавов и их свойства, фото № 19

Винтажная брошь из золота нескольких оттенков.

Благородные металлы отличаются особой химической стойкостью, тягучестью и красивым внешним видом. Их называют благородными за природные свойства и драгоценными за высокую стоимость. Но, как мы видим, для изготовления ювелирных изделий в чистом виде эти металлы не применяют, так как они сравнительно мягки и обладают малой механической прочностью. Поэтому используют сплавы благородных металлов с другими металлами.

По сравнению с чистым металлом, сплавы обладают лучшими механическими свойствами, более низкой температурой плавления и определенным оттенком. Металлы, входящие в состав таких сплавов, называют лигатурными. Состав сплавов строго регламентируется государственными стандартами и называется лигатурой. Качественный состав легирующих компонентов влияет на цвет сплава и его технические характеристики, а количество лигатур определяет пробу сплава.

Во всем мире для распознания количества входящей в золотой сплав лигатуры используется несколько систем. Наиболее известными являются метрическая и каратная системы. В России уже долгие годы пользуются метрической системой. Она более простая и понятная, указывает на количество граммов золота, входящего в состав сплава весом в 1 кг.

В следующей публикации напишу о бижутерных сплавах и о том, что отличает ювелирный сплав от бижутерного.

Читайте также: