Древнерусская техника декорирования украшений небольшими шариками из драгоценных металлов

Обновлено: 21.09.2024

Ювелирное искусство – это изготовление различных изделий, как правило, из драгоценных металлов с использованием самоцветов. Изначально такие вещи служили не только для красоты, но и для того, чтобы подчеркнуть высокое социальное положение владельца или владелицы. Также украшениям часто приписывались магические функции. Их использовали, к примеру, в качестве защитных амулетов и талисманов. История ювелирного искусства уходит корнями в глубокую древность. Изначально создание ювелирных изделий не предполагало какой бы то ни было обработки. С течением веков искусство совершенствовалось, умельцы создавали все более сложные и изысканные украшения. Давайте проследим историю ювелирного ремесла и назовем его выдающихся мастеров.

Древний Египет

Ювелирное искусство было удивительно хорошо развито в Древнем Египте. Украшения, созданные там, до сих пор поражают своей красотой и сложностью. По форме они обычно походили на изображения древних божеств. В Древнем Египте верили, что украшения выполняют магические функции: защищают от болезней и злых чар, связывают человека с силами природы.

ювелирное искусство


Носить украшения полагалось на определенных участках тела. Прежде всего, это была область сердца (оно считалось наиболее значимым органом). Чтобы защитить его, на груди носили изделия в виде скарабея. Жук символизировал жизненную силу, активность, воскрешение. Кроме того, важной точкой была середина лба. Древнеегипетские мастера, выполняя украшения для нее, использовали символы силы и мудрости, например изображения змеи. Говоря о технике изготовления изделий, можно отметить, что обычно применялись чеканка и гравировка, а любимыми материалами египтян были золото, серебро, обсидиан и аметист.

История ювелирных украшений: от древнего Египта и по наши дни

В сегодняшнем мире ювелирные изделия и аксессуары стали неотъемлемой частью жизни, они символизируют достаток, богатство, помогают людям показать свою индивидуальность, характер, вкус. Любая ювелирная вещь, это, прежде всего, возможность заявить о себе, как о личности, придать своему внешнему виду завершенность, акцентировать внимание на какой-нибудь детали туалета или наиболее красивой части тела. Однако так было не всегда и ювелирные изделия не использовались в качестве украшений, в давние времена они несли совершенно другой смысл.

Раньше считалось, что в драгоценных камнях и металлах главным является не их красота и ценность, а защитные свойства. Украшения из различных камней издревле использовались как амулеты и обереги от злых сил. Первые документальные свидетельства о драгоценных камнях относятся к Древней Греции к 1400 веку до нашей эры. В то время считалось, что золото, несомненно, обладает магическими свойствами. Золотые украшения, которые носил человек при жизни, хоронились вместе с покойником. Существовал специальный ритуал, с помощью которого отгоняли злых духов, и изделия из золота играли в нем не последнюю роль.

Только в 300 веке до нашей эры греки начали создавать ювелирные изделия специально для украшения мебели, одежды, появились первые броши, медальоны. Основными камнями в Древней Греции были изумруды, гранаты, аметисты и жемчуг, из которых создавались первые бусы. Тематика украшений в те времена была довольно специфичной – природа, но дань отдавалась не сколько флоре – то есть цветам и деревьям, сколько жукам, скорпионам, ракам и другим подобным представителям животного мира, бабочки тоже были не в чести.

В Древнем Египте очень любили работать с золотом, там впервые появились методики облагораживания и окрашивания металла. Египтяне научились изготавливать белое, розовое, даже зеленое золото, используя специальные методики. Древние Евреи в качестве основных украшений предпочитали золотые серьги, которые носили как мужчины, так и женщины.

В средние века ювелирное дело практически полностью перешло к церкви. Создавались драгоценные алтари, сосуды, книги, иконы, чащи, предметы религиозной символики: кресты, цепочки, четки.

А вот эпоха Возрождения многое привнесла в ювелирное искусство: линии ювелирных изделий стали четкими, ясными, появились растительные орнаменты, мастера экспериментировали над составами, эмалями, красками. Именно в это время начинают развиваться многочисленные техники, которые применяют и современные ювелиры. В украшениях мастера стали в первую очередь ценить индивидуальность, стиль, изящество, изделия действительно стали создавать для человека, чтобы подчеркнуть его характер и красоту, а не затмить блеском драгоценных камней его внешний вид. Именно в XVI веке ювелирное искусство стало таким, каким мы знаем его сейчас.

Древняя Греция

Большим изяществом и тонкостью отличалось древнее ювелирное искусство в Греции. Любимой техникой мастеров была филигрань – выполнение сложнейшего узора из тонкой золотой или серебряной проволоки, припаянной к металлическому фону. Чаще всего при этом использовался растительный орнамент: изображения цветов, листьев, виноградной лозы.

Из материалов выше всего ценилось золото – этому металлу древние греки приписывали магические свойства. В целом же ювелирные изделия подчеркивали статус владельца, поэтому чем тоньше и сложнее была работа, тем дороже она стоила. Богатые гречанки носили множество разнообразных украшений. В почете были изящные изделия для волос и шеи, а также браслеты. Исключением являлась разве что Спарта – местные женщины не носили пышные и причудливые драгоценности, отдавая предпочтение простым металлическим украшениям.

ювелирное дело

Ювелирное дело эпохи Возрождения

Ювелирные изделия эпохи Возрождения поражают своей изысканностью, красотой и сложностью. Мастера использовали самые разные техники, в том числе чеканку, огранку и эмаль. На них во многом оказывали влияние античные традиции, вместе с тем вносились и типичные именно для тех лет черты.

Так, украшения уже не столько указывают на статус владельца, сколько подчеркивают утонченность вкуса и фантазию. Они становятся уникальными и своеобразными. Самоцветы, жемчуг и изысканные эмалированные детали украшают не только ювелирные изделия, но и пышные дамские наряды. Большую популярность приобретают перстни и массивные подвески.

В Германии мастера используют в работе весьма необычные материалы: скорлупу кокосового ореха, яйца страуса и раковины.

современное ювелирное искусство

Ювелирное искусство

антикварные ювелирные украшения


Итак, ювелирное искусство — что же это и откуда взялся этот термин? Ювелирное искусство — это один и самых древних и очень распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Его история начинается с первых камешков, костей и зубов убитых животных, использованных первобытными людьми для украшения себя и удовлетворения своей потребности отличаться от других людей своего племени. Следующим витком был бронзовый век, когда человек впервые научился обрабатывать металл, и возникли первые украшения из меди, бронзы и других металлов. И лишь в дальнейшем, с развитием умения обрабатывать золото и драгоценные камни (в том числе гранить их), ювелиры стали выделяться в отдельные касты.

Переход на новый уровень, в плане качества ювелирных изделий достигнут после освоения искусства огранки драгоценных и полудрагоценных камней. Ограненные камни стали по-другому закреплять и это значительно изменило внешний вид ювелирных изделий. Также улучшению внешнего вида способствовало развитие отдельных техник и умение ювелиров сочетать их в одном ювелирном изделии: литьё, инкрустация, чеканка, гравировка, позолота, ковка, литьё по восковым моделям и в каменных формах, зернь, эмаль, чеканка, чернь. Ювелирные изделия, которые сохранились до наших дней, дают нам представление о вкусах, традициях и мастерстве ювелиров прошлого. Уровня красоты и качества многих ювелирных изделий XVIII—XIX вв. в некоторых случаях невозможно достичь и по сегодняшний день.

Собственно выражение «ювелирный» употребляют не только в значении «драгоценный». Лишь благодаря нашим предкам, которые оставили после себя шедевры ювелирного искусства из очень разнообразных материалов, в народе сложилось впечатление, о ювелирной работе, как о пределах мастерства. Любую работу, которая выполнена на высшем уровне — мы называем «ювелирной». Люди привыкли восхищаться удачными результатами ремёсел и награждать руки творцов чудесными эпитетами. Но ведь суть мастерства не только в таланте. Только людей зацикленных на любви к своему делу можно называть настоящими «ювелирами». Конечно, мастерство — это не только талант, а и аккуратность, опыт, трудолюбие.

Толчок к стремительному развитию выпуска ювелирной продукции, был вызван массовым спросом на ювелирные изделия в XX в. и развитием промышленного производства ювелирных изделий. Технологии развивались, и с каждым годом снижали долю человеческого труда к минимуму.

Ручная работа в сегодняшние дни является пределом совершенства, поражает богатством применяемого инструментария, качеством изготовления изделий, оригинальными штучными моделями, но многих может и удивить своими баснословными ценами. Если вы из Санкт-Петербурга, то может заинтересовать другая страница сайта – ювелирные магазины.

Добавить комментарий

Ювелиры Древней Руси

Русское ювелирное искусство имеет великую историю. Свидетельством тому выступают современные археологические раскопки: качество и тонкость работы древних умельцев поражают и теперь. Ювелирное искусство Древней Руси было подвержено влиянию скандинавской, восточной и византийской культур, и в то же время неразрывно связывалось с народными обычаями и традициями.

Мастера из всех уголков Киевской Руси прекрасно владели сложнейшими техниками, в том числе художественным литьем, сканью и золотой наводкой. Великий Новгород славился своими украшениями из драгоценных металлов. Киевские ювелиры с необычайным умением обрабатывали самоцветы. Самыми распространенными украшениями были так называемые височные кольца, которые вплетались в прическу или подвешивались к головным уборам. Также женщины носили разнообразные браслеты и бусы с подвесками.

Русь в XIV – XVII веках

С пришествием татаро-монгольских полчищ ювелирное дело оказалось позабыто почти на целое столетие. Многие мастера погибли или были увезены для работы у ордынских правителей. Лишь к концу XIV века начинается постепенное возвращение к древнему искусству. Центром ювелирного ремесла становится Москва, где большой популярностью пользуется техника серебряной скани.

русское ювелирное искусство


В XVI – XVII веках ювелирное искусство активно использует эмаль и самоцветы. Украшениям этого периода присущи богатство, красочность и насыщенность цветов. Камни тоже отличаются яркостью – в почете сапфиры, рубины, изумруды. Это время называют расцветом техники чернения. Во многих городах создаются центры серебряного дела.

ЮВЕЛИ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО

ЮВЕЛИ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО, из­го­тов­ле­ние ху­дож. из­де­лий (лич­ных ук­ра­ше­ний, пред­ме­тов бы­та, куль­та, ору­жия и др.) пре­им. из дра­го­цен­ных (зо­ло­то, се­реб­ро, пла­ти­на) ме­тал­лов, час­то в со­че­та­нии с дра­го­цен­ны­ми и по­де­лоч­ны­ми кам­ня­ми, стек­лом, пер­ла­мут­ром, ко­стью и т. д. В Ю. и. при­ме­ня­ют­ся ковка, ли­тьё, ху­дож. че­кан­ка, тис­не­ние (бас­ма), резь­ба или гра­ви­ров­ка, скань (фи­ли­грань), зернь, чернь, эма­ли (фи­нифть), ин­кру­с­та­ция, трав­ле­ние и др.; ме­ха­нич. приё­мы об­ра­бот­ки – штам­пов­ка, валь­цов­ка, огран­ка и др.

Ю. и. – один из древ­ней­ших и наи­более ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ных ви­дов де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го, в т. ч. на­род­но­го, твор­че­ст­ва. Из­де­лия Ю. и. иг­ра­ли ма­гич. роль как аму­ле­ты, обоз­на­ча­ли со­ци­аль­ный ста­тус их вла­дель­ца, слу­жи­ли на­град­ны­ми зна­ка­ми и т. д. Как часть кос­тю­ма, пов­се­днев­ной и празд­нич­ной оде­ж­ды они свя­за­ны со сти­лем эпо­хи и мо­дой.

Древ­ний мир и сред­ние ве­ка. Юве­лир­ные ук­ра­ше­ния (из зо­ло­та, ла­зу­ри­та, би­рю­зы, яш­мы, об­си­диа­на, т. н. хо­лод­ной эма­ли – ку­би­ков стек­лян­ной пас­ты и цвет­ных кам­ней ме­ж­ду зо­ло­ты­ми пе­ре­го­род­ка­ми, и др.) Древ­не­го Егип­та от­ли­ча­ет по­ли­хро­мия, так­же свой­ст­вен­ная про­из­ве­де­ни­ям из Дву­ре­чья. Из­делия из Ми­кен и Трои ук­ра­ше­ны ска­нью и зер­нью, зо­ло­тые со­су­ды по­кры­ты рель­е­фа­ми. Осо­бое мас­тер­ст­во об­ра­бот­ки и слож­ность за­мыс­ла от­ли­ча­ют про­из­ве­де­ния Ю. и. эпо­хи эл­ли­низ­ма. В стра­нах ис­ла­ма ср.-век. опыт ра­бо­ты с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и кам­ня­ми (в тех­ни­ке фи­ли­гра­ни, ин­кру­ста­ции, чер­ни и т. д.) про­дол­жил­ся в нар. твор­че­ст­ве Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка и Сев. Аф­ри­ки. Осо­бая пыш­ность юве­лир­ных ук­ра­ше­ний ха­рак­тер­на на­чи­ная со сред­них ве­ков для де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва Ин­дии. Мас­те­ра ср.-век. Ки­тая стре­ми­лись под­черк­нуть в дра­го­цен­ных ме­тал­лах, ко­рал­ле, неф­ри­те, ян­та­ре и др. ма­те­риа­лах при­род­ные свой­ст­ва. Вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия дос­тиг­ло Ю. и. до­ко­лум­бо­вой Аме­ри­ки (ли­тые и че­кан­ные зо­ло­тые ук­ра­ше­ния с мо­за­ич­ны­ми ор­на­мен­та­ми из би­рю­зы, квар­ца, ага­та и др.), ски­фов и сар­ма­тов (со­су­ды и пр. из по­гре­бе­ний При­чер­но­мо­рья, При­ку­ба­нья, Ниж­не­го По­вол­жья), ср.-век. Гру­зии и Ар­ме­нии.

Ти­пич­ные чер­ты ран­не­сред­не­ве­ко­во­го ев­роп. Ю. и. – при­ме­не­ние хо­лод­ной эма­ли, круп­ных ка­бо­шо­нов (ок­руг­лых не­ог­ра­нён­ных дра­го­цен­ных кам­ней), кон­тра­сти­рую­щих с зо­ло­том, мо­ти­вы зве­ри­но­го сти­ля в ор­на­мен­те. Для ви­зант. Ю. и. ха­рак­тер­ны рас­пя­тия, че­кан­ные ли­тур­гич. со­су­ды, ок­ла­ды и др. пред­ме­ты куль­та, час­то ук­ра­шен­ные тон­чай­шей пе­ре­го­род­ча­той эма­лью. В про­из­ве­де­ни­ях ро­ман­ско­го и го­ти­че­ско­го Ю. и. (где при­ме­ня­лись так­же ред­кие по­ро­ды де­ре­ва, гор­ный хру­сталь) пыш­ные цве­то­вые со­зву­чия со­че­та­лись со стро­гой ар­хи­тек­то­ни­кой ком­по­зи­ций.

Воз­рож­де­ние и Но­вое и Но­вей­шее вре­мя. Мас­те­ра Воз­ро­ж­де­ния и мань­е­риз­ма (италь­ян­цы П. Ле­о­ни, Б. Чел­ли­ни и др.) соз­да­ли из­де­лия (се­реб­ря­ные со­су­ды с мно­го­фи­гур­ны­ми рель­еф­ны­ми сце­на­ми, под­вес­ки с эма­лью, рез­ные кам­ни и др.), в ко­то­рых гл. роль иг­ра­ла тон­кость об­ра­бот­ки. Сре­ди ше­дев­ров ев­ропей­ско­го Ю. и. 15–18 вв. – не­мец­кое (мас­те­ра се­мей­ст­ва Ям­ни­цер и др.) и англ. ху­дож. се­реб­ро, нем. эма­ли (И. М. Динг­лин­гер). Во Фран­ции в нач. 19 в. в сти­ле ам­пир соз­да­ва­ли че­кан­ные из­де­лия Ж. Б. Одио и М. Г. Бьен­не, при­двор­ные мас­те­ра На­по­ле­о­на I.

В сер. 19 в. про­из-во мас­со­вых юве­лир­ных из­де­лий ме­ха­ни­зи­ро­ва­лось, ста­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся ме­нее цен­ные ма­те­риа­лы: на­клад­ное се­реб­ро, гор­ный хру­сталь, ак­ва­ма­рин, ма­ла­хит, цвет­ное стек­ло, стра­зы. Ве­ду­щим юве­ли­ром дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» был Ч. Р. Эш­би (Аш­би), мо­дер­на – Р. Ла­лик, Ф. Ко­лер и Г. Йен­сен, так­же в сфе­ре Ю. и. ра­бо­та­ли Й. Хоф­ман, К. Мо­зер и др. Юве­лир­ные из­де­лия в сти­ле ар де­ко ис­поль­зо­ва­ли вост. и ац­тек­ские мо­ти­вы или же тя­го­те­ли к аб­ст­ракт­ным гео­мет­рич. фор­мам (Жорж и Жан Фу­ке, Р. Там­плие и др.). С сер. 20 в. Ю. и. вклю­ча­ет в се­бя экс­пе­рим. про­из­ве­де­ния, в т. ч. вы­пол­нен­ные из­вест­ны­ми жи­во­пис­ца­ми и скульп­то­ра­ми (С. Да­ли, А. Кол­де­ром, Ж. Бра­ком, М. Эрн­стом и др.); совр. ху­дож. куль­ту­ра оп­ре­де­ля­ет твор­че­ст­во и проф. юве­ли­ров (Д. То­мас, Дж. До­налд, Г. Фло­кин­гер, Э. Гри­ма в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Б. Век­ст­рём в Фин­лян­дии, Р. Рай­линг в Гер­ма­нии и мн. др.). В нач. 21 в. в Ю. и. ис­поль­зу­ют­ся как тра­диц. фор­мы, в т. ч. от­сыл­ки к сти­лям и тех­ни­кам про­шлых ве­ков, так и но­вые под­хо­ды, ма­те­риа­лы и тех­ни­ки (напр., со­че­та­ние дра­го­цен­ных кам­ней с пла­сти­ком).

Юве­лир­ное ис­кус­ст­во в Рос­сии. Для Ю. и. Др.-рус. гос-ва в 11–12 вв. ха­рак­тер­ны зо­ло­тые из­де­лия с пе­ре­го­род­ча­той эма­лью, се­реб­ря­ные ли­тур­гич. со­су­ды и че­кан­ные ок­ла­ды икон, для вла­ди­ми­ро-суз­даль­ской шко­лы 12–13 вв. – из­де­лия с че­ре­до­ва­ни­ем зо­ло­тых и се­реб­ря­ных час­тей, для Мо­ск­вы и Суз­да­ля 14–15 вв. – ок­ла­ды икон и Еван­ге­лий, склад­ни и т. д. со ска­нью, че­кан­кой, бас­мой, эма­лью и ли­ты­ми изо­бра­же­ния­ми. В 16 в. осо­бое раз­ви­тие по­лу­чи­ли чернь и эмаль, в 17 в. – эмаль (И. По­пов), че­кан­ка (Г. Ов­до­ки­мов), резь­ба по ме­тал­лу (В. Ан­д­ре­ев, А. Трух­мен­ский), чернь (М. Аге­ев, П. Ива­нов); в 17 в. так­же про­цве­та­ли соль­вы­че­год­ская (мас­тер­ские Стро­га­но­вых; усоль­ская эмаль), яро­слав­ская и др. шко­лы.

В 18 в. рус­ское Ю. и. с цен­тром в С.-Пе­тер­бур­ге раз­ви­ва­лось в рус­ле об­ще­ев­ро­пей­ских тен­ден­ций; так­же сло­жи­лось Ве­ли­ко­ус­тюж­ское чер­не­ние по се­реб­ру. В 19 в. воз­ник­ли круп­ные фаб­рич­ные пред­при­ятия се­реб­ря­но­го и зо­ло­то­го де­ла: П. Ф. Са­зи­ко­ва (се­реб­ря­ная скульп­ту­ра), П. А. Ов­чин­ни­ко­ва (эма­ли в др.-рус. сти­ле), И. И. Хлеб­ни­ко­ва (эма­ли, че­кан­ные из­де­лия), а в нач. 20 в. – фир­ма Оло­вя­ниш­ни­ко­вых (из­де­лия для куль­та в разл. тех­ни­ках). Вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ные юве­лир­ные из­де­лия про­из­во­ди­ли фир­ма П. К. Фа­бер­же и ра­бо­тав­шие по её за­ка­зам мас­тер­ские (М. Е. Пер­хи­на и др.).

В нач. 21 в. рос. из­де­лия Ю. и. про­из­во­дят­ся на юве­лир­ных фаб­ри­ках (в С.-Пе­тер­бур­ге, Ека­те­рин­бур­ге, Мо­ск­ве и др.), на пред­при­яти­ях ху­дож. про­мыслов: Ку­ба­чин­ский ху­дож. ком­би­нат в Да­ге­ста­не (см. Ку­ба­чин­ская об­ра­бот­ка ме­тал­ла), фаб­ри­ка «Рос­тов­ская фи­нифть», Крас­но­сель­ская юве­лир­ная фаб­ри­ка в Ко­ст­ром­ской обл. и др. См. так­же Юве­лир­ные спла­вы.

Европейское ювелирное искусство XVIII века

В XVIII веке господствующими стилями были барокко и рококо. Это относится и к ювелирным украшениям. Модными становятся причудливость, пышность и яркие цвета. При этом лидирующую позицию занимает французское ювелирное искусство. Именно тогда украшения приобрели свой современный вид. В моду постепенно входят ювелирные ансамбли, большой популярностью у состоятельных персон пользуются крупные броши. Самым любимыми камнями оказываются бриллианты желтоватых, розоватых и голубоватых оттенков, при этом они используются как в мужском, так и в женском костюме.

Филигрань – нежность и воздушность украшений

Филигрань — что это такое: виды филиграни и особенности техники. Богатая история и примеры работ мастеров филиграни.
Филигрань (от латинских слов filum — «нить» и granum — «зерно») — это ювелирная техника изготовления искусных ажурных изделий из очень тонкой металлической проволоки путем соединения отдельных элементов с помощью пайки. У международного термина филигрань в русском языке есть и другой синоним — «скань», оба названия широко используются в лексиконе мастеров и ценителей искусства.

Филигрань. Этрусская золотая серьга, V век до нашей эры


Филигрань. Этрусская золотая серьга, V век до нашей эры.

Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра ххудожник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.

Филигрань. Ювелирное изделие «Сокол», XXI век


Филигрань. Ювелирное изделие «Сокол», XXI век

Виды и особенности филиграни

При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).

Филигрань. Брошь с цитриновой канителью, XIX век


Филигрань. Брошь с цитриновой канителью, XIX век

Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.

Филигрань. Золотая табакерка, XIX век


Филигрань. Золотая табакерка, XIX век

История филиграни

История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.

Филигрань. Серебряная шкатулка русских мастеров филиграни, XIX век

>
Филигрань. Серебряная шкатулка русских мастеров филиграни, XIX век

Филигрань. Тарелка стерлингового серебра, XIX век

В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.

Филигрань. Тарелка стерлингового серебра, XIX век

Филигрань. Ювелирные изделия индийских мастеров филиграни, XIX век

В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.

Филигрань. Ювелирные изделия индийских мастеров филиграни, XIX век

В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.

Филигрань. Крышка хрустального графина, ХХ век


Филигрань. Крышка хрустального графина, ХХ век

С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.

Филигрань. Изделия из серебра современных турецких мастеров, XXI век


Филигрань. Изделия из серебра современных турецких мастеров, XXI век

В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.

Филигрань. Ювелирное изделие современных португальских мастеров, XXI век


Филигрань. Ювелирное изделие современных португальских мастеров, XXI век

Зернь

Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.

Брасле́т (от фр. bracelet — запястье) — ювелирное изделие, надеваемое на руку, со времён палеолита, распространённое у многих народов мира.

Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.

Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.

Упоминания в литературе

В X–XI вв. в художественной обработке серебра больших успехов достигли мастера Киевской Руси, о чем в своем трактате о технике ювелирного дела писал древний автор Теофил. Древнерусские мастера искусно применяли технику перегородчатой эмали, скани и зерни , чеканки и басмы, гравирования. Ими были созданы бесценные изделия из серебра с «припуском» черни.

Сакские мастера владели разнообразными технологиями: литьем, штамповкой, ковкой, гравировкой, пайкой. При изготовлении украшений использовались зернь , холодное золочение, инкрустация пастами и драгоценными камнями, а также такой необычный прием, как раскраска деталей в черный и красный цвета. Например, на перевязи кинжала алой краской заполнены углубления в клыках, глазах и когтях свернувшейся пантеры.

Шапка Мономаха – уникальное ювелирное произведение конца XIII – начала XIV в. Тулья ее составлена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена золотыми ленточками с зернью , часть имеет сверху косую насечку, которая создает иллюзию тонкой крученой проволочки.

Все найденные фибулы (всего 8 экз.) изготовлены из серебра и небольшие по величине. Одни из них представляют собой замкнутые пластинчатые кольца, у других верхняя часть перевита, а получившиеся углубления снабжены ниточкой ложной зерни (рис. 17, 3). Фибула из Суотниеми-4 (2487: 72) (здесь и далее даются шифры вещей, хранящихся в Музейном ведомстве Финляндии) (рис. 17, 4) имеет ажурную форму. На фибуле из Суотниеми-1 (2487: 2) (рис. 17, 2) на противоположных краях изображены по две руки в рукопожатии. На фибуле из Кекомяки-1 (2489: 187) по кругу расположена надпись AVE MARIA GT. Фибулы, подобные трем последним, найдены в новгородских слоях 60-80-х гг. XIII в. (ажурная фибула), 30-60-х гг. XIII в. (с надписью на дуге), 60-90-х гг. XIV в. (с руками в рукопожатии) (Седова 1981: 91, рис. 31, 16, рис. 33, 1, 2). Одна фибула с надписью AVE MARIA GT найдена в Турку и еще одна – в Миккели Тууккала (Kivikoski 1973: 132, Abb. 1050).

Из 56 золотых сережек я воспроизвожу различные их формы на рис. 694, 695, 698 и 752–764. За исключением рис. 703 и 704, все эти сережки состоят из сплошных золотых проволочек, которые были спаяны вместе, и из одного конца было выковано колечко и наконечник; затем в серьгах были проделаны желобки; таким образом, получились «бусинки», которые мы видим на рис. 698 и 700–702. Любопытная сережка с рис. 703 сделана в виде двух змеек, а с рис. 704 – в виде трех таких змеек. Они, как объяснил г-н Джулиано, состоят из стольких же пластинок металла, сколько тут змеек: на пластинках сделали выпуклый орнамент и на каждой из них провели несколько рядов желобков; затем соединили вместе две пластинки с выпуклым орнаментом и линии желобков были заполнены шарообразными зернышками; после этого к каждому концу припаяли золотую бусинку; в бусинку на одном конце впаяли шарообразный кусочек золота, такой, как мы видим на толстом конце сережки с рис. 841, в то время как к другой стороне припаяли золотую проволочку, и, таким образом, получилась сережка. Итак, здесь мы впервые видим работу с зернью .

Связанные понятия (продолжение)

Подвеска — ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.

Пря́слице (или пря́сло, пря́слень) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица изготавливались из камня, глины, кости. Иногда пряслица делались из кусков стенок битых горшков. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.

Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.

Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.

Була́вка — изделие, обычно изготавливаемое из металла, предназначенное для крепления, прикалывания, закалывания чего-либо.

Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси.

Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением (брошь для украшения или булавка имеющая «замок» для острого конца для крепления одежды).

Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.

Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.

Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.

Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит.

Височное кольцо — бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу.

Сердоли́к, или карнео́л, — минерал, красновато-розовая, жёлто-красная или оранжево-красная разновидность халцедона.

Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Древней Руси.

Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

Инкруста́ция (позднелат. incrustatio, буквально — покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные и драгоценные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.

Тауширование, насечка — инкрустация одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления.

Пектора́ль (от лат. pectus «грудь») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи (см. Горжет).

Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.

Го́мбик (чеш. gombík) — ювелирное изделие, характерное для Великой Моравии в IX—X веках. Представляет собой полый предмет сферической формы с ушком, состоящий из двух соединённых полусфер. Находят гомбики и на юге Польши, и в Гнёздовских курганах.

Умбон (лат. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном часто находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита. Нередко умбону придавалась заостренная форма, позволявшая наносить поражающие удары щитом.

Гли́птика (от др.-греч. γλύφω «вырезаю, выдалбливаю») — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Данный термин преимущественно употребляется в применении к малым формам, то есть по отношению к резьбе по поделочным и ювелирным материалам. Глиптика считается одним из наиболее древних искусств, известных человечеству.

Гага́т (от греч. γαγάτης, англ.: Jet (lignite), — разновидность каменного угля (из группы «бурых углей»), осадочная горная порода, легко поддающийся обработке и полировке поделочный камень. Известен также под названиями чёрный янтарь, чёрная яшма или гишер.

Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников, и т. д. Произошёл от натуральных жгутов, которыми древние греки и римляне в религиозные и прочие праздники (лат. festa) украшали здания, проёмы, головы жертвенных животных. Встречается на монетах и медалях, главным образом в конце XVIII века, например, на пфеннигах Людвига.

Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Перстень — кольцо надеваемое на безымянный палец (перст), может быть с каким-либо установленным драгоценным камнем или минералом.

Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Теслó, Тесла́, Тесни́к, Шля́хта (англ. adze; фр. herminette; нем. Dechsel, Querbeil) — плотницкий инструмент (плотничье орудие), род топора напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги).

Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Овручские шиферные пряслица — пряслица, выточенные из розового и красного камня — шифера (пирофиллитового сланца), который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных пряселец — биконическую, то есть грузик как бы состоял из двух усечённых конусов, соединённых широкими основаниями. Весили пряслица в среднем около 16 г, высоту имели.

Шкату́лка (устар. ларе́ц, ла́рчик, бау́льчик, укла́дочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.

Перламу́тр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.

Слоновая кость — драгоценный материал для выделки предметов роскоши, обычно из бивней слонов. Хорошо обрабатывается резцом и полируется. В настоящее время слоновая кость в основном используется для изготовления мелких резных изделий и украшений.

Плаке́та (плакет, плакетка от фр. plaquette — дощечка) — памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Плакеты чеканятся в сувенирных целях и для украшения. Изготовление плакет началось в эпоху Возрождения.

Энко́лпион, или Енко́лпион, или Енко́лпий (др.-греч. ἐγ-κόλπιο(ς) — нанедренник, наперсник) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Разновидность энколпия — панагир, панагия.

Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.

Ге́мма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями. Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи).

Шпилька — приспособление, с помощью которого волосы человека закрепляются и удерживаются на одном месте. Изготавливаются из металла, слоновой кости, бронзы, дерева и т. д. Шпильки существовали уже в древней Ассирии и Египте, где ими украшались причёски. Археологические раскопки позволяют предположить, что такие шпильки ценились как предметы роскоши у египтян, а затем греков, этрусков и римлян.

Кулон — ювелирное украшение, надеваемое на шею. Разновидность подвески. Носится на цепочке или шнурке.

Глазу́рь (нем. Glasur, фр. glaçure) — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В древней Руси глазурь также называли поливой.

Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Зернотёрка (англ. grinding stone, mealing stone, milling stone, saddle quern; фр. meule) и курант — древнейшее приспособление для помола зерна. Применяется ещё с позднего палеолита и в Старом, и в Новом Свете (культура сандия). С неолита становится массовым предметом. Используются камни прочных пород: гранит, базальт, прочный песчаник и другие. На Американском континенте в настоящее время наиболее распространённым является мексиканское название — «метате» (исп. metate, от ацтекского metlatl). Оно.

Кабошон (от фр. caboche — голова) — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки; также кабошоном называют обработанный таким образом камень. Обычно отшлифованный кабошон имеет овальную или шаровидную форму, плоский с одной стороны. В более широком значении слова, кабошоном называют шлифовку драгоценных и поделочных камней, в отличие от огранки.

Гравировка камня («гравировка» нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — вид обработки камня, при которой на камне посредством гравировки формируется изображение (орнамент, текст, узор, портрет).

Скань - традиционная русская ювелирная техника.

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Филигрань — один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История.
В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.

С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности. В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности .

Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 1

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 2

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 3
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 4
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 5
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 6

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 7
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 8

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 9

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 10

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 12
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 15
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 16

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 18
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 19

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 20
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 21

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

Читайте также: