Эпоха раннего металла это

Обновлено: 05.07.2024

К древнему периоду истории Архангельского Севера археологи и истори­ки обычно относят каменный век (25 тысячелетий назад - 5-4 тысячелетия до н.э.), эпоху раннего металла (3 - 1 тысячелетня до н.э.), железный век (середина l-гo тысячелетия до н..э. - середина l-гo тысячелетия н.э.) и раннее средневековье (середина l-гo тысячелетия н.э. – Х11 в.).

Каменный век

Самый ранний период истории человечества называет­ся палеолитом(древнекаменным веком). Памятники это­го времени известны на юге нашей страны, за кромкой когда-то огромного ледникового поля. С отступлением ледника началось засе­ление «окраинных» земель Поморья. Стоянки позднепалеолитических охот­ников и рыболовов были обнаружены в бассейнах великих северных рек Пе­чоры и Северной Двины.

Следующий период каменного века, или мезолит(среднекаменный век), характеризовался иными, по сравнению с палеолитом, природно-климатичес­кими условиями: ледник, скрывавший под своей толщей огромные простран­ства северных земель в течение сотен тысяч лет, отступил, и с изменением климата от арктического к более умеренному стали формироваться современ­ные ландшафты. В приполярных широтах окончательно вымер мамонт. Из прежней фауны сохранился лишь северный олень. Зато в лесах появились лось, кабан, бобр, волк, белка, а в многочисленных реках и озерах - рыба и водо­плавающая птица. Созданная в течение тысячелетий палеолитическая культу­ра охотников на мамонтов сменилась другой культурой. Люди мезолитичес­кой эпохи изобрели лук и стрелы.

Около 1О тысячелетий назад в низовьях Северной Двины еще стояли лед­ники. Однако охотничье-рыболовческие племена более южных областей уже проникали через Прикамье в бассейны Вычегды, Печоры и Северной Двины. Первое мезолитическое поселение было обнаружено на Пинеге - это стоянка на реке Явроньга, недалеко от Карпогор. В нижнем слое стоянки археологи обнаружили наконечники стрел, изготовленные из небольших кремневых пла­стинок, а также угловые резцы и концевые скребки. Стоянка Явроньга датиру­ется 9 - 7 тысячелетиями до Н.э. К тому же времени относятся мезолитичес­кие поселения на озере Лача (Нижнее Веретье) и на Северной Двине и притоках (Филичаевское, Усть-Обокша, Кадыевская, Матвеевская, Подгорная, Гор­ка). А на крайнем северо-востоке Европы было открыто более ста стоянок мезолитических охотников и собирателей, первых поселенцев бескрайних тундр Ненецкого автономного округа.

Неолит и эпоха раннего металла

Эпоха неолита (ново каменного века, 7 - 5 тысяч лет назад) и бронзовый век (4 - 3 тысячи лет назад) - вре­мя широкого освоения Севера. Наиболее известными памятниками первобытной археологии были стоянки на Северной Двине (Орле­цы, Кузнечиха), памятники каргопольской археологuческой культуры в бассейне озер Лача и Кено (Кубенино, Верхнее Веретье, Кинема, Попово, Ольский мыс, Сухое и др.). Большой интерес представляют стоянки беломорской культуры (Красная Гора, Летняя и Нижняя Золотицы, Галдарея, Ненокса и др.), а также стоянки на островах Белого и Баренцева морей (острова Мудьюг, Жижгин, Соловецкие, Кузова, Моржовец, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа и др.). Свыше 300 стоянок было исследовано геологами и археологами в ненецких тундрах (Сандибей-ю, Колвавис, Печорская стоянка и др.).

Бедность северных почв и огромные территории лесов, болот и тундры не позволили неолитическим племенам заниматься земледелием и скотоводством, поэтому они совершенствовали охотничье-рыбопромысловое хозяйство, услож­няли охотничий инвентарь. На Орлецкой стоянке, исследованной археолога­ми, были обнаружены кремневые кинжалы и охотничьи свежевальные ножи, неизвестные в мезолите, а каменные наконечники стрел, дротиков и копий поражают своим разнообразием и совершенством их обработки. Изобретен­ная в палеолите техника скола была дополнена сложными приемами так назы­ваемой «отжимной ретуши», характеризующейся использованием при оббив­ке костяных палочек-посредников. На побережье Белого моря были найдены характерные только для этого района кремневые изделия - наконечники гар­пунов «беломорского типа», служивших главным орудием морского промы­сла на тюленя, белуху и моржа.

Инвентарь северных стоянок пополнялся кремневыми скребками, которые использовались наряду с ножами для разделки животных и рыб. Но главным орудием первобытного охотника был лук со стрелами. На дюнных стоянках Беломорья найдены десятки тысяч кремневых наконечников стрел. Они отли­чаются от наконечников мезолитического времени своими идеальными про­порциями и качеством обработки, выполненной приемами «пильчатой» и «струйчатой» ретуши.

В это время орудия делались не только из кремня, но и из других пород камня, поддающихся полированию, сверлению и пилению. Шлифованные то­поры из сланца и диорита широко распространялись на Севере. Топорами, теслами и долотами обрабатывали дерево, с помощью топоров делали лодки

и плоты. Каменными молотками забивали клинья и жерди при строительстве жилищ и хозяйственных построек. Довольно часто встречаются массивные сланцевые и кремневые кирки клиновидной формы, употреблявшиеся при зем­ляных работах.

Рыбный промысел давал значительную долю пропитания неолитическому населению: на стоянках всегда находят рыбьи кости и чешую. Археологичес­кий же материал состоял, как правило, из костяных гарпунов, рыболовных крючков, каменных грузил. На стенках глиняных сосудов на стоянке Усть­-Яреньга на Летнем берегу Белого моря отпечатались ячейки рыболовной сети. На реке Пингиш археологи обнаружили бревенчатый «закол» - перегородку для ловли рыбы. Это рыболовное сооружение относится к 3 - 2 тысячелетиям до Н.э. Сложными рыболовными снарядами были и поморские «тайники» и «мышеловки» из жердей для ловли семги и сельди. Устройство их сводилось к тому, чтобы задержать в расставленных ловушках заходившую во время при­лива рыбу.

Важным изобретением неолитического человека стала глиняная посуда. Лепилась она руками. Стенки полуяйцевидных сосудов состояли из широких полос или лент. Перед обжигом поверхность сосудов сглаживалась ладонью или пучком травы, а затем украшалась коническими ямками и отпечатками «гребенки». Такая посуда была очень удобна в быту: ее ставили на очаг между раскаленных камней или просто вкапывали в землю.

При археологических раскопках северных стоянок были обнаружены жилища. В стоянке Кубенино, например, удалось даже «войти» в жилую зем­лянку. Жилище древнего кубенинца представляло собой небольшое овальное углубление, в центре которого располагался каменный очаг. Был найден даже небольшой деревянный столбик, сточенный книзу, - он поддерживал кровлю землянки. В Орлецкой стоянке, на Северной Двине, обнаружено жилище со­всем другой формы - четырехугольной. «Дом» в Орлецах - это довольно большая постройка из бревен. Пол жилища состоял из уплотненного песка и керамической массы; сохранились остатки очага, на котором лежали раздав­ленные сосуды. Здесь же найдены листовидный кремневый нож и наконечник стрелы. Такое наземное жилище относилось уже к эпохе бронзы. На Беломор­ском побережье следы жилищ неолитической эпохи и бронзового века не най­дены. Дело в том, что дюнные стоянки Белого моря были, вероятно, кратко­временными сезонными стойбищами охотников-промысловиков, приходивших на морской берег только для охоты и рыбной ловли. На зиму они возвраща­лись в свои «зимние квартиры», на поселения, расположенные в устье рек, впадающих в море. Одно из таких долговременных поселений располагалось на реке Кузнечихе в черте современного Архангельска. А недавно археологи обнаружили на северной оконечности острова Мудьюг большое поселение охотников и рыболовов 2-го тысячелетия до н.э. На площади в 30 тысяч квад­ратных метров найдены продолговатые впадины - остатки многих жилищ. В культурном слое прослежены скопления кремневых изделий - промысловые орудия охоты и рыболовства. Среди характерных типов орудий имелись крем­невые наконечники стрел и дротиков, ножи, скребки и скобели, аналогичные находкам на стоянках островов и побережья Белого моря. В ряду других ост­ровных стоянок Беломорья поселение на Мудьюге являлось крупнейшим.

На дюнах Белого моря часто находят древние кострища - очаги. Длинной цепочкой они протянулись вдоль морской линии. Культурный слой «зимних» поселений, напротив, «спрятан» глубоко в земле, а в ряде случаев он имел несколько разновременных горизонтов, как, например, в Орлецах и на Кузнечихе.

Очень интересны островные стоянки эпохи неолита. На острове Моржо­вец обнаружено, например, 19 стоянок охотников и рыболовов 2 - 1 тысяче­летий до н.э., а возможно, и более раннего времени. К 3 - 2 тысячелетиям до Н.э. относятся стоянки на островах Соловецкого архипелага (Колгуевские на Анзере, Муксалма и др.). Таким образом, уже в неолитическую эпоху древние жители Беломорья выходили далеко в море и даже в Северный Ледовитый океан.

Со второй половины 2 тысячелетия до н.э. северные племена начали осва­ивать металлургию. Предметы из меди и бронзы еще очень редки, они еще не вытеснили из обихода каменные орудия, но на многих северных стоянках уже встречаются следы металлургии бронзы, например, литейные формы для от­ливки топора (Усть-Яренга), глиняные ковщички - льячки - для разливки расплавленной бронзы (Галдарея-3), кусочки меди (Зимняя Золотица), брон­зовые топоры (Красная Гора, Кузомень, устье реки Кинемы), литейные фор­мочки (Сандибей-ю), бронзовая пешня (Ковозеро) и т.Д. В первобытной эко­номике не произошло существенных изменений, это было охотничье-рыбо­ловное хозяйство, но более развитое и совершенное.

Первобытное ­искусство и религия

В процессе трудовой деятельности человека зародилось первобытное искусство. Древний мастер стремился изготовить орудие не только удобным для работы, но и красивым. Часто бытовые вещи, особенно керамика, богато орнаментированы. Так, например, в стоянке Кузнечиха был найден об­ломок еловой доски с очень сложным геометрическим узором, нанесенным красной охрой. Интересно, что тот же орнамент мы видим на Кузнечевской керамике. Прекрасны наскальные рисунки Беломорской Карелии, относящие­ся к 2 - 1 тысячелетиям до н.э. Высеченные на граните, они как бы оживляют мир древних охотников-промысловиков. Сцены охоты на лосей, оленей, бело­морскую белуху привлекают чувством пропорций, умением композиционно строить изображение. Некоторые археологические находки подтверждают мнение о том, что на определенной ступени развития первобытного общества начали зарождаться религиозные представления. Первобытный человек был бессилен в борьбе с природой. Не умея объяснить природные явления (дождь, гром, наводнение, шторм, смерть и т.д.) их действительными причинами, он наделял природу душой и пытался задобрить непонятные ему силы подношением даров, кол­довскими заклинаниями и магией.

В представлении первобытного Человека его род происходил от того или иного животного, иногда от рыб, даже от растений и камней, и он поклонялся рисованным или изваянным «тотемам» (тотем - «его род»). На Севере были распространены тотемные изображения лебедя и утки - и на глиняных сосу­дах (Кубенино, Кузнечиха), и в виде небольших скульптур из кремня, кости и глины, и, конечно, в наскальных рисунках. Встречаются также изображения животных - лося, тюленя, бурого и белого медведя, волка и т.Д. Очень инте­ресна фигурка человека с копытами, найденная в Кубенино. Сделанная из рога, она, очевидно, изображала одно из первобытных божеств, «хозяина леса», лесной дух. В эпоху бронзы и раннего железа на Севере появляются идолы. Например, в Кузомени, на реке Пинеге, был найден бронзовый идол, а на из­вестняковых стенах Кургинского грота, недалеко от Карпогор, были высечены «пляшущие человечки» - изображения тех же идолов и божеств.

С религиозными верованиями связаны древние могильники. На террито­рии Архангельской области известно лишь несколько захоронений в Кубенин­ской стоянке. Умерших хоронили в земле, а в погребальную яму клали то, что могло пригодиться охотникам и рыболовам в потустороннем мире, - орудия труда, керамику и украшения.

На островах Соловецкого архипелага сохранились древние саамские свя­тилища. Археологи обследовали около тридцати каменных лабиринтов, сотни каменных груд и курганов, десятки каменных гряд, дольменов (каменных по­гребальных ящиков) и сейдов (культовых камней). На полуострове Колгуй (Анзерский остров) был обнаружен большой раннесаамский могильник. Зага­дочны соловецкие лабиринты, представляющие собой каменные спиралевид­ные выкладки круглой или овальной формы. Они выстроены прямо на земле, а их размеры колебались от 3 до 30 метров в диаметре. Каменные лабиринты служили местом отправления магических обрядов умножения промысловой фауны моря в преддверии самой охоты или рыбной ловли. Эти обряды при­званы были обеспечить успех и безопасность морского промысла. В камен­ных ящиках и курганах, под каменными выкладками, хоронили умерших.

Первобытная религия была неразрывно связана с реалиями жизни древних охотников и рыболовов. В своей практической деятельности люди отвоевывали себе у матери-природы одну тайну за другой. Сообща, коллективно преодолевая огромные трудности и жизненные лишения, они осваивали приполярный Север.

В середине 1 тысячелетия до Н.Э. северяне познакоми­лись с железом. Так, например, на Ольгинской стоянке на озере Лача вместе с позднекаргопольской керамикой и кремневыми изделиями были обнаружены остатки железоплавильного гор­на и небольшой, длиною в 4 см, пластинчатый железный нож с зауженным черенком. Железоплавильные горны были найдены и в других местах Архан­гельской области.

В это время на Север проникли ананьинские племена, хорошо изученные в бассейнах Камы и Вятки. Племена ананьинцев, в родовых общинах которых уже выделялись вожди, имели развитое хозяйство, сочетавшее примитивное земледелие и мясное животноводство с промысловой охотой и рыболовством.

В Большезельской тундре в УI в. жили таинственные племена сииртя (си­хиртя), память о которых сохранилась в позднейшем ненецком фольклоре. В недатированном «землеописании» Повести временных лет (1113 - 1118 гг.) они названы «печероЙ». Племенной центр сииртя-печеры, расположенный в низовьях реки Печоры, был раскопан археологами. Это Ортинское городище, датированное УI - Х вв. Раскопки памятника дали интересный вещевой ма­териал: остатки дерево-земляных сооружений и укреплений, бревенчатые жилища и хозяйственные постройки, предметы обихода и украшения. Среди находок имелось множество керамики, детали упряжи из кости, железные на­конечники стрел, ножи, кресала, бронзовые пластинки и украшения пермско­го «звериного стиля», стеклянные бусы и ювелирные изделия. С приходом в европейские тундры ненцев, вероятно, в ХI - XIV вв. из Западной Сибири, древняя культура морских зверобоев и охотников на дикого северного оленя (культура сииртя-печеры) сменилась культурой кочевых оленеводов - ненцев.

Доненецкие святилища и места их обитания известны в устье реки Корота­ихи на горе Сииртеся (Чудская Гора), на островах в дельте реки Печоры, в устье реки Индиги и в других местах тундры. Их следы были обнаружены на острове Вайгач; на Болванском мысу этого приполярного острова были най­дены многочисленные изделия из бронзы и серебра ХI - ХН ВВ.: височные кольца, «шумящие» подвески, бубенчики, бляшки с изображениями «духов». Археологи раскопали доненецкое святилище IV - ХШ вв. на реке Гнилке, впадающей в Пустое озеро, где в 1499 г. была построена русская деревянная крепость. В слое Ш - VШ вв. на святилище была обнаружена бронзовая ру­коять железного ножа, завершавшаяся изображением хищной птицы. В ХI ­ХШ вв. установились тесные контакты «печерьш С районами Северной Руси: сюда привозили железные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые укра­шения и, наконец, предметы христианского культа. «Печера» была, вероятно, ассимилирована ненцами и русскими в последующие столетия.

Археологические памятники Чуди Заволочской до недавнего времени были почти неизвестны, хотя в Повести временных лет под этим обобщенным на­званием скрывались различные этнонимы (название народов), упоминавшие­ся в севернорусских преданиях - «шень», (шинь», «немы>, «лю> и т.д. В пос­леднее время археологи исследовали могильники Корбала и Усть-Пуя на реке Ваге, Веркола на реке Пинеге, Тихманьга на озере Лача, Ворзуга и Кузомень на Кольском полуострове и Т.д.

В Корбальском могильнике, например, в 19 захоронениях ХI - ХН вв. были найдены амулеты и украшения, железные топоры и наконечники, кресала, фрагмент кожаного мужского пояса, керамика. В Архангельском областном краеведческом музее хранится интересная коллекция, собранная еще в 1920-х гг. около поселения Воскресенск на реке Ваге, в которой находятся бронзовые чудские украшения. Такие же находки были сделаны на Пинеге, Мезени, Се­верной Двине и Ваге.

В 1989 г. в окрестностях Архангельска, в деревне Боры на реке Вихтуй, был найден клад, состоявший из серебряных изделий общим весом 1632,57 г. Находки - более двух тысяч западноевропейских денариев, три саманидских дирхема и ювелирные изделия - датируются временем не позднее 1130-х гг. В состав вещевого материала входили серебряные пластинчатый и витой брас­леты, петлеобразные и топоровидные подвески, височные кольца, фрагмент лунницы, крестообразная подвеска, фрагмент гривны, обломки плетеных це­почек и др. Монеты изготовлены в различных монетных дворах на Востоке (дирхемы Исмаила ибн Ахмада, 897 - 907, 946 гг.) и на севере Европы (дена­рии герцога Генриха Ш, 982 - 985 ГГ.; архиепископа Бруни, 1006 - 1080 гг.; городов Регенсбурга и Магдебурга, 1050 - 1080 ГГ.; епископа Виллема ван Утрехта, 1040 г.; Бруно Ш, 1075 г.; Кнута, 1016-1033, 1023 -1029 гг., Этель­реда 11, 978 - 1016 гг. и Этельреда Ш, 1034 - 1041 гг., Англия; Харольда, 1047 - 1066 ГГ., Норвегия и т.д.). Пункт «у Вихтуя» был упомянут в перечне погостов князя Святослава Ольговича 1137 г. Архангельский клад стал пер­вым древнерусским памятником ХН в. В Северном Поморье, представлявшим собой крайнюю северо-восточную часть великого торгового пути европейско­го средневековья, от берегов Англии и Скандинавии до предгорий Полярного Урала.

Общая характеристика

Энеолит и бронзовый век — особые периоды в древней истории челове­чества, часто объединяемые в эпоху раннего металла. Ее начало знаменует финал каменного века, на протяжении которого люди пользовались для изготовления орудий камнем, костью и деревом.

Название «энеолит» — смешанное латинско-греческое слово, в русском переводе означающее «меднокаменный» (лат. «аэнеус» — медный, греч. «литое» — камень). Этот термин удачно подчеркивает, что на заре исполь­зования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохра­няются каменные. Из камня даже в бронзовом веке продолжают делать ножи, стрелы, скребки, вкладыши серпов, а иногда и топоры но общая тенденция развития производства сводится к их постепенному исчезнове­нию и замене изделиями из металла.

Зона культур эпохи раннего металла охватывала огромное большинство регионов Евразийского континента, а также средиземноморское побережье Африки и долину Нила (вплоть до Судана). И все-таки эпоха раннего металла не имела глобального характера: ее миновало население Эквато­риальной и Южной Африки, крайнего северо-востока Азии. В этих регио­нах позднему появлению железа не предшествовало знакомство с медью и бронзой.

Для периодов, предшествующих III тыс. до н.э., единственным крите­рием верной хронологической оценки можно считать даты радиоуглерод­ных анализов.

Общие хронологиче­ские границы эпохи раннего металла применительно к разным территориям: На Ближнем Востоке это V-II тыс. до н.э., в Средиземноморье — IV—II тыс. до н.э., в Центральной Европе и Центральной Азии— Ш-IIтыс. до н.э.

Указать четкие хронологически рамки энеолита и бронзового века для территории России и бывшего СССР весьма затруднительно. На огромных просторах Евразии обнаруживаются заметные колебания в датах наступле­ния и развития эпохи раннего металла. Поселения энеолитических общ­ностей располагаются близ южных границ бывшего СССР: крайний юго-запад — Молдавия и Западная Украина; степная и часть лесостепной зоны юга России; Закавказье; юг Средней Азии. Здесь энеолитические культуры относятся к V-IV тыс. до н.э. Наряду с этим на российском Северо-Западе, в Прионежье, независимый центр обработки меди возникает в III тыс. до н.э.Такая же неравномерность дает о себе знать и при попытке обозначить временные границы бронзового века. На Кавказе и на юге Восточной Европы он длится от конца IV до начала I тыс. до н.э., а на севере Восточной Евро пы и в азиатской части России вписывается во II — начало I тыс. до н.э.

Хозяйственная специфика археологических культур эпохи раннего ме­талла также проявляется по-разному в различных регионах. В южной зоне — на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, на юге Европы, в Средней Азии, на Кавказе — мощные центры металлургии и металлообработки, как пра­вило, сопряжены с ярчайшими очагами земледелия и скотоводства. При этом здесь идет процесс формирования специализированных их форм, которые в данной природной среде и при данном уровне развития метал­лических орудий труда обеспечивают наибольшую продуктивность. К при­меру, в аридной, засушливой зоне Ближнего Востока и юга Средней Азии именно в эпоху раннего металла зарождается ирригационное земледелие. В лесостепной зоне Европы распространяется подсечно-огневое и пере­ложное земледелие, а на Кавказе — террасное земледелие.

В значительном многообразии форм выступает скотоводство. В Юго-Восточной Европе отчетливо прослеживаются следы мясомолочного, придомного хозяйства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и сви­ней. На Кавказе и в Загросской зоне Месопотамии формируется отгонная форма скотоводства на основе разведения овец и коз. Специфическая форма подвижного скотоводства сложилась в степях Восточной Европы. Здесь уже в энеолите сформировалось стадо, в котором были представлены ло­шадь крупный и мелкий рогатый скот. В культурах южной зоны с внедре­нием металла производящее хозяйство получает мощный импульс, кото­рый приводит к выработке устойчивых к любым изменениям природной среды моделей развития специализированной земледельческо-скотоводческой экономики.

Иная картина наблюдается в северной части Евразии: появление ору­дий из металла не вызвало здесь заметных хозяйственных перемен и имело явно меньшее значение, чем на юге. На севере в эпоху раннего металла идет процесс совершенствования и интенсификации традиционных форм присваивающей экономики (охоты и рыболовства) и делаются лишь пер­вые шаги в освоении скотоводства. Развитие земледелия начинается здесь лишь в самом конце бронзового века.

В социально-исторической сфере эпоха раннего металла связана с раз­ложением первобытнообщинных отношений. В южной зоне социальное расслоение наблюдается уже в энеолите. В могильниках этого времени социальные различия просматриваются в количестве и качестве погребаль­ных даров и особенностях самих обрядов. В поселениях выделяются бога­тые многокомнатные дома с четко продуманной планировкой. В ряде слу­чаев выявлено кустовое, групповое размещение поселений с главным, центральным поселком среди них. Такая структура поселений является отражением сложной иерархии возникающих общественных групп и их отношений друг с другом

Крупные поселения энеолита со временем перерастают в города брон­зового века.

Эпоха раннего металла

Эпоха раннего металла(конец IV— II тыс. до н. э.) характеризуется массовым освоением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудий труда, оружия и украшений, употреблявшихся наряду с камеными или вместо них. Существует несколько периодизации эпохи раннего металла на Урале. По периодизации Е.Н.Черных выделяются следующие этапы: первый – энеолит (IV тыс. до н.э.), второй с двумя фазами – ранней и средней бронзы (первая половина III – середина II тыс. до н.э.) и третий этап – поздний бронзовый век (сер. II – начало I тыс. до н.э.).

Основные культуры эпохи раннего металла - Гаринская, Борская, Липчинская, Уртандинская, Аятская. В это время идет формирование комплексного охотничье-рыболовческого хозяйства. Развиваются и более прогрессивные отрасли хозяйства – скотоводство и земледелие. Развитие скотоводства в южных районах привело к первому крупному общественному разделению труда – выделению пастушеских племен. В Прикамье население гаринской культуры осваивает цветную металлургию на базе местных медистых песчаников. Основные культуры эпохи бронзы таежной зоны Урала — Ерзовская и Лебяжская.

Первые бронзовые орудия попали на Урал с Северного Кавказа по Волге через южнорусские степи. В первой четверти II тыс. до н.э. в Прикамье производилась отливка изделий из привозного металла, начинается выплавка металла из местных руд в Зауралье. Зауральский металл по Чусовой попадает на Каму и Волгу. К середине II тыс. наладилась выплавка меди из пермских медистых песчаников, и приток зауральского металла сократился.

Начиная с XVI в. до н.э. в лесной и лесостепной зонах Евразии возникает феномен распространения археологических памятников со схожими металлическими вещами. В совокупность этих памятников входят крупные и малые могильники - Турбинский могильник, Бор-Ленвинский, Заосиновский, - а также предполагаемое святилище в Канинской пещере. По названию первых изученных памятников – могильникам Сейма и Турбино – этот феномен получил наименование сейминско-турбинского. Инвентарь большинства могил носит ярко выраженный воинский характер: оружие, пластинчатые доспехи и т.д. Памятники сейминско-турбинского феномена распространены на огромных пространствах в окружении множества культур. Подвижность и динамичность сейминско-турбинского транскультурного феномена очевидна: в XVII в. до н.э. он сформировался на основе племен металлургов и коневодов Алтая, племен охотников и рыболовов, населявших пространство от Енисея до Байкала, затем шло стремительное продвижение на запад и северо-запад, вплоть до исчезновения, связанное с человеческими потерями в ходя тяжелых многотысячекилометровых походов и вливанием в местные этносы.

В начале второго тысячелетия до н.э. из Среднего Поволжья на Каму вплоть до Сарапула проникают скотоводческие племена балановской культуры, имевшие развитую металлургию, знавшие, кроме скотоводства также и земледелие. На Южном Урале, смешавшись с местными племенами, они образовывают т.н. Абашевскую археологическую культуру. В степи и лесостепи Южного Урала от р.Белой до г.Кургана обитали племена андроновской историко-культурной общности. Могильник Синташта (недалеко от Челябинска) является одним из памятников, характеризующих андроновское население. В погребениях могильника заметно уже имущественное неравенство. Встречаются совместные захоронения мужчин и насильственно умерщвленных женщин, что может свидетельствовать о доминанте мужчин в андроновском обществе. Среди прочих вещей, характеризующих скотоводов и земледельцев, в могильнике были найдены предметы вооружения, в том числе боевая колесница.

Рассматривая эпоху бронзы Урала, можно уже с большей определенностью говорить об протекавших этнических процессах. В лесной части Урала шло формирование финно-угорских племен, срубная и андроновская культуры принадлежат к ираноязычным племенам.

В VIII-VII вв. до н.э. в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры появляются первые изделия, изготовленные из железа. У охотников, рыболовов и скотоводов лесостепной и южнотаежной зон собственное производство железа зарождается не ранее V-IV вв. до н.э. и связано с развитием двух очагов металлургии – иткульского в Зауралье и ананьинского в Волго-Камье.

Бронзовый век


О дним из важнейших достижений человечества считается открытие свойств металлов и начало их использования. Меаллические орудия в разы увеличили производительность труда и позволили занятся новыми ремеслами. Это качественное изменение характеризует переход от неолита (нового каменного века) к эпохе энеолита, и, наконец, к бронзовому веку. Первые металлические изделия изготавливали, как правило, из меди - не очень широко распространненого материала, но все же подходящего для механической холодной обработки. При этом подавляющее число орудий по-прежнему оставались каменными. Ряд регионов мира в принципе не знал энеолита, некоторые культуры совершенствовали обработку кремневых орудий. Это было обусловлено как отсутствием сырья, так и его непригодностью. Например на Кавказе медная руда имеет примеси мышьяка. Нехватка собственных источников способствовала формированию, иногда, грандиозных торговых путей. Датируется эпоха энеолита для различных территорий по-разному, в зависимости от того, когда в том или ином регионе появляются медные изделия. Впервые медные предметы появляются в VIII – VII тыс. до н.э. на Ближнем Востоке, откуда они распространяются на другие территории. В Европу медные орудия попадают на рубеже V – IV тыс. до н.э. На территории Крыма памятники, которые можно было бы с полной уверенностью отнести к эпохе энеолита, не обнаружены. Этот непростой вопрост до сих пор остается спорным среди историков.

Собственно бронзовый век начинается на рубеже IV – III тыс. до н.э., когда человек начинает осваивать сплав меди с другими металлами, чаще всего с оловом. Это позволило делать орудия значительно более производительнее, чем предметы из хрупкой и, зачастую недоступной, меди. Не смотря на начало применения человеком металла, каменные орудия не выходят из использования до начала раннего железного века. Месторождения меди, и тем более в сочетании с месторождениями олова, встречаются крайне редко. По этой причине центры производства бронзы существовали в немногих регионах. Бронза распространялась путем межплеменного обмена. Для налаживания торговых путей, по которым передвигались руды, слитки, изделия, а также технологии требовалось время. На ранних стадиях бронзового века во многих регионах, в том числе и в Крыму, бронзовые вещи чрезвычайно редки. С распространением бронзовых изделий зарождается новый тип ведения хозяйства – кочевое-скотоводство. Широкое распространение получает традиция насыпать над погребениями курганы, которая возникла еще в энеолите.

Обычно бронзовый век разделяют на три этапа:

  1. Ранний бронзовый век (конец IV – вторая треть III тыс. до н.э.)
  2. Средний бронзовый век (последняя треть III – первая половина II тыс. до н.э.)
  3. Поздний бронзовый век (вторая половина II – начало I тыс. до н.э.)

С наступлением раннего бронзового века на всей территории Евразии начинаются серьезны культурные изменения. Особенно ярко это проявилось в Юго-Восточной Европе. В это регионе исчезают все культуры эпохи энеолита, на их место приходят новые культуры эпохи бронзы. Связывается это с миграцией индоевропейских племен, переселение которых охватило обширную территорию вокруг Черного моря.

012.jpg

С каких территорий индоевропейские племена пришли в Юго-Восточную Европу в научной литературе нет единого мнения. Одни исследователи считают, что индоевропейцы сформировались в Карпато-Дунайской области, другие - в западной части степного региона Евразии (Прикаспийская область, Северное Причерноморье), третьи — в Передней и Малой Азии. Многие склоняются к тому, что первыми индоевропейцами можно считать носителей северопричерноморских курганных культур бронзового века. Особенно выделяют ямную культуры. Есть предположение, что представители этой культуры являлись носителями новых технологий обработки металла и новых типов орудий труда и оружие, не известных в неолите.

В раннем бронзовом веке формируется Циркумпонтийская металлургическая провинция (ЦМП) – обширной область производства бронзы, которая объединяла различные культуры, связанные общностью набора основных типов бронзовых орудий. ЦМП располагалась на значительной территории вокруг Черного моря. Она охватывала Балкано-Карпатьский регион, юг Восточной Европы до Приуралья, Кавказ, Месопотамию, юго-западный Иран, Анатолию, Эгею и Палестину.

018_0.jpg

В ЦМП выделяется две культурно-хозяйственных области:

  1. Северная зона – на территории которой преобладали культуры с подвижными формами скотоводства;
  2. Южная зона – в этой зоне больше были распространены земледельческие культуры, скотоводство носило вспомогательный характер. Для этого региона характерны более высокие темпы культурного и социально-экономического. Именно на этих землях в эпоху бронзы возникают первые государства и письменность (Месопотамия, юго-западный Иран).

В раннем бронзовом веке на территории ЦПМ существовало несколько локальных металлургических центров. Каждый из них имел свои особенности, и являлся источником поступления бронзы и бронзовых изделий для других регионов ЦПМ. Данные центры следующим археологическим культурам: Троя I (Малая Азия); культура Озеро (Северо-Восточные Балканы и бассейн Дуная); Куро-аракская культура (Закавказье, восточная Анатолия, северо-западный Иран, Дагестан, Чечня, Ингушетия и части Северной Осетии); Майкопская культура (Северный Кавказ); Ямная культура (степная полоса от Южного Приуралья и Прикаспия до Нижнего и Среднего течения Дуная).

051.jpg

В среднем бронзовом в Северном Причерноморье исчезает ямная культура, вместо нее появляется катакомбная культура. На Северном Кавказе майкопскую культуру сменяют памятники, оставленные населением северокавказской общности. В Карпатском регионе культуры ранней бронзы также сменяются новыми культурами средней бронзы. В южной зоне ЦПМ активными темпами шел процесс классообразования, о чем свидетельствует большое количество богатых памятников в Малой Азии, Закавказье и Эгейском бассейне. Среди них можно выделить: «царские» могилы Аладжа-Хейюк и Хороз-тепе (Анатолия); клады, зарытые в момент гибели Трои II-III, содержащие огромное количество украшений, золотых и серебряных сосудов; курганы типа Кировокана — Триалети (Закавказье), содержащие уникальные по богатству погребальные дары; гробницы, монументальные дворцовые и храмовые сооружения Крита. В это период на Крите появляется первая в Европе цивилизация бронзового века (минойская).

056_1.jpg

С наступлением позднего бронзового века в начале II тыс. до н.э. завершается распад Циркумпонтийской металлургической провинции. На ее основе формируются три новые металлургические провинции: Евразийская, Европейская и Кавказская. Эти процессы сопровождались исчезновением старых культур, активными миграциями крупных групп населения, формированием новых культур и общностей, что коренным образом изменило весь ход этнокультурной истории в северной зоне Евразии. В эту эпоху на большей части евразийской степи и лесостепи сформировался скотоводческий хозяйственно-культурный тип производящей экономики. Основным типом хозяйства этой зоны являлось пастушеское скотоводство. В Крыму в эпоху бронзы были распространены такие культуры как: ямная, кеми-обинская, катакомбная. Кроме того были зафексированы памятники с чертами погребального обряда и инвентарем срубной, сабатиновской и белозерской культур. При этом, разграничить три эти культуры на территории полуострова не представляеться возможным.

Период бронзы в Крыму долгое время не находил инетереса среди исследователей. Изначально, крымская археология была почти полностью "античной". Те памятники или погребения, которые соотнести с известными образцами античной культуры не удавалось, как правило, оставались без должного внимания. Вплоть до середины XIX века такие находки вовсе не учитывались и не находили отражения в отчетах. В целом изучение бронзового века можно начинать с 1870-х годов и разделить на несколько периодов.

4ZyyyyyyZ2017_1(6)_0.jpg

Первые шаги на пути рассмотрения вопроса были сделаны в работах Н. П. Кондакова и Д. Я. Самоквасова. Первые исследования, о которых имеется отрывочная информация, произведены в 1876 г. Н. П. Кондаковым у с. Эльтинген (совр. с. Героевское) на Керченском полуострове и с. Ак-Мечеть (пос. Черноморское) на Тарханкуте. Имеющиеся описания позволяют полагать, что в четырех насыпях были выявлены захоронения эпохи бронзы, включая комплексы ямной культуры. В одном из исследованных курганов у с. Кара-Меркит (1885 г.) была обнаружена «гробница» со скорченным скелетом и сосудом. Тогда же, в 1875 г. у подножия Чатыр-Дага Д. Я. Самоквасов раскопал курган и осмотрел ряд поселений вблизи селения Енисале. О своих изысканиях он написал уже много позже ― в составленном к концу жизни труде "Могилы Русской земли" (1908). В 1880 г. он исследовал курган эпохи бронзы на берегу Мойнакского озера вблизи Евпатории.

В 1889 г. в урочище Шалман вблизи озера Чокрак в Восточном Крыму в раскопанных насыпях обнаружены каменные ящики и склепы. Однако более подробные сведения об этих раскопках отсутствуют. В последнее десятилетие XIX в. в Крыму проводились масштабные даже по сегодняшним меркам раскопки курганов, в которых регулярно находили захоронения бронзового века. Каменные ящики, благодаря особенностям своей конструкции, чаще становились предметом внимания специалистов и любителей. Н. И. Веселовский в 1890–1895 гг., а Ю. А. Кулаковский в 1895–1898 гг. провели масшабные работы на территории современных Симферопольского, Нижнегорского и Бахчисарайского районов. За четыре года было раскопано 43 насыпи, в 26 из которых выявлены «могилы с окрашенными костяками». Из 23 исследованных Ю. А. Кулаковским насыпей к эпохе бронзы относились 15. На основе имеющихся данных можно полагать, что значительная часть выявленных захоронений относилась к ямной культуре. Они были совершены в грунтовых ямах и каменных ящиках. Раскопки проводились и непосредственно членами ТУАК. В те же годы Н. Ф. Романченко на правом берегу р. Западный Булганак у дер. Кояш (с. Вод- ное) исследовал курган, в котором обнаружил несколько погребений. Итоги этого периода изучения курганов «с окрашенными костяками» не только в Крыму, но и в других регионах, прежде всего, на всем степном юге, были подведены в обобщающей работе А. А. Спицына "Курганы с окрашенными костяками" (1899).

Ко второму периоду относят исследования, возобновившиеся после установления в Крыму советской власти. Период был непродолжительным, однако позволил по другому посмотреть на этот период в истории полуострова. В 1924 г. Н. Л. Эрнст исследовал один курган под Симферополем у с. Богатое (Бахчи-Эли) и два кургана с погребениями ямной культуры под Джанкоем. Отметим и первые находки в Крыму памятников среднего бронзового века. При раскопках в 1934 г. крупного (высотой до 6 м) кургана эпохи бронзы под Евпаторией у с. Прибрежное (Кара-Тобе) П. Н. Шульц обнаружил захоронение с костяной пряжкой. Это было первой документированной находкой такого рода на полуострове ― в данном случае речь идет о бабинской культуре среднего бронзового века. Отдельные находки бронзового века выявлены сборами на поселениях: Дианин Гай (урочище Александрида), Нижнее-Юхаркиной балке, вблизи бывшего хутора Иванова, Карантинная балка, Балка Бермана и Карань 1, южнее с. Флотское (Карань). Однако полученные материалы в те годы не были введены в научный оборот и долго оставались достоянием фондов.

Павел_Николаевич_Шульц.jpg

Третий период приходится на 1950-е гг., когда сотрудниками Крымского филиала АН СССР и Музея пещерных городов исследовано несколько насыпей в Бахчисарайском районе: на территории Помологического рассадника ВИРа, совхоза «Коминтерн». Огромная роль в организации и проведении масштабных экспедиционных работ на полуострове принадлежит П. Н. Шульцу. В связи со строительством Симферопольского водохранилища в зоне затопления в 1954 г. проводились охранные раскопки. Впервые при исследовании крымских курганов использо- валась техника. Всего было раскопано 15 курганов, из которых 14, содержавших около 45–50 погребений, были отнесены к эпохе бронзы. В те же годы на окраине Симферополя (Абдал) Л. Н. Соловьев исследовал два кургана, в одном из них имелись два погребения в деревянных ящиках, которые А. А. Щепинский также рассматривал как кеми-обинские. Первые исследования крупного кургана для своего времени на высоком научном уровне были проведены уже в 1957 г. А. А. Щепинским вблизи Белогорска у с. Дозорное. Этот курган, известный в специальной литературе как «Кеми-Оба» (длиной 72–75 м, шириной 42–45 м и высотой «в среднем 5 м»), был исследовал с помощью техники ― бульдозера и экскаватора с оставлением одной бровки. На основании находок Щепинским была впервые выделена самостоятельная Кеми-обинская культура. ронзы. Гипотезу о наличии в Крыму в раннем бронзовом веке самостоятельной культуры, названной «кеми-обинская», А. А. Щепинский оформил в обобщающей работе. Кеми-обинская культура была выделена по устойчивому сочетанию признаков, среди которых определяющими были погребальные конструкции: каменные, реже деревянные конструкции (в том числе ящики) с росписями на внутренних стенах.

С 1960-х гг. на Крымском полустрове начинают работать долговременные новостроечные экспедиции, охватившие широкомасштабными раскопками многие его части, особенно степную. Важное место в изучении разновременных памятников Крыма принадлежит созданным тогда новостроечным экспедициям, среди которых, в первую очередь, стоит назвать Северо-Крымскую экспедицию. Значительные по масштабам работы проводились в Восточном Крыму, на территории Керченского полуострова. Здесь отдельные комплексы и находки бронзового века неоднократно фиксировались при раскопках античных городов: Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Илурат. Первые годы XXI в. были отмечены резким сокращением объема полевых работ, чего нельзя сказать о публикации материалов эпохи энеолита — бронзы. В основу сравнительно многочисленных отдельных публикаций и монографий положены данные раскопок предшествующих лет. Краткая характеристика культур энеолита-бронзы, а также описание отдельных ярких памятников содержатся и в монументальном издании «Энциклопедия крымских древностей»

Ранний железный век


Ранним железным веком в археологии называют следующий за эпохой бронзы период истории, характеризующийся началом активного использования человеком железа и, как следствие, широким распространен железных изделий. Традиционно хронологическими рамками раннего железного века в северном Причерноморье считают VII век до н. э.— V в. н. э. Освоение железа и начало изготовления более эффективных орудий труда вызвало значительный качественный рост производительных сил, что, в свою очередь, дало весомый толчок для развития земледелия, ремесел и вооружения. В этот период у большинства племен и народов складывается продуктивное хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве, отмечается рост народонаселения, устанавливаются экономические связи, усиливается роль обмена, в том числе и на большие расстояния (в раннем железном веке формируется Великий шелковый путь.). Окончательное оформление получили основные типы цивилизации: оседлый земледельческо-скотоводческий и степной - скотоводческий.

Считается, что первые железные изделия были сделаны из метеоритного железа. Позже появляются предметы из железа земного происхождения. Способ получения железа из руд был открыт во II тыс. до н.э. в Малой Азии.

Для получения железа использовались сыродутные печи, или горны — домницы, в которые с помощью мехов искусственно нагнетался воздух. Первые горны высотой около метра имели цилиндрическую форму и были заужены вверху. В них загружали железную руду и древесный уголь. В нижнюю часть горна вставлялись воздуходувные сопла, с их помощью в печь поступал воздух, необходимый для горения угля. Внутри горна создавалась достаточно высокая температура. В результате плавления из загруженной в печь породы восстанавливалось железо, которое сваривалось в рыхлую пластинчатую массу - крицу. Крицу в горячем состоянии перековывали, за счет чего металл становился однородным и плотным. Прокованные крицы являлись исходным материалом для изготовления различных предметов. Полученный таким способом кусок железа разрубали на части, нагревали уже на открытом горне и с помощью молота и наковальни из куска железа выковывали нужные предметы.

В контексте мировой истории ранний железный век — это время расцвета античной Греции, греческой колонизации, образования, развития и падения Персидской державы, греко-персидских войн, восточных походов Александра Македонского и формирования эллинистических государств Ближнего Востока и Средней Азии. В раннем железном веке на Аппенинском полуострове формируется культура этрусков и появляется Римская республика. Это время Пунических войн (Рима с Карфагеном) и возникновения Римской империи, которая заняла огромные территории вдоль побережья Средиземного моря и установила контроль над Галлией, Испанией, Фракией, Дакией и частью Британии. Для Западной и Центральной Европы ранний железный век это время гальштатской (XI – конец VI вв. до н.э.) и латентской культур (V – I вв. до н.э.). В европейской археологии оставленная кельтами латенская культура известна как «второй железный век». Период ее развития делится на три этапа: А (V—IV вв. до н.э.), В (IV—III вв. до н.э.) и С (III—I до н.э.). Памятники латенской культуры известны в бассейне Рейна, Лауры, в верховьях Дуная, на территории современной Франции, Германии, Англии, частично Испании, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии. На территории Скандинавии, Германии и Польши формируются германские племена. В Юго-Восточной Европе первая половина I тыс. до н.э. это период существования фракийских и гето-дакийских культур. В Восточной Европы и Северной Азии известны культуры скифо-сибирского мира. На Востоке появляются цивилизации Древней Индии и Древнего Китая периода династий Цинь и Хань, формируется древнекитайский этнос.

В Крыму ранний железный век в первую очередь связан с кочевыми племенами: киммерийцев (IX – середина VII вв. до н.э.), скифов (VII – IV вв. до н.э.) и сарматов (I в. до н.э. – III в. н.э.). Предгорную и горную части полуострова заселяли племена тавров, оставивших после себя памятники кизил-кобинской культуры (VIII – III вв. до н.э.). В конце VII – VI вв. до н.э. Крым становиться местом расселения греческих колонистов, на полуострове появляются первые греческие поселения. В V в. до н.э. греческие города Восточного Крыма объединяются в Боспорское царство. В этом же веке на Юго-Западном побережье основывается греческий город Херсонес, который, на равне с Боспорским государством становится важным политическим и культурно-экономическим центром полуострова. В IV в. до н.э. греческие полисы появляются в Северо-Западном Крыму. В III в. до н.э. в предгорной части полуострова в результате перехода скифов к оседлости возникает Позднескифское царство. Его население оставило значительное количество памятников одноименной культуры. С поздними скифами связано появление на полуострове войск Понтийского царства (во II в. до н.э.) и Римской империи (c I в. н.э.), эти государства в разные периоды времени выступали союзниками Херсонеса, с которым скифы вели постоянные войны. В III в. н.э. в Крым вторгается союз германских племен под предводительством готов, в результате чего были разрушены последние крупные позднескифские поселения. С этого времени в предгорном и горном Крыму начинает зарождаться новая культурная общность, потомки носителей которой в средневековье станут известны как гото-аланы.

Читайте также: