Эскиз совка из тонколистового металла

Обновлено: 04.10.2024

Возникла необходимость в изготовлении удобного компактного металлического совка для решения бытовых вопросов. Поэтому решено сделать савок соответствующий следующим требованиям: современный дизайн, компактность, малая стоимость, простота в изготовлении. Поставлена оптимальная в выполнении задача, требующая минимум затрат: получить знания и закрепить определенные навыки и умения в моделировании, дизайне, обработке материалов.

достичь оптимальной выполнения задачи, требующей минимум затрат: получить знания и закрепить определенные навыки и умения в моделировании, дизайне, обработке материалов, изделие удобное в использовании \без больших физических затрат , при использовании готового изделия должна исключаться возможность травматизма , изделие не должно наносить вреда человеку и окружающей среды. изделие должно иметь определённую ценность, полезность для общества и конкретной личности.

2. Выбор материала.

1.Тонколистовой метал 1,0х210х210 мм

Этот материал выбран в связи с тем, что изделия из него служат намного дольше, и выдерживает высокие температуры что немаловажно при применении в быту в сельской местности. К тому же он наиболее доступен .

2.Листовой метал 4х350х30 мм .

Для изготовления ручки совка является наиболее подходящим и доступным материалом и так как он не требует больших усилий для отделки торцов поверхности

Заклепки: алюминий Ø 4х10 мм.

А теперь давайте совершим небольшую экскурсию в наш музей

Итак, -зал первый Исторический.

Человечество в своём развитии прошло несколько исторических этапов. Первый был Каменный век, когда основные орудия труда и оружие изготавливались из камня. Но они были мелки и ломки. Около 4000 лет до нашей эры египтяне научились обрабатывать первый из металлов - медь. Так начался второй этап – Бронзовый век, который продолжался до 500года до нашей эры.

На смену Бронзовому веку в 9 -7 веках до нашей эры пришел железный век. Железный век - это эпоха распространения металлургии железа и изготовления железных орудий,которые были прочнее каменных, медных и бронзовых.

Металлы принято делить на 2 – е основные группы: чёрные и цветные. Чёрные – это чугун, сталь, железо. Цветные используют, как в чистом виде, так и в сплавах. К цветным металлам относятся: медь, алюминий, олово, цинк, латунь, свинец.

Вместе с открытием металлов человек учился их обрабатывать. Сначала вручную: плавили, ковали, гнули. В производственных условиях металл обрабатывают как в горячем, так и в холодном состоянии. Холодная обработка осуществляется на специальных станках (токарных, фрезерных, сверлильных и других). А появились первые станки в 12 веке.

Перед вами слайды, скажите, какие операции при обработке металла изображены?

Металлы играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта.

Металлы обладают различными свойствами: физическими, механическими.

Физические свойства : электропроводность – все металлы проводят ток, теплопроводность, цвет (демонстрация металлов), блеск, жидкотекучесть.

Механические свойства металлов : пластичность – способность металла менять форму под действием нагрузок, прочность – способность металла выдерживать нагрузки не разрушаясь; и твердость.

Часто металлы используют для изготовления изделий не в чистом виде, а в виде сплавов. Самые распространенные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и др.), бронза (сплав меди со свинцом, оловом и др.), латунь (сплав меди с цинком).

На современных предприятиях листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.

Листовую сталь делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм).

В свою очередь, тонколистовая сталь бывает нескольких видов

Жесть (толщиной от 0,2 до 0.5 мм) бывает черная и белая.

Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность из нее изготавливают консервные банки, крышки для стеклянных банок, игрушки.

Кровельная сталь, (толщиной от 0.5 до 0.8 мм), не имеющая покрытия, называется черной. Для защиты ее от коррозии покрывают краской, применяется в основном в строительстве: покрывают крыши, отделывают балконы, строят заборы, обшивают деревянные строения.

Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь). Этот полуфабрикат используют для покрытия крыш, из него делают ведра, водосточные трубы, карнизы.

Холоднокатаную сталь (толщиной 0,8–2 мм.) получают путем повторной прокатки листовой стали, она применяется для изготовления деталей корпуса автомобилей, холодильников.

Очень тонкий листовой металл называют фольгой (толщиной менее 0,2 мм). Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга – для упаковки шоколад а, конфет, чая, в кулинарии.

Кроме листового металла, в промышленности широко применяется также проволока, которая отличается большой длиной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используется для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и другие изделия.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой.

Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики.

Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.

На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них, применяя различные инструменты.

Выбор инструмента.

1. Ножницы слесарные по металлу
2.Киянка
3.Молоток слесарный угольник

7.Напильник
8.Наждачная бумага
9.Измерительная линейка
10.Клепальщик

Итак, мы с вами выбрали материал и можем приступить к их изготовлению. А как вы думаете – с чего нам надо начинать изготовление изделий? А с чего мы начинали изготовление изделия из древесины? С построения чертежа или эскиза.

Изображения изделий из тонколистового металла имеют некоторые отличия от изображений деталей из древесины. Если нужно изготовить объемное изделие из тонколистового металла, например совок или коробочку, то сначала можно вырезать плоскую заготовку, а затем уже ее согнуть. Поэтому на чертежах показывают не изображение изделия, а его развертку. Линии сгиба на развертках обозначают штрихпунктирной линией с двумя точками. Контур обводят сплошной толстой основной линией. Центр отверстия показывают штрихпунктирными линиями с одной точкой пересекающимися под прямым углом.

Изделия из проволоки толщиной менее 2 мм. изображают одной сплошной толстой основной линией. Если толщина проволоки более 2-х мм. то изделие изображается двумя параллельными сплошными толстыми основными линиями между которыми проводят штрихпунктирную линию.

На чертежах Вам часто будут встречаться различные условные обозначения.

  • S – толщина летали;
  • R – радиус дуги;
  • L – длина детали;
  • Ф – диаметр отверстия.

. Составляем технологическую карту

. Изготовление изделия.

,В процессе технологического этапа выполняются все работы (операции) предусмотренные технологической картой. Подбираются режимы обработки материалов, осуществляется контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности вносятся изменения в технологический процесс, корректируется последовательность работ .

- Правила безопасной работы .

Работы выполняются при строгом соблюдении правил охраны труда , трудовой и технологической дисциплины , требуемой организации своего рабочего места ,

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПО ТБ

Коль пришел ты в мастерскую,
Бегай, прыгай, веселись,
Молотком маши активно
Не стесняйся никого.

А потом возьми напильник
Стукни друга по спине
И включай станки скорее,
Не спросивши никого.

И не выключив станка,
Ты иди гулять по классу,
Отвлекай всех от работы,
Пусть они получат два.

Не забудь достать из сумки
Бутер грязными руками
Поваляй его по стружке
Так он будет повкусней.

Шило, ножницы, чертилки
Передай скорее так,
Чтобы острыми концами
Не поранить бы СЕБЯ.

А когда ты все начертишь
И нарежешь, насверлишь,
То не вздумай все убрать ты,
Пусть учитель уберет.

Если ты мои советы
Будешь строго выполнять,
То, конечно же, в больницу
Непременно попадешь.

Экономический расчет.

1. Стоимость ТЛМ– тенге. Метал бу

2. Заклепки упаковка 2шт = З – тенге.

3. Себестоимость составляет = З + ЗТ% = С – тенге.

Вывод. Изготовленный совок соответствует требованиям домашнего интерьера, удобен в применении. Проект экономичен и эргономичен. Совок получился гораздо дешевле, предлагаемых в магазине, что является выгодным. В процессе изготовления приобретаются определенные знания, формируются и совершенствуются умения и навыки работы с ручными инструментами.

Графические изображения изделий из металла и искусственных материалов. Выполнение чертежа развертки коробочки для мелких деталей с применением ПК

- объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий.

2. Знакомит учащихся с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделий из тонколистового металла. Создает положительный эмоциональный настрой.

3. Демонстрирует презентацию: “Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки”. Задает вопросы:

- Можно ли сделать деталь, не имея её изображения?

- Какое изображение детали вам более понятно?

- Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?

4. Обращает внимание учащихся на раздаточный материал находящийся на их рабочих местах:

- развёртки для изготовления коробочки и хозяйственного совка выполненные из картона;

- чертежи развёрток коробочек разных размеров (примеры конструирования подобных изделий).

5. Обращает внимание учащихся на обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (приложение 2).

- коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового металла и органического стекла;

- хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы;

Задают вопросы учителю. Знакомятся с раздаточным материалом.

2. Рассматривают обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ (изготовление коробочки для мелких деталей и хозяйственного совка). Рассуждают о предстоящей деятельности.

3. Наблюдают за показом презентации, вспоминают материал предыдущего раздела курса (правила изображения чертежей деталей из древесины), высказывают аргументы по существу вопроса: "Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?"

4. Рассматривают раздаточный материал на рабочих местах:

5. Пытаются виртуально представить характер предстоящей работы.

2. Обращает внимание на последовательность действий при выполнении самостоятельной работы:

- изучить развёртку коробочки, выполненную из картона (основание коробочки имеет форму квадрата);

- изучить чертеж развёртки подобной коробочки в форме прямоугольника (пример конструирования подобного изделия).

2. Рассматривают макет коробочки из картона. Обращают внимание на линии, по которым сгибали картон при изготовлении макета коробочки. Высказывают предложения о том, что они сегодня должны изучить и как этот учебный материал необходимо использовать для самостоятельной работы.

2. Предлагает учащимся отобразить на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см и с помощью линий показывает построение основания коробочки в форме квадрата 55 х 55 мм. Обращает внимание учащихся, что таким способом реализуется первая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК.

3. В той же последовательности демонстрирует построение внешних контуров боковых сторон коробочки и отбортовку верхних кромок:

- с помощью линий показывает построение внешних контуров боковых сторон (бортиков) коробочки в форме квадрата 95 х 95мм;

- с помощью линий показывает построение внешних контуров отбортовки верхних кромок боковых сторон в форме квадрата 105х105 мм.

2. Под руководством учителя подготавливают ПК для работы в системе MS Word. Отображают на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см и с помощью сплошных тонких линий пытаются построить основание коробочки в форме квадрата 55 х 55мм (таким способом выполняют пробу сил по реализации первой позиции обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК"). Сравнивают результат самостоятельной графической работы с эталоном на стенде.

3. Наблюдают за дальнейшим показом учителя, запоминают алгоритм действий. Пытаются построить с помощью сплошных тонких линий квадраты размерами: 95 х 95 мм и 105 х 105 мм (таким способом выполняют пробу сил по реализации второй и третьей позиций обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК").

2. Контролирует действия учащихся при выполнении графической работы по обучающему стенду в позициях №1, 2, 3.

3. По необходимости оказывает помощь.

4. По мере завершения пробной самостоятельной работы, обращает внимание учащихся на линии сгиба и их графическое отображение.

5. Демонстрирует приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками (линии сгиба). Таким способом реализуется четвертая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК.

2. Выполняют на каждом рабочем месте графическую работу по обучающему стенду в позициях №1, 2, 3. Задают вопросы.

3. По мере завершения графической работы в позициях №1, 2, 3 пытаются освоить приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками. Таким способом реализуют четвертую позицию обучающего стенда. Сравнивают результат самостоятельной работы с эталоном на стенде.

2. Проверяет правильность выполнения линий чертежа развертки коробочки в соответствии с п. №1, 2, 3, 4, 5, 6 обучающего стенда.

3. По мере завершения построения чертежа развертки коробочки, предлагает учащимся по бригадам выполнить два контрольно-измерительных задания привязанных к параграф 21 с.110 ЭФУ. При необходимости оказывает помощь в разъяснении условий выполнения контрольно-измерительных заданий.

4. Предлагает учащимся воспринять следующие критерии оценки качества работы на данном уроке:

- правильность выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграф 21 с.110 ЭФУ;

- правильность построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word.

5. Совместно с учениками делает выводы по изученному материалу.

6. Каждой бригаде выставляет комплексную оценку:

- по результатам выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграф 21 с.110 ЭФУ;

2. По мере необходимости корректируют выполненные чертежи в системе MS Word. Сравнивают результат с эталоном на стенде.

3. Виртуально представляют себе финальное действие: распечатать развёртку на бумажном носителе и изготовить макет коробочки.

4. Рефлексия урока:

- Я узнал – что такое графическое изображение детали из ТЛМ.

- Я научился – выполнять чертеж развертки коробочки.

- Я реализовал – первую попытку: построение чертежа в системе MS Word (руководствуясь обучающим стендом: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК").

- Мне пригодится это – при выполнении следующего этапа практической работы: изготовление макета коробочки из бумаги.

Как своими руками сделать совок?

Могу предложить поэтапную инструкцию как своими руками сделать металлический совок с деревянной ручкой.

Вот подробный чертеж ковша из оцинкованной стали с указанием мест и направления изгибов, их радиусов, диаметра отверстий, величины углов.


Итак, последовательность работ:

  • вырезаем из листа оцинковки, толщиной не менее 1мм заготовку по указанным размерам. Отверстия для заклепок пока не сверлим - это лучше сделать на уже согнутой детали.
  • для того, чтобы сделать треугольники под крепление шестигранной деревянной ручки, делаем прорези болгаркой. Отверстия под крепежные шурупы лучше просверлить до применения болгарки.

Если в хозяйстве нет шестигранного деревянного бруска или нет возможности такой сделать, можно применить брусок и квадратного сечения, но тогда придется под него сделать свою разметку для крепления.

  • изгибаем заготовку по пунктирным линиям. Для этого укладываем заготовку линией изгиба на наружный угол металлического уголка или швеллера. Чтобы от ударов листовой металл не растягивался, пользуемся деревянным молотком (киянкой).
  • чтобы придать конструкции дополнительной жесткости, со стороны ручки на верхней грани (на чертеже сектор отмечен красным) делаем ложную закатку.





Длину ручки подбираем на свое усмотрение, но она не должна быть меньше 20см.

  • прикручиваем ручку саморезами к отогнутым лепесткам (треугольникам).![][­ 6]
  • в результате у нас получился вот такой симпатичный совок.


Эх. Сколько мой отец переделал их в своё время! На любой вкус и для любых целей. Как для выгребания золы, так и для зерна и муки. Помнится, получалось у него и без сварки и без дрели и без болтов. Из того места росли руки.

Хочу предложить несколько наиболее ходовых вариантов.


Вариант совка для выгребания золы. В качестве исходного материала берётся любой металл, толщиной около 2мм. Это может быть и оцинковка и простая катанка и алюминий. Что есть под рукой одним словом. На картинке даны примерные расчёты. Обычно размер совка должен помещаться в поддувале печи.

Вырезаем металл по шаблону, сгибаем и закрепляем при помощи заклёпок. Ручку изготавливаем из этого же материала. Загибаем для большей устойчивости, как показано на рисунке, а в месте крепления к совку, немного расклёпываем- для захвата большей части совка. Присоединяем или заклёпками или болтами.


Вариант второй- совок для зерна.

Обычно совки для зерна, муки и других сыпучих продуктов изготавливаются в таком виде. То есть- закругленные. Их сделать попроще.

Но металл опять же таки понадобиться. Хотя в наше время можно заменить и пластиком, в те времена не было.

Итак, вырезаем при помощи лобзика полукруг из доски. В качестве ручки можно подобрать как дерево, так и любой другой материал, например труба ПВХ, подходящего размера. Крепим ручку к основанию, а из металла вырезаем сам совок, который прибиваем или берём на саморезы к полукругу из доски. Всё- совок готов.

Ну и ещё один вариант- современный.


Применять его можно везде, кроме повышенных температур и различной химии. А сделать его можно из пластиковых канистр с подобной конфигурацией.

Совок для золы лучше всего делать из металла. Необходимо в хозяйстве подыскать или купить на рынке кусок жести. Для предложенного мною чертежа достаточно будет куска 22х20 см. Толщина 0,5-2 мм. Я брал потолще - 2 мм, чтобы прослужило наверняка долго.

На листе металла расчертите следующую схему (для разметки можно использовать маркер или просто гвоздь):


После нанесения разметки необходимо вырезать фигуру основания нашего совка. Можно воспользоваться ножницами по металлу, я же резал болгаркой, так как взял толстый лист. Чтобы легче было сгибать металл, немного прошелся болгаркой по линиям сгиба.

На следующем этапе работы нужно согнуть наш совок по линиям сгиба. Начинать стоит с боковушек (1), затем верхняя часть (2):


В итоге верхняя часть листа должна "обхватить" крылья (те, что по 45х30 мм). Далее в местах, где поставлены на схеме желтые точки, просверливаем дыры и скрепляем конструкцию заклепкой либо болтами.

Затем стоит изготовить ручку. Я брал 1 м алюминиевой трубы с диаметром 20 мм. Один ее конец на сантиметра 2,5 нужно сделать плоским с помощью молотка, а затем согнуть трубу у основания плоскости чтобы получится угол примерно 100 градусов. Далее сверлим 2 дырки с расстоянием друг от друга на 1-1,5 см на совке (где синяя точка), такие же на плоском конце трубы. Скрепляем ручку и сам совок болтами.

Затем совок можно покрасить в любой цвет. Также можно подобрать на трубу вот такую ручку:

Графические изображения изделий из металла и искусственных материалов. Выполнение чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК

Технологическая карта урока

  • изучение приёмов графического изображения изделий из тонколистового металла (ТЛМ), проволоки и пластмассы;
  • выполнение чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК.
  • формирование целостного представления об изготовлении изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы, встречающихся в повседневной жизни;
  • формирование технико-технологического мышления при чтении чертежей изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы;
  • формирование навыков графического изображения изделий из тонколистового металла посредством выполнения чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК.
  • расширение кругозора обучающихся по освоению графической документации с применением ПК;
  • сочетание образного и логического мышления при выполнении чертежа развертки коробочки.
  • ознакомить учащихся с видами графических изображений (графической документацией) изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы;
  • ознакомить учащихся с особенностями графического изображения изделий из тонколистового металла и проволоки;
  • изучить правила выполнения чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • освоить алгоритм действий (по обучающему стенду) при выполнении чертежа развёртки коробочки с применением ПК.
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено в предыдущем разделе при изготовлении изделий из древесины (эскиз, технический рисунок, чертеж детали из древесины; линии чертежа, масштаб);
  • представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из тонколистового металла и проволоки;
  • сопоставлять действия при выполнении чертежа развертки коробочки с помощью чертежных инструментов и с применением ПК (в системе MS Word).
  • формировать навыки самостоятельной работы и работы в бригадах при выполнении графической работы с применением ПК;
  • воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении графической работы и ответственность за точность изготовления чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • воспитывать бережное отношение к имеющемуся оборудованию в школьной мастерской.
  • иметь представление об этапах целостного процесса изготовления изделий из ТЛМ, проволоки и пластмассы;
  • уметь различать понятия: “эскиз”, “технический рисунок”, “чертёж” детали из тонколистового металла и проволоки;
  • знать особенности графического изображения деталей из тонколистового металла и проволоки;
  • знать правила выполнения чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • устанавливать связь между видом графической работы с помощью чертеж-ных инструментов и с применением ПК;
  • самоконтроль промежуточных и конечных результатов графической деятельности по обучающему стенду (по эталону);
  • осознавать значимость изготовления развёртки коробочки из бумаги;
  • использовать новые технологии представления информации по теме урока, привязанной к §21 ЭФУ.
  • ориентироваться в содержании обучающего материала под руководством учителя (обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ и проволоки; чертежи развёрток различных изделий из ТЛМ; обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки в системе Word);
  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение с применением ПК под руководством учителя;
  • осваивать способы графического изображения изделий из тонколистового металла с применением ПК;
  • взаимодействовать с товарищами по бригаде (в парах) при выполнении чертежа развертки коробочки с применением ПК, обсуждать и принимать решение, опираясь на содержание обучающих стендов;
  • использовать информацию из §21 ЭФУ для решения познавательных и коммуникативных задач по теме урока.
  • проявлять интерес к изучению графической документации, стремление овладевать навыками выполнения графической работы с применением ПК;
  • осваивать роль ученика при работе в бригадах (в парах) на основе правил поведения в учебной мастерской;
  • представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ, проволоки и пластмассы;
  • понимать значимость качественного выполнения графического задания (чертеж развертки коробочки) для изготовления изделия из ТЛМ;
  • накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий через изготовление развёртки коробочки из бумаги;
  • накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий при освоении ЭФУ.
  • технология: физические и механические свойства тонколистового металла и проволоки;
  • математика: свойства квадрата и прямоугольника, единицы измерения;
  • технология: графические операции, линии чертежа, условные обозначения, правила оформления чертежа;
  • технология: технологические свойства бумаги и картона, понятие о резании материалов без образования стружки.
  • рабочая программа для 5-х классов;
  • пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс [Текст] : методическое пособие / А.Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с. – с. 74 – 77;
  • пособие для учителя: Боровых, В. П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5 – 6 классы [Текст] : методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011. – 384с. – (Современная школа);
  • персональный компьютер, проектор, принтер;
  • презентация к уроку: “Изготовление изделий из ТЛМ и проволоки”;
  • развёртки деталей из тонколистового металла для изготовления коробочки и хозяйственного совка;
  • чертежи развёрток коробочек для мелких деталей разных размеров (примеры конструирования подобных изделий), приложение 1;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-ом классе, образцы изделий;
  • обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК", приложение.
  • электронный учебник: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : электронное приложение к учебнику / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 192 c. – с. 106 – 110;
  • спецодежда (халат или фартук с нарукавниками);
  • рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ластик;
  • персональный компьютер – ноутбук (один на бригаду);
  • презентация: “Изготовление изделий из ТЛМ и проволоки”;
  • развёртки деталей из ТЛМ для изготовления коробочки и хозяйственного совка, выполненные учащимися прошлых лет;
  • чертежи развёрток коробочек для мелких деталей разных размеров (примеры конструирования подобных изделий), приложение 1;
  • объекты труда из тонколистового металла и проволоки в 5-ом классе, выполненные учащимися прошлых лет;
  • обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК" (алгоритм действий для выполнения самостоятельной работы), приложение.
  • находящиеся на демонстрационном столе:
  • коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового
  • металла и органического стекла;
  • хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий.
  • Можно ли сделать деталь, не имея её изображения?
  • Какое изображение детали вам более понятно?
  • Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?
  • развёртки для изготовления коробочки и хозяйственного совка выполненные из картона;
  • чертежи развёрток коробочек разных размеров (примеры конструирования подобных изделий).

5. Обращает внимание учащихся на обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (приложение).

  • коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового металла и органического стекла;
  • хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий.

2. Задают вопросы учителю. Знакомятся с раздаточным материалом.

3. Рассматривают обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ (изготовление коробочки для мелких деталей и хозяйственного совка). Рассуждают о предстоящей деятельности.

Наблюдают за показом презентации, вспоминают материал предыдущего раздела курса (правила изображения чертежей деталей из древесины), высказывают аргументы по существу вопроса: "Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?"

  • изучить развёртку коробочки, выполненную из картона (основание коробочки имеет форму квадрата);
  • изучить чертеж развёртки подобной коробочки в форме прямоугольника (пример конструирования подобного изделия).
  • с помощью линий показывает построение внешних контуров боковых сторон (бортиков) коробочки в форме квадрата 95 х 95мм;
  • с помощью линий показывает построение внешних контуров отбортовки верхних кромок боковых сторон в форме квадрата 105х105 мм.
  • вторая и третья позиции обучающего стенда по выполнению чертежа
  • развертки коробочки с применением ПК.

По необходимости оказывает помощь.

3. По мере завершения пробной самостоятельной работы, обращает внимание учащихся на линии сгиба и их графическое отображение.

4. Демонстрирует приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками (линии сгиба). Таким способом реализуется четвертая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК.

3. По мере завершения построения чертежа развертки коробочки, предлагает учащимся по бригадам выполнить два контрольно-измерительных задания привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ. При необходимости оказывает помощь в разъяснении условий выполнения контрольно-измерительных заданий.

  • правильность выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ;
  • правильность построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word.
  • по результатам выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ;
  • по результатам построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word.

Работа из тонколистового металла "Совок"

Загрузить презентацию (303 кБ)

Задача урока: научить приемам построения эскиза и выкройки изделия, экономной разметки заготовок из сортового проката, правилам работы с инструментом и тонколистовым металлом

Оборудование: заготовки, линейки, угольники. Чертилки, ножницы по металлу, киянки (по числу учащихся), сверлильный станок. Компьютер, проектор, экран

Наглядные пособия и дидактический материал: образцы выкройки совка. Компьютерная технологическая карта на выполняемую работу.(Презентация)

Опорные знания: осевая симметрия; правила измерения размеров, построение параллельных и пересекающихся прямых, плоская разметка, резка, правка и гибка тонколистового металла (трудовое обучение).

  • Образовательные: Закрепить первоначальные знания о металлах и их свойствах, научить практически, использовать полученную информацию.
  • Развивающие: Развивать интерес к исследованию и практическому использованию полученной информации. Развивать творческое мышление.
  • Воспитательные: Воспитание аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к материалам и оборудованию.

Тип урока: Лабораторно-практический урок с использованием компьютерных технологий.

Приветствие, перекличка, установление дисциплины и рабочего настроения

  • Свойства чёрных и цветных металлов.
  • Сортовой прокат.
  • Чертежи деталей из сортового проката.
  • Разметка заготовок и работа с листовым металлом.

Нам с Вами предстоит сегодня на практике применить полученные знания и опыт работы с эскизами, разметкой и листовым металлом. А результатом работы станет изделие из листового металла "совок" выполненное своими руками от начала до конца.

Приступаем. Внимание на экран.

Слайд 1 Для начала давайте внимательно посмотрим как устроен совок, для чего нужны его отдельные элементы и вообще как выглядит это изделие в развёрнутом виде

Слайд 2 Поднимаем заднюю стенку, она служит замком для крыльев боковых стенок и одновременно выполняет роль ребра жесткости.

Слайд 3 Опускаем заднюю стенку.

Слайд 4 Расправляем крыло правой стенки, оно одновременно крепит правую стенку и придаёт большую прочность задней.

Слайд 5 Опускаем правую стенку.

Слайд 6 Расправляем отбортовку, являющуюся и ребром жесткости и защитой от острых кромок металла.

Слайд 7 Крыло левой стенки

Слайд 8 Опускаем левую стенку

Слайд 9 Расправляем отбортовку

Слайд 10 Перед нами развёртка совка. Назначение каждого отдельного элемента вам понятны. На каждом рабочем столе имеется образец развёртки совка (выкройка). Вам предстоит используя линейку и угольник снять основные размеры образца и в рабочей тетради составить эскиз развёртки совка. Вспомните, какие линии применяют в чертежах? Что такое эскиз? (Эскиз - чертеж, выполненный от руки, без применения чертёжных инструментов, без точного соблюдения масштаба с сохранением пропорций всех элементов изделия)

После выполнения эскиза дежурные собирают образцы развёрток совка.

Слайд 11 Внимание на экран. Образцы развёрток размеры, которых Вы снимали, выполнены по этим чертежам и если они (размеры) не везде совпадают, предлагаю за основу взять размеры чертежа, а ошибку объяснить;

а) дефектами образца;

б) погрешностью измерительного инструмента;

в) наличием человеческого фактора. Каждый это решает сам. Вносите изменения в свои эскизы, если они конечно нужны и продолжаем работу.

Слайд 12 На каждом рабочем месте находится заготовка из листового металла, если необходимо, проведите правку (работать будет удобней)

Слайд 13 Пришло время определить, а можно ли из этой заготовки сделать совок (размеры заготовки не должны быть менее 270 х 220мм.)

Слайд 14 Чтобы было удобнее строить разметку и не ошибиться проводим осевую линию (находим середину двух противоположных сторон заготовки и соединяем их штрихпунктирной линией).

Слайд 15 Определяем и размечаем границы развёртки по ширине. Если ширина развёртки совка 210 миллиметров, значит, половина должна находиться выше осевой линии, а вторая половина ниже осевой. Чтобы ошибок было меньше старайтесь работу выполнять внимательно и аккуратно, искомые значения откладывайте от осевой линии с левого и правого края заготовки, соединяя полученные точки по линейке чертилкой.

Слайд 16 Размечаем, от осевой линии, размеры задней стенки совка. Для вас это уже не сложно.

Слайд 17 Линия сгиба отбортовки.

Слайд 18 Внешняя граница лопатки совка.

Слайд 19 На осевой линии откладываем размеры совка

Слайд 20 Используя угольник строим линии вертикальной разметки

Слайд 21 Внешние границы развёртки совка

Слайд 22 Линии сгиба

Слайд 23 Построение внешних границ развёртки совка. Внешние линии развертки выполняем фломастером или тонким маркером. Внешние границы становятся более заметными на сером фоне, что уменьшает вероятность ошибки при резании металла слесарными ножницами.

Слайд 24 Построение внешних границ развёртки совка. Угловой срез 45?

Слайд 25 Построение внешних границ развёртки совка.

Слайд 26 Построение внешних границ развёртки совка.

Слайд 27 Кернение и сверление отверстий.

  1. Работать следует только исправным инструментом.
  2. Обязательно нужно надежно закреплять заготовку в тисках.
  3. Нельзя стоять за спиной работающего.
  4. Нельзя складывать оправки и инструменты на край верстака.
  5. При сверлении заготовку держать плоскогубцами и обязательно опускать защитное стекло.
  6. При правке и гибке листового металла использовать рабочие перчатки.

Слайд 28 По внешним границам вырезаем развёртку совка

Слайд 29 Проводим правку развёртки совка на плите, напильником и наждачной бумагой зачищаем боковые грани заготовки

Слайд 30 На оправке делаем отбортовку левой стенки совка по линии сгиба

Слайд 31 На оправке поднимаем левую стенку совка по линии сгиба

Слайд 32 На оправке отгибаем крыло левой стенки совка по линии сгиба

Слайд 33 На оправке делаем отбортовку правой стенки совка по линии сгиба

Слайд 34 На оправке поднимаем правую стенку совка по линии сгиба

Слайд 35 На оправке отгибаем крыло правой стенки совка по линии сгиба

Слайд 36 На оправке поднимаем заднюю стену совка по линии сгиба

Слайд 37 На оправке закрываем заднюю стенку совка в замок по линии сгиба

Слайд 38 Урок окончен..

На экране остался рисунок, а у вас в руках готовая работа.

Работа, которую Вы выполнили от начала и до конца своими руками.

Много это или мало? Не знаю.

Но знаю точно, что следующую работу вы будете делать более спокойно и уверенно.

Читайте также: