Фарфор это металл или нет

Обновлено: 12.05.2024

фарфоровый лебединый сервиз Meissen

Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.

Разновидности фарфора

Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.

ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.

МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.

Бисквит

Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.

Два вида росписи фарфора

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.

НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.

История происхождения фарфора

Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.

Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.

Европа

Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.

В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.

Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д'Антреколь (François Xavier d'Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.

В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.

Россия

Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.

Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.

Применение фарфора

Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.

Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:

  • вазы и подсвечники; и скульптурные композиции;
  • часы и настольные лампы;
  • живописные произведения;
  • пасхальные яйца и прочие сувениры;
  • шкатулки и канцелярские принадлежности;
  • бижутерию.

Фарфор как объект коллекционирования

Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.

Фарфор


Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин (XVII—XIX век) в Кунсткамере (Санкт-Петербург).




Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Содержание

Свойства

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.




Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор

Твёрдый фарфор (англ.) русск. , в состав которого входит 47—66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).

Мягкий фарфор

Мягкий фарфор (англ.) русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор (англ.) русск. , в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквит. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия [1] .

Способы декорирования фарфора

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.


Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).

Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.

Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

История

Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) — тонкой керамики, яшмового фарфора. [2]

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д'Антреколя (англ.) русск. , содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.


Письмо Франсуа Ксавье д'Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому, выставлялась в пяти залах Пушкинского музея [3] .

Что такое твёрдый фарфор. Его свойства и история открытия

Мейсенский твердый фарфор, 1715-35 годы

Твердый фарфор отличается от мягкого химическим составом. Смесь для его изготовления включает больше каолина, обычно от 50 % и выше. Это глина настолько прочная, что разминать ее, как обычную, невозможно. Вместо этого ее измельчают в порошок и делают тестообразную массу. Именно каолин придает изделию прочность, термостойкость и сходство скорее с камнем, чем со стеклом. Температура плавления у него очень высокая: для обжига печь раскаляют до 1350-1460 °С. Также в состав смеси твердого фарфора входят кварц и полевой шпат примерно в равных долях, могут присутствовать и другие добавки.

Минерал каолин

Поверхность твердого фарфора без глазури похожа на яичную скорлупу: она пористая и шероховатая. Обожженную, но неглазурованную керамику называют бисквитом. Для посуды она не подходит из-за проникающих в поры запахов и влаги. Зато это отличный материал для скульптуры и предметов декора. Но чаще изделие покрывают глазурью и обжигают повторно. В состав глазури входят те же вещества, что и в основную смесь, во время обжига они сплавляются.

Вот главные характеристики классического твердого фарфора:

  • белизна разных оттенков от молочного до холодного голубоватого;
  • твердость и повышенная прочность;
  • устойчивость к перепадам температуры;
  • отсутствие следов от ножа на глазури;
  • мелкозернистая структура в разломе;
  • мелодичный звон при постукивании деревянной палочкой;
  • способность частично пропускать свет в тонкостенных изделиях.

Мейсенский твердый фарфор в Эрмитаже

История происхождения твёрдого фарфора

Первый твердый фарфор получили в Китае. Точное время открытия неизвестно, но к 620 году рецепт уже был найден. Прекрасная посуда китайских мастеров прославилась на весь мир, и секрет ее изготовления столетиями держался в тайне. Европейцы покупали восточный фарфор за огромные деньги и называли его «белым золотом». Алхимики из европейских стран пытались разгадать его формулу, но долгое время могли добиться лишь внешнего сходства.

Твердый фарфор. Старинная фарфоровая ваза из Китая

Историческим для фарфоровой отрасли в Европе стал 1708 год, когда саксонские мастера Чирнгауз и Бёттгер получили твердую массу достойного качества. В 1710 году они представили королю образцы, даже превосходящие по прочности китайские изделия. С этого времени началась история знаменитой Мейсенской мануфактуры. Вскоре получил известность и Лиможский фарфор из Франции. Одна из самых известных марок этой местности — Haviland.

В России открыть свое фарфоровое производство попытались в 1740-х, но рецепты из Европы не подходили для нашего сырья. Вскоре Дмитрий Виноградов разработал формулу для местных гжельских глин, и высококачественный твердый фарфор стали выпускать на Императорском фарфоровом заводе.

Твердый фарфор. Кремлевский сервиз ИФЗ, 1837-1839

Твердый фарфор в наши дни

Сейчас известно два вида этой керамики: китайская и европейская. В Европе добавляют больше каолина, что обеспечивает высокую прочность и прозрачность. Но температура обжига возрастает, а это накладывает ограничения на использование красителей. Для подглазурной росписи подходит только синий кобальтовый цвет. Другие краски наносят поверх глазури, и они не сплавляются с основанием. Китайские смеси содержат меньше каолина и обжигаются при более низкой температуре. Предметы получаются более хрупкими, но более подходят для подглазурной росписи.

Чаще всего твердый фарфор используют для дорогой и долговечной посуды. Из него делают:

Что такое мягкий фарфор

Мягкий фарфор отличается от твердого меньшим количеством каолина и глины в составе. Вместо них увеличено содержание других веществ, в основном, стекловидных добавок. Это кварцевый песок, селитра, морская соль, алебастр или что-то другое — химический состав разнообразен.

Название этот вид керамики получил за то, что при обжиге образуется больше жидкой фазы, что повышает риск деформации заготовки. Уже в процессе плавки к стекловидной массе добавляется гипс и глина. Глазурь тоже состоит преимущественно из стекла. После ее нанесения изделия обжигают повторно, и глазурь сплавляется с черепком. Температура обжига ниже, чем у твердых масс. Обычно достаточно +1300-1350 °C.

Мягкий фарфор. Светильник Севрской мануфактуры, 1780

Мягкий фарфор. Севрский фарфор 18 века

Мягкий фарфор получается прозрачнее твердого. Он отличается красивым белым или сливочным оттенком. Звон от удара деревянной палочкой более мелодичный. Но ударопрочность и термостойкость снижены примерно вдвое. Вот несколько признаков, по которым отличают мягкий фарфор:

  • в местах скола заметна зернистая структура неглазурованной поверхности;
  • участки без глазури со временем могут загрязниться или изменить цвет;
  • если провести по глазури ножом, останется царапина;
  • старинные изделия из этого материала обычно более потрескавшиеся.

Мягкий фарфор. Старинный севрский сервиз с позолотой и цветами

Мягкий фарфор: история происхождения

Мягкий фарфор появился в Европе на полтора столетия раньше твердого фарфора. Впервые он был открыт во Флоренции на мануфактуре семейства Медичи, это произошло в 1575-1587 годах. Но этот вид керамики был несовершенным, а его производство — экономически невыгодным.

Более удачные рецепты были найдены во Франции в попытке заменить дорогой китайский фарфор. В 1673 году маленькая Руанская мануфактура в Нормандии нашла формулу, которую впоследствии переняли другие фабрики. Владельцем и главным мастером производства был Луи Потер. Его изделия славились белизной и кобальтовой росписью. Помимо синей краски, использовались красная и зеленая. Посуду окрашивали поверх глазури и обжигали, клейма не ставили. Заслуга Луи Потера еще и в том, что он первым перестал подражать восточным мастерам придумывал роспись в оригинальном французском стиле.

Мягкий фарфор. Фарфоровая чайница руанской мануфактуры, конец 17 века

Вскоре мягкий фарфор стали производить и в других местах Франции: в Пасси под Парижем, Шантийи и Сен-Клу. В основном, фабрики занимались имитацией китайских и японских образцов. Оригинальные французские мотивы появились в изделиях Венсенской фарфоровой мануфактуры (Vincennes) в поздний ее период.

Мягкий фарфор. Мягкий венсенский фарфор в стиле рококо, 1750

После 1756 года Венсенский завод переехал в новые здания в Севре. Так началась история прекрасных и высоко ценимых изделий Севрской мануфактуры. Долгое время ей покровительствовала маркиза де Помпадур, в честь которой назвали применяемый в окрашивании редкий розовый цвет. Мягкий фарфор продолжали выпускать и после открытия твердого, потому что он обходился дешевле и отлично подходил для художественных изделий.

Мягкий фарфор. Антикварная супница Севрской мануфактуры, 1757

В Англии производство мягкого фарфора началось чуть позже. Технология изготовления мягкой фарфоровой массы попала на остров вместе с бежавшими из Франции гугенотами. В 1749 году Томас Бриан представил Лондонскому королевскому обществу первые образцы, похожие на продукцию мануфактуры Сен-Клу. Затем с такой керамикой работал завод Royal Worcester и другие представители фарфоровой промышленности в Англии.

Мягкий фарфор. Тарелка из фарфора британского производства, 1887

Применение мягкого фарфора

Несмотря на невысокую прочность, мягкий фарфор востребован и в наши дни. Он обжигается при меньших температурах, что оставляет больше возможностей для окрашивания. При обжиге твердого фарфора для подглазурной росписи можно использовать красители на основе кобальта, хрома и железа, а другие составы обесцвечиваются. Мягкая масса с более низкой температурой плавления позволяет использовать нежные и разнообразные тона.

Также мягкой массе легче придать сложную форму. Из нее делают статуэтки, предметы интерьера с изящно изогнутыми формами и более тонкую посуду. Этот материал идеален для художественных изделий или посуды для особых случаев.

Читайте также: