Где япония берет металл

Обновлено: 01.05.2024

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии заявило о намерении принять экстренные меры для обеспечения стабильных поставок стратегических ресурсов, в которых страна в значительной мере зависит от России.

По сути, японские власти, тем самым, пытаются «подстелить соломки» под свою промышленность и экономику, если вдруг из-за введенных против нашей страны санкций, поставки этих товаров прекратятся. Или же Россия решит перевести оплату всего своего экспорта энергоносителей и сырьевых материалов на рубли.

Японское министерство уже составило список ключевых товаров, ввозимых из РФ, импорт которых в краткосрочной перспективе заменить будет проблематично. В нем семь позиций: нефть, сжиженный природный газ (СПГ), энергетический и коксующийся уголь, палладий, а также ферросплавы, используемые при производстве стали.

По данным ведомства на март текущего года, Япония зависит от поставок российского СПГ на 8,8%, коксующегося угля – на 8%, нефти – на 3,6%. А вот на импорт палладия из России приходится 43% от всего японского импорта этого металла.

При этом японское правительство полагает, что по некоторым позициям «существует возможность» использовать альтернативные материалы или сменить поставляющие их страны. В частности, сообщается, что Токио намерен обратиться к государствам-производителям нефти и газа с просьбой увеличить производство энергоносителей.

Также власти Японии обещают государственную поддержку для наращивания внутреннего производства. И содействие технологическим разработкам в сокращении использования материалов, которые включают сжиженный природный газ и благородные (инертные) газы, используемые при производстве чипов.

Интересно, что при всем при этом Япония, как объявил в парламенте глава правительства страны Фумио Кисида, не намерена выходить из совместного с РФ проекта «Сахалин-2», в котором она участвует на основе соглашения о разделе продукции (получает почти 60%, произведенного сжиженного газа), а ее компании Mitsui и Mitsubishi являются соакционерами. По словам премьера, «это чрезвычайно важный проект для нашей энергетической безопасности, поскольку он способствует долгосрочным, недорогим и стабильным поставкам СПГ».

Можно только представить, насколько критичным для японской промышленности и экономики может быть потеря поставок российского палладия, который в импорте страны занимает более существенную долю, чем энергоносители….

- Конечно, Япония находится в сложном положении, - считает научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков. - С одной стороны, она поддерживает санкции против России вместе с «Большой семеркой» - тут деваться ей некуда. С другой - будет нести ущерб по многим позициям, если станет слепо следовать этим санкциям. Потому со стороны России соответствующие ответные реакции (негативные, естественно) обязательно последуют.

То есть, от проблем Японии не уйти. Но Япония такая страна, где проблемы активно обсуждаются - выносятся на уровень экспертов, на политический уровень, на уровень общества. И, разумеется, задача властей – сделать так, чтобы Япония сама не пострадала, чтобы не было повышения цен, обвала жизненного уровня. Иначе общественность будет крайне негативно относиться к деятельности политиков, которые в отношении России ведут себя так, а не как-то по-другому – более корректно, может быть.

Что касается указанного списка, то проблема, мне кажется, заключается в том, что японцы пока сами не знают, что они будут делать. Поэтому, скорей всего, поручат сейчас экспертам в разных областях, в том числе, в энергетике и т.д., заниматься этим вопросом. Прорабатывать его и искать способы диверсификации закупок энергоресурсов и того же палладия, который относятся к редким металлам и являются весьма специфическим товаром. Потому что сложно просто выйти на рынок и все это купить.

«СП»: - Какая здесь может быть альтернатива?

- Возможно, они будут искать эти выпадающие ресурсы у своих старых партнеров, того же Китая. Но, опять же, тут очень сложная политическая ситуация. Поэтому, я думаю, японцам тут придется поломать голову. И как они выйдут из этого положения, я сказать затрудняюсь.

Потому что они могут, действительно, попасть в ловушку собственных политических решений. Серьезно может пострадать, например, их электронная промышленность.

Тем более что Япония уже попадала в аналогичную ситуацию, когда они испортили отношения с Китаем – тогда тоже проблема возникла металлами, которые используются в электронной промышленности.

То есть, опыт какой-то для понимания всей серьезности ситуации у них уже есть. Но, как они будут из нее выбираться, спрогнозировать мы не можем. Мы можем только наблюдать и стараться понять, как они будут действовать.

«СП»: - Во всяком случае, из проекта «Сахалин-2» Япония не стала выходить…

- Понимаете, японцы прагматичны очень и всегда нацелены на будущее. У них стратегическое мышление в отличие от некоторых наших политиков, которые думают о конъюнктуре сегодняшнего дня. И они, конечно, понимая сложность, возникшую в двусторонних отношениях с Россией, будут вырабатывать меры, чтобы минимизировать свои потери. Поэтому, скорей всего, не откажутся от тех проектов, которые им выгодны.

Но и с нашей стороны, я думаю, никто разрывать отношения сейчас не будет. Потому что России тоже невыгодно терять рынки.

Скорее, все эти заявления официального Токио носят характер концептуального направления. Соберутся эксперты, будут обсуждать, выносить какие-то решения. Если найдут выходы, найдут какие-то дополнительные ресурсы на стороне, в других странах, то, возможно, они попробуют тогда уменьшить зависимость от России в этих стратегически важных для них областях. Но это работа экспертов, профессионалов, и работа не одного дня.

Депутат Госдумы РФ, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин напомнил, в свою очередь, что палладий необходим для производства двух принципиально значимых элементов:

- Во-первых, это чипы – компьютерные чипы невозможны без палладия. И, во-вторых, это катализаторы для автомобилей. В принципе, конечно, автомобиль может прекрасно ездить и без катализатора. Но в условиях всеобщей шизофрении по поводу устойчивого развития зеленой повестки, он без катализатора, на самом деле, ездить не может.

Количество палладия в мире ограничено. Металл – редкий и труднодобываемый. Поэтому заменить наш палладий мир не может, в принципе.

Япония, теоретически, может этот палладий урвать у кого-то другого - тогда без него останется какой-то другой потребитель. Поэтому, думаю, альтернативы здесь для них фактически нет. Если, конечно, российское государство сможет заставить российских олигархов учитывать интересы страны.

Я не знаю, является ли компания «Норильский никель», которая на сегодняшний день у нас главный производитель палладия, офшорной. Но, надо понимать, что государство - это одно, а олигархи - это совершенно другое.

Палладий - редкий (более редкий, чем золото) минерал, благородный металл платиновой группы, серебристого цвета, не тускнеющий на воздухе. Открыт английским химиком и минералогом Вильямом Волластоном, обнаружившим палладий в самородной платине в 1803 г. Само название происходит от имени древнегреческой богини Афины Паллады.

Крупнейшие месторождения палладия находятся в России, на нее же приходится порядка 40% всего мирового производства этого металла. Главным производителем является компания «Норильский никель».

Металл широко применяется в химической и автомобильной промышленности, медицине, для создания электроники и пр. Например, его используют в качестве катализатора при производстве ацетилена, серной, азотной, уксусной кислот, удобрений, взрывчатых веществ, каустической соды, аммиака, хлора и других продуктов органического синтеза. Из палладия и его сплавов изготовляют медицинские инструменты, детали кардиостимуляторов, зубные протезы, некоторые лекарственные средства, в том числе, противораковые препараты. Ценят его и ювелиры.

Но рыночный спрос в основном формирует автомобильная промышленность – более половины добытого палладия идет на производство каталитических преобразователей для автомобилей и других машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания.

Палладий: Япония пока не понимает, как без российских поставок прожить

Где япония берет металл

металлед.изм.20082009201020112012
марганцевая руда тыс.тонн 0.0 0.0 0.0 0.0 Н/Д
платина кг 1442.0 1417.0 1331.0 1765.0 1345.0

Данные USGS, WGC

Япония по объемам производства стали занимает второе место в мире, уступая только Китаю. В 2012 году выплавка стали в стране незначительно снизилась (на 0,3%) по сравнению с 2011 годом, составив 107,24 млн т (107,6 млн т годом ранее). Производство конвертерной стали в стране снизилось на 0,5% до 82,31 млн т. Выплавка электростали в Японии увеличилась на 0,3% до 24,93 млн т.
Производсто цветных металлов в Японии в 2012 году за исключением никеля увеличилось. Так, объем производства рафинированной меди вырос до 1330 тыс. тонн по сравнению с 1328 тыс. тонн годом ранее. Производство рафинированного цинка выросло на 15 тыс. тонн и составило 560 тыс. тонн, а рафинированного свинца - на 12 тыс. тонн до 265 тыс. тонн. Производство рафинированного никеля в стране в 2012 году снизилось на 5 тыс. тонн и составило 152 тыс. тонн.
Производство медного проката в Японии снизилось в 2012 году на 6,7%, до 769,061 тыс. т, по сравнению с итогами 2011 годом, до самого низкого уровня с 2009 года. На производстве проката негативно отразился резкий спад выпуска полупроводников во второй половине года, - сообщила Японская ассоциация меди и латуни (JCBA). По словам председателя ассоциации Тецу Такахаши, производство меди в стране в 2013 году, как ожидается, вырастет до 800 тыс. т. Аналитики ожидают подъема спроса на медь вследствие ослабления иены, улучшения продаж японских автомобилей в Китае на фоне ослабления последствий бойкота китайскими потребителями японских товаров, а также благодаря растущему спросу на металл со стороны сектора гражданского строительства ввиду реализации масштабной правительственной программы стимулирования экономики.

металлед.изм.20082009201020112012
медь тыс.тонн 1539.8 1440.0 1549.0 1328.0 1330.0
никель тыс.тонн 156.0 144.0 166.0 157.0 152.0
цинк тыс.тонн 616.0 541.0 574.0 545.0 560.0
свинец тыс.тонн 279.0 248.0 267.0 253.0 265.0
марганец тыс.тонн 489.0 410.0 499.0 505.5 Н/Д

Данные WBMS, WSA, INSG, ICSG, ILZSG, WGC, IMnI

Япония является одним из крупнейших потребителей черных и цветных металлов в мире. Частично, страна потребляет собственный металл, правда произведенный из привозного сырья, а частично импортирует.

Япония в 2010 году увеличила объемы потребления меди, которая применяется во многих отраслях промышленности, а также в строительстве. Алюминиевый сплавы потребляются японской промышленностью в основном из-за автомобилестроения. Для производства одного автомобиля требуется от 15 до 28 кг меди, кроме того, обязательно потребуется лист оцинкованный, детали из первичного алюминия и др. Япония заметно наращивала и производство никеля, из которого в дальнейшем изготовляются трубы нержавеющие, лист и другие виды металлопроката. К примеру, компания Sumitomo Metal Mining повысила годовую производительность до 72 000 тонн. Цинк, которым покрывают профиль металлический и другие востребованные нынче металлоизделия, является дефицитным металлом. Япония, кстати, вытягивает не только мировое производство цветных металлов в целом, но и черную металлургию в этой стране производятся и стальные трубы, и швеллеры, и уголки.
Между тем, итоги потребления цветных металлов в стране за финансовый 2012 год (апрель 2012 г. – март 2013 г.), которые подвело Министерство экономики и промышленности Японии, несколько разочаровали. Спрос на медь и никель упал, а на свинец и цинк – вырос. Причем потребление меди снижалось второй год подряд. В 2012 финансовом году оно впервые за десять лет упало ниже 1 млн. т: на 10,3% к АППГ до 915 142 т. Спрос на никель также падал два года подряд, на 10,1% до 40 574 т. Потребление свинца с августа 2012 года начало замедление, но по итогам финансового года выросло на 2,1% до 204 226 т, а цинка – на 3,3% до 360 178 т. Потребление никеля в производстве специальной стали упало на 11,1% до 32 959 т, а спрос на цинк для оцинкованного листа, наоборот, вырос – на 3,8% до 179 411 т, а для другой оцинкованной продукции – на 5,8% до 55 166 т. Следует отметить, что наибольшее снижение потребление пришлось на 1 квартал 2013 года, который входит в 2012 финансовый год в Японии, поэтому данные о потреблении за этот период и предварительные данные за календарный год сильно разнятся.
В настоящий момент Япония потребляет значительную часть мировых редкоземельных металлов для производства своих автомобилей, электроники, промышленности. Правда, японская организация Japan Society of Newer Metal подсчитала, что внутреннее потребление редкоземельных металлов за 2012 год в Японии упало на 31,4% к 2011 году до 14 470 т. Особенно сильно упал спрос на такие металлы, как неодим и дидим (естественная смесь празеодима и неодима), применяющиеся в моторах гибридных автомобилей и другой энергосберегающей технике. Их большие запасы на складах потребителей привели к падению спроса в два раза. Также заметно снизился спрос на лантан и церий.

металлед.изм.20082009201020112012
алюминий тыс.тонн 2249.7 1523.0 2025.0 1946.0 2005.0
золото тонн -11.2 -9.0 -18.7 -30.1 7.6
медь тыс.тонн 1184.4 875.0 1060.0 1007.0 1005.0
никель тыс.тонн 185.0 148.0 177.0 174.0 157.0
олово тыс.тонн 32.2 23.0 31.5 29.7 30.0
цинк тыс.тонн 564.0 433.0 516.0 501.0 486.0
свинец тыс.тонн 261.0 189.0 224.0 236.0 244.0
марганец тыс.тонн 1025.2 631.3 884.2 867.0 Н/Д
платина тонн 54.0 32.7 35.9 40.9 35.5

Основными проблемами металлургической отрасли Японии остаются сильная зависимость страны от импорта металлических руд, а также перевод большого количества производств в Китай, в результате чего внутреннее потребление некотрых металлов за последнее десятилетие снизилось.

27.04.2011 Японская сталь до и после «Фукусимы»


Известное «японское чудо» – процесс бурного восстановления и развития экономики Японии после Второй мировой войны – в полной мере коснулось национальной черной металлургии. Ее быстрое развитие продолжалось более двух десятилетий и достигло пика в 1973 г., когда Япония обеспечила 17,27% от мирового производства стали (рис. 1).

Стабильность или застой?

Далее под влиянием череды региональных и глобальных кризисов черная металлургия Японии проявляла некоторую нестабильность по объемам, однако устойчиво выпускала 100–120 млн т стали в год.

Причем в части качества стали и выпуска высокотехнологичной стальной продукции (высокого передела) страна явно не стояла на месте. Более того, Япония в течение многих лет претендовала и претендует на роль мирового технологического лидера этой отрасли. Гонка за эффективностью, в частности, подталкивалась почти 100%-м импортом дорогого металлургического сырья, ресурсами которого Страна восходящего солнца обделена. Отметим, что качество и нужный сортамент металлопроката во многом диктовались спросом национальной автомобильной промышленности, которая с 1980-х гг. стала «законодателем мировой моды» на массовые автомобили.

Все успехи металлургов позволили Японии выйти на первое место в мире по выпуску стали, пропустив вперед Китай лишь в 1996 г. Однако доля Японии на мировом стальном рынке плавно снижается почти 30 лет, уступая динамичной металлургии развивающихся стран.

В части рентабельности ее явно теснит китайская металлургия. В части инноваций – даже металлургия Южной Кореи, где новые домны – вдвое крупнее японских, а доля непрерывной разливки стали (на МНЛЗ и слябовых машинах) уже выше японской.

Отметим, что специфика организации японской экономики (с ведущей ролью государства) многие годы существенно помогала металлургии. Японские объединения предприятий (keiretsu) всегда имели любой нужный для инвестиций капитал под минимальные (или нулевые) ставки годовых. Крупнейшие металлургические компании страны многие десятилетия имели «роскошь» не слишком задумываться об эффективности своих модернизаций и в конце концов в некоторой степени расслабились. Стабильность отрасли начала превосходить ее динамику, хотя «запас прочности» японской металлургии чрезвычайно велик.

Последний «ипотечно-финан-совый» кризис 2008–2009 гг. нанес удар по японской металлургии, однако пострадала она в среднем на уровне других развитых стран. Предприятий-банкротов, в отличие от России, в металлургии Японии не появилось.

Невзирая за некоторый спад, авторитет ведущих металлургических компаний Японии остается в мире весьма высоким. Национальный лидер отрасли – Nippon Steel – за десятилетие переместился в мировом рейтинге компаний черной металлургии с 1-го на 6-е место. И это произошло не только за счет снижения выпуска стали (с рекордных 41 млн т в 1974 г. до 30 млн т в 2010 г.). Большинство зарубежных конкурентов из этого рейтинга (ArcelorMittal, Hebei Steel, Baosteel Group и Wuhan Steel) нарастили свои мощности прежде всего за счет слияний и поглощений других компаний.

Помимо Nippon Steel, в мировом топ-80 сохраняли присутствие японские JFE Steel (27,2 млн т стали), Sumitomo Metal (11,4 млн т), Kobe Steel (6,8 млн т) и Nisshin Steel (3,7 млн т).

Финансовое состояние японских меткомпаний остается достаточно прочным. К примеру, Nippon Steel недавно сообщила о росте прибыли за III финансовый квартал (IV квартал 2010 г.) на 29%, до $404 млн. И огласила прогноз прибыли на весь финансовый год (до 1 апреля 2011 г.) в размере $2,65 млрд. Еще большие прибыли обещает компания JFE. Но есть и исключения: Tokyo Steel (крупнейший производитель конструкционной стали) ждет потерь около $110 млн в текущем финансовом году.

Отметим, что для японских меткомпаний характерны регулярные договоренности и соглашения («под присмотром» Министерства торговли и промышленности и ассоциации JISF). Пример – создание в 2003 г. совместного предприятия по выпуску нержавеющей стали и проката Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries. Сейчас, в 2011 г., уже объявлено о полном слиянии этих компаний с образованием второй металлургической компании мира. Особо заметна единая позиция металлургических компаний Японии в договоренностях с автопромом, а также в действиях на внешних рынках – при переговорах по ценам импорта ЖРС и угля, по иностранным инвестициям и т. п.

Структура стальной продукции, выпускаемой черной металлургией Японии (по оценке за последние 5 лет), явно направлена на удовлетворение растущего спроса на специальные и конструкционные стали, прокат и метизы. А традиционное мировое лидерство в части выпуска листа для судостроения Япония плавно теряет (табл. 1).

За прошедший 2010 год Япония нарастила производство стали на 25,2%, до 109,6 млн т. Это приближение к докризисному уровню и уверенное, с большим отрывом, 2-е место в рейтинге мировой черной металлургии по странам.

Во многом послекризисному восстановлению этой отрасли помог экспорт стальной продукции из страны.

За последние 5 лет он вырос с уровня ниже 30% (от производства) до 40% и выше (рис. 2).

В январе этого года выпуск стали в Японии увеличился на 10,67% к уровню годичной давности, в феврале – на 5,72%.

Однако в марте позитивную динамику развития черной металлургии словно обрезало: грянули землетрясение, цунами и авария на АЭС «Фукусима» в 200 км от столицы страны.

Журналисты сразу преувеличили влияние землетрясения и цунами на черную металлургию Японии. Впервые с 11 марта (на фоне повторных толчков) сообщалось о том, что катастрофа «парализовала работу половины металлургической отрасли», ряд метзаводов разрушен, охвачен крупными пожарами и т. п.

В действительности в наиболее пострадавших регионах страны не оказалось практически ни одного из десятка крупнейших меткомбинатов мощностью от 3 млн до 10 млн т стальной продукции в год.

Исключение – завод Kashima Works (мощностью 5,7 млн т) группы Sumitomo Metal Industries, где произошел крупный пожар на коксохимическом производстве, оставивший на время без сырья 2 доменные печи.

Кроме того, остановили свое основное производство предприятия:

– Sendai Works (0,8 млн т; JFE);

– Kamaishi Steelworks (0,6 млн т; Nippon Steel);

– Tohoku Steel (0,26 млн т; JFE).

Также прекратили выпуск продукции несколько мини-заводов суммарной мощностью около 0,5 млн т. В итоге прямая приостановка коснулась только металлургических производств суммарной мощностью менее 8 млн т стали в год в год, что составляет менее 6% суммарных японских мощностей. Причем часть возникшего дефицита по заказам была быстро «переброшена» на свободные мощности в других регионах страны.

Отметим, что детальную информацию о состоянии своих пострадавших металлургических заводов японские концерны не давали и не дают. Наоборот, оптимистично сообщают о малых и легко преодолимых проблемах.

Известно, что в зоне катастрофы частично пострадали сырьевые запасы (угля, кокса, металлолома) и транспортная инфраструктура (портов, дорог), влияющие на металлургические предприятия. Однако основной ущерб большинство их понесло не от каких-либо серьезных разрушений, а от остановки электроснабжения. Проблемы с ним (ввиду аварии на АЭС «Фукусима», других электростанциях и в сети электропередачи) продолжаются до сих пор. Причем речь идет как об общенациональном дефиците электроэнергии и ее экономии, так и о ряде региональных проблем.

Журналисты, в частности, много говорили о проблемах энергоснабжения более десятка мини-заводов на равнине Канто (от Фукусимы до Токио) общей мощностью около 0,4 млн т стали в год, поскольку эти энергоемкие производства как раз и получали энергию с пострадавших АЭС.

Но по всем признакам самые негативные сценарии для японской металлургии пока не сбываются. В марте, по данным Japan Iron & Steel Federation, выпуск стали в Японии снизился впервые за 17 месяцев, но только на 2,7%, до объема 9,09 млн т. Причем, вопреки всем прогнозам, выплавка стали на доменном производстве снизилась на 4,2%, до 7,08 млн т, в электропечах, наоборот, – выросла на 3,3%, до 2,01 млн т.

В апреле ситуация не улучшилась: Nippon Steel, JFE Steel и Sumitomo Metal сообщили о простое 7 доменных печей в восточных префектурах, что близко к 10% металлургических мощностей в Японии.

Причина, по мнению JFE, – в снижении спроса и избытке стальной продукции на складах.

Теперь становится очевидно, что угроза металлургии Японии не в прямых разрушениях от землетрясений и цунами. Она надвигается с другой стороны – от потребителей стальной продукции.

Напомним, что высокотехнологичное японское машиностроение за многие десятилетия выстроило длинные технологические цепочки поставок сырья и комплектующих с минимальными запасами на складах. Это экономично, но требует особой стабильности работы, поскольку сбой любого звена (или дефицит «копеечной» детали) останавливает весь высокоавтоматизированный конвейер.

Такая схема производства характерна для современного автопрома, выпуска электроники и другой сложной и высокотехнологичной продукции, на которой как раз и специализируется Япония. Причем если даже она не собирает конечный продукт сама, то часто поставляет ключевые узлы и комплектующие по всему миру. Например, Япония – крупнейший поставщик компрессоров для кондиционеров, собираемых чаще всего в Китае, и т. п.

Состояние этих логистических цепочек, пострадавших от целой серии японских катаклизмов, точнее всего можно отследить по производству автомобилей.

Сразу после землетрясения в Японии остановилось большинство сборочных конвейеров всех автопроизводителей: Toyota, Honda, Nissan, Mazda, Suzuki, Mitsubishi Motors.

Далее, ввиду нехватки японских комплектующих, «притормозили» десятки автомобильных производств по всему миру. В конце марта и в начале апреля автоконцерны Японии один за другим сообщали о возобновлении работы на заводах.

Последней 17 апреля о своих «успехах» доложилась Toyota, однако с признанием, что «пока задействовано около половины всех мощностей».

Причина – недостаток комплектующих, которые должны производиться на заводах в префектуре Мияги, больше всего пострадавшей от землетрясения и цунами. Причем Toyota «не может сказать, когда ее производство будет восстановлено в полном объеме».

Ряд специалистов говорил о «потере» Японией за март выпуска 300 тыс. автомобилей, но одна

только Toyota сообщила о спаде производства на 260 тыс. автомашин.

Видимо, реальные месячные потери составляют 400–500 тыс. машин, что приближается к половине мощностей японского автопрома.

Это подтверждает и ситуация с экспортом автомобилей из страны. В марте он упал на 27,8%, причем многие считают, что это только начало проблем. В апреле спад экспорта еще больше усилится, считает Акиоши Такумори (Sumitomo Mitsui Asset Management), а Хиромичи Ширакава (Credit Suisse) ждет наибольших проблем производства и экспорта в апреле-мае.

Мы не удивимся, если проблемы всей японской индустрии (включая металлургию) будут нарастать и в дальнейшем.

И связаны они с ситуацией на АЭС «Фукусима». Дело в том, что суммарные объемы радиоактивной грязи в полуразрушенных реакторах и бассейнах этой станции минимум в 6 раз больше чернобыльских.

Пока ситуацию спасает иная конструкция АЭС (с отсутствием горящего чернобыльского графита), но затыкать радиоактивные дыры, аналогично нашим ликвидаторам, в Японии никто не спешит. Героическая психология самураев и камикадзе, похоже, осталась в глубоком прошлом.

Сейчас горящие топливные сборки японской АЭС для сокращения заражения территории страны промываются первой попавшейся под руку водой, которая затем сбрасывается в море.

Нормы радиации у берега уже превышены в тысячи и десятки тысяч раз, что много серьезнее заражения прилегающих земель. Где с годами окажутся эти долгоживущие радиоактивные изотопы, не скажет никто. Но шансы Японии получить их обратно выше, чем у любой другой страны.

Отметим, что радиация, замеченная в любой экспортной продукции, заставит отвернуться от японского товара весьма многих покупателей. Что в конечном итоге уже угрожает всей японской экономике.

Россия, помимо сокращения импорта б/у автомобилей из Японии, потеряет не слишком много.

В части продукции металлургии наш товарооборот с этой страной не превышает 0,5 млн т в год (рис. 3).

Мы преимущественно поставляем в Японию ферросплавы (67,3%) и чугун (23,3%). Ввозим из этой страны качественный плоский стальной прокат (54,8% по итогам 2010 г.), в котором примерно 85% составляет толстолистовая сталь (трубный штрипс), высококачественные ж/д рельсы (29,7%). Достаточно регулярно импортируем стальные трубы, доля которых в объемах поставок сократилась с 80% в 2006 г. до 14,4% в 2010 г. (34,2 тыс. т).

Причем в 2010 г. стальной экспорт из Японии в РФ впервые за последние годы уверенно превзошел экспорт из России в Японию. Однако вся эта продукция не слишком критична для наших стран и «погоды на этих рынках не делает».

Более серьезна ситуация с автомобильным рынком, производством электроники и бытовой техники, где у японской продукции достаточно сильны позиции в России. Как мы уже писали, длинные цепочки этого производства рвутся как в Японии, так и по всему миру ввиду явного дефицита комплектующих. Естественно, это сказывается и скажется далее на величине спроса на металл.

Однако недавний прогноз аналитиков Deutsche Bank, сообщивших, что «последствия землетрясения коснутся, по крайней мере в краткосрочной перспективе, около 40% производства стали в Японии», показался нам слишком пессимистичным.

Но банковские аналитики сразу дополнили свой прогноз и оценили спад японского производства стали по итогам 2011 г. в 20 млн т. И тут, что бывает весьма редко, мы с ними готовы согласиться…

Аналитическая группа "MetalTorg.Ru"

Читайте также: