Генетический ряд металлов и неметаллов 9 класс

Обновлено: 04.10.2024

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»; видео-ролик Восстановление оксида меди(II) водородом»; реактивы: CuSO4, NaOH, нагревание.

Учитель. Тема нашего урока «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».

Мы с вами изучили 4 класса неорганических соединений, давайте повторим состав и свойства этих классов. Для этого я предлагаю совместно составить схему «Основные классы неорганических соединений» (слайд 2).

На какие две группы можно классифицировать все вещества? (Простые и сложные.)
Дать определение простым веществам, на какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы).
Дать определение сложным веществам, как классифицируются сложные вещества?

Выполнить задание
Дать определение классу соединений и назвать вещества. Слайд 3 (оксиды), 4 (кислоты), 5 (основания), 6 (соли).

Выполнения тестового задания «Классификация неорганических веществ» с использованием компьютерного тестирования (приложение 2).

Слайд 7 из формул ( H 2 SO 3, NaCl , Ba ( OH )2, H 2 O , S , BaO , Ba , SO 2, HNO 3, BaSO 3, MgO , KOH ) которые вы видите на экране выберите те которые содержат один и тот же элемент, но принадлежат разным классам соединений, распределите их по усложнению состава начиная с простого к более сложному, по вариантам.

1 вариант в качестве повторяющего элемента использует металл, 2 вариант – неметалл.

У нас получилось 2 цепочки или ряда, в каждой есть что-то общее.

В 1-м ряду – химический элемент Ва, во 2-м – химический элемент S.

Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству. Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген). Как вы думаете какой элемент является геном для 1 цепи (Ва), для второй цепи (S). Поэтому эти цепи или ряды мы называем генетическими.

Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент( слайд 8).

Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:

Простое вещество — оксид — гидроксид — соль. (слайд 9)

Мы с вами уже знаем, что простые вещества делятся на 2 группы металлы и неметаллы (слайд 12), поэтому существует 2 вида генетических рядов, 1—генетический ряд металлов (слайд 9) и генетический ряд неметаллов (слайд 9) .

Задание
Осуществите цепочки превращений (слайд 7)

Творческое задание
Можно ли составить обратный генетический ряд? Как вы думаете, с какого класса веществ можно начать? Например возьмем соль CuSO4 и практически осуществим цепочку превращений

CuSO4 — Cu(OH)2 — CuO — Cu

1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 ( демонстрационный опыт )
2) Cu(OH)2 = CuO + H2O ( демонстрационный опыт)
3) СuO + H2 = Cu + H2O (показ видеоролика слайд 10 )

Вывод. Составление генетического ряда можно начинать с любого класса неорганического соединения.

Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для 9 класс. Составлен в форме КСП.

Просмотр содержимого документа
«Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений.»

Тема урока:Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений.

Школа:СОШ Махамбет

Дата:28.02.2017г.

ФИО учителя:Убишева Гулим Муратовна

присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Обобщить полученные знания о неметаллах, металлах и их соединениях, выявить генетическую взаимосвязь, используя новые подходы в обучении.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Смогут классифицировать вещества на простые и сложные, основания, кислоты, соли.

Большинство учащихся будут уметь:

Смогут развить умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид (кислота) – соль”, а также умение делать выводы

Некоторые учащиеся смогут:

Смогут сформировать понятия о единстве неорганических и органических веществ, об отсутствии резкой границы между веществами живой и неживой природы.

Языковая цель:

Учащиеся могут:

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Ключевые слова и фразы:

Генетическая взаимосвязь, кислоты, оксиды, основания, соли.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:

Вопросы для обсуждения:

На что делятся вещества?

Простые вещества делятся на.

Сложные делятся на.

Что такое кислоты?

Что такое основания?

Что такое оксиды?

Что такое соли?

Можете ли вы сказать, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов?

Можете ли вы сказать почему ?

Подсказки:генетическая вазимосвязь.

Генетической связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Предыдущее обучение

Учащиеся знакомились с неметаллами и металлами.

Планируемын сроки

Планируемые действия(замените записи ниже запланированными действиями)

Формирование групп методом «Палочки мороженного»

Проверка д/з. Учащиеся заранее подготовили подкаст на тему:" роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах"

Взаимооценивание групп, учитывая разработанные критерии по методу «Две звезды и одно пожелание»)

Простые вещества делятся на.

Сложные делятся на.

Можете ли вы сказать, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов?

Обсуждаем вместе с классом критерий успешности:

-четкое знание классификации веществ;

- -уметь составлять уравнения химических реакций, опираясь на знания о неметаллах и металлах;

-доказать генетическую взаимосвязь неметаллов , металлов и их соединений с помощью уравнений реакций.

презентация, интерактивная доска.

Индивидуальная работа

Метод «Чтение с пометкой»:

Работа в группах (каждой группе выдается конверт с заданием. Задача каждой группы составить генетическую связь и доказать ее уравнениями реакций)

3группа – Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuSO4

Учащиеся работают в течение 7 минут.

Использую метод « Светофор» для определения усвоения нового материала.

Теперь ЗАДАНИЕ: распределите вещества по группам и ответы запишите на листах бумаги.

Мы рассмотрели небольшие фрагменты взаимопревращений веществ. Эти взаимопревращения различных веществ называются генетической связью (от слова “генезис” - происхождение) или (“генео” - рождаю)

Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока? Сейчас мы это проверим.

Задание№2 Вам самим необходимо составить генетическую цепочку взаимопревращений для другой группы.

Учебник «Химия»«Химия -9», авторы М.Усманов, К.Сакарьянова , издательство «Атамұра», 2013 , флипчарты, ноутбук, стикеры, интерактивная доска; конверты с заданиями, лист "приложение 1"

Рефлексия методом "Чемодан, мясорубка, корзина"

Учащиеся отвечают на следующие вопросы.

-Всё что пригодится в дальнейшем - Информацию переработаю - Всё выброшу

Написать сказку «Жили-были металлы и неметаллы»

Презентация «Чемодан, мясорубка, корзина»

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

индивидуальная работа, творческая работа в группе.

взаимооценивание групп по методу «Две здвезды и одно пожелание»

Само оценивание "Лестница успеха" по критериям успешности:

-четкое знание классификации веществ;

- уметь составлять уравнения химических реакций, опираясь на знания о неметаллах и металлах;

Использование здоровье сбержение

Бережное отношение к природе

Презентация «Чемодан, мысорубка, корзина

Рациональное использование времени

Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли хорошо (с учетом преподования и учения?)

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподования и учения?)

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?


Приложение 1

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:

Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.

Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы существования химического элемента)

Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.

Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.

Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K2O--KOH--KCl.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO--Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.

Например: P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид--неметалл, Например:
Si--SiO2--Na2SiO3--H2SiO3--SiO2--Si.

КГУ "Средняя общеобразовательная школа Махамбет Зеленовского районного отдела образования"

Взаимопревращения между классами веществ

Наверняка у каждого из Вас есть семейный альбом, где есть фото родителей, бабушек, дедушек, прабабушек. А возможно у кого-то есть сведения о предках не одного поколения, и это всё отображается в виде генетического дерева. Правомерный вопрос, к чему эти сведения и химия? Однако и в химии есть, так называемые, прародители (металлы и неметаллы), с которых путём химических превращений, были получены новые классы соединений и между ними существует генетическая связь.

План урока:

Почему связь между классами веществ считается генетической

Чтобы разобраться в этом вопросе. Вспомним состав классов веществ, с которыми Вы познакомились на предыдущих занятиях.

1sdfg

Обратите внимание, что соли содержат в себе частицы как оснований (атомы металла), так и кислот (кислотных остатков). Если соль рассматривать как «венец» превращений, то давайте, попытаемся прийти к истокам. Всё начинается с простого, точнее металла и неметалла, как простых веществ.

Попробуем построить генетический ряд металлов, переходя от одного класса к другому.

2dssf

Возьмём, к примеру, металлы кальций и медь, подставив их в цепочку уравнений.

3dsdfgh

Обратите внимание, что данные металлы отличаются своей реакционной способностью.

4kjhggbn

Получается, эта генетическая связь соединений присуща только для активных металлов, оксиды которых, реагируя с водой, дают продукт в виде щёлочи.

Для металлов, которые отличаются малой активностью, переход от вещества, находящегося в простом состоянии, к соли, происходит путём превращений.

5hnjuik

Поскольку основные оксиды реагируют с металлами (более активными, чем металлы, которые входят в состав оксида), то эту схему можно сократить.

6kjhhj

Аналогичным способом можно составить генетический ряд неметаллов, начиная от неметалла заканчивая солью или неметаллом.

7kiujiki

Подставим в цепочку уравнений фосфор и кремний.

9lkmnju

А возможны иные пути решения данных цепочек уравнений. Способы получения кислотных оксидов реализуются путём взаимодействия простых веществ с кислородом. А вот не с каждого оксида можно получить ему соответствующую кислоту, путём прибавления воды. Поскольку кремниевая кислота нерастворима в воде, то необходимо получить сначала соль, а потом уже и кислоту.

В данном решении предлагается добыть соль Na3PO4, взаимодействием основания и кислоты. Однако можно использовать и другие варианты, которые также будут верны.

10nhgb

Если объединить генетические ряды металлов и неметаллов, получим дружную семью неорганических соединений, где каждое вещество связано неразрывной нитью с другими классами. Таблица 1.

Данная таблица отображает, как реагируют между собой вещества и какие продукты возможны, вследствие реакции.

Промоделируем на примере: В вашем распоряжении имеются следующие вещества: оксид серы (VI), гидроксид бария, соляная кислота, карбонат кальция и железо. Ваша задача спрогнозировать, между какими соединениями возможна реакция и, записать, соответствующие уравнения реакций.

12ffthiu

Подтвердив свои прогнозы молекулярно-ионными уравнениями в сокращённом и полном виде.

13hytulkl

Родственные связи между металлами и неметаллами

Кислород является типичным представителем неметаллов. Он является достаточно сильным окислителем, перед которым может устоять только фтор. Получение основных оксидов происходит путём взаимодействия кислорода и металлов. Однако не все металлы охотно с ним реагируют. Щелочные реагируют бурно, именно поэтому их хранение осуществляется под слоем керосина. Необходимо заметить, что щелочные металлы не образуют оксиды во время взаимодействия с О2. Их чрезвычайная активность позволяет получать только для их характерные продукты, это будут пероксиды и надпероксиды (за исключением лития, продукт Li2O).

14lkiokjh

А вот, чтобы менее активные металлы – железо или медь прореагировали, необходимо нагревание.

15gyioij

Получение кислотных оксидов происходит аналогично взаимодействием неметаллов с О2.

Металлы и неметаллы в химии рассматриваются как противоположности, которые, как заряды (положительные и отрицательные) имеют свойства притягиваться. Рассмотрим на примере металла кальций и неметалла углерод.

17uytui

Соль СаСО3 имеет истоки от простых веществ Са и С, промежуточным звеном являются оксиды этих веществ, для которых свойственно реагировать между собой.

Вспомним с Вами один с основных постулатов химии, а именно, закон постоянства состава вещества.

Представим, что мы с Вами химики-первооткрыватели и нам предстоит сложная задача получить азотную кислоту, которая имеет важную роль в химической промышленности. Получение кислот возможно несколькими способами. Обращаясь к таблице 1, делаем вывод, что нам доступно несколько способов, а именно.

Взаимодействие кислот с солями приведёт нас к желаемому результату, однако не забывайте, что в продукте должны увидеть газ, осадок либо окрашивание.

Способы получения средних солей доказательно показывают связь между веществами. Снова выручалочкой нам послужит таблица 1. Наша задача получить вещество, без которого, полагаем, Вы не представляете своё существование, это соль NaCl. Используя данные, видим, что доступно для её получения 4 способа (Вы ищете, где продуктом является соль и применяете данные на свой пример).

Рассмотрим подробно каждый с них.

21iyhgfdc

Способы получения солей отличаются, причиной этому является то, какую именно соль мы хотим получить, кислородсодержащей,сильной или слабой кислоты. К примеру, получение Na2SO4 будет отличаться от предыдущего примера с NaCl. Количество способов будет больше, так как это соль кислородсодержащей кислоты.

Здесь следуют отметить особенность щелочных, а также щелочно-земельных металлов, для которых свойственно взаимодействие с водой. По сути, идёт два параллельных процесса.

Полученная щёлочь реагирует с кислотой.

24khyuik

Способы получения солей аммония несколько отличаются, от солей металлов, тем, что аммиак непосредственно реагирует с кислотами (смотри урок химическая связь) с образованием донорно-акцепторных связей.

Гидроксид аммония имеет способность взаимодействовать с кислотами, с образованием необходимого продукта, не иначе как солей аммония.

Наверняка некоторые из Вас пугал вид заданий, который был цепочек уравнений. Обобщая всё выше сказанное, рассмотрим несколько примеров.

Чтобы справится с данной задачей, проанализируем условие. Первое, что необходимо выделить – это количество уравнений (смотрим по стрелочкам, их 5). Второе определим исходное вещество – цинк, металл средней силы. Чтобы получить с него соль (не забываем о таблице 1), можно использовать 3 способа:

28ytrfghj

Выбор за Вами, одного из трёх уравнений. Переходим к следующей части цепочки ZnCl2 → Zn(OH)2. Здесь решением будет один вариант, это прибавление щёлочи.

Zn(OH)2 относится к нерастворимым основанием, поэтому при нагревании распадаются.

30nffh

И наконец, итоговый продукт, металл. Его необходимо выделить из соли. Для этого необходимо взять металл, сила которого будет больше. Если эту информацию забыли, то освежить эти данные сможете с помощью урока Соли и их свойства.

Решение цепочек химических уравнений на первый взгляд кажется не посильной задачей, но если внимательно изучить свойства веществ, то они кажутся не такими уж и сложными.

Взаимопревращение между классами веществ

Обобщая сведения о свойствах неорганических соединений, составим схему 1. Взаимосвязь между классами неорганических веществ.

Эта схема и таблица 1 будут служить Вам волшебной палочкой в изучении неорганической химии.

Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений

· Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

· Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

· Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

· Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

· Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

· Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

· Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

· Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

· Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

· Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Компетенции:

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

Тип урока:

· по дидактической цели: урок актуализации знаний;

· по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений»

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .

Цели и задачи урока:

Познакомиться с понятием «генетическая связь».

Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

по дидактической цели: урок актуализации знаний;

по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме .Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

Дают название выбранному веществу ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

3. оксид кремния, оксид магния;

5. карбонат магния, сульфат натрия

6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы урока совместно с учащимися.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).


Р Р2O5 H3РO4 Na3 РO4

Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3

? Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).

? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8. Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

2.Давайте дадим определение генетическая связь.

Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10

Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11

1.Вещества разных классов;

2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;

3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1. 2 Cu+O2→ 2 CuO 2. CuO+ 2HCI→ СuCI2 3. СuCI2+2NaOH→ Сu(OH)2 +2NaCI

2 CuO +H2O

4.Рассмотреть примеры генетической связи неМе.

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P2 O5→H3 PO4→Сa3 (PO4)2
1. 4P+5O2→ 2P2O5 2. P2O5+ H2O→ 2H3PO4 3. 2H3PO4+3 Ca(ОН )2→ Ca3 (PО4)2+6 H2O

5.Составление генетического ряда. Слайд 14

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→ K2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO2→Na2 SiO3→H2 SiO3→SiO2→Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

5.Выполнение упражнений диф-но (самопроверка). Слайд 15

1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)

Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16

Задание 2. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Слайд 18

2.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

2 H2SO3 Na2SO3 или облегченный вариант

IV.Закрепление ЗУН

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO3

а)CO2 б)CO в)CaO г)O2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na2O б)Na2O2 в)H2O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH)2 б)CuSO4 и Cu(OH)2 в)CuCO3 и Cu(OH)2 г)Cu(OH)2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO2 → X1 → X2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений: Э → Э2О5 → Н3ЭО4 → Na3ЭO4 а)N б) Mn в)P г)Cl

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

2.Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С. ( с развернутым вариантом ответа)

1.Осуществить схему превращения веществ:Fe →FeO → FeCI2 → Fe(OH)2 → FeSO4

Вариант 2.

1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca3(PO4)2 а)P2O5 б) P2O3 в)CaO г)O2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH)2

4.В схеме превращения: MgCl2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH)2 б)MgSO4 и Mg(OH)2 в)MgCO3 и Mg(OH)2 г)Mg(OH)2 и MgO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:

CO2 → X1 → X2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

в) карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

NaOH + HCl Г) NaCl + H2O

2. Соляная кислота не взаимодействует:

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

Осуществить схему превращения веществ:S →SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4 → BaSO4

V.Итоги урока. Выставление оценок.

VI.Д/З стр.215-216 подготовиться к пр№3 Вариант 1 задания №2,4, 6, Вариант 2 задания № 2,3, 6. слайд 20

VII. Рефлексия.

Учащиеся пишут на листочках, что у них получилось на уроке, а что нет. Какие были трудности. И пожелание учителю.

Урок окончен. Все спасибо и хорошего дня. Слайд 21

Если останется время.

Задача
Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl2, K2CO3, Na2SO4 и AgNO3. На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl2. Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?
Ответ:
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).

9»Б» класс Ф.И._______________________( для слабых уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”. Определить лишнюю формулу и объяснить, почему она лишняя.

Генетическая связь неорганических веществ

Оборудование: Периодическая система Д.И. Менделеева, кодоскоп, таблица “Кислоты”, схема “Генетическая связь”, карточки для игры “Конвейер”, “Творческое задание”.

Реактивы: В штативах 3 пробирки с растворами HCI, NaCI, NaOH, универсальная индикаторная бумажка. На столе учителя: Na, H2O кристаллизаторе, фенолфталеин, H2SO4.

Класс разбит на 4 микрогруппы: “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”.

1. Дисциплина.
2. Готовность класса к уроку.
3. Постановка цели урока, мотивация.

II. Основная часть.

1. Целевая установка урока

Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: “Достойны ли они, стать гражданами великой химической страны?” Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удавалось ни одному человеку. Лишь самым, умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем!

Итак, изучив тему “Важнейшие классы неорганических соединений” вы получили представление о том, что неорганические соединения многообразны и взаимосвязаны. На уроке мы с вами рассмотрим небольшие фрагменты взаимопревращений веществ, вспомним классификацию неорганических веществ, поговорим о единстве и многообразии химических веществ.

Задача нашего урока – обобщить сведения о веществах, об отдельных классах неорганических соединений и их классификации в целом, закрепить знания о генетических рядах, генетической связи, взаимодействии вещества разных классов, научиться умению применять знания на практике.

Запишите в тетрадях тему нашего урока “Генетическая связь между неорганическими соединениями”.

Но, сначала скажите о каких веществах идет речь (название, формула)?

  1. На суку сидит сова,
    Выдыхает _____________________________
  2. Сапоги мои того,
    Пропускают ___________________________
  3. Его все знают,
    В магазине покупают,
    Без него не сваришь ужин -
    В малых дозах в блюдах нужен ___________
  4. Флакон с веществом, обычно имеется в каждой квартире,
    С рожденья ребенок любой с ним знаком,
    Едва лишь покинет он с мамой роддом,
    Ею искупают в ванночке с _________
  5. Что за чудо посмотри,
    По доске он проезжает,
    За собой след оставляет. ____________________
  6. Если нет у вас для теста разрыхлителя
    вы вместо него.
    Положите в пироги. ________________________

Переведите с химического языка на

  1. Не все то аурум, что блестит.
    _____________________________________________________________
  2. Куй феррум, пока горячо.
    _____________________________________________________________
  3. Слово – аргентум, а молчание – аурум.
    _____________________________________________________________
  4. 5.Купрумного гроша не стоит.
    _____________________________________________________________
  5. Стойкий станумный солдатик.
    _____________________________________________________________
  6. С тех пор много Н2О утекло.
    _____________________________________________________________

Все эти вещества относятся, к какому то классу неорганических веществ. Ответьте на вопрос:

– Как распределяются по классам на основе состава и свойств неорганические вещества?
– Назовите известные вам классы неорганических соединений

– Дайте определения.
Ученики дают определения веществам.

Классификация данных классов веществ.
Ученики дают ответы.

Из предложенного перечня неорганических соединений выберите формулы:
1 группа – оксиды,
2 группа – кислоты,
3 группа – соли.
4 группа – основания.

Назовите эти вещества.

Ученики выполняют задание в тетрадях по микрогруппам.

А теперь поиграем с вами в игру “крестики – нолики”.

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующим правильным ответам, получите фамилию великого русского ученого

Ответ: Менделеев.

Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом?

Выделить признаки генетического ряда:

  1. вещества разных классов;
  2. разные вещества образованы одним химическим элементом;
  3. разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Генетическим называют ряд веществ – представителей разных классов неорганических соединений, являющихся соединениями одного и того же химического элемента, связанного взаимопревращениями и отражающего общность происхождения этих веществ.

Генетический ряд отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которых положен один и тот же химический элемент.

Генетическая связь – связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.
Среди металлов также можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щелочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл.

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота.

Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.

Например:
P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид–неметалл

Осуществить превращения по микрогруппам.

Физкультминутка “Рыжий кот”.

Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl2, K2CO3, Na2SO4 и AgNO3. На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl2. Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).

Демонстрационный эксперимент. Учитель показывает в пробирках образцы:

1 – кусочек кальция, 2 – негашеная известь, 3 – гашеная известь, 4 – гипс задает вопрос:

“Что общего между этими образцами?” и записывает цепочку из формул представленных образцов.

Хорошо, ребята! Подумайте, как с помощью химических реакций можно перейти от простого вещества к сложному, от одного класса соединений к другим. Давайте проведем эксперимент, доказывающий присутствие атомов меди в разных ее соединениях. По ходу эксперимента запишите цепочку превращений. Назовите типы химических реакций.

Работа выполняется по инструктивной карте.

Соблюдайте правила техники безопасности!

Лабораторная работа: “Практическое осуществление цепочки химических превращений”.

Проверьте наличие оборудования и реактивов на рабочих местах.

Оборудование: штатив для пробирок, спиртовка, спички, зажим для пробирок, тигельные щипцы.

Реактивы и материалы: раствор соляной кислоты (1:2), медная проволока, железный гвоздь или скрепка, нитки.

Проведите реакции, в которых осуществляются химические превращения.

Медная проволока оксид меди(II) хлорид меди(II) медь

Прокаливайте медную проволоку, удерживая ее тигельными щипцами, в верхней части пламени спиртовки (1–2мин). Что наблюдаете?

Аккуратно удалите черный налет с проволоки и поместите его в пробирку. Отметьте цвет вещества.

Прилейте в пробирку в пробирку 1 мл раствора соляной кислоты (1:2). Для ускорения реакции слегка нагрейте ее содержимое. Что наблюдаете?

Осторожно (почему?) погрузите в пробирку с раствором железный гвоздь (скрепку).

Через 2–3 мин извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения.

Образованием какого вещества они вызваны?

Опишите и сравните цвет образовавшегося и исходного растворов.

Приведите рабочее место в порядок.

Внимание! Раствор с оксидом меди нагревать очень осторожно, держа пробирку высоко над пламенем спиртовки.

Учитель. Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока?

Сейчас мы это проверим.

IV. Закрепление знаний.

Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.

Даны цепочки превращений:

a) Br2 HBr NaBr NaNO3

1-й уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.

2-й уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда. Реакции ионного обмена запишите в молекулярной и ионной форме.

V. Домашнее задание.

Слайды 30, 31.

VI. Подведение итогов урока, оценивание, рефлексия.

Учитель. Ребята, пришло время подводить итоги. Чему вы сегодня научились, что узнали нового, что вы делали на уроке?

Читайте также: