Гильоширование по металлу это

Обновлено: 09.05.2024

Гильош (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре.

Гильоше (франц. guilloche от guille — «кавычка, закорючка») – декоративная токарная обработка и техника декорирования изделий из твердых материалов: различных металлов (по большей части благородных), слоновой кости, дерева и др.

Смысл гильоширования заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных либо пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности. На поверхности вращающейся заготовки вырезается некий геометрический узор. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания заготовки, линия за линией.

Наибольший расцвет техника гильоширования получила в конце XVIII; XIX века и вплоть до начала XX, с расцветом популярности машинной гильошировки, применяемой в ювелирном искусстве.

Фото: пример Гильоше

Гильош Гильоше Гильоширование

Считается, что вершины объединения гильоширования и горячих эмалей добился Фаберже.

Мастера гравировали золото и серебро «лучами», «муаром», «колоском» или «волной», а затем покрывали тонким слоем прозрачной эмали нежных оттенков: розовых, палевых, голубых. После полировки эмаль «играла огнем» и рисунок менялся в зависимости от угла падения лучей света. Этот прием имел свое название: «tour a guillocher» (франц. «гильоше с поворотом»).

Красоту ручной обработки гильоше невозможно повторить примитивной имитаций штамповкой или чеканкой. Хоть и получается красиво, но не передается красота и игра света настоящей гильошированной поверхности. Процесс гильоширования очень трудоемкий и дорогой. В наше время не каждая известная фирма по производству ювелирных изделий или часов может позволить себе содержание такого работника, как мастера гильошировщика.

Фото: Кольцо с гильоше и прозрачной эмалью

Гильош Гильоше Гильоширование

Комментарии

разнообразие тут, как бы и ни к чему. Задача этого рисунка "оживить" эмаль, придать ей шелковистость, переливчатость. А сам по себе рисунок гильоше несет на себе второстепенную, или даже третьестепенную художественную нагрузку. Это, как элемент декора в большом архитектурном проекте. Кстати, удачные элементы декора, орнаментов, тоже имеют склонность повторятся, проходя даже через совсем разные стили, и некоторые демонстрируют живучесть на протяжение многих веков.

Рисунков для гильоша можно придумать много, но самыми эффектными все равно будут рисунки, созданные с помощью радиальных или концентрических волнистых линий. Исключением может быть гильоширование, при котором расстояние между линиями сопоставимо с длинами световых волн. При этом образуется эффект дифракции, как на лазерном диске.

Азбука винтажных украшений. Гильош

Гильоширование - это нанесение ритмичного геометрического орнамента, линий методом гравировки поверхности металла.

Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 1

Брошь второй половины 19 века

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 2

Часы, около 1920х годов

В наши дни этот процесс делает станок, который работает по заданной программе. Техника имеет большую историю: когда-то в средние века мастер вручную делал такой рисунок. Это был кропотливый труд.

Полагают, что прообраз первого станка для гильоширования создал Леонардо Да Винчи.

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 3

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 4

Часы,модерн, 1920ые годы

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 5

Брошь, норвежский дизайнер Hans Myhre, середина пр.века

В 17-18 веках гильоширование захватило монаршие дворы Европы. Многие царствующие особы собственноручно делали украшения с помощью токарных станков с этой технике. Пётр I в том числе. В доказательство этому музеи мира хранят шкатулки, компасы и украшения, которые были созданы ими. Даже у королевы Виктории был собственный такой станок.

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 6

Дамский набор, конец 19го-начало 20го века

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 7

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 8

Пряжка, начало пр.века

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 9

Брошь,около 1900-1920 года

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 10

Табакерка, 19 век

Узоры были на драгоценных металлах в "колосок", "лучами", "муаром", "ветерком", "волной" и т.д. Дивные узоры в технике гильош покрывали горячими полупрозрачными эмалями, что придавало им роскошный вид. Узор под эмалью играл особенно красиво!

В своих работах очень часто Фаберже использовал узоры гильош.

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 11

Яйцо-шкатулка с секретом,Фаберже,нач.20 века

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 12

Слева: Фляга,нач.20 века

В ювелирном деле до сих пор гильоширование считается, мягко говоря, не дешёвой техникой. Его делают не все ювелиры.

Азбука винтажных украшений. Гильош, фото № 13

Табакерка, ориентировочно конец 18го - начало 19 века

И, конечно же, коллекционерами очень ценятся антикварные украшения с этим узорами. Чем старше изделие и сложнее гильош- узор, тем дороже его стоимость.

Что такое гильош (guilloche, гильоше, гельоше) что обозначает? горячая эмаль по гильошировке, гильошированная эмаль.

Часто горячие эмали кладут по гильошированной поверхности. Попробуем детально разобраться с терминами. На главном фото этой статьи характерный пример, увы жаль, что пришлось отколоть кусочки эмали, чтобы вам показать как это все получается, про реставрацию эмалей можно почитать по ссылке Реставрация эмали в домашних условиях.
Все ссылки активны, вы можете изучать ту или иную технику более детально с наглядными примерами – не стесняйтесь и не гнушайтесь знаний, они лишними не бывают!

Гильош (от фр. guilloché – узор из волнистых линий) – орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий (причем линии, повторяющие направление, строго параллельны только между собой), переплетающихся между собой. Появился давно и наиболее активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

В ювелирной промышленности, в производстве столового и бытового серебра, а так же в изготовлении корпусов часов нам нужно знать и понять, что такое термин гильоше и что он обозначает.


Гильоше (франц. guilloche от guille — «кавычка, закорючка») – декоративная токарная обработка и техника декорирования изделий из твердых материалов: различных металлов (по большей части благородных), слоновой кости, дерева и др. Смысл гильошировки заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных либо пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности. На поверхности вращающейся заготовки вырезается некий геометрический узор. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания заготовки, линия за линией.

В современном промышленном производстве осуществляется с помощью специальных машин типа токарного станка с вращающимся барабаном и резцом (гильоше), работающих по заданной программе. Но похожая техника использовалась в средневековых изделиях – без станка, вручную, резцом типа гребенки. Кстати даже в производстве фарфора, во второй половине XVIII века на Севрской фарфоровой мануфактуре применяли технику «guillochage»: сквозь слой прозрачной глазури просвечивает гравированный геометрический орнамент.

Предполагается, что именно великий учёный и живописец Леонардо да Винчи, увлекшись резьбой, разработал один из первых токарных станков. Примерно через сто лет после его смерти, в начале XVII века, на основе токарного станка (скорее всего на юге Германии) создали гильоширную машину для нанесения круговых узоров. Режущий инструмент, или гравёрный резец, изготавливался из стали или иного твёрдого металла. Находчивые до инженерных решений европейцы усовершенствовали станок, прикрепив приводной шнур к педали или подвесной пружине. Это значительно увеличило «мощность» станка, а самое главное позволило освободить обе руки, что облегчало управление резцом. Токарная обработка металлических поверхностей становилась всё более популярной.

В XVII и XVIII веках токарные станки и гильоширные машины европейского изготовления проникли в дома знати и особ королевской крови. Токарная резьба сделалась излюбленным занятием в часы досуга при дворах монархов Европы. Царь Пётр I, прусские короли Фридрих III и Фридрих IV, английский Георг III, а также французские Людовик XV и Людовик XVI лично занимались токарным украшением таких предметов, как шкатулки и компасы, которые мы и поныне видим в музеях. В мастерских этих монархов трудилось множество искусных токарей. Токарным делом увлекались не только мужчины, но и женщины, даже у королевы Виктории был станок. Именно в эту эпоху, эпоху увлечения механизмами, люди создали прекраснейшие образцы тонкой токарной работы.

Наибольший расцвет техника гильоширования получила в конце XVIII – XIX века и вплоть до начала XX, с расцветом популярности машинной гильошировки, применяемой в ювелирном искусстве.

Фаберже - жмите на картинку чтобы прочитать полностью статью

Считается, что вершины объединения гильоширования и горячих эмалей добился Фаберже. На самом деле, есть удивительные образцы из Дании, как минимум на полвека старше.

Красоту ручной обработки гильоше невозможно повторить примитивной имитаций штамповкой или чеканкой. Хоть и получается красиво, но не передается красота и игра света настоящей гильошированной поверхности. Процесс гильоширования (а в старину абсолютно!) очень трудоемкий и дорогой. В наше время не каждая известная фирма по производству ювелирных изделий или часов может позволить себе содержание такого работника, как мастера гильошировщика.
Полезные статьи:
Эмаль
Чеканка
Фирмы, изготавливающие ювелирные изделия с применением горячих эмалей:
Фаберже настоящий и подделки. Фальшберже.
Кремль (музей-заповедник) – выставка “Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России”
Каталог и обзор “Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России”
Masriera i Carreras Bagues – история испанского ювелирного дома, стиль Арт-Деко Ново Модернизм.

Технологии

Изготовление персонализированного телефона это тонкая искусная работа, так что неизбежно уходит много человеко-часов, чтобы гарантировать, что наши телефоны имеют высококачественную отделку. Мы решили поделиться с вами особенностями обработки материалов.

Металлы

Дерево

Эмали и краски


В производстве телефонов мы используем в основном сплавы металлов, оптимизированные для нашего направления, с разными свойствами и текстурами поверхности. Их разнообразие позволяет решать любую поставленную задачу.

На постоянной основе используются металлы и их сплавы:
— титан;
— золото (белое, желтое и розовое);
— кованая сталь;
— нейзильбер;
— МЦС (медно-цинковый сплав);
— алюминий.

В редких случаях используются платина и цирконий.

Таблица твердости металлов и их сплавов по шкале Мооса

Наименования сплава Твердость
Титан 7
Нейзильбер 3
Кованая сталь 7
Золото 18К 2.5
Медно-цинковый сплав 2

Виды обработки поверхности металла

Поверхность металла — это то, с чем контактирует владелец телефона. Метод обработки поверхности металла может кардинально все менять и является важнейшим критерием, задающий характер телефону.

Гильоширование

Слово гильоше происходит от французского слова guillochis, что в переводе буквально означает «узор из пересекающихся линий». По некоторым источникам искусство гильоше зародилось в 15-16 веке, однако его декоративные свойства в моду ввел Луи Бреге в конце 17 века. По сей день в основанной им часовой марке Breguet используется гильоширование.

Гильош — это старый и, к сожалению, вымирающий вид обработки поверхности металла. В моде сейчас, если смотреть в сторону автопроизводителей, более простые поверхности металлов — матовые металлы, к примеру алюминий, или же сатинированные, с направленным шлифованием. Верным старым традициям остается Bentley — гильоширование используется в элементах интерьера, таких как рычаг АКПП, пространство за ручкой открывания дверей и др.

Главное и изначальное назначение гильоширования — это маскировка царапин, которые появляются в процессе пользования.

Grains d'Orge

Ячменное зерно — классический вид гильоширования, используемый нами с 2014 года. В создании этого узора мы использовали наш знаменитый угол 28.85°.

Часовые марки, использующие «Ячменное зерно» в своих моделях: Zenith, Montblanc, Ralf Lauren.

Вид этого гильоширования в основном используется для декорирования верхней и нижней панелей iPhone 6.

Clous de Paris

«Парижские гвозди» — самый знаменитый и нестареющий вид узора, состоит из линий, пересекающихся под углом 90°.

Oeil de Perdrix

Дословный перевод — «глаз куропатки», однако узор известен под названиями «Перлаж» или круговое зернение. Узор воспроизводится радиальным инструментом с 50% или 75% смещением.

Полировка

Полировка металла, пожалуй, является самым распространенным видом обработки поверхности металла. Правильная полировка — задача весьма непростая. Мастер-полировщик должен контролировать температуру металла, обладать практическими знаниями в области дисперсности полировальных паст, учитывать «тягучесть» металлов. Для каждого металла свойственно применение особого метода полировки и паст, к примеру, полировка золота в значительной степени отличается от полировки титановых деталей, как по составу паст, так и по методу их использования, температуры и оборотов полировальной машины.

Сатинирование

Сатинирование (направленное шлифование) — техника обработки поверхности металла путем нанесения крупных равномерных царапин строго в одном направлении.

Матирование

Хаотичные удары песчинок о поверхность металла задают равномерную и гладкую текстуру с мягким матовым блеском. Путем изменения давления и фракции крупиц можно регулировать зернистость покрытия.

Гравюра механическая

Механическая обработка металла или дерева с целью нанесения разного рода рисунков, узоров и надписей.

Лазерная гравировка

В отличие от механической гравюры толщина слоя гравировки практически не регулируется. Метод подходит для нанесения надписей и узоров на рамках iPhone и имеет невысокую стоимость.


Любое дерево, используемое в наших телефонах, проходит предварительную и финишную обработку, но главным правилом было, есть и будет стремление сохранить ту красоту древесных волокон, которую дала природа.

Мы заказываем отборное дерево из разных уголков мира — Карелия, о. Цейлон, Малайзия, Италия. Безусловно, главным аспектом остается красивейшая природная фактура, однако немаловажный момент — это сохранность и стабилизация дерева, что дает ему ту самую возможность быть использованным на телефоне. Правильная предварительная подготовка деревянного шпона или брусков требует в первую очередь опыта и строгого соблюдения технологии. Стабилизация дерева — это процесс, который лишает дерева всех недостатков — рыхлости, податливости, впитывания влаги, изменения цвета, загрязнений.

Результатом успешной работы шпонировщика является дерево, невосприимчивое к влаге, поту, перепадам температуры и невообразимо красивое — такое, каким его создала природа. Поэтому, если вы имеете телефон с деревянной отделкой, знайте, что этот небольшой кусочек шпона проделал большой путь, прежде чем удостоился быть частью вашего средства связи.

Чтобы соответствовать нашим высоким стандартам, полученное стабилизированное дерево проходит ряд тестов. К примеру, срез шпона размером 2 х 5 см погружается в воду на одну неделю. Дерево должно выдерживать эту проверку без деформации, скручивания или разбухания. Его физическое состояние даже в воде остается неизменным.

Некоторые породы дерева необходимо покрывать слоем лака, чтобы подчеркнуть и проявить узор волокон (эффект мокрого дерева). Мы придерживаемся пропорции 60/40, где 60% — толщина дерева, а 40% — толщина лака в финишном состоянии. Как правило, при покрытии лаком делается запас 100-200 микронов.


Дерево, прошедшее испытание водой.


Толщина дерева с лаком — 1.1 мм.

Маркетри

Маркетри — это техника инкрустации дерева в дерево. Техника очень трудоемкая, кропотливая, требует большой сосредоточенности и аккуратности. Детали очень мелкие и хрупкие.


Эмалирование Клуазоне

Технология эмалирования применяется нами с 2012 года. Как правило, технология находит свое применение в эмблемах и логотипах, где требуется высокое качество и яркие цвета. Применяется на телефонах высшего ценового сегмента. Эмалирование — это трудоемкий и долгий процесс с множеством технологических этапов.

Фоновая окраска

Суть технологии в том, что все значимые элементы детали выступают над поверхностью на 150—180 микронов и могут иметь полированную или шлифованную поверхность. Фон при этом находится ниже уровня элементов и окрашивается в любой цвет. В среднем наносится около 10 тончайших слоев краски. Борта по краям детали защищают окрашенный фон от повреждений.

Читайте также: