Уключина для лодки своими руками из металла

Обновлено: 19.05.2024

Этот блог посвящен самым разнообразным рыбацким лодкам - от деревянных до металлических, пластиковых и ПВХ.

28 окт. 2011 г.

Изготовление уключин

Очень важно изготовить надежные и удобные уключины, чтобы гребля на лодке не превратилась в каторжный труд раба на галере.

рыбацкая.

Попробуйте-ка вставить такую уключину в маленькое отверстие на борту одной рукой, когда на спиннинг "села" хорошая щука, а вам надо подрулить одним веслом так, чтобы "принять" её на борт. Это очень сложно и неудобно. Именно поэтому все свои рыбацкие лодки я делаю с самой простой, но надежной уключиной - в деревянную подушку вставляется металлический штырь, а в весле для него делается большое отверстие. Такое весло всегда легко можно надеть на уключину.
Подушки для уключин сделал из простого дровяного горбыля (на фото слева). Специально выбрал материал (ель) с большими сучками, чтобы он не раскололся, когда стану забивать в него металлический стержень. (Ещё при заготовке дров на зиму отложил и высушил этот кусок полубруса).


Прострогав эти обрезки на деревообрабатывающем станке, длинным сверлом диаметром 10 мм с помощью электродрели в торце сделал углубление на 15 см. и забил молотком туда стальной штырь подходящего диаметра.
Обычно уключины крепят только к бортовой доске, что не очень надежно. Всё-таки нагрузка на них при работе веслами очень большая и я сам был свидетелем того, как на областном конкурсе мастеров-лодочников на лодке одного очень уважаемого мастера подушка с уключиной отвалилась после первого гребка веслом и ему пришлось сойти с дистанции.

У моей лодки несколько точек опоры подушки с уключиной. Для этого специально в ней выпилено два поперечных паза, которые опираются на привальный брусок и на верхнюю планку борта. Нижний конец подушки опирается на стрингер.
Саморезами подушка крепится к шпангоуту и к бортовой доске. Углубление под штырь смазано герметиком, который намертво закрепил его внутри подушки.
Такое крепление подушки к борту я считаю наиболее надежным. Это уже было опробовано на предыдущих лодках и хорошо себя оправдало.

Что касается размера подушек, то я подбирал высоту их над бортами опытным путем.
Здесь нужно соблюсти несколько условий:
- лопасть весла должна полностью уходить в воду при гребке.
- угол наклона весла относительно горизонтали должен быть менее 35°. При большем наклоне (более высокой подушке) весла работают менее эффективно. Руки на рукоятках весел будут располагаться высоко и грести будет тяжело. При низкой подушке с уключиной угол наклона весла будет очень маленьким, лопасти не полностью погружаются в воду, а рукоятки весел будут располагаться возле коленей. Гребцу придется наклоняться, и спина быстро будет уставать. У моей лодки высота подушки над бортом 12 см. Металлическая уключина - штырь выступает на 10 см. Длиннее он не нужен, так как будет мешать на рыбалке, а короче делать нельзя, иначе при гребке весло может соскочить с уключины.
- располагать подушки с уключинами нужно от края передней и второй банки (скамьи) до штыря на расстояние от кончиков пальцев до сгиба локтя. Это тоже уже опробовано. Именно такое расстояние обеспечивает наиболее удобную греблю при движении как носом, так и кормой вперед.
Из пластиковой банки от моторного масла вырезал две небольшие овальные пластинки, в середине которых просверлил отверстия по размеру штыря уключины. Надетые на этот штырь они значительно уменьшают трение весел о подушки и весла меньше изнашиваются.

Уключины

Какие есть разновидности уключин можно посмотреть здесь:

Рулевой 2-го класса

Весла будут (пока их нет - а какие лучше: деревянные или дюралевые?)скорее всего из дерева, длиной 2300мм (средняя длина для такой лодки). Однако, я видимо неправильно выразился. Меня интересует конструкция вообще, уключины, подуключины (это я так понимаю - куда уключины вставляются). Особенно то, что крепится к борту.

Уключины, в принципе, все одинаковые. А вот подуключины нужно выбирать такие, чтобы не вылетали при мощных гребках из планширя или привальника. Раньше все отечественные лодки страдали такой болезнью (ну кроме Пеллы - там заформованы в пластик). Т. е. площадь крепления их должна быть максимально большей. И лучше на сквозных болтах. Шурупы, при интенсивной гребле, расшатываются после первого же сезона.

Всем Привет! 2 Stringer 777 вот как раз на Пэлле у меня подуключины постоянно разбалтываются, а в прошлый сезон одна вообще отлетела вместе с куском борта, я её ещё не ремонтировал-собираюсь скоро ремонтировать, а подуключины буду делать самодельные-с большей площадью опоры.

Всем Привет!
2 Stringer 777
вот как раз на Пэлле у меня подуключины постоянно разбалтываются,
а в прошлый сезон одна вообще отлетела вместе с куском борта, я её
ещё не ремонтировал-собираюсь скоро ремонтировать, а подуключины
буду делать самодельные-с большей площадью опоры.


Это наверное на пелле-фиорде. На старых Пеллах подобного не замечал

Да . Делают. . На прокатных станциях сразу уголок стальной на полборта ставят. У нас мужики на заливе из доски обвязку по периметру вкрячивают. Неэстетично, а что делать?

Прикрепленные изображения

А вот и текст-Да ,недоработок у Пэллы много-тонковат для мотора транец, пришлось приклепать фанерку, при запуске мотора весь транец ходуном ходит когда дёргаешь шнур, весной собираюсь приклепать по периметру транца алюминиевый уголок. Теперь насчёт фото-на нем видны и уключины и подуключины-а вот мотор-первый что я ставил на эту лодку[сейчас ветерок-8] Узнали его?

Рулевой 1-го класса

Какие есть разновидности уключин можно посмотреть здесь:

Спасибо
приглядел себе новые под новые весла-
буду делать те которые похожи на хомуты для труб.
а то каждый рах на веслах обдирается кожа.

Ну вот - на работе инет обрубили. Господа-коллеги, а, э. базовый эскиз можно? Фотки-фотками, но это будет похоже на то, как америкозы сперли у наших чертежи новой ракеты, а получили паровоз. Это как раз тот момент, когда не стоит наступать на грабли, а воспользоваться помощью товарищей, попадавших на них. Додумать можно все, но хотелось бы поподробнее. Про болты я учту, про подкладку под подуключины я понял. А конструкцию самой как и из чего? Я где-то слышал, что люди петли дверные мостырят. Это нормально или от безысходности? Как жестко и правильно прикрепить весло к уключине? В общем. все. Не судите строго - не ходил я в юности в яхтклуб, от того и такие пробелы.

Ну вот здесь можно посмотреть напримерпионерская судоверфь

только подуключину надо делать помощней (в плане крепежа к борту)

Хех, АВВ ссылку кинул и на мысль навел. В строительных магазинах продаются хомуты для крепления пластиковых труб к стене. Представляют из себя собственно хомут с привареной с торца гайкой. В гайку вкручивается шуруп. Заменяем шуруп на что то более подходящее и получаем готовую уключину.

Вот такие уключины делаем из нерж.трубы диаметром 60мм, толщиной 8мм., все очень просто и надежно. Подуключены на Пеллу ни когда не были заформованы в пластик, это одно из самых слабых мест на этой лодки, хотя к слабым местам можно отнести и слабый транец и неудачное крепление баночек. А при ремонте формуем подуключены такм способом.

Сенк за фотки! Вопрос в догонку: На фанерной лодке будут деревянный привальник. Я так понимаю, мне надо будет сперва все сотворить до конца, и только в конце оклейки и склейки просверлить в привальном брусе отверстие под трубку подуключины, заформовать ее, а потом изнутри толстый текстолит ~ 1см толщиной и снаружи привальника пластинку, из него же, стянуть болтами. Я все правильно понял?

По фоткам. Гаечки если взять колпачковые, обязательно поставить на медные гужоны - красиво и надежно будет! С подуключинами - любой вариант - задача - перераспределить точечную нагрузку на возможно большую площадь.

Опишу, как я делал весла для своего картопа.
Июль месяц, сезон в разгаре, лодка сделана, весел нет. По газетному объявлению, новые весла на «Казанку» 1500р., а мне вся лодка (материалы) обошлась в 2500р., а еще нужны подуключины. В спортивных и рыболовных магазинах весла только на надувнушки. Отдельно продают пластиковые лопасти (гребки для весел), об уключинах даже не слышали. Что делать…?
Голь на выдумки хитра. Купил 4-е черенка для лопат, по 6р.шт., пару лопастей за 100р. Черенки попарно состыковал на шурупах и эпоксидке, место стыка обернул 3-мя слоями стеклоткани с эпоксидкой, на концах сделал ручки, поставил лопасти.
Привальник сверлить жалко, итак тонкий, а место крепления подуключин, при гребле, ипытывает нагрузки, так что подуключины внешние. Как сделаны уключины и подуключины видно на фото, другого нет, т.к. гараж в снегу. В веслах, в дырки для уключин, с двух сторон, вклеены по две металлические трубочки от верхнего крепления амортизатора «Жигулей-копейки». Уключины к веслам можно закрепить и хомутами, но так сложнее изготовление. К пластинам подуключин приварены встык по две трубочки от нижнего крепления амортизатора, детали копеечные. Металл и прутки взял из обрезков в мастерской по изготовлению оград и памятников. Такие мастерские есть в каждом городе. У них же резал, сверлил и варил за литр жидкой валюты. Т.к. я использовал черный металл, то после изготовления, все зачистил и обработал грунтом-нейтрализатором ржавчины, затем покрасил. Как показывает опыт (раньше на «МКМ» у меня стояли самодельные подуключины из черного металла), в пресной воде такие уключины, если и ржавеют, то очень медленно.

Сенк за фотки!
Вопрос в догонку: На фанерной лодке будут деревянный привальник. Я так понимаю, мне надо будет сперва все сотворить до конца, и только в конце оклейки и склейки просверлить в привальном брусе отверстие под трубку подуключины, заформовать ее, а потом изнутри толстый текстолит ~ 1см толщиной и снаружи привальника пластинку, из него же, стянуть болтами. Я все правильно понял?

На фото подкулючена приформована к пластиковому корпусу "Пеллы". Сначала ламинируем привальник, две рейки ясеня, каждая толщиной 10мм, третья ламинированная фанера. После вырезаем в привальнике место подуключену (на предыдущей фото подуключена до конца не сделана, к трубке довариваем два прутка) делаем матрицу из бруска с отрицательным углом, чтоб снять после застывания без проблем, и заформовываем ЭД со стекловолокном. Для фанерной лодки с деревянным привальником, нержавеющею трубку лучше приварить не к пластине, а к уголку.

Весло - самый простой движитель

Весло — древний судовой движитель. Первые подобия весел появились, очевидно, уже в те времена, когда люди только научились передвигаться по воде.

Но современное весло — это хорошо обработанное изделие, тип и конструкция которого зависит от типа судна и способа гребли.

На рис. 43 показаны пять типов гребных судов, для каждого из которых имеется свой определенный вид гребли.



Рис. 43. Виды гребли: а — катерная (на яле); б — распашная (на вельботе); в — парная (на прогулочном ялике); г — на каноэ; д — байдарочная.

На морских шлюпках (ялах) гребцы сидят по двое и каждый работает одним веслом. Раньше так располагались гребцы на больших многовесельных шлюпках— гребных катерах; отсюда и название гребли — катерная.

На гоночных спортивных лодках — двойках, четверках, восьмерках, на быстроходных шлюпках или вельботах — гребцы сидят по одному. Каждый действует одним длинным распашным веслом. Такая гребля называется распашной.

Народному ялику особая скорость не требуется. Он уже и легче морской шлюпки, на нем удобнее грести более короткими легкими веслами. На такой лодке один человек гребет парой одинаковых весел. Это — парная гребля.

Совсем по-другому гребут на спортивных каноэ и байдарках. Здесь гребцы садятся на низкие сиденья лицом к носу лодки. На байдарке работают двухлопастным веслом поочередно с каждого борта, не опирая весло на уключину. У гребца на каноэ весло особое, похожее на узкую лопатку (гребок). Он гребет стоя на одном колене, подложив под него специальную подушку.

Что же представляет собой весло и почему оно является движителем?
На уроках физики на примерах весла обычно объясняют действие простого рычага. Так ли это? Разберемся в схеме на рис. 44.



Рис. 44. Схема действия весла.

Вода — плотная жидкость; она служит опорой для лопасти весла — рычага. Усилие гребца действует на рукоять, а точка приложения груза (лодки) находится на уключине. По законам рычага, чем длиннее забортная часть весла l1 от конца лопасти до уключины, тем на большее расстояние передвинется шлюпка за один гребок. Но отсюда следует, что и другая часть весла l2 (от уключины до рукояти) должна быть как можно длиннее. Тогда гребцу не нужно будет затрачивать больших усилий.

Однако длину l2 ограничивает ширина судна. Например, на народном ялике шириной 120 см длина весла от уключины до конца рукояти должна быть не больше 56—58 см, т. е. меньше половины ширины лодки, иначе рукояти парных весел будут сталкиваться и грести будет очень неудобно. Наоборот, на вельботе, ширина которого 174 см, длина l2 распашного весла может быть равна примерно 2/3 ширины шлюпки, так как гребец действует одним веслом, сидя у противоположного борта.

В любых случаях забортная часть весла должна быть немного тяжелее остальной его части, чтобы лопасть погружалась в воду под действием своей тяжести. Как правило, длину весла от среза лопасти до уключины принимают в 2,9—3,1 раза большей, чем от уключины до конца рукояти.

Очень важна величина площади погруженной части лопасти весла. Чем эта площадь больше, тем лучше весло опирается о воду. Но нельзя делать лопасть и слишком широкой, похожей на лопату; подобное весло будет испытывать большое сопротивление и в воде, и в воздухе. Если широкую лопасть погрузить полностью, усилится торможение в воде, грести станет тяжелее. Если же ее погружать не всю, то выступающая над водой часть лопасти будет «парусить» и создаст дополнительное сопротивление воздуха.

Следует учесть, что на байдарке или каноэ действие весла передается лодке не на уключине, а в точках опоры самого гребца (ножные упорки, сиденья и т. д.).

Какие бывают весла и из каких частей и деталей они состоят?
На рис. 45 показаны весла семи типов: безвальковое — морское; распашное — спортивное (академическое); вальковое; байдарочное; безвальковое — парное; безвальковое — упрощенной формы; лопатовидный гребок для каноэ. Одна из главных деталей весла — стержень, который моряки называют веретеном, а речники и спортсмены — стволом.



Рис. 45. Типы весел: а — безвальковое весло морской шлюпки; б —распашное, академическое; в — вальковое; г — байдарочное; д — безвальковое, парное; е — упрощенное; ж — весло (гребок) для каноэ. 1 — кожа; 2 — каблук; 3 — валек; 4 — колечки; 5 — ствол; 6 — веретено; 7 — соединительная трубка; 8 — шейка; 9— оковка; 10 — лопасть.


У весел с тонкими ложковидными лопастями (для речных лодок) утолщение в месте перехода лопасти в ствол называется шейкой. Безвальковое весло большой морской спасательной шлюпки, вальковое весло шестивесельного яла или морской рабочей шлюпки, а также упрощенное весло самодельной лодки имеют удлиненные лопасти простой формы с плоской рабочей стороной. У таких весел на тыльной стороне лопасти посередине делают грань — для прочности, увеличения жесткости и для хорошего стекания воды.

Для уравновешивания весла служит специальное утолщение — валек — восьмигранной (реже шестигранной) формы. Для этой же цели в веслах просверливают три-четыре гнезда, в которые заливают свинец: у длинных весел в вальке, а у безвальковых весел прямо в веретене, поближе к рукояти.

Вогнутые, ложкообразные лопасти академического распашного, а также народного парного весла, лучше захватывают воду, дают возможность грести быстрее, с меньшей затратой сил. Они удобнее для гребли, но менее прочны.

У разборного байдарочного весла веретено состоит из двух половинок, соединенных металлической трубкой. Но бывают байдарочные весла и с цельным, неразъемным веретеном. И те и другие, кроме плоских, могут иметь также ложковидные лопасти, похожие по форме на лопасти весел для гоночных и прогулочных лодок.

Резиновые или веревочные колечки, надеваемые на веретено байдарочного весла, задерживают сток воды к рукам гребца.

Весла испытывают большую нагрузку, особенно при гребле на волнении. Поэтому их следует делать из очень прочной, упругой и высококачественной древесины. Лучшие весла — ясеневые; но, если нужно, чтобы весло было легким, можно сделать его из мелкослойной еловой древесины.

Для спасательных шлюпок, академических и гоночных судов делают особо прочные весла из ламинированной древесины. В этом случае заготовку для весла склеивают водоупорным клеем из нескольких тонких досок и реек. Получается слоистая болванка, которую затем обрабатывают по нужной форме. Такие весла не коробятся и не рассыхаются.

Чтобы древесина не намокла, не разбухла и не загнила, весло несколько раз покрывают подогретой олифой или прочным водостойким лаком. По лакированной поверхности вода стекает быстрее.

На концах лопастей делают оковки из полосок тонкой меди (или алюминия) для предохранения лопасти от раскалывания. В том месте, где весло опирается на уключину, веретено обтягивают кожаной манжетой, чтобы оно не перетиралось и меньше скользило; а чтобы оно лучше опиралось и не выскальзывало, у верхнего края манжеты набивают кожаное (или надевают резиновое) кольцо — каблук. Кожу сшивают дратвой (над более тонким местом веретена), замачивают вводе и натягивают на утолщение. Иногда манжеты делают из резины. Конечно, как только манжета протрется (или порвется), ее надо заменить.

Опорами для весел служат металлические уключины, обычно стальные, кованые (рис. 46); так как уключина подвержена частым ударам, металл для нее не должен быть хрупким.



Рис. 46. Уключины: а — стальная уключина; б — деревянные штыри; в — кочеток с петлей.

На спортивных и спасательных судах нередко применяют специальные уключины разных форм. Внутреннюю кромку рожков делают более широкой и менее округлой (иногда плоской). Но в любом случае необходимо следить за тем, чтобы весло можно было без затруднений освободить из рожков.

На самодельных лодках иногда вместо уключины делают два деревянных штырька или один (кочеток), к которому веревочной петлей прикрепляют весла. Таким способом можно воспользоваться при утере уключины и при повреждениях гнезда в металлической планке — подуключине.

Читайте также: