Голос с металлическим оттенком

Обновлено: 18.05.2024

Когда слышишь чей-нибудь голос, перед глазами неизменно возникает образ этого человека. К своему же голосу мы настолько привыкли, что практически не обращаем внимание на его звучание. Зачастую мы даже и не подозреваем о многих особенностях своей речи. Нам даже не приходит в голову, что некоторые оттенки произносимых звуков создают о нас не совсем лестное впечатление. Красивая, то есть приятная для слуха, окраска звучания речи связана с согласованностью разума и эмоций. В этом случае и возникает покоряющий сердца неповторимый индивидуальный тембр! Если же в мелодии голоса преобладает "холодный разум" или же вся власть отдается на откуп "горячего нрава", то в речи появляются металлические или пронзительно-визгливые нотки, неприятно режущие слух. Некоторые особенности характера, связанные с самовыражением, легко определить именно по тембру речи. В манере говорить, как нигде, проявляется наше чувство меры. Так какая же мелодия слышится в звуках вашей речи? Как бы вы охарактеризовали свой голос?

1. Ломающийся голос – с резкими колебаниями вверх и вниз.

2. Напряженный голос – «зажатый» и сухой.

3. Тревожный голос – с нервно-возбудимыми нотками.

4. Невнятный голос – тихий, с плохой дикцией, неразборчивый.

5. Стальной голос – твердый, с металлическими нотками.

6. Капризный голос – ноющий, с жалобными нотками.

7. Громогласный голос – не контролируемый по силе.

8. Уверенный голос – спокойный, неторопливый, с четким произношением.

9. Бесцветный голос – монотонный и тихий.

10. Задушевный голос – глубокий и грудной.

1. Ломающийся голос – с резкими колебаниями вверх и вниз.

Такая мелодия характерна для человека, только-только приступившего к пробе своих сил в искусстве самовыражения. Возможно, вы находитесь в подростковой фазе своего развития. И резкие перепады голоса отражают ломку привычных с детства способов адаптации при вашем столкновении с новыми жизненными ситуациями.

Другая версия – вы человек крайне неустойчивый, легко поддающийся смене настроения. Ваш голос резко колеблется то вверх, то вниз, подобно всей вашей жизни – с воодушевляющими взлетами и катастрофическими падениями. Вы остро реагируете как на первое, так и на второе, хотя, по-видимому, акцент все-таки делаете на неудачах. Судя по всему, у вас определенные проблемы с саморуководством.

2. Напряженный голос – «зажатый» и сухой.

Слушая вашу речь, невольно вспоминаешь о том, что всем нам не мешало бы быть более организованными и собранными. Но найдется немного желающих так же серьезно и сосредоточенно, как вы, поупражняться в тренировке волевых качеств. Психологическое понятие «самоконтроль» вы понимаете буквально – "как способность контролировать свой каждый вдох и выдох".

С вами хорошо иметь дело по работе, но не очень – в личной жизни. И совсем не из-за отсутствия отзывчивости – вы вполне надежный и ответственный человек, на которого можно положиться. Просто в вашем общении не хватает душевного тепла. Порой собеседник, оказываясь рядом с вами, чуть ли не умирает от скуки. Вы явно экономите на экспрессивном самовыражении. Будь выв душе самым развеселым и компанейским человеком, в вашем обществе невольно испытываешь дискомфорт. Невольно создается впечатление, что дисциплиной и сверхусердием вы можете замучить до смерти не только себя…

3. Тревожный голос – с нервно-возбудимыми нотками.

Обратите внимание на состояние мышц шеи и плеч. При эмоциональном напряжении плечи поднимаются и напрягаются мышцы шеи, в результате чего дыхание затрудняется, а голос теряет опору и естественное звучание. Кстати, почему вы все время находитесь на пике возбуждения? Кажется, вы вот-вот сорветесь в бездну неконтролируемых импульсов.

Откуда это известно? Ваш голос звучит столь высоко, будто через секунду-другую оборвется. Поэтому находиться рядом с вами как-то тревожно, а может, и опасно. Если вдруг от страха и волнения вы "свалитесь вниз", то увлечете за собой и всех, кто в этот момент оказался рядом. Нет никаких гарантий, что шквал эмоций не затронет и тебя. Остается только молиться, что все образуется и каким-то чудом ваш разум возобладает. Хотя бы на некоторое время.

4. Неразборчивый голос – тихий и невнятный.

Кто говорит слишком тихо и невнятно, производит впечатление человека, напуганного собственным голосом. Это на самом деле так! Из-за неразборчивой речи даже вам становится неинтересно слушать себя. Что же говорить о других? Нужно иметь редчайший острый слух, чтобы разобрать ваш невнятный шепот. Или научиться распознавать слова по движению губ.

Вы слишком часто подчиняетесь любви к самосозерцанию и непомерно потакаете ей. Не дай бог нарушится комфорт! Понятно, что вы – человек сентиментальных чувств, а не активных действий. Но где же отыщешь охотников действовать за вас?

5. Стальной голос – с металлическими нотками.

В вашем голосе чувствуется энергия и воля, способные сломить самое отчаянное сопротивление. Будь вы трижды добрым и отзывчивым человеком, от вашего режущего слух голоса мурашки пробегают по коже – так и хочется пулей броситься прочь.

Кому же понравится подвергать свои нервы жутким испытаниям? Неужели вы на самом деле так холодны и нечувствительны, каким кажетесь по голосу?

6. Капризный голос – с ноющими, жалобными нотками.

Ноющий голос не только отталкивающе действует на собеседника, но и оказывает пагубное влияние на настроение своего обладателя. А ваше эмоциональное состояние и без этого крайне неустойчиво. При звуках столь капризного голоса благорасположение окружающих мгновенно улетучивается. Теперь понимаете, почему близ вас никто надолго не задерживается? Ваш писклявый голосок напоминает, что имеешь дело, скорее, с ребенком, чем со взрослым. Нет надобности вслушиваться в содержание вашей речи. По интонации ясно, что вам нечего высказать, кроме вечных претензий, обид и недовольства.

Чего еще можно ожидать от человека, смысл бытия которого – в безоглядном бегстве от трудностей? Жизнь, по-вашему, кроме опасностей и разочарований, ничего не обещает.

7. Громогласный голос – не контролируемый по силе.

Громовым гласом вы характеризуете себя как человека, скрывающего криком свою слабость. Говорящий слишком громко кажется агрессивным человеком – это во-первых. Во-вторых, вряд ли, демонстрируя мощь голосовых связок, можно снискать славу сильной личности.

Кто-то тратит силы, стараясь перекричать грохот Небесной Колесницы, а кто-то проявляет активность в более полезных делах. На то и другое одновременно ресурсов явно не хватит.

Стало быть, неестественно громкий голос свидетельствует о неадекватном расходовании жизненных сил. Спросите, откуда такая убежденность? Разница между обычной, мирной жизнью и жизнью на вулкане слишком очевидна.

8. Уверенный голос – спокойный, неторопливый, с четким произношением.

Умеренная речь дает немало возможностей для самовыражения – и вы это прекрасно понимаете. Умеренность в самоподаче позволяет варьировать ее глубиной и выразительностью. Вы выработали определенный стиль взаимоотношений с миром и хотите без путаницы, четко и ясно заявить о себе. Вы делаете ставку на саморуководство и, по всей вероятности, добились благодаря ему немалых успехов. Что и говорить, вы человек дисциплинированный.

Однако и у этого благородного качества есть оборотная сторона – нудноватость. Иногда при общении с вами не покидает ощущение, будто вы произносите заранее отрепетированную речь. Ни намека на волнение, ни оттенка смущения, ни нотки досады. Имейте в виду, можно быть виртуозом в выражении мыслей и при этом абсолютным дилетантом в выражении чувств.

9. Бесцветный голос – монотонный, невыразительный и тихий.

Вы не претендуете на внимание окружающих и настолько боитесь показаться навязчивым, что на самом деле становитесь обузой. Кому же охота общаться с неинтересным человеком, ненавидящим самого себя? Вы так и норовите спрятать свою пассивность за чужой инициативой. Не потому, что Природа не дала вам силы, а потому, что вы ни за какие коврижки не отважитесь раскрыть свой потенциал.

Когда-то, давным-давно, вы встретились с непониманием и, отчаявшись найти с кем-либо общую точку соприкосновения, дали зарок впредь не напрашиваться на неприятности. С тех пор прошло много лет, но по-прежнему удача улыбается вам крайне редко… и только потому, что вы никак не решитесь распрощаться с прежней неудачей.

10. Задушевный голос – глубокий, грудной.

Грудной голос еще называют бархатным, оттого что он так же ласкает слух, как и этот чудный материал ласкает руки при прикосновении. Оказавшись однажды зачарованным волшебной мелодией бархатистой речи, возвращаешься к вам снова и снова, не в силах расстаться с проникновенной чуткостью и наивной, почти детской непосредственностью. Ваша чувственность естественна, как сама Природа! Кажется, что ваш голос идет из самых глубин души! Даже когда вы сморозите глупость, на вас невозможно обидеться – дитя тоже не ведает, что творит!

Ваши мысли так же естественны, как и голос. Так стоит ли удивляться, что вы то и дело попадаете в щекотливые ситуации. Чего вам не занимать, так это желания покрасоваться собой и, разумеется, бархатистой речью. Словно ребенок, вы жаждете восхищения. Да разве можно вас за это винить? Ведь создание гармонии всегда и во всем составляет суть вашей жизни!

Голос с металлическим оттенком

Анастасия Вилянская

Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.

Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения.

Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).

Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.

Классификация по диапазону
Характеристика
Сопрано ля малой октавы — фа(ля) IIIоктавы

Драматическое сопрано:
ля малой октавы —до III октавы
Мощный, тяжелый голос, плотно звучащий на протяжении всего диапазона. Богатый средний регистр(фа1—ре2). Верхние ноты более употребимы на forte, piano поддается трудно.

Лирико-драматическое сопрано
ля малой октавы —до III октавы
Промежуточный вид голоса между лирическим и драматическим. В зависимости от преобладания того или иного характера выделяются соответствующие признаки.

Лирическое сопрано
до I октавы — до III октавы
Голос «мягкого», задушевного тембра, несколько напоминающий звучание муз. инструмента — гобоя. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука.

Лирико-колоратурное сопрано:
до I октавы —ми, фа III октавы
У этого вида голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания. Отличается природной беглостью, легкостью, подвижностью, но уступает в этом колоратурному сопрано, при этом имея более звучную «середину», что позволяет певицам л-к.с. исполнять репертуар как лирического, так и лирико-колоратурного сопрано.

Мужские голоса подразделяются на :

Контратенор — голос с диапазоном до ми 2-й октавы обладает светлым тембром, звонкими верхними нотами. Очень редкий тип голоса.

Лирический тенор (di grazia) — голос мягкого, серебристого тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука (диапазон : от до первой - си, до третьей). .

Лирико-драматический тенор (spinto) — исполняет партии лирического и драматического репертуара. По силе звука, по драматизму выражения лирико-драматический тенор уступает драматическому.

Драматический тенор (di forza) — голос большой силы с ярким тембром. Иногда, по густоте и насыщенности звучания, драматический тенор можно принять за лирический баритон.

Баритональный тенор — голос, обладающий чертами как баритона, так и тенора. По силе звучания может быть равен как лирическому, так и драматическому тенору (например, в партии Миме из цикла «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера), но имеет более короткий верхний участок диапазона.

Драматический тенор - объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный.
Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).
Контр - тенор - голос, звучащий в тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной, барочной музыке. (Гендель, Бах, Каччини, Монтеверди)

Лирический баритон — голос, звучащий легко, лирично, но типично баритонального оттенка. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, может исполнять как лирические, так и драматические партии.

Драматический баритон — голос более тёмного звучания, большой силы, мощного звучания на центральном и верхнем участках диапазона. Партии драматического баритона более низкие по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот[2].

Бас-баритон — это голос, обладающий как чертами баса, так и баритона - обычно имеет довольно свободный верх, так же как и низ, но без профундовых нот. Способен петь как репертуар баритона, так и баса. Довольно часто бас-баритоны обладают очень богатыми тембрами, мощным звучанием.
Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы).
Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан( Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).

Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон : до большой октавы -ре, ми первой октавы).

По высоте
высокий бас (бас-кантанто, живой бас)
центральный бас
низкий бас-профундо

По тембру
баритональный бас
характерный бас
глубокий бас (бас-профундо)
комический бас (бас-буффо)

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона, тембр носит ярко выраженный басовый характер. Этот тип голоса иногда имеет проблемы с верхним регистром, хотя звучит он у поставленного голоса весьма мощно (до первой октавы гораздо мощнее, нежели у высоких басов). Этим голосам доступны партии, требующие насыщенного звучания нижнего диапазона до F2 (Фа большой октавы), а иногда E4 (Ми большой октавы). Рабочая середина: G2—C4 (соль большой октавы — до первой октавы).

Полина Андреева

Рустам, "тванг" вреден для связок. Но если Вы продолжаете петь в эстрадном стиле, то не так скоро обнаружите влияние. А если после практики такого звукоизвлечения перейдете вновь на академическую манеру — почувствуете дискомфорт и недостатки звучания. Придется после этого, как минимум, молчать определенное время. Затем бережно восстанавливаться на постановочных упражнениях.

Рустам Хакимов

Рустам Хакимов

Полина, очень интересно, откуда информация про вред тванга? Это из той же оперы, что черная кошка перешедшая дорогу-это к беде, или все-таки доказанный факт?

Рустам, это давление на связки при зажатой гортани, плюс высокая опора. И думаете редко к преподавателям-академистам обращаются для исправления такие экспериментаторы, которым нравится выступать и так, и сяк?)

Полина, Понятно)) А если говорить объективно, то гортань не зажата и для пения с твангом абсолютно не требуется большого количества подсвязочного давления. Тванг создается благодаря сужению* преддверия гортани, что приводит к созданию формант, которые слушателем распознаются как "металлические". ВПФ, о которой так любят говорить академисты, создается как раз-таки благодаря этому же самому механизму. У вас есть какие-то претензии к голосу Адама Ламберта, например? Или того же Майлза Кеннеди? Оба поют с твангом и делают свою работу прекрасно.

Рустам, боюсь Вас расстроить, но металлический оттенок в академическом пении совсем не то, что под этим названием понимают эстрадники) Настоящий природный металлический блеск (как говорят академисты) искусственно никак не сделаешь. Он либо есть, либо его нет, тогда принято развивать другие преимущества конкретного голоса.

Полина, а какова физиологическая причина этого блеска? Или это дар Божий иррационального происхождения?)

Рустам, что Вы — у меня вообще ни к кому никаких претензий!))
А что касается приведенных Вами в пример исполнителей, то там хорошо слышно и хрипотцу, и сип, и не полное смыкание в общем. Для академиста - это все повод срочно бежать к фониатру.

Рустам, да, если угодно, примерно так) Это целый комплекс некоторых данных, таких, как: длина и ширина складок, расположение и объем резонаторов и др.

Полина, а, т.е. это не намеренно расщепленный звук и не намеренно используемый субтон, а проблемы с голосом?)) если вдруг будет интересно, посмотрите их гастральные графики (спойлер: они просто дикие), обратите внимание, насколько высокая тесситура их песен, какова длительность концертов и по сколько лет они в таком режиме работают. Как бы сдюжить такое, имея проблемы с постановкой голоса?

Рустам, у них нет проблем с постановкой голоса. Они поют себе в своей манере - и хорошо!) Перечисленные Вами приемы сами по себе, проблемы сами по себе. Эти приемы, конечно эффектные в определенном смысле, но вовсе не полезные. Тесситура для хорошего академиста, тем более для "bel canto" скромная, извините. А лечат голосовой аппарат они регулярно. Об их графиках и длительности концертов имею представление. Вы что думаете, я только вокальными упражнениями в жизни интересуюсь?))

Полина, Полина, при всем уважении, но вы один из тех представителей академа, который верит в байки о вреде расщепления, субтона, тванга и прочих приемов. Откуда у вас эта информация? Вам ваш педагог рассказал? Другие исполнители академа? Или на что вы опираетесь, делая такие выводы? Ответьте на эти вопросы пожалуйста. И будьте добры, парируйте такой аргумент: не так давно в этом же сообществе было видео одного из ведущих фониатров России, где он говорил о том, что правильно расщепленный звук зачастую менее травмоопасен, чем академический. Вы рассуждаете исходя из изученных научных работ о голосе, или исходя из заплесневелых баек академа о том, что все, что не академ-то от лукавого?

Рустам, я не смотрела этого фониатра, посмотрю, если найду. Опираюсь я на практику. На обращения эстрадников и джазистов (время-от-времени), у которых что-то сузился диапазон, потускнел тембр, тяжеловато физически стало петь. и пр. У академистов тоже часто проблем хватает (не доформирована оптимальная позиция, утрачивается позиция, перегрузки, неправильно подобранный репертуар и др.).
Вам же самому мирозданием предоставлено право верить во всё, что угодно.
С уважением.

но ведь может быть так, что то, что вы интерпретировали как тванг (и прочие вредные в вашем понимании приемы) на самом деле были просто зажимами и к обсуждаемым приемам отношения не имели? Это вполне вероятно, т.к. раз уж вы в академ. жанре работаете, то нюансов современного исполнения можете не знать. В любое случае всего доброго)

Ирина Логинова

Евгений Ермилов

Евгений Ермилов

Рустам, Вы говорили, что не беретесь оценивать академистов, а сейчас вступили в спор на академической почве. Приводя свои примеры, Вы упустили одну вещь - чистые академисты работают без микрофона. И если при работе с микрофоном все перечисленные Вами вокальные приемы вполне безопасны, то ответьте мне на один простой вопрос, можно ли с помощью одного гроула или скрима 2 часа озвучивать Большой театр без микрофона под оркестр? Если Вы скажете "да, можно, и никакого вреда не будет", я Вам поверю.

Спор начался с утверждения, что прием, который в т.ч. в академ.вокале используется назвали вредным для голоса просто потому, что по вероятнее всего спутали с зажимом. Кстати, то самое сужение преддверие гортани создающее ВПФ и снабжает голос теми частотами, благодаря которым голос "пробивается" через оркестр. На ютубе можно найти видео, в которых этот факт доказывается на приборах. А теперь что касается эскрим вокала и озвучки театра: во-первых, давайте возьмем во внимание тот факт, что в специализованных помещениях особая акустика, которая даже не поставленный голос сделает слышным достаточно далеко. Да, с поставленных голосом который изначально готовили под задачи озвучивать большие пространства без микрофона он не сравнится, но все же акустика помещения играет в этом всем очень и очень значительную роль. Во-вторых, экстрим вокал априори не может быть слышен далеко. В нем нет и не может быть тех формант, которые сделают это возможным. Как вы увязали безопасность техники со способностью озвучивать без микрофона большой театр экстрим вокалом?)

Классификация голоса

Вокал – это умение петь, правильно использовать певческие способности. Певческий вокал, в отличие от разговорного, имеет более точную высоту гласных звуков длительное звучание. А их виды имеют свою классификацию. Его диапазон равен двум, или более, октавам, тогда как разговорный ограничивается одной. Какими бывают тембры голоса? Об этом ниже.

Типы голосов

Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:

Тембр голоса

Классификация мужских вокалов

На заметку: Вокал теноровой группы является самым высоким регистром, а басовой – самым низким.

Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.

Самый низкий тембр голоса

Тенор

Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:

  • Драматический тенор. Вокалисты, обладающие этим высоким мужским тембром, отличаются «металлическим» оттенком в звучании. Примером является партия Хозе из оперы «Кармен», партия Германа из «Пиковой дамы»;
  • Лирический тенор. Певец этой теноровой группы обладает высоким бархатным и мелодичный тембром, достигая фальцета. Окрас звонкий, нежный, мягкий. Высокий тембр голоса тенор присущ Лучиано Паваротти, Пласидо Доминго.

Баритон

Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.

  • Лирический баритон наделен плотным высоким оттенком и тесситурой. Лирическим баритоном обладал Жермон в «Травиате»;
  • Драматический баритон раскрывается в верхах диапазона голоса в центральном регистре. Драматическим баритоном была исполнена партия князя Игоря в одноименной опере.

На заметку: Из эстрадных артистов этим вокалом обладали: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Элвис Пресли.

Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.

Бас включает две разновидности звучания вокала:

  • Высокий бас отличается звучностью верхних нот, яркостью среднего участка диапазона. Голоса малоподвижны. Примером является партия Кончака опера «Князь Игорь»;
  • Низкий бас образует густоту звучании нижних нот, бархатность тембра. Низкий тембр голоса можно услышать в партии Сусанина в опере «Жизнь за царя».

На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.

Классификация женских голосов

От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.

  • сопрано;
  • меццо-сопрано;
  • контральто.

Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.

Женские голоса классификация

Сопрано

Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.

  • Колоратурное сопрано отличается подвижностью, гибкостью, свободными верхами. Колоратурным сопрано звучала партия Людмилы в опере «Руслан и Людмила»;
  • Драматическое сопрано наделено мощным звучанием, сильными верхними нотами, богатством среднего и нижнего регистров. Его примером является партия Ярославны в опере «Князь Игорь», Лизы в «Пиковой даме»;
  • Лирическое сопрано обладает сильным звучанием в верхнем регистре, светлым тембром. Это партия Татьяны в опере «Евгений Онегин», партия Маргариты в «Фаусте».

Меццо-сопрано

Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.

Контральто

Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».

Что такое тембр

Тембр вокала – выразительно средство певческий индивидуальных способностей. Классификаций тембров огромное количество, но вокал человека уникален, нельзя его вписать, какие-то определенные рамки. Тембры мужских и женских голосов в хоре могут быть разнообразны и идентичны, деление на группы помогает дирижеру управлять хором, создавать красочное и эмоциональной наполненное исполнение.

На окрас, тембр и высоту вокала влияют следующие факторы:

  • возрастные измерения;
  • плохая осанка;
  • горячая, холодная, острая пища;
  • стресс;
  • курение и алкоголь;
  • простуда.

Как определить тембр голоса

Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.

Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.

В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом. Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты. Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.

Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.

Диапазон голоса

Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист.

Виды голосов в пении

Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:

  • упражнения на дыхание;
  • распевка;
  • правильная постановка вокала;
  • снятие зажимов через дыхание и придыхание.

Упражнения для развития и расширения диапазона

Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске. Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание.

Субтон

Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.

Снижение придыхания

После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.

Удержание звучания

Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.

От низкого до высокого

Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым. Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным.

Расслабление

Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.

На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.

Упражнение для шейно-воротниковой зоны

Упражнение для разминки плеч

Занять исходное положение, плечи расслабить выполнить круговые движения: 4 раза вперед, 4 раза назад.

Упражнение разминка артикуляционного аппарата

Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.

Классификация голосов

После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.

Металлический трансовый голос

Металлический трансовый голос используют все гипнотизеры. Металл в голосе, доведенный до крайних степеней, позволяет легко ввести пациента в любой транс, как поверхностный, так и глубокий. Металличность голоса - одно из эффективных средств лечения подсознания за счет упорядочивания хранящейся информации. Примерами металлического голоса могут служить голоса певцов. Металлическим голосом исполняют песню «Мамбо итальяно».

Основные характеристики металлического голоса - его безэмоциональность и монотонность. Смысловая характеристика формулы не решает главной задачи при наведении транса. Главная задача вызывания трансового отклика решается металличностью голоса.

При использовании металлического голоса применяют две разновидности трансогенных техник. Первая - произнесение слов и фраз нараспев, намечая паузы между словами, сглаживая паузы между фразами и повторяя фразу 3-5 раз. Закончить произнесение формулы, вводящей в транс, можно двумя путями: резко повысить голос и оборвать звук или же, наоборот, медленно протянуть последний слог, постепенно понижая его. Вторая разновидность - произнесение формул с четко выраженной паузой между словами и фразами.

Металлический трансовый голос следует отличать от жесткого голоса грубых людей. Жесткий голос похож на металлический, но отличается от него эмоциональностью и смысловым подтекстом. Жестким голосом командуют людьми, заставляя их совершать поступки против своей воли. Жесткий голос - это средство насилия, он дезорганизует подсознание.

Металлический голос редко бывает дарован людям от рождения. В основном его вырабатывают, слушая других обладателей металлического голоса.

Скрипучий голос

Скрипящий или скрипучий голос похож на скрип трущихся друг о друга металлических или деревянных поверхностей. Такой голос бывает у противных желчных старух, донимающих домочадцев злобным ворчанием. Формулы принуждения у старух бывают очень длинными - до 20-30 речевых тактов. Чтобы произнести такую формулу, нужно обладать отменным здоровьем и отточенной техникой использования голоса. Наверное, они всю жизнь тренировались в злобе. Слушать такой голос неприятно. Скрипучий голос способен спровоцировать кашель, приступ тошноты и даже рвоты, боль и звон в ушах. Люди не любят такие голоса и стараются избегать общества их обладателей.

Однако в трансах автоматического письма и рисования он может быть очень полезным для реанимации трансовых откликов из прошлого. Не старайтесь походить на старух во время сеансов трансформации, используя длинные формулы. Формулы для скрипучего голоса должны быть краткими и состоять из 3-5 слов. Повтор или продолжение другой части формулы хорошо ложится через 1-2 трансовых такта и вызывает трансовый отклик по закону подобия.

Основное свойство скрипящего голоса, имеющее для нас практический интерес, - способность переводить человека из одного трансового состояния в другое. Скрипящий голос желательно освоить, наблюдая за стариками и слушая их речь. Скрипучий голос - не постоянная черта злых старух, они могут разговаривать и нормальным, спокойным голосом. Но когда старухи хотят кого-нибудь донять или заставить выполнить что-то такое, чего другие не хотят делать, тогда они используют скрипучий голос. Скрипучий голос - это специальный прием для принуждения.Как освоить скрипучий голос? Он чем-то напоминает голос-«паутинку», но сильно отличается от него по технике извлечения и энергетике. Старухи говорят скрипучим голосом, практически не выдыхая, что сильно отличает его от других способов звукоиз-влечения. Кроме того, они практически вонзают взгляд вглубь тела, проникают им до какой-то границы и начинают скрипеть. Вонзить взгляд нужно приблизительно на глубину 1,5-3 сантиметра до появления противного дребезжания голоса и чувства онемения в теле в месте проникновения взгляда. Буквально на втором-третьем слове онемение начинает быстро распространяться по телу, и человек становится обездвиженным, пока вы дребезжите и скрипите.

Необходимо отметить, что во время использования скрипучего голоса сильно изменяется цветовое восприятие как у терапевта, так и у пациентов.

Скрипучий голос легко вводит пациентов в трансовое состояние, и на последующих этапах сеанса его можно уже не использовать.




Скандирующий голос

Скандирующий голос обладает прекрасными гипногенными свойствами, погружая в транс психически неустойчивых пациентов или упрямцев, не желающих вникать в инструкции терапевта. Этот голос целесообразно применять в тех случаях, когда под влиянием негромкого трансового голоса основная группа пациентов вошла в транс, а один или два человека активно сопротивляются. Переход от негромкого голоса к громкому и скандирующему вызывает у них оцепенение и спокойное погружение в транс. Для остальных членов группы, погруженных в транс, скандирующий голос также полезен в качестве средства, поддерживающего транс.

Скандирующий голос гипнотизера занимает промежуточное положение между голосом поэта, читающего свои стихи, и завыванием котов. Несмотря на необычность примеров, скандирующий голос гипнотизера очень похож именно на эти феномены. У поэтов следует взять интонации и «тянущую» манеру произнесения, особенно согласных звуков. У котов следует поучиться жуткому тембру и тоже способности тянуть звуки. Сочетание этихдвух замечательных качеств голоса вызывает эффект легкого наведения транса автоматического рисования и письма. Не удивляйтесь рекомендации учиться трансовому голосу у мартовских котов. Природа трансов одна для всех, а коты - отличные гипнотизеры.

Скандирующий голос требует больших пауз между формулами. Сама формула может быть краткой, но за счет скандирования она получается длинной. Формула для наведения транса скандирующим голосом должна быть четкой и выверенной. Скандирующий голос похож на металлический и близок к нему, но отличается большей напряженностью и эффектом застрявшего в горле звука «л-л-л-л».

Различают два способа скандирования: в голос и внутренним голосом без произнесения звуков. Скандирование внутренним голосом предшествует скандированию в голос и является первым этапом наведения транса, своеобразным проверочным тестом на приемлемость для пациента самой техники скандирования.

Техника трансогенного скандирования заключается в следующем. Опустите взгляд на поверхность тела пациента в области лица или груди и медленно отводите его в сторону. На расстоянии 2-4 сантиметров от поверхности тела вы неизбежно попадете в такую точку пространства, при взгляде на которую вы будете слегка покачиваться вперед-назад или вправо-влево. Медленно и глубоко вдохните и медленно выдыхайте, следя за реакциями пациента и продолжая смотреть в эту точку.

Во время дыхания пациент может начать раскачиваться в такт вашему раскачиванию. Этот феномен означает, что вы (терапевт) энергетически подстроились к пациенту. Теперь медленно произносите трансовую формулу внутренним скандирующим голосом и следите за реакциями пациента. Если пациент начинает покачиваться сильнее или слабее в такт внутреннему скандированию, значит, есть смысл скандировать трансовые формулы в голос. Если пациент не реагирует на внутреннее скандирование терапевта, следует подумать о более подходящей технике наведения транса.

Иногда терапевты проводят пробу на скандирующий голос, предупреждая пациента о том, что голос терапевта во время сеанса может быть необычным и не следует этого пугаться. Подобное предупреждение, как показал опыт, не бывает лишним.

Применять скандирующий голос следует осторожно, у части пациентов любой громкий звук, а тем более скандирующая речьвызывает обострение болезненной симптоматики. Скандирующий голос применяют тогда, когда возможности других голосовых техник исчерпаны или перед вами упрямый и негативно настроенный пациент, ищущий повод сорвать сеанс и уйти победителем. Когда пациент привык к терапевту и доверяет ему, можно широко варьировать голосовыми техниками. Эффективность скандирования возрастет, если в группу отобраны пациенты, которым показано применение скандирующего голоса.

«Пулеметный» голос

«Пулеметный» голос характеризуется очень громким, быстрым и монотонным произнесением длинных формул без выделения пауз между словами и фразами. Речь напоминает пулеметную или автоматную очередь. Высота голоса - почти крик на грани истерики. Формула может включать в себя до 200 слов и даже больше.

Трансовый эффект достигается за счет громкого произнесения очень длинной формулы. Лечебный эффект - за счет включения в формулу скрытой или явной инструкции, противопоставления, метафоры или аллегории. Именно метафоры, аллегории и противопоставления являются ядром формулы и впоследствии изменяют личность.

Формула, произнесенная «пулеметным» голосом, практически полностью «въезжает» в подсознание и вызывает не только рисовальный транс, но и в значительной степени кодирует пациента. Несмотря на высокий гипнотический эффект, «пулеметный» голос следует применять с величайшей осторожностью.

У некоторых пациентов подобный стиль наведения транса сначала вызывает благоприятный эффект, но впоследствии они начинают испытывать страх. Поиск корней страха приводит к словам из длинной формулы, произнесенной «пулеметным» голосом. Эти слова не составляли ядро формулы и не были ключевыми, указывающими на проблемную ситуацию. Однако безразличные слова стали болезнетворными в результате лечения. Причины данного явления неясны, и это сужает терапевтические возможности «пулеметного» стиля вызывания трансового отклика.

Крик

Крик, точнее, выкрикивание очень короткой формулы, состоящей из одного или двух слов, также обладает трансогенным эффектом. Выкрикивание применяют для очень узкой группы пациентов, нечувствительных к громкой, негромкой и тихой речи, а также не реагирующих на скважность речи. Строго говоря, выкрикивать можно не только лечебную формулу, но и любой звук или слово. Рисовальный автоматический транс с хорошим лечебным эффектом развивается даже в ответ на выкрикивание бессмысленных звукосочетаний.

Эффективность крика зависит от предварительной предтран-совой подготовки пациента. Подготовку осуществляют следующим образом: пациенту долго и терпеливо объясняют существо его проблемы, стремясь вызвать в нем замешательство или недоумение. Когда эффект замешательства достигнут, самое время выкрикнуть формулу.

Торжество резонанса

Эффект рисовального транса достигается при любой высоте голоса. Многое зависит от темперамента терапевта, особенностей пациентов, решаемых задач и даже от погоды. В ежедневной практике все же следует отдавать предпочтение негромкому или тихому голосам, привлекающим внимание пациента. Громкие голоса с успехом используют при трудных, неординарных случаях или при лечении пациентов с нарушенным интеллектом.

Излишняя эмоциональность речи не способствует вызыванию трансовых откликов, поэтому следует избегать эмоциональных подтекстов в речи. Монотонность голоса также может «убить» транс. Оживляют голос и увеличивают его трансовость состояние «паутинки» или внутренней улыбки терапевта. Тренировка голоса и оттачивание техник вызывания трансового отклика приведут к автоматизму в использовании трансовых стилей. Во время сеанса вам даже в голову не придет размышлять, какой голос лучше использовать. Голос будет литься сам собой или трепетать, как паутинка, в зависимости от складывающегося диалога, и пациентохотно погрузится в транс. Однако естественность возникает в результате долгих и вдумчивых тренировок голоса.

При анализе ключевых слов обращайте внимание на тональность вашего собственного внутреннего голоса, возникающего в ответ на слышимую речь. Ваш внешний голос должен точно сре-зонировать с тональностью внутреннего голоса. Внешний голос не может и не должен быть идентичен внутреннему. Каждому звуку внутреннего голоса соответствует определенный звук голоса внешнего. Внутренний звук проецируется в звук, произносимый обычным голосом. Звук внешнего голоса, настроенный на звук внутреннего голоса, становится мелодичным и трансовым.

В каждом движении пациента, в его руках, мимике, интонации речи заложена инструкция о том, каким голосовым стилем следует пользоваться при взаимодействии с ним. Ваш голос не обязательно должен совпадать с голосом пациента по звучанию, но должен точно соответствовать резонансной настройке на внутренний голос. Слушайте голос пациента и ищите глазами то место на его теле и в пространстве вокруг него, при взгляде на которое вы услышите свой внутренний голос, резонирующий (откликающийся) на речь пациента. И тотчас ваш внешний голос отреагирует изменением тембра, тональности и паузности. Ваш внешний голос в точности соответствует возможностям восприятия пациента. Он вас слышит и понимает инструкцию, заложенную в вашей речи. Как только вы отведете свой взгляд от этой точки, ваш внутренний голос замолчит, внешний голос не будет резонировать с внутренним и ваша речь перестанет быть значимой для вашего пациента.




Читайте также: