Гравюра на металле инструмент

Обновлено: 25.06.2024

Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.

Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами. Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.

Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати. При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).

Резцовая гравюра (резец)

Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.

Резцы для гравировки по металлу.

Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.

Отличительные признаки резцовой гравюры:

  • точки имеют треугольную форму, так как ставятся концом штихеля;
  • штрихи имеют острые концы с одной или двух сторон (в местах входа или выхода штихеля из пластины);
  • из-за значительного нажима на штихель линии получаются скованными и меняют толщину при разном погружении инструмента.

А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.

А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470 г.

Сухая игла

Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).

Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.

Нанесение изображения с помощью иглы.

Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.

Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:

  • линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
  • на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
  • преобладают угловатые и спрямленные линии.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

Пунктирная манера

Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.

В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.

Инструменты для гравировки пунктиром: граверный молоточек, матуар и пунсоны.

Отличительные признаки пунктирной техники:

  • При рассмотрении изображения видны точки разной формы.
  • В темных местах рисунка точки больше в размерах.

А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.

А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.

Меццо-тинто

В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения. То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира. Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.

Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто

Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто.

Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:

  • при достаточном увеличении видны маленькие насечки (зерна);
  • отсутствуют резкие линии, изображение получается мягким, с бархатистой фактурой и плавной сменой одного тона другим.

К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.

К.-В. Зеелигер. Гравюра «Аллегория восшествия на престол Александра I». Меццо-тинто. Около 1801 г.

Офорт

Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.

При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.

Травление подготовленного рисунка в кислоте.

Основные признаки гравировки техникой офорта:

  • линии свободны и одинаковы по толщине на всем протяжении, имеют немного рваные края;
  • точки всегда круглые или овальные;
  • штрихи имеют притупленные концы;
  • могут присутствовать точки и иные дефекты из-за повреждения лака кислотой (если мастер не убрал их).

А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.

А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.

И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.

И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.

Акватинта

Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.

Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.

Подготовка порошка смолы для обработки пластины.

Отличительные признаки гравюры методом акватинты:

  • при увеличении гравюры можно различить белые точки разных размеров;
  • число тонов ограничено и зависит от числа травлений, а переходы между тонами скачкообразные.

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

Лавис

Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.

В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).

Отличительные признаки гравировки методом лависа:

  • при значительном увеличении видны точки неправильной формы;
  • каждый тон отличается от другого резкими границами, а пятна тона напоминают мазки акварелью.

Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.

Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.

Мягкий лак

Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.

В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения. Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются). После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.

tehniki-16.jpg

Основные признаки техники мягкого лака:

  • изображение сохраняет фактуру бумаги, с помощью которой его создавали;
  • при рассмотрении изображения легко заметить частично соединенные друг с другом точки разных форм.

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.

Карандашная манера

В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.

При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты). Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления. После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.

Гравировальная рулетка для работы в карандашной манере

При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.

Основные признаки гравировки карандашной манерой:

  • если гравировку делали с помощью рулетки, то на отпечатанном изображении видны повторяющиеся цепочки точек (группируются в виде штрихов и могут быть круглыми, овальными, напоминать запятые);
  • в случае химической карандашной манеры штрих получается чистым, в нем точки имеют четкую границу и отстоят друг от друга на равные промежутки.

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Литография

Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.

Оттиск с камня в процессе литографии.

Оттиск с камня в процессе литографии.

В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.

На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.

Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.

Основные признаки литографического оттиска:

  • отсутствие натиска во всех деталях изображения, краска ровно распределена по всей поверхности листа;
  • литография на гладком камне схожа с обычными рисунками кистью или пером, но не имеет характерных для них скоплений краски;
  • в литография на корнованном (шероховатом) камне видны состоящие из разнородных точек штрихи.

Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.

Ф. Терзаги. «Москва. Вид на Кремль». Литография. 1857 г.

Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.

Пабло Пикассо. Серия «Бык» из 11 литографий. 1946 г.

Гравюра на стали

Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.

Базовые признаки гравировки на стали:

  • штрих на оттиске получается сухим, жестким, немного рыхлым;
  • по сравнению со штрихом на стали штрих на меди имеет более четкие границы, а штрих на цинке имеет еще более рыхлые, бархатистые края.

Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.

Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.

Мы рассмотрели основные техники, с помощью которых гравюры создавали со времен изобретения этого вида искусства. Заметим, что в работе многие мастера смешивают разные техники, например, резцовую гравюру и офорт, благодаря чему на свет рождаются новые варианты гравюрных работ. Познакомиться с историей появления разных техник гравюры можно в статье «Гравюра Российской империи история, граверы, продажи».

Гравировка на металле

Тысячи лет назад человечество освоило способ рисунка на металле. Способ основывался, как снятие верхнего слоя поверхности вещества подручными способами. Появление в обиходе человека металла, появилась необходимость освоении нового ремесла – гравировки.

Новейшее оборудование и технологический процесс позволяют создавать красивые, уникальные вещи. Станочный способ предполагает работу в автоматическом режиме, что существенно экономит время. Для домашнего вида работ, достаточно освоить способы художественного дела. Перенос рисунка возможно произвести лазером или специальной машинкой.

Гравировка на металле

Гравировка на металле

Основные виды гравировки на металле

Ремесло под названием гравировка появилось множество столетий назад. Предметы и украшения, выполнение с индивидуальной гравировкой передаются поколениями. Гравировка на металле позволяет придать изделию индивидуальный вид и уникальность. На практике имеется несколько видов гравировки.

Ручная гравировка появилась самой первой, пользуется спросом при выполнении ювелирных украшение по сей день. Детали, имеющие неровную поверхность обработать машиной практически невозможно. Нанесение надписей на кольцах и других украшениях выполняется в основном ручным способом. Инструментом для работы служит штихель, небольшая стамеска с заостренным концом. Гравировка ручным способом делает приятным внешний вид, добавляет стоимости. Минусами данного способа стоит отметить высокую цену, выполнение работ требует необходимых профессиональных навыков и мастерства.

Ручная гравировка на металле

Ручная гравировка на металле

При механическом способе применяется специальный станок, используемый инструмент спец фреза, которая снимает часть верхнего слоя с поверхности изделия. Простая работа, а также невысокая ее стоимость сделали данный способ практически самым распространенным. Поверхность изделия должна быть максимально ровной и соответствовать размерам станины при оборудовании. Материалы повышенной прочности обрабатываются инструментом с алмазным напылением.

Лазерная гравировка на металле более новый способ обработки изделий. Быстрота работ, доступность технологий сделали метод наиболее используемым видом. Изделие принимает необходимый рисунок или надпись путем выжигания при гравировке лазером.

Процесс лазерной гравировки на металле

Процесс лазерной гравировки на металле

Данный вид имеет несколько минусов, одним из них является то, что надпись или рисунок быстро стираются с продукта. На ювелирных изделиях лазерная гравировка смотрится эстетично, качество работы зависит от инструмента и квалификации мастера.

Общая технология

Выполнение процессов гравировки предполагает множество видов техник. Основные способы это ручная и механическая, последняя подразделяется на категории оборонной и штриховой.

  1. Объемный рисунок возможно получить путем применения оборонной гравировки, более глубокая обработка подразумевает трехмерную гравировку.
  2. При выполнении поверхностных действий применяется штриховая техника. Процесс производится в несколько шагов, наносятся линии контура обработки, штриховыми движениями снимается часть металла с поверхности.

Оборонная техника гравировки Штриховая гравировка

Самостоятельное выполнение резцовой гравировки выполняется штихелем. Специальный инструмент возможно приобрести в художественных магазинах. Принадлежности для ручного процесса подразделяются на типы:

  • Мессер — штихель необходим для изготовления тонких линий.
  • Гравировка, предусматривающая параллельные линии делается реп-штихелем.

Инструменты для гравировки по металлу невозможно использовать без качественной заточки штихеля. Для качественной работы нужно обточить инструмент мелкозернистым точильным камнем, после чего протереть кожаной тканью.

При работах мелкими предметами, понадобится специальная подушка. Изготовить данный инструмент можно своими руками, материал одинаковых размеров соединяется нитью по краям. Необходимо оставить промежуточное место для наполнения сыпучим материалом или песком. Заготовка выворачивается наизнанку, в образованное отверстие высыпается песок, после чего вся остальная часть подушки зашивается строчкой.

Использование инструмента потребует аккуратного отношения и предварительных навыков. Нужно использовать инструмент как обычную ручку при письме, большим пальцем рабочей руки придерживают инструмент сбоку.

Гравировка по металлу выполняется от себя, в случаях изменения направления рисунка или надписи, наилучшим вариантом остается разворачивать подушку в нужных направлениях.

Нанести рисунок на металл возможно путем лазерной гравировки. Уникальное изделие может использоваться в виде подарка или подписи фурнитуры. Изменение дизайна, надписи на металлических изделиях, доступны такой технологией, как лазерная гравировка.

Цветная гравировка

Нанесение рисунка в цветном виде происходит с использованием стеклографа, выполненного в форме карандаша или тушью. После гравировки, поверхность обрабатывается бесцветным лаком, чтобы сохранить максимально дольше результат. Четкий рисунок возможно получить с помощью красок на масляной основе, перед нанесением поверхность расцарапывается и обрабатывается краской.

Цветная гравировка

Чернение возможно получить без использования специального оборудования. Применяется смешанные вещества карбоната калия и серы, пропорции соблюдаются один к двум. Необходимо поместить смесь материалов на медленный огонь в удобной таре, процесс необходимо пристально контролировать и перемешивать состав. После почернения состава, огонь выключается, а смесь перетирается в ступе. Процесс чернения происходит несколькими шагами:

  • Состав смешивается водой в соотношении один к 9.
  • В специальную емкость опускается предмет, подготовленный к выполнению действий.
  • Нагрев детали происходит до того момента, пока не произойдет чернение, материал должен приобрести необходимый оттенок.

Перед нанесением надписи необходимо сделать сделать фон, такие случаи не требуют обработка лаком. Гравировка по металлу может быть выполнена с разными оттенками, достаточно смешать специальные вещества. Раствор из хлористого цинка и медного купороса придаст детали темно коричневый оттенок, смешивание производится 1 к 1 водой. Сероватый оттенок возможно получить из смеси 2 гр. поташи и серы, обычной поваренной соли к литру воды. Раствор сернистого калия в соотношении грамм к 250 гр. воды, придаст изделию красный оттенок.

Чернение гравировки

После окончания деятельности удаляется используемый лак. Существует техника черни, процесс не схож с чернением при гравировке по металлу. Процесс возможно произвести только механическими способами, из подручных предметов исполнение невозможно.

Способы гравировки в домашних условиях

Процесс гравирования по металлу выполняется несколькими известными способами. Все возможные варианты отличаются необходимым инструментом и навыками.

Лазерная гравировка, осуществляемая по металлу потребует наличие необходимого оборудования. При небольших объемах деятельности, затраты на покупку оборудования можно считать неприемлемыми. Гравировка лазером позволяет отображать малейшие детали при работе, рисунок выглядит четко, без помарок. Данный вид подходит для предпринимателей, ремесло у которых является основным видом дохода.

Ручное выполнение потребует всего нескольких инструментов, наличие химических составов. Высокое качество рисунка возможно получить только при наличие определенных навыков в данной сфере. Инструмент для работы должен быть отлично заточен и разнообразен, для выполнения деятельности на профессиональном уровне.

Использование специального прибора для нанесения рисунков и надписей

Получение качественного изделия по окончанию процесса – главный приоритет любого мастера. Для выполнения работ своими руками, в домашних условиях, наилучшим вариантом является приобретение инструмента под названием гравер. Наличие множества оснасток, приспособлений расширяют спектр применения и делают труд удобным. Механическая гравировка выполняется по технологии.

  1. Перед тем, как сделать гравировку необходимо подготовить узор или рисунок. Разметить изделие можно тонким маркером или заточенным карандашом, также можно воспользоваться копиркой.
  2. Использовать инструмент необходимо при достаточном освещении, работы производить в одном направлении, чтобы избежать отколов и заусенцев.
  3. По окончанию действий с металлом, область произведения покрывается бесцветным лаком. Для закрепления результата возможно использовать воск, наносимый тонким слоем на изделие.

Ручной гравер

Использование ручного гравера или бор машинки необходимо производить только со специальным инструментом. Выбор насадок настолько велик, что существует вероятность перепутать инструмент, что в конечном итоге приведет к порче изделия.

Нанесение рисунка, используя подручный набор материалов

Различные виды гравировки в домашних условиях возможно выполнить путем электрохимического воздействия. Для использования понадобится набор средств, которые имеются у каждого под рукой.

  1. Емкость соответствует полному размеру изделия. Деталь должна полностью помещаться, горлышко должно быть наиболее широким для удобной работы. Для небольших изделий подойдет граненый стакан, наилучшим вариантом остается стеклянная банка.
  2. Провода для соединения с зажимами. Возможно использовать бытовую прищепку с фольгированными зажимами, но лучше воспользоваться специальными «крокодилами».
  3. Источник напряжения. Достаточно зарядки от мобильного телефона выходом более 1 ампер. Возможно использование зарядного устройства для аккумулятора автомобиля или бытовых приборов мощностью до 12 вольт.
  4. Соль используется в необходимой концентрации, на 250 мл воды, примерно 2 чайные ложки.
  5. Лак для ногтей. В хозяйственных магазинах существует заменитель – цапон — лак. Состав идентичен, также легко оттирается ацетоном или спиртом.

Процесс происходит путем нанесения рисунка на металл зубочисткой либо иголкой. После наносится слой лака на поверхность. Плюсовой провод источника питания прикладывается к изделию, минус опускается в стакан с водой, металлическим предметом. Глубина травления металла зависит от времени процесса. По окончании процесса травления, слой лака удаляется ацетоном.

Гравирование по металлическому предмету бормашиной

Инструмент работает путем снятия слоя металла с поверхности изделия.

Цена бор машинки кусается, поэтому для использования несколько раз – покупка не целесообразна.

Для использования данного способа понадобится набор различных насадок. Сделать гравировку машинкой не отнимет множество времени на подготовку и процесс. Перед началом действий с металлом, следует протестировать станок обычным металлом, привыкнуть к работе, полностью изучить конструкцию.

Гравировка по металлу с использованием различного оборудования

Человечество обуздало ремесло работы по металлу более пяти тысячелетий назад. Совершенствующиеся каждым днем технологии позволяют производить работы различным оборудованием.

Гравировка лазером используется совместно с пастой-раствором. Наносится раствор на материал перед процессом, на обрабатываемый участок. Лазером выжигается рисунок или надпись, путем изменения температуры, химического процесса. Раствор сопутствует растворению лишнего материала. Гравировка лазером используется в различных направлениях, но цена очень высока, за счет использования дорогостоящего оборудования.

Алмазная гравировка

Алмазная гравировка выполняется фрезой со специальным напылением и конструкцией. Исполнение предполагает четырёхгранные выемки, которые переливаются при просмотре изделия под разным углом.

Работа с объемными деталями возможна на фрезерном станке. Оборудование можно изготовить при домашних условиях, а также приобрести в специализированных магазинах. Обработка материалов фрезерным станком используется при серийном производстве, подходит для сувенирных изделий, брелоков и других металлических материалов.

Гравировка на производстве

Процесс не отличается от работ в домашних условиях. Перед действиями полируется предмет, затем обезжиривается. Перед подготовкой к процессу изделие тонируется серным раствором, который распределяется равномерно по детали.

Обведение рисунка происходит с помощью металлической иглы по приклеенной кальке. Рисунок и тени выполняются максимально реалистично, для получения качественного результата.

Лазерная гравировка на производстве

Лазерная гравировка на производстве

Далее происходит основной процесс, специальным гравером выводиться рисунок и остальные штрихи.

После работ рисунок покрывается защитным слоем из бесцветного лака либо воска. Затем изделие протирается насухо, полируется для получения блеска.

Инструменты и материалы

При потребности в качественной гравировке следует обратиться к сотрудникам специальной мастерской. Качественное оборудование для гравировки по металлу позволяет выполнить более точную и красивую работу.

Уровень подготовки, опыт мастера играют не маловажную роль в процессе и конечном результате.

Работы с металлом требуют следующих материалов:

  • Изделие или металлический кусок.
  • Лак для защиты поверхности.
  • Производственная калька.
  • Гравер – инструмент, с металлическим бором.

Как выбрать оборудование

Каждый тип оборудования сделает процесс более быстрым и качественным. Современные технологии позволяют выписывать различные узоры, надписи высоких сложностей на металле.

К примеру, использование специальной пасты на станках ЧПУ позволяет выполнять на металле узоры с отличающимся контрастом. Качественные инструменты для гравировки помогут для воплощения на металле рисунков и других идей.

Советы перед гравировкой

Для выполнения качественной работы стоит приобрести профессиональный набор для ручной гравировки. Ручной инструмент позволит набить руку, изучить все тонкости работы. После получения необходимой практики и навыков, возможно перейти к более сложным методам, используя специализированное оборудования.

Советы по гравировке на металле

Вырезание по металлу производится только качественным инструментом. Оборудование, оснастки необходимо покупать в специальных магазинах с гарантией качества. Изготовка инструмента в домашних условиях потребует выбора надежных материалов. Штихель и граверы должны быть идеально наточены для получения необходимого конечного результата. Затупленный инструмент может испортить изделие, нанести увечья мастеру, при работах режущими поверхностями стоит соблюдать технику безопасности.

Для того, чтобы гравировать металл своими руками, существует достаточно способов и технологий. Большое количество металлов, которые подвергаются гравировке дают возможность воплотить в жизнь самые креативные идеи.

Технология гравировки на стали

Существует несколько видов обработки стали, подразумевающие механическую обработку и ручную. Технология нанесения подразделяется на оборонную и штриховую. Основным инструментов для выполнения тиснения по металлу является штихель. Его можно приобрести в хозяйственном магазине, либо изготовить в домашних условиях.

Гравировка на стали

Гравировка на стали

При любом случае, стоит обратить внимание на состояние режущего элемента, произвести заточку. Технология гравировки происходит путем удаления верхнего слоя метала по направлению от себя.

Особенности гравировки на обручальных кольцах

С давних времен отличительной особенностью обручальных колец является гравировка. Подход к надписи либо рисунку происходит индивидуально, согласно предпочтению заказчика. Наиболее распространенными способами являются углубленный либо рифленый метод. Наиболее распространена работа ручным способом на ювелирных изделиях. Ювелирами предлагается множество вариантов написания текста, а также способов отображения. Сложность работы оценивается индивидуально с каждым заказчиком.

Гравировка на обручальных кольцах

Гравировка на обручальных кольцах

Распространенным способом также является лазерная гравировка. Лучом выжигается верхний слой металла, скрепляется лаком. Важно помнить, что подгонка по размеру уже готового изделия практически невозможна, необходимо заранее определиться размером и типом продукта

Штихель по металлу для гравировки

Штихель — главный инструмент для гравировки по металлу. Гравер держит в руке острый и прочный резец снабженный полукруглой деревянной или пластмассовой рукояткой для упора ладонью. Режущая кромка может быть разной формы для выполнения различных гравировальных операций. Многие граверы не довольствуются магазинными покупками, а изготавливают свой инструмент самостоятельно.

Штихель по металлу для гравировки

Делаем штихель для гравировки по металлу

Изготовление штихеля простейшей конструкции доступно домашнему мастеру, владеющему слесарными навыками. Для этого за основу берут:

  • напильник или надфиль;
  • рессорный лист;
  • часть обоймы подшипника.

Главное, чтобы сталь была высокопрочной и упругой. Прочность необходима для того, чтобы штихель успешно резал металл заготовки, долго не тупился и держал заданную форму заточки. Упругость позволит инструменту не сломаться под нагрузкой.

Более качественный резец можно получить методом ковки, но для этого следует иметь хорошие кузнечные навыки и располагать кузницей. Штихель из надфиля будет заметно уступать кованому и по прочности, и по гибкости.

Прежде, чем начинать пилить и ковать металл, следует построить чертеж инструмента. Потребуется не только масштабное изображение самого резца, но и чертеж ручки.

Как выковать штихель

Начинающие граверы обходятся покупными штихелями или переделанными из напильников. Зрелые мастера часто чувствуют потребность в надежном кованом резце.

Самостоятельное изготовление кованого штихеля требует владения кузнечными навыками на среднем уровне. Инструкция, как сделать штихель методом горячей ковки, приведена ниже.

Кованый штихель

Ковка разбивается на следующие основные этапы:

  • ковка заготовки;
  • закаливание;
  • окончательная обработка и доводка.

Во время ковки необходимо постоянно следить за температурой детали. Она определяется пирометром или традиционным методом- по цвету накала. В начале процесса деталь должна быть светло- желтой, на последних операциях-светло-красной.

Хорошо прогретую заготовку нужно клещами выхватить из горна и уложить на наковальню. Легкими частыми ударами сбивается окалина. Чтобы получить прямоугольник, применяется техника поперечной протяжки. Для формирования треугольной формы детали- ее протягивают продольно на краю наковальни, повернув под необходимым углом. Сходным приемом выполняется протяжка и для трапецеидальной формы сечения.

Более сложным образом кузнец добивается ромбообразного сечения. Сначала проводится протяжка на острие в одну сторону, затем изделие переворачивается и протягивается в обратную сторону. Часть детали при этом придется отрубить.

Следующая операция- протяжка хвостовой части резца. ее нужно дополнительно прокалить и протянуть до образования пирамидального хвостика.

Можно переходить к следующему этапу – закалке. Закаливание углеродистых сплавов проводят в следующей последовательности:

  • нагреть изделие до 805 ±15 °С;
  • быстро опустить в холодную воду;
  • проверить степень закалки надфилем: если он скользит по металлу, не образуя стружки, то нужная твердость достигнуть;
  • при образовании стружки закалку следует провести повторно.

И завершающий этап — мехобработка. На абразивном круге штихелю придается окончательная форма. Здесь же затачивают лезвие до требуемой остроты. Окончательная доводка выполняется на мелкозернистом круге.

Назначение штихеля

Для гравировки мастеру требуется комплект штихелей по металлу разной формы для гравировки различных элементов изображения. Самые распространенные- это:

  • шпиц — это резец в форме клина с уклоном от 30 до 40°, применяется для оформления контура изображения и четких элементов большой глубины;
  • мессер – напоминает нож, уклон клина от 15 до 30°, им выполняют тонкие детали;
  • флах — похож на лезвие стамески шириной 0,15-6 мм, им выбирают впадины в рисунке;
  • бол — округлое острие радиусом 0,2-0,6 мм, с его помощью выбирают полукруглые впадины, из которых формируют текстовые элементы рисунка;
  • граб — ромбовидное сечение, им выбирают крупные элементы на вогнутых элементах;
  • фассет — трапециевидное сечение с углом заточки лезвия от 50 до 115° , применяется для формирования изображений высокой сложности;
  • шатир — лезвие имеет зубчатую форму с расстоянием между зубцами от 0,1 до 0,5 мм, его применяют для получения нескольких параллельных штрихов.

Пневмоштихель

Штихеля для резьбы по металлу другой формы используются редко, при реставрационных работах и при выполнении особо сложных изображений.

Гравировка штихелем по металлическим поверхностям

Штихельная гравировка по металлу требует от гравера верного глаза, твердой руки и художественного вкуса, но прежде всего- терпения и усидчивости. Необходимо также определиться с материалом для заготовок. Медные и латунные больше подходят для начинающего мастера. Более опытные граверы работают и по другим цветным металлам, и по мягким стальным сплавам, используя специфические способы гравировки и усовершенствованный инструмент.

Все, что необходимо для гравировки из инструмента и оборудования- это рабочий стол и набор штихелей. На первом этапе освоения технологии ручной гравировки рекомендуется добиться устойчивого качества прямых и извилистых штрихов. Когда они стали получаться уверенно, можно перейти к более сложным элементам изображения.

Перед началом нанесения гравировки на заготовку мастер традиционно проверяет остроту заточки штихеля, проводя по кончику ногтя. Если полоску удается срезать без усилия и нажима- острота достаточная. Ручка зажимается в рабочей руке, большой и указательный пальцы охватывают резец в 10-20 мм от острия.

Гравировка штихелем

Лезвие упирают в поверхность заготовки под углом 35-45°, далее угол резко уменьшают до 5-10°, при этом кусочек металла вырезается из заготовки и формируется штрих. Для начинающих не рекомендуется ограничить их длину 3-4 мм. С приобретением опыта начнут получаться и более длинные.

Виды штихелей

Кроме традиционного, ручного инструмента, в последнее время все большее распространение получают механизированные резцы. Форма лезвия у них точно такая же, как и у ручного, но нажим на резец осуществляется за счет механического привода. В зависимости от типа привода различают следующие виды штихелей:

Электромеханический штихель можно купить, а можно сделать своими руками. Это потребует серьезных навыков в электротехнике и конструировании.

Гораздо проще конструкция и технология изготовления пневмоштихеля по металлу. Для его сборки достаточно выточить (или подобрать подходящий) цилиндр и поршень, который под воздействием подаваемого через патрубок сжатого воздуха будет ударять по хвостовику штихеля.

Как сделать гравировку по металлу своими руками?

Во-первых, чаще всего, такая работа выполняется индивидуально, вы становитесь обладателем эксклюзивного предмета.

Во-вторых, художественная гравировка выглядит очень красиво.

В-третьих, выполнить ее можно своими руками, в домашних условиях. Гравирование представляет собой нанесение (перенос) рисунка на металлический предмет.

Как сделать гравировку на металле в домашних условиях, какой нужен инструмент или станок или машинка? Какая цена приспособлений для гравировки? Об этом вы узнаете в нашей статье.

Художественная гравировка фото

Техника выполнения бывает ручная и механическая (используется различное оборудование).

Также она подразделяется на штриховую и обронную:

  1. Техника штриховой гравировки выполняется нанесением контурных линий и штрихов на предмет. Резьба по металлу не глубокая, затрагивает только поверхность предмета;
  2. Обронная, иначе ее называют трехмерной, механическая глубокая техника позволяет добиться объемного рисунка. См. фото.

Резцовая гравировка выполняется специальным инструментом – штихелем.

Если задаться вопросом, как сделать ее самому и где приобрести эти инструменты, то ответ прост: данный инструмент продается в тех же магазинах, где можно найти различные художественные принадлежности.

Тончайшие линии делаются мессер-штихелем. Если понадобится сделать параллельные линии, то делаются они реп-штихелем.

Штихель фото

Для выполнения качественных работ данный инструмент необходимо заточить, для этого используют мелкозернистый брусок, который предварительно смачивают водой, можно маслом.

Доводят штихель «до готовности» изделием из кожи (можно взять старый ремень), покрытым окисью хрома.

Ручная обработка мелких предметов в домашних условиях предполагает наличие специальной подушки, ее легко можно сделать своими руками: берутся два куска материи одинаковых размеров (круглые или квадратные), сшиваются между собой по краю, отступив от него немного, но необходимо оставить небольшой промежуток для того, чтобы можно было засыпать внутрь песок.

Подготовленная форма выворачивается, засыпается просушенный песок, оставшееся отверстие зашивается.

Инструмент для гравирования в виде подушки готов.

Как правильно держать инструмент в руке?

Делать это нужно так, словно вы держите обычную шариковую ручку: указательный палец должен находиться сверху клинка (так называется металлическая часть резца), а большой – придерживает его сбоку.

Работы необходимо выполнять от себя.

В случае, когда нужно изменить направление рисунка, разворачивают подушку с предметом, на котором выполняется нанесение элемента, но не меняют направление движения руки.

Что еще полезно знать о резцах?

Гравировка пистолета фото

Для выполнения гравировки своими руками в домашних условиях сначала желательно потренироваться, чтобы резьба в итоге получилась красивой.

Лучше приобрести набор инструментов: квадратным сечением резцов лучше наносить закругленные линии, круглым сечением лучше делать прямые линии.

При работе очень часто появляются заусенцы, избежать которые не получится, но убрать их можно при помощи шабера.

Шабер можно сделать самому. Для этого потребуется напильник, с граней которого нужно сточить насечку.

Перед нанесением поверхность необходимо зачистить мелкой наждачкой и отполировать. Для полировки используется специальная полировочная паста.

Паста легко заменяется окисью хрома (масляная краска). Поверхность предмета необходимо тщательно и энергично растереть. Паста растирается кожаным толстым кусочком.

Штихель для гравировки

Ручная гравировка дома требует:
— Штихель
— Заготовка из металла
— Что либо твердое удерживающее заготовку из металла, возможно тиски

Новичкам порекомендуем в виде заготовки брать металл более мягкий, например медь или алюминий.

Штихель угол фото


Штихель – это стержень, обычно размером 120 -130 миллиметров. Кончик штихеля срезан под определённым углом и заточен. Второй кончик вставлен в рукоять, обычно деревянный.
Штихель для гравировки бывают различной формы и различаются шириной рабочей поверхности. Если данного инструмента нет, его легко можно сделать самому, если есть нужные материалы.
Что бы изготовить штихель нужна инструментальная сталь. Тут прекрасно годится металл, используемый в шарикоподшипниках и рессорах. Что бы изготовить режущую поверхность, нужно применить фрезу, надфиль, напильник, нарезав тонкими полосками.
Лучшим материалом что бы изготовить штихель для гравировки – сталь марки Р18. Так же можно сделать штихель из кругов циркулярных пил. Затем заготовку затачиваем под углом, что разрешит нам сделать выемку нужной ширины.
Если говорить о ручке штихеля из дерева, то делается она обязательно из древесины твердых пород, шириной удобной для мастера держать в руке. Форма гриба – на наш взгляд самый лучший вариант.

Штихель угол фото-1

Для того чтобы рисунок смотрелся более четко и красиво используют карандаш-стеклограф или тушь.

Для того чтобы эффект от использования данных инструментов оставался как можно дольше, поверхность покрывают бесцветным лаком.

Сделать рисунок более четким можно с помощью иглы и масляных красок. Такой набор позволяет процарапать вспомогательные линии узора, которые впоследствии покрываются краской.

Художественная цветная гравировка позволяет сделать изделие цветным. Для этого те элементы, которые прокрашивать не нужно, покрываются прозрачным лаком.

Как сделать чернение металлического предмета? Специальное оборудование для этого не используется, но необходимы следующие вещества: сера и поташа (карбонат калия) в пропорции 1:2.

Данный состав необходимо поставить на огонь, для этого его пересыпают в жестяную банку. Смесь необходимо постоянно мешать, а огонь не должен быть большим.

Смесь снимают с огня, когда она становится черного цвета. Перед этим ее нужно будет перетереть в ступе, после огня ее также кладут в ступу и снова перетирают (охлажденную).

Чернение происходит следующим образом:

  • В полученную смесь добавляется вода (1:9);
  • В раствор кладется предмет из латуни;
  • Подогревается до тех пор, пока не изделие не приобретет нужный оттенок.

Сделать фон темным можно перед нанесением рисунка. Лак в таком случае не понадобится.

Коричневый цвет предмета можно сделать своими руками, выдержав его в растворе хлористого цинка и медного купороса с добавлением воды (100г, 100г, 200г соответственно).

Ручная покраска в серо-стальной цвет получается из 1 литра воды, двух грамм обычной соли и двух грамм смеси серы и поташи.

Оранжево-красный цвет получается из раствора сернистого калия: 1 грамм вещества на 250 грамм воды.

По окончании работ лак стирается.

Чернение предмета и известная нам чернь – разные вещи. Техника, которая применяется для создания черни, механическая, своими руками выполнить ее не получится.

Гравировка в домашних условиях. Способы

Выше была представлена общая технология нанесения рисунка на металлическую поверхность.

Гравировка на металле в домашних условиях может выполняться любым острым предметом. Рассмотрим несколько способов.

Нанесение выполняется, используя специальный прибор

Для создания качественного рисунка лучше использовать инструмент, который называется гравер. Можно приобрести целый набор для создания линий различных по толщине (см. фото).

Гравировочный аппарат фото

Рисунок на поверхности предмета нужно делать, соблюдая следующую технологию:

  • Узор можно сделать на предмете самому, воспользовавшись карандашом или маркером, а можно воспользоваться копировальным листком;
  • Следующим шагом будет нанесение рисунка гравером на поверхность предмета. Фрезы нужно двигать в одном направлении при хорошем освещении;
  • Получившийся результат закрепляется тонким слоем воска или бесцветным лаком.

Что включает в себя набор:

  • лак для ногтей;
  • зубочистка (спичка);
  • соль;
  • зарядное устройство для телефона;
  • стакан и жидкость для снятия лака.

Цена такого набора – минимальная, фрезы не понадобятся.

Предмет покрывается толстым слоем лака. С помощью зубочистки (спички) царапается узор. В стакан необходимо положить 2 ст. л. соли, залить водой и размешать.

Зарядка от телефона прикладывается к предмету плюсом, а минусом – ко второму любому металлическому предмету.

Второй предмет помещается в стакан с водой, и включается устройство в розетку.

Делать так нужно в течение пяти минут (можно чуть меньше – в зависимости от желаемой глубины травления). По окончанию работ необходимо стереть лак.

Данный метод хорош тем, что не используются фрезы, паста или другие инструменты, только то, что под рукой и цена будет невысока. Таким образом, в домашних условиях можно делать именные ложки, вилки, декоративный набор и прочее и все это своими руками.

Гравирока ложки бормашиной фото

Гравирование можно сделать бормашиной

Этот инструмент работает по тому же принципу, как и аппарат в кабинете стоматолога.

Цена прибора составляет около 5000 рублей, поэтому машинка приобретается, когда изделия планируется делать не единожды.

Помимо самого аппарата необходимо приобрести набор насадок, средняя цена одной насадки составляет около 50 рублей.

Неглубокая гравировка на зажигалке фото

Нужно отметить, что для работы бормашиной по металлу своими руками нужен фрезерный набор, а цена его тоже впечатляет.

Инструмент и станок сначала тестируются для достижения хорошего результата.

Гравировка по металлу с использованием различного оборудования

Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что ручная гравировка по металлу известна человечеству около пяти тысяч лет.

Выше были рассмотрены общая технология и методы, с помощью которых выполнить гравирование можно своими руками.

Посмотрим, какое оборудование может для этого использоваться.

[Лазерная гравировка] на металле отличается своей долговечностью. В этом случае используется паста, которая наносится на предмет перед обработкой. При этом паста наносится на непокрытый материал.

Технология следующая: оборудование направляет лазер на предмет, который под воздействием температуры немного переплавляется, меняется в цвете и испаряется.

С помощью лазера можно делать рисунки различной сложности и не только на металле. Цена ювелирных изделий, выгравированных лазером, высокая.

Лазерная гравировка фото

Алмазная гравировка позволяет изделию «играть» на свету за счет образования четырехгранных ямок.

Алмазная гравировка выполняется с помощью специальной фрезы, с помощью которой удаляется верхний слой металла, образуя те самые ямки.

Алмазная гравировка считается долговечной, широко применяется в ювелирном деле и сувенирной продукции. Цена на такие изделия не фиксирована, чаще всего, о ней договариваются индивидуально.

Алмазная гравировка фото

Нанести рисунок на металл можно, используя для этого фрезерный гравировальный станок, который можно не только купить, но и сделать самому.

Фрезерная обработка в виде такого станка необходима в случае мелкосерийного производства (свое дело). В противном случае, это будет лишними тратами. Станок позволяет сделать точный рисунок за счет жесткости всей конструкции.

Такой станок подходит для различных изделий: сувенирная продукция, ключи, брелоки и пр.

Помимо металла гравировальный станок позволяет обрабатывать дерево, стекло, МДФ и пр. материалы.

Если говорить о небольшом производстве, то такой станок будет просто незаменим, он прост в применении, фрезы двигаются быстро и точно. Исключается брак человеческого фактора.

Гравирование, используя данный станок, получается аккуратным и долговечным.

Чем ЛУЧШЕ гравировать металл?

В этой статье мы расскажем о том, как можно гравировать на металле, какое для этого подходит оборудование, и как его выбрать. А также, расскажем об особенностях лазерной гравировки на металле.

Оглавление

Какие металлы подходят для гравировки?

Итак, начнем с того, на каких металлах можно гравировать. Для этой задачи отлично подойдет алюминий, в том числе анодированный, латунированная сталь и латунь для гравировки.

гравировка на металле

Какие есть способы гравировки металла?

Существует несколько видов гравировки на металле. Давайте рассмотрим каждый из них.

Ручное резание

Этот способ заключается в нанесении на поверхность предмета изображения при помощи режущего стального инструмента. Так на материале создаются линии и точки углубления. Другими словами ручное резание называют художественным гравированием. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Но существуют и более быстрые способы нанесения гравировки.

ручное резание

Пескоструйная обработка

Ее суть заключается в том, что поверхность материала повреждается песком или другим порошкообразным веществом, которое распыляется сильным потоком воздуха. Когда песок попадает на поверхность металла, образуется матировка. Зернистость песка позволяет создавать различные эффекты и наносить рисунки при помощи трафарета. Плюсы пескоструйной обработки - универсальность, высокая скорость и гладкость краев гравировки.

Пескоструйная обработка

Механическая гравировка

Она осуществляется заточенной фрезой. Существует два типа оборудования для механической гравировки - пантограф и компьютеризированное. На пантографе гравируются ювелирные изделия и фамильные украшения. Компьютеризированным методом можно гравировать любое изделие из металла.

Механическим способом можно создавать объёмные изображения, но минус в небольшой производительности.

фрезерная гравировка

Лазерная сублимация

Это нанесение цветных изображений при помощи принтера или картриджа для сублимации. Для начала нужно сделать трансфер - распечатать изображение, который размещается поверх изделия. А при воздействии высоких температур краска переходит на материал, оставляя на нём изображение.

Лазерная сублимация используется для гравировки многих изделий из металла - браслетов, подвесок, часов и подставок.

лазерная сублимация

Лазерная гравировка

Это самый распространенный способ гравировки на металле. Рисунок наносится на изделие при помощи сфокусированного лазерного луча. Гравировка происходит засчёт испарения частиц материала.

В отличие от других способов, лазерной гравировкой можно заниматься в промышленных масштабах, благодаря высокой скорости.

Существует несколько видов лазерного оборудования для гравировки, но об этом мы расскажем позже.

Почему лазерная гравировка лучше?

  • Высокая точность и детализация изображения.
  • Эстетичность рисунка.
  • Долговечность. Гравировка, сделанная другим способом, со временем стирается.
  • Отсутствие риска деформации предмета.
  • Возможность выполнять массовые заказы, благодаря автоматизации производства.
  • Универсальность, ведь лазерным способом можно гравировать не только металл.

Чем растровая гравировка отличается от контурной?

Контурная гравировка подходит для нанесения на изделия печатного текста и цифр на высокой скорости.

Скорость растровой гравировки ниже, но она даёт более качественный рисунок при нанесении изображений.

Как сделать цветную гравировку?

У цветной гравировки более сложный технологический процесс, и она возможна только на металлах склонных к окислению, таких как

  • титан,
  • нержавеющая сталь,
  • цирконий,
  • алюминий,
  • никель,
  • латунь,
  • серебро.

Цвет проявляется в результате побежалости, возникающей вследствие интерференции света в оксидной плёнке. Оттенок и насыщенность цвета зависят от нескольких факторов:

  • длительности воздействия лазерного луча,
  • толщины металла,
  • теплофизических параметров материала,
  • мощности излучения,
  • толщины оксидной плёнки.

Например, на титановой пластине при длительности импульса 80 наносекунд, скорости движения луча 24 мм/с, частоте импульсов 95-100 кГЦ и мощности излучения 4,5 Вт получился гравировка фиолетового цвета.

Обзор оборудования для лазерной гравировки металла

Нанести гравировку лазерным способом возможно либо при помощи оптоволоконного маркера, либо CO2 гравера. Давайте рассмотрим каждый из этих способов.

Оптоволоконный маркер

Лазерный маркер считается универсальным оборудованием для гравировки и маркировки металла.

От других способов его отличает несколько преимуществ:

  • Отсутствие расходников.
  • Высокое качество.
  • Простота в управлении.
  • Небольшие затраты электроэнергии.
  • Высокая скорость работы.
  • Не требуется специальных знаний для настройки.
  • Бесконтактное нанесение гравировки на изделие.
  • Возможность установки поворотного устройства.
  • Небольшие габариты.
  • Отсутствие термической обработки в зоне реза.
  • Можно гравировать разные материалы.

Маркиратор

Какие изделия можно гравировать?

На лазерном маркере можно гравировать, как штучные изделия, так и использовать его для серийных производств. Перечислим основные:

  • украшения,
  • штрихкоды,
  • нанесение логотипов,
  • серийные номера,
  • шильды,
  • брендирование сувенирной продукции,
  • таблички,
  • визитки и не только.

В каких отраслях применяется волоконный маркер?

  • реклама,
  • ювелирное производство,
  • медицина,
  • оборонное производство,
  • стоматология,
  • торговля,
  • кораблестроение,
  • автомобильная промышленность,
  • инструментальное производство,
  • производство электротехники.

гравировка

Как выбрать лазерный маркер?

Для того, чтобы определиться с выбором лазерного маркера, для начала нужно рассмотреть его основные технические характеристики.

Мощность излучателя

Главное - излучатель, ведь в нем возникает лазерный луч. В Lasercut представлено три вида лазерных излучателей - Raycus, Max Photonics, IPG.

Max Photonics - самый бюджетный, но подходит только для нанесения несложных изображений.

В отличие от него, Raycus лучше держит мощность и даёт равномерную заливку. На маркере с излучателем Raycus можно гравировать сложные и объёмные рисунки и геометрические фигуры. Для некоторых из них может требоваться заливка.

А излучатель IPG позволяет делать цветное изображение на металлах. Кроме того, с ним можно выполнять задачи на больших скоростях и имеет встроенную защиту от отражений.

При выборе излучателя нужно определиться с задачами.

К примеру, на Max Photonics получить чёрный оттенок на нержавейке гораздо сложнее, чем на IPG. Но это возможно.

излучатель

Размер рабочего поля

Размер рабочего поля лазерных маркеров в среднем составляет от 75/75 до 300/300 мм. Его выбор зависит от размера обрабатываемого изделия.

Бывают маркеры c подъемным столом, например, Wattsan FL LT, со съёмной ручкой и упором для фокусировки, такие как Wattsan FL HH, со стационарным столом - Wattsan FL ST.

У каждого из них есть свои функциональные особенности. Например, маркер FL TT подходит для гравировки крупногабаритных предметов.

Настройка и обслуживание

Перед покупкой станка в компании Lasercut возможна пусконаладка. Она включает в себя установку оборудования, настройку системы управления, проверку электроники и механики, подключение систем безопасности и многое другое. Наши квалифицированные инженеры могут провести обучение для вашего персонала.

Кроме того, возможен сервис, диагностика, юстировка, гарантийное, пост-гарантийное обслуживание и ремонт.

Стоимость

В стандартной комплектации оптоволоконные маркеры стоят в среднем от 300 до 700 тысяч рублей в зависимости от мощности излучателя и функционала. Но также возможна и модернизация станка, например, увеличение мощности или установка поворотного устройства.

Станок

ЛАЗЕРНЫЙ МАРКЕР WATTSAN FL HH

Подойдет ли станок CO2 для гравировки металла?

Лазерные станки CO2 предназначены для гравировки многих материалов, кроме металла.

Нанести качественную гравировку на метал на гравере очень сложно, но возможно только в том случае, если он будет покрыт специальным спреем или пастой КТП-8. И далеко не с каждым металлом получится работать на CO2 станке, а только чёрные - сталь и ферросплавы, нержавейка.

Если вы специализируетесь на изготовлении изделий из металла, то, конечно, нужно ориентироваться на волоконный маркер.

Но если работа с металлами не является вашим основным направлением или вы используете станок в любительских целях, то возможно нанесение гравировки и на CO2 станке.

wattsan 0503

WATTSAN 0503

Можно ли сделать гравировку в домашних условиях?

Если речь идет о механической или ручной гравировке, то, безусловно, да. Достаточно приобрести лишь фрезы и бормашину.

Но если вы планируете заниматься лазерной гравировкой, то стоит учесть, что оборудование для неё стоит гораздо дороже, поэтому окупится лишь в том случае, если ремесло станет вашим бизнесом. Конечно, для серийного производства лучше выделить специальное помещение хотя бы в целях безопасности. Ведь для работы на лазерном оборудовании потребуется стабилизация напряжения и заземление.

Но у нас есть несколько клиентов, которые используют волоконные маркеры в домашних условиях для небольшого производства. Для этого подойдут настольные маркеры с небольшими габаритами.

Примеры гравировки

Гравировка на разных предметах имеет свои особенности. Давайте рассмотрим несколько примеров изделий.

Обычно на них гравируют слова и надписи, при этом важно, чтобы она была легко читаемой. Но для этого нужен подходящий размер изделия, ведь на слишком узкое кольцо нанести такую надпись не получится.

При этом, гравировку можно нанести на любой металл - золото, серебро, платину или титан.

Но рекомендуем использовать мягкий металл, так как на нём будут лучше читаться буквы.

Гравировку можно наносить на лицевую, внутреннюю сторону кольца и его боковые грани.

гравировка колец

Гравировка на производстве

Обычно она используется при изготовлении шильд, табличек, серийных номеров, номерков и многих других изделий.

Рассмотрим на примере шильд и табличек. Для их производства, как правило, используется латунь или алюминий. В первом случае они имеют золотой оттенок, а во втором - серебряный. И на тот, и на другой материал можно нанести лазерную гравировку.

Но главное, не забывайте о том, что при производстве промышленных шильд нужно соблюдать требования, установленные законодательством. При помощи маркировки на шильду наносится информация о товаре и производителе. Она включает в себя технические характеристики устройства, данные о производителе, данные Ростеста, серийный номер устройства и описание безопасности при работе с предметом.

Надписи тончайшие и четкие, поэтому сама шильда небольшая. Кроме того, при нанесении надписей на шильду важна их долговечность, поэтому на производстве используется исключительно лазерный способ маркировки. А благодаря высокой скорости работы, их изготовление не имеет ограничений по тиражу.

Гравировка на термокружке

Металлические термокружки сейчас особенно популярны. И используются они далеко не только в походах, но и, например, в барах и ресторанах. Нанести гравировку на термокружку на оптоволоконном маркере совсем не сложно. Один нюанс - потребуется поворотное устройство.

гравировка на кружке

Гравировка на ножах

Гравировка обычно наносится на клинок ножа. Это могут быть как надписи, узоры, логотипы и любые другие изображения.

На стальной нож можно нанести два вида гравировки - тёмную и светлую. К примеру, на полированной стали будет лучше смотреться чёрная гравировка. А на вороненных, дамасских и окрашенных клинках - светлая.

Кроме того, важно учесть текстуру клинка. Лазером можно сделать, как поверхностную маркировку, так выгравировать рельеф.

Примечательно то, что изображение получается устойчивым к эрозии, и его цвет не меняется.

Читайте также: