Грузы цилиндрической формы барабаны рулоны металлической ленты бочки в крытом вагоне размещают

Обновлено: 04.10.2024

1.1. Настоящие Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее - "ТУ") устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям, имеющим ширину колеи 1520 мм со скоростью движения до 100 км/ч включительно.

1.2. Размещение и крепление грузов, не предусмотренные настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее - МТУ), согласно положениям, предусмотренным в пунктах 7.1, 7.2 настоящей главы.

Размещение и крепление грузов способами, не разработанными ТУ и МТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными непредусмотренными техническими условиями (далее - НТУ) согласно положениям пункта 7.3 настоящей главы.

1.3. При наличии в настоящих ТУ особых требований в отношении отдельных грузов либо их типоразмеров, отличных от общих требований настоящей главы, необходимо руководствоваться положениями соответствующих глав настоящих ТУ.

1.4. Разработка и экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должны выполняться с учетом требований разделов 7 и 12 настоящей главы. При этом экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должна проводиться на макетах или натурных образцах с безопасными (инертными) заменителями при условии соответствия (равенства) их массы и габаритных размеров.

1.5. Размещение и крепление грузов, которые по своей массе или габаритным размерам не соответствуют требованиям настоящей главы, следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - инструкция).

1.6. Размещение и крепление новых кранов на железнодорожном ходу, перевозимых от заводов изготовителей, а также кранов такого типа, не бывших в употреблении, осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке подготовки кранов в составе поездов, утвержденной производителем таких кранов по согласованию с МПС России.

Размещение и крепление съемного навесного оборудования бывших в употреблении кранов такого типа, а также закрепление поворотных выдвигающихся частей кранов, предъявляемых к перевозке без съемного навесного оборудования, осуществляется в соответствии с НТУ, утвержденными в установленном разделом 7 настоящей главы порядке.

1.7. Размещение и крепление грузов, поступающих от железнодорожной администраций других государств, должно соответствовать действующим на железнодорожном транспорте в Российской Федерации требованиям, если иное не установлено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.

2. Габариты погрузки

2.1. Размещение на открытом железнодорожном подвижном составе грузов в зависимости от их размеров и крепления должно осуществляться в пределах габаритов погрузки. Виды габаритов погрузки и регионы их применения приведены в таблице 1.

Примечание. Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога).

Очертания габаритов погрузки приведены на рисунках 1-4. Значения расстояния В от точек очертания габаритов до вертикальной плоскости, проходящей через ось железнодорожного пути, в зависимости от высоты Н точки от уровня головки рельса (УГР) приведены в таблицах 2-4. Технические характеристики полувагонов и платформ приведены в приложении N 1 к настоящей главе.


954 × 1225 пикс.   Открыть в новом окне

956 × 1228 пикс.   Открыть в новом окне
972 × 1253 пикс.   Открыть в новом окне

1034 × 1290 пикс.   Открыть в новом окне

Таблица 2 - Размеры основного габарита погрузки в миллиметрах

Таблица 3 - Размеры льготного габарита погрузки в миллиметрах

Таблица 4 - Размеры зонального габарита погрузки в миллиметрах

2.2. В перевозочных документах на груз, погруженный в пределах льготного или зонального габаритов погрузки, должны быть сделаны отметки соответственно "Льготный габарит" или "Зональный габарит":

- в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее по тексту - накладная) в графе "Место для особых отметок и штемпелей" - грузоотправителем;

- в вагонном листе в графе "Место для отметок" - уполномоченным перевозчиком лицом (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры,

2.3. Груз, погруженный на одиночный универсальный вагон либо на сцеп из двух универсальных вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки, и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до конца груза (с одной либо с обеих сторон), включая упаковку и крепление, не превышает значений, указанных в таблице 5. Проверка габаритности груза должна производиться при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути. Для грузов, длина либо размещение которых не соответствует ограничениям таблицы 5, допускаемая ширина по условию вписывания в основной габарит погрузки при прохождении кривых участков пути определяется по методике, приведенной в разделе 11 настоящей главы.

3. Подготовка вагонов, контейнеров к погрузке

3.1. Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладок, прокладок, упорных и распорных брусков, а также поверхности груза в местах контакта с обвязками и растяжками должны быть дополнительно очищены отправителем от снега, льда и грязи. В зимнее время грузоотправитель должен посыпать пол вагона и поверхности подкладок в местах опирания груза тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка.

3.2. Разгрузочные люки полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Если размещение груза производится в пределах погрузочной длины и ширины кузова, торцовые борта платформ, торцовые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры, клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора за исключением случаев, когда технология погрузки предполагает использование открытых бортов, дверей.

3.3. Перед погрузкой грузов, длина которых превышает длину пола платформы, полувагона, торцовые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а двери полувагона - открыты и закреплены.

3.4. С целью исключения опирания груза на откинутые торцовые борта платформы груз должен быть размещен на подкладках.

3.5. Перед погрузкой грузов, ширина которых превышает ширину пола платформы, все секции боковых продольных платформы или некоторые из них должны быть грузоотправителем открыты и закреплены за кольца, имеющиеся на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец противоположные секции бортов должны быть грузоотправителем скреплены увязкой из проволоки диаметром не менее 4 мм в две нити, которая пропускается под боковыми и хребтовыми балками. В случаях, когда опущенные борта закрывают трафаретный номер платформы, он должен быть нанесен несмываемой белой краской на левых крайних секциях опущенных продольных бортов. Секции продольных бортов платформ сцепа также должны быть открыты, если они препятствуют естественному поперечному смещению груза при движении вагонов в криволинейных участках пути.

3.6. Для погрузки длинномерного груза формируется сцеп из двух и более вагонов в соответствии с требованиями раздела 11 настоящей главы.

3.7. Для предотвращения разъединения вагонов сцепа при маневровых работах, в пути следования рукоятки расцепных рычагов должны быть закреплены к кронштейнам проволокой, а на боковых бортах вагонов с обеих сторон должна быть нанесена несмываемой краской надпись "Сцеп не разъединять".

3.8. Подготовка контейнеров к погрузке осуществляется в соответствии с требованиями главы 12 настоящих ТУ.

4. Средства крепления грузов в вагонах

Для крепления грузов в вагонах применяются растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски и щиты, упорные башмаки, "шпоры", каркасы, кассеты, пирамиды, ложементы, турникетные устройства. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (многооборотные).

Общие технические требования к многооборотным средствам крепления и порядку их эксплуатации приведены в приложении 2 к настоящей главе. Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей отправку груза (грузоотправителем). При оформлении перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоотправителя акт периодического освидетельствования многооборотного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использованию.

При установке элементов крепления и крепежных устройств используются стандартные крепежные изделия, например, болты, шпильки, гвозди, строительные скобы.

Размещение тарных штучных грузов в вагонах

2.1 Тарные штучные грузы плотно размещаются как в продольном, так и в поперечном направлениях, начиная от торцов к междверному пространству вагона, чтобы исключить сдвиг, падение, навалы на двери, потертости и повреждения отдельных грузовых мест при перевозке.

Для этого следует комбинировать укладку грузовых мест таким образом, чтобы максимально уменьшить зазоры между штабелем и боковыми стенками вагона, а также в междверном пространстве.

2.2 Упаковочные материалы (например, ткань, крафтбумага, лента, проволока и веревка для обтягивания кип, тюков и рулонов), используемые грузоотправителем, должны обеспечивать полную сохранность грузов при перевозке и погрузочно-разгрузочных операциях.

2.3 Насыпные грузы в вагонах перевозятся в транспортной таре.

2.4. Перевозка опасных грузов производится в соответствии с правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов.

2.5. Бутыли с жидкостями, предъявляемые к перевозке, должны быть затаренными в ящики, короба или барабаны. При этом под дно бутылей укладывают мягкий и гигроскопичный негорючий прокладочный материал.

Ящики с бутылями при погрузке в два яруса и более устанавливают в вагоне с обязательным устройством приспособлений для такой погрузки (прокладки, стеллажи) и закрепляют в каждой половине вагона распорными брусками или щитами из досок (горбылей). Если между рядами ящиков с бутылями и стенками вагона образуются зазоры, все ярусы грузов должны быть раскреплены с помощью досок и брусьев.

2.6 Грузы цилиндрической формы (например, металлические барабаны, бидоны, рулоны металлической ленты, бочки с острой кромкой «окантовкой» днища) размещают в вертикальном положении в 1-3 яруса по высоте. При этом каждую единицу груза нижнего яруса располагают на двух деревянных подкладках сечением не менее 40х100 мм, уложенных вдоль вагона. Подкладки могут быть длиной рассчитанных на несколько бочек

2.7 Бочки с жидкостями и сухими грузами устанавливают только пробками вверх. Пробки должны быть плотно загнаны в отверстия днища и (для устойчивого штабелирования) не выступать за опорную плоскость бочки.

В каждый ряд погрузки по ярусам должны быть установлены однотипные по размерам бочки.

При размещении бочек на днищах в несколько ярусов, наверху каждого яруса укладывают по две прокладки, на которые устойчиво устанавливают бочки последующего яруса. Сечение прокладок рассчитывает грузоотправитель, исходя из размеров бочек, их веса, условий механизации погрузочно-разгрузочных работ и древесины прокладок.

2.8 Бытовые холодильники и морозильники (далее холодильники), имеющие габаритные размеры: длина - 660 мм, ширина - 660 мм, высота от 1330 до 1920 мм, массой от 40 до 100 кг объемом кузова от 120 до 138 м 3 размещают в вагонах равномерно по всей площади пола в четыре ряда по ширине и в два яруса по высоте (рисунок 7).

В нижнем ярусе холодильники размещают в вертикальном положении, начиная от торцовых стен до дверного проема вагона. Допускается размещение в одном ярусе холодильников различной высоты, при этом каждый продольный ряд должен состоять из грузовых единиц одинаковой высоты.

Во втором ярусе холодильники размещают горизонтально вдоль вагона в четыре ряда по ширине, укладывая их на левую сторону от лицевой стороны, указанной на упаковке. Допускается формировать второй ярус из грузовых единиц различной высоты. При этом длина верхнего яруса не должна превышать длины нижнего яруса.

Бытовые холодильники и морозильники

Размещение и крепление холодильников:

1 – упорный брусок, 2 – распорный брусок

В дверном проеме сначала устанавливают три продольных ряда холодильников вертикально, затем на них размещают холодильники высотой 1920 мм горизонтально. После этого устанавливают четвертый продольный ряд холодильников в вертикальном положении. Высота рядов, расположенных у дверей должна быть не менее высоты нижнего яруса средних рядов, но не более высоты дверного проема.

В случаях размещения в рядах вертикально установленных у дверей холодильников высотой более 1800 мм вместо верхнего яруса устанавливают распорные рамы. Распорные рамы изготавливают из двух упорных и двух распорных брусков сечением не менее 50 х 50 мм, соединенных между собой гвоздями длиной не менее 100 мм (по два в каждое сопряжение) или 4 строительными скобами из прутка диаметром не менее 8 мм.

При образовании зазоров между холодильниками (из-за некратности их габаритных размеров и внутренних параметров кузова вагона) до 300 мм их заполняют прокладками из вспененного полистирола, более 300 мм - распорными рамами.

2.9 Солома перед погрузкой в вагон должна быть плотно спрессована в тюки с размерами: длина - 1000 мм, ширина - 500 мм, высота - 360 мм. Каждый тюк должен быть надежно обвязан проволокой по длине в двух местах.

В вагоне размещают 588 тюков прессованной соломы (рисунок 8). Тюки соломы укладывают вплотную друг к другу в пять рядов по ширине вагона и в восемь ярусов по высоте. В девятом ярусе размещают два тюка с опорой на боковую сторону, располагая их по длине.

По длине вагона размещают 14 рядов тюков соломы.

Размещение и крепление тюков соломы

Размещение и крепление тюков соломы

Общие положения

В настоящей главе определяются способы размещения и крепления грузов в крытых вагонах (далее-вагоны) (рисунки 1 и 2).

крытый вагон

крытый вагон


Рисунок 1 - Кузов вагона

Рисунок 2 - Расположение деталей несъемного оборудования внутри кузова вагона

1.1 В целях лучшего использования грузоподъемности и вместимости вагонов, обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращения времени простоя вагонов необходима соответствующая подготовка грузов к перевозке (например, пакетирование грузов на плоских, в ящичных и стоечных поддонах, формирование укрупненных грузовых единиц с помощью стяжек, обвязок, в том числе с использованием полиэтиленовой термоусадочной пленки), использование подкладок и прокладок.

При этом габаритные размеры укрупненных грузовых единиц должны быть, по возможности, кратными размерам кузова вагона.

1.2 Погрузка грузов в вагоны должна производиться в стандартной таре и упаковке.

В случае использования тары и упаковки, стандарты на которые не установлены, а также при отгрузке сельскохозяйственных продуктов в нестандартной таре, в транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) в графе «Наименование груза» грузоотправитель делает дополнительную запись: .

1.3 C овместная погрузка в один вагон грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы, а также опасных грузов, жидкостей, сырья животного происхождения и других грузов, не допущенных правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов к совместной перевозке с другими грузами, - не допускается.

1.4 Грузы в вагоне следует размещать равномерно по длине и ширине вагона. Продольное и поперечное смещения общего центра массы груза не должно превышать норм, установленных для железнодорожного подвижного состава главой 1 настоящих ТУ.

1.5 При совместном размещении в вагоне грузов разной массы, в различной упаковке, грузы большей массы и грузы в жесткой упаковке должны размещаться внизу, а грузы меньшей массы, грузы в мягкой, решетчатой, фанерной, картонной и другой облегченной упаковке - наверху.

Грузы массой более 500 кг, длина которых превышает ширину дверного проема вагона, могут перевозиться в вагонах при условии, что их погрузка и выгрузка из вагонов (в том числе с уширенными дверными проемами) может быть выполнена механизированным способом.

1.6 . При размещении штучных грузов массой 500 кг и более удельная расчетная нагрузка на пол вагона не должна превышать 1,35 Н/см 2 (О,138 кг/см 2 )

Допускаемая нагрузка на скобу несъемного оборудования крытого вагона 30 кН (326 кг)( рисунок 2, узел I ). При этом угол между растяжкой, закрепленной на скобе, и боковой стенкой вагона не должен превышать 30 град.

1.7 Колеса погрузчика (разгрузчика), используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в вагоне, должны иметь резиновые шины. Расстояние между передними колесами должно быть не менее 750 мм.

Для проезда погрузчика с грузом по деревянному настилу пола вагона под колеса погрузчика следует укладывать листы железа толщиной 4 -5 мм, которые убирают по мере загрузки вагона.

1.8 В целях обеспечения сохранности груза и железнодорожного подвижного состава, грузы в вагонах необходимо размещать, руководствуясь положениями ГОСТ 22235-76 «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм.».

1.9 Забивать в стены, дверные коробки крытого вагона и балки несъемного оборудования гвозди, воспринимающие нагрузку от элементов крепления груза в вагоне, не допускается.

Разрешается гвоздевое крепление к дверным коробкам досок ограждения дверного проема.

Для предотвращения повреждения груза выступающими элементами вагона (например, частей несъемного оборудования кузова крытого вагона, головками болтов, накладками) в процессе перевозки грузоотправитель должен принять меры по ограждению их посредством застилки пола крытого вагона бумагой в 2 - 4 слоя и стенок вагона мешковиной или бумагой, а также оборачивания мешковиной или бумагой или обивкой выступающих частей груза. Фиксирование обивки в требуемом положении осуществляют рейками толщиной 5 -10 мм, закрепляемыми на стенках вагона гвоздями.

1.10 Торцовые стены вагона должны ограждаться деревянными щитами на высоту размещения груза при погрузке следующих грузов:

- металл в слитках и другие грузы, имеющие небольшой коэффициент трения скольжения или выступы, наносящие повреждения стенкам вагона;

- фанера, листовой металл, шифер, гипсо-картонные плиты, ДВП, ДСП и другие подобные грузы;

- сортовой металл и металлические трубы;

- бочки, барабаны, катушки и другие цилиндрические грузы.

Щит ограждения (рисунок 3) изготавливают из досок длиной, равной ширине вагона.

Щит ограждения

Деревянный щит ограждения

Промежутки между досками щита должны быть меньше высоты отдельных грузовых мест. Толщина досок должна быть не менее 40 мм. Щит собирают на четырех стойках. В каждое соединение забивают два-три гвоздя размерами не менее 4 х 80 мм. Допускается взамен досок использовать горбыль или другие равнопрочные материалы.

Щит ограждения устанавливают на всю ширину вагона стойками к торцовой стенке вагона.

Допускается при погрузке фанеры, гипсо-картонных плит, ДВП, ДСП и других листовых грузов, вместо щитов ограждать торцовые стены вагона на высоту погрузки этими же грузами, установленными вертикально.

Допускается в качестве ограждения торцовых стен вагона использовать связки и пачки из различных грузов: листового и сортового металла, труб, метизов, лесоматериалов, цилиндрических и других грузов достаточной прочности, уложенных длинной стороной поперек вагона.

1.11 При перевозке тарных штучных грузов в вагонах с сопровождением или охраной и с отоплением вагона, расстояние между грузом и печью должно быть не менее 70 см, а между верхом штабеля и потолком вагона - не менее 50 см (рисунок 4).

расстояние между грузом и печью

Рисунок 4 – Размещение тарных штучных грузов в вагоне с сопровождением проводниками

1 –увязка из проволоки; 2 – распорка; 3 – стойка; 4 – упорная доска; 5 – печь; 6 – печные трубы

Грузы цилиндрической формы барабаны рулоны металлической ленты бочки в крытом вагоне размещают

1.13. При наличии свободной зоны в междверном пространстве вагона грузы должны закрепляться от сдвига и завала в эту зону. Крепление должно производиться по ярусам или по всей высоте погрузки одновременно щитами и распорными конструкциями из брусков или круглого леса (рис. 6 настоящей главы).

Размеры брусков и щитов, количество скоб и гвоздей для их фиксации и параметры обвязок определяют исходя из требований главы 1 настоящих ТУ.

1.14. Зазоры между единицами груза, а также между грузом и стенками вагона, которые могут привести к смещениям груза в процессе перевозки, должны заполняться малоценными материалами (например, горбыль, обрезки древесины, картона, пенопласта, покрышки).

1.15. Нагрузки на тару (например, ящик, короб, бочку) при штабелированном размещении грузов в вагоне определяют по следующим формулам:

544 × 48 пикс.   Открыть в новом окне
545 × 42 пикс.   Открыть в новом окне
539 × 46 пикс.   Открыть в новом окне
где:

между торцовой частью вагона и междверным пространством в одном продольном ряду; по ширине вагона в одном поперечном ряду;

1.16. В зависимости от свойств перевозимого груза в целях его сохранности и обеспечения охраны окружающей среды необходимо заделывать конструктивные зазоры внутри кузова вагона от просыпания и подмочки груза.

1.17. При размещении и креплении скоропортящихся грузов в ящичной таре, в бочках, сформированных в транспортные пакеты, следует дополнительно руководствоваться правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

1.18. При проверке новых способов размещения и крепления грузов в вагонах должны быть использованы положения Методики проведения экспериментальной проверки разработанных технических условий, приведенной в главе 1 настоящих ТУ.

1.19. В целях контроля за сохранностью перевозимого груза и обеспечения безопасности перевозки по требованию перевозчика погрузка грузов в вагон может производиться по эскизам, оформление и порядок использования которых установлены главой 1 настоящих ТУ.

2. Размещение тарных штучных грузов в вагонах

2.1. Тарные штучные грузы плотно размещаются как в продольном, так и в поперечном направлении, начиная от торцов к междверному пространству вагона, чтобы исключить сдвиг, падение, навалы на двери, потертости и повреждения отдельных грузовых мест при перевозке.

2.2. Упаковочные материалы (например, ткань, крафтбумага, лента, проволока и веревка для обтягивания кип, тюков и рулонов), используемые грузоотправителем, должны обеспечивать полную сохранность грузов при перевозке и погрузочно-разгрузочных операциях.

Ящики с бутылями при погрузке в два яруса и более устанавливают в вагоне с обязательным устройством приспособлений для такой погрузки (прокладки, стеллажи) и закрепляют в каждой половине вагона распорными брусками или щитами из досок (горбыля). Если между рядами ящиков с бутылями и стенками вагона образуются зазоры, все ярусы грузов должны быть раскреплены с помощью досок и брусьев.

2.6. Грузы цилиндрической формы (например, металлические барабаны, бидоны, рулоны металлической ленты, бочки с острой кромкой окантовки днища) размещают в вертикальном положении в один-три яруса по высоте. При этом каждая единица груза нижнего яруса должна опираться на две деревянные подкладки сечением не менее 40 x 100 мм, уложенные вдоль вагона.

2.7. Бочки с жидкостями и сухими грузами устанавливают только пробками вверх. Пробки должны быть плотно загнаны в отверстия днища и (для устойчивого штабелирования) не выступать за опорную плоскость бочки.

2.8. Бытовые холодильники и морозильники (далее - холодильники), имеющие габаритные размеры: длина - 660 мм, ширина - 660 мм, высота - от 1330 до 1920 мм, масса - от 40 до 100 кг, объем кузова - от 120 до 138 м3, размещают в вагонах равномерно по всей площади пола в четыре ряда по ширине и в два яруса по высоте (рис. 7 настоящей главы).

В дверном проеме сначала устанавливают три продольных ряда холодильников вертикально, затем на них размещают холодильники высотой 1920 мм горизонтально. После этого устанавливают четвертый продольный ряд холодильников в вертикальном положении. Высота рядов, расположенных у дверей, должна быть не менее высоты нижнего яруса средних рядов, но не более высоты дверного проема.

В случаях размещения в рядах вертикально установленных у дверей холодильников высотой более 1800 мм вместо верхнего яруса устанавливают распорные рамы. Распорные рамы изготавливают из двух упорных и двух распорных брусков сечением не менее 50 x 50 мм, соединенных между собой гвоздями длиной не менее 100 мм (по два в каждое сопряжение) или 4 строительными скобами из прутка диаметром не менее 8 мм.

2.9. Солома перед погрузкой в вагон должна быть плотно спрессована в тюки размером: длина - 1000 мм, ширина - 500 мм, высота - 360 мм. Каждый тюк должен быть надежно обвязан проволокой по длине в двух местах.

В вагоне размещают 588 тюков прессованной соломы (рис. 8 настоящей главы). Тюки соломы укладывают вплотную друг к другу в пять рядов по ширине вагона и в восемь ярусов по высоте. В девятом ярусе размещают два тюка с опорой на боковую сторону, располагая их по длине.

3. Размещение и крепление в вагонах тарных штучных грузов, сформированных в транспортные пакеты

3.1. Сформированные в транспортные пакеты тарные штучные грузы размещают в вагоне, как правило, длинной стороной по ширине вагона в два-три ряда и по высоте в один - три яруса. По длине вагона пакеты устанавливают вплотную к торцовым стенкам вагона и друг к другу.

Глава 11. Размещение и крепление грузов в крытых вагонах

В настоящей главе предусмотрены способы размещения и крепления грузов в крытых вагонах (далее - вагоны) (рис. 1, 2 настоящей главы).

Рис. 1. Кузов вагона

1.1. В целях лучшего использования грузоподъемности и вместимости вагонов, обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращения времени простоя вагонов необходима соответствующая подготовка грузов к перевозке (например, пакетирование грузов на плоских, в ящичных и стоечных поддонах, формирование укрупненных грузовых единиц с помощью стяжек, обвязок, в том числе с использованием полиэтиленовой термоусадочной пленки), использование подкладок и прокладок.

При этом габаритные размеры укрупненных грузовых единиц должны быть по возможности кратными размерам кузова вагона.

1.2. Погрузка грузов в вагоны должна производиться в стандартной таре и упаковке.

В случае использования тары и упаковки, стандарты на которые не установлены, а также при отгрузке сельскохозяйственных продуктов в нестандартной таре в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) в графе "Наименование груза" грузоотправитель делает дополнительную запись: "Тара нестандартная. Сохранность груза обеспечивается".

1.3. Совместная погрузка в один вагон грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы, а также опасных грузов, жидкостей, сырья животного происхождения и других грузов, не разрешаемых Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом к совместной перевозке с другими грузами, не допускается.

Рис. 2. Расположение деталей несъемного оборудования

внутри кузова вагона

1.4. Грузы в вагоне следует размещать равномерно по длине и ширине вагона. Продольное и поперечное смещение общего центра массы груза не должно превышать норм, установленных для железнодорожного подвижного состава главой 1 настоящих ТУ.

1.5. При совместном размещении в вагоне грузов разной массы в различной упаковке грузы большей массы и грузы в жесткой упаковке должны размещаться внизу, а грузы меньшей массы, грузы в мягкой, решетчатой, фанерной, картонной и другой облегченной упаковке - наверху.

Грузы массой более 500 кг, длина которых превышает ширину дверного проема вагона, могут перевозиться в вагонах при условии, что их погрузка в вагоны и выгрузка из вагонов (в том числе с уширенными дверными проемами) может быть выполнена механизированным способом.

1.6. При размещении штучных грузов массой 500 кг и более удельная расчетная нагрузка на пол вагона не должна превышать 1,35 Н/см2 (0,138 кг/см2).

Допускаемая нагрузка на скобу несъемного оборудования крытого вагона 30 кН (326 кг) (рис. 2 настоящей главы, узел I). При этом угол между растяжкой, закрепленной на скобе, и боковой стенкой вагона не должен превышать 30 град.

1.7. Колеса погрузчика (разгрузчика), используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в вагоне, должны иметь резиновые шины. Расстояние между передними колесами должно быть не менее 750 мм.

Для проезда погрузчика с грузом по деревянному настилу пола вагона под колеса погрузчика следует укладывать листы железа толщиной 4 - 5 мм, которые убирают по мере загрузки вагона.

1.8. В целях обеспечения сохранности груза и железнодорожного подвижного состава грузы в вагонах необходимо размещать, руководствуясь положениями ГОСТ 22235-76 "Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм".

1.9. Забивать в стены, дверные коробки крытого вагона и балки несъемного оборудования гвозди, воспринимающие нагрузку от элементов крепления груза в вагоне, не допускается.

Для предотвращения повреждения груза выступающими элементами вагона (например, частей несъемного оборудования кузова крытого вагона, головками болтов, накладками) в процессе перевозки грузоотправитель должен принять меры по ограждению их посредством застилки пола крытого вагона бумагой в 2 - 4 слоя и стенок вагона мешковиной или бумагой, а также оборачивания мешковиной или бумагой или обивкой выступающих частей груза. Фиксирование обивки в требуемом положении осуществляют рейками толщиной 5 - 10 мм, закрепляемыми на стенках вагона гвоздями.

1.10. Торцовые стены вагона должны ограждаться деревянными щитами на высоту размещения груза при погрузке следующих грузов:

- металл в слитках и другие грузы, имеющие небольшой коэффициент трения, скольжения или выступы, наносящие повреждения стенкам вагона;

- фанера, листовой металл, шифер, гипсокартонные плиты, ДВП, ДСП и другие подобные грузы;

Щит ограждения (рис. 3 настоящей главы) изготавливают из досок длиной, равной ширине вагона.

Рис. 3. Деревянный щит ограждения

Промежутки между досками щита должны быть меньше высоты отдельных грузовых мест. Толщина досок должна быть не менее 40 мм. Щит собирают на четырех стойках. В каждое соединение забивают два-три гвоздя размером не менее 4 x 80 мм. Допускается взамен досок использовать горбыль или другие равнопрочные материалы.

Допускается при погрузке фанеры, гипсокартонных плит, ДВП, ДСП и других листовых грузов вместо щитов ограждать торцовые стены вагона на высоту погрузки этими же грузами, установленными вертикально.

1.11. При перевозке тарных штучных грузов в вагонах с сопровождением или охраной и с отоплением вагона расстояние между грузом и печью должно быть не менее 70 см, а между верхом штабеля и потолком вагона - не менее 50 см (рис. 4 настоящей главы).

1.12. При размещении грузов в междверном пространстве вагона должно обеспечиваться свободное открывание дверей вагона для выгрузки грузов с обеих сторон. Для вагонов с уширенными дверными проемами достаточно, чтобы свободно открывалась одна половина каждой двери.

Рис. 4. Размещение тарных штучных грузов

в вагоне с сопровождением проводниками

При многоярусной погрузке двери крытого вагона должны ограждаться от возможного навала на них груза. Ограждение производят досками сечением не менее 40 x 150 мм. Доски устанавливают на уровне середины верхнего яруса груза или на нескольких уровнях в зависимости от устойчивости штабеля груза (рис. 5 настоящей главы). Концы досок прибивают к дверным коробкам двумя гвоздями размером не менее 5 x 120 мм.

Рис. 5. Установка досок ограждения дверного проема вагона

Рис. 6. Установка распорной конструкции в междверном

1.13. При наличии свободной зоны в междверном пространстве вагона грузы должны закрепляться от сдвига и завала в эту зону. Крепление должно производиться по ярусам или по всей высоте погрузки одновременно щитами и распорными конструкциями из брусков или круглого леса (рис. 6 настоящей главы).

Размеры брусков и щитов, количество скоб и гвоздей для их фиксации и параметры обвязок определяют исходя из требований главы 1 настоящих ТУ.

- вертикальная нагрузка, кг:

P = K (n - 1) x Q ; (1)

- продольная горизонтальная нагрузка, кг:

P = K (n - 1) x Q ; (2)

- поперечная горизонтальная нагрузка, кг:

P = K (n - 1) x Q ; (3)

где: n , n , n - число грузовых мест, располагаемых в

вагоне соответственно по высоте в одном вертикальном ряду;

между торцовой частью вагона и междверным пространством в одном

продольном ряду; по ширине вагона в одном поперечном ряду;

Q - масса брутто одного грузового места, кг;

K , K , K - постоянные коэффициенты, учитывающие

соответственно вертикальные, продольные и поперечные динамические

нагрузки. Их значения соответственно равны 1,5; 2 - 3 и 0,5.

1.18. При проверке новых способов размещения и крепления грузов в вагонах должны быть использованы положения Методики проведения экспериментальной проверки разработанных технических условий, приведенной в главе 1 настоящих ТУ.

1.19. В целях контроля за сохранностью перевозимого груза и обеспечения безопасности перевозки по требованию перевозчика погрузка грузов в вагон может производиться по эскизам, оформление и порядок использования которых установлены главой 1 настоящих ТУ.

2. Размещение тарных штучных грузов в вагонах

2.3. Насыпные грузы в вагонах перевозятся в транспортной таре.

2.8. Бытовые холодильники и морозильники (далее - холодильники), имеющие габаритные размеры: длина - 660 мм, ширина - 660 мм, высота - от 1330 до 1920 мм, масса - от 40 до 100 кг, объем кузова - от 120 до 138 м3, размещают в вагонах равномерно по всей площади пола в четыре ряда по ширине и в два яруса по высоте (рис. 7 настоящей главы).

Рис. 7. Размещение и крепление холодильников

В вагоне размещают 588 тюков прессованной соломы (рис. 8 настоящей главы). Тюки соломы укладывают вплотную друг к другу в пять рядов по ширине вагона и в восемь ярусов по высоте. В девятом ярусе размещают два тюка с опорой на боковую сторону, располагая их по длине.

По длине вагона размещают 14 рядов тюков прессованной соломы.

3. Размещение и крепление в вагонах тарных штучных грузов, сформированных в транспортные пакеты

Технологические зазоры, образующиеся при установке транспортных пакетов по ширине вагона (между транспортными пакетами, а также между пакетами и боковыми стенками вагона), должны быть примерно одинаковые и в сумме не превышать 200 мм.

Рис. 8. Размещение и крепление тюков соломы

При большей величине зазоров (не более 400 мм в сумме) рекомендуется размещать пакеты следующим образом: в первом ряду у торцовых стенок пакеты устанавливают вплотную к боковым стенкам вагона и с зазором по оси вагона, в следующем ряду пакеты сдвигать вплотную друг к другу по оси вагона. В последующих рядах расположение пакетов чередуется с установкой их вплотную к боковым стенкам вагона и по оси вагона (рис. 9 настоящей главы).

При невозможности обеспечения указанного способа размещения транспортных пакетов тарных штучных грузов их необходимо крепить от сдвига поперек вагона установкой между грузом и стенками распорных брусков сечением не менее 50 x 100 мм с фиксацией каждого бруска к полу вагона двумя гвоздями размером не менее 4 x 100 мм (рис. 10 настоящей главы). Закрепление одной грузовой единицы должно производиться двумя распорными брусками.

Отмеченным порядком должны быть закреплены пачки длинномерных грузов, уложенные вдоль вагона.

3.2. Зазоры, образующиеся в междверном пространстве между группами транспортных пакетов, должны быть заполнены крепежными устройствами, препятствующими сдвигу и опрокидыванию пакетов в продольном направлении.

3.3. При размещении пакетов в один ярус их крепление производят с помощью распорной рамы из брусков сечением не менее 100 x 100 мм, закрепляемых на полу вагона гвоздями размером не менее 5 x 150 мм.

Допускается применять распорную раму без крепления ее к полу вагона. Раму собирают с помощью строительных скоб из прутка диаметром не менее 8 мм или с помощью накладных досок толщиной не менее 30 мм и гвоздей - в каждое соединение забивают по два гвоздя размером не менее 4 x 80 мм. При этом конструкция рамы должна исключать ее поперечное смещение или рама должна быть закреплена от поперечных смещений упорными брусками.

3.4. При размещении в крытом вагоне транспортных пакетов в два и более ярусов их крепление в междверном пространстве выполняют распорками и распорными конструкциями по схемам, приведенным в таблице 1 настоящей главы (ГОСТ 22477-77 "Средства крепления транспортных пакетов в крытых вагонах").

Расчет прочности распорок и распорных рам ведут по нагрузкам, приведенным в таблице 1 настоящей главы.

Читайте также: