Химические свойства металлов презентация 9 класс химия

Обновлено: 05.05.2024

1 Открытый урок в 9 классе по теме «Химические свойства металлов»

2 Цель урока: обобщить знание учащихся, полученные ранее при рассмотрении общих химических свойств металлов; повторить особенности протекания реакций металлов с растворами электролитов; развить логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.

3 Оборудование и реактивы: Mg (лента); Na; Cu; Zn; HCl (1:5); Fe; Al; CuSO 4 ; MgCl 2 ; спиртовка; тигельные щипцы; пробирки.

4 Девиз урока: «Для описания свойств вещества достаточно знать его электронную структуру».

5 Первая часть урока – обучающая. Проводится в форме лекции с элементами беседы. В атомах металлов на внешнем энергетическом уровне удерживается небольшое число электронов. Эти электроны могут сравнительно легко отрываться от атомов. Такая особенность металлов является причиной не только их физических, но и химических свойств.

6 На доске записываем общую схему, характеризующую основной процесс происходящий с металлами при химических реакциях:

7 1. Металлы реагируют с неметаллами. Наиболее энергично с кислородом, хлором, серой (галогенами). Опыт! Горение магния.

8 Эти уравнения учащиеся составляют самостоятельно:

9 2. Металлы реагируют с водой. Опыт! Взаимодействия натрия с водой. Взаимодействие меди с водой. Из опытов видно, что металлы реагируют с водой неоднозначно.

10 а) Щелочные металлы и щелочноземельные Ca и Ba c водой образуют гидроксиды соответствующих металлов и водород!

11 б) Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Ni, Pb с водой реагируют при нагревании с образованием оксидов металлов и водорода. в) Cu, Ag, Au с водой не реагируют

12 3. Металлы способны реагировать с кислотами. Опыт! Взаимодействие соляной кислоты с магнием, цинком, железом, медью.

13 Если металл способен проявлять несколько степеней окисления, то при взаимодействии со слабым окислителем образуется соль, в которой металл имеет низшую степень окисления.

14 Дан натрий и раствор соляной кислоты. Как будет протекать реакция между этими двумя веществами. Составьте уравнение реакций: Проблемный вопрос:

15 Далее следует беседа с классом о взаимодействии металлов с концентрированной серной кислотой и о взаимодействии с азотной кислотой.

16 Взаимодействие 1) Fe; Al; Pb с раствором CuSO 4 2) Fe; Zn; Cu с раствором MgCl 2 4.Металлы взаимодействуют с растворами солей. Опыт!

17 Данные факты позволяют сделать вывод, что металлы обладают различной восстановительной способностью.

18 Если учитывать только энергию отрыва валентных электронов от отдельных изолированных атомов (энергию ионизации), то металлы можно расположить в таком порядке : K Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb (H) Cu Hg Ag Pt Au Такое расположение предложил в 1865 году русский ученый Н.Н. Бекетов. Если же еще учитывать энергию, которая тратится на разрушение кристаллической решетки, а также энергию, которая выделяется при гидратации ионов, то металлы по их способности образовывать гидратированные ионы, следует расположить так: Li K Ca Na Mg Al Zn Cr Fe Ni Sn Pb (H) Cu Hg Ag Pt Au Этот ряд называют электрохимическим рядом расположения металлов.

19 Домашнее задание § 44 (9-11) стр , задание 4 стр. 120.

20 2 часть урока: контролирующая (5-7мин.) На доске заранее записаны или напечатаны на листах на каждый стол три программы разной степени сложности. Каждый ученик сам выбирает программу, по которой он будет работать. В течении 1-2 минут учащиеся повторяют материал, могут консультироваться с учителем или товарищами. По истечении времени закрывают учебники, тетради, выполняют каждый свое задание по одному из вариантов выбранной программы. Номер варианта называет учитель.

21 Программа – А 1 вариант Закончите уравнения тех реакций, которые относятся к /Ox-Red/ окислительно- восстановительным : 2 вариант Какие типы реакций характерны для металлов? Приведите четыре примера. Запишите уравнения реакций, разберите два из них как /Ox-Red/ окислительно- восстановительный процесс.

22 Программа – B 1 вариант Закончите уравнения окислительно- восстановительных реакций: 2 вариант Какие реакции практически осуществимы? Допишите уравнения реакций. Разберите одно как окислительно-восстановительный процесс.

23 Программа – C 1 вариант Закончите уравнения /Ox-Red/ окислительно- восстановительных реакций: 2 вариант Допишите схемы и составьте уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов.

Презентация к уроку "Химические свойства металлов"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме

· осуществить знакомство с химическими свойствами веществ.

· способствовать формированию умения работать с лабораторным оборудованием;

· продолжить развитие логического мышления, предоставляя учащимся возможность анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи;

· развивать умение работать с наглядным материалом;

· повышение познавательного интереса к предмету.

· приучать к аккуратной работе с химическими реактивами с соблюдением правил по технике безопасности.

· развивать коммуникативные способности.

· способствовать формированию личности учащихся, развивая умение адекватной самооценки.

· соблюдать требования СанПИНа к гигиене учебного помещения, гигиене поведения школьников (осанка, зрение), организация урока (смена видов деятельности, динамические паузы);

· создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Тип урока: комбинированный. Урок получения новых знаний и первичного закрепления новых знаний. Объяснительно - демонстрационный с элементами компьютерного практикума.

ВложениеРазмер
khimicheskie_svoystva_metallov.ppt 678 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Химические свойства металлов Девиз: «Металлы – основа цивилизации» Учитель химии МОУ «Лицей № 107» г. Саратова Фирсова Н.К.

Химические свойства металлов 1. Вступают в реакцию с неметаллами 2Mg + O 2 = 2MgO 2Al + 3I 2 = 2AlI 3

Химические свойства металлов 2. Взаимодействуют с водой a ) Щелочные и щелочночноземельные металлы 2Na + 2HOH = 2NaOH + H 2 Ca + 2HOH = Ca(OH) 2 + H 2 б) менее активные металлы 3Fe + 4H 2 0 = Fe 3 O 4 + 4H 2

Химические свойства металлов 3. Вступают в реакцию с кислотами с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H 2 Cu Hg Ag Au 1. Металл в ряду должен стоять до водорода (исключение металлы I А и II А групп) 2. Полученная соль должна быть растворимой 3. Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.

Взаимодействие с кислотами 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 +3H 2 Cu + 4HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

Химические свойства металлов 4. Вступают в реакцию с солями с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H 2 Cu Hg Ag Au 1. Металл в ряду должен стоять до металла соли (исключение металлы I А и II А групп) 2. Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu Cu + FeSO 4 =

Взаимодействие с солями Zn + CuCl 2 = ZnCl 2 + Cu

Вывод: Металлы вступают в реакцию: 1. С неметаллами 2. С водой (с учетом условий) 3. С кислотами (с учетом правил ряда напряжений) 4. С солями (с учетом правил ряда напряжений)

Закрепление Лабораторная работа Химические свойства металлов Взаимодействие меди с кислородом; Взаимодействие цинка с соляной кислотой; Взаимодействие железа с раствором сульфата меди( II) (используйте карточки – инструкции)

Домашнее задание Изучить § 8 ЗАПОМНИТЬ! Химические свойства металлов Выполнить письменно задания: - № 2,3 (после § 8) - № 1-5 (тетрадь с печатной основой)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов.

Презентация к уроку "Физические свойства металлов"

Материал может быть использован в курсе химии 9 класса в теме "Металлы".

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р.

презентация " Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов"

презентация к уроку в 9 классе.

Презентация "Положение металлов в периодической системе. Металлическая связь. Металлическая решетка. Общие физические свойства металлов" 9 класс

Презентация "Положение металлов в периодической системе. Металлическая связь. Металлическая решетка. Общие физические свойства металлов" 9 класс.


План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов.

Химические свойства металлов
презентация к уроку по химии (9 класс)

Совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил техники безопасности; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы

ВложениеРазмер
himicheskie_sv-va_metallov.pptx 1.13 МБ

Урок химии в 9 классе « Химические свойства металлов»

«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества». Д.И. Менделеев

Тип урока: изучение нового материала Цели урока: Образовательные: сформировать понятия об общих химических свойствах металлов; Развивающие: совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил техники безопасности; развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы; Воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение. Тема урока : «Химические свойства металлов» Средства обучения учебник «Химия – 9», авторы: Новошинский И.И. Новошинская Н.С. . таблицы: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов» мультимедийный проектор; компьютер;презентация в программе Power Point ;лабораторное оборудование, реактивы;дидактический раздаточный материал.

Какой металл самый – самый …? 1. Самый легкий металл – … 2. Самый тяжелый металл – … 3. Самый легкоплавкий металл – … 4. Самый тугоплавкий металл – … 5. Самый мягкий металл – … 6. Самый твердый металл – … 7. Самый электропроводный металл - … 8. Самый пластичный металл - … Игра «Самый, самый

Тест «Металлы». Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения 5 минут. Вариант 1. 1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы а) Al , As , P; б ) Mg, Ca, Si; в ) K, Ca, Pb . 2. Атом магния имеет электронную конфигурацию а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 ; б) 1s 2 2s 2 2p 5 3s 2 ; в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 . 3. Укажите общее в строении атомов Mg и Al : а) два электрона на последнем электронном слое; б) три электрона на последнем электронном слое; в) одинаковое число электронных слоев. 4. Для всех металлов характерны: а) металлический блеск, ковкость, пластичность б) легкоплавкость, сверхпроводимость, твердость в) электропроводность, хрупкость, тугоплавкость г)теплопроводность, высокая электропроводимость, твердость Тип связи в простом веществе калия: а) ионная; б) металлическая ; в) ковалентная полярная Критерии оценки: все правильно – « 5 », 1 ошибка – « 4 », 2 ошибки « 3 », 3 ошибки и более « 2»

Тест «Металлы». Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения 5 минут. Вариант 2. 1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы а) H , As , P; б ) Mg, Ca, Pb ; в ) K, Ca, N. 2. Атом натрия имеет электронную конфигурацию а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 ; б) 1s 2 2s 2 2p 5 3s 2 ; в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 . 3. Укажите общее в строении атомов K и Na : а) один электрон на последнем электронном слое; б) три электрона на последнем электронном слое; в) одинаковое число электронных слоев. 4. К физическим свойствам металлов не относят а) пластичность б) электропроводность в) металлический блеск г) растворимость в воде 4. Тип связи в простом веществе магний: а) ионная; б) металлическая; в) ковалентная полярная Критерии оценки: все правильно – « 5 », 1 ошибка – « 4 », 2 ошибки « 3 », 3 ошибки и более « 2»

Химические свойства металлов Предположите химические свойства металлов. С какими веществами могут они взаимодействовать. Заполнить схему «Химические свойства металлов»

Химические свойства металлов схема «Химические свойства металлов» Металл Простые вещества Сложные вещества Неметаллы Вода Кислоты Растворы солей

Взаимодействие с неметаллами Вступают в реакцию с неметаллами 2Mg + O 2 = 2MgO 2Al + 3I 2 = 2AlI 3 Химические свойства металлов

Химические свойства металлов Взаимодействуют с водой a ) Щелочные и щелочночноземельные металлы

. Поместите в каждую из 3 пробирок металлы: алюминий цинк и медь прилейте соляную кислоту. Что вы наблюдаете? Составляем уравнение реакции в тетрадях Расставляем коэффициенты методом электронного баланса. Что делали Что наблюдали Вывод 1 2 3 Взаимодействие с растворами кислот

. Взаимодействие с растворами кислот Li K Ca Na Mg Al |Zn Cr Fe Ni Pb (H 2 ) Cu Hg Ag Pt Au Вытесняют H 2 ↑ из растворов кислот Не вытесняют H 2 ↑ из растворов кислот Вывод : 1 . Металлы (до Н в ряду активности) реагируют с кислотами с выделением газа водорода. 2. H 2 SO 4 ( конц .) и HNO 3 (любой концентрации) реагируют с металлами по-особому, при этом Н 2 не образуется

. Взаимодействие с растворами солей Лабораторный опыт: взаимодействие металлов с солями. Налейте в пробирку раствор медного купороса и опустите железный гвоздь Составляем уравнение реакции в тетрадях . Расставляем коэффициенты методом электронного баланса. Что делали Что наблюдали Вывод 1 2 3

. Выводы : . Вступают в реакцию с кислотами с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H 2 Cu Hg Ag Au 1. Металл в ряду должен стоять до водорода (исключение металлы I А и II А групп) 2. Полученная соль должна быть растворимой 3. Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому. .

. Какие реакции практически осуществимы? Реагирующие вещества K Fe Cu О 2 Н 2 О HCl ( раствор) Pb (NO 3 ) 2 раствор

. Самопроверка Реагирующие вещества Na Fe Cu О 2 + + + Н 2 О + + - HCl ( раствор) + + - Pb (NO 3 ) 2 раствор + + -

. Дополнительные задания. 1. Составьте уравнения реакций взаимодействия: а) натрия с серой; б) железа с раствором серной кислоты; в) кальция с бромом. 2. Между какими веществами произойдет химическая реакция: а) медь и раствор сульфата железа (II); б) магний и раствор нитрата свинца (II); в) цинк и раствор сульфата железа (II). Напишите соответствующие уравнения реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Выставление оценок за работу на уроке: ответы с места на устные вопросы и ответы у доски. Домашнее задание. Изучить текст на стр. 176 – 178 § 39, на стр. 178 ответить на вопросы 4-5

Урок по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал.

Уравнения по теме "Химические свойства металлов"

Большое количество уравнений, требующих детальной проработки теоретического материала.

Урок по теме "Химические свойства металлов"

Урок химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов".

Общие химические свойства металлов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока химии в 9 классев условиях реализации переходана ФГОС нового поколения.

План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока с применением ЭОР.

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении .

Химические свойства металлов 9 класс Бигильдина Гулия Фархулловна Учитель химии и биологии МОУ «Лазурненская СОШ» - презентация

Презентация на тему: " Химические свойства металлов 9 класс Бигильдина Гулия Фархулловна Учитель химии и биологии МОУ «Лазурненская СОШ»" — Транскрипт:

1 Химические свойства металлов 9 класс Бигильдина Гулия Фархулловна Учитель химии и биологии МОУ «Лазурненская СОШ»

2 Взаимодействие металлов: I.С простыми веществами; II.Со сложными веществами.

3 I. Взаимодействие металлов с простыми веществами – неметаллами: 1.с кислородом; 2.с галогенами; 3.с водородом.

4 I.Взаимодействие металлов с простыми веществами: 1.с кислородом а)щелочные металлы (кроме лития) образуют пероксиды: 2е В-ль ок-ль

5 I.Взаимодействие металлов с простыми веществами: 1.с кислородом б) металлы средней активности и литий образуют оксиды: Составьте уравнение реакции взаимодействия лития с кислородом и рассмотрите его как ОВР. 4е В-ль ок-ль

6 Взаимодействие железа с кислородом – горение железа.

7 I.Взаимодействие металлов с простыми веществами: 1.с кислородом: в) железо с кислородом при нагревании образует смешанный оксид (железную окалину): 8е Смешанный оксид железа II - III В-ль ок-ль

8 I.Взаимодействие металлов с простыми веществами: 1.с кислородом г) металлы неактивные – Ag, Au, Pt - с кислородом не взаимодействуют, т.е. не окисляются

9 I.Взаимодействие металлов с простыми веществами: 2. с галогенами;

10 Взаимодействие железа с хлором – горение железа в хлоре. Составьте уравнение химической реакции. Рассмотрите его как ОВР.

11 I.Взаимодействие металлов с простыми веществами: 1.с галогенами: 6е В-ль ок-ль

12 Взаимодействие меди с хлором – горение меди в хлоре. * Составьте уравнение химической реакции. Рассмотрите его как ОВР.

13 I.Взаимодействие металлов с простыми веществами: 3. с водородом. 2е В-ль ок-ль Гидрид натрия * Составить уравнение реакции для алюминия с водородом.

14 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 1.с водой 2.с растворами кислот 3.с оксидами металлов 4.с растворами солей

15 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 1.с водой Вспомните, при каких условиях металлы взаимодействуют с водой?

16 Взаимодействие натрия с водой

17 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 1.с водой а) щелочные и щелочноземельные металлы в реакции с водой образуют щелочь: 2 е В-ль ок-ль

18 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 1.с водой б) металлы средней активности в реакции с водой образуют оксид: 2 е Составьте уравнение реакции между цинком и водой: В-ль ок-ль

19 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 1.с водой а) металлы неактивные в реакцию с водой не вступают: При составлении уравнения реакций металла с водой смотри электрохимический ряд напряжения металлов.

20 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 2. с растворами кислот Вспомните, при каких условиях металлы взаимодействуют с растворами кислот, если при этом окислителем является водород? если металл активней водорода; если металл не щелочной; если образуется растворимая соль; если в реакцию вступает растворимая кислота; если кислота не азотная и не концентрированная серная.

21 Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты

22 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 2. с растворами кислот а) не щелочные металлы и металлы средней активности реагируют с растворами кислот: Составьте уравнение реакции между цинком и соляной кислотой. 2е В-ль ок-ль

23 Взаимодействие металлов с растворами кислот

24 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 2. с растворами кислот а) не активные металлы не реагируют с растворами кислот: При составлении уравнения химической реакции между металлом и раствором кислоты смотри электрохимический ряд напряжения металлов и таблицу растворимости. * Составьте уравнение реакции между кальцием и серной кислотой.

25 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 3.с оксидами металлов Но эта реакция характерна не для всех металлов.

26 Взаимодействие алюминия с оксидом железа (III)

27 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 3. Магний, кальций и алюминий могут взаимодействовать с оксидами металлов: 6е * Составьте уравнение реакции между кальцием и оксидом меди (II).

28 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 4. с растворами солей Вспомните, при каких условиях металлы взаимодействуют с растворами солей? если металл активней металла соли; если металл не щелочной; если в реакцию вступают и образуются растворимые соли;

29 II. Взаимодействие металлов со сложными веществами: 4. с растворами солей 6 е В-ль ок-ль При составлении уравнения химической реакции между металлом и солью смотри электрохимический ряд напряжения металлов и таблицу растворимости. * Составьте уравнение реакции для меди и нитрата серебра.

30 Домашняя работа § 8 Учебник О.С.Габриеляна Химия 9 Вопросы 1, 4, 6 – всем Вопросы – 5, 6 – дополнительное задание для желающих.

31 Самостоятельная работа Для металлов Na, Zn, Hg – составить возможные уравнения с веществами из списка:

32 Примечания В презентации использованы видеоопыты из диска «Уроки химии 8 – 9 классы» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Читайте также: