Хомут из металлической полосы своими руками

Обновлено: 28.06.2024

Хомуты всегда пригодятся для стяжки шлангов, но не всегда нужный имеется под рукой. В такой ситуации их можно изготовить самостоятельно при помощи проволоки и нехитрых инструментов без применения хомутателя.

Что понадобится для изготовления хомутов

  • гибкая проволока подходящего диаметра;
  • пассатижи;
  • гвоздь для работы с проволокой;
  • небольшой кусок арматуры;
  • хомутатель.

Проволока может быть из алюминиевого сплава или стальная, не важно, главное, чтобы она была крепкая и одновременно гибкая.

Как сделать хомут при помощи плоскогубцев

Берётся кусок проволоки и складывается пополам так, чтобы на месте сгиба образовалась петля.

Разведя концы проволоки в сторону, будущий хомут одевается на шланг, петля при этом должна быть сверху, а концы проволоки по краям.

Остаётся скрутить свободные концы проволоки пассатижами.

Двойной хомут

Подготовленный кусок проволоки нужно сложить пополам, а потом накрутить в два оборота на шланг, максимально натягивая.

После этого останется только соединить и затянуть концы проволоки пассатижами, откусив лишние куски этими же пассатижами.

Хомут на натяжной проволоке

Для изготовления данного типа хомута нужна длинная проволока. Один конец жёстко крепится за неподвижное основание, на втором конце привязывается обрезок арматуры – его нужно использовать для затяжки хомута.

Проволока оборачивается вокруг шланга в два оборота. Используя импровизированную рукоять, шланг прокручивается в разные стороны, тем самым, хомут затягивается.

Используя шланг, прокручивая его, соединяем концы проволоки и затягиваем их без помощи пассатижей.

Хомут готов, остаётся лишь откусить пассатижами лишнюю проволоку.

Как затянуть хомут при помощи гвоздя

Проволока складывается пополам, место сгиба должно образовать петлю, куда можно будет просунуть гвоздь.

Потом накручивается проволока на шланг в один оборот, в петлю просовывается гвоздь.

Проворачивая гвоздь, концы проволоки скручиваются и зажимаются.

Хомут готов, остаётся откусить длинные концы пассатижами.

Смотрите видео

Пятый вариант хомута, сделанного при помощи хомутателя, смотрите в видео.

Похожие мастер-классы

Как без хомутателя сделать надежный хомут на шланг из проволоки

Делаем хомутатель из стойки стабилизатора

Самый простой компактный хомутатель под проволоку

Простой хомутатель своими руками

Удачная конструкция хомутателя своими руками

Хомутатель для ленточных хомутов своими руками

Особо интересное

«Сделай сам – своими руками» - сайт интересных самоделок, сделанных из подручных материалов и предметов в домашних условиях. Пошаговые мастер-классы с фото и описанием, технологии, лайфхаки - все, что нужно для рукоделия настоящему мастеру или просто умельцу. Поделки любой сложности, большой выбор направлений и идей для творчества.

Все, что нужно знать о металлических хомутах

Крепёжные соединители и ремонтные — это совершенно разные изделия. Каждый из них выполняет конкретную функцию, соответственно, имеет свои отличительные свойства. Фиксатор ремонтного типа — это многофункциональный хомут, который предназначен для устранения в трубопроводных системах неполадок следующего типа:

  • трещины продольного и поперечного типа;
  • нарушение герметичности в соединительных деталях (фитингах);
  • свищи на трубах, образованные вследствие блуждающих токов.

В основном для ремонта используют классические модели хомутов в виде металлических пластин с согнутыми концами. Именно на этих местах устанавливают гайки и болты для стяжки. В комплекте к таким устройствам не идёт резиновая прокладка, поэтому её нужно подбирать индивидуально.


Некоторые хомуты имеют удобные рукоятки для крепления

Ремонтные хомуты пользуются преимуществами перед крепёжными. Они отличаются простым и оперативным монтажом, подходят для устранения практически любой неисправности, не требуют слива воды для проведения работ.

Виды обжимных металлических хомутов для труб

Вид обжимных металлических изделий определяет их назначение и конструктивные особенности. Их можно классифицировать следующим образом:

  • спиральные – для фиксации необходимо повернуть по часовой стрелке или против неё, используются на водопроводных сетях, выполненных из армированных пластиковых труб;
  • силовой зажим – это металлическая лента, оснащённая стяжной конструкцией, может быть использован для фиксации и ремонта трубопроводов различной геометрической формы (круг, квадрат) и различного назначения;
  • усиленный крепёж – используется для различного вида рукавов и шлангов, представляет из себя металлический замок, соединённый с металлической лентой;


Хомут типа «усиленный крепёж»

  • проволочное крепление – выполнен в виде нескольких колец из проволоки, соединённых механизмом для их стягивания;
  • червячный хомут – это металлическая полоса с нанесёнными резами (дорожкой) на её поверхности, оснащённая винтом для стягивания полосы;
  • трубный хомут – выполнен в виде двух полуколец, одно из которых оснащено элементом крепления к строительным конструкциям и винтами для их скрепления;
  • пружинный хомут – используется в сетях ГВС и отопления, представляет собой металлическую полосу с нанесёнными отверстиями, закрученную под определённый диаметр;
  • с резиновым уплотнением – могут быть оснащены различные виды хомутов, рассмотренные выше, что обеспечивает прочность крепления и герметичность для моделей, используемых в ремонтных целях.


Хомут червячного типа

Хомуты типа «усиленный крепёж» ещё называются силовыми шарнирными устройствами, что обусловлено их конструкцией и принципом работы элемента крепления. Червячные модели могут именоваться как ленточные металлические хомуты, что также связано с их конструкцией. Проволочные изделия могут именоваться как спиральные, поэтому при выборе модели необходимо ориентироваться в этих наименованиях. Все виды хомутов могут выпускаться в усиленном исполнении, что выражается в размерах используемых материалов (толщина и диаметр), а также конструкции стягивающих механизмов.


Хомут пружинный, самозажимной

Ремонтные хомуты для трубопроводов: правила эксплуатации и внешней вид

Для ликвидации опасных последствий аварий на трубных магистралях применяются хомуты ремонтного типа. Например, при прорыве водопроводной или отопительной системы, достаточно просто зафиксировать место проблемы без сброса давления. Такой способ ремонта может носить временный или постоянный характер.


Ремонтный хомут может состоять из нескольких секций

Технические характеристики для ремонтных фиксаторов

С технической точки зрения, трубный нержавеющий или оцинкованный хомут представляет собой скобу с резиновой вставкой, которая придаёт месту соединения герметичность. Однако данные модели приспособлений предназначены исключительно для повреждений на прямых участках трубопровода. На изгибах или разветвлениях лопнувшие конструкции отремонтировать таким образом невозможно.

Приспособления для ремонта трубопроводов обязательно должны обладать следующими характеристиками:

  • наличие болтовых зажимов;
  • присутствие резинового герметика разной толщины;
  • возможность распорки деталей обжима между собой;
  • прочный металл, который не поддаётся деформации.

Какие бывают виды ремонтных хомутов

В зависимости от сложности работы по креплению трубопроводов, необходимо выбирать и модель ремонтного хомута. Разберёмся с существующими разновидностями:

  • односторонний. Чаще всего, это U-образная модель крепежа, которая имеет одну полуось с резьбой на концах и перемычку, которая впоследствии фиксирует трубу с помощью болтов. Однако такой вариант приспособления удобен только для предотвращения различных протечек;
  • двухсторонний — это конструкция, имеющая два металлических полукруга, которые соединяются между собой с помощью болтов, который на данной конструкции может быть от 2 до 4 штук;
  • многосоставной. Такой хомут представляет собой более сложный вид крепления. Обычно этот вариант предназначен для фиксации нескольких трубопроводов одновременно.


Силовые крепежи могут сужаться к месту крепления

Особенности

Металлические хомуты для трубопроводов встречаются повсеместно. С их помощью можно:

  • надежно зафиксировать трубу на стене или несущей балке;
  • быстро устранить течь через трещину в стенке трубы;
  • придать герметичности стыкам и фитингам;
  • закрепить резиновый или армированный шланг на штуцере;
  • закрепить водопроводные рукава и гофры;
  • убрать свищи на трубах, которые образовались из-за блуждающих токов;
  • и даже механически скрепить некоторые детали.



Впрочем, их прямое назначение – обеспечить стабильную работу трубопроводов. Поэтому они и получили широкое распространение в разных сферах, таких как:

  • бытовая и коммунальная;
  • гидротехнические сооружения;
  • машиностроительная отрасль;
  • мото- и автомобилестроение;
  • энергетика;
  • газовое хозяйство;
  • дизайн и различные поделки.

Эти крепежные элементы должны быть надежными и долговечными. А еще – соответствовать стандартам качества. Поэтому они производятся по требованиям ГОСТ 24137-80.

В этом документе прописаны:

  • предельные диаметры трубы, на который рассчитан хомут;
  • диаметр резьбы (по нему подбирается закрепляющая гайка);
  • длина резьбы (от нее зависит толщина опоры, к которой можно прикрепить трубу);
  • масса изделия (тоже важный параметр, особенно для транспорта);
  • точность изготовления;
  • ссылки на другие документы (которые определяют условия хранения, маркировку и прочее).


Какие бывают металлические хомуты для шлангов высокого давления

Обжимные металлические усиленные хомуты одинаково важны как для магистральных трубопроводов, так и для гибких шланговых магистралей. Для таких систем предусматриваются либо червячные варианты фиксаторов, либо силовые.


Шланговые крепежи имеют большую степень зажима

Червячные хомуты для шлангов

Червячный тип крепления представляет собой кольцо с болтом и засечками, которые нанесены на внутренний край хомута. Это помогает приспособлению герметичнее удерживать соединение.


Зафиксировать крепёж можно посредством крестовой отвёртки

Силовые хомуты для шлангов высокого давления

Приспособления для крепления силового типа в соединениях отлично справляются со своими задачами, при этом их бывает несколько подвидов:

  • ленточные и проволочные оцинкованные имеют в качестве зажима болтовое соединение;
  • усиленные хомуты для шлангов — имеют зажимы с обеих сторон;
  • универсальные литые, оснащённые двумя болтовыми креплениями.


Такие фиксаторы оснащаются крепёжными болтами и имеют массивные распорки

Изготавливаются все эти виды хомутов исключительно из нержавеющей стали. Все они одинаково просты в эксплуатации и относительно дёшевы, поэтому некоторый запас таких крепежей в хозяйстве не помешает.

Рекомендуем посмотреть видеообзор хомутов, в котором рассказывается о том, для каких целей тот или иной тип используется, какие из них лучше купить.


Watch this video on YouTube

Нюансы эксплуатации


Перед установкой рекомендуется смазать винтовые соединения машинным или силиконовым маслом. Это не только поможет легче закрутить винты, но и предотвратит дальнейшую коррозию. Только учтите, что индустриальное масло разъедает некоторые сорта резины.

При монтаже всегда соизмеряйте прикладываемую силу и размеры крепежа. Кроме того, пружинный хомут при сжатии может соскочить и улететь в сторону. Будьте внимательны.

Следите, чтобы на рабочую поверхность не попала грязь или пыль. Она не только поцарапает трубу, но и может привести к преждевременной коррозии.

Периодически подтягивайте винтовые соединения, особенно если труба работает с вибрацией. Если работа инструмента затруднена, купите хомут с барашком вместо винта. Для его затяжки инструмент не требуется.

Не допускайте загрязнения винтов пылью. Это не только продлит срок эксплуатации, но и обеспечит возможность повторного использования хомута после снятия. Хомут в хорошем состоянии без признаков коррозии рассчитан минимум на 50 циклов «монтаж-демонтаж».

И всегда соблюдайте технику безопасности. А также не экономьте на крепеже, ведь чаще всего труба выходит из строя именно в местах соединений.


Обзор полезных инструментов для работы с хомутами из Китая в видео ниже.

Размеры и вес

На рынке представлено большое число моделей хомутов, при этом диапазон возможных диаметров у всех конструкций разный.

При этом червячные хомуты обладают самым большим пределом регулировки. Это значит, что одним и тем же хомутом можно закрепить трубу и 110 мм, и 200 мм в диаметре. После монтажа лишняя часть хомута просто срезается. Этим активно пользуются монтажники.

Размеры всех видов хомутов изменяются ступенчато и прописаны в ГОСТе. Еще там указаны ширина ленты, масса и предельная нагрузка.

Стандартные размеры червячных хомутов представлены в таблице.



Диаметр сантехнических (трубных) хомутов обычно указывается в дюймах (1 дюйм – 25,4 мм). Это удобно, поскольку размер труб тоже считается в дюймах.



У металлических моделей со шпилькой ряд стандартных размеров немного отличается.



Следует учитывать, что при увеличении диаметра всегда растет ширина и толщина стенки, особенно в ремонтных моделях

Это важно при недостатке рабочего пространства или небольшой длине трубы

Ширина у закрепляющих хомутов обычно составляет 20-25 мм.

Внутренняя резьба соединительных гаек обычно лежит в пределах от М6 до М10. Ставить большие гайки не имеет смысла, поскольку сильно увеличиваются размеры хомута.


Шплинтовые ленточные хомуты созданы для конвейера, у них простая конструкция и низкая цена, при правильной установке эти хомуты являются очень эффективным крепежным устройством, обеспечивая равномерный обжим соединения и хорошую герметизацию соединения.

Классический шплинтовой ленточный хомут представляет собой комбинацию из 3-х деталей:
— пряжка стяжной ленты;
— шплинт стяжной ленты;
— ленты стяжной.

Фото в бортжурнале Москвич 401

Фото в бортжурнале Москвич 401

Установленные на новый мягкий шланг в заводских условиях специнструментом шплинтовые ленточные хомуты служили верой и правдой.

А вот в условиях гаражных ремонтов затянутые чем придётся (плоскогубцами или отвёртками) такие хомуты часто начинали не держать.
Это происходит из-за того, что без специнструмента или устойчивого навыка тяжело обеспечить равномерные непрерывные усилия при затяжке, ведь приходится постоянно переставлять отвёртку или пассатижи — в эти моменты стяжка будет регулярно прослабляться, такой хомут будет плохо держать.
Данный факт давно признан т.н. "бывалыми", правильно затянуть ленточный хомут могли не только лишь все

Вдобавок шплинтовые ленточные хомуты плохо подтягиваются после продолжительной эксплуатации на автомобилях.

При полноценной реставрации нужно ставить шплинтовые ленточные хомуты, потому что использование современных червячных или каких иных хомутов на шлангах старинных автомобилей служит причиной снижения оценки общего уровня проведённых работ по реставрации.

На АЗЛК в 70/80-е годы для затяжки шплинтовых ленточных хомутов использовали специнструмент (фото взял у dent2410 — Тынц):

Фото в бортжурнале Москвич 401

Нам на наши 401-е такой инструмент не очень подходит, потому что у нас этими "отвёртками" не везде можно подлезть к хомутам для затяжки.
Вот поэтому чтобы легко и просто устанавливать шплинтовые ленточные хомуты сейчас и в завтрашнем дне, куда мы безостановочно копаем — сделал причиндалу, затяжка хомутов получается заводская.

Ну, как говорится, глупый пИнгвин робко прячет, смелый — нагло достаёт:

Фото в бортжурнале Москвич 401

Для причиндалы нужна маленькая трещотка с перекидом тудама-сюдама и обратно, и выточить простенькую фиговину c переходом на шестигранник к этой трещотке со одной стороны и приваренной сплющенной в овал трубкой с другой.
Пользоваться такой причиндалой получается просто и удобно, при установке хомута одной рукой придерживаете за круглую плашку и овал трубки, другой работаете трещёткой.
По размерам эта фиговина хороша для затягивания шплинтовых ленточных хомутов [367040-П] и [357046-П] Москвичей-400/401 (ширина стяжной ленты 10мм), для работы с более мелкими хомутами нужен меньший диаметр.

Устанавливаются шплинтовые ленточные хомуты т.н. "двойным" обхватом, два раза обвивая вокруг шланга.
Для этого лента обматывается вокруг шланга один раз, конец ленты пропускается между пряжкой и шплинтом и делается ещё один оборот ленты вокруг шланга.
Таким образом при затяжке хомута затягивается верхний виток и подтягивается нижний.

Чтобы получилось красиво и надёжно — перед установкой ленточный хомут нужно подготовить.
Обвиваем вокруг шланга два раза и подтягиваем от руки, затем прослабляем, чтобы получился зазор 3-4мм и хомут легко снимался со шланга:

Фото в бортжурнале Москвич 401

Далее снимаем хомут и обрезаем под шплинт торчащий кусок стяжной ленты:

Фото в бортжурнале Москвич 401

Теперь устанавливаем подогнанный по размеру шплинтовой ленточный хомут на предназначенное для него место и вставляем кончик стяжной ленты в шплинт так, чтобы она прошла по щели шплинта до края щели, но не высовывалась из неё.
Иными словами стяжная лента должна быть заправлена в шплинт ровно на диаметр шплинта, не более и не менее.
Теперь с помощью причиндалы можно начинать закручивать, постепенно затягивая:

Фото в бортжурнале Москвич 401

Установка шплинтовых ленточных хомутов в таком варианте превращается в лёгкое необременительное занятие, подлезать в труднодоступные места для затяжки с маленькой трещоткой удобно.

Не забываем, что хомуты на заводе на наши Москвичи-401 ставились головками шплинтов в сторону шланга, навстречу друг другу, это было обусловлено именно использованием специнструмента для затяжки хомутов.

Фото в бортжурнале Москвич 401

Чрезмерно сильно (от души) затягивать шплинтовые ленточные хомуты не нужно, у шлангов есть максимальное усилие затяжки, регламентированное спецификацией производителя.
Перетянутый хомут приводит к тому, что под ним шланг теряет эластичность и в дальнейшем при циклах сжатия/растяжения под действием перепада температур и тряски протечки будут неизбежны.

Если пришлось по какой-то надобности снять шланги — при установке всегда ставьте новые шплинтовые ленточные хомуты.

Хороший способ вязать проволочные хомуты


Весна, как обычно, пришла, когда её никто не ждал. И вся наша улица начала тонуть.
В связи с этим приобрёл мотопомпу. А к мотопомпе — пучок шлангов, как всасывающих, так и выпускных.

В процессе сбора всего этого в единое целое обнаружил, что, так как червячные хомуты я подбирал для всасывающих шлангов — для выпускных они не подошли, потому что у последних толщина стенки, и, как следствие, наружный диаметр трубы — заметно меньше. Но я что-то похожее предвидел, и на всякий случай прикупил моток оцинкованной вязальной проволоки диамером 2мм.

Как оказалось, надёжно зафиксировать проволокой шланг, в который подается вода под напором в 500 литров в минуту — задача не из простых. После мучений с отверткой и плоскогубцами, получается что-то типа вот такого:


Держит оно примерно так же, как и выглядит — т.е. плохо. Один раз рукав сорвало и меня обдало водой. Хорошо, обошлось без травм. После повторного перевязывания, держало всё равно плохо, несмотря на все мои старания. Ну и текло, конечно, по всем щелям.

Я вспомнил, что ещё в прошлом году видел отличный ролик известного в кругах народных умельцев Адвоката Егорова про самодельно изготовленное им устройство под названием "хомутатель".

Адвокат Егоров — прекрасен, и я даже поначалу задумал было повторить его устройство целиком. Но лень заборола, и я стал искать более простые варианты того же самого устройства. И в итоге, перебрав несколько вариантов, остановился на том, который понравился больше всего — на варианте Александра Доровикова.

Незамедлительно съездил и приобрёл шестигранник на 12 и рожково-накидной ключ с трещёткой, тоже на 12.


От плоского ключа, как лего заметить, была отпилена рожковая часть, кончик немного заострён, а на его конце был пропилен паз для фиксации его на проволоке.


В обоих концах шестигранника были сделаны продольные пропилы, куда должна вставляться проволока:


В дополнение, по совету Александра, я перманентным маркером обозначил направление свободного вращения трещёточной части:


После этих нехитрых действий, пробуем вязать хомут.
Для начала, отрезок проволоки достаточной длины сгибаем пополам, а место сгиба чуть-чуть сжимаем рукоятками кусачек, потому что руками гнуть 2-миллиметровую проволоку на таком радиусе уже не очень удобно.


Затем накидываем первый оборот хомута, продевая свободные концы сквозь петлю:


И делаем ещё один оборот, снова продевая концы в петлю:


Нацепляем наш девайс пропиленным пазом на петлю:


И в отверстие трещётки вставляем шестигранник, попутно захватывая свободные концы проволоки пропилом. И немножко закручиваем, чтоб создать хоты бы небольшое натяжение.


После этого начинаем закручивать, попутно поправляя проволоку по всему периметру, следя, чтобы витки не перехлёстывались. До безумия крутить не надо. Когда уже есть ощущение, что всё затянулось достаточно, перегибаем наше устройство через петлю вот таким образом:


После чего остаётся только обкусить "усики" и загнуть их, чтоб не цепляться и не царапать ничего.


Ну а теперь — пляшем от радости, соединение готово. Если я что-то непонятно объяснил — сходите в ролик Александра, на который я дал ссылку выше, там всё пояснено гораздо подробнее.

Что имеем в итоге: железяка проста, относительно недорога, а пользы — вагон. Под капотом, конечно, не воспользуешься из-за её довольно больших габаритов — но для проволоки меньшего диаметра без проблем можно изготовить пепяку поменьше размером.

Зачем оно надо? — спросит въедливый читатель. — Ведь есть недорогие червячные хомуты!

Нет, дорогой читатель, не всегда они есть и не всегда подходят к ситуации.

Во-первых, хорошие червячные хомуты — редкость. Причем — недешёвая.
Во-вторых — часто в требуемом диаметре нет вообще никаких хомутов, не говоря уже о хороших.
В-третьих — проволочная стяжка, по моим ощущениям, фиксирует гораздо прочнее, и прежде всего — в силу того, что стягивает с равномерным усилием по всей окружности.
В-четвёртых — проволокой можно укрепить уже имеющееся соединение, не разъёдиняя его. С червячным хомутом так не получится(P.S. в комментариях меня уже убедили, что на самом получится, я проверил — и правда, получается, но не со всеми хомутами). Поэтому применять можно не только для труб и шлангов, но и, например, для сбора конструкций из жердей, для оперативной починки расколовшихся рукоятей топоров, отверток, стамесок и много ещё для чего.

Ну и в-пятых — настоящему параноику никто ведь не мешает иметь и то, и другое в запасе. Есть хомут — ставишь его. Нет хомута — наматываешь проволоку.

Инструмент мне обошёлся дороже, чем я ожидал — потому что я не успел на авторынок до его закрытия, и ключи покупал в разделе "1000 мелочей", где на крутки на всю эту чепуху довольно большие. Ключ с трещёткой мне обошёлся в 260 рублей, а шестигранный — в 220. Но 500 рублей за получившуюся приблуду не жалко. Приятно держать в руках инструмент, который ты сам частично изготовил.


Натурных испытаний пока провести не успел, если что-то пойдёт не так — отпишусь.

Самый простой компактный хомутатель под проволоку

Самый простой компактный хомутатель под проволоку


Для установки проволочных хомутов удобно пользоваться хомутателем. Это устройство позволяет их надежно затягивать, что важно, к примеру, если требуется подключить шланг высокого давления на штуцер. Сделать хомутатель очень просто, нужно буквально 10-15 мин.

Материалы:

  • стальная полоса (ручка от водопроводного крана);
  • болт М10-М12.

Материалы для изготовления хомутателя

Процесс изготовления хомутателя


От полосы необходимо отрезать заготовку длиной 6-7 см. Со смещением под один край в ней просвечивается отверстие под болт.


Ее второй конец нужно обрезать под острый угол и сделать на острие неглубокую канавку под проволоку. Ее лучше всего нарезать гранью треугольного напильника.

обрезать под острый угол и сделать на острие неглубокую канавку


Болт разрезается вдоль наполовину. Ширины полученной прорези должно быть достаточной, чтобы в нее входила проволока.

Болт разрезается вдоль наполовину

Для затяжки можно использовать любой ключ

нужно намотать на шланг 2 полные витка проволоки


Затем кольцо снимается, от него делается отступ на 2 пальца, и на шланг накручивается еще пара витков.

накручивается еще пара витков


Заготовка снимается и сгибается пополам, чтобы сложить кольца вдвое. Здесь важно загнуть проволоку без острого угла. Далее хомут натягивается на шланг.

Заготовка из проволоки

Заготовка из проволоки сгибается пополам


Желобок на острие при этом должен упереться в петлю между кольцами. Затем шляпка болта наворачивается воротком. В результате хомут обожмет шланг. Чтобы его зафиксировать, требуется отвести тыльную часть хомутателя от петли под прямой угол, чтобы хвосты загнулись.

Хомутатель переворачивается


Читайте также: