Хранение металла в музее

Обновлено: 04.10.2024

49.1. Музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней должны храниться в специально оборудованных хранилищах («особые», «золотые» кладовые).

В музеях, не имеющих специальных хранилищ, предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней должны храниться в фондохранилищах в несгораемых шкафах или сейфах.

В специальных хранилищах, сейфах или несгораемых шкафах также хранятся клады, содержащие предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, в полном составе вместе с сопровождающими их вещевыми находками и обезличенный оброн драгоценных камней и деталей из драгоценных металлов.

До реставрации предмета, имеющего оброн, оброн хранится вместе с ним.

Предметы, в которых драгоценные металлы находятся в виде инкрустаций, насечек, накладок и т.п., хранятся на общих основаниях в составе соответствующей коллекции.

49.2 Музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящиеся в фондохранилищах, экспозициях, выставках, в реставрационных помещениях должны быть защищены тремя рубежами охраны:

Первый рубеж – защита периметра зданий, установка извещателей на открытие (разбитие) окон, открытие входных дверей и чердачных люков.

Второй рубеж – защита помещений, установка извещателей на изменение объема, на открытие внутренних дверей.

Третий рубеж – защита музейных предметов в экспозиционных залах и хранилищах, установка извещателей в специальных хранилищах, сейфах, витринах, на отдельных предметах или группах предметов.

49.3. Фондохранилища, экспозиционные и выставочные залы, реставрационные помещения, а также сейфы, шкафы, витрины и другие места хранения и экспонирования предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь свой порядковый номер.

Двери фондохранилищ, экспозиционных и выставочных залов, сейфы, шкафы, витрины (далее – места хранения) должны быть обеспечены петлями для пломб, надежными внутренними креплениями и закрываться замками.

Места хранения предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней по окончании рабочего дня должны закрываться на ключ, пломбироваться личными пломбирами или опечатываться личными печатями лиц, ответственных за хранение музейных предметов и музейных коллекций.

Ключи от мест хранения предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, вложенные в пеналы или мешочки, опечатанные личными печатями, сдаются в особый сейф музея, ответственность за охрану которого несут лица, утверждаемые внутримузейной инструкцией или приказом директора.

49.4. Вскрытия и закрытия специальных хранилищ, сейфов и несгораемых шкафов регистрируются в журнале приема и выдачи ключей от мест хранения предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, в котором отмечается каждый случай и очное время выдачи и возврата ключей от мест хранения, а также указывается, когда и с какой целью они вскрывались (приложение № 67).

Контроль за ведением данного журнала осуществляет директор, главный хранитель или заведующий хранительским отделом.

Ответственность за сохранность ключей от мест хранения с момента получения и до момента сдачи их в особый сейф несет ответственный хранитель предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Ответственность за сохранность ключей после сдачи их в особый сейф несет лицо, в должностные обязанности которого входит данная функция.

Каждый ключ должен иметь дубликат, снабженный биркой с порядковым номером, названием и номером места хранения.

Дубликаты ключей от мест хранения, помещенные в пеналы или мешочки, опечатанные личными печатями ответственных хранителей, хранятся в сейфе у директора или главного хранителя или в специальном отделе (спецчасти) музея.

В начале и по окончании рабочего дня ответственный хранитель музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней обязан проверить наличие и целостность печатей на всех местах хранения.

В случае обнаружения их срыва или повреждения сообщить об этом директору или главному хранителю музея и составить акт.

49.5. Места хранения и экспонирования предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней могут быть вскрыты только ответственным хранителем.

При необходимости вскрытия места хранения предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в отсутствии ответственного хранителя вскрытие производится комиссией, назначаемой приказом директора музея, в составе не менее 3-х человек.

Факт вскрытия оформляется актом вскрытия, о чем делается соответствующая запись в журнале приема и выдачи ключей от мест хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Хранение металла в музее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 июня 2020 года N 827

В соответствии с частью седьмой статьи 9 Федерального закона "Об оружии" Правительство Российской Федерации

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 2020 года N 827

Правила приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными и муниципальными музеями

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными и муниципальными музеями (далее соответственно - оружие, музеи).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"коллекционирование" - хранение и собирание оружия в качестве музейных предметов и музейных коллекций в целях осуществления просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

"перевозка" - перемещение оружия в место назначения транспортными средствами на договорной основе юридическими лицами, уставами которых предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия;

"приобретение" - покупка или получение на ином законном основании музеем оружия, переданного в государственную или муниципальную собственность, в целях включения его в состав Музейного фонда Российской Федерации;

"транспортирование" - перемещение оружия в целях деятельности музея транспортным средством музея;

"экспонирование" - публичное представление оружия в экспозиции музея или на выставках.

II. Приобретение оружия

3. Музеи в целях, определенных законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, могут приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право продавать находящееся у них на законных основаниях оружие, и у физических лиц (далее - правоотчуждатели), а также получать его от Министерства культуры Российской Федерации путем безвозмездной передачи.

4. Для приобретения музеем оружия правоотчуждатель направляет в адрес музея заявление в письменной форме, в котором указываются способ планируемой передачи оружия (купля-продажа, дарение, пожертвование, безвозмездная передача), а также сведения о возникновении права собственности правоотчуждателя. К заявлению прикладывается заключение государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия.

5. После получения заявления и документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, экспертной фондово-закупочной комиссией музея (далее - экспертная комиссия) проводится экспертиза оружия для установления историко-культурной, художественной, научной и иной его ценности для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации.

Оружие принимается музеем для проведения экспертизы на основании акта приема-передачи, в котором указываются название, размеры предмета, материал, техника изготовления, описываются имеющиеся клейма и надписи, состояние сохранности (далее - акт приема-передачи).

Для оружия с содержанием драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в акте приема-передачи дополнительно указываются вид, проба и масса драгоценных металлов, вид, количество и характеристика вставок из драгоценных камней, используемых в художественно оформленном оружии.

6. Прием музеем оружия на постоянное хранение осуществляется при наличии экспертного заключения экспертной комиссии об историко-культурной, художественной, научной и иной ценности оружия на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации между музеем и правоотчуждателем.

7. Оружие, получаемое музеем от Министерства культуры Российской Федерации, сначала принимается по акту приема-передачи с учетом условий, определенных пунктом 5 настоящих Правил, а после получения экспертного заключения экспертной комиссии об историко-культурной, художественной, научной и иной ценности оружия оружие принимается на постоянное хранение на основании договора, заключенного между музеем и Министерством культуры Российской Федерации.

8. Оружие, в отношении которого экспертной комиссией не подтверждены историко-культурное, художественное и научное значение и целесообразность его включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, подлежит возврату правоотчуждателю по соответствующему акту приема-передачи с приложением к нему копии экспертного заключения экспертной комиссии и заключения государственной экспертизы, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

9. Оружие может быть принято музеем на постоянное хранение исключительно в целях включения его в состав Музейного фонда Российской Федерации.

10. Музей в течение 5 рабочих дней со дня включения оружия в состав Музейного фонда Российской Федерации либо исключения из него информирует об этом территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения музея.

11. Владение музеем оружием может осуществляться на праве оперативного управления или безвозмездного пользования, закрепляемых актом органа, осуществляющего функции учредителя музея.

III. Коллекционирование оружия

12. Коллекционирование оружия осуществляется музеями в соответствии с тематическим профилем музея.

В целях коллекционирования осуществляется систематизация оружия в соответствии с утвержденной экспертной комиссией музея структурой основного фонда.

IV. Экспонирование оружия

13. При экспонировании в экспозициях и на выставках музей обязан обеспечить сохранность оружия.

14. Оружие экспонируется в шкафах, витринах или на стендах (далее - экспозиционное оборудование), закрытых стеклом толщиной не менее 5 миллиметров, оклеенным защитной пленкой.

Оружие прикрепляется к полкам или стенам экспозиционного оборудования при помощи удерживающих элементов, исключающих возможность свободного доступа к нему посторонних лиц.

15. Экспозиционное оборудование должно быть прочным и устойчивым с учетом габаритов и массы оружия, должно быть снабжено внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей хранителем оружия и оснащено локальной сигнализацией, работающей в круглосуточном режиме.

При экспонировании оружия в витринах они должны опечатываться (пломбироваться) хранителем оружия.

16. Экспозиционное оборудование, в котором экспонируется оружие, должно попадать в зону обзора системы видеонаблюдения. Зал, где экспонируется оружие, в часы работы музея должен находиться под охраной смотрителей или сотрудников службы безопасности музея, оснащенных переносными кнопками тревожной сигнализации.

17. В целях экспонирования оружия музеем составляется топографическая опись, где указываются номера первичного и централизованного учета, инвентарный номер и номер по книге специального учета оружия. При этом топографическая опись составляется в 3 экземплярах - для хранителя оружия, смотрителя зала и отдела учета.

V. Учет оружия

18. Учет оружия, принятого на постоянное хранение музеем, включает следующие этапы:

а) первичный государственный учет (регистрация оружия в книге поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книге музея), осуществляемый в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

б) централизованный государственный учет (внесение сведений об оружии в реестр музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и Положением о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации;

в) изучение, описание и научное определение оружия (регистрация в инвентарной книге) в порядке, утверждаемом Министерством культуры Российской Федерации;

г) специальный учет предметов оружия (регистрация в книге специального учета оружия) в соответствии с пунктами 19 и 20 настоящих Правил.

19. Форма книги специального учета оружия и порядок ее ведения утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

21. Основанием для исключения оружия из книги специального учета оружия являются приказ Министерства культуры Российской Федерации и документы, подтверждающие прием оружия территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации для уничтожения при исключении оружия из состава Музейного фонда Российской Федерации.

VI. Хранение оружия

22. Для хранения оружия в музеях приказом руководителя музея по согласованию с органом, осуществляющим функции учредителя музея, назначаются ответственные лица - хранители оружия. Прием оружия на ответственное хранение хранителем оружия осуществляется на основании акта, который регистрируется в соответствующей книге регистрации актов музея.

23. Музей обязан обеспечить хранение оружия в специально оборудованных хранилищах, оснащенных техническими средствами защиты и многорубежной охранной сигнализацией, подключенной к пульту организации, обеспечивающей охрану. В случае невозможности по техническим причинам подключения помещения к централизованной охране оно оборудуется автономной сигнализацией с установкой звуковых и световых сигнализаторов вблизи поста охраны (при круглосуточной охране) либо на внешней стороне здания. Фондохранилище для хранения оружия должно быть оборудовано автоматическими системами обнаружения и тушения пожара в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.

Система хранения должна обеспечивать сохранность оружия, безопасность хранения и исключать несанкционированный доступ к оружию посторонних лиц.

24. Хранение оружия должно быть организовано в сейфах или металлических шкафах (далее - фондовое оборудование) с внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей хранителя оружия.

В фондовом оборудовании должны быть полочные топоописи, подписанные хранителем оружия.

25. Допускается размещение фондового оборудования в одном помещении с художественно оформленными моделями оружия, содержащими драгоценные металлы и (или) драгоценные камни.

26. Порядок опечатывания фондового оборудования, входных дверей в фондохранилище, обеспечения пропускного режима и выдачи ключей утверждается внутримузейной инструкцией по учету и хранению музейных предметов, утвержденной приказом руководителя музея.

27. Хранение оружия, переданного в целях приобретения и экспонирования и не включенного в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном настоящим разделом.

VII. Перевозка и транспортирование оружия

28. Оружие перевозится или транспортируется с обеспечением условий сохранности и безопасности в специальной таре, которая должна быть опечатана или опломбирована хранителем оружия.

29. При перевозке или транспортировании оружия транспортные средства должны быть технически исправны, а также должна быть исключена возможность визуального обзора груза и свободного доступа к нему посторонних лиц.

30. Для перевозки и транспортирования оружия музеем обеспечивается сопровождение огнестрельного оружия в количестве более 20 единиц в пути следования охраной в количестве не менее 1 человека, вооруженного огнестрельным оружием.

31. В случаях перевозки или транспортирования оружия колонной более 2 автомашин их охрана обеспечивается группой сопровождения в количестве не менее 3 человек, вооруженной огнестрельным оружием, следующей на специально выделенном транспортном средстве. При обнаружении признаков вскрытия транспортного средства, перевозящего оружие, повреждения тары, нарушения оттисков печатей или пломб старший вооруженной охраны обязан немедленно сообщить об этом в органы внутренних дел Российской Федерации, составить акт, принять необходимые меры по установлению причин случившегося и обеспечить охрану места происшествия.

32. Перевозка и транспортирование оружия осуществляются без разрешения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа.

от 15 декабря 1987 года N 513

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 года N 1051
____________________________________________________________________

1. Утвердить согласованную с Министерством финансов СССР Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, согласно Приложению.

2. Признать утратившей силу Инструкцию о порядке учета и хранения музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях и культурно-просветительных учреждениях СССР, утвержденную Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР 18 сентября 1975 года N 29-166.

Приложение
к приказу Министерства культуры СССР
от 15 декабря 1987 года N 513

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, вводится для обеспечения единой системы учета, научной обработки и хранения музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, входящих в состав музейного фонда СССР.

Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней являются национальным достоянием и имеют большую материальную ценность.

Инструкция обязательна для всех государственных музеев и других государственных организаций, хранящих предметы из драгоценных металлов и камней, имеющих историческую, художественную или иную культурную ценность.

Государственные музеи СССР, органы культуры призваны оказывать всемерную помощь контролерам Министерства финансов СССР в осуществлении ими государственного контроля за учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

1. Все государственные музеи СССР, хранящие музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, обязаны обеспечить надлежащий учет и условия для их полной документальной и физической сохранности.

Настоящая Инструкция определяет основные правила и формы учета предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их научной обработки и хранения.

2. В соответствии с настоящей Инструкцией директор музея несет ответственность за создание условий и соблюдение правил, обеспечивающих государственный учет, научную инвентаризацию, сверку наличия, реставрацию и консервацию музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней; их сохранность в фондохранилищах, постоянных экспозициях и на выставках; прием и выдачу таких предметов в постоянное или временное пользование; реставрационные осмотры, охрану, дежурство, опломбирование и опечатывание помещений, в которых размещены предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней; определение прав и обязанностей хранителей, на которых возложено их хранение.

Наряду с директором музея ответственность за учет и хранение музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, их консервацию и реставрацию несет главный хранитель (зав. фондами) или научный сотрудник, на которого приказом директора возложены обязанности хранителя.

Директор музея, главный хранитель (зав. фондами) несут персональную ответственность за организацию действенного контроля по проведению указанных работ.

Обязанности и права главного хранителя (зав. фондами), хранителя фондов драгоценных металлов и драгоценных камней определяются в соответствии с требованиями Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 года N 290.

3. Хранителями музейных фондов из драгоценных металлов и драгоценных камней могут быть назначены научные сотрудники, имеющие высшее (или среднее специальное) образование, проработавшие в этой должности в одном из фондовых отделов музея не менее двух лет и прошедшие специальную подготовку (стажировку) по разделу учетно-хранительской работы с музейными ценностями из драгоценных металлов и драгоценных камней и аттестованные на знание Инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР.

Передача предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней на хранение от одного хранителя другому производится в присутствии специальной комиссии в составе не менее 3-х человек. Состав комиссии и сроки ее работы определяются директором музея.

Передача производится после заключения эксперта по драгоценным металлам и драгоценным камням. При этом может быть проведено выборочное опробование и обязательное взвешивание предметов без нарушения их целостности.

Передача предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней оформляется актом приема.

Акт составляется в трех экземплярах, подписывается лицом, принявшим предметы, и лицом, их сдавшим, а также членами комиссии. Утверждается акт директором музея. В государственной инспекции пробирного надзора возможно более точное определение истинного содержания драгоценного металла в сплаве, которое может отличаться от пробирного клейма. В этом случае в акте дополнительно указывается проба и дата проведения пробирного контроля в специальной графе акта. Первый экземпляр акта передается в отдел (сектор) учета или главному хранителю (зав. фондами), второй - хранителю, принявшему предметы на материально ответственное хранение, третий - лицу, сдавшему предметы. При передаче коллекции от одного хранителя другому акт составляется на основании учетных документов и списка наличия предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней (с фиксацией состояния их сохранности на момент передачи).

II. Состав фонда драгоценных металлов и драгоценных камней

4. Все музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней являются составной частью основного фонда музеев.

Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней не могут быть отнесены к фонду научно-вспомогательных материалов.

5. К предметам из драгоценных металлов и природных драгоценных камней относятся предметы (а также необработанные образцы), состоящие полностью из драгоценных металлов (металлов платиновой группы, золота, серебра) и драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров, изумрудов, жемчуга), и предметы, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части.

6. К драгоценным камням относится жемчуг "ориенталь" и речной, а также австралийский круглый весом более 0,25 карата.

К драгоценным камням не относится жемчуг австралийский неправильной формы и кафимский (включая крупный), жемчуг плохой сохранности ("мертвый", разложившийся). Эти виды жемчуга спецучету не подлежат и в отчете по форме 4-ф не отражаются.

7. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней могут относиться к вещевым, изобразительным, письменным памятникам истории и культуры. В их числе: образцы драгоценных металлов и драгоценных камней, археологические материалы, нумизматические материалы, предметы быта и культа, декоративно-прикладного искусства, оружие, старопечатные и редкие издания (в окладах, оправе и др.).

Примечание. В соответствии с Общим положением об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.79, ордена, медали СССР, нагрудные знаки к почетным званиям СССР, документы о награждении умерших награжденных граждан и награжденных посмертно принимаются музеями для хранения и экспонирования с согласия наследников умершего или посмертно награжденного по решению Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных, автономных республик, исполкомов, краевых, областных Советов народных депутатов, а музеями истории войск военных округов, групп войск, округов ПВО, флотов, войсковыми музеями Советской Армии и Военно-Морского Флота - по решению военного командования, принятому в порядке, определяемом Министерством обороны СССР.

Ордена и документы о награждении предприятий, объединений, учреждений, организаций, воинских частей после их ликвидации или расформирования принимаются музеями для хранения и экспонирования с разрешения Президиума Верховного Совета СССР.

8. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней (в том числе ордена и медали) не могут находиться на хранении в музеях, работающих на общественных началах (народных, школьных, заводских и т.д.). Они подлежат передаче на хранение в государственные музеи, обеспеченные соответствующими хранилищами.

III. Государственный учет музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней

9. Государственный учет музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней призван обеспечить:

- юридическую охрану музейных ценностей и создание условий для их изучения и использования;

- выявление фактического наличия ценностей на любой период;

- полную сохранность ценностей в местах их хранения и экспонирования.

10. Все поступившие в музей предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней как предметы основного фонда музея проходят три стадии государственного учета:

- первичную регистрацию и атрибуцию (составление актов приема, краткую запись в книге поступлений основного фонда);

- научную инвентаризацию (классификацию, уточнение первичной атрибуции, развернутое и точное описание в инвентарных книгах);

- регистрацию в специальных инвентарных книгах по учету предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней (книги спецучета).

11. Учетные документы предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней (акты приема и выдачи, книги поступлений, инвентарные книги, специальные инвентарные книги) являются юридическими документами государственного учета музейных ценностей и подлежат хранению в отделе (секторе) учета фондов или у главного хранителя (зав. фондами) музея в специально оборудованном помещении или несгораемом шкафу (сейфах), как документы строгой отчетности.

IV. Первичная регистрация и атрибуция музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней

12. Все предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, поступающие в государственные музеи, подлежат:

- опробованию драгоценных металлов и экспертизе драгоценных камней*;

* Исключение может быть сделано для части нумизматических материалов: монет, проба и нормативный вес которых указывается в каталогах (для массовых тиражированных печатных изданий), орденов и нагрудных медалей, проба которых указана на клеймах изделий или определяется по сертификату (для орденов и медалей СССР).

- краткому описанию (на основании первичной атрибуции) в книге поступлений основного фонда.

13. Опробование драгоценных металлов (установление пробы и массы в граммах) и экспертиза драгоценных камней (установление вида, размера и массы в каратах) производится государственными инспекциями пробирного надзора Министерства финансов СССР. Результаты оформляются соответствующим актом (Приложение N 1), который является основанием для взятия предмета на специальный учет.

14. Для новых поступлений музея акты результатов опробования драгоценных металлов и экспертиза драгоценных камней оформляются до актирования (или одновременное составление акта приема) музейных предметов и записи в книгу поступлений основного фонда. До опробования предметы оформляются по актам на временное хранение по цвету металла и камня, а предметы, имеющие клеймо пробы, с указанием ее номера.

15. При опробовании драгметаллов и экспертизе драгоценных камней нарушение целостности музейного предмета категорически запрещается*.

* Исключение могут составить отдельные предметы, части которых соединяются с помощью резьбы, соединительных замков и др. приспособлений.

16. Акт (акты) результатов опробования драгоценных металлов и экспертизы драгоценных камней подписывается директором музея, материально ответственным лицом, хранящим такие предметы, экспертом по драгоценным камням и пробирером по драгоценным металлам. Акт утверждается начальником государственной инспекции пробирного надзора.

17. При записи предметов, в которые драгоценные металлы и камни входят как составные части, указывается масса драгоценных металлов и драгоценных камней отдельно на основании вычисления, производимого специалистами.

18. Опробование нумизматических материалов из драгоценных металлов обязательно для предметов единичного (индивидуального) изготовления.

19. Для предметов нумизматики массового изготовления, имеющих регламентированные пробу и массу, указанные в каталогах, необходимо сделать ссылку в акте приема на соответствующие раздел и страницу конкретного каталога.

20. Один раз в квартал музеи оформляют заявку на опробование драгоценных металлов и экспертизу драгоценных камней в государственной инспекции пробирного надзора. Опробование драгоценных металлов и экспертиза драгоценных камней на единичных уникальных предметах производится по мере их приобретения.

Опробование предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней и их экспертиза производятся экспертом (по возможности в государственной инспекции пробирного надзора) или в помещении музея в присутствии хранителя, на хранении которого они находятся.

21. Для музейных предметов, состоящих полностью из драгоценного металла и имеющих пробу, в актах результатов опробования и экспертизы указывается лишь общая масса предмета, наличие клейма пробы, соответствующей клейму на предмете*.

* Музейные предметы, состоящие полностью из драгоценного металла, имеющие пробу, берутся на специальный учет с последующим заполнением графы "масса" (после опробования сотрудниками ГИПН).

22. Музеям категорически запрещается производить оценку ювелирных изделий, принадлежащих гражданам, если они не приобретаются для пополнения их коллекций из драгоценных металлов и драгоценных камней. Музеи производят оценку ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней для официальных органов (судебных, следственных и других).

23. Все новые поступления предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их выдача из музея подлежат регистрации в актах приема или выдачи (Приложения 2, 3). Оформление акта приема или выдачи предметов производится немедленно.

Хранение в музее предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней без соответствующего документального оформления категорически запрещается.

К акту приема на новые поступления прилагается акт по результатам опробования драгоценных металлов и экспертизы драгоценных камней, а его номер и дата указываются в графе "примечания" акта приема.

Бланки актов приема и выдачи должны быть отпечатаны на пишущей машинке или типографским способом и заполняться под копирку на пишущей машинке или от руки черной или синей пастой.

Акты заполняются разборчиво. В них дается краткое описание предмета и его отличительных признаков, а также состояние сохранности.

Акты подписываются: акт приема - материально ответственным лицом, принявшим предмет (предметы), и лицом сдавшим; акт выдачи - материально ответственным лицом, сдавшим предмет (предметы), и лицом, его принявшим. Акты приема и выдачи подписываются также гл. хранителем музея, в присутствии которого происходит передача.

IV. Учет и хранение музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней

22.1. К музейным предметам из драгоценных металлов и драгоценных камней относятся предметы, состоящие полностью из драгоценных металлов - платины и металлов платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), золота, серебра и драгоценных камней - природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, александритов, природного жемчуга, а также предметы, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части.

К драгоценным камням относится крупный жемчуг (массой 0,25 карат и более), правильной совершенно шарообразной, грушевидной или овальной формы с ровным поверхностным слоем с перламутровым бархатистым блеском. Таким жемчугом является "ориенталь" - жемчуг восточных морей, а также жемчуг пресноводный (речной и озерный) и австралийский жемчуг.

Не относится к драгоценным камням жемчуг австралийский неправильной формы, кафимский жемчуг (включая крупный), жемчуг плохой сохранности ("мертвый", разложившийся).

22.2. Учет музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в 3 этапа и предусматривает их актирование и регистрацию в главной инвентарной книге (ГИК), в инвентарных книгах и специальных инвентарных книгах в порядке, предусмотренном Правилами.

22.3. Музеи, осуществляющие в соответствии со своей уставной деятельностью комплектование, учет, хранение и использование предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, обязаны встать на учет в Российской государственной пробирной палате (в государственной инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой они находятся).

Документом, подтверждающим постановку на учет, является свидетельство о постановке на специальный учет соответствующей государственной инспекции пробирного надзора.

При организации новых музеев заявление о регистрации подается в соответствующую государственную инспекцию пробирного надзора не менее чем за месяц до открытия музея.

22.4. Запрещается хранение предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе государственных наград, музеям, не имеющим надлежащих условий для обеспечения их сохранности, а также структурным подразделениям юридических лиц, выполняющим отдельные музейные функции.

22.5. Экспертизу предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней проводит Российская государственная пробирная палата.

Эксперты Российской государственной пробирной палаты и государственных инспекций пробирного надзора, осуществляют периодический контроль государственных музеев и иных учреждений, которым переданы в оперативное управление или безвозмездное пользование музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, и проводят:

проверку состояния учета и обеспечения условий хранения музейных предметов и коллекций, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

Основанием для проверки состояния учета и хранения предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней является распоряжение руководителя Российской государственной пробирной палаты или начальника инспекции пробирного надзора.

Доступ в музеи и фондохранилища для проведения проверки осуществляется после издания приказа директором музея и создания комиссии из числа сот рудников музея.

Выявленные при проверке недостатки и нарушения оформляются актом, с которым проверяющие знакомят директора и главного хранителя музея с их подписью в акте об ознакомлении.

Один экземпляр акта вручается директору музея, что удостоверяется его подписью в экземпляре акта, остающемся у проверяющего.

22.6. Ответственным хранителем предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней может быть сотрудник музея, имеющий высшее образование, проработавший в одном из хранительских отделов музея не менее двух лет, прошедший специальную подготовку (стажировку) по разделу учетно-хранительской работы с предметами из драгоценных металлов и драгоценных камней и аттестованный комиссией музея.

22.7. Назначение на должность ответственного хранителя предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней производится на основании приказа директора музея по рекомендации ЭФЗК и согласовывается с учредителем.

22.8. Основные функции, права и обязанности ответственного хранителя музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней должны соответствовать функциям, правам и обязанностям ответственных хранителей, определенных в разделе 3 Единых правил.

22.9. В штатном расписании музеев, имеющих специально организованное хранение предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней ("особые" или "золотые кладовые"), может быть предусмотрена должность эксперта по драгоценным металлам и драгоценным камням.

22.10. На должность эксперта назначаются лица, имеющие высшее образование, подготовку, подтвержденную официальным документом, опыт работы с музейными предметами и музейными коллекциями не менее трех лет.

22.11. Основными функциями эксперта являются:

проведение первичной экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней в предметах, поступающих на рассмотрение ЭФЗК;

участие в комиссии по осуществлению контроля за соответствием фактической сохранности и наличием имеющихся в предметах драгоценных металлов и драгоценных камней с описаниями в специальных инвентарных книгах;

участие в работе ювелирной комиссии и оформлении актов по расхождениям фактических сведений о драгоценных металлах и драгоценных камнях с данными специальных инвентарных книг и контроль за внесением изменений в соответствующие учетные документы. В случае работы комиссии в составе экспертов Российской государственной пробирной палаты присутствие эксперта, находящегося в штате музея, согласовывается с представителями Российской государственной пробирной палаты;

участие в работе комиссии по проверке наличия музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней;

участие в работе комиссий, создаваемых при любых передачах музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также при их возврате в музей;

участие в работе комиссии по выявлению предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, утративших музейное значение и подлежащих сдаче в Госфонд, передаче в другие музеи, религиозные организации (в постоянное или временное пользование);

своевременное оформление документов для проведения ежегодных государственных поверок весоизмерительных приборов и разновесов (при отсутствии в музее специальной метрологической службы).

23. Экспертиза музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней

23.1. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней проходят два этапа экспертизы: первичную - при поступлении на рассмотрение ЭФЗК, и экспертизу, осуществляемую Российской государственной пробирной палатой.

23.2. Первичную экспертизу может проводить штатный эксперт по драгоценным металлам и драгоценным камням, а при его отсутствии - эксперты Российской государственной пробирной палаты.

Результаты первичной экспертизы оформляются актом (приложение N 29).

23.3. Предметы, проба которых указана на изделиях, в каталогах или определяется по сертификату, а также государственные награды, изготовленные Гознаком, включаются в акт первичной экспертизы без опробования, но с обязательным взвешиванием (приложение N 30).

Демонтаж предметов при проведении первичной экспертизы запрещается.

23.4. Предметы из белого и желтого металла, драгоценных металлов и драгоценных камней, принятые в музей в постоянное пользование, или в фонд временного хранения, в том числе предметы, указанные в п. 23.3., проходят экспертизу Российской государственной пробирной палаты.

23.5. При экспертизе определяются:

23.5.1. Общая масса предмета.

В случае, когда у предмета имеются съемные детали, части или фрагменты, которым не присвоены дробные инвентарные номера, определяется масса каждой детали, части или фрагмента с указанием наименования детали, части, фрагмента.

23.5.2. Наименование драгоценного металла или/и идентификация металлов в части принадлежности к недрагоценным металлам.

23.5.3. Проба сплава драгоценного металла, выраженная количеством массовых единиц основного драгоценного металла в одной тысяче массовых единиц сплава независимо от содержания драгоценного металла в сплаве.

В случае, когда на предмете выделяется несколько наименований и/или проб драгоценных металлов, указывается наименование соответствующей детали, части предмета.

23.5.4. Масса материала (сплава), содержащего драгоценные металлы ( далее - масса в лигатуре), и содержание в нем драгоценного металла в чистоте (далее - масса в чистоте), выраженная в граммах.

23.5.5. Наименование, количество поделочных (недрагоценных) камней и различных материалов.

Прочие (недрагоценные) камни и различные материалы, не выделенные на предмете в виде отдельных вставок, деталей и распределенные по площади, объему или выполняющие различные по виду орнаменты, отражаются в акте экспертизы с указанием их наименования, без указания количества и массы в граммах, [но с обязательным указанием состояния сохранности предмета - пустых мест, гнезд, участков в описательной части акта экспертизы].

23.5.6. Форма огранки вставок, которая указывается в случаях, когда геометрия вставок является идентификационной составляющей предмета. В случае нестандартного вида формы огранки вставок наименование вида формы огранки может иметь близкое к стандартным видам огранки с учетом несоответствия размерных пропорций, а также приближенное к простым геометрическим фигурам.

23.6. Для сложных предметов, составляется схема расположения драгоценных и прочих камней, которая является неотъемлемой частью акта экспертизы.

23.7. Части и детали предметов, состоящие из недрагоценных металлов и прочих материалов, фиксируются в графе "примечание" акта экспертизы.

К прочим материалам относятся любые материалы органического и минерального состава, входящие в состав предмета как основа, часть или деталь.

23.8. Взвешивание предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней производится на весах, обеспечивающих необходимую точность, которая зависит от общей массы предмета и должна составлять:

для платины, металлов платиновой группы, золота, серебра до 5 кг 0,01 г
"" от 5 кг и более 0,002% от взвешиваемой массы
для драгоценных камней до 0,01 карата

23.9. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней ведется с точностью:

для платины, металлов платиновой группы, золота и серебра До 0,01 г
для драгоценных камней До 0,01 карата
для сырья драгоценных камней (кроме алмазов) До 0,1 г

23.10. В случае, если определение общей массы предметов, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части, сопряжено с нарушением состояния сохранности, например, предметы с драгоценными металлами и драгоценными камнями на тканной основе (церковные облачения, костюмы и т.д.) и прочим техническим причинам (габаритные размеры, значительное превышение размера платформы весов по площади, превышение диапазона взвешивания весов), то общая масса таких предметов не определяется.

В акте экспертизы обязательно делается отметка в графе "примечание" о причине невозможности взвешивания предмета.

23.11. Запрещается демонтаж предметов при опробовании драгоценных металлов и экспертизе драгоценных камней, за исключением предметов, части которых соединяются с помощью резьбы, соединительных замков и других разъемных приспособлений.

23.12. При экспертизе предметов, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части, их масса определяется методом расчета, производимого представителями Российской государственной пробирной палаты.

23.13. Обязательному опробованию подлежат предметы нумизматики как единичного (индивидуального) изготовления, так и массового производства с полной сохранностью, имеющие регламентированную пробу и массу, указанные в каталогах.

23.14. Акт экспертизы Российской государственной пробирной палаты является основанием для внесения в учетную документацию музея сведений о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

23.15. Музеи обязаны согласовывать план и сроки проведения экспертизы предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней с Российской государственной пробирной палатой.

23.16. Повторная экспертиза предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, проводится в случаях неполноты данных специального учета или необратимых изменений предмета в ходе реставрации.

23.17. Экспертиза предметов проводится в Российской государственной пробирной палате, а при наличии в музее весов необходимого диапазона взвешивания, прошедших госповерку, непосредственно по месту хранения - в музеях.

23.18. Экспертиза предметов вне зависимости от места проведения, проводится на основании письма-заявки с указанием количества предметов, стадии государственного учета, на котором находятся предметы, и подтверждением оплаты государственной пошлины. За совершение действий по экспертизе предметов взимается государственная пошлина в размере установленной постановлением Правительства РФ в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

23.19. Прием музейных предметов на экспертизу в Российскую государственную пробирную палату осуществляет эксперт.

23.20. В присутствии хранителя или материально-ответственного лица проводится взвешивание и идентификация каждого предмета по учетным обозначениям, описанию предмета, состоянию сохранности, размерам и составу материалов, отраженным в акте приема-выдачи предметов на временное хранение. Результаты взвешивания отражаются в акте приема-выдачи предметов на временное хранение.

23.21. В случае обнаружения экспертом при приеме предметов существенных расхождений с представленной музеем информацией по учету о состоянии сохранности, целостности предмета, размерах, общей массе, такие предметы на экспертизу не принимаются и возвращаются музею.

23.22. Выдача предметов представителям музея проводится по акту приема-выдачи и акту экспертизы. В акте экспертизы делается запись следующего содержания: "По предметам, внесенным в настоящий акт, претензий к эксперту не имею" и удостоверяется подписью представителя музея, ответственного за хранение предметов. Результаты экспертизы отражаются в актах (приложения NN ).

Результаты экспертизы предметов вносятся в бланк непосредственно экспертом. В случае комиссионной работы экспертов акт подписывается всеми экспертами, участвовавшими в экспертных действиях.

При отсутствии в предмете драгоценных металлов и драгоценных камней, в акте экспертизы делается отметка о том, что предмет не содержит драгоценных металлов и драгоценных камней и фиксируется общая масса предмета, определенная при приеме предмета на экспертизу.

23.24. Акт экспертизы является двусторонним документом, утверждается подписью руководителя (заместителя руководителя) Российской государственной пробирной палаты, начальника государственной инспекции пробирного надзора и гербовой печатью, и согласовывается подписью директора и гербовой печатью музея.

23.25. Акты составляются в 2-х экземплярах. Первый экземпляр выдается представителю музея, второй хранится в делах государственной инспекции пробирного надзора. По требованию количество экземпляров актов может быть увеличено.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

от 17 июля 1985 года N 290

Об утверждении "Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР"

1. Утвердить "Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" и ввести ее в действие с 1 октября 1985 года.

2. Министерствам культуры союзных республик довести настоящую Инструкцию до всех подведомственных музеев и органов культуры.

3. Министерствам культуры союзных республик, управлениям музеев (т.Родимцевой И.А.) и изобразительных искусств и охраны памятников (т.Попову Г.П.) осуществлять постоянный контроль за обеспечением учета и хранения музейных фондов в соответствии с утвержденной Инструкцией.

4. Признать утратившими силу "Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Министерства культуры СССР (кроме художественных", утвержденную Министерством культуры СССР, и приказ Министерства культуры СССР от 23 декабря 1971 года N 754 "О введении в действие "Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР".

Заместитель Министра
Т.В.Голубцова

ИНСТРУКЦИЯ
по учету и хранению музейных ценностей,
находящихся в государственных музеях СССР

I. Общие положения

Порядок учетно-хранительской работы

1. Государственные музеи СССР являются основными хранилищами памятников материальной и духовной культуры, а также естественной истории, входящих в состав музейного фонда СССР, и обязаны обеспечивать их учет и полную сохранность.

Настоящая инструкция определяет порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей.

2. На основе данной инструкции и с учетом других нормативных документов руководство музея, реставрационного или выставочного учреждения обязано разработать собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных ценностей: хранение их в запасниках, в постоянной экспозиции и на выставках, прием и выдачу в постоянное или временное пользование, реставрационные осмотры, охрану, дежурства, опломбирование и опечатывание помещений, хранение ключей, права и обязанности хранителей, научных сотрудников, реставраторов, смотрителей залов. Пожарная и сторожевая охрана определяется в установленном порядке.

3. Директор музея, реставрационного или выставочного учреждения несет ответственность за создание надлежащих условий для хранения музейных ценностей, за их полную сохранность, за состояние учета, научную инвентаризацию, реставрацию и консервацию, за обеспечение их охраны в дневное и ночное время, а также за противопожарное состояние музея (учреждения).

4. Наряду с директором ответственность за целость и сохранность музейных ценностей, за состояние и правильную постановку их учета, консервации и реставрации несет главный хранитель (в некоторых музеях - заместитель директора по учету и хранению). При отсутствии в штате музея главного хранителя ответственность за эту работу несет заведующий фондами или научный сотрудник, на которого приказом директора возложены обязанности хранителя или заведующего фондами.

В музеях, где главный хранитель (зав.фондами) является одновременно и хранителем музейных ценностей, он несет в установленном порядке также материальную ответственность за сохранность находящихся на его хранении собраний.

5. Заместитель директора по научной части несет ответственность за комплектование фондов, надлежащее качество научной инвентаризации. В музеях, где нет заместителя директора по научной части, ответственность за данную работу непосредственно несет директор.

6. Заместитель директора по административно-хозяйственной части, а в крупных музеях и заместитель директора по капитальному строительству несут ответственность за обеспечение нормального температурно-влажностного и биологического режима в помещении музея, состояние санитарно-технического и электротехнического хозяйства, сторожевую охрану, своевременный ремонт здания, снабжение учетно-хранительской и реставрационной служб необходимыми материалами.

Все работы по обеспечению и улучшению условий хранения музейных ценностей заместитель директора по административно-хозяйственной части обязан выполнять под руководством директора и согласовывать с главным хранителем, а в отсутствие последнего - с замещающим его лицом.

7. В музеях, где хранение музейных ценностей осуществляется по отделам, заведующий отделом, наряду с главным хранителем, несет ответственность за их целость и полную сохранность, правильный учет, хранение и экспонирование, консервацию и реставрацию.

Права и обязанности главного хранителя

8. Главный хранитель (или зав.фондами) музея осуществляет руководство работой по учету, хранению, консервации и реставрации музейных ценностей и контролирует ее проведение непосредственно или через соответствующих заведующих отделами. Он также контролирует допуск лиц в хранилище фондов и обеспечивает соблюдение установленных правил использования музейных ценностей, ведет ключевое хозяйство.

9. Главный хранитель (или зав.фондами) назначается и освобождается в музеях союзного подчинения Министерством культуры СССР, в музеях республиканского подчинения - министерствами культуры союзных и автономных республик, в музеях областного, краевого, районного и т.д. подчинения - соответствующими управлениями и отделами культуры согласно подчиненности. В государственных музеях других министерств и ведомств главный хранитель (или зав.фондами) назначается и освобождается вышестоящим органом.

10. Прием и сдача дел при назначении или освобождении главного хранителя (или зав.фондами) производятся по актам, фиксирующим наличие и сохранность музейных фондов, состояние учета и хранения, инженерно-техническое состояние помещений и оборудования хранилищ, экспозиционных залов и реставрационных мастерских, характер температурно-влажностного и светового режима на день составления акта.

11. На время отпуска, болезни или другие периоды временного отсутствия главного хранителя (или зав.фондами) его права и обязанности возлагаются на другого работника, назначаемого специальным приказом по музею.

12. Главный хранитель (или зав.фондами) подчинен непосредственно директору музея и является по своим правам и обязанностям его заместителем в области учетно-хранительской работы.

13. Все документы, переписка, отчеты, планы учетно-хранительского и реставрационного характера, а также документы, непосредственно связанные с передвижением музейных фондов (прием и выдача, передача из отдела в отдел и т.д.), должны визироваться главным хранителем (зав.фондами) или подписываться им.

14. Указания и распоряжения главного хранителя (зав.фондами) в области учета, хранения и организации реставрационной работы обязательны для всех сотрудников музея.

15. Назначения, увольнения и перемещения работников учета, хранения и реставрации, а также внутренней охраны и смотрителей залов должны производиться только по согласованию с главным хранителем (зав.фондами).

16. Главный хранитель (зав.фондами) обязан обеспечить:

а) правильный учет всех фондов музея в полном соответствии с настоящей инструкцией;

б) принятие мер к хранению музейных ценностей в условиях, гарантирующих их от порчи и хищения;

в) правильное ведение и хранение всех документов учетно-хранительского порядка;

г) своевременную разработку внутримузейных инструкций, определяющих строгий порядок работ в области учета, хранения, реставрации и охраны музейных ценностей и ответственность каждого хранителя и работника внутренней охраны за вверенный участок учетно-хранительской работы;

д) контроль за правильной работой заведующих отделами, хранителей и других сотрудников в области учета, хранения, реставрации и охраны музейных ценностей, их упаковки для транспортировки;

е) периодическую комиссионную проверку знания хранителями инструкций по учету и хранению музейных ценностей.

17. В случае получения распоряжения директора, противоречащего настоящей инструкции, главный хранитель (зав.фондами) до выполнения его должен поставить в известность директора в письменной форме о неправильности данного им распоряжения. При подтверждении директором в письменной форме распоряжения главный хранитель обязан немедленно сообщить об этом Министерству культуры СССР или министерству культуры союзной республики по подчиненности музея (в государственных музеях других министерств и ведомств - вышестоящим органам).

18. Сотрудники, допустившие утрату, хищение или повреждение музейных ценностей, а также нарушение противопожарных правил и режима, привлекаются к дисциплинарной, уголовной ответственности и несут материальную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

19. Обо всех случаях хищения, повреждения или заболевания музейных предметов директор и главный хранитель (зав.фондами) обязаны немедленно сообщать в Министерство культуры СССР, министерство культуры союзной, автономной республик и местные органы культуры в соответствии с подчиненностью в устной, а затем и в письменной форме, с подробным изложением всех обстоятельств происшествия.

О случаях хищения должны быть поставлены немедленно в известность следственные органы в целях принятия срочных мер по розыску похищенных предметов.

20. Во всех случаях повреждений или серьезных заболеваний музейных предметов музей обязан немедленно составить дефектный акт, в котором точно зафиксировать степень повреждения или заболевания предмета, причину и обстоятельства повреждения (к дефектному акту прилагается фотография поврежденного предмета). Музей обязан также принять в установленном порядке меры к восстановлению и реставрации предмета и устранению причины заболеваний. При повреждении предмета музей должен обеспечить сохранность всех его, даже самых незначительных частей (частицы красочного слоя произведений живописи, осколки скульптуры, фарфора, детали мебели, фрагменты шитья, обрывки бумаги и пр.) и передать их реставрационной мастерской одновременно с передачей предмета для реставрации.

21. Во всех музеях должен быть установлен тщательный контроль за состоянием особо выдающихся памятников материальной и духовной культуры, естественной истории. На эти памятники должны быть заведены индивидуальные дела, в которых сосредоточивается вся документация, связанная с изменением состояния сохранности предмета и его реставрацией. В случае заболевания или повреждения такого памятника копия дефектного акта вместе с объяснительной запиской и фотографией поврежденного предмета немедленно направляется в Министерство культуры СССР и министерство культуры союзной республики в соответствии с подчиненностью музея (по музеям других министерств, ведомств - вышестоящим органам).

Реставрацию особо выдающихся музейных ценностей, кроме самых простейших консервационных работ, допускается производить только с разрешения Министерства культуры СССР и при наличии заключения комиссии в составе авторитетных специалистов, музейных работников и реставраторов высшей квалификации.

Права и обязанности хранителя
и других сотрудников, выполняющих функции по
хранению

22. Учет и хранение музейных ценностей осуществляют хранители фондов и экспозиций музея.

В музеях, в штатах которых отсутствуют хранители отделов фондов, их обязанности и обязанности хранителей экспозиции возлагаются директором на научных сотрудников отделов.

Обязанности хранителя возлагаются также на директора передвижной выставки или другое лицо, сопровождающее экспонаты выставки.

23. Хранители назначаются и освобождаются приказом директора по согласованию с главным хранителем и заведующими соответствующими отделами (при наличии их в структуре музея).

24. Хранителями музейных фондов могут быть назначены лица, имеющие высшее (или среднее специальное) образование, проработавшие в должности научного сотрудника не менее года и прошедшие стажировку в музее по разделу хранительной работы не менее 3 месяцев.

25. Хранители непосредственно или через заведующих соответствующими отделами (если хранение фондов осуществляется по отделам) подчиняются главному хранителю (зав.фондами).

26. Хранители музейных ценностей из драгоценных металлов и камней утверждаются по представлению директора вышестоящими органами по подчиненности музея.

27. Хранители отвечают в установленном законом порядке за музейные ценности, находящиеся на их хранении, за правильный их учет и сохранность от повреждений и хищения.

28. При увольнении или переходе хранителя на другую работу в данном музее дирекция обязана обеспечить своевременную передачу находящихся на его хранении музейных ценностей новому работнику, а в случае невозможности этого - специально созданной комиссии.

29. В соответствии с должностными обязанностями хранители проводят следующую работу:

а) ведут строгий учет находящихся на их материально-ответственном хранении музейных ценностей;

б) хранят их в условиях, обеспечивающих сохранность от порчи и хищения.

30. Для этих целей хранители обязаны:

а) проводить прием фондов на материально ответственное хранение по соответствующим актам с перечислением всех принимаемых предметов и указанием состояния их сохранности в момент приема.

Акты приема на материально ответственное хранение утверждаются директором. Один экземпляр акта под расписку в книге регистрации выдается хранителю, второй поступает в отдел учета (там, где такого отдела нет, - к главному хранителю или директору), третий - в дело данного хранителя, которое находится у главного хранителя;

б) вести учет и периодически проверять наличие хранимых ими музейных предметов;

в) обеспечить их своевременную научную инвентаризацию;

г) распределять предметы по местам хранения в фондах по определенной системе и составлять топографические описи, научно-справочные картотеки и книжки хранителя;

д) принимать меры к обеспечению хранилищ и экспозиции музейным оборудованием (стеллажи, стенды, витрины, шкафы и т.д.), отвечающим правилам хранения музейных ценностей;

е) следить за состоянием музейного оборудования, а также за состоянием запоров и пломб на шкафах, витринах и т.п., запирать и пломбировать их своей печатью;

ж) следить за состоянием экспозиционных залов и хранилищ, запирать и пломбировать их по окончании работ в соответствии с установленным в музее внутренним распорядком, в случае отсутствия в этих помещениях круглосуточной охраны следить за соблюдением противопожарных правил.

1. В случае крайней необходимости вскрытия хранилища или витрины в отсутствие хранителя оно производится комиссией в составе трех сотрудников музея с обязательным присутствием в их числе главного хранителя (зав.фондами) или директора, а в отсутствие директора - его заместителя. При вскрытии хранилища обязательно составляется акт, фиксирующий причины и результаты вскрытия.

2. Право запирать и пломбировать экспозицию с соблюдением установленного порядка передачи экспонатов может быть поручено дежурному научному сотруднику по музею. График дежурств утверждается директором или главным хранителем (зав.фондами).

з) в случае обнаружения каких-либо недостатков в экспозиционных залах и хранилищах или в музейном оборудовании, ведущих к нарушению правил хранения музейных предметов, немедленно сообщать об этом заведующему отделом, главному хранителю (зав.фондами), заместителю директора по административно-хозяйственной части и директору;

и) контролировать допуск посетителей в хранилища и следить за строгим соблюдением ими установленных музейных правил, вести журнал регистрации посетителей хранилищ, не допускать в хранилища посторонних лиц, не имеющих на то разрешения директора или главного хранителя;

к) наблюдать за правильной, отвечающей музейным требованиям, уборкой помещений. Регулярно проводить занятия с музейными служителями по охране и уборке вверенных им помещений;

л) проводить систематическое наблюдение за состоянием сохранности музейных предметов и участвовать в реставрационных осмотрах;

м) вести журналы по консервации музейных предметов и картотеку сохранности, в которой фиксировать результаты их осмотров хранителями и реставраторами. Каждая новая запись должна иметь точную дату и подпись хранителя;

н) вести книгу (или сводку) ежедневных записей показателей температурно-влажностного режима в хранилищах и экспозиционных залах (два раза в день, в одни и те же часы - утром и вечером), а также составлять ежемесячно график колебаний температуры и влажности;

Читайте также: