Художественная обработка металла и ювелирное искусство

Обновлено: 05.07.2024

Ювелирное дело (от голландского juwelier — «драгоценность») — вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает изделие из драгоценных материалов, применяя различные техники их обработки. В ювелирном деле гораздо реже, но все же используются цветные металлы и их сплавы, полудрагоценные и поделочные камни. Искусный ювелир должен не только уметь пользоваться специальным инструментом и досконально знать технические нюансы профессии, но и обладать незаурядными творческими способностями для разработки оригинального дизайна своих произведений.

Ювелирное дело по праву относится к категории наиболее престижных творческих профессий, чьи секреты мастера тщательно хранят и бережно передают из поколения в поколение. А за уникальные шедевры, изготовленные именитыми ювелирами, обеспеченные люди готовы платить огромные деньги.

Ювелирное дело. Древнеегипетские пектораль и ожерелье принцессы Ситатхориунет, XIX век до н. э.

Особенности ювелирного дела

Ювелирное дело — это особое искусство, в котором мастер, наделенный незаурядным талантом, способен превращать дорогостоящие материалы в произведения, имеющие не только денежную, но и значительную художественную ценность.

Ювелирное дело. Золотая диадема-венок из Одрисского царства, IV век до н. э.

К наиболее распространенным материалам, используемым для создания предметов ювелирики, можно причислить:

  • драгоценные металлы (золото, серебро и платину); (алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг);
  • полудрагоценные камни (янтарь, бирюзу, аметисты, топазы, опалы).

Ювелирное дело. Этрусская серьга в форме дельфина, V век до н. э.

Всевозможные ювелирные изделия можно разделить на следующие основные группы:

  • элементы художественной отделки холодного и огнестрельного оружия;
  • предметы быта (оклады книг, сосуды, посуда, шкатулки, часы, футляры);
  • предметы культового назначения (кресты, реликварии, оклады икон и священных книг, лампады, дарохранительницы, дароносицы);
  • предметы фалеристики и медальерики (ордена, медали, памятные знаки);
  • украшения (браслеты, броши, бусы, цепочки, гребни, диадемы, запонки, медальоны, кольца, колье, кулоны, ожерелья, перстни, серьги, тиары).

Ювелирное дело. Древнегреческая ажурная сетка для волос, IV-III века до н. э.

Мастера-ювелиры используют в своей работе разнообразные техники художественной обработки металлов и камней, в том числе:

  • ковку;
  • литье; ;
  • тиснение;
  • резьбу;
  • гравировку;
  • чернь;
  • эмаль; ;
  • травление;
  • вальцовку;
  • полировку;
  • шлифовку;
  • огранку;
  • гибку;
  • пайку;
  • закрепку.

Ювелирное дело. Сирийский золотой браслет, IV век до н.э.

Уникальной особенностью ювелирного дела является возможность многократного использования драгоценных металлов для производства изделий путем переплавки лома. Это часто становится причиной безжалостного уничтожения уникальных шедевров, обнаруженных искателями кладов и похищенных грабителями.

Ювелирное дело. Византийское колье, VI-VII века

История ювелирного дела

История ювелирного дела насчитывает более 5 тысяч лет, именно таким возрастом датируются самые ранние художественные изделия из золота, найденные на территории современного Египта. В те далекие времена местные мастера уже умели изготавливать всевозможные украшения из благородного металла, в том числе, браслеты, нагрудники, ожерелья и погребальные маски фараонов.

Ювелирное дело. Вавилонские золотые серьги с клинописными надписями, XXI век до н. э.

В последующие несколько тысячелетий ювелирное дело из Египта распространилось в соседние регионы — на Ближний Восток и в Междуречье. Здесь весомых успехов в художественной обработке драгметаллов и камней достигли мастера Ассирии, Шумера и Вавилона.

Согласно достоверным историческим источникам, самые ранние упоминания об ювелирных произведениях древнегреческих мастеров датируются XIV веком до нашей эры. Наивысшего расцвета оно достигло в классический период истории Эллады — в V-IV веках до н. э. Древние греки первыми научились создавать украшения из изумрудов и жемчуга, а также добились потрясающих успехов в изготовлении гемм (камей и инталий) для медальонов, перстней-печаток и амулетов.

Ювелирное дело. Карл Фаберже. Пасхальное яйцо «Ренессанс», 1894

Ювелиры Древнего Рима унаследовали традиции соседей-греков и дополнили их собственными уникальными наработками. Они начали широко использовать золото и драгоценные камни не только для нательных украшений, но и при изготовлении мебели и других предметов интерьера. Но после падения Рима под натиском варваров в конце V века многие секреты мастеров были надолго утрачены.

Ювелирное дело. Римский золотой перстень с портретом императора Коммода, II век

В Византийской империи после принятия христианства ювелирное искусство на многие столетия было монополизировано церковью. Неизвестные мастера в огромных количествах изготавливали разнообразные предметы культа для храмов, а также оклады икон и священных книг. Аналогичным образом события развивались в Средневековье на территории всей Западной Европы.

Ювелирное дело. Карл Фаберже. Ювелирное украшение аграф, начало ХХ века

Только в XIII веке, на заре эпохи Возрождения, в парадном убранстве высшей европейской знати вновь стали появляться ювелирные украшения. В обществе начали распространяться идеи гуманизма, а вместе с ними быстро развивались все виды искусства, в том числе и ювелирное дело. Ношение пряжек, перстней, ожерелий и поясов, украшенных драгоценными камнями, вошло в моду, а профессия ювелира вновь стала широко востребованной в обществе.

Ювелирное дело. Декоративный гребень в стиле ар-нуво, 1902

В эпоху Великих географических открытий (конец XIV — конец XVII веков) европейцы наконец смогли познакомиться с образцами ювелирного искусства из других регионов Земли. Моряки, а затем и искатели приключений начали привозить из Африки, Индии и Китая изделия местных ювелиров. В то же время, огромное количество уникальных шедевров из золота доколумбовых цивилизаций Америки были переплавлены испанскими конкистадорами в монеты и слитки.

Ювелирное дело. Густинус Амбрози. Памятник Даниэлю Сваровски в Ваттенсе, 1960

В последующие столетия ювелирное дело вместе с другими видами искусства переживало периоды взлета и падения, сменяли друг друга разнообразные стили, появлялись новые техники и материалы. В XIX веке началось массовое промышленное производство ювелирных изделий, тогда же были образованы всемирно известные ювелирные компании — французская Cartier, американская Tiffany & Co и австрийская Swarovski AG.

Ювелирное дело. Часы Cartier из серии Pasha de Cartier, 1980-е

Самые известные мастера ювелирного дела

Имена подавляющего большинства искусных ювелиров древности навсегда утрачены для потомков и лишь немногие из них знакомы узкому кругу специалистов. Весомый вклад в мировую культуру внесли многие творческие личности, работавшие с драгоценными камнями и металлами. И все же, к числу самых известных мастеров ювелирного дела относятся:

    (Karl Faberge) — российский ювелир немецкого происхождения, основатель знаменитой династии мастеров по изготовлению пасхальных яиц для императорской семьи Романовых. На создание одного шедевра у команды мастеров под руководством Карла Фаберже уходил целый год, зато каждое яйцо и сегодня представляет собой огромную художественную ценность.
  • Чарльз Льюиз Тиффани (Charles Lewis Tiffany) — учредитель огромной транснациональной ювелирной компании, названной его именем. Тиффани был не только талантливым ювелиром, но и успешным предпринимателем, а стоимость созданной им компании сейчас составляет более 16 миллиардов долларов. (Daniel Swarovski) — австрийский инженер, создавший всемирно известную компанию по обработке драгоценных камней — лидера мирового рынка граненого хрусталя. Кристаллы Swarovski в наши дни используют лучшие дизайнеры и модельеры при разработке элитных коллекций одежды.
  • Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier) — французский ювелир, основатель фирмы Cartier и огромной сети специализированных магазинов по всему миру. Всемирную известность его компания приобрела позже, благодаря разработке его внуком часов, украшенных драгоценными камнями.

Ювелирное дело. Фирменный магазин Tiffany & Co в Гонконге, XXI век

В наши дни ювелирное дело по-прежнему остается востребованным видом искусства. Уникальные шедевры древних мастеров украшают залы лучших музеев мира и частные коллекции богатейших людей нашей планеты. А обычные люди по мере возможностей покупают ювелирные изделия массового производства для себя и близких.

Чеканка — трудоемкое тысячелетнее искусство художественной обработки металла

Чеканка (от тюркского чекан — «топор» или «молот») — вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник выбивает специальным инструментом рельефное изображение на листовом металле. Чеканку можно по праву назвать традиционным мужским ремеслом, потому что для создания даже небольшого по размерам шедевра мастеру приходится прикладывать немалые физические усилия.

Чеканка. Большое серебряное блюдо, созданное мастерами Древнего Рима, II век

Чеканка, наряду с ковкой, литьем и гравировкой, также является одной из древнейших техник художественной обработки металла. Это ремесло требует от мастера большого терпения, усидчивости и внимательности, зато предоставляет ему огромные возможности для творческой самореализации.

Чеканка. Посмертная маска Тутанхамона, середина II тысячелетия до нашей эры

Виды и особенности чеканки

Чеканка традиционно используется для изготовления всевозможного декора и красивой посуды, однако с помощью этой техники талантливые художники создают и другие произведения искусства:

  • оригинальные картины и ювелирные украшения;
  • огромные скульптуры и памятники;
  • великолепные доспехи и оклады для икон;
  • рамы для зеркал и ларцы;
  • книжные переплеты и шлемы; и кольчуги;
  • подсвечники и канделябры;
  • курительные приборы и кухонную утварь;
  • фонари и светильники;
  • декоративные заборы и решетки;
  • пояса и щиты.

Чеканка. Золотая маска инков, I-V век

В зависимости от особенностей техники обработки металла различают следующие виды чеканки:

  • ажурную;
  • контурную;
  • объемную.

Чеканка. Серебряный алтарный сосуд, найденный на территории современной Сирии, VII век

Ажурная чеканка — самый распространенный вариант художественной обработки металла, который используется для нанесения рельефного изображения на большую часть поверхности изделия. Контурная чеканка применяется для изготовления оригинальных орнаментов по краю заготовок, а объемная — при создании масштабных скульптурных композиций и памятников.

Чеканка. Парадный доспех европейского средневекового рыцаря, XII век

Материалом для производства чеканки могут служить разнообразные металлы и их сплавы. Чаще всего мастера используют для художественной обработки листы:

  • меди;
  • латуни;
  • алюминия;
  • нержавеющей стали;
  • мельхиора;
  • нейзильбера.

Чеканка. Афтаба — традиционный персидский кувшин для омовений, XV век

Для изготовления ювелирных украшений и самых дорогих предметов декора чеканщики используют драгоценные металлы, а именно серебро и золото. Но с этими материалами мастера работают редко, гораздо чаще готовые изделия из меди или латуни для придания им характерного блеска просто покрывают тончайшим слоем позолоты.

Чеканка. Оклад напрестольного Евангелия, XVI век

История чеканки

История чеканки охватывает огромный промежуток времени с раннего бронзового века до наших дней и насчитывает около пяти с половиной тысячелетий. В результате многочисленных археологических раскопок достоверно установлено, что еще в середине четвертого тысячелетия до нашей эры этот способ художественный обработки металла был знаком мастерам древнейших цивилизаций Европы, Азии и Африки.

Чеканка. Ковш из серебра, созданный русскими мастерами чеканки, XVII век

Египетские чеканщики научились делать из золота великолепные посмертные маски для фараонов не позже начала третьего тысячелетия до нашей эры. Одна из них, предназначавшаяся знаменитому Тутанхамону, в наши дни является ценнейшим экземпляром коллекции артефактов Музея древностей в Каире.

Чеканка. Парадный шлем московского царя Алексея Михайловича, XVII век

В Древней Греции, а затем и в Римской империи, высокого уровня мастерства достигла чеканка воинских доспехов и щитов. Наряду с этим, местные чеканщики занимались художественной обработкой предметов разнообразных предметов быта и декора.

Чеканка. Декоративный чеканный щит английских мастеров, конец XIX века

Уникальные школы художественной чеканки со временем сформировались в самых разных уголках Земли:

  • в Индии и Средней Азии;
  • в Китае и Японии;
  • в Северной и Южной Америке;
  • во всех регионах Европы.

Чеканка. Памятник «Статуя Свободы» в Нью-Йорке, 1886

В течение многих тысячелетий искусство чеканки оставалось востребованным в сфере производства самых различных украшений, предметов декора и быта. Этому в немалой степени поспособствовали важные достоинства древней техники обработки металла:

  • доступность материалов и необходимых инструментов;
  • практически полное отсутствие отходов металла в процессе производства;
  • долговечность и великолепный внешний вид изготовленных предметов.

Чеканка. Памятник «Рабочий и колхозница», 1937

В XIX веке чеканку начали широко использовать и в монументальном искусстве. Ярким примером правдивости этих слов служит самый знаменитый символ Нью-Йорка и всей Америки — статуя Свободы, изготовленная из отчеканенных тонких листов меди.

Чеканка. Памятник советским воинам в Караганде, ХХ век

В СССР тысячи чеканщиков на протяжении многих десятилетий по заданию государства усердно трудились над созданием величественных памятников и монументов, посвященных Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и достижениям Советской власти. Результаты их работы до сих пор можно воочию увидеть в сотнях населенных пунктов в России и странах бывшего Союза.

Чеканка. Серебряное кольцо, XXI век

И в XXI веке чеканка остается популярнейшей техникой художественной обработки металла. На аукционах искусства шедевры древних мастеров неизменно вызывают огромный интерес у потенциальных покупателей, а работы лучших современных художников продаются за огромные деньги коллекционерам из разных стран.

Художественная обработка металла

Художественная обработка металла

Художественная обработка металла свою историю ведет с древних времен, когда человечество освоило кузнечное мастерство. Людям захотелось создавать не только практичные, но и красивые изделия. Постепенно видов художественной обработки металла становилось все больше.

В настоящее время художественная обработка металлов – это настоящее искусство. Мастера работают не только с мягкими, «удобными» материалами, но и научились плести кружево из более жестких и тугоплавких металлов. Подробнее о видах художественной обработки металлов читайте в нашем материале.

Виды и свойства металлов для художественной обработки

Качественная работа по металлу возможна, только когда специалист принимает во внимание свойства и характеристики каждого металла. Во время подготовки мастера также обращают внимание на наличие примесей.

Материалы, используемые в производстве, делят на две подгруппы:

  • Черные металлы (железо и сплавы железа);
  • Цветные (металлы, не имеющие в составе железа).

Художественная обработка металла подразумевает использование следующих видов материалов:

  • Углеродистая сталь – это гибкий, ковкий, упругий металл. Легко режется. Выпускается сортами. Для изготовления художественно-декоративных изделий применяют сорта У8 и У10.
  • Медь – простой в обработке, вязкий металл красноватого оттенка. Обладает свойствами тепло- и электропроводности. Также часто используется в художественной ковке.
  • Бронза – сплав меди и олова. На протяжении многих веков литье из сплава использовалось для создания украшений и предметов труда, а также для инкрустации.
  • Латунь – металл прочный и не так легко поддающийся ковке, как медь. Представляет собой соединение меди и цинка. Его используют для тауширования (инкрустации) и чеканки.
  • Цинк – материал белого цвета с синеватым отливом. Неудобен для ковки, но прост в обработке и пайке. Из цинка отливают различные изделия, его используют в гравировке.
  • Олово – металл серебристо-белого цвета, пластичный, легкоплавкий. Применяют в техниках тауширования и лужения.
  • Алюминий – легкий, крепкий и простой в производстве металл.
  • Свинец – в декоративном искусстве применяется для литья. Сам по себе мягкий. Плохо окисляется, оксид свинца крайне вреден.
  • Серебро. Очень мягкий материал. В изделиях обычно используют соединение металла с медью. Инкрустация серебром, как техника художественной обработки металла, популярна у мастеров.

Художественная ковка металла

В Древней Руси кузнецы создавали изящные изделия, орудуя молотом по металлу. Удар инструмента деформировал материал, который со временем приобретал нужную мастеру форму. Такой процесс называли ковкой.

Соответственно, свойство металла, характеризующее возможность его деформации без повреждений, называется ковкостью. Понятие часто связывают с драгоценными металлами, которые наиболее пластичны и податливы.

VT-metall предлагает услуги:

Лазерная резка металла Гибка металла Порошковая покраска металла Сварочные работы

Метод холодной ковки – один из старейших способов художественной обработки металла – был популярен и в Древней Руси. Его применяли для создания предметов быта, преимущественно из золота.

Искусство художественной обработки металлов для кузнеца состояло в том, что, во-первых, будущую заготовку надо было уплотнить с помощью молота. Во-вторых, после окончания обработки изделие следовало термически обработать, отшлифовать и т. д. Сейчас этот метод применяют только ювелиры.

Один из приемов ковки холодным способом подразумевает дифовку. Для этого используют тонкий (до 2 мм) лист металла. Вспомните прекрасные золотые доспехи античных богов, созданные непревзойденным скульптором Фидием. Это и есть дифовка. Еще ее называют выколоткой.

Художественная чеканка по металлу

Чеканка – вид декоративно-прикладного искусства, при котором создается объемное изображение на тонком листе металла. Для этого применяют особый стержень и молоток. Мастер ударяет молотом по стержню, с каждым ударом на материале проступает более четкое очертание.

Художественная обработка металла

В зависимости от конечной цели удары могут осуществляться с разной частотой. Когда заготовка создана, картина на металле совершенствуется до идеала, подчеркиваются все детали и наносятся украшения.

Декоративный орнамент выбивают с помощью набора инструментов разного профиля.

Рассматривая способы художественной обработки металла древности, остановимся на методе чеканки по твердой модели. Мастера использовали серебро или золото для создания металлической фигуры. Драгметаллы растягивали по модели из железа, а затем снимали полученное изображение.

Декоративная чеканка различается по виду работы и разделяется на два способа:

  • чеканка из листа;
  • чеканка оброна (литья).

В первом варианте будущее изделие создается с нуля с применением чеканов и молотков.

Во втором берут уже отлитое в форме или вырезанное изделие и детализируют его элементы. Это необходимо для того, чтобы изображение стало более четким.

Для подготовительного этапа часто используют земляные формы, изготовленные из песка и глины. Это древнейший способ, который применяют и сегодня.

Технология металлопластики

Металлопастика – технология художественной обработки металлов, похожая на чеканку, но имеющая некоторые нюансы.

Ее особенности:

  • применяют тончайшие листы металла (до половины миллиметра толщиной) или фольгу;
  • в качестве инструментов используют декоративное долото (стеки);
  • сам процесс напоминает больше лепку, с ее похожими легкими, мягкими и плавными движениями.

Порядок работы:

  • Сначала готовый продукт нагревают, а затем дают ему остыть.
  • После этого заранее подготовленное на прозрачной бумаге изображение кладут на лист и обводят до тех пор, пока на металле не проявятся очертания рисунка.
  • Все действия повторяют до необходимого результата.

Гравировка по металлу

Гравировка – техника художественной обработки металла, которая заключается в нанесении изображения или рельефа на болванку. Для работы применяется штихель или гравировальный резец.

Эта техника бывает двух видов:

  • плоскостная;
  • трехмерная, или обронная.

Художественная обработка металла

Плоскостная подразумевает нанесение рисунка на заключительном этапе украшения изделия. Таким методом наносят узоры, штрихи, буквы, контур или тона.

Второй вариант – это создание объемного трехмерного изображения или фигуры.

Филигрань – металлическое кружево

Филигрань – популярное у ювелиров искусство художественной обработки металлов. Это сложная техника, которая выполняется только вручную и подразумевает использование специального набора инструментов.

Художественная обработка металла

Способы филигранного искусства различны и подразделяются на:

  • напайную;
  • объемную;
  • ажурную;
  • рельефную;
  • перегородчатую (напайную с эмалью).

Возможно изготовление копий готового продукта с помощью отливки и гальванопластики. Но штампы можно использовать только для фоновой скани.

Художественное эмалирование

Мы разобрали основные виды художественной обработки металла и подобрались к еще одному, не менее интересному – к эмалированию. Это тонкое покрытие металла легкоплавким стеклом. Объект творчества при этом приобретает цвет и блеск, а также защиту от коррозии.

Декоративная обработка эмалью – простой и бюджетный способ производства. С его помощью создаются цветные изделия, например, вазы, украшения, картины. Из материалов используют медь или драгметаллы.

На металлический объект наносится тонкий слой вещества, по физическим свойствам идентичного стеклу. По сути, эмаль для ювелирных работ – это масса, получаемая в результате нагревания и размягчения легкоплавких стекол.

Эмали для декоративного творчества бывают:

  • прозрачные;
  • непрозрачные;
  • фондон;
  • опаловые.

Производство эмали распространено повсеместно. Она выпускается в виде порошка или плиток, а также разделяется по цветам. Важно учитывать, что финальный цвет лакокрасочного материала зависит от качества металла, его реакции на покрытие во время работы и самого характера термической обработки.

Художественная обработка металла складывается из следующих этапов: сначала наносят шпателем изображение на подогретую эмаль. Затем наступает этап сушки, а после процедура обжига.

Вся последовательность действий необходима для придания поверхности изделия износостойкости, гладкости и сияния:

Выемчатая эмаль – древняя техника декоративно-прикладного искусства. В процессе изготовления изделия в металле предварительно вырезаются различные выемки и углубления. Порошок эмали при помощи воды доводят до состояния густой массы, затем полученной субстанцией заполняют полученные ниши.

Далее изделие обжигают в печи, а когда эмаль становится твердой, с помощью шлифовки избавляются от лишних наростов красящего вещества. Работы получаются невероятной красоты, они соединяют блеск металла и изящество эмалированных узоров.

Художественная обработка металла

    Филигрань, или эмаль по скани, подразумевает наложение переплетенных тонких нитей из золота, серебра или меди на основную поверхность изделия. После спайки скрученного узора с цельным материалом образуются секции, которые позже заполняются цветом. Финальный продукт обжигают и получают необычное соединение гладкой эмали и орнамента из металлической проволоки.

Перегородчатая эмаль. Для выполнения техники используют пластину из металла, на которой сверху располагают барьеры из металлической проволоки, образующие контур рисунка. Части рисунка заливают разными цветами красящей субстанции. Работу помещают в печь и обжигают, после остывания шлифуют, для того чтобы и цвет, и металлическая поверхность остались на одном уровне.

Получается некое изображение с контуром из перегородок. В древности мастера для создания обводки рисунка использовали золото, поэтому изделия выглядели дорого и роскошно.

Витражная эмаль, также известная как ажурная или оконная. Это технология художественной обработки металлов, при которой с помощью лобзика из листа металла вырезают тонкие детали. Элементы выравниваются и сглаживаются шабером, а затем шаг за шагом собираются в одно изделие.

Промежутки между перегородками заливают светлой, почти прозрачной эмалью. Если есть гравировки и рисунки на металле, они также покрываются тонким бесцветным покрытием. После температурной обработки пленка застывает, что придает поверхности работы красивую прозрачную дымку.

Роспись по эмали – метод, при котором на плотное непрозрачное эмалированное покрытие наносят рисунок. Этим способом пишут сюжетные картины, портреты, орнаменты. Используют особую художественную эмаль или красители для керамики.

В краски добавляют скипидар или масло лаванды. После неоднократного обжига рисунок росписи становится прочнее, слой грунтовки смешивается с красками и создается красивое разноцветное изображение.

Декоративная отделка металла

Декоративная отделка – заключительный этап работы с изделием. Он может подразумевать следующие действия:

    • Матирование. Технология декорирования изделий на финальной стадии работ, прямо противоположная полировке.
    • Чернение. Чернь, или сплав из серы, свинца, меди и серебра, наносят на болванку с заранее подготовленным вырезанным изображением. Как и другие виды художественной обработки металла, чернение имеет свои особенности. Так, во время обработки часть металла, которую не планируют чернить, должна быть тщательно очищена и не иметь изъянов.

    Художественная обработка металла

    Оксидирование. Способ нанесения на изделия тончайшей пленки во время химической или электрохимической реакции. Преимущественно применяется для предметов из серебра или покрытых им изделий. Пленка может быть цветной или бесцветной.

    В качестве необходимого реагента, помогающего создать прозрачную основу, используют двухромовокислый калий. Финальный этап процесса – аккуратная полировка мягкой щеточкой для придания блеска.

    Инкрустация (тауширование, насечка) – технология декорирования работы мастера рисунками или узорами из благородных (золото, серебро) или цветных (олово, медь, бронза) металлов.

    Орнамент наносится на такую же металлическую поверхность либо древесину, янтарь, кость, перламутр и т. д. С помощью специального инструмента создаются выемки в исходном материале, в которые впоследствии вставляются заранее подготовленные инкрустированные элементы.

    Скань – технология художественной обработки металлов, подразумевающая создание тонких, сплетенных между собой ниточек. Эти плетеные заготовки соединяют воедино, припаивая их к обрабатываемому изделию. Если скань набирается на металлическую основу, такой метод называют филигранью.

    Нити для этого способа могут представлять собой как тонкую скрученную веревочку, так и оставаться в виде гладкой проволоки, которой можно в процессе работы придать плоскую форму. Серебро и медь для создания проволоки используют чаще, золото из-за своей дороговизны – реже.

    Художественная обработка металла

    • Штамповка – это пластическая деформация металлического изделия с применением специальной штамповочной формы. Используя этот метод, создают тонкую листовую основу для последующих работ, сгибают или вытягивают большие по объему детали. При помощи тиснения создают рельефные рисунки.
    • Давильные работы – выполняют на простом вращающемся станке для изготовления осесимметричных полых изделий. Шаблон будущей формы (цельный или разъемный) помещают в специальный разъем токарного станка, а болванку из металла – между торцом шаблона и задним узлом (бабкой) устройства.

    В то время как мотор постоянно вращается, специалист берет стальной стержень с овальным наконечником и прижимает болванку к шаблону. Так исходный материал приобретает желаемый облик.

    Иногда для того, чтобы украсить продукт работы мастера, на него наносят оттеночное покрытие.

    Рекомендуем статьи

    Виды художественной обработки металла, которые мы рассмотрели в статье, позволяют изделиям из металла стать истинными произведениями искусства, будь это предмет интерьера или нательное украшение.

    Хотя многие способы известны с древности, современное производство позволяет некоторые из них упростить и ускорить. Благодаря этому каждый из нас может стать обладателем изящного и красивого изделия.

    Почему следует обращаться именно к нам

    Мы с уважением относимся ко всем клиентам и одинаково скрупулезно выполняем задания любого объема.

    Наши производственные мощности позволяют обрабатывать различные материалы:

    • цветные металлы;
    • чугун;
    • нержавеющую сталь.

    При выполнении заказа наши специалисты применяют все известные способы механической обработки металла. Современное оборудование последнего поколения дает возможность добиваться максимального соответствия изначальным чертежам.

    Для того чтобы приблизить заготовку к предъявленному заказчиком эскизу, наши специалисты используют универсальное оборудование, предназначенное для ювелирной заточки инструмента для особо сложных операций. В наших производственных цехах металл становится пластичным материалом, из которого можно выполнить любую заготовку.

    Преимуществом обращения к нашим специалистам является соблюдение ими ГОСТа и всех технологических нормативов. На каждом этапе работы ведется жесткий контроль качества, поэтому мы гарантируем клиентам добросовестно выполненный продукт.

    Благодаря опыту наших мастеров на выходе получается образцовое изделие, отвечающее самым взыскательным требованиям. При этом мы отталкиваемся от мощной материальной базы и ориентируемся на инновационные технологические наработки.

    Мы работаем с заказчиками со всех регионов России. Если вы хотите сделать заказ на металлообработку, наши менеджеры готовы выслушать все условия. В случае необходимости клиенту предоставляется бесплатная профильная консультация.

    Художественная ковка

    Художественная ковка

    Художественная ковка – это способ обработки металла, с помощью которого из непрезентабельного и грубого куска железа создается изящный, воздушный элемент декора. Изделия, получающиеся в результате, способны не просто преобразить интерьер и экстерьер, но и придать им индивидуальный, неповторимый вид. Элементы ковки используются в производстве перил, ограждений, садовой мебели, например, беседок, скамеек и пр., в ландшафтном дизайне, декоре помещений.

    Этот способ обработки металла известен очень давно. Но если раньше он был привычным и обыденным, то сегодня он решает задачи безопасности и эстетики внутри и снаружи здания. Изысканный и вместе с тем брутальный декор нравится очень многим и находит применение во многих стилях. В чем суть художественной ковки, каковы методы ее использования, какие инструменты требуются, вы узнаете из нашей статьи.

    Что такое художественная ковка

    Когда речь идет о создании высокохудожественных изделий из металла, имеющих практические и эстетические функции, подразумевается использование метода горячей или холодной ковки. Данный подход не похож на обычный, так как конечная работа мастера превращается в произведение искусства.

    Изделия художественной ковки всегда считались символом высокого статуса, обеспеченности владельца дома. Сегодня, как и раньше, чтобы иметь возможность заниматься таким ремеслом, кузнец или художник по металлу должен много учиться, тренироваться, вырабатывать вкус. Много лет назад работа мастеров была не просто физически тяжелой, но и опасной, ведь ее сопровождал риск травм, пожаров, а материалы были очень дороги – все это сказывалось на цене готовых изделий.

    В мифах кузнецы приравнивались к богам. У греков за кузнечное дело отвечал бог Гефест, у римлян – Вулкан, в скандинавской мифологии это был Тор, а в японской – Амацумара.

    Художественная ковка металла обладает целым рядом достоинств:

    Варианты применения художественной ковки

    Сфера использования художественной ковки обширна. Этот метод позволяет изготавливать предметы интерьера, декоративные элементы, мебель для дома и сада, бытовые изделия.

    Варианты применения художественной ковки

    Но чаще всего художественная ковка применяется для изготовления ворот и заборов. Они всегда выглядят изыскано и элегантно, вне зависимости от формы и материала – могут казаться массивными либо легкими и узорными, состоять из чистого металла или сплавов.

    Однако подобные изделия выполняют не только декоративную функцию. Они справляются со значительными нагрузками, перепадами температуры, воздействием погодных факторов. Хотя и среди кованых вещей есть нефункциональные предметы, призванные украсить территорию и подчеркнуть вкус ее владельца: ротонды, ограждения, различные садовые фигурки.

    При помощи метода художественной ковки изготавливают и мебель, например, столики и стулья для отдыха в саду, книжные полки. Такие изделия привнесут особый колорит в интерьер любой комнаты, украсят беседку. С помощью кованых полосок можно укрепить старую табуретку или торшер, придав им антикварный внешний вид.

    Даже изготовленные своими руками кованые элементы позволят декорировать любую металлоконструкцию. Для этого из заготовок из стальных прутков, профилей, полос собираются вензеля и узоры с растительными или геометрическими мотивами.

    Способы художественной ковки

    Для изготовления кованых предметов могут использоваться несколько технологий, каждая из которых предполагает свой набор инструментов и режимы работы. Все они подходят для создания изделий художественной ковки.

    Способы художественной ковки

    Хотя существуют разные классификации, чаще всего принято выделять отдельные методы, исходя из температуры обработки:

    Способ горячей ковки

    Такой подход предполагает предварительный нагрев заготовки, что позволяет добиться мягкости и пластичности металла. Иногда температуру поддерживают и в процессе работы.

    Есть такие виды горячей ковки:

    • Свободная, также известная как ручная ковка. Мастер располагает кусок металла на наковальне, после чего придает ему форму и размер, ударяя ручным или механическим молотом. К данной разновидности относится кузнечная сварка, то есть соединение посредством кузнечного инструмента деталей, доведенных до температуры плавления.
    • Штамповка. Заготовка располагается в штампе, внутреннее пространство которого повторяет размеры и очертания будущего изделия. При ковке металл деформируется, заполняя форму.

    Способ холодной ковки

    Метод используется при работе с заготовками небольшого сечения, так как предполагает отсутствие предварительного нагрева металла и требует от мастера приложения значительных усилий. Для операций по холодной (в том числе художественной) ковке и холодной штамповке мастера задействуют разнообразные станки.

    Оборудование для художественной ковки

    Современные кузнецы применяют оборудование, очень близкое по всем своим характеристикам к тому, что использовалось в древние времена. С тех пор изменились только материалы – на данные момент их роль играют современные сплавы высокой прочности, позволяющие добиться большего срока службы и эффективности в работе молотов, наковален, молотков, пробойников, тисков и струбцин.

    Оборудование для художественной ковки

    Значительные перемены произошли и в способе нагрева, поскольку важно было снизить трудоемкость кузнечного дела, его опасность для здоровья, вероятность возгораний. Традиционный горн, ручные или ножные меха были вытеснены муфельными печами, системами индукционного нагрева.

    Отдельно стоит остановиться на инструментах для холодной ковки, так как их перечень впечатляет: это разнообразные станки для формовки прутков и профилей без использования повышенной температуры. Данный метод стал достаточно популярным, поскольку позволяет даже неопытным мастерам без сложного оборудования и долгой учебы создавать доступные по цене художественные изделия.

    Остановимся подробнее на некоторых видах станков для художественной ковки:

    Кузнечные

    Они необходимы для холодной ковки, то есть придания заготовкам новой формы при помощи механического воздействия. Речь идет о таком оборудовании, как:

    • Улитка с воротом и поворотным лемехом, которая позволяет создавать завитки в форме спирали.
    • Твистер, или торсионы, для скручивания одной либо группы заготовок по продольной оси.
    • Гнутик для изгиба заготовки в одном и более направлений с сохранением необходимого радиуса.
    • Волны, формирующие волнообразный изгиб, позволяя создавать предметы с заданным шагом, радиусом волны.

    К холодной ковке прибегают при производстве оград, решеток, балясин, завитков, декоративных элементов для интерьера и участка. А сам станок можно собрать самостоятельно, имея опыт в сварке и слесарных работах.

    Индукционные нагреватели для ковки

    Позволяют добиться пластичности металла благодаря повышению их температуры. Для этого вокруг заготовки создается сильное переменное магнитное поле, на нее наводятся вихревые токи, или токи Фуко. Так достигается более равномерный, быстрый и безопасный нагрев в сравнении с использованием обычного кузнечного горна.

    Индукционные нагреватели для ковки

    Однако нужно понимать, что нагреватель даже небольшой мощности очень дорогой – он стоит от десятков до сотен тысяч рублей. Поэтому в Интернете предложено немало идей, позволяющих сделать такое устройство самому.

    Не стоит ими пользоваться, если вы не обладаете инженерным образованием, связанным с применением токов высокой частоты, и навыками электромонтажа. Дело в том, что в основе работы данного аппарата лежит использование высокого напряжения и больших мощностей.

    Основные приемы художественной ковки

    Выделяют два вида ковки: свободный и при помощи штампов. Второй подход предполагает придание изделию формы с использованием специальной заготовки. Благодаря стенкам штампа горячий металл не расползается за пределы формы, не деформируется. Штамповка считается более простым видом художественной ковки, приближенным к автоматическому, поэтому активно используется для массового производства декоративных и иных элементов.

    Основные приемы художественной ковки

    Индивидуальные заказы выполняют способом свободной ковки, которая требует от мастера профессионализма и концентрации. При этом подходе материал обрабатывают вручную молотом и кувалдой либо с помощью оборудования. Тогда используется ковочная машина, молот и гидравлический пресс. В основе подобной художественной ковки лежит разрушение кристаллов металла под действием температуры, из-за чего материал приобретает мелкозернистую структуру и уплотняется.

    Горячая обработка включает в себя следующие приемы:

    • Высадка – позволяет создать утолщения на заготовке, которые при художественной обработке могут использоваться для формирования лепестков, листьев.
    • Протяжка – необходима, чтобы увеличить длину будущего изделия, сократив его диаметр, при этом добиться большей прочности металла. Для этого выполняют обжимку всего элемента.
    • Округление – предполагает придание округлой формы заготовке с другим, например, квадратным сечением. Деталь размещают одним ребром на наковальне, а по противоположному ударяют молотом. В результате образуется восьмигранник, которому постепенно скругляют грани, доводя сечение до формы круга.
    • Продевание – элементы художественной ковки нередко состоят из прутков, сплетенных, продетых один через другой. Добиться данного эффекта позволяет именно этот прием: в разогретом металле делают отверстие, которому придают необходимую форму. Далее в него вдевают еще один пруток либо другой фрагмент будущего изделия.
    • Оформление уступов – обычно такие элементы играют практическую роль, а не декоративную. Находясь на концах заготовки, они позволяют собрать из деталей единую конструкцию либо прикрепить дополнительные декоративные фрагменты. Для этого конец заготовки плющат на наковальне ударами молота, задавая нужную форму.
    • Гибка – применяется в горячей и холодной ковке для производства изделий и декоративных элементов, например, спиралей, завитков, волют.

    Основными инструментами мастера при горячей ковке является специальная вилка либо оправка для оковывания металла. Существует немалый перечень изделий, которые гораздо легче и быстрое создать методом холодной обработки, что наиболее актуально в массовом производстве.

    В художественной ковке нередко применяют и другие приемы, такие как пробивка отверстий, кручение. Однако современное оборудование позволяет отказаться от первой процедуры в пользу сверления. А упростить кручение можно при помощи специального оборудования и холодного способа.

    Металлы, используемые в художественной ковке

    Изделия художественной ковки могут создаваться из чистых металлов и сплавов.

    Металлы используемые в художественной ковке

    Наиболее распространены следующие металлы:

      • Бронза – твердый, но податливый сплав меди и олова. Особая структура позволяет имитировать другие металлы.
      • Латунь – желтый сплав, состоящий из меди и цинка, визуально напоминающий золото. Его можно лакировать, окрашивать, задавать любые фактуры.
      • Медь – красивый красно-коричневый металл, используемый преимущественно для изготовления кровли, вытяжек либо декоративных изделий, таких как кубки, рамы и украшения. Ему можно придавать разные оттенки, используя полировку.
      • Чугун – состоит из железа и углерода и является материалом для заборов, винтовых лестниц. Специалисты ценят его за податливость, возможность получать все оттенки: от черного до золотистого благодаря патинированию.
      • Сталь – еще один сплав на основе железа с углеродом, который становится мягким и пластичным при нагревании, однако в холодном виде может похвастаться высокой прочностью. Данные особенности делают металл универсальным – из него изготавливают практически все, включая швейные иглы.
      • Вороненая сталь – сталь, покрытая маслом и обожженная, из-за чего на ней сформирована защищающая от ржавчины пленка. Подходит для изготовления кружевных изделий методом художественной ковки: резных ставней, ограждений.
      • Нержавеющая сталь – сочетание железа с хромом, никелем, титаном, которое отличается особой прочностью. У такого металла сложно изменить текстуру, поэтому его шлифуют и слегка полируют для придания матовости.
      • Цинк – используется для массивных наружных изделий и ценится мастерами за большое разнообразие оттенков, раскрывающихся при полировке.
      • Титан – отличается от других металлов благородным темным цветом, хорошей отражаемостью. Поэтому мебель из него дизайнеры активно используют как элемент интерьеров в стиле хай-тек.
      • Цинкотитан – требует от мастера по художественной ковке особой выдержки, ведь с трудом обрабатывается механическими способами. Тогда как, используя химическое травление, можно создать на нем красивую фактуру.
      • Золото – мягкий и податливый дорогой материал, который применяется преимущественно при производстве ювелирных украшений либо в качестве напыления. То есть на предмет из металла, имеющего более доступную цену, наносят тонкую золотую пленку.
      • Серебро – превосходит остальные металлы по своим отражающим свойствам, поэтому когда-то служило материалом зеркал. Теперь из него делают рамы, подносы, кубки, мебельную отделку.

      Любое изделие, изготовленное методом художественной ковки, всегда смотрится эффектно и дорого, какой бы металл для этого ни использовался. Подобные элементы интерьера создают особую атмосферу и многое говорят гостям о статусе владельца дома.

      Читайте также: