Икона в металлическом окладе

Обновлено: 05.10.2024

Часто привычные вещи не вызывают у нас никаких побуждающих мотивов к размышлению, к возникновению, казалось бы, закономерных вопросов «для чего это нужно», «откуда это взялось», «когда это стали делать» и других. Вот и с вопросом об окладе на иконе получается ровно такая-же история: все мы привыкли к тому, что иконы могут быть в окладе и без такового, а вот зачем иконе нужен оклад, откуда он появился и что означает, мы и постараемся рассказать в этой статье, ведь выясняется, что все не так просто и очевидно, как кажется!
Старинные деревянные иконы не всегда имели оклад, это было вполне нормально, и современные образы святых, Иисуса Христа и Богородицы могут быть разнообразными, не всегда икону украшали и украшают окладом.
Слово оклад (очевидно происходящего из понятия «обкладывать (окладывать), оборачивать, накладывать») можно заменить и словами-синонимами, например, словом «риза», а вот в западных и южных Российских областях часто на замену слова «оклад» приходило слово «шата», или «цата». Начинается употребление слова «оклад» примерно с XVI века, а до этого ризу именуют словом «крут».


Окладом можно называть накладное металлическое украшение на иконах, которое размещается сверху красочного слоя и закрывающее практически всю икону, за исключением нескольких важных элементов, так называемого личного письма – лика святого и его рук.
Если рассматривать всю историю иконописания в ракурсе создания окладов, то можно сделать вывод о том, что оклады изготавливали из серебра, золота, а также из более дешевых и доступных металлов – латуни, жести, были также шитые оклады, украшавшиеся жемчугом, бисером, драгоценными камнями, а в недорогих окладах использовали вставки из цветных стекол.
Украшать иконы окладом было принято не только в православии, но и в католических храмах вы сможете встретить образы святых, покрытых ризой.
Но именно в русской ветви православия создание оклада для иконы выделилось в отдельное яркое самобытное искусство, которое развивалось вплоть до революционных событий, а затем пришло в упадок.
Оклад для иконы либо изготавливался сразу, то есть изначально икона задумывалась, как «окладная», либо после определенных событий, которые происходили с ней. Драгоценные ризы дарились иконе в благодарность за ее помощь, либо по данному Богу обету. Те иконы, которые принадлежали храмам, украшались драгоценными окладами, благодаря вкладам прихожан. Иногда на такое одеяние для почитаемого образа требовалось собирать средства долго, всем миром.
Интересно знать, что изначально иконы, заранее планировавшиеся под покрытие окладом, прописывались с той же тщательностью, что и иконы без оклада, но в XIX веке с появлением скорописи, стали прибегать к упрощенному письму, когда прилежно прописывались только лики святых, а одежды и фон прорисовывались контурно, а то и вовсе не прописывались. Такое «халтурное» письмо породило и особое словесное обозначение икон, которые назывались «подокладницами», «подфолежницами», «фольгушками».
Уникальное и краткосрочное явление, называемое «щепной иконой» является апофеозом изготовления расхожих, то есть дешевых и доступных окладных икон: иконы писались на тонкой дощечке, щепе, толщина которой составляла всего пять-шесть миллиметров, а затем такую икону вставляли в ящик и обклеивали ажурным окладом из тонкой блестящей фольги. Получалось нарядно и очень дешево, причем в такой иконе делался упор именно на блеск изгибов пышного оклада, само личное прописывалось в очень упрощенной манере, под окладом порою не было ничего, кроме загрунтованной доски… Сегодня среди собирателей икон растет интерес к поиску не только дорогих и качественных образцов иконописного мастерства, но и к таким расхожим народным иконам, так как из-за своей хрупкости и малому периоду изготовления их осталось очень и очень мало.


С давних пор существовали и адописные иконы, но наибольшее распространение они получили в XIX веке. На таких иконах под окладом или под верхним красочным слоем изображался чёрт, или лику святого пририсовывались рога… Объяснение этому феномену пока не найдено.
Зачастую икона не сразу облачалась в дорогой оклад, а постепенно: к уже существующим частям ризы добавлялись новые фрагменты, а иногда составной оклад менялся на целиковый, полный.
Основными элементами оклада считаются несколько деталей: венец – это нимб, только накладной. Венцы, в зависимости от времени изготовления и технологии могли быть прорезными, гладкими, их могли украшать драгоценными камнями, жемчугом, сканью.
Корона (коруна) – особое украшение, завершающее венец (название говорит само за себя), риза - это основная часть оклада, прикрывающая изображения одежд и фона иконы.
Типы окладов были тоже разными. Басменный оклад прикрывал поля иконы, полностью оставляя изображения святых и фона для обзора молящимся, а вот чеканные и шитые оклады закрывали всю икону, кроме личного, то есть кроме ликов и рук святых.
На протяжении очень долгого времени сама икона не считалась произведением искусства, поэтому почти до конца XIX века никто не занимался серьезно изучением и коллекционированием икон, по-настоящему иконами заинтересовались лишь в начале XX века, причем риза считалась тем, что мешает воспринимать икону в первозданном виде.
Сегодня среди православных христиан и тех, для кого икона стала предметом коллекционирования, также не утихают споры. Одним нравятся иконы в окладах, ведь иной оклад бывает гораздо интереснее художественного содержимого образа, для других важна живописная составляющая иконы, их отвлекает блеск ризы и возникает непреодолимое желание рассматривать саму икону и ее оклад отдельно, как два независимых объекта древнего искусства.
Наличие ризы само по себе не сильно влияет на стоимость иконы (не беря, конечно, в расчет те случаи, когда риза изготовлена из драгоценных металлов и украшена редкими камнями), тут, как говорится, дело вкуса. Вы можете купить старинную икону без оклада даже дороже подобной, но в окладе.
Оклады икон по своему стилю и исполнению менялись во времени, впрочем, точно так же, как и менялась стилистика самой иконы.
Многие из направлений в иконописи и в изготовлении икон сегодня являются наиболее востребованными в среде тех, кто интересуется старинной русской религиозной живописью.
Приобретая старинные иконы в окладе, многие стараются заглянуть под него, чтобы в равной степени оценить красоту и сохранность риз и подокладной живописи, вот только не всегда это удается сделать, так как ризы часто наглухо прибивали гвоздями к окладу и снять такой оклад очень трудно.


В этом случае можно полагаться на довольно простое правило: коль личное иконы сохранилось хорошо (а оно в подокладной иконе чаще всего подвержено наибольшему разрушению вследствие постоянных контактов с руками владельцев, под влиянием окружающей атмосферы, страдает оно и от свечей и механических повреждений), то и подокладная часть должна быть в хорошем состоянии. По качеству прорисовки деталей личного можно также косвенно судить о том, насколько подробно будут прописаны детали одежд и фона подокладной иконы.

Для чего иконе оклад?


Трудно точно установить, когда началось само явление, но если говорить про русские православные иконы, то первые из них облачились в оклады (ризы) в XII веке и именно тогда оклад стал считаться отдельным видом прикладного искусства, обретя свои самостоятельные черты, традиции, можно сказать, каноны, правила.

Для ранних окладов характерно то, что они закрывали фон иконы, сам Святой был полностью видим, в более позднее время оклад оставлял для обозрения молящегося только лики Святых и их руки, в такой традиции оклад сохранился до наших дней.

Примерно с XIV века появляется самый простой тип оклада – басма, или басменный оклад. Простым он считался потому, что выполнялся по заранее подготовленной рельефной матрице, на которую накладывался тонкий лист металла и путем прокатывания, набивания наносился рисунок и орнамент. Басменный оклад использовался при создании одинаковых икон и предназначался для недорогих Образов, доступных широким слоям населения России.

Божественный смысл. Смысл житейский.

Оклад для иконы создавался совсем не случайно. Сияющий, переливающийся в лучах горящих свеч, излучающий мерцающие, живые отблески, богатый оклад символизирует невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Растительные орнаменты риз символизируют Вечное Цветение живоносной Силы этого невещественного Света.

Безусловно, что оклад создает и совершенно по-другому воспринимаемый образ Святых, изображенных на иконе. И если представить себе те оклады, которые сочетают в себе золочение, украшены драгоценными камнями, то становится понятно, что икона без оклада может выглядеть менее объемно, будет «простой».

В житейском смысле оклад играет тоже очень большую роль. Именно благодаря окладу дошли до наших дней многочисленные древние иконы, так как частые прикосновения рук безвозвратно портили живопись, оклад же позволял сохранить красочный слой иконы в безупречном состоянии, менее вредным оказывалось и атмосферное воздействие, икона не страдала и от механических повреждений, одним словом, оклад выполнял обережную функцию.

Удешевление или удорожание?

С появлением оклада и с развитием технологии его изготовления произошли и изменения в самом написании иконы. Дело в том, что мастеру иконописцу теперь не было необходимости в подробностях прописывать детали одежды изображаемого Святого, выписывать фон. Качественно прописывались лишь те детали, которые были видны молящемуся, не прикрытые окладом. Такие иконы именуют «подокладными». Однако, такое отношение к написанию икон было не у всех мастеров. Хорошим тоном считалось бережное отношение к Образу, поэтому ответственный мастер всегда старался написать свою икону полностью, даже если знал, что она будет помещена в оклад.

Оклады изготавливались из разных материалов и мастера пользовались разными технологиями, которые в совокупности, могли влиять в большую, или в меньшую сторону на стоимости иконы. Например, серебряная риза, украшенная ручной резьбой и отчеканенная вручную, индивидуально, делала икону более дорогой. А басменный оклад из жести в совокупности с подокладной иконой удешевлял продукцию, лишь улучшая ее внешнюю привлекательность для покупателя.

Разновидности иконных окладов.

К расцвету изготовления икон в окладах, к середине XIX века, существовало множество вариантов риз. Самыми простыми были оклады из тонкой жести, а так были в ходу серебряные, золотые, медные, латунные. Удивительно смотрелись оклады из бисера, бывали богатые оклады из жемчуга.

Ризы украшали чернью, резьбой, эмалью, часто встречались вставки из стекла, драгоценных камней, обратная же сторона старинной деревянной иконы оборачивалась в бархат красного, или малинового цвета. Именно в русских традициях окладное искусство развилось наибольшим образом.

Риза как награда и благодарность.

Старинные деревянные иконы могли и не предполагать изначально оклада, но впоследствии таковой для них заказывали, сообразуясь с необходимостью или награждая икону окладом за те чудеса, которые она совершала. Уже готовый оклад впоследствии снова и снова украшали, добавляли венец, инкрустировали камнями, золотили, делали так называемые благодарные Вклады.

Седьмой Вселенский Собор отождествил два материала – металл и дерево, одобрив, таким образом, создание икон в окладах.

Само возникновение драгоценного убора для икон можно некоторым образом связать с языческими корнями, но теперь эта традиция стала одухотворением художественного осмысления.

XIX век стал расцветом окладов!

Применение быстрых технологических приемов, прежде всего штамповки и вальцовки не лучшим образом сказались на внешнем виде икон, сделали их однотипными, обезличенными. Такие металлические ризы производились из тонких серебряных листов, были поставлены «на поток» и сами иконы, у которых все элементы образа за исключением ликов и ладоней прописаны приблизительно, скорописью. Ныне антиквары сторонятся таких старинных икон, большой коллекционной ценности они не представляют, а вот верующие ценят их за сохранность и не проходящую нарядность, солидность.

Одновременно с количественным расцветом производства качественная составляющая падала в угоду массовому спросу.

Век XX не пощадил большинства риз, изготовленных из серебра и золота: их безжалостно отрывали от икон, а сами иконы уничтожались.

Составляющие части оклада иконы.

Если оклад старинной деревянной иконы состоял из одной части, то его называли полным. Если к нему крепились дополнительные части, или он сам состоял из нескольких частей, то его именовали наборным.

Для раннего периода был характерен вариант крепления оклада при помощи миниатюрных гвоздей, но к XIX веку такой способ был практически полностью отвергнут, так как гвоздями пробивался сам красочный слой. У окладов появились специальные бортики, уходящие на торцы доски, через которые и забивались теперь крепежные гвозди. Часто гвозди делали из того же материала, что и ризу – из меди и серебра, но ризы дешевых, расхожих икон выполняли из железа.

Купить старинную деревянную икону в окладе, или без такового – дело сугубо индивидуальное, но Вы можете обратить внимание на то, что икона, продающаяся без ризы, могла в прошлом нести ее на себе. Отсутствие оклада никак не влияет на ценность Священного Образа, просто по наличию гвоздей (или отверстий от них) на лицевой поверхности и на торцах можно очень легко определить прошлое данной старинной иконы.

Купить икону в окладе, или лучше выбрать икону без оклада?


Известно, что у многих Покупателей антикварных икон вопрос о том, какой святой образ выбрать, в окладе или без такового, стоит достаточно остро, другим же он кажется не столь принципиальным. Тем не менее, проблема существует и наверное, нужно немного более подробно рассмотреть ее причины, чтобы понять, что предпочтительнее и правильнее, на что стоит обратить свое внимание, а на чем «циклиться» не нужно.

Зачем иконе оклад?

Зачем, вообще, нужен иконе оклад, откуда возникла такая необходимость? Иконная риза это символ Нетварного Света, но первоначальный смысл такого символизма в поздних иконах XVII-XX веков, продающихся в современных антикварных магазинах, претерпевает некоторые метаморфозы, обретает не столько символическую основу, сколько чисто практическую.

Давайте попробуем вместе с Вами найти и попробовать перечислить те очевидные причины, по которым икона Нового времени получает металлическую «одежку»:

1. Украшение.

Действительно, достаточно часто можно наблюдать такую картину – сама живопись на дореволюционной иконе весьма посредственного качества, а риза исполнена мастером с большим искусством. Снимешь такое убранство с иконной доски и понимаешь, что этот образ в таком виде становится мало привлекательным в экспозиционном плане.


Оклад на этой старинной иконе, без сомнения, является ее украшением.

Эту икону Вы можете рассмотреть в деталях и купить ТУТ.

Ризы для икон в имперской России изготавливались различными способами, в последние десятилетия на простых поточных иконах из той же Мстеры и других Владимирских сел появились оклады машинного изготовления, рельеф на которых появлялся методом штампования латунного листа. При некотором опыте человек, интересующийся стариной, легко сможет отличить такое убранство от ручной работы.

2. Дополнение живописи.

Поздняя кустарная продукция крупных иконописных центров, как известно, не отличалась особой художественной проработанностью. Иконописцы в своем труде были поставлены в условия жестокой конкуренции и всеми силами пытались выжить в этой все усиливавшейся борьбе с фабричной печатной иконой и с конкурентами из других конгломератов.

Появился новый тип предельно упрощенной, в живописном плане, иконы – это были «иконы подокладницы», у которых качественно прописывались только лики и руки, фигура же, одежды святых воспроизводились схематично, а то и вовсе не прописывались.

При таком способе написания образов риза играла большую роль, именно на нее ложилась изобразительная нагрузка, она должна была дополнить общее изображение святого на иконе.


Подокладная поздняя икона не может существовать в гармонии без своей ризы.

В связке икона-риза второе из составляющих, по сути, не могло отсутствовать, подокладное изображение было ущербным, если экспонировалось без металлического (или фольгового, бумажного, тканного) оклада.

3. Увеличение стоимости (ценности).

И правда, иконная риза, даже если она сделана из латуни, при условии качественного исполнения живописи на иконе, несколько увеличивала ее стоимость. При этом будущий владелец такого образа мог в дальнейшем самостоятельно определить, как выставлять икону в доме – с окладом, или без.

Но если рассматривать иконы в серебряных окладах, то тут стоимость увеличивалась значительно, часто сама риза могла стоить дороже, чем икона!

В глазах приобретателя иконы том же XIX столетии, серебряная риза на иконе была признаком дорогой, солидной вещи. Ведь тогда часто образа приобретали не только для себя, но и в подарок, поэтому при выборе святого живописного произведения для подарочного подношения руководствовались и параметром выбора материала, из которого был сделан оклад, его толщиной, а значит, и весом.

И сегодня икона в серебре ценится очень высоко, и, как правило, само художественное, живописное воплощение образа у таких икон бывает гораздо качественнее, чем у икон в латунных окладах.

4. Защита иконы.

С давних времен иконы покрывали окладами и по причине того, что они помогают сберечь живопись от многих негативных факторов.

Представьте себе древнюю чудотворную икону в древнем же храме, в средневековой России. Сотни и тысячи рук и губ тянутся и прикасаются к ней в молитве, есть опасность механических повреждений и от падения подсвечников, может остаться и прожог от наклонившейся свечи…

Чтобы предохранить живопись от всяких невзгод и в то же время позволить верующим прикасаться к Святыне, иконы покрывали окладами.


Икона без ризы часто несет на себе следы бытования – потертости, сколы, царапины, следы свечного пламени.

Нужно сказать, что благодаря даже самым простым тонким латунным штампованным окладам на поздних иконах, живопись сохранилась практически в первозданном виде, чего, увы, нельзя сказать про другие иконы, бытовавшие в народной среде без риз – следы ударов от падений, царапины, сколы, прожоги, отслоение левкаса тут встретить можно гораздо более часто!

Какие иконы лучше – в окладе или без?

Этот вопрос, скорее, риторический, чем имеющий конкретный и однозначный ответ. В каких-то случаях риза – это несомненный плюс, а в каких-то она, пожалуй, и не нужна.

Но если ставить вопрос таким образом, что он должен влиять на Ваше решение при покупке иконы, то я думаю, нужно решать его в индивидуальном порядке, рассматривая каждый вариант в отдельности.

В идеале, при покупке старинной иконы с окладом, Вы должны увидеть этот образ как «одетым», так и со снятой ризой. Почему? Во-первых, чтобы убедиться в целостности живописи под окладом. Во-вторых, чтобы оценить качество живописи. В-третьих, чтобы понять, в каком виде (с окладом или без) икона будет, по Вашему мнению, выглядеть более красиво и гармонично.

В современных условиях антикварного рынка оклад, если он не серебряный, не удорожает стоимость иконы. Есть он – хорошо, у вас появляется возможность «для маневра», в будущем Вы сможете разместить икону в божнице с окладом, или без. Нету – тоже ничего страшного, главное, чтобы сама икона нравилась.

Какую икону купить – в окладе или без?

Иногда можно услышать такие слова Покупателя: «Так эта икона в окладе? Мне больше нравятся иконы без оклада!» Так позвольте, чего тут страшного? Зачем самому себя загонять в какие-то условные рамки, продиктованные весьма туманными соображениями?

Да, икона продается с окладом, так это только плюс, ведь за него, как правило, денег антиквары не требуют!

Если Вы задумали купить икону, старинный намоленный образ, не ограничивайте себя изначально в выборе, рассматривайте для покупки абсолютно все иконы, которые Вам предлагают, ведь по сути, количество антикварных образов, достойных внимания, очень небольшое и с годами эта масса будет только сокращаться!

Рассматривайте любые варианты, а уж потом вникайте в подробности, вполне возможно, что живопись на иконе, «укомплектованной» ризой, окажется и красивее и сохраннее той, что может попасться Вам на глаза в ассортименте икон без оклада!

Если сама икона Вам понравилась, а оклад изготовлен из медного сплава, стоимость иконы не изменится, а может быть, даже станет для Вас причиной поторговаться о цене с Продавцом, ведь антиквары знают об этой проблематике и всегда охотно откликаются на требования Клиента.

Критерии «нравится-не нравится» и «лежит душа-не лежит душа» при выборе старинной иконы, как мне лично кажется, являются главными и основополагающими.

Икона должна нравиться, должен возникать душевный контакт с ней, и если это случилось, наличие или отсутствие оклада не должно становиться препятствием для ее приобретения!

Читайте также: