Иконы маленькие из металла

Обновлено: 02.07.2024

Распятие с клеймами и фигурным оглавием в резном деревянном киоте, Россия, XVIII век

Небольшого размера, порою совсем маленькие, а иногда величиной с человеческую ладошку или чуть больше: старинные крестики, складни и иконы из меди довольно часто встречаются нам в частных коллекциях, в музейных собраниях да или просто у кого-то на полке, в качестве наследства от бабушки. Несомненно, искусная работа этих икон так и притягивает к себе внимание, тщательная прорисовка образов рисует старообрядческие картины, скрывают какие-то непостижимые для нас тайны.

Литые иконы известны на Руси с XI века, т.е. с момента появления и распространения христианства. Естественно, что первоначально это были иконы, привезенные из Византии. На тот период, именно Византия являлась культурным центром православной религии. Уже впоследствии, особенно XIV-XIX века, меднолитая икона стала массово выпускаться на Руси. При этом выпуск меднолитой пластики был очень разнообразен, а ассортиментный ряд достаточно внушителен.

Среди прочих образцов творчества древнерусских мастеров, особого внимания заслуживает очень оригинальная иконка, получившая название змеевик. Этот нательный амулет можно рассматривать как некое связующее звено между славянским язычеством и пришедшим ему на смену православным культом.

По внешнему виду змеевик и представлял собой икону небольшого размера, на одной стороне которой изображались привычные православные святыни (крест или образ святого), но на обратной стороне прослеживалась явно языческая символика – переплетение змеиных тел. Стоит отметить, что медные амулеты-змеевики, конечно же, преобладали, но встречаются и аналогичные иконы, выполненные и из драгоценных металлов.

Особое распространение литые иконы получили на Руси в средние века. Их выпуск был налажен в Тверской, Московской, Новгородской и других землях. Чаще всего в качестве исходных моделей для отливки выступали старинные почитаемые иконы, но с течением времени стали все больше появляться и работы местных художников.

Складень с двадцатью клеймами-сюжетами (народное на¬звание «утюг»), Россия, конец XVIII— начало XIX веков

Складень с двадцатью клейма¬ми-сюжетами (народное на¬звание «утюг»), Россия, конец XVIII— начало XIX веков

Чаще всего иконы как продукт медного литья изготавливались прямоугольной формы, с несколько закругленными краями. Намного реже в коллекциях попадается меднолитая икона многоугольной и или круглой формы, но, тем не менее, такие экземпляры также изготавливались. Кроме икон, на Руси выпускались в большом количестве нательные кресты, киотные и наперстные кресты, складни. Также выпускались, так называемые, мощевики – кресты, состоящие из створок, которые служили небольшим тайником для святых мощей или других христианских реликвий.

Икона просечения

Икона просечения «Чудо Георгия о змие», Россия, XVII век

Сюжеты, изображенные на иконах, самые разнообразные, естественно в рамках православной тематики. Стоит отметить, что меднолитая пластика изобилует сюжетами и старообрядческого содержания, и новой православной церкви. Естественно, что самыми распространенными сюжетами литых икон являются изображения Богоматери с младенцем, Распятия, Христоса, различных сцен Моления, чтимых Святых и т.п. Как правило, в оглавии меднолитых икон изготавливалась специальная петелька, через которую пропускался шнурок, и, соответственно, медный образ можно было повесить на шею или просто где-нибудь дома. Что характерно для икон более позднего выпуска (XIX век), что подобная петелька-дырочка всего лишь имитировалась, пропустить через нее шнурок было невозможно, так отсутствовало сквозное отверстие.

Одной из популярных разновидностей литых икон является складень. По сути, это складная икона, чаще всего, триптих. Их популярность объясняется достаточно просто, в сложенном состоянии складни не занимали много места, в большинстве случаев не превышали размеры обычной меднолитой иконы, тогда в разложенном состоянии – они представляли собой практически готовый походный иконостас. В стародавние времени человек в походе не всегда мог при необходимости посетить церковь. А дорога, как известно, полна опасностей и неожиданностей, да и длились путешествия порой неделями-месяцами. Обычная деревянная икона в дороге – лишний груз, да повредить-расколоть можно ненароком. А вот такие медные походные складни были очень удобны, да более устойчивы к дорожным тяготам и невзгодам.

Но вот такая медная пластика на Руси не ограничивалась набором стандартных икон и крестиков для христиан. В этом медном разнообразие нашлось место для специального товара – кресты и особые иконы, применяемые священнослужителями. Эти иконы назывались панагии, они имели круглую форму и на их поверхности обязательно изображался образ Пресвятой Богородицы (в переводе с греческого «Панагия» переводится как «Всесвятая»).

Медно литье на Руси не стояло на месте и в плане оформления. В конце XVII века Руси стало появляться все больше меднолитых изделий, связанных с духовной жизнью простого народа. Многие из этих вещей имели огромный вклад в истории и теперь представлены в крупнейших государственных собраниях.

Меднолитые иконы после раскола церкви

В конце XVII века история России пополнилась еще одним величайшим событием. В 1666-1667 голах произошел раскол русской православной церкви. Данное событие затронуло все аспекты жизни русского общества того времени. Не обошло стороной оно и меднолитейный промысел.

Распятие с клеймами и фигурным оглавием («лопата»). Россия. XIX век.

Эта реформа проводилась под руководством патриарха Никона и преследовала цель привести к единому виду все церковные атрибуты (книги, иконы, календари), в соответствии с древнейшей византийской традицией. Православные священники понимали, что более чем за 500-летнюю историю существования русской церкви, скопилось огромное количество различных трактовок, несоответствий и искажений в церковной иконографии, литературе и практике. Причин для возникновения подобных искажений было множество, но наиболее вероятная и серьезная – это тот факт, что книги испокон веков переписывались вручную. Ошибки накапливались от переписчика к переписчику, подобно снежному кому. Были это и случайные опечатки, и намеренные изменения. Реформа продвигалась с большим трудом, поскольку кроме последователей, обрела и недоброжелателей. Фактически православный народ раскололся на два лагеря, и каждый лагерь чтил именно своих единомышленников настоящим хранителем церковных традиций. Последователи старых традиций получили название старообрядцы, а церковь – старообрядческой.

XVIII век ознаменовался еще одним событием – церковь была официальна включена в систему государства. С этого момента последователи старообрядческих традиций стали получать повсеместное ограничение и со стороны действующего законодательства. В частности, была предпринята попытка уничтожить существующие иконы и запретить производство новых — с изображением «двуперстного крещения». По всей стране была объявлена охота за «неискусными» и «неправильными» образами. В 1723 году и того хуже, выпускается указ, который вообще запрещает производить металлические иконы.

Икона

Икона «Святой Николай Чудотворец», Россия, XVII век

Естественно, как и прочие законы в России, на практике этот указ не исполнялся, но, тем не менее, отношение народа в XVIII-XIX веках к меднолицым образам изменилось. Медная икона стала восприниматься как элемент старообрядческого вероисповедания.

При этом со стороны старообрядцев литые православные иконы получили еще большую поддержку. Медное литье было легко тиражировать, имея под рукой хотя бы одну матрицу. Каждая отдельная икона, по сути, и могла стать моделью для изготовления последующих образов. Металлические иконы было просто сохранять и передавать из поколения в поколение, поэтому они стали восприниматься как символ вечности. Символ истинной старой веры.

Стоит отметить, что старообрядцы действительно сберегли, многие памятники истории, в том числе и особенно редкие уникальные меднолитые иконы. Они ни насколько не приостанавливали выпуск и производство металлических образов, и даже можно сказать больше, что все новоделы воспринимались ими как истинные иконы, древние, единственное верные. Тем более, что все новоделы делались по образу старых, с соблюдением всех традиций изготовления и оформления. А поскольку народ в своем большинстве старается чтить старые дедовские традиции, медная металлопластика получила широкое распространение далеко за пределами старообрядческих общин.

Змеевик

Змеевик «Черниговская гривна Владимира Мономаха»

В XVIII-XIX века в России получила бурное развитие металлургическая промышленность, что также немало способствовало популяризации меднолитых образов. В первую очередь, на Урале – тогдашнем крупном центре металлургического производства. Производство металлической иконы вышло на новый уровень, получило массовый характер.

Немаловажную роль в повсеместном распространении меднолитой иконы сыграл и то факт, что старообрядческая среда всегда была богата на активных, богатых и известных людей – приверженцев старой веры. К их числу можно отнести такие знаменитые фамилии, как Гучковы, Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и многие другие. Литые образа, которые изготавливались в так называемых «медницах», благодаря покровительству сильных мира сего дошли и до наших дней и представляют собой настоящие шедевры художественной и технической мысли того времени. Для иконы того периода, как правило, характерно наличие тончайшей работы мастера, искусное серебрение или золочение, применение разноцветной эмали.

Медные образа с эмалью

Икона

Икона «Преподобный Нифонт Прогонитель бесов», Россия, XIX век

Металлическая икона, покрытая эмалью, известна на Руси с XVII века. Особенность русской техники заключается в том, что эмаль на иконе не создает изображения, служит лишь фоном для него. По сути, эмаль — это раскраска для меднолитого рельефа. Довольно часто можно встретить две одинаковые иконы, выполненные по одной матрице, но при этом одна покрыта эмалью, а другая – нет.

Особенно прославился в этом отношении XVIII век, как говорили тогда, мастера умели «финифть наводить». Особенную славу в этом направлении получила икона, выполненная мастерами Выговской обители в Поморье. География расположения и распространения меднолитой индустрии того времени поистине уникальна: река Выг – Верхняя Кама – Урал – Сибирь – Москва – Прибалтика. Из Москвы контакты между меднолитыми центрами распространялись на Припять, в Поволжье, в Мстёру, в Гуслицы; из Стародуба и Ветки – в Забайкалье и на Алтай. Современные ученые-историки по типу эмали могут достаточно легко определить, где была изготовлена та или иная икона.

Выговская обитель

Вторая половина XIX века представляет нашему вниманию новые, изумительные по рисунку и оформлению, литые изделия: кресты, складни, иконы. Эти изделия выглядят уже намного профессиональнее, имеют четкий рисунок и проработанный рельеф, все надписи исполнены более красиво. Несмотря на то, что среди народа старообрядческий образ жизни характеризуется как аскетический, мрачный, сдержанный, новые иконы из меди вызывают чувство радости и ликования.

Производство столь высокохудожественных изделий было возможно только в крупных промышленных центрах и требовало к себе особо пристального внимания. Как уже говорилось выше, одним из таких центров являлась Выговская обитель (Данилов монастырь на реке Выге, в Поморье). Именно «медница» этого предприятия получила всероссийскую известность в производстве металлопластики. Среди изделий Выговской обители особое внимание притягивает к себе их знаменитый складень из четырех створок, который в народе получил столь непритязательное название «утюг». Такому названию складень обязан сходству внешних форм и немалому весу. Его створки имеют прямоугольную форму, навершие – килевидное. Створы соединяются меж собой трубчатыми петлями, в которые вставляется стальной стержень. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, а только потом складень захлопывается наподобие книги. Размер «утюга» примерно с крупную мужскую ладонь. Внутри же представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм. Каждое клеймо – это отдельное изображение, многофигурная композиция. Чаще всего на клеймах изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам.

Меднолитые иконы на Выге изготавливались исключительно чистыми, без огрехов и ошибок, с чистым рисунком. Готовая икона не требовала дополнительной прочеканки для придания четкости изображению. Надписи, лики, мелкие детали отливались сразу. Нередко орнаментом или рисунком украшались и оборотные стороны складней. Чаще всего там изображали Голгофу в обрамлении. Ученые-историки считают, что именно на Выге в XVII столетии был создан уникальный образец иконографии – складень с 20 клеймами. К сожалению, автор этой композиции нам неизвестен, но тот факт, что он был необычайно талантлив и являлся профессионалом высшей категории не вызывает никаких сомнений. Подобные ему мастера успешно трудились в Оружейной палате, в Московском печатном дворе или патриаршем дворе. Также, к сожалению, до сих пор не обнаружен исходный оригинал этого складня. Кроме этого в Поморье изготавливали и иконы в стиле старейшей Новгородской иконографии. Наиболее почитаемые из них Георгий Победоносец, Никита Бесогон, Чудотворец Никола, Параскева Пятницы и др. Как правило, подобная икона не украшалась многоцветной эмалью или золочением.

С течением времени, с начала XIX столетия, меднолитая иконка стала все реже украшаться пестрой эмалью. Икона позднего периода работы выговских или поморских мастеров чаще украшалась эмалью одного цвета. Предпочтение отдавалось голубому, синему кобальтовому, значительно реже – белому цвету.

Полная палитра эмали стала снова использоваться в полную силу лишь в конце XIX столетия. Но это уже были другие мастера, другие школы, другие центры. Меднолитой промысел Севера к этому моменту практически полностью угас.

Медные и старообрядческие иконы

Икона ( др.-греч. «образ», «изображение») – в православном христианстве и католицизме изображение ликов (лиц) святых угодников, Иисуса Христа и Божьей Матери, библейских сюжетов, знаковых событий церковной истории. Иконы разделяются по технике и материалу изготовления. Основные виды икон: живописная, вышитая, резная, литая, печатная. Таким образом, медная икона – один из видов икон, изготовляемая из меди с легирующими примесями других металлов (олово, свинец, цинк, серебро).

Уточнить поиск

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость..

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость»
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали, pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»
Вершковая икона «Богоматерь Казанская», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»

Вершковая икона «Богоматерь Казанская» – икона сам..

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская»
Вершковая икона «Богоматерь Смоленская», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская»

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская» – одностор..

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями
Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями, pic. 1

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя ..

Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях
Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях, pic. 1

Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях

Вершковая икона «Воскресение Христово – Сошествие ..

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»
Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне», pic. 1

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в кор..

Вершковая икона «Сергий Радонежский Чудотворец и Ветхозаветная Троица» в четырёх эмалях

Вершковая икона «Сергий Радонежский Чудотворец и В..

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный»
Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный», pic. 1

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный»

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный» – небол..

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали
Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали, pic. 1

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голуб..

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад»
Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад», pic. 1

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад»

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошестви..

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»
Икона «Богоматерь Агиосоритисса», pic. 1

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»

Икона «Богоматерь Агиосоритисса» – медная вершкова..

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»
Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми», pic. 1

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусо..

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты
Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты, pic. 1

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты ..

Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой

Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой – вершковая ..

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»
Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской», pic. 1

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской» –..

Икона «Священномученик Антипа Пергамский»
Икона «Священномученик Антипа Пергамский», pic. 1

Икона «Священномученик Антипа Пергамский»

Икона «Священномученик Антипа Пергамский» – вершко..

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей
Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей, pic. 1

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей – двухве..

Икона «Чудо Георгия о змие»
Икона «Чудо Георгия о змие», pic. 1

Икона «Чудо Георгия о змие»

Икона «Чудо Георгия о змие» – латунная вершковая и..

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами
Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами, pic. 1

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херуви..

Латунная икона «Борис и Глеб»
Латунная икона «Борис и Глеб», pic. 1

Латунная икона «Борис и Глеб»

Латунная икона «Борис и Глеб» – двухвершковая медн..

Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые»
Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые», pic. 1

Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые»

Массивная домонгольская нательная икона «Благовеще..

Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад»
Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад», pic. 1

Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад»

Медная икона «Воскресение Господне – Сошествие во ..

Медные или меднолитные иконы массово производились на Руси начиная с 11 века наряду со складнями и крестами. Как и другие металлические предметы религиозного характера медные иконы отличаются высокой износостойкостью, что обеспечивало им неоспоримые преимущества по сравнению с предметами, изготавливаемыми из друг материалов, таких как дерево, кость и даже камень. Именно прочность медных икон позволяет нам восхищаться образцами этого направления древнерусского религиозного искусства и спустя 500-700 лет после их создания.

Относительная простота изготовления и возможность тиражирования удачных образцов (форм) способствовали тому, что медная икона более 10 веков была и остаётся уникальным и, в то же время, прочным символом русской православной традиции, даже несмотря на то, что в разные периоды меднолитные образы теряли свою актуальность, а то и вовсе находились под запретом.

Заливка расплавленного металла по формам, изготовленным из пластичных термостойких недорогих материалов, таких как глина, была хорошо известной техникой обработки металла ещё со времён бронзового века. Сплав изготавливался на основе меди с легирующими добавками, обеспечивающими повышенную прочность и коррозийную устойчивость предметов.

Хотя зачастую медные иконы не покрывались дополнительными материалами, наиболее искусными и привлекающими особый интерес следует признать образцы, декорированные с применением разнообразных техник ювелирного искусства – чернения, инкрустации, монохромной и полихромной эмалировки, золочения.

Отдельного упоминания заслуживает техника огневого золочения, применявшаяся для нанесения слоя позолоты на икону, изготовленную из медного сплава. Огневое золочение известно с античных времён и считается самым долговечным способом, сохраняющим позолоту на многие века. В Киевской Руси такой метод использовался с начиная с 9 века, и назывался он «Жжёным златом». Золото высокой пробы прокаливалось в ртути до полного испарения последней. Выделяемые при испарении ртути пары стоили жизни не одному десятку мастеров.

Техника и сюжеты медных икон формировались поэтапно, изменяясь от века к веку. Религиозный раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона и царя Алексеевича Михайловича, стремящихся унифицировать богослужебный чин Русской православной и Греческой церквей, произошедший в 1666 году, положил начало старообрядческого течения. Именно старообрядцы, подвергавшиеся запретам и гонениям, на долгий период стали законодателями моды в меднолитном религиозном ремесле.Разнообразие старообрядческой медной пластики до сих пор до конца не изучено. Начиная с 18 века представители этого течения организовывали меднолитейные мастерские, располагая их в непроходимых лесах и труднодоступных пустошах. В них в больших количествах изготавливались медные иконы, складни, кресты, образки и другие предметы религиозного толка.

Обычно медные иконы изготовляли односторонними, намного реже производились двухсторонние иконы. В ранний период развития медных икон предпочтение отдавалось небольшим и не тяжёлым форматам, что оказывало влияние и на иконографические изводы, которые, по сравнению с традиционными правилами, были несколько сокращены. На таких медных иконах святые изображались либо по пояс (поясные образы), либо в полный рост (ростовые образы), а набор орнаментов был относительно невелик. В основном, меднолитные иконы были украшены геометрическими узорами, реже – растительными.

Односторонние медные иконы одевали поверх одежды ликом наружу. Для удобства носки иконы снабжались тяжёлыми подвижными оглавиями, которые через некоторое время стали делать неподвижными литыми.

Первые меднолитные иконы во многом копировали образцы Византийской школы, привозимые в достаточном количестве благодаря тесным торговым и религиозным связям двух стран. Образы первых русских литых икон были стандартны – Иисус Христос, Распятие, Божья Матерь, Николай Чудотворец. Спустя 1-2 века к традиционным изображениям стали примешиваться изображения святых, особо почитавшихся именно на территории Древней Руси – целителей, змееборцов, мучеников, жития которых распространялись из уст в уста и были известны большому количеству верующих.

Медные иконы с XI до XIX века


Медные иконки, крестики, складни встречаются не только в музеях и частных коллекциях – увидеть их можно и в квартирах обычных людей, получивших уникальное наследие от пожилых родственников. Такие иконки различаются по размерам – они могут быть как миниатюрными, так и величиной с ладонь. Медные складни и иконы отличаются искусной работой, мастерской прорисовкой образов, а также богатой историей.

Впервые на территории Руси литые иконы появились после принятия и распространения христианства, в XI веке. Первые иконы привозились из Византии, которая в то время представляла собой культурно-православный центр. А в период XIV-XIX веков создание и распространение меднолитых икон на Руси приобрело массовый характер. Иконки были разнообразные, различающиеся размерами, обработкой, техникой выполнения.

Одним из самых оригинальных изделий был змеевик – нательный элемент, выступавший связующим звеном между славянским язычеством и православием. Внешне змеевик выглядел как небольшая икона. На одной ее стороне находились изображения креста или образа святого, а на другой – переплетенные змеиные тела, что свидетельствует о языческой символике. Для изготовления таких амулетов-змеевиков использовалась не только медь, но и драгоценные металлы, хотя и реже.

Наибольшая распространенность литых икон наблюдалась в средневековой Руси. Производство таких изделий было налажено в Новгородской, Московской, Тверской областях. Обычно старинные почитаемые иконы использовались в качестве исходных моделей для отливки изделий. В дальнейшем местные художники тоже стали распространять свои работы.

Стандартная форма медных икон – прямоугольник со слегка закругленными краями. Время от времени изготавливали меднолитые изделия в форме круга или многоугольника.

Помимо икон, русские мастера создавали множество складней, а также нательных, наперстных и киотных крестов. Были распространены и мощевики – кресты из створок, которые использовались как маленькие тайники для хранения христианских реликвий (например, святых мощей).

На иконах изображались различные сюжеты, но все они относились к православной тематике. Меднолитые изделия содержали и старообрядческие, и новые церковно-православные сюжеты. Чаще всего на литых иконах изображались Богоматерь с младенцем, Святые, Христос, Распятие, Моление. Меднолитые иконы имели особое оглавие, в котором мастера изготавливали петельку – через нее люди пропускали нить, чтобы повесить образ на шею или дома на стене. А в XIX веке такие петельки были уже «ненастоящими», так как отверстие в них уже отсутствовало, что не позволяло пропустить через изделие нить.

Складень – один из распространенных видов литых икон. Такая складная икона представляла собой триптих – картину из трех элементов (например, рисунков или рельефов), объединенных сюжетом, цветовой гаммой и техникой исполнения. Складни были распространены ввиду компактности в слаженном виде – в этом случае их размеры были не больше размеров стандартных медных икон. А в разложенном состоянии складни выступали в качестве полноценных транспортируемых иконостасов. Ведь в походах редко выдавалась возможность побывать в церкви. А дороги в те времена были опасными, длительными, продолжавшимися несколько месяцев. И если стандартные иконы занимали лишнее место и были слишком хрупкими, то транспортируемые складни не боялись случайных ударов, хорошо переносили дорогу.


Также на Руси были распространены панагии – круглые иконы, которые использовали священнослужители. На поверхности таких изделий наносился образ Пресвятой Богородицы.

Оформление меднолитых икон тоже претерпевало изменения. В конце XVII века в государстве стали изготавливать изделия, которые имели отношение к духовной жизни обычных людей. Сохранившиеся изделия, оказав большой вклад в культуру и историю, на текущий момент хранятся в специальных государственных учреждениях.

Влияние раскола церкви на изготовление меднолитых икон

Русская православная церковь раскололась в XVII веке, что повлияло на все сферы жизни населения Руси, в том числе и на изготовление меднолитых икон.

Расколом церкви руководил патриарх Никон. Его цель заключалась в том, чтобы добиться единообразия в книгах, календарях, иконах согласно древней византийской традиции. Священники православной церкви осознавали, что богатая история существования русской церкви, продолжавшаяся более 5 столетий, привела ко множеству разрозненных трактовок, расхождений в литературных произведениях, в иконографии и практике. В основном это объясняется традиционным переписыванием книг вручную. Ошибки – и специальные, и непреднамеренные – переписывались и накапливались. Реформа обрела как последователей, так и противников, что застопорило ее развитие. Православные люди объединялись с тем или иным лагерем, считая, что только их выбор позволяет сохранить настоящие церковные традиции. Приверженцы старых традиций стали называться старообрядцами, а их церковь получила название старообрядческой.

Также в XVIII веке государство на официальной основе включило церковь в свою систему. Старообрядцы столкнулись с ограничительными мерами от государства – например, оно попыталось уничтожить имеющиеся иконы и наложить запрет на изготовление новых изделий, изображающих двуперстное крещение. Государственные деятели стали преследовать «неверные» образы. А в 1723 году был выпущен приказ о полном запрете на изготовление металлических икон. Этот приказ не выполнялся, однако люди стали по-другому относиться к меднолитым иконам, воспринимая их в качестве элемента старообрядчества.

А старообрядцы стали активнее поддерживать меднолитые православные иконы. Медное литье отличалось легким тиражированием – достаточно было иметь матрицу (деталь с зеркальным отображением отливаемой детали для обеспечения формы отливки). Любую икону можно было использовать в качестве модели для производства новых образов. Такие иконы стали символизировать вечность, истинную веру, поскольку они были прочные, легко сохранялись и передавались от старшего поколения к младшему.

Старообрядцы считали, что истинная Церковь может быть исключительно гонимой, что выразилось в идеологии согласия странников. Меднолитые иконы подходили к условиям постоянных странствий. Такие изделия были защищены от трещин, падений, осыпания слоя краски.

Старообрядцы и в самом деле сохранили множество исторических памятников, включая редчайшие меднолитые иконы. Выпуск и производство литых икон не останавливался. Люди воспринимали новоделы в качестве настоящих, древних, правильных икон, так как они изготавливались по образу старых, со строгим соблюдением правил производства и оформления. Так как население почитало древние традиции, изготовление медных икон распространилось по всему государству, выйдя далеко за границы областей проживания старообрядцев.


Меднолитые иконы получили особое распространение в XVIII-XIX веках, так как этот период характеризуется резким развитием металлургической промышленности, особенно на Урале – в центре металлургического производства. Это обеспечило массовое изготовление и выпуск металлических изделий.

Также активное распространение литых икон объясняется тем, что среди старообрядцев часто были обеспеченные, знаменитые люди – например, Морозовы, Третьяковы, Гучковы. Созданные в «медницах» меднолитые иконы сохранились и до наших дней. Сегодня это технические и художественные шедевры того периода, характеризующиеся тонкой мастерской работой, умелым золочением или серебрением, использованием эмали различных цветов.

Медные иконы, покрытие эмалью

Такие изделия получили на Руси известность с XVII века. Используемая на иконе эмаль выступает в качестве фона для изображения, а не формирует саму картину. Это некое «разукрашивание» литого рельефа. Нередко встречались иконы, которые были изготовлены по одной и той же модели, однако одно из изделий было покрыто эмалью, а второе не содержало такого покрытия.

Пик популярности икон с эмалью пришелся на XVIII век. Яркий пример – икона мастеров Выговской обители в Поморье. Мастерские, где изготовлялись такие изделия, находились по всей стране. На сегодняшний день ученые историки могут быстро установить, в какой области создали ту или иную литую икону.

Во второй половине XIX века появилось множество уникальных литых изделий – не только иконок, но и складней, крестов – которые поражали воображение рисунком и искусным оформлением. Данные предметы выполнены на более профессиональном уровне, их рельеф качественно проработан, рисунок отличается четкостью и детализацией, а надписи выполнены четко и красиво. Такие медные иконы вызывали ощущение ликующего счастья, хотя старообрядческий образ жизни был достаточно умеренным, отличающимся самоограничениями, строгой самодисциплиной.

Только в больших промышленных центрах было возможно производство таких изделий. Одним из основных центров выступал Данилов монастырь на р. Выге (Выговская область). Медница Данилова монастыря стала известной по всей стране.

Выговская область особенно прославилась 4-створчатым складнем («утюгом» ввиду большого веса и внешней схожести). Форма створок была выполнена в виде прямоугольника, форма вершины – в виде полуовала/полукруга с заострением на середине дуги. Для соединения створок использовались трубчатые петельки, через которые проходил стальной стержень. Сначала собирались боковые створки с краю, укладываясь внутрь, а затем складень захлопывали, как книгу. По размерам такой складень соответствовал большой мужской ладони. Внутренняя часть изделия представляла собой иконостас, состоящий из 12 некрупных клейм в виде изображения, композиции из нескольких фигур. Обычно на клеймах изображалось поклонение иконам, двунадесятые праздники.

Литые иконы на Выге отличались идеально чистым рисунком, отсутствием ошибок, недочетов. Изделие не нужно было подвергать прочеканке, чтобы изображение было четким. Отливание мелких элементов, ликов и надписей осуществлялось сразу же. Для украшения оборотных сторон изделий нередко использовались рисунки, орнаменты. Обычно мастера применяли для этого Голгофу в обрамлении.


По мнению ученых-историков, именно на Выге в XVII веке был создан 20-клеймный складень, который сегодня представляет собой уникальный иконографический образец. Сведения о талантливом и искусном мастере не дошли до наших дней, однако можно с уверенностью сказать, что он был настоящим профессионалом в своей сфере. Исходный оригинал изделия тоже не сохранился до настоящего времени.

Мастера с такими же умениями трудились в Московском печатном или патриаршем дворе, работали в Оружейной палате. В Поморье мастера создавали иконы в стиле Новгородской иконографии (Чудотворец Никола, Георгий Победоносец и другие). При изготовлении таких икон золочение или многоцветная эмаль не применялись.

С XIX века мастера стали редко украшать литые иконы яркой многоцветной эмалью. С течением времени мастера из Поморья или Выги начали активно использовать одноцветную эмаль – например, синего кобальтового, голубого цвета. Белый цвет применялся намного реже.

В конце XIX века полноцветная палитра эмали вновь приобрела популярность. Однако производство меднолитых икон почти полностью сошел на «нет» – изготовлением икон уже занимались другие школы, центры и мастера.

Медные старинные складни

Складень – это один из видов медных икон, который состоит из 2-4 секций (створок). Наибольшее распространение получили триптихи, то есть складни, состоящие из 3-х створок. Если для Руси слово «складень» относилось именно к меднолитной составной иконе, имеющих форму книги, то в средневековой Европе под этим термином подразумевается определённая форма церковных алтарей, которые ещё называют «створчатыми алтарями» - иконостасами, состоящими из нескольких панелей, соединённых между собой.

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами
Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами, pic. 1

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» ..

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые»
Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые», pic. 1

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые»

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и и..

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица»
Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица», pic. 1

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица»

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветх..

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость»
Малый латунный складень «Всех скорбящих радость», pic. 1

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость»

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость» –..

Малый складень «Богоматерь Смоленская»
Малый складень «Богоматерь Смоленская», pic. 1

Малый складень «Богоматерь Смоленская»

Малый складень «Богоматерь Смоленская» – меднолитн..

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами»
Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами», pic. 1

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами»

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с ..

Малый складень «Священномученик Антипа»
Малый складень «Священномученик Антипа», pic. 1

Малый складень «Священномученик Антипа»

Малый складень «Священномученик Антипа» – меднолит..

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)»
Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)», pic. 1

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)»

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (..

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная»
Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная», pic. 1

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная»

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица..

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях
Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях, pic. 1

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в..

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)»
Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)», pic. 1

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)»

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение ..

Складень «Богоматерь Оранта (Знамение) с шестикрылыми серафимами»

Складень «Богоматерь Оранта (Знамение) с шестикрыл..

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали
Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали, pic. 1

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три э..

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый
Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый, pic. 1

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый – меднолит..

Складень «Деисус и избранные святые» в голубой и чёрной эмалях

Складень «Деисус и избранные святые» в голубой и ч..

Складень «Николай Можайский с предстоящими»

Складень «Николай Можайский с предстоящими» – лату..

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали
Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали, pic. 1

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжет..

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими»
Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими», pic. 1

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими»

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящ..

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях
Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях, pic. 1

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях – об..

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери»
Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери», pic. 1

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери»

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей..

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник»
Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник», pic. 1

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник»

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матер..

Триптих «Деисус средний дорожный»
Триптих «Деисус средний дорожный», pic. 1

Триптих «Деисус средний дорожный»

Триптих «Деисус средний дорожный» – религиозный ар..

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники»
Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники», pic. 1

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники»

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники..

Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель»
Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель», pic. 1

Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель»

Складень «Господь Вседержитель» является достаточн..

Складни, отлитые из медного сплава, были очень удобны для переноски, ведь даже обладая весьма внушительным весом, позволяли носить с собой в сложенном виде сразу несколько образов, часто это были Иисус Христос, Божья Матерь, либо избранные святые.

Актуальность использования складней именно в походных условиях была неоспорима, учитывая огромные расстояния русской земли. Складни брали с собой княжеские дружинники, купцы, пилигримы, паломники, странствующие монахи, крестьяне, батраки. Походы длились неделями и месяцами, посещать храмы в ходе таких путешествий не было никакой возможности, поэтому складни позволяли помолиться прямо в дороге, утром или устраиваясь на ночлег. Не стоит и говорить о том, что в дорожных условиях именно меднолитные складни без ущерба для себя переносили все погодные неожиданности, пыль и грязь дорог, речные переправы и броды.

В книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию…», написанной архидиаконом Павлом Алепским, приводится свидетельство, относящееся к 17 веку и посвящённое складням у русских солдат:

«У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели».

Но, безусловно, первые складни стали появляться на Руси за много веков до приведённого в книге свидетельства. Иконы, кресты и, конечно же, складни ввозились из Византийской империи уже в 10 веке. Способствовали этому и общая религия (как мы помним, Русь была крещена в 988 году), и многочисленные торговые отношения, включая знаменитый торговый путь «из варяг в греки», и предшествовавшие крещению, не единожды предпринимаемые, военные походы русичей на Византию и Царьград.

Металлические складни различных мастей часто являются объектами находок археологов, показывая весь путь развития этого вида религиозного искусства на Руси. Древние русские складни заимствовали свои формы и сюжеты у византийских образцов. Ширина левой и правой створок складней равнялись половине центральной части, что позволяло закрывать средник (центральную часть) обеими створками одновременно. Такие складни копировали своей формой Царские врата, располагающиеся перед алтарём храма. Древние образцы складней 10-13 веков были небольшого размера, их оглавие крепилось к среднику подвижным образом, такие складни были удобны для ношения под одеждой, вместе с нательным крестом.

Время шло, и с течением веков популярность складней падала, поэтому если сравнивать количество образцов крестов и литых икон, дошедших до нас за период с 13 по 17 век, с количеством складней того же периода – последние будут сильно проигрывать в количестве. Это связано с более сложным процессом изготовления, ведь каждую часть складня требовалось отливать отдельно – средник, оглавие, створки – а затем соединять части между собой.

В начале 18 века Православная церковь запретила изготовление медных икон, и именно в этот период начинается расцвет старообрядческого меднолитного дела. Выговская литейная мастерская, используя современные техники медного литья, начала изготовление новых видов складней, используя другую иконографию и сюжеты. Створки складней делались более точно, они плотно прилегали друг к другу, стали использоваться многочисленные петли и толстые штифты. Складни стали более прочными, створки накладывались одна на другую, их количество увеличилось до 4-х.

В 19 веке латунные складни складни уже представляли собой целые иконостасы и святцы. Считается, что именно выговские мастера изготовляли самые прекрасные образцы складней, задавая высокие стандарты ремесла для литейных мастерских других регионов России.

Задняя сторона, которая в сложенном состоянии складня выступала в качестве «обложки», нередко украшалась резным Голгофским крестом.

Начиная с 18 века складни вновь стали популярными, их изготавливали в огромном количестве вариаций, а в начале 20 века, по понятным причинам, золотой век складней завершился.

Складни


Тройной складень с Казанской иконой Божией Матери. На створках складня - иконы Божией Матери Смоленская, Владимирская, Утоли моя печали и Феодоровская.


Складень с иконами изготовлен из мельхиора в технике скань. Иконы на эмали - это традиционная ростовская финифть.


Деревянный складень с иконой Рождество Христова. На створках складня изображены иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов - апостолов Марка, Матфея, Иоанна Богослова и Луки.



Дорожный бархатный складень. Икона в посеребренной и позолоченной ризе, изображение выполнено методом шелкографии. На наружной стороне складня изображен крест с Распятием.



Бархатный складень с иконами. Иконы изготовлены полиграфическим способом, вручную украшены стразами. Складень закрывается металлическим замком.






Венчальный бархатный складень ручной работы с полиграфическими иконами в металлических латунных ризах. Складень закрывается металлическим замком.


Венчальный бархатный складень ручной работы с иконами. Изображение изготовлено полиграфическим способом, украшено золотым и серебряным тиснением. Складень закрывается металлическим замком.



Бархатный складень ручной работы с иконами. Изображение изготовлено полиграфическим способом, украшено золотым и серебряным тиснением. Складень закрывается металлическим замком.



©® 2003–2022
«Православное слово на Пятницкой»

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ


Вся представленная на сайте информация, касающаяся наличия на складе и стоимости товаров, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса РФ.

Читайте также: