Инструкция 68н о порядке учета и хранения драгоценных металлов

Обновлено: 20.09.2024

Автономные учреждения, использующие в своей деятельности оборудование, инструменты, приборы и прочие объекты основных средств, в состав которых входят драгоценные металлы, обязаны вести учет таких металлов и проводить в установленные сроки их инвентаризацию. За нарушение обязательных требований к учету, хранению драгметаллов и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации предусмотрена административная ответственность по ст. 15.47 КоАП РФ. В статье рассмотрим, как правильно организовать и вести учет драгметаллов, входящих в состав объектов ОС.

Учет драгметаллов при поступлении объектов ОС.

Порядок обращения драгоценных металлов регулируется:

Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ);

Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).

Согласно п. 9 Правил № 731, п. 8 Инструкции № 231н драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).

Если в документации необходимые сведения отсутствуют (например, если поступает устаревшее отечественное и импортное оборудование), можно поступить следующим образом:

запросить информацию у организаций, разработчиков, изготовителей;

создать специальную комиссию, которая на основе аналогов и собственных расчетов определит содержание конкретных драгметаллов и их количество.

Для документального оформления поступления объектов в учреждение и для дальнейшего их учета в составе основных средств применяются следующие документы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1]:

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) либо акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Информация о драгоценных металлах (наименование, единица измерения, количество, масса), содержащихся в основных средствах (их деталях), отражается в разд. 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и разд. 5 инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в графах 7 – 11 поля «Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. п.)».

Как правило, данные о содержании драгметаллов в основных средствах, указанные при поступлении объектов, являются примерными. Достоверную информацию о фактическом количестве драгоценных металлов в составе основного средства можно узнать только после его списания, разборки и аффинажа.

Учет драгметаллов при списании объектов ОС.

Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.

Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»):

в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;

в отношении остального имущества – самостоятельно.

Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.

При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).

При списании основного средства и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов учреждения ведут учет драгметаллов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).

Списание основного средства оформляется актом ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данный объект.

Далее основное средство списывается с карточек складского учета, и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации (п. 23 Инструкции № 231н).

Изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, лом и отходы драгметаллов должны храниться в специальных помещениях в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах. По окончании рабочего дня они должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрытие мест хранения ценностей должно производиться материально ответственным лицом, при его отсутствии – комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения, с составлением акта вскрытия (п. 41 Инструкции № 231н).

В силу п. 25, 43 СГС «Основные средства»[2], п. 51 Инструкции № 157н[3] списание основного средства с учета отражается по балансовой стоимости вместе с начисленной ранее амортизацией и убытком от обесценения (при наличии).

Как указано в п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н, изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, содержащие драгметаллы, подлежат оприходованию в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»[4]).

Для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Оприходование деталей осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».

Также на основании указанного акта в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разд. 3 «Движение объекта основных средств» делается запись о выбытии объекта основных средств.

Передача лома драгметаллов на аффинаж.

Аффинаж драгоценных металлов – осуществляемая специализированными организациями деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством (абз. 10 ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).

Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 972.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431[5] расчеты с учреждениями – сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими организациями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгметаллов и оплаты произведенных работ и услуг устанавливается на договорной основе с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).

При передаче лома и отходов на аффинаж право собственности на них аффинажной организации не переходит. Эту операцию следует отражать в бухгалтерском учете как внутреннее перемещение материалов со сменой материально ответственного лица учреждения на аффинажную организацию на основании оформленного первичного документа: требования-накладной (ф. 0504204) либо накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома основных средств аффинажная организация представляет учреждению акт аффинажа (паспорт) с указанием фактического количества драгметаллов, извлеченных из лома.

Бухгалтерия учреждения сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с паспортными данными аффинажной организации и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгметаллах делаются на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции № 231н).

Далее на основании акта аффинажа автономное учреждение отражает операции по списанию с учета стоимости фактически выделенного драгметалла и начислению дохода от его реализации.

В силу порядков № 85н[6] и 209н[7] такие доходы учитываются по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ.

В автономном учреждении при ликвидации и демонтаже устаревшего оборудования (научных приборов) получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 15 г. Балансовая стоимость оборудования равна 500 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.

Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 60 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.

На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 12,5 г золота на сумму 50 000 руб.

Инструкция 68н о порядке учета и хранения драгоценных металлов

1. Общие положения

1.1. Инструкция "О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731, и устанавливает порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

1.2. Понятия и определения, используемые в настоящей Инструкции.

Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и в аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Драгоценные камни могут находиться в сыром (естественном) и обработанном виде, в приборах, оборудовании, инструменте, изделиях технического назначения, а также в ювелирных и иных бытовых изделиях.

Ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни.

Производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.

Использование драгоценных металлов и драгоценных камней - применение драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально - культурных целях.

Обращение драгоценных металлов и драгоценных камней - действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога.

Рекуперация драгоценных камней - извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или государственным стандартам.

1.4. Действие настоящей Инструкции не распространяется на организации, использующие синтетические и выращенные аналоги драгоценных камней во всех видах, порошки из природных алмазов, инструменты и изделия, изготовленные из этих порошков.

1.5. Порядок учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях, а также ведения отчетности об их использовании и обращении устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

1.6. Порядок учета и хранения ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России), государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, а также ведения отчетности об их использовании и обращении предусматривается положениями об этих фондах.

1.7. В соответствии с положениями настоящей Инструкции организации разрабатывают и утверждают собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

1.8. Организации обязаны:

- иметь лицензии на виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- встать на специальный учет в соответствующей государственной инспекции пробирного надзора;

- беспрепятственно допускать к проверке при предъявлении предписаний и служебных удостоверений представителей органов государственного контроля, представлять необходимую им документацию;

- вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;

- представлять сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке и сроки, установленные Госкомстатом России;

- осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации (далее - сбор лома, отходов драгоценных металлов и драгоценных камней), осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.9. Организации, в которых установлен постоянный государственный контроль, представляют сведения о производстве, использовании и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней, а также металлургические балансы драгоценных металлов в органы государственного контроля в установленном ими порядке.

от 15 октября 1999 года N 68н

Об утверждении Инструкции о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета,
использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минфина России от 26 июня 2009 года N 64н
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1463) в целях проведения ревизий и проверок организаций, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями,

2. Не применять на территории Российской Федерации Инструкцию о порядке проведения на предприятиях, в учреждениях и организациях ревизий учета, расходования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденную Министерством финансов СССР от 22 июля 1975 года N 73.

Исполняющий обязанности Министра
А.Л.Кудрин

в Министерстве юстиции

22 декабря 1999 года,

регистрационный N 2024

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 15 октября 1999 года N 68н

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней

I. Общие положения

1.1. За производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, изделий, их содержащих, лома и отходов (далее - драгоценные металлы и драгоценные камни) во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - объект).

1.2. За обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней на проверяемых объектах.

1.3. За полнотой сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, порядком их использования и реализации на проверяемых объектах.

2. Пробирная палата России с целью выполнения возложенных на нее задач имеет право проводить ревизии и проверки (далее - ревизии) на всех объектах, производящих, перерабатывающих, использующих, осуществляющих обращение и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней.

Государственные инспекции пробирного надзора (далее - госинспекции), являющиеся структурными подразделениями Пробирной палаты России, осуществляют свою деятельность (в том числе проведение ревизий и проверок) на основании доверенностей, выданных Пробирной палатой России начальникам госинспекций.

3. При ревизии проверяется деятельность объекта по всем вопросам, отраженным в пункте 12 настоящей Инструкции, за отчетный год или более длительный период.

При проверке проверяется объект по отдельным вопросам его деятельности, проверяемый период деятельности может не определяться.

4. Ревизии объектов проводятся в соответствии с годовыми планами работ, утверждаемыми руководителем Пробирной палаты России. При необходимости проводятся внеплановые ревизии по распоряжению руководителя Пробирной палаты России или по обращениям правоохранительных органов.

5. В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Положением о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации уполномоченным должностным лицам Пробирной палаты России с целью выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

5.1. Беспрепятственно посещать все объекты, осуществляющие производство, использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, по предъявлении служебных удостоверений и предписаний Пробирной палаты России или госинспекций.

5.2. Производить на объектах осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, осмотр указанных ценностей, а также опечатывание указанных помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест временного или постоянного хранения в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения этих ценностей, сбора их лома и отходов.

5.3. Запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых объектов соответствующую документацию, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении ревизии.

5.4. Проверять бухгалтерские документы, нормативно-технические и иные документы, содержащие сведения о получении, расходовании, учете, хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов, опечатывать указанные документы в случаях, если предполагается возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, до завершения ревизии и (или) принятия решения об изъятии указанных документов.

5.5. Осуществлять на контролируемых объектах отбор проб продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и проведения анализов в лабораториях в соответствии с Порядком отбора проб сырья, материалов, лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней и изъятия образцов изделий в проверяемых организациях (приложение N 1).

5.6. Изымать для проверки и анализа изделия, изготовленные из драгоценных металлов, подлежащие клеймению, но не имеющие оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, или с оттисками пробирных клейм, наложенными с отступлением от правил клеймения, изделия, имеющие оттиски пробирных клейм, вызывающие сомнение в своей подлинности вследствие неясного рельефа, повреждения, стертости или имеющие признаки впаянного оттиска пробирного клейма, а также изделия, имеющие излишнее количество припоя или наличие недрагоценных металлов в целях искусственного увеличения массы изделий и в других мотивированных случаях.

5.7. Составлять протоколы об административных правонарушениях на должностных лиц объектов в случаях нарушений установленных правил получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и камней или изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909).

II. Порядок проведения ревизий

6. При проведении ревизии конкретного объекта уполномоченные должностные лица Пробирной палаты России или госинспекции (далее - контролеры) руководствуются настоящей Инструкцией, методическими указаниями Пробирной палаты России и планами ревизий.

При необходимости проведения встречных проверок на объектах, связанных с ревизуемым объектом операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями, контролеру выдается дополнительное предписание.

8. Продолжительность каждой ревизии устанавливается в соответствии с утвержденным годовым планом работ и планом ревизии. Ревизии проводятся одним или несколькими контролерами в зависимости от поставленных задач. Допускается продление сроков проведения плановых ревизий по решению руководителя Пробирной палаты России или начальника госинспекции на основании докладной записки контролера с обоснованием причин продления. Сроки проведения внеплановых ревизий (по обращениям правоохранительных органов и пр.) определяются начальником отдела Пробирной палаты России или начальником отдела (главным контролером) госинспекции и согласовываются соответственно с руководителем Пробирной палаты России или начальником госинспекции.

9. При подготовке к ревизии контролер обязан:

9.1. Ознакомиться с материалами ранее проводившейся ревизии, с письмами и предписаниями, направленными на ревизуемый объект по результатам предыдущей ревизии.

9.2. Изучить методические указания Пробирной палаты России, касающиеся особенностей применения драгоценных металлов и драгоценных камней на ревизуемом объекте, а также имеющиеся предложения и предписания Пробирной палаты России и госинспекции по результатам предыдущей ревизии и указания по предстоящей ревизии данного объекта.

9.3. Проанализировать руководящие, инструктивные и другие материалы, относящиеся к вопросам технологии переработки или областям применения драгоценных металлов и драгоценных камней на намеченном к ревизии объекте.

9.4. В соответствии с методическими указаниями Пробирной палаты России по ревизиям объектов, занимающихся определенным видом деятельности, определить основные формы справок, по которым намечается получить от объекта данные для анализа и составления материального баланса драгоценных металлов и драгоценных камней, имея в виду, что должны запрашиваться только документы для использования в акте или в докладной записке к нему.

10. Для проведения ревизии контролером составляется план (программа) с учетом изучения всех данных, перечисленных в пункте 9 настоящей Инструкции, с включением в него вопросов, предусмотренных в пункте 12 настоящей Инструкции, исходя из формы собственности ревизуемого объекта. В плане определяется ревизуемый период деятельности объекта. План подписывает начальник отдела (главный контролер) и исполнитель-контролер. План утверждается соответственно руководителем Пробирной палаты России или его заместителями или начальником госинспекции или его заместителями. При этом ими оценивается подготовленность контролера к ревизии и ему дается необходимый инструктаж.

11. По прибытии на место ревизии контролер обязан:

предъявить руководству ревизуемого объекта предписание на проведение ревизии и служебное удостоверение, выданные Пробирной палатой России или госинспекцией;

ознакомить руководителя ревизуемого объекта с основными задачами ревизии;

рекомендовать руководству ревизуемого объекта издать приказ о предстоящей ревизии.

12. В соответствии с планом ревизии контролер обязан проверить следующие вопросы:

12.1. Наличие на ревизуемом объекте документа, подтверждающего постановку его на специальный учет, выданного госинспекцией, и лицензии на право осуществления соответствующего вида деятельности.

Проверяется правильность отражения данных о ревизуемом объекте и его деятельности в регистрационных и разрешительных документах.

12.2. Фактическое наличие драгоценных металлов и драгоценных камней в местах хранения, расходования и применения.

Проверка наличия драгоценных металлов и драгоценных камней производится в присутствии контролера специальной комиссией, назначенной приказом или распоряжением руководителя ревизуемого объекта, с участием материально ответственного лица. Проверка наличия производится полностью или выборочно в соответствии с утвержденным планом проведения ревизии. Если имеются сведения о злоупотреблениях, проверка наличия производится обязательно во всех местах хранения и на рабочих участках.

Фактическое наличие драгоценных металлов и драгоценных камней проверяется в соответствии с требованиями нормативно-технической и нормативной правовой документации.

В процессе проверки наличия драгоценных металлов и драгоценных камней контролер следит за правильностью определения их массы, других данных о ценностях и записей в акте.

При необходимости отбираются пробы, о чем делаются соответствующие записи в акте. Отбор проб и изъятие изделий, предусмотренные подпунктами 5.5 и 5.6 пункта 5 настоящей Инструкции, оформляются актом (приложение N 2).

В тех случаях, когда проверка наличия драгоценных металлов и драгоценных камней в кладовых или других помещениях не закончена в один день или когда она прерывается по каким-либо причинам, помещение при уходе контролера и материально ответственного лица должно быть опечатано их печатями.

Результаты проверки наличия драгоценных металлов и драгоценных камней оформляются актом, который составляется в трех экземплярах по формам, указанным в приложениях NN 3, 4 и 5 к настоящей Инструкции, и подписывается комиссией, производившей проверку наличия, а также материально ответственным лицом. Кроме того, в акте делается запись о том, что проверка наличия проводилась в присутствии контролера, под которой он подписывается.

Каждая страница акта проверки наличия драгоценных металлов и драгоценных камней должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в проверке наличия, и завизирована контролером. При этом материально ответственное лицо обязано сделать запись о том, что все указанные в акте ценности приняты и находятся на его ответственном хранении и заверить ее подписью. В акте проверки наличия не допускаются неоговоренные исправления.

Контролер в момент проверки наличия обязан завизировать последние записи в документах оперативного учета (поставить дату и подпись).

Необходимо проверить документы на драгоценные металлы и драгоценные камни, которые по учетным или отчетным данным находятся в пути или в переработке в другой организации. На эти ценности должна быть дана справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером ревизуемого объекта.

Один экземпляр акта проверки наличия передается бухгалтерии для сличения с данными бухгалтерского учета, второй экземпляр остается у материально ответственного лица, третий - у контролера.

Сличительная ведомость составляется бухгалтерией в случае расхождения между фактическим наличием драгоценных металлов и драгоценных камней и данными учета в соответствии с требованиями основных положений по инвентаризации. Контролер должен проверить правильность данных сличительной ведомости и их соответствие данным бухгалтерского учета и первичной учетной документации.

По выявленным проверкой излишкам или недостачам драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть представлены комиссии письменные объяснения материально ответственных лиц, предварительно ознакомленных с данными сличительной ведомости, и проверена достоверность этих объяснений.

Комиссия представляет предложения по регулированию выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и передает руководству объекта на утверждение. Контролер обязан проверить обоснованность принятых решений.

Проведение повторной проверки наличия драгоценных металлов и драгоценных камней допускается в исключительных случаях при представлении контролеру соответствующих обоснований и в обязательном его присутствии.

12.3. Источники и порядок поступления драгоценных металлов и драгоценных камней.

Выявляются поставщики драгоценных металлов, драгоценных камней, проверяется их постановка на специальный учет, наличие соответствующих лицензий, проверяется наличие и надлежащее оформление договоров поставки и купли-продажи.

12.4. Расходование драгоценных металлов и драгоценных камней.

Проверяется фактический расход драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе в отходы и на потери при изготовлении изделий, в увязке с расходом на отдельные детали и виды работ. Сопоставляется фактический расход драгоценных металлов и драгоценных камней с утвержденными нормами расхода. При выявлении несоответствия выясняются причины несоблюдения норм расхода и от соответствующих должностных лиц запрашиваются письменные объяснения по вопросам образования перерасхода драгоценных металлов и драгоценных камней, а также использования их на цели, не предусмотренные утвержденными нормами расхода. При выявлении случаев, когда фактический расход ниже утвержденных норм, выясняется, за счет чего образовалась экономия драгоценных металлов и драгоценных камней. В отдельных случаях фактический расход драгоценных металлов может сопоставляться с нормами только на изготовление деталей или на отдельные виды работ, однако результаты такого сопоставления должны быть увязаны с анализом расхода драгоценных металлов на товарный выпуск продукции.

регистрационный N 2986

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.08.2001 N 68н

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении

(с изменениями на 11 февраля 2002 года)

1. Общие положения

1.1. Инструкция "О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 года N 731, и устанавливает порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

Использование драгоценных металлов и драгоценных камней - применение драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях.

1.5. Порядок учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях, а также ведения отчетности об их использовании и обращении устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

1.6. Порядок учета и хранения ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России), государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, а также ведения отчетности об их использовании и обращении предусматриваются положениями об этих фондах.

1.7. В соответствии с положениями настоящей Инструкции организации разрабатывают и утверждают собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. *1.7)

1.9. Организации, в которых установлен постоянный государственный контроль, представляют сведения о производстве, использовании и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней, а также металлургические балансы драгоценных металлов в органы государственного контроля в установленном ими порядке.

2. Организация учета расходования драгоценных металлов и драгоценных камней

2.1. Организация учета расходования драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых организациями в процессе производства, должна обеспечить возможность выявления отклонений фактического расхода драгоценных металлов и драгоценных камней от действующих норм расхода по всем составляющим, т.е. на изделия, отходы и потери.

2.2. Драгоценные металлы и драгоценные камни, используемые организациями в процессе производства, расходуются в пределах утвержденных ими норм расхода. Для государственных организаций нормы расхода утверждаются вышестоящей организацией. Сводные нормы расхода драгоценных металлов для выполнения государственного заказа утверждаются исполнителем по согласованию с заказчиком или организацией, уполномоченной заказчиком.

2.3. Сводные нормы расхода драгоценных металлов должны быть утверждены в граммах на единицу выпускаемой продукции с указанием расхода на изделие, отходы и потери.

2.4. Сводные нормы расхода алмазов на изготовление алмазных инструментов утверждаются на единицу произведенной продукции с указанием расхода на изделия, отходы и потери в каратах.

Сводные нормы расхода алмазов при использовании алмазных инструментов утверждаются в пересчете на единицу произведенной работы.

2.5. Не используемые в производстве драгоценные металлы и драгоценные камни (в виде сырья, изделий, полуфабрикатов, инструмента, отходов и др.) реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Учет лома, отходов драгоценных металлов и драгоценных камней
при их использовании и обращении

3.1. Организации осуществляют сбор всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах и от всех источников их образования. Собранные лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат обязательному учету, в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 6.5 настоящей Инструкции.

3.2. Собранные лом (пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, которые изготовлены из драгоценных металлов или их сплавов, или содержат их) и отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы или их сплавы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления) драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями или реализовываться или передаваться на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Заготовка лома и отходов драгоценных металлов осуществляется посредством закупки или получения на давальческих условиях организациями лома и отходов драгоценных металлов, а также выведенных из эксплуатации технических материальных средств, содержащих драгоценные металлы, у их собственников, с целью их дальнейшей утилизации, первичной обработки, переработки в концентрат и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа или реализации для дальнейшей переработки.

Первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки.

Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов, с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.

3.3. При использовании драгоценных металлов для производства изделий могут образовываться обратимые и возвратные отходы драгоценных металлов.

Обратимыми являются отходы, соответствующие по химическому составу исходному сырью, используемому для производства изделий, и не загрязненные примесями, ухудшающими свойства используемых материалов. Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно-технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками. Повторное использование обратимых отходов драгоценных металлов в производстве не должно влиять на качество и свойства выпускаемой продукции.

К возвратным отходам драгоценных металлов относятся отходы, претерпевшие физико-химические изменения, не соответствующие по химическому составу исходному сырью, загрязненные примесями, ухудшающими свойства используемых материалов, и не могут быть повторно использованы организациями в технологических процессах для производства продукции. Указанные отходы реализуются или передаются на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.4. Порядок переработки лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком. Организации - переработчики лома и отходов драгоценных металлов определяют классификацию видов вторичного сырья и устанавливают нормативы извлечения драгоценных металлов при переработке по этим видам.

3.5. Собранные отходы драгоценных камней (осколки, обломки драгоценных камней, образовавшиеся при их обработке, изготовлении и использовании алмазного инструмента и других изделий из драгоценных камней, полуфабрикаты, которые по своим размерно-весовым и качественно-цветовым характеристикам не соответствуют требованиям нормативно-технической документации на данный вид продукции, и не могут использоваться для ее изготовления, а также природные алмазы в сыром (естественном) и обработанном виде от отработавшей продукции производственно-технического назначения), могут использоваться в собственном производстве, реализовываться или передаваться организациям на давальческой основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отходы драгоценных камней (за исключением алмазов), непригодные к дальнейшему использованию (не соответствующие техническим условиям по размерно-весовым и качественно-цветовым характеристикам, непригодные в соответствии с установленными критериями для изготовления ювелирных изделий), могут быть списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации с обязательным участием в ней главного бухгалтера или его заместителя.

4. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней

4.1. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий, материалов, лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке.

Соли, кислоты и другие химические соединения, содержащие драгоценные металлы, во избежание их порчи хранятся в соответствующей таре, предусмотренной ГОСТами или техническими условиями.

4.2. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции и изделий из них, а также их лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вскрытие их по мере необходимости производится материально ответственным лицом. В отсутствие материально ответственного лица вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя организации, с составлением акта.

Кладовые, где осуществляется хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, их лома и отходов, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану.

Не допускается хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами.

4.3. Драгоценные металлы и драгоценные камни, являющиеся составной частью громоздкого оборудования, инструмента, а также химические соединения, лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, при невозможности хранения в несгораемых шкафах, сейфах или металлических ящиках могут храниться в производственных цехах, лабораториях, на складах материалов или химических реактивов с обеспечением условий их полной сохранности.

Для обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в производстве, доступ посторонних лиц в эти производственные помещения должен быть исключен. При необходимости должны быть приняты и другие меры по обеспечению сохранности, которые следует предусмотреть в собственных инструкциях.

4.4. Драгоценные металлы и драгоценные камни, выданные под отчет исполнителю работ, должны храниться в индивидуальной, опечатываемой таре. По окончании работы указанная тара с драгоценными металлами и драгоценными камнями в опечатанном (опломбированном) виде сдается ответственному за хранение, под роспись.

Исполнитель работ несет личную ответственность за выданные ему под отчет ценности, которые находятся на его рабочем месте в течение рабочего дня.

от 9 декабря 2016 года N 231н

(с изменениями на 22 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

9 января 2017 года,

регистрационный N 45111

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 9 декабря 2016 года N 231н

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении

(с изменениями на 22 июня 2020 года)

1. Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст.4077; 2013, N 47, ст.6112; 2015, N 43, ст.5970) и устанавливает порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

3. Инструкция распространяется на организации (в том числе воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также используют ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее - организации).

4. На основании положений Инструкции организации разрабатывают и утверждают соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

II. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней

5. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.

Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

- своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

- контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

- достоверность данных в составляемых формах отчетности.

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, используемые в процессе производства, расходуются в организациях в пределах утвержденных в организации норм расхода. Для государственных организаций нормы расхода утверждаются вышестоящей организацией.

7. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на бумажных носителях или в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

8. Учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется по наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.

Учет драгоценных камней при их обработке, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе (в граммах, каратах), качеству (по цвету и чистоте), а также в стоимостном выражении.

Драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе (для драгоценных металлов - в пересчете на химически чистые драгоценные металлы). Драгоценные металлы в виде полуфабрикатов учитываются по их наименованию, массе в граммах (в лигатуре и в пересчете на химически чистые драгоценные металлы) и качеству. Драгоценные камни в виде полуфабрикатов учитываются по их наименованию, массе (граммах, каратах) и качеству (по цвету и чистоте). Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, приборах, инструментах, оборудовании, изделиях отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (в том числе устаревшее отечественное и импортное оборудование) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

Детали, контакты, заготовки, полуфабрикаты из драгоценных металлов, их сплавов, химические соединения, содержащие драгоценные металлы, подлежащие взвешиванию, учитываются до их фактического израсходования в производстве по количеству и по массе; драгоценные металлы в растворах - по объему (массе) растворов и концентрации драгоценных металлов, по данным, определяемым химическими анализами.

9. Организации, приобретающие и использующие драгоценные камни, ведут раздельный учет драгоценных камней, пригодных для изготовления ювелирных изделий, а также драгоценных камней, отнесенных к непригодным для изготовления ювелирных изделий, в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 437 "Об утверждении правил отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст.3216). Драгоценные камни, отнесенные к непригодным для изготовления ювелирных изделий, учитываются в соответствии с общими требованиями учета материальных ценностей.

10. Организациями также учитываются:

- изделия (продукция), содержащие драгоценные металлы, используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, а также брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащей драгоценные металлы (далее - лом драгоценных металлов), - по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству лома, общей массе лома и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в нем, а также в стоимостном выражении;

- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства (далее - отходы драгоценных металлов) - по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству отходов, общей массе отходов и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в них, а также в стоимостном выражении;

- отходы драгоценных камней, образовавшиеся при их обработке, изготовлении и использовании алмазного инструмента и других изделий из драгоценных камней, драгоценные камни, не прошедшие полный цикл обработки, которые по своим размерно-весовым и качественным и цветовым характеристикам не соответствуют требованиям технической документации на данный вид продукции и не могут использоваться для ее изготовления, а также природные алмазы в сыром (естественном) и обработанном виде от отработавшей продукции производственно-технического назначения (далее - отходы драгоценных камней) - по наименованию, качеству, массе и в стоимостном выражении.

11. Организация должна обеспечить контроль за движением драгоценных металлов и драгоценных камней в процессе производственно-хозяйственной деятельности посредством организации их учета. Все операции по движению драгоценных металлов и драгоценных камней должны оформляться первичными учетными документами, применяемыми в организации (на бумажном или электронном носителе), содержащими собственноручную или усиленную квалифицированную электронную подпись уполномоченных лиц.

12. Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции, их содержащей, в местах хранения (склады, хранилища, цеховые кладовые, и другие места, установленные локальными актами организации) ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, установленных локальными актами организации.

13. На каждую номенклатурную позицию, для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их размера и назначения оформляется отдельная карточка складского учета, отдельная строка или отдельная страница в книгах, журналах и иных документах, используемых для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, которая содержит реквизиты, характеризующие учитываемые ценности, а именно:

а) по драгоценным металлам - наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий), вид, размер (длина, ширина, толщина, диаметр), проба или процентное содержание в растворе, сплаве, масса химически чистых металлов и/или общая масса сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы, номер партии;

б) по драгоценным камням - наименование, качественные (цвет и чистота) и размерно-весовые характеристики, форма огранки и количество в штуках (для обработанных драгоценных камней), масса в каратах, а для сырья драгоценных камней (кроме алмазов) - масса в граммах;

в) для ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также изделий их содержащих - наименование изделия, количество, артикул, в том числе:

для драгоценных металлов - дополнительно указывается наименование драгоценного металла, его масса и проба;

для драгоценных камней - дополнительно указывается наименование, количество, масса, характеристики драгоценных камней на основании данных из технической документации изготовителя, а также способ обработки, изменивший качественные, цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, кроме огранки.

14. Записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам, драгоценным камням и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке актов (накладных) приемки-передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; актов о приемке материалов; инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; карточек учета материалов; лимитно-заборных карт; требований; накладных; актов выбытия; товарных накладных и других форм первичной документации, при этом записи операций по приходу и расходу драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий (без снятия фактического наличия драгоценных металлов и драгоценных камней) производятся после осуществления каждой операции с выведением остатка на конец рабочего дня (смены).

Организации, изготавливающие алмазный инструмент, указывают в паспортах тип инструмента, порядковый номер, характеристику и массу алмазов. На волоки и на все типы резцов в паспортах указывается фактическая перед закреплением масса алмаза.

Весовой учет алмазов в инструменте (волоки, резцы, наконечники, алмазы в оправах и других видах инструмента) в организациях, использующих алмазный инструмент, ведется по массе закрепленных алмазов, указанной в паспортах на данный вид инструмента.

15. Поступающие в организации посылки с ценностями регистрируются в день их поступления. Вскрытие посылок и прием ценностей производится материально ответственным лицом в присутствии комиссии, состав которой определен приказом руководителя организации, в установленные организацией сроки.

Результаты приемки оформляются приемным актом (приходным ордером), в котором указываются название организации-поставщика, номер и дата сопроводительного документа, а также все реквизиты учитываемых ценностей.

В приемном акте (приходном ордере) указываются фактическое количество и масса поступивших драгоценных металлов (общая масса и масса химически чистого драгоценного металла) и драгоценных камней, а также наличие расхождений с данными сопроводительных документов.

В тех случаях, когда определение фактической массы поступивших драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в продукции, приборах, инструменте, оборудовании, не представляется возможным, их масса отражается в приемном акте на основании технической документации (паспорта, формуляры, этикетки, руководства по эксплуатации), документов качества (пробирные листы), протоколов проведения испытаний и других сопроводительных документов, содержащих данные сведения.

Приемный акт (приходный ордер) подписывается материально-ответственным лицом и заверяется подписями членов комиссии.

Первый экземпляр приемного акта (приходного ордера) передается в бухгалтерию, копия приемного акта (приходного ордера) остается у материально ответственного лица.

16. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из центральных мест хранения в места хранения отдельных подразделений организации (цехов, лабораторий, участков) осуществляется по применяемым в организации первичным учетным документам с указанием в них количества и массы ценностей.

17. Передача драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии, в том числе в ломе и отходах, между подразделениями организации и/или подотчетными лицами осуществляется по применяемым в организации первичным учетным документам с указанием в них количества и массы ценностей.

18. Оперативный учет драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них в производстве организуется и ведется по стадиям переделов, видам работ с учетом особенностей технологического процесса и характера возникающих отходов и потерь.

В организациях, осуществляющих обработку драгоценных камней, учет должен обеспечить возможность получения сведений о результатах обработки каждого кристалла на каждой операции технологического процесса с привязкой его к конкретному договору (контракту), по которому драгоценные камни поступили в организацию, включая изготовителей однокристального алмазного инструмента.

19. Учет ценностей, находящихся в подотчете у исполнителей работ (подотчетных лиц), ведется на основании первичных учетных документов, в которых отражаются все необходимые реквизиты учитываемых ценностей, даты выдачи и сдачи их в места хранения.

20. Отпуск ценностей из всех мест хранения в работу производится под отчет исполнителям работ.

Списание с исполнителей работ (подотчетных лиц) отпущенных (выданных) им ценностей осуществляется после сдачи ими в места хранения деталей, изделий и остатков драгоценных металлов, драгоценных камней в виде сырья, полуфабрикатов и отходов, отработанного, поломанного инструмента.

Фактические потери драгоценных металлов и драгоценных камней определяются как разница между массой драгоценных металлов и драгоценных камней, выданных исполнителю работ, и суммарной массой их в изготовленных деталях, изделиях и остатках в сырье и отходах.

Организации, осуществляющие аффинаж драгоценных металлов ведут учет фактических потерь драгоценных металлов по учитываемым ими каналам. Фактические потери определяются путем прямых измерений (в том числе замеры объемов, массы сливаемых растворов, газовых выбросов и определение содержания драгоценных металлов в указанных материалах).

21. Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования.

Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в производстве, осуществляется при их фактическом израсходовании на отдельных операциях технологического процесса, если в результате этой операции они становятся составной частью детали, узла, инструмента, изделия и масса их не может быть определена непосредственно взвешиванием.

Масса драгоценных металлов, изменяющих на стадиях технологической обработки лишь свою форму, которая может быть определена взвешиванием, учитываются по реквизитам, указанным в пункте 13 Инструкции.

Списание драгоценных металлов и драгоценных камней на ремонтные нужды, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и лабораторные работы оформляется актами списания, которые составляются комиссией в составе не менее трех человек, определенной приказом руководителя организации.

Читайте также: