Инструмент как барабан металлический

Обновлено: 28.04.2024

Ударные инструменты, названия и описания которых представлены в этой статье, возникли раньше других музыкальных инструментов. Их использовали в глубокой древности народы Ближнего Востока и Африканского континента для сопровождения воинственных и религиозных плясок и танцев. Ударные инструменты, названия которых многочисленны, как и их виды, в наши дни весьма распространены, без них не обходится ни один ансамбль. К их числу относятся те, у которых звук извлекается с помощью удара.

Классификация

По своим музыкальным качествам, то есть по возможности извлечения звуков той или иной высоты, можно разделить на 2 группы все виды ударных инструментов, названия которых представлены в этой статье: с неопределенной высотой звука (тарелки, барабаны и др.) и с определенной высотой (ксилофон, литавры). Они также делятся в зависимости от вида вибратора (звучащего тела) на самозвучащие (кастаньеты, треугольники, тарелки и др.), пластинчатые (колокольчики, виброфоны, ксилофоны и др.) и перепончатые (бубен, барабаны, литавры и др.).

Теперь вы знаете, какие существуют виды ударных инструментов. Скажем пару слов и о том, чем определяется тембр и громкость их звучания.

От чего зависит громкость и тембр звучания

Громкость звучания их определяется амплитудой колебаний звучащего тела, то есть силой удара, а также размерами звучащего тела. Усиление звучания в некоторых инструментах достигается путем добавления резонаторов. Тембр, который имеют те или иные виды ударных инструментов, зависит от множества факторов. Основные из них - способ удара, материал, из которого изготовлен инструмент, и форма звучащего тела.

Перепончатые ударные инструменты

Звучащим телом в них является мембрана или натянутая перепонка. К их числу относятся ударные инструменты, названия которых: бубен, барабаны, литавры и др.

Литавры

Литавры - это инструмент, обладающий определенной высотой звучания, который имеет металлический корпус в форме котла. Мембрана, сделанная из выделанной кожи, натянута в верхней части этого котла. В качестве мембраны в настоящее время используют сделанную из полимерных материалов специальную перепонку. Она закрепляется на корпусе с помощью натяжных винтов и обруча. Расположенными по окружности винтами отпускают или натягивают ее. Ударный инструмент литавры настраивается следующим образом: если натягивать мембрану, строй становится выше, а если ее опускать, то он будет ниже. Для того чтобы не мешать мембране свободно вибрировать, снизу есть отверстие для движения воздуха. Корпус этого инструмента изготовлен из латуни, меди или алюминия. Литавры устанавливают на треножнике - особой подставке.

с помощью каких ударных инструментов

Этот инструмент используют в оркестре в наборе из 2, 3, 4 и более котлов разной величины. От 550 до 700 мм составляет диаметр современных литавр. Различают следующие их виды: педальные, механические и винтовые. Педальные являются самыми распространенными, поскольку перестроить инструмент на необходимую тональность можно, не прерывая игры, нажатием на педаль. У литавр звуковой объем примерно равен квинте. Ниже всех остальных настраивается большая литавра.

Тулумбас

Тулумбас - старинный ударный инструмент (род литавр). Он служил в XVII-XVIII веке в армии, где использовался для подачи сигналов тревоги. По форме это горшокообразный резонатор. Этот старинный ударный инструмент (род литавр) может быть выполнен из металла, глины или дерева. Сверху он обтягивается кожей. По этой конструкции бьют деревянными битами. Извлекается глухой звук, напоминающий чем-то выстрел пушек.

Барабаны

Продолжаем описывать ударные инструменты, названия которых были перечислены в начале статьи. Барабаны обладают неопределенной высотой звучания. К ним относятся различные ударные инструменты. Названия, список которых представлен ниже, все обозначают барабаны (различные их разновидности). Выделяют большой и малый оркестровые барабаны, большой и малый эстрадные, а также бонги, том-бас и том-тенор.

Большой оркестровый барабан имеет корпус цилиндрической формы, с двух сторон обтянутый пластиком или кожей. Он характеризуется глухим, низким, мощным звуком, извлекающимся деревянной колотушкой с наконечником в виде шара из фильца или войлока. Для мембран барабанов сегодня начали применять полимерную пленку вместо пергаментной кожи. Она имеет лучшие музыкально-акустические свойства и более высокую прочность. У барабанов мембраны закрепляются натяжными винтами и двумя ободами. Корпус этого инструмента изготавливается из клееной фанеры или листовой стали и облицовывается художественным целлулоидом. Он имеет размеры 680х365 мм. Большой эстрадный барабан имеет конструкцию и форму, аналогичную оркестровому. Его размеры составляют 580х350 мм.

Малый оркестровый барабан представляет собой невысокий цилиндр, с двух сторон обтянутый пластиком или кожей. Перепонки (мембраны) к корпусу крепятся с помощью стяжных винтов и двух ободов. Для придания инструменту специфического звука специальные струны или подструнник (спирали) натягиваются над нижней мембраной. Они приводятся в действие сбрасывающим механизмом. Использование в барабанах синтетических мембран позволило существенно улучшить надежность эксплуатации, музыкально-акустические характеристики, товарный вид и длительность службы. Малый оркестровый барабан имеет размеры 340х170 мм. Он включен в состав симфонических и военных духовых оркестров. Малый эстрадный барабан имеет устройство, подобное оркестровому. Его размеры 356х118 мм.

Барабаны том-том-бас и том-том-тенор по устройству не отличаются. Они используются в ударных эстрадных установках. Том-тенор крепится к большому барабану с помощью кронштейна. Том-том-бас устанавливают на специальной подставке на полу.

Бонги - это барабаны, имеющие небольшие размеры, с одной стороны которых натянут пластик или кожа. Они включены в состав ударной эстрадной установки. Бонги соединяются между собой переходниками.

Как вы видите, к барабанам относятся многие ударные инструменты. Названия, список которых был представлен выше, можно дополнить, включив некоторые менее популярные разновидности.

Бубен

Бубен - это обечайка (обруч), с одной стороны которого натянут пластик или кожа. Специальные прорези сделаны в корпусе обруча. В них укреплены латунные пластинки, по виду это маленькие оркестровые тарелочки. Внутри обруча иногда на спирали или на натянутые бечевки нанизываются маленькие колечки, бубенчики. Все это позвякивает от малейшего прикосновения к бубну, создавая особенное звучание. По мембране удары производят ладонью правой руки (ее основанием) или кончиками пальцев.

Бубны применяются для сопровождения песни, пляски. На Востоке виртуозного мастерства достигло искусство игры на этом инструменте. Здесь распространена также сольная игра на бубне. Дяф, деф или гавал - это азербайджанский бубен, хавал или даф - армянский, дайра - грузинский, дойра - таджикский и узбекский.

Пластинчатые ударные инструменты

Продолжим описывать ударные музыкальные инструменты. Фото и названия пластинчатых ударных представлены ниже. К таким инструментам, обладающим определенной высотой звучания, можно отнести ксилофон, маримбу (маримбафон), металлофон, колокола, колокольчики, виброфон.

Ксилофон

Ксилофон - это набор деревянных брусочков различных размеров, которые соответствуют звукам, разным по высоте. Брусочки делают из палисандра, ели, ореха, клена. Их помещают параллельно в 4 ряда, следуя порядку хроматической гаммы. Эти брусочки крепятся на прочных шнурках, а также разделяются пружинками. Сквозь отверстия, сделанные в брусочках, проходит шнур. Ксилофон для игры раскладывают на столике на резиновых долевых прокладках, которые располагаются вдоль шнуров этого инструмента. На нем играют двумя деревянными палочками, имеющими утолщение на конце. Этот инструмент используют для игры в оркестре или для сольной игры.

Металлофон и маримба

Металлофон и маримба - это также ударные музыкальные инструменты. Фото и названия их о чем-нибудь вам говорят? Предлагаем поближе познакомиться с ними.

Металлофон - музыкальный инструмент, схожий с ксилофоном, однако звуковые пластины его выполнены из металла (бронзы или латуни). Фото его представлено ниже.

ударные инструменты названия

Маримба (маримбафон) - инструмент, у которого звучащими элементами являются деревянные пластины. На нем установлены также металлические трубчатые резонаторы для усиления звучания.

Маримба обладает сочным, мягким тембром. Диапазон ее звучания - 4 октавы. Игровые пластины этого инструмента изготовлены из палисандра. Это обеспечивает хорошие музыкально-акустические характеристики данного инструмента. В 2 ряда на раме расположены пластины. В первом ряду - пластины основных тонов, а во втором - полутонов. Резонаторы, установленные в 2 ряда на раме, настраиваются на частоту звучания соответствующих им пластин. Фото этого инструмента представлено ниже.

ударные инструменты названия список

На опорной тележке закрепляются основные узлы маримбы. Каркас этой тележки изготовлен из алюминия. Это обеспечивает достаточную прочность и минимальную массу. Маримбу используют как для учебных целей, так и для профессиональной игры.

Вибрафон

Этот инструмент - набор алюминиевых пластин, хроматически настроенных, которые расположены в 2 ряда по аналогии с клавиатурой фортепиано. На высоком столе (станине) устанавливаются пластины и крепятся на шнурках. В центре под каждой из них расположены цилиндрические резонаторы определенной величины. Через них проходят в верхней части оси, на которых закреплены вентиляторные веерочки (крыльчатки). Так достигается вибрация. Демпферное устройство имеет этот инструмент. Оно соединено под станиной с педалью для того, чтобы можно было приглушать звук ногой. На вибрафоне играют с помощью 2, 3, 4, а иногда и большим количеством длинных палочек, имеющих на концах резиновые шарики. Этот инструмент применяется в симфоническом оркестре, однако чаще - в эстрадном либо в качестве сольного инструмента. Фото его представлено ниже.

ударные музыкальные инструменты фото и названия

Колокола

С помощью каких ударных инструментов можно воспроизвести в оркестре колокольный звон? Правильный ответ - колокола. Это набор ударных инструментов, применяющихся в симфоническом и оперном оркестрах для этой цели. Колокола состоят из набора (от 12 до 18 штук) цилиндрических труб, которые настроены хроматически. Обычно трубы стальные хроминованные или латунные никелированные. Диаметр их составляет от 25 до 38 мм. Их подвешивают на специальной раме-стойке, высота которой составляет около 2 м. Ударом по трубам деревянного молота извлекают звук. Колокола снабжены особым устройством (педально-демпферным) для глушения звука.

Колокольчики

Это ударный инструмент, состоящий из 23-25 металлических пластинок, настроенных хроматически. Они размещаются ступенями в 2 ряда на плоском ящике. Черным клавишам фортепиано соответствует верхний ряд, а белым - нижний.

Самозвучащие ударные инструменты

Рассказывая о том, какие бывают ударные инструменты (названия и виды), нельзя не упомянуть о самозвучащих ударных. К этому виду относятся следующие инструменты: тарелки, там-тамы, треугольники, погремушки, маракасы, кастаньеты и др.

Тарелки

Тарелки - это металлические диски, выполненные из нейзильбера или латуни. Несколько сферическая форма придана дискам тарелок. Кожаные ремешки прикреплены к центру. Продолжительный звенящий звук издается при ударе их друг о друга. Иногда используют одну тарелку. Тогда звук извлекают ударом металлической щетки или палочки. Выпускаются оркестровые тарелки, тарелки "гонг" и "чарльстон". Они звучат звеняще, резко.

Расскажем о том, какие еще бывают ударные инструменты. Фото с названиями и описанием помогут вам познакомиться с ними поближе.

Треугольник оркестровый

Треугольник оркестровый (фото его представлено ниже) - это стальной прут незамкнутой треугольной формы. Этот инструмент при игре подвешивают свободно и затем по нему ударяют металлической палочкой, выполняя при этом различные ритмические рисунки. Звенящий, яркий звук имеет треугольник. Его используют в различных ансамблях и оркестрах. Треугольники выпускаются с двумя палочками, выполненными из стали.

старинный ударный инструмент род литавр

Гонг или там-там - это бронзовый диск, имеющий загнутые края. Колотушкой, имеющей войлочный наконечник, ударяют по его центру. Получается мрачный, густой и глубокий звук, полной силы достигающий постепенно, не сразу после удара.

Кастаньеты и маракасы

Кастаньеты (фото их представлено ниже) - это народный инструмент Испании. По форме этот старинный ударный инструмент представляет собой раковины, связанные шнуром. Одна из них обращена сферической (вогнутой) стороной к другой. Их изготавливают из пластмассы или дерева твердых пород. Кастаньеты выпускают одинарные или двойные.

виды ударных инструментов

Маракасы - это шары из пластмассы или древесины, наполненные дробью (небольшим количеством кусочков металла) и оформленные красочно снаружи. Они снабжены ручкой для того, чтобы во время игры их было удобно держать. Различные ритмические рисунки можно воспроизводить, встряхивая маракасы. Их применяют в основном в эстрадных ансамблях, но иногда и в оркестрах.

Погремушки - это наборы укрепленных на пластине из дерева маленьких тарелочек.

Это основные названия ударных музыкальных инструментов. Конечно, их существует намного больше. Мы рассказали о самых известных и популярных.

Ударная установка, которую имеет эстрадный ансамбль

Для того, чтобы иметь полное представление об этой группе инструментов, необходимо также знать состав ударных комплектов (установок). Самым распространенным является следующий состав: большой и малый барабан, большая и малая одинарная тарелка, спаренная тарелка хей-хет ("чарльстон"), бонги, том-том альт, том-том тенор и том-том-бас.

На полу перед исполнителем устанавливается большой барабан, для устойчивости имеющий упорные ножки. На барабане сверху могут быть закреплены с помощью кронштейнов барабаны том-том альт и том-том тенор. На нем также предусмотрена дополнительно подставка, на которой закрепляется оркестровая тарелка. Закрепляющие на большом барабане том-том альт и том-том тенор кронштейны регулируют их высоту.

Механическая педаль - неотъемлемая часть большого барабана. Исполнитель с помощью нее извлекает звук из этого музыкального инструмента. Обязательно включается в состав ударной установки малый эстрадный барабан. Он крепится тремя прихватами на специальной подставке: одним выдвижным и двумя откидными. Устанавливается подставка на полу. Это стойка, которая снабжена для фиксации в определенном положении, а также изменения наклона малого барабана стопорным устройством.

У малого барабана есть глушитель и сбрасывающее устройство, которые применяются для регулировки тембра. Также в комплект ударной установки иногда входят несколько том-том теноров, том-том альтов и том-том барабанов, разных по размерам.

Также ударная установка (фото ее представлено ниже) включает в свой состав оркестровые тарелки с подставкой, стул и механическую подставку для "чарльстона". Маракасы, треугольники, кастаньеты и другие шумовые инструменты являются сопутствующими инструментами этой установки.

ударно клавишные инструменты

Запасные части и принадлежности

К запасным принадлежностям и частям ударных инструментов можно отнести: подставки для оркестровых тарелок, для малого барабана, для тарелок "чарльстон", литавровые палочки, механическую колотушку для барабана (большого), палочки к барабану малому, эстрадные барабанные палочки, оркестровые щеточки, колотушки и кожу для большого барабана, ремни, футляры.

Ударно-клавишные инструменты

Следует различать ударно-клавишные и ударные инструменты. К ударно-клавишным относится пианино и рояль. Струны рояля расположены горизонтально, по ним ударяет молоточек снизу вверх. Пианино отличается тем, что молоточек ударяет в направлении от музыканта по струнам вперед. Струны при этом натянуты в вертикальной плоскости. Рояль и пианино благодаря богатству звуков по силе звучания и высоте, а также большим возможностям этих инструментов получили общее название. И тот и другой инструмент можно назвать одним словом - "фортепиано". Фортепиано - это струнный ударный инструмент по способу извлечения звука.

Клавишный механизм, который использован в нем, представляет собой систему рычагов, связанных между собой, которая служит для передачи струнам энергии пальцев пианиста. Он состоит из механики и клавиатуры. Клавиатура - это набор клавиш, число которых может быть разным в зависимости от диапазона звучания того или иного инструмента. Клавиши облицовывают обычно пластмассовыми накладками. Затем их при помощи штифтов монтируют на клавиатурной раме. Каждая из клавиш имеет свинцовые пломбы, пилот, капсюль и накладку. Она передает как рычаг первого рода усилие пианиста на фигуру механики. Механика - это молоточковые механизмы, преобразующие в удар по струнам молоточков усилие музыканта при нажатии на клавишу. Молоточки изготавливаются из граба или клена, войлоком обтягивают их головку.

Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница

Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница

В последние годы глюкофон обрел большую популярность – людей, играющих на этом перкуссионном инструменте, можно встретить в любом городе. Чарующие и успокаивающие звуки, который воспроизводит глюкофон, моментально притягивают к себе внимание, и музыкант тотчас же обретает слушателей. На этом лепестковом барабане может играть каждый, даже не знакомый с музыкальной грамотой человек, ведь глюкофон настроен таким образом, что на нем невозможно сфальшифить.

Сегодня существует много подобных инструментов, имеющих разные названия. Ханг, глюкофон, фимба – в чем разница между ними и с какого из них лучше начать? В этой статье мы постараемся осветить особенности каждого названного инструмента.

Отличия глюкофона и ханга

глюкофон и ханг отличия

Глюкофон появился не так давно, и, разумеется, он не был абсолютным новшеством. Металлические перкуссионные инструменты производились с древности – колокола, индийские чаши, гонги, - все они дальние родственники глюкофона. В начале 20 века появился на свет популярный инструмент – металлический барабан, а в начале 21 века он был усовершенствован одной швейцарской компанией. Теперь рабочие плоскости инструмента стали более изящными и монолитными, а тембр звучания – чище.

На основе этого металлического барабана появился еще один ударный инструмент – ханг, история создания которого началась примерно в это же время. Думается, что именно он стал ближним родственником глюкофона, ведь он имеет похожий внешний вид, строй и способ игры.

Ханг, в отличие от глюкофона, более изящный

Производство ханга довольно затратно, поэтому умельцы по всему миру стали экспериментировать с формами этого инструмента, чтобы снизить затраты. Именно так и появился глюкофон, первые модели которого вырезали из газовых баллонов.

Что такое глюкофон

Музыкальный инструмент глюкофон – это стальной барабан, звуки которого обладают успокаивающим эффектом. Играют на глюкофоне с помощью пальцев и палочек.

Ханг похож на перевернутую тарелку, а глюкофон более округлый – будто две тарелки скрепили между собой. На верхней чаше глюкофона прорезаны лепестки, имеющие различную тональность. Нижняя часть имеет отверстие для выхода звука. В отличии от глюкофона, ханг не имеет выраженных прорезей корпуса, и выглядит более монолитным, а его звучание ощущается более звонким.

Разница в звуке ханга и глюкофона довольно заметная. Ханг имеет более звонкое звучание, больше всего похожее на тембр металлических барабанов. Глюкофон звучит менее ярко, зато его тембр можно назвать более медитативным, обволакивающим и округлым. Техника игры при этом примерно одинаковая, и в вопросе, с какого барабана начать, нужно ориентироваться на свои предпочтения в звуке и бюджет.

Разумеется, эти инструменты серьезно отличаются по цене – ханг стоит гораздо дороже.

Hang Drum (Ханг Драм) - музыкальный инструмент, разработанный в Швейцарии 2000 году Феликсом Ронером (компания PANArt). Название переводится как ручной барабан.

Фимбо и глюкофон – в чем разница

Фимбо - брендированный глюкофон

Фимбо и глюкофон имеют минимальные отличия. По сути, это один и тот же инструмент, но производитель Фимбо заявляет, что им удалось добиться такого качества производства, что их продукцию можно выделить под отдельным названием. Таким образом, фимбо - это брендирование инструмента глюкофона.

Фимбо и глюкофон не отличаются принципом работы и требуют одинаковой техники игры. Что ж, мы можем порекомендовать послушать оба инструмента перед покупкой и решить, какой из них вам ближе.

Разновидности барабанов: виды, классификация, звучание, сходство и отличия, названия и фото


В данной статье пойдет речь про разновидности барабанов. Эти музыкальные инструменты являются одними из самых древних на нашей планете. Именно поэтому существует так много их видов. В этом материале будут перечислены основные из них. Каждой разновидности барабанов (названия и фото буду представлены ниже) посвящен особый раздел, включающий описание конструкции, а также историю происхождения музыкального инструмента.

Функции ударных

Прежде всего, стоит сказать о разделении музыкальных барабанов на виды, согласно их применению в повседневной жизни. Испокон веков игра на ударных была неотъемлемой частью религиозных ритуалов. С помощью ритмов разного характера шаманы вводили людей в транс. О существовании подобных практик говорят наскальные рисунки племени шумеров, которые датируются третьим тысячелетием до Рождества Христова. До наших дней тоже дошли подобные традиции. Их можно наблюдать в религиозных обрядах в буддизме, индуизме и других, прежде всего восточных, религиях.

Барабан как знак отличия

У африканского племени туарегов сегодня барабаны имеют такое же значение, как и много веков назад.

барабан тобол

Без них не обходится ни один культовый ритуал. Кроме того, особый вид африканского барабана, применяемого в этом племени, служит в качестве знака отличия старейшин отдельных родов. Свой ударный музыкальный инструмент есть и у вождя всего племени. Когда происходят вооруженные конфликты между родами туарегов или же все племя воюет с общим врагом, наибольшим оскорблением, которое можно нанести вождю, считается уничтожение его барабана. Нужно сказать, что у этого народа до недавнего времени были запрещены все виды современной музыки, а за игру на гитарах человека могли легко посадить в тюрьму. Музицирование на данном инструменте приравнивалось к революционной деятельности. Сейчас эти суровые правила заметно смягчились. Поэтому теперь в племени туарегов существует даже несколько рок-групп, сочетающих в своем творчестве современную западную музыку с элементами национальной культуры (звуками местной разновидности барабанов, которые называются тобол).

Главный музыкант в оркестре

Другой функцией барабанов с древнейших времен считалось музыкальное сопровождение военных парадов. Впервые в этом качестве они стали использоваться в древнем Египте. Европейские военные оркестры начали включать в свой состав ударные в XVI-XVII веках в Австрии и Германии. Именно там появилась особая разновидность барабана. Инструмент вошел в современную установку под названием большого. Внешне он напоминает бочку крупного размера. На сленге профессиональных музыкантов его так и называют. На большом барабане, в отличие от других разновидностей этого инструмента, играют не палочками и не кистями рук, а колотушкой, которая имеет уплотнение из мягкого материала на рабочем конце. Важно отметить, что на этом виде барабана (фото внизу) играют руками в военных оркестрах.

большой барабан

При этом музыкант крепко сжимает колотушку одной рукой, ударяя ею по бочке, а другой кистью он отбивает ритм на тарелках, которые прикреплены сверху. Когда большой барабан вошел в состав современной ударной установки, прием извлечения звуков из него несколько изменился. В начале ХХ века музыканты оркестров играли на этом инструменте, ударяя по нему ногой. Позже появилось устройство, позволяющее закреплять возле большого барабана колотушку, приводившуюся в движение с помощью педали. Когда появились музыкальные жанры джаз и рок и возникла необходимость исполнения более сложных ритмов, некоторые ударники стали добавлять в свою установку вторую бочку, а соответственно, и еще одну колотушка с педалью. В семидесятые годы двадцатого века игру на большом барабане усовершенствовали за счет еще одного нововведения. Колотушка стала крепиться на карданном валу. Теперь ударники получили возможность играть на одной бочке двумя ногами. Этот процесс напоминает езду на велосипеде.

Разновидности барабанов по происхождению

В данной статье уже была рассмотрена классификация ударных инструментов согласно роли, которую они играют в общественной жизни. Теперь настало время поговорить о классификации барабанов (названия и фото также будут присутствовать в этом материале) по другому критерию. Почти все музыковеды с уверенностью говорят о том, что каждый инструмент ударной установки имеет народные корни. Например, уже упоминавшийся в статье большой барабан был изобретен в древнем Китае. Имя умельца, который первым сделал этот самый низкий по тембру барабан, к сожалению, неизвестно. Так какие же инструменты еще входят в состав ударной установки? Поскольку данная статья посвящена разновидностям и названиям барабанов, то, отвечая на этот вопрос, следует остановиться только на них.

Главным инструментом в этом комплекте считается малый барабан. Он имеет и другое название - рабочий. Основной ритмический рисунок, как правило, исполняется на нем. Эта разновидность барабанов (фото смотрите ниже) представляет собой плоский ударный инструмент, своим внешним видом напоминающий большую таблетку, состоящий, как и подавляющее большинство его сородичей, из круглой основы, покрытой с двух сторон мембранами, выполненными из кожи или пластика.

рабочий барабан

В настоящее время чаще используется второй из названных материалов. Это объясняется его сравнительно невысокой стоимостью и удобством в применении. Натяжение пластика гораздо легче регулировать с помощью специальных механизмов, которыми часто снабжаются обручи, прижимающие мембрану к стенкам корпуса.

На нижней стороне рабочего барабана обычно крепятся пружины. Они добавляют к звучанию данного инструмента стальной оттенок. В некоторых моделях насыщенность призвука может регулироваться.

Эта разновидность барабанов тоже была позаимствована эстрадными музыкантами у ударников военных оркестров.

Еще одним непременным элементом комплекта являются том-томы.

барабаны том-томы

В базовом варианте установки их обычно три: высокий, средний и низкий. Конструкция их напоминает рабочий барабан, но более высокий, цилиндрической формы. Низкий или напольный том обычно стоит на металлических ножках. А его более мелкие сородичи закрепляются на стойке, которая либо опирается основанием на пол, либо прикручивается к большому барабану. Есть также разновидность этих инструментов, в которой нет обечайки вокруг мембран. Такие том-томы носят название рототомов. Их главной отличительной чертой является не только отсутствие обечайки, но и звук определенной высоты. То есть каждый из них, в отличие от большого и рабочего барабана, настроен на определенную ноту. Благодаря этой особенности они привлекли к себе внимание ряда современных композиторов, которые доверили им солирующие партии в своих произведениях.

Эти барабаны могут использоваться и ударниками военных или же гражданских духовых оркестров при проведении дефиле, то есть при игре во время движения. В этом случае применяются том-томы, предназначенные для крепления к поясу музыканта.

Перкуссия

Многим любителям музыки наверняка знакомо это слово. Оно имеет латинский корень, который обозначает «стук». Но так называют отнюдь не все ударные музыкальные инструменты. Как уже было сказано ранее, из-за того, что эти принадлежности известны человечеству уже не первую тысячу лет, их видов тоже насчитывается великое множество. Почти каждый народ создал свои оригинальные ударные инструменты. Даже если какой-то вид барабанов был заимствован одним племенем у другого, то в процессе использования он видоизменялся. Инструменты, не вошедшие в состав классической ударной установки, получили названия перкуссии. Поэтому можно говорить еще об одном принципе разделения ударных. Согласно ему, первую группу этих инструментов составляют те, что входят в традиционный комплект барабанщика, а ко второй могут быть причислены все остальные.

Латиноамериканские и африканские барабаны

Виды и названия некоторых из них приведены в этой главе. Но, прежде всего, хочется сказать несколько слов о том, каким образом эти экзотические музыкальные инструменты стали известны и заслужили любовь европейских меломанов. В начале двадцатого века на танцевальных площадках всего мира зазвучала знойная музыка, привезенная моряками из Аргентины. Модный танец назывался танго.

Именно тогда в репертуаре европейских и американских джазовых оркестров появились латиноамериканские композиции, а в их состав были включены ударные установки, в которые входили и некоторые экзотические барабаны.

Новый виток популярности эта солнечная музыка получила с появлением на эстраде американской группы Santana в конце шестидесятых годов. Ее бессменный руководитель Карлос Сантана удачно совмещал в своем творчестве блюзовую мелодику с горячими испанскими и карибскими ритмами. В составе этого ансамбля, кроме традиционной ударной установки, присутствовала также перкуссия.

Самые популярные перкуссии

Какие же экзотические инструменты чаще всего используются современными ударниками?

Прежде всего, нужно сказать про африканскую разновидность барабанов с названием конга. Эти инструменты обычно имеют довольно внушительные размеры. Их высота достигает 1,2 метра.

барабаны конга

Они отличаются вытянутой формой и сделаны, как правило, из пальмовой древесины. Мембраны для таких ударных изготовляются из натуральной кожи. Играют на них стоя, обычно установив рядом три, а иногда и четыре конга. Музыкант извлекает звуки при помощи шлепков ладонями или ребром кисти. Также нередко применяются более изысканные технические приемы в виде щелчков и ударов пальцами.

Бонги

Другим популярным инструментом перкуссии являются бонги. Они были завезены в Америку, а затем и в Европу из Кубы.

барабаны бонги

Эта разновидность ударных представляет собой сдвоенный барабан. Интересно, что большая часть инструмента называется женщиной, а меньшая - мужчиной. Техника игры на этом инструменте почти ничем не отличается от приемов для конга.

Классификация по форме

Также барабаны можно различать по внешним контурам инструмента. Существуют ударные с цилиндрическим, бочкообразным, конусообразным корпусом и даже выполненные в виде песочных часов.

Король азиатских ритмов

Восточные ударные инструменты, как правило, отличаются причудливыми формами. В одной из песен Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» есть следующие слова:

Да пощадит Господь разум всех, играющих на тарабуке!

Упоминаемый здесь инструмент является одним из самых распространенных ударных в восточных странах. Его корпус имеет форму кубка. Мембраной для него обычно служит козья кожа. В бюджетных вариантах может использоваться шкура теленка, обязательно женского пола.

Такие инструменты распространены во многих восточных странах, например, в Египте, Турции, Марокко. Поэтому название этих барабанов может варьироваться в зависимости от родины каждого конкретного образца.

Музыкант имеет возможность регулировать натяжение кожи, служащей мембраной. Настройка может производиться непосредственно во время исполнения произведения. С помощью такого приема перкуссионисты добиваются интересных звуковых эффектов.

Изображения данных инструментов найдены в наскальной живописи третьего тысячелетия до нашей эры.

Казачий инструмент

Принято считать, что славянские народы не отличаются особой любовью к ритмичным музыкальным композициям. Для их песен скорее характерны размеренность и мелодичность, чем ритмичность.

Однако свои ударные инструменты есть и у этих народов. Например, запорожские казаки еще несколько веков назад стали использовать большие полковые котлы для приготовления пищи в качестве огромных ударных. Процесс изготовления этого вида старинного барабана прост: стоит лишь обтянуть сосуд свежей кожей животных.

Количество барабанов

В минимальный комплект ударной установки входят такие барабаны: рабочий, большой, три том-тома. Такой набор используется, например, во многих направлениях классического джаза. Другие же ударники, в особенности это касается таких жанров, как арт-рок, джаз-рок и так далее, играют на установках с большим количеством том-томов и рабочих барабанов, а иногда и бочек.

большая ударная установка

К ним иногда добавляются и различные перкуссии. Часто на экзотических ударных играет отдельный музыкант.

Заключение

В данной статье были приведены несколько классификаций ударных. Информация об инструментах включает фото барабанов с названиями вида.

Глюкофон

Музыкальный инструмент глюкофон

В мире есть огромное количество музыкальных инструментов: фортепиано, арфа, флейта. О существовании большинства многие люди даже не догадываются. Ярким примером этого может послужить глюкофон.

Что такое глюкофон

Глюкофон (по-английски tank/hapi/steel tongue drum) – лепестковый барабан, широко использующийся в качестве сопровождения медитации, йоги. Снимает любой стресс, погружает в состояние покоя, заряжает жизненной энергией, вырабатывает умение импровизировать.

Музыкальный инструмент глюкофон

Неземные звуки настраивают разум на волны гармонии, помогают привести мысли в порядок, развеять сомнения. Мелодии развивают правое полушарие мозга: творческой личности он необходим.

Как устроен глюкофон

Его основные элементы — 2 чаши. На одной расположены лепестки (язычки) устройства, на другой — резонирующая дыра. Явная особенность язычков – каждый настраивается под определённую ноту, количество лепестков равно числу нот. Тональность музыки определяется размером язычка – с увеличением ударной поверхности понижается звучание тона.

Благодаря специальной технологии производства инструмента мелодия выходит единая, чистая, гармоничная.

Возможны различные модификации: изменение геометрии лепесточков, объёма корпуса, толщины стенок.

Как звучит глюкофон

Музыка отдалённо напоминает колокольный звон, звуки ксилофона и ассоциируется с космосом. Мелодия обволакивает слушателя, он окунается в неё с головой. Расслабление, чувство умиротворения приходят буквально с первых нот.

Чем отличается от ханга и фимбо

Существует пара инструментов, подобных герою статьи:

    появился семью годами раньше hapi drum’a. Ханг состоит из 2 скреплённых между собой деталей, схож с перевернутой тарелкой. У него нет заметных прорезей на верхней чаше, только круглые лунки. Звучит более звонко, насыщенно, отдалённо похож на металлические барабаны.
  • Фимбо же называют аналогом глюкофона по звучанию и внешнему виду. Сверху у обоих есть надрезы. Различие состоит в форме. Первый выглядит, как две спаянные по краям тарелки, напоминает ханг с разрезами вместо вмятин, как у steel tongue drum’а. Ещё одно отличие – цена. Фимбо стоит в полтора-три раза дешевле «родственника».

История создания глюкофона

Щелевые ударные, прототипы металлических, изобрели тысячи лет назад. Они являются древнейшими музыкальными инструментами африканских, азиатских, южноамериканских культур. Для их изготовления брали часть ствола дерева, вырезали в ней прямоугольные отверстия – щели, откуда и пошло название.

Первый современный tank can появился примерно в 2007. Испанский перкуссионист Felle Vega изобрёл новый листовой барабан – “Tambiro”. Музыкант взял обычный пропановый баллон, служащий ему вместо тибетских поющих чаш, и сделал надрезы. Изобретение быстро обрело известность. Его стали изготавливать из качественных материалов, поменяли форму.

Знаменитый мастер инструментов Денис Хавлена усовершенствовал устройство, придумал расположить язычки на его днище. Это оказалось удобнее в работе и позволяло разместить десять нот.

Разновидности глюкофона

В зависимости от ряда параметров существуют разные модели.

Разновидности глюкофонов

По размеру

  • маленькие (примерно 20 см в поперечном сечении);
  • средние (30 см);
  • большие (40 см);

Весить tank drum может 1,5-6 килограммов.

По форме

  • сферические;
  • эллиптические;
  • дисковидные;
  • в форме параллелепипеда.

По типу язычков

  • косые;
  • прямые;
  • круглые;
  • квадратные;
  • прямоугольные.

По количеству листов

По типу покрытия

  • латунированные;
  • крашенные (лак считают поглотителем части вибраций, что плохо для ударных);
  • вороненные (материал покрывают слоем оксида железа и он приобретает золотисто-коричневые оттенки);
  • обожженные с маслами.

По строению

  • с возможностью менять интонировки (благодаря загнутым вверх ударным элементам);
  • односторонние (листы расположены на лицевой стороне напротив технического отверстия, доступна одна регулировка);
  • двусторонние (способность делать 2 настройки);
  • с педалями эффектов.

Техника игры

Чтобы играть на тональном барабане не требуется владеть музыкальным слухом, идеальным чувством ритма – нужный навык появится сам. Понадобятся лишь пальцы или каучуковые палочки.

При игре руками используют подушечки и костяшки пальцев со внутреннего участка ладони. Звуки получаются умеренной громкости. Удар ладонью даёт приглушённое, шумовое звучание. Лучше попробовать палочки, сделанные из каучука или войлока – с ними мелодия становится яснее, громче.

Общие для всех способов игры правила— ударять следует резко, но не сильно, «отскакивать» от поверхности. Долгий, богатый звук извлекается исключительно посредством коротких ударов.

Игра на глюкофоне

Как выбрать глюкофон

Лучший совет — не останавливаться на первом попавшемся варианте.

Прежде всего учитывают размер. Крупные обладают глубоким, объёмным звуком, компактные – звонким, высоким. Tank drums диаметром 22 см односторонние, средние и большие — двусторонние.

Второй этап — выбор настройки. Оптимальное решение — послушать возможные варианты звучания, после отобрать полюбившийся. При более осознанном подходе учитывают лад – мажорный или минорный, бывают медитативные, мистические (с оттенками загадочности) мотивы.

Наиболее подходящий вид для новичков – пентатонический. В обычной гамме присутствуют 2 ноты, осложняющие игру: при неправильном обращении появляется дисгармония. В изменённой версии их нет, вследствие чего любая музыка звучит красиво.

Последний шаг – выбор дизайна. Достаточно выделить оформление, понравившееся больше остальных. Существуют разные виды корпусов, самый популярный — гравированный. Но сейчас молодые люди чаще покупают простые однотонные модели в матовом или глянцевом исполнении. Публике особенно полюбились чёрные, переливающиеся расцветки.

Лепестковый барабан – неординарный музыкальный инструмент, но вместе с тем лёгкий в использовании. Он станет отличным выбором для начинающих музыкантов и любителей расслабляющей, дарящей ощущение счастья музыки.

Ханг –инструмент с космическим звучанием

Возможно, кто-то впервые слышит о таком инструменте, как ханг, а кто-то не только слышал, но и видел, и даже пробовал играть на нем. Ханг – перкуссионный ударный инструмент, на котором играют руками, извлекая завораживающе-космическую музыку. Недаром «hang» в переводе с бернского диалекта означает «рука».

9.jpg

История создания

Ханг - довольно молодой инструмент, история которого насчитывает всего 20 с небольшим лет, но которой всё больше и больше набирает популярность. Если быть точнее, то появился он в 2000 году благодаря Сабине Шерер и Феликсу Ронеру. Именно они изобрели ханг, который по их задумке должен был заменить целый оркестр, но при этом быть простым в изготовлении и освоении.

Ханг изготавливался только вручную и задумывался как инструмент не для широкого круга людей. Изначально ханг использовали только в определенных кругах, занимавшихся различными духовными практиками, но он значительно расширил круг своих почитателей, в который входили профессиональные музыканты и инструменталисты.

Столкнувшись с таким бешеным спросом на инструмент, его создатели организовали в 2003 году швейцарскую компанию PANArt Hangbau AG и прекратили массовое производство ханга. С этого момента нельзя было просто купить ханг в магазине, нужно было написать письмо компании-производителю, в котором требовалось подробно рассказать о себе и обосновать, для чего вам нужен этот инструмент, нужно было убедить мастеров изготовить для вас ханг. Писем было много, и также много оставались без ответа или получали отказ.

Что это было? Маркетинговый ход и искусственный ажиотаж? Нет. Производители инструмента аргументировали данное решение тем, что создали ханг в первую очередь для духовных практик, самопознания, самоисцеления, а не для массового использования как обычного ударного инструмента. Таким образом, ханг был инструментом дорогим и дефицитным, который на протяжении почти десяти лет изготавливался только компанией PANArt Hangbau AG в составе двух человек. В 2012 году компания заявила о прекращении производства ханга и более заказы не принимала. Однако, в 2013 году она же презентовала новый музыкальный инструмент – Gubal, который внешне напоминал ханг, но имел совершенно другое звучание, а также возможность самостоятельной настройки в диапазоне 40-10 000 Гц.

В России о ханге услышали и увидели его в сети Интернет, а услышали в живую лишь в 2008 году на выступлении израильского музыканта Тимура Хакимы. И уже с 2010 года в России периодически проводятся музыкальные фестивали, такие как «Moscow Hang Out’s» и «Hung drum UFO», где можно послушать исполнителей, играющих на ханге.

16.jpg

В настоящее время слово hang является запатентованным товарным знаком. Но по всему миру можно найти мастеров, изготавливающих так называемые хэндпаны (HandPan), что можно перевести как «ручная кастрюля». Это аналоги ханга, которые нельзя так называть. Ну, вы поняли. В России такие мастера тоже есть. Сегодня существуют более 20 прототипов ханга, которые могут называться Spacedrum, Caisa, Instrumento ARTesanal, SunPan и т.д. Внешне они очень похожи, но звучание каждого инструмента уникально.

13.jpg

Устройство и звучание

Внешне ханг очень напоминает летающую тарелку в том виде, в котором нам ее преподносит кинематограф. На самом же деле инструмент состоит их двух полых металлических полушарий из азотированной стали, скрепленных между собой. Верхняя часть ханга называется Динг (ding), нижняя – Гу (gu). На верхней полусфере находится тональный круг – Дум (dum), состоящий из семи или восьми круговых углублений с круглым углублением в центре (dempl). От места прикосновения к инструменту зависит нота извлекаемого звука.

Тональный круг формируется специальными молоточками по особой технологии, которая похожа на технологию настройки стилпанов. После настройки ханг может сохранять свое звучание и не требует дальнейшей подстройки. Второе поколение ханга и интегральный ханг еще дольше сохраняют настройку, чем модели первого поколения. Но учтите, что при повреждении инструмента через сильный удар или падение, тональный круг может потерять настройку. Самостоятельно восстановить настройку очень сложно, но возможно, если повреждения не слишком велики. Для этого наносят удары маленьким молоточком по внешней поверхности и через отверстие Гу по внутренней стороне корпуса. Нельзя разбирать ханг на две части ни в коем случае.

3.jpg

Нижняя полусфера имеет резонаторное отверстие диаметром 10-12 см, с помощью которого также можно извлекать звуки, как это делается на африканском инструменте уду.

2.jpg

При создании ханга его поверхность азотируют, создавая тончайшее покрытие, которое предотвращает окисление стали, а значит защищает от ржавчины. На завершающем этапе ханг покрывают тонким слоем олифы. Ханги второго поколения и интегральный имеют еще и латунное покрытие, которое наносится латунной щёткой и «вживляется» во внешнюю поверхность ханга методом прокаливания в печи.

Существуют вариации ханга, отличающиеся тональностями и конструктивными особенностями. Например, ханг второго поколения имеет кольцо в месте стыка полусфер, покрытие из латуни, а звук более низкий и глухой. Гуду ханг (gudu hang) имеет два резонаторных отверстия и заглушку для одного из них. Integral hang имеет более жесткую и прочную поверхность, а его нижняя сфера имеет немного сдавленную форму.

12.png

Представьте себе звучание гонгов, тибетских чаш, колокольчиков, других каких-то этнических инструментов. Сливаясь, они будут напоминать звучание ханга. Когда звучит ханг, кажется невероятным, что звук исходит только от одного инструмента, сочетая в себе различные тона и полутона, музыкальные акценты. Звучание ханга отлично подходит для медитации, релаксации. В его чарующих звуках каждый может найти что-то для себя: поможет настроиться, взбодриться, расслабиться, отвлечься от чего-то и т.д.

15.jpg

Ханг часто используют на сеансах звукотерапии, призванных исцелить разум, душу и тело. Его звучание помогает снять напряжение, избавиться от тревожного состояния, обрести гармонию, прийти к самопознанию и даже снять болевые ощущения в мышцах, голове и т.д.

Для игры на этом инструменте не нужно ничего, кроме рук. Звуки извлекаются за счет прикосновений, скольжений и постукиваний подушечками пальцев, ладонями, запястьями, кулаками, ногтями, в целом кистями рук, за счет чего достигается разная тембровая окраска звучания инструмента.

14.jpg

Расположение ханга зависит от его разновидности: горизонтально на коленях или какой-то поверхности перед музыкантом, вертикально и т.д.

7.jpg

Чтобы начать играть на ханге, не нужно иметь музыкально образования или каких-то особых умений, владеть нотной грамотной и быть «просветленным» человеком. Тут на первый план выходят ощущения, умения раствориться в звуках, довериться инструменту, почувствовать его.

Как выбрать

Перед покупкой ханг обязательно нужно протестировать. Мы понимаем, что покупать вы его будете скорее всего в интернете, но проверка нужна обязательно. Звучание ханга должно обязательно откликнуться вам, иначе зачем он вам? Если только для интерьера. И всё же,как найти свой ханг?

Ответьте себе на вопрос: зачем он вам?

Поиграйте на чужом инструменте, чтобы понять, нужен ли вам свой ханг.

Оцените внешний вид инструмента: отсутствие царапин, вмятин, коррозии, щелей.

Поиграйте. Звук должен вас устраивать на 100%.

Не экономьте: дешевый инструмент будет звучать дешево, это не тот случай, когда стоит сэкономить.

Считается, что настроенный при изготовлении ханг в дальнейшей подстройке не нуждается. Однако, оседающие пыль, грязь и возможные повреждения инструмента сказываются на его звучании, поэтому рекомендуется его хотя бы раз в год чистить и бережно обращаться.

17.jpeg

Основная идея создания ханга – важнее чувствовать музыку, чем уметь технично владеть инструментом. Поэтому экспериментируйте и наслаждайтесь звуком!

Читайте также: