Простые вещества металлы химия 8 класс

Обновлено: 28.04.2024

Материал содержит конспект и презентацию открытого урока по химии в 8 классе по программе Габриелян О.С.

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_himii.doc 92.5 КБ
prostye_veshchestva_-_metally.ppt 744 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

МКОУ «Нестеровская ООШ»

Открытый урок по химии в 8 классе по теме:

«Простые вещества – металлы»

Разработала учитель биологии, химии и географии

Белова Римма Евгеньевна

  • повторение особенностей строения атомов элементов-металлов и образования металлической связи
  • усвоение знаний о физических свойствах металлов и их применении в хозяйстве.
  1. образовательные: систематизировать сведения о строении атомов элементов-металлов, изменении металлических свойств в периодах и главных подгруппах таблицы Д. И. Менделеева, структуре кристаллической решетки; изучить физические свойства простых веществ – металлов и их значение;
  1. воспитательные: создать условия для повышения познавательной активности учащихся, развивать коммуникативные навыки, воспитывать позитивное отношение к химии, критическое отношение к оценке знаний;
  1. развивающие: создать условия для развития универсальных учебных действий: а) познавательных : постановка и решение проблемы, действия со знаково-символическими средствами, умение работать с информацией, анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство суждений;

б) личностных : соотношение цели действия и его результата, ориентация в межличностных отношениях; в) коммуникативных: умение грамотно выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество в паре, ведение диалога; г) регулятивных: целеполагание, планирование, определение последовательности действий, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: коллекция металлов, изделия из металлов, лоток для лабораторных опытов, карточки с заданиями, инструктивная карта лабораторной работы, учебник «О. С. Габриелян, Химия, 8 класс», презентация «Простые вещества – металлы», интерактивная доска, цифровые ресурсы ФЦИОР.

  1. Организационный момент.
  2. Ознакомление с темой и целью урока.
  3. Планирование урока.
  4. Актуализация знаний.
  5. Изучение физических свойств металлов и установление взаимосвязи между ними и применением металлов.
  6. Закрепление.

I. Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы начинаем путешествие по увлекательному миру веществ. Но для начала нам необходимо определить первый пункт назначения и маршрут. ( На электронной доске – слайд №2 )

А для этого попробуйте отгадать загадку Слайд 3

Пахать и строить – все он может

Если огонь ему поможет

Отгадка лежит у меня на столе. (Демонстрация изделий из металлов: гвоздя, ложки, кольца, проволоки).

Учитель. Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о металлах. Слайд 4

Напомните, пожалуйста, к какой группе веществ относятся металлы?

Учащиеся: Металлы относятся к простым веществам.

Учитель: Какие вещества называют простыми?

У чащиеся: Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента.

Учитель: Давайте сформулирует тему нашего урока: «Простые вещества – металлы» Слайд 4

Итак, мы определили станцию, но как же до нее добраться? Нам необходимо составить план изучения данной темы.

У вас на партах лежат карточки с заданиями ( Приложение 1 ). Ознакомьтесь с ними, пожалуйста, но не заполняйте.

Учащиеся предлагают этапы освоения нового материала. Слайд 5

  • 1. Повторить особенности строения металлов и металлической связи.
  • 2. Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.

Учитель: Итак, повторим особенности строения атомов металлов и связи, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Слайд 6

  • В главных подгруппах правее и выше линии «B – At» – неметаллы; левее и ниже – металлы. Элементы, оказавшиеся вблизи этой линии, проявляют переходные свойства.
  • В побочных подгруппах находятся только металлы.

Учитель вызывает трех учеников к доске с заданием записать электронные и графические формулы для атомов натрия, магния и алюминия.

Задание для всего класса – проверить правильность выполнения задания.

На основе схем, записанных на доске, ученики формулируют вывод

Слайд 6 продолжение

  • Для металлов характерно небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3).
  • При образовании химических связей атомы металлов отдают внешние электроны, а атомы неметаллов их захватывают.

Учитель: Вспомните, ребята, как изменяются свойства атомов химических элементов в периоде? в группе?

Ответы учащихся. Слайд 7

Учитель : Какая связь образуется между атомами элементов-металлов? В чем ее особенность? Слайд 8

Учащиеся: Между атомами элементов-металлов образуется металлическая связь. Её особенность заключается в том, что она образована атом-ионами посредством обобществленных электронов.

  1. Учитель : Эта важнейшая особенность образования металлической связи является основной причиной особенных физических свойств металлов. Слайд 9

Видеосюжет Интернет-ресурса ФЦИОР «Физические свойства металлов».

Учитель : Какие физические свойства обуславливает наличие свободных электронов.

Учитель: А теперь давайте познакомимся с физическими свойствами металлов на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. ( Приложение 2 ).Время – 5 минут.

Запись свойств в тетрадь: Слайд 10

  1. Металлический блеск.
  2. Непрозрачность.
  3. Цвет у большинства металлов светло-серый, исключения: медь – красновато-оранжевого, золото – желтого, цезий – светло-желтого цвета.
  4. Твердость (исключение: ртуть – жидкий металл).
  5. Пластичность.
  6. Теплопроводность.
  7. Электропроводность.
  8. Плотность и температура плавления различны.

Учащиеся проводят анализ рис.45 в учебнике (с.83).

Учитель: На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: Металлы – это ковкие, пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.

А как вы думаете, зачем нам нужны знания о металлах?

Учащиеся предлагают варианты ответа.

Учитель: Вышеперечисленные физические свойства явились причиной широкой области применения металлов. Слайд 11

VI. Учитель : Вернёмся к тестам – карточкам. Выполните задания согласно инструкции. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы, подпишите и сдайте мне.

Я предлагаю вам послушать химическую сказку.

В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.

Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.

Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».

Кем были жители этого Менделеевского царства?

Ответы учащихся: Металлы и неметаллы .

VII. Учитель : Наш урок подходит к концу.

На заключительном этапе предлагаю дать оценку уроку. Продолжите, пожалуйста, фразу: Слайд 12

Сегодня на уроке я узнал……

Было интересно, потому что…..

На уроке мне не понравилось…

VIII. Запись домашнего задания.

Учитель: Всем спасибо за работу. Д. И. Менделеев сказал: «Жить- это значит узнавать!» ( слайд № 15 ). Стремитесь к новым знаниям, открытиям и победам. Всего хорошего, до свидания!

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне …………..электрона.

2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию…………………………………. за исключением……………..

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов …………….

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7. Определите тип химической связи:

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.

Оборудование: Лоток с набором образцов металлов, алюминиевая проволока, медная проволока.

  1. Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск. Зафиксируйте результат.
  2. Определите являются ли образцы металлов прозрачными. Результат занесите в таблицу.
  3. Внимательно рассмотрите все образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
  4. Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
  5. Несколько раз перегните образцы алюминия и меди и установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
  6. Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность алюминия и меди Результат занесите в таблицу.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по химии в 8 классе Подготовила учитель химии МКОУ «Нестеровская ООШ» Белова Римма Евгеньевна Простые вещества - металлы

Загадка: Пахать и строить, всё он может, если огонь ему поможет.

Тема урока: Простые вещества – металлы

План изучения темы. 1. Повторить особенности строения металлов и металлической связи. 2. Познакомиться с общими физическими свойствами металлов. Выяснить значение металлов.

В главных подгруппах правее и выше линии « B – At » – неметаллы; левее и ниже – металлы. Элементы, оказавшиеся вблизи этой линии проявляют переходные свойства. В побочных подгруппах находятся только металлы. Для металлов характерно небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3) и электроотрицательность ниже 2. При образовании химических связей атомы металлов отдают внешние электроны, а атомы неметаллов их захватывают.

Группы элементов Увеличение Числа электронов на последнем уровне Радиуса атома Неметаллических свойств Способности принимать электроны (окислительные свойства) У в е л и ч е н и е Числа уровней Радиуса атома Металлических свойств Способности отдавать е

Физические свойства металлов.

Металлический блеск Непрозрачность Цвет у большинства металлов светло-серый, исключения: медь – красновато-оранжевого, золото – желтого, цезий – светло-желтого цвета Твердость (исключение: ртуть – жидкий металл) Пластичность Теплопроводность Электропроводность Плотность и температура плавления различны

ВЫВОД: Металлы – это ковкие, пластичные вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны.

Применение металлов Изготовление проводников Получение сплавов Ядерная энергетика Производство ювелирных украшений Машино-строение Изготовление посуды, инструментов Изготовление строймате-риалов Электро-ника

Продолжите фразу : Сегодня на уроке я узнал…… Было интересно, потому что….. На уроке мне не понравилось…

Домашнее задание: § 14 Сборник задач: №№357, 358, 362-364. Составить кроссворд на тему «Простые вещества – металлы»

Урок химии "Простые вещества - металлы" (8 класс)

Образовательная. Ознакомить учащихся с положением металлов в периодической системе химических элементов. Сформировать общее представление у учащихся о металлах. Указать особенности строения атомов металлов, углубить знания о металлической связи. Проследить взаимосвязь между строением металлов и их физическими свойствами.

Воспитательная. Реализация ВПС и МПС. Продолжить расширение политехнического кругозора учащихся на основе знаний о физических свойствах металлов, об использовании металлов в различных отраслях хозяйства.

Развивающая. Продолжить развитие умений учащихся сравнивать изученный материал с новыми фактами, делать заключения на основе анализа полученной информации.

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Оборудование. Коллекция «Металлы».

Таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

I . Организационный момент.

II . Анализ выполнения контрольной работы.

III . Изучение нового материала.

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

(имеющие основные соединения)

Переходные элементы

(имеющие амфотерные соединения)

Инертные элементы

1. Металлы – это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, теплопроводны и электропроводны.

2. Положение металлов в ПСХЭ.

1) химические элементы Ме в основном расположены в левой нижней части таблицы ПСХЭ.

2) в I , II , III главных подгруппах находятся металлы с четко выраженными свойствами;

в IV , V , VI главных подгруппах находятся металлы – переходные элементы.

3) в побочных подгруппах расположены только металлы – переходные элементы.

4) металлами являются химические элементы семейств лантаноиды и актиноиды.

3. Особенности строения атомов металлов.

1) на внешнем электронном слое атома содержится относительно небольшое число электронов, обычно от 1 до 3. (Исключение Ge , Sn , Pb – 4 ē. Sb , Bi – 5 ē. Po – 6 ē).

2) количество электронных слоёв в атомах металлов значительное обычно от 4 до 7. (Исключение Li , Be – 2 слоя, Na , Mg , Al – 3 слоя).

3) атомы металлов обладают большим радиусом по сравнению с атомами неметаллов.

4) химическая связь металлическая;

5) внешние валентные электроны относительно слабо удерживаются ядром атома, вследствие этого металлы обладают низкой электроотрицательностью и при химических реакциях проявляют восстановительные свойства.

4. Характерные физические свойства металлов.

1) высокая теплопроводность и электропроводность;

2) твёрдое агрегатное состояние;

3) ковкость и пластичность;

4) металлический блеск;

5) цвет в оттенках серого;

6) различная температура плавления (от –39° у Hg , до +3400° у W ).

7) различная плотность, если ρ < 5 г/см 3 – лёгкие металлы, если ρ >5 г/см 3 – тяжёлые металлы (от ρ( Li ) = 0,5 г/см 3 до ρ( Os ) = 22 г/см 3 );

8) различная степень прочности (наиболее прочные – Ti , Cr , Mn , V , самые мягкие – щёлочные металлы);

9) способность к намагничиванию (ферромагнетики и парамагнетики);

10) металлы чёрные – железо и его сплавы, металлы цветные;

11) металлы распространённые и редкоземельные.

IV . Закрепление знаний полученных на уроке.

1. Какие вещества принято считать металлами?

2. Укажите расположение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

3. Каковы особенности строения и свойств атомов металлов?

4. Поясните сущность металлической связи.

5. Назовите наиболее характерные физические свойства металлов. Как эти свойства можно обосновать в соответствии с представлениями о строении атомов металлов и металлической связи?

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Данный урок проводится в 8 классе (базовый уровень), из раздела программы «Простые вещества». Этот урок первый в разделе, поэтому он является связующим звеном между двумя разделами. Данный урок позволяет продолжить формирование знаний обучающихся о строении вещества, развивает кругозор о разнообразии веществ. Изучая материал о физических свойствах и применении металлов, обучающиеся развивают устную речь, учатся формулировать вывод о взаимосвязи строения веществ и их свойств, свойств веществ и их применения. Задания, подобранные на уроке, воспитывают у обучающихся взаимовыручку и учат делать самооценку.

ВложениеРазмер
plankonspekt_uroka_po_khimii_v_8_klasse_konkurs.doc 84.5 КБ
prostye_veshchestva_-_metally.pptx 242.63 КБ

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – МЕТАЛЛЫ.

Ушакова Галина Леонидовна,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Степное»

Энгельсского района, Саратовской области

По результатам данного урока обучающиеся должны:

- знать (понимать) химическую символику (знаки химических элементов металлов), химические понятия (вещество, химическая связь, атом);

- уметь называть атомы химических элементов металлов, объяснять закономерность изменения свойств элементов металлов в пределах малых периодов и главных подгрупп, использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Материал данного урока способствует развитию компетентностей, а именно:

- информационно – коммуникативная деятельность (использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации);

- рефлексивная деятельность (владение навыками контроля и оценки своей деятельности);

- познавательная деятельность (использовать для познания различные методы).

Тема: Простые вещества – металлы.

Цель: сформировать представления о физических свойствах металлов.

1. Образовательные: систематизировать сведения о физических свойствах металлов; научить сравнить физические свойства металлов; п родолжить формирование знаний учащихся о строении вещества

2. Развивающие: п родолжить развитие кругозора учащихся о разнообразии веществ, научить использовать знания о физических свойствах металлов при применении металлов; развивать устную речь учащихся;

3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности, воспитывать взаимовыручку, умение делать самооценку, критически относится к оценке своих знаний.

4. Цели исследовательской работы:

Сделать вывод о применении металлов в соответствии с их свойствами.

5. Общеучебные цели:

Формировать умения наблюдать, делать выводы, составлять схемы, сравнивать

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок с использованием элементов исследовательской деятельности, проблемной ситуации, компьютерной презентации.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Формы организации: диалог, монолог, полилог.

Методы и методические приемы: общенаучные (наблюдение, прогнозирование), словесные (рассказ, беседа, дополняемая работой с текстом), наглядные (демонстрация таблиц, презентаций, коллекций).

Литература для учителя и для учащихся:

- Габриелян О.С. Настольная книга для учителя, М, «Блик плюс», 2000

- Габриелян О.С. Химия, 8 класс, М, ООО «Дрофа», 2010

-Горковенко М.Ю., Поурочные разработки по химии, М, «ВАКО», 2004

- Денисова В.Г., Мастер – класс учителя химии, М, «Глобус», 2010

- Ким Е.П., Химия, 8 класс, Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012

- Ким Е.П., Химия, 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.,в 2 ч., Саратов:Лицей, 2007

- Пышнограева И, Справочник школьника,М,Филологичекое общество «СЛОВО», 2005

- Титова И.М., Уроки химии,8 класс., Санкт-Петербург, «КАРО», 2002

- Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна, М, ООО «Дрофа», 2011

Средства обучения: 1. Презентации «Металлы», «Использование металлов в быту»

2. Набор химических веществ металлов, Коллекция «Металлы»

3. Настенные таблицы

4. Электронные материалы по теме «Металлы»

Технологическая карта урока

Самоопределение к деятельности. Орг. момент (1 мин)

Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

Личностные, регулятивные, коммуникативные

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Анализ контрольной работы (6 мин.)

Учащимся предлагается анализ контрольной работы по теме «Строение веществ».

Обращает внимание на особенности электронного строения атомов металлов. Атомы металлов содержат на внешнем уровне небольшое число электронов (1-3), имеют относительно небольшой радиус атомов (т.к расположены в начале периодов)

Учащиеся слушают учителя, обращая внимание на выполнение 2 задания.

Выполняют задание: записать схемы образования связи для Са и СаF 2 .

Постановка учебной задачи (9 мин)

Активизирует знания учащихся

  1. обращаясь к классу с вопросом: где и как используются изделия из металлов? Учащимся предлагаются посмотреть результаты исследования активных учеников об использовании предметов, изготовленных из металлов, в быту, представленных в виде презентации. Вспомнить физические свойства металлов (из курса физики) и объяснить применение металлов в соответствии с их свойствами. ( приложение 5 )
  2. Да тема нашего урока: Простые вещества – металлы.

1.Учащиеся приводят примеры из собственного опыта, сведения из дополнительной литературы.

2. Учащиеся рассматривают презентацию, объясняя на конкретных примерах, из какого металла изготовлено изделие и на каких физических свойствах основано применение.

3.Ставят цель и формулируют тему урока. Мы сегодня говорим о свойствах металлов и их применении.

Построение проекта выхода из затруднения (15 мин)

Учитель предлагает рассмотреть физические свойства металлов по плану:

  1. Агрегатное состояние
  2. Температуры плавления и кипения
  3. Твердость
  4. Плотность металлов
  5. Электро- и теплопроводность
  6. Ковкость, пластичность, прочность
  7. Металлический блеск, непрозрачность, используя в качестве наглядного пособия образцы некоторых металлов (медь, цинк, железо, алюминий, магний и др), плакаты по кристаллическим решеткам металлов, диаграммы электропроводности, температур плавления и др. ( приложение6 )

Вывод: Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

Ребята, вам известно, что металлы расположены в начале периодов, но общей картины расположения у нас нет, тк мы с вами изучали, только главные подгруппы. Обращает внимание ребят на периодическую систему химических элементов и сообщает, если провести диагональ от элемента бора (№5) до элемента астата (№85), то ниже диагонали все элементы являются металлами , а также четные ряды больших периодов состоят из металлов

От каждой пары выступает один человек, используя наглядность, другие учащиеся делают записи в тетради.

«Металлическая кристаллическая решетка».

Формулируют вывод: по диагонали и над ней расположены неметаллы.

ВСЕГО ЭЛЕМЕНТОВ – 110.

Первичное закрепление (4 мин)

Задание для учащихся:

  1. Рассмотреть коллекцию металлов и описать агрегатные состояния металлов.
  2. Используя предметные картинки уделить внимание применению металлов в соответствии с их свойствами.
  3. Дает домашнее задание.

Учащиеся выполняют задания в двух группах. Отвечает один от группы.

Записывают д/з (п.13, зад 1,3)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)

Учащимся предлагается тестовый контроль с частью А,Б. и ответ на экране для самопроверки и выставления оценки на полях.

Учащиеся выполняют тест с использование периодической системы химических элементов, сами проверяют свою работу и выставляют себе оценку на полях.

Рефлексия деятельности (итог) (2 мин)

Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке?

Какие из этих вопросов показались наиболее трудными?

Какую оценку вы бы себе поставили за работу на уроке?

Могут ли пригодиться приобретенные знания о металлах в вашей жизни?

Учащиеся принимают участие в беседе, отвечая на два вопроса, на третий вопрос показывают оценку в качестве светового сигнала: «красный» - отлично; «синий» - хорошо; «зеленый» - удовлетворительно.

- Агрегатное состояние (все металлы при обычных условиях являются твёрдыми веществами, кроме ртути)

- Температуры плавления и кипения ( В зависимости от температуры плавления металлы условно делятся на:
1) Легкоплавкие (температура плавления до 1539°С).
К легкоплавким металлам относятся: ртуть — температура плавления —38,9°С; галлий — температура плавления 29,78°С; цезий — температура плавления 28,5°С; и другие металлы.
2) Тугоплавкие (температура плавления выше 1539 С).
К тугоплавким металлам относятся: хром — температура плавления 1890°С; молибден — температура плавления 2620°С; ванадий — температура плавления 1900°С; тантал — температура плавления 3015°С; и многие другие металлы.
Самый тугоплавкий металл вольфрам — температура плавления 3420°С.

- Твердость ( Металлы различаются по своей твердости:
— мягкие: режутся даже ножом (натрий , калий , индий );
— твердые: металлы сравниваются по твердости с алмазом, твердость которого равна 10. Хром — самый твердый металл, режет стекло.

- Плотность металлов ( В зависимости от своей плотности металлы делятся на:

Легкие (плотность не более 5 г/см )

К легким металлам относятся: литий , натрий , калий , магний , кальций , цезий , алюминий , барий.
Самый легкий металл — литий 1л, плотность 0.534 г/см3.

Тяжелые (плотность больше 5 г/см3).

К тяжелым металлам относятся: цинк , медь , железо , олово , свинец , серебро , золото , ртуть и др.
Самый тяжелый металл — осмий , плотность 22,5 г/см3.

- Электро- и теплопроводность ( Теплопроводность и электропроводность уменьшается в ряду металлов:

Аg Сu Аu Аl Мg Zn Fе РЬ Hg

Для всех металлов характерна металлическая кристаллическая решетка: в ее узлах находятся положительно заряженные ионы, а между ними свободно перемещаются электроны. Наличие последних объясняет высокую электропроводность и теплопроводность, а также способность поддаваться механической обработке.

ТЕСТ для контроля.

  1. Жидкий металл при комнатной температуре
  1. Fe 2) Hg 3) Au 4) Li
  1. Среди перечисленных веществ укажите те, которые являются металлами: 1) Si 2) Be 3) B 4)Al 5)K 6) Ar 7) S 8) Sn. Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке возрастания.
  2. Неправильное суждение
  1. Все металлы обладают ковкостью
  2. Все металлы обладают металлическим блеском
  3. Все металлы обладают электропроводностью
  4. Все металлы – летучие вещества
  1. Какие из приведенных утверждений верны?

А. Атомы металлов имеют небольшое (1-3) число электронов на внешнем уровне.

Б. Для металлов характерно два вида связи: ионная и металлическая.

1) верно утверждение А

2) верно утверждение Б

3) Верны утверждения А и Б

4) Оба утверждения неверны

  1. Установите соответствие между металлом и его свойством. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующей буквам по алфавиту.

А) Ag 1) наиболее легкоплавкий

Б) Pd 2)наиболее электропроводный

В) W 3)наибольшая плотность

Г) Na 4)наибольший блеск

Образовательные ресурсы, необходимые для проведения урока

- Учебные ресурсы ( учебник, справочник, методические материалы, коллекции)

- Электронные ресурсы (презентации, мультимедийно е приложение к учебнику)

Урок в 8 классе по теме:" Простые вещества-металлы" ( О. С. Габриелян, 2 часа)

обобщить и систематизировать знания учащихся о металлической химической связи, познакомить с общими физическими свойствами металлов и основными областями их применения; выявить взаимосвязь между строением, свойствами и областями применения металлов.

продолжить формирование химического мышления, воображения, развития речи, памяти, познавательного интереса, самостоятельности, интеллекта, развивать умения работать индивидуально, закрепить умение работать с периодической системой Д.И.Менделеева.

развитие понятийного мышления, таких операций, как анализ, сравнение, обобщение, систематизация;

Формирование коммуникативных способностей , стремление к пониманию, взаимодействию и солидарности.

Задачи урока

  • актуализировать знания учащихся по теме: « Металлы»;
  • организовать работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
  • содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений;

Цель, адаптированная на ученика:

  • знать особенности строения атомов металлов, положение металлов ПСХЭ, физические свойства простых веществ-металлов и их применение
  • уметь работать с периодической системой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний .

Ведущий вид деятельности: игра, познание, общение

Место урока: 2 тема 1 урок : Простые вещества. Металлы

Методы и приемы : вступительный рассказ учителя, фронтальная лабораторная работа, индивидуальные задания, выполняемые у доски и в рабочих листах.

Оборудование: периодическая система Д.И.Менделеева, плакат «Строение кристаллической решетки металлов», коллекция “Металлы и сплавы”, прибор для работы с электрическим током.

Реактивы: Образцы металлов Cu, Al, Fe, Zn , золотое кольцо, серебряные и медные изделия .

1. Организационный момент.

Сегодня вы ребята станете главными участниками урока, каждый покажет свою неповторимость, красоту и индивидуальность. У Виноградова есть замечательные слова:

Как хорошо лицо своё иметь …

Тот смотрит робко, этот смотрит гордо,

Тот любит в лодке с удочкой сидеть

Другой в восторг приходит от крассворда…

За каждый правильный ответ в течение всего урока вы будете получать фишки – колбочки. А в конце урока подведем итоги.

2. Вводно-мотивационный этап

Химия – это наука о веществах их свойствах и превращениях.

А что называют веществами ?

Веществ в природе огромное количество, как же химики классифицируют вещества?

(Неорганические вещества делят на простые и сложные).

Какие вещества называют простыми?

(…….вещества образованные атомами одного химического элемента)

В свою очередь простые вещества делят на классы: металлы и неметаллы, с каким классом веществ вы сегодня познакомитесь? Чтобы ответить, назову подсказку.

На столе находятся тела из простых веществ: золотое кольцо, серебряный браслет, алюминиевый поднос, медный подсвечник, которые М. В, Ломоносов характеризовал « как светлое тело, которое ковать можно…»

( металлы) Конечно о металлах, молодцы!

Основной целью урока является приобретение вами знаний по изучаемой теме, применение полученных знаний в дальнейшем своем образовании на уроках химии, других смежных дисциплинах, в быту, а также для будущей профессиональной деятельности. C казанное подтверждается словами Гёте: « Просто знать- ещё не всё знания нужно использовать».

Это первый урок из пяти уроков темы «Простые вещества».

Познакомьтесь с планируемыми результатами обучения, то есть с тем, что вы должны знать и уметь по окончании урока. ( Учащиеся читают записи в рабочих листах, знать особенности строения атомов металлов, физические свойства, применение, уметь работать с периодической системой)

Я предлагаю вам сегодня поработать в рабочих листах, которые вы сдадите мне на следующем уроке для проверки (приложение 1).

В рабочих листах запишите фамилию и имя.

Каково происхождение слова “металл”? Откуда оно пришло к нам? Греческое слово имело значение "копь, жила, шахта", а позднее стало означать “рудник, руда”. В латинском языке слово “metallum” получило значение “руда и выплавляемый из неё металл” и уже в виде французского metal перекочевал в Россию.

На заре цивилизаций
Человек еще не знал,
Погружая камни в пламя,
Что он выплавит металл.
Что металл для человека
Будет важен, словно хлеб,
Не мечтал об этом даже
Первобытный человек.

Металлам в прошлые века приписывалось много чудодейственных свойств. Давайте посмотрим как древние алхимики обозначали металлы, ведь до XVIII века не было привычных для нас символов обозначения элементов. (рис. 41 стр70). Найдем элемент, который к металлам не относится.

Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово свинец…
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть родная мать!

Эти семь металлов посвящены 7 богам: золото – Аполлону ( солнцу, воскресенью), серебро – Диане (луне, понедельнику); медь – Венере (пятнице); железо – Марсу ( вторнику); олово – Юпитеру (четвергу); свинец – Сатурну (субботе); ртуть – Меркурию ( среде). Считалось, что металлов не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Когда в веке открыли сурьму, алхимики долго отказывались признать её металлом- ведь для неё не хватало на небе планеты.

3. Освоение нового материала

Вопрос : «Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева, особенности строения атома».

Но ведь чтобы начать изучение этих веществ, необходимо знать, что представляют собой химические элементы, которыми образованы эти вещества, поэтому, вначале мы рассмотрим положение этих элементов в периодической системе химических элементов и особенности строения атомов.

В ней много элементов:

Есть сера и свинец

Бериллий есть и кальций-

Всех не перечтёшь.

Нигде ты не найдёшь.

· Вещество состоит из молекул, молекулы из атомов. А из чего состоит атом? ( ядро и электронная оболочка).

· Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие атомов металлов и неметаллов?

· А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем энергетическом уровне? ( заряд ядра равен порядковому номеру элемента, число электронных уровней соответствует номеру периода, количество валентных электронов – номеру группы).

Вам нужно заполнить таблицу в рабочих листах (ребята самостоятельно заполняют таблицу).

Простые вещества -- металлы


Видеофрагмент помогает учащимся вспомнить особенности металлической связи, кроме этого, интересной для учеников станет историческая справка о металлах и их использовании. Большая часть урока посвящена физическим свойствам металлов, где наглядно и подробно с помощью иллюстраций показана особенность строения металлов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Простые вещества -- металлы"

Всего известно 114 химических элементов. Из них 92 относится к металлам.

С металлами люди знакомы очень давно. На смену каменному веку, пришел медный век, затем бронзовый, который сменился железным веком. Люди постоянно использовали металлы: для изготовления наконечников стрел и копий, из металлов делали мечи и щиты, посуду, плуги и многое другое. В древности для письма и рисования использовали свинцовые или серебряные палочки.


До наших дней сохранились серебряные рисунки Л. Да Винчи и других художников эпохи Возрождения.


Кроме того, металлам приписывалось множество чудодейственных свойств. Еще в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.

Золото наши предки связывали с Солнцем, серебро – с Луной, медь с Венерой, железо – с Марсом, олово – с Юпитером, свинец с Сатурном, ртуть – с Меркурием.

Поэтому алхимики, обозначения химических элементов металлов связывали с обозначениями планет.

В 1789 г. Лавуазье в своем «Начальном курсе химии» упоминал уже о 17 металлах. В начале 19 в. началось открытие платиновых металлов.


В настоящее время металлы и их сплавы широко используются человеком при изготовлении монет, памятников, титан используют как заменитель костной ткани; тантал – для сшивания нервов, ниобий используется для сшивания сухожилия и кровеносных сосудов.

Использование металлов


Для металлов характерна металлическая химическая связь. Эта связь обуславливает ряд свойств, характерных для металлов. Прежде всего, все металлы – твердые вещества, за исключением ртути. Это единственный металл, который находится в жидком состоянии.


Немаловажным свойством металлов является их пластичность. Это изменение формы под действием приложенной силы. Или ковкость, когда тоже меняется форма металла из-за механического воздействия. Эти свойства позволяют выкатывать металлы в листы, вытягивать их в проволоку. При этом слои смещаются относительно друг друга, но связь сохраняется благодаря «свободным» электронам. Самым пластичным металлом является золото. Один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной два километра.


Металлы обладают металлическим блеском. Свет поглощается поверхностью металла, и электроны начинают испускать свое излучение, которое мы воспринимаем как металлический блеск. Палладий, ртуть, серебро и медь лучше других отражают свет.

Наличие свободных электронов в металлах объясняет и такое их свойство, как электро- и теплопроводность. Лучшими проводниками электрического тока являются: серебро, медь, золото, алюминий.


Металлы различают и по твёрдости: самые мягкие это щелочные металлы (IА группа), самые твёрдые: хром, титан, молибден.

По плотности различают лёгкие металлы, у которых плотность меньше 5 г/см 3 . К таким относятся щелочные металлы. Тяжелыми считаются металлы, у которых плотность больше 5 г/см 3 . Самым тяжелым является осмий.

По температуре плавления металлы делятся на легкоплавкие, у которых эта температура меньше 1000 0 С, и тугоплавкие, у которых она больше 1000 0 С. Самым легкоплавким металлом является ртуть, а самым тугоплавким – вольфрам, из которого изготавливают нити накаливания для лампочек.


Это основные свойства металлов. Все их свойства зависят от строения, о котором вы узнаете в дальнейшем при изучении химии.

Читайте также: