Исследуя электрическое сопротивление металлической проволоки учитель на уроке собрал электрическую

Обновлено: 04.10.2024

Задания и ответы для реального ВПР 2020 по физике для 11 класса задание №11, которое пройдёт с 16 по 21 марта 2020 года (или в любой другой день). Одно из данных заданий будет у вас на всероссийской проверочной работе.

Смотрите также:

Ответы для задания №1 реального ВПР 2020 по физике 11 класс

Ответы для задания №3 реального ВПР 2020 по физике 11 класс

Ответы для задания №14 реального ВПР 2020 по физике 11 класс

1)Учитель на уроке проделал следующий опыт. Он поставил на тележку сосуд с водой, из которого вода капает в другой сосуд с узким горлышком, размещённый на той же тележке (см. рисунок). Учитель обратил внимание учащихся на тот факт, что капли одинаково попадают в подставленный сосуд и тогда, когда тележка покоится относительно демонстрационного стола, и тогда, когда она движется равномерно и прямолинейно относительно стола. С какой целью был проведён данный опыт?

Ответ: показать, что все инерциальные системы отсчёта равноправны. / Показать справедливость принципа относительности Галилея. / Показать, что во всех инерциальных системах отсчёта механические явления в одинаковых условиях протекают одинаково

2)Учитель на уроке провёл следующий опыт (см. рисунок). Он довёл до кипения воду в колбе и затем плотно её закрыл. Немного подождав, чтобы колба несколько остыла, он перевернул её и закрепил в штативе. Далее он начал поливать дно колбы холодной водой, в результате чего давление воздуха (и пара) в колбе резко упало. Вода в колбе бурно закипела, хотя её температура была ниже 100 °С.

Ответ: показать, что при уменьшении давления температура кипения понижается

3)При изучении падения тела под действием силы земного тяготения учитель проделал опыт с прибором «трубка Ньютона». При наличии воздуха в трубке дробинка падала в трубке быстрее пёрышка (см. рисунок). Однако, когда воздух из трубки откачали, падение в ней дробинки и пёрышка происходило одинаково. Какой вывод можно сделать на основании этого опыта?

Ответ: вблизи своей поверхности Земля всем телам сообщает одинаковое ускорение. (Воздух оказывает сопротивление движению, и это сопротивление зависит от формы тела.)

4)Учитель на уроке провёл следующий опыт (см. рисунок). Он поместил ватку, смоченную эфиром, на дно толстостенного прозрачного цилиндра. Затем очень быстро вдвинул в цилиндр поршень. При этом смесь воздуха с парами эфира нагрелась так сильно, что ватка воспламенилась. Какой вывод можно сделать по результатам проведённого опыта?

Ответ: при адиабатном сжатии газ нагревается. / В отсутствие теплопередачи газ нагревается при сжатии

5)Исследуя электрическое сопротивление металлической проволоки, учитель на уроке собрал электрическую цепь, представленную на рисунке. При передвижении ползунка К вдоль проволоки учащиеся наблюдали изменение яркости свечения лампы накаливания.

Ответ: показать, что электрическое сопротивление проводника / металлической проволоки зависит от длины проводника

6)Учитель на уроке провёл следующий опыт. В аквариум он налил воды, добавил каплю молока и перемешал воду, чтобы она стала мутной. Затем при помощи шланга, опущенного в нижнюю часть аквариума, добавил раствор соли. Плотность раствора больше плотности воды, поэтому раствор соли заполнил нижнюю часть аквариума. При этом жидкости частично перемешались друг с другом, и в аквариуме образовалась неоднородная среда. Когда учитель направил на аквариум лучи от лазеров, учащиеся могли наблюдать ход световых лучей.

Ответ: показать, что в неоднородной среде закон прямолинейного распространения света не выполняется. / В неоднородной среде свет распространяется криволинейно

7)Исследуя электрическое сопротивление металлической проволоки, учитель в электрическую цепь последовательно к лампе накаливания подключал одинаковые по размеру спирали, сделанные из разных материалов (см. рисунок). При подключении железной спирали можно было наблюдать некоторое ослабление свечения лампы накаливания. При подключении нихромовой спирали свечение лампы накаливания ослабевало в значительно большей степени.

Ответ: показать, что электрическое сопротивление проводника / металлической проволоки зависит от вещества, из которого изготовлен проводник

8)Учитель на уроке провёл следующий опыт. В аквариум он налил воды, добавил каплю молока и перемешал воду, чтобы она стала мутной и рассеивала свет лазерного луча. Когда он направил на аквариум лучи от лазеров, учащиеся могли наблюдать ход светового луча при переходе из воздуха в воду. Какой вывод можно сделать на основании проведённого опыта? Ответ: свет преломляется на границе раздела прозрачных сред. ИЛИ В однородной среде свет распространяется прямолинейно

9)Учитель на уроке провёл серию опытов по преломлению светового луча на границе различных прозрачных сред: воздух–вода и воздух–стекло (см. рисунок). Какой вывод можно сделать на основании проведённых опытов? Ответ: абсолютный показатель преломления у стекла больше, чем у воды. / Преломление зависит от оптических свойств среды.

10)Учитель на уроке проделал следующий опыт. Он поместил электрический звонок под стеклянный колокол, соединённый с воздушным насосом. Включив звонок, он начал откачивать воздух. По мере откачивания звук становился всё тише, хотя сквозь стекло было видно, что молоточек по-прежнему ударяет в чашку звонка. Какой вывод можно сделать по результатам данного опыта? Ответ: звук не распространяется в вакууме. / Для распространения звуковой волны необходима упругая среда

11)Учитель на уроке проделал следующий опыт. Он налил в стакан горячую воду и опустил в неё термометр, далее он измерял температуру каждую минуту и получил следующий график. Температура в классной комнате равнялась 20 °С. Учитель обратил внимание учащихся на изменение разницы между температурой воды и температурой окружающей среды с течением времени. Какой вывод можно сделать по результатам рассмотренного опыта?

Ответ: скорость остывания воды зависит от разности температур воды и окружающей среды. / Скорость теплопередачи уменьшается при уменьшении разности температуры тел, участвующих в теплопередаче.

12)Учитель на уроке закрыл пробкой колбу и через шланг подсоединил её к жидкостному U-образному манометру (см. рисунок). Затем он поместил колбу над огнём спиртовки и обратил внимание учащихся на показания манометра. С какой целью был проведён данный опыт?

Ответ: показать, что давление газа зависит от его температуры. / Показать, что при нагревании давление газа увеличивается. / При нагревании газ расширяется

13)Учитель на уроке довёл воду в стакане до кипения. В процессе кипения воды (до практически полного её испарения) учащиеся следили за показаниями термометра. Показания не изменялись. С какой целью был проведён данный опыт?

Ответ: показать, что температура жидкости в процессе её кипения не изменяется

14)Учитель на уроке закрыл пробкой колбу и через шланг подсоединил её к жидкостному U-образному манометру (см. рисунок). Затем он поместил колбу в сосуд со льдом и обратил внимание учащихся на показания манометра. С какой целью был проведён данный опыт?

Ответ: показать, что давление газа зависит от его температуры. / Показать, что при охлаждении давление газа уменьшается. / При охлаждении газ сжимается.

15)При изучении выталкивающей силы, действующей со стороны жидкости на погружённое в неё тело, учитель на уроке провёл опыт с прибором «ведёрко Архимеда» (см. рисунок). Основные его части следующие: пружина со стрелкой 1, ведёрко 2, цилиндр 3, отливной сосуд 4, стаканчик 5. Учитель зафиксировал растяжение пружины при подвешивании к ней ведёрка и цилиндра. При погружении цилиндра в сосуд с водой растяжение пружины из-за действия выталкивающей силы уменьшилось.

Ответ: показать, что выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело, равна модулю веса вытесненной телом жидкости. / Проверить закон Архимеда

16)На уроке учитель проделал опыт с прибором «куб Лесли» (см. рисунок). Этот прибор представляет собой пустой медный куб с различными поверхностями его четырёх сторон. Учитель налил в куб горячую воду и поместил на некотором расстоянии от стороны, окрашенной в чёрный цвет, термостолбик, подсоединённый к чувствительному гальванометру. (Термостолбик предназначен для регистрации инфракрасного излучения.) Затем на том же расстоянии он поместил термостолбик от стороны, окрашенной в белый цвет. Большее отклонение стрелки гальванометра оказалось в случае, когда термостолбик был повёрнут к чёрной поверхности.

Ответ: показать, что интенсивность излучения тела зависит от его цвета

17)Учащиеся на уроке последовательно подвешивали к пружине динамометра грузы равной массой, исследуя зависимость удлинения пружины от количества подвешиваемых грузов.С какой целью проводился данный опыт?

Ответ: исследовать закон Гука / закон упругой деформации. / Показать, что сила упругости увеличивается с увеличением деформации

18)Учитель на уроке закрепил на двух проволоках одинаковых длины и толщины, сделанных из меди и стали, маленькие гвоздики при помощи воска (см. рисунок). Затем он укрепил проволоки так, чтобы их концы попали в пламя свечи. Через некоторое время учитель обратил внимание учащихся на тот факт, что гвоздики с медной проволоки начали падать раньше. Какой вывод можно сделать по результатам этого опыта?

Ответ: теплопроводность меди выше теплопроводности стали. / Разные вещества обладают разной теплопроводностью

19)Изучая свойства световой волны, учитель на уроке провёл опыты с кристаллами турмалина (одноосными прозрачными кристаллами зелёной окраски, изготовленными в форме пластины, см. рисунок). Он направил перпендикулярно поверхности пластины пучок света от электрической лампы, при этом свет частично ослаб по интенсивности и приобрёл зеленоватую окраску. Далее пучок света был направлен через второй точно такой же кристалл турмалина, параллельный первому. При одинаково направленных осях кристаллов световой пучок несколько более ослаблялся за счёт поглощения во втором кристалле. Но когда учитель начал вращать второй кристалл, оставляя первый неподвижным, то наблюдалось удивительное явление – гашение света. И когда оси кристаллов были перпендикулярны друг другу, свет через вторую пластину не проходил совсем.

Ответ: показать, что световая волна является поперечной. Показать возможность поляризации световых волн

20)Учитель на уроке провёл следующие опыты. В стеклянную трубку с резиновым дном он поочерёдно наливал различные жидкости равного объёма (см. рисунок). Он обратил внимание учащихся на прогиб дна при наливании различных жидкостей.

Ответ: показать, что гидростатическое давление в жидкости зависит от плотности жидкости

21)Ученик исследовал зависимость силы трения бруска по поверхности стола от веса бруска с грузами. В эксперименте брусок перемещали равномерно и прямолинейно по горизонтальной поверхности с помощью динамометра. Погрешность измерения сил равна 0,05 Н. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Каков приблизительно коэффициент трения скольжения бруска с грузом по поверхности, на которой проводился эксперимент?

Ответ: любое значение в интервале от 0,19 до 0,23

22)Ученик исследовал зависимость силы трения бруска по поверхности стола от массы бруска с грузами. В эксперименте брусок перемещали равномерно и прямолинейно по горизонтальной поверхности с помощью динамометра. Погрешность измерения силы трения равна 0,1 Н, а массы бруска – 10 г. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Каков приблизительно коэффициент трения скольжения тела по поверхности, на которой проводился эксперимент?

Ответ: любое значение в интервале от 0,27 до 0,33

23)Ученик исследовал зависимость изменения длины пружины от массы груза, подвешенного к пружине. Груз неподвижен. Погрешность измерения длины пружины равна 0,2 см, а массы тела – 1 г. Результаты измерений представлены в таблице. Какова приблизительно жёсткость пружины?

Ответ: любое значение в интервале от 49 до 64 Н/м

24)Ученик исследовал зависимость изменения длины пружины от массы груза, подвешенного к этой пружине. Груз неподвижен. Погрешность измерения длины пружины равна 0,2 см, а массы тела – 1 г. Результаты измерений представлены в таблице. Какова приблизительно жёсткость данной пружины?

Ответ: любое значение в интервале от 35 до 43 Н/м

25)Ученик исследовал зависимость силы Архимеда от объёма погруженной в жидкость части тела. В таблице представлены результаты измерений объёма погруженной части тела и силы Архимеда с учётом погрешностей измерений. Какова приблизительно плотность жидкости, в которую опускали тело?

Ответ: любое значение в интервале от 928 до 1110 кг/м3

26)Ученик исследовал зависимость силы Архимеда от объёма погруженной в жидкость части тела. В таблице представлены результаты измерений объёма погруженной части тела и силы Архимеда с учётом погрешностей измерений. Какова приблизительно плотность жидкости, в которую опускали тело?

Ответ: любое значение в интервале от 1100 до 1297 кг/м3

27)Космонавты исследовали зависимость силы тяжести от массы тела на посещенной ими планете. В таблице представлены результаты измерений массы тела и силы тяжести с учётом погрешностей измерений.

Ответ: любое значение в интервале от 9,1 до 11,0 м/с2

28)Космонавты исследовали зависимость силы тяжести от массы тела на посещённой ими планете. В таблице представлены результаты измерений массы тела и силы тяжести с учётом погрешностей измерений. Каково приблизительно ускорение свободного падения на планете?

Ответ: любое значение в интервале от 14,0 до 16,5 м/с2

29)Ученик исследовал зависимость силы Архимеда от объёма погруженной в жидкость части тела. Погрешность измерения силы Архимеда равна 2,5 мН, а объёма тела – 0,05 см3 . Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Какова приблизительно плотность жидкости, в которую опускали тело?

Ответ: любое значение в интервале от 720 до 940 кг/м3

30)Ученик исследовал зависимость силы Архимеда от объёма погруженной в жидкость части тела. Погрешность измерения силы Архимеда равна 4 мН, а объёма тела – 0,1 см3 . Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Какова приблизительно плотность жидкости, в которую опускали тело?

Ответ: любое значение в интервале от 780 до 1000 кг/м3

31)Ученик исследовал зависимость удлинения пружины от массы груза, подвешенного к пружине. Груз неподвижен. Погрешность измерения длины пружины равна 0,25 см, а массы тела – 5 г. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Каков приблизительно коэффициент упругости пружины?

Ответ: любое значение в интервале от 67 до 81 Н/м

32)Ученик исследовал зависимость изменения длины пружины от силы, приложенной к пружине. Погрешность измерения длины пружины равна 0,2 см, а силы – 0,1 Н. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике.

Ответ: любое значение в интервале от 60 до 76 Н/м

33)Космонавты исследовали зависимость силы тяжести от массы тела на посещённой ими планете. Погрешность измерения силы тяжести равна 0,2 Н, а массы тела – 10 г. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Каково приблизительно ускорение свободного падения на планете?

Ответ: любое значение в интервале от 13,5 до 18,5 м/с2

34)Ученик исследовал зависимость силы трения от массы тела, перемещая его равномерно и прямолинейно по горизонтальной поверхности. Погрешность измерения силы трения равна 0,05Н, а массы тела – 5 г. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Каков приблизительно коэффициент трения скольжения тела по поверхности, на которой проводился эксперимент?

Ответ: любое значение в интервале от 0,25 до 0,38

35)Космонавты исследовали зависимость силы тяжести от массы тела на посещённой ими планете. Погрешность измерения силы тяжести равна 5 Н, а массы тела – 50 г. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Каково приблизительно ускорение свободного падения на планете?

Ответ: любое значение в интервале от 14,3 до 17,9 м/с2

36)Космонавты исследовали зависимость силы тяжести от массы тела на посещённой ими планете. Погрешность измерения силы тяжести равна 0,25 Н, а массы тела – 5 г. Результаты измерений с учётом их погрешности представлены на графике. Каково приблизительно ускорение свободного падения на планете?

Ответ: любое значение в интервале от 7,2 до 8,8 м/с2

37)С помощью мензурки измеряли объём жидкости. Погрешность измерений объёма равна цене деления шкалы мензурки. Запишите в ответ объём жидкости в мензурке с учётом погрешности измерений.

Ответ: (300 ± 25) мл

38)С помощью ручного силомера измеряли силу, с которой человек сжимает пружину силомера (см. рисунок). Цена деления шкалы силомера равна 10 Н. Погрешность измерения силы равна цене деления шкалы. Запишите в ответ показания силомера с учётом погрешности измерений.

Ответ: (115 ± 10) или (110 ± 10) или (120 ± 10) Н

39)С помощью мензурки измеряли объём жидкости. Погрешность измерений объёма равна цене деления шкалы мензурки (см. рисунок). Запишите в ответ объём жидкости в мензурке с учётом погрешности измерений.

Ответ: (210 ± 5) или (212 ± 5) или (215 ± 5) мл

40)С помощью ручного силомера измеряли силу, с которой человек сжимает пружину силомера (см. рисунок). Цена деления шкалы силомера равна 10 Н. Погрешность измерения силы равна цене деления шкалы. Запишите в ответ показания силомера с учётом погрешности измерений.

Ответ: (350 ± 10) Н

41)С помощью ручного силомера измеряли силу, с которой человек сжимает пружину силомера (см. рисунок). Цена деления шкалы силомера равна 20 Н. Погрешность измерения силы равна цене деления шкалы. Запишите в ответ показания силомера с учётом погрешности измерений.

Ответ: (740 ± 20) Н

42)С помощью амперметра проводились измерения силы тока в электрической цепи (см. рисунок). Погрешность измерений силы тока равна цене деления шкалы амперметра.

ВПР 2020 по физике 11 класс реальные задания и ответы для задания №11

Конспект лабораторной работы "Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины и площади поперечного сечения. Измерение удельного сопротивления металла"

Цель урока: научиться экспериментально устанавливать зависимость между физическими величинами; экспериментально находить сопротивление вещества.

Планируемые результаты:

v вспомнить закон Ома, правила соединения амперметра и вольтметра в электрическую цепь;

v научиться измерять удельное сопротивление проводника;

v проверить на опыте, что сопротивление проводника зависит его длины и площади поперечного сечения.

· Метапредметные:

v осуществлять контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов;

v формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

v объяснять физическую природу электрического тока и условия его возникновения и существования;

v устанавливать причинно-следственные связи;

v строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания.

v формирование самостоятельности в приобретении новых знаний;

v использование приобретенных знаний в повседневной жизни;

v формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники.

Оборудование урока : учебник О.Ф. Кабардина «Физика. 8 класс», источник постоянного тока, три проволочных резистора, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода .

1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Учитель отмечает отсутствующих на уроке.

2. Проверка домашнего задания

Проверка выполнения домашних задач.

3. Постановка целей. Мотивация учебной деятельности учащихся

Давайте, определим цели нашего урока:

- вспомнить закон Ома, правила соединения амперметра и вольтметра в электрическую цепь;

- научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра;

- проверить на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.

4. Актуализация знаний

а) Электрический ток. Сила тока

- что называется (это упорядоченное движение заряженных частиц)

- причины возникновения (наличие свободных зарядов, наличие ЭП)

- какой буквой обозначается (I)

- в каких единицах измеряется (A)

- каким прибором измеряется (амперметр)

- как определить цену деления прибора (берем 2 соседних деления, обозначенных цифрами, из большего отнимаем меньшее и делим на кол-во делений между ними)

- как этот прибор включается в электрическую цепь (последовательно)

- чем характеризуется (ЭП)

- какой буквой обозначается (U)

- в каких единицах измеряется (B)

- каким прибором измеряется (вольтметр)

- как этот прибор включается в электрическую цепь (параллельно)

- от каких величин зависит величина сопротивления (от силы тока и напряжения)

- какой буквой обозначается (R)

- в каких единицах измеряется (Ом)

- прибор для исследования сопротивления (резистор)

г) удельное сопротивление проводника

- от каких величин зависит величина удельного сопротивления (от длины проводника, площади поперечного сечения и электрического сопротивления)

- какой буквой обозначается ( ρ )

- в каких единицах измеряется (Ом*мм 2 /м)

Согласно закону Ома: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

Как можно выразить отсюда сопротивление?

.

5. Ход работы

Ученик во время работы должен:

- быть внимательным, дисциплинированным, осторожным,

точно выполнять указания учителя;

- перед включением тока пригласить учителя;

- не допускать «зашкаливания» приборов;

- включать установку лишь для измерений, наблюдений, а после этого отключить её;

- для включения и выключения тока в цепи использовать только выключатели;

- без проверки учителем электрической цепи, ток не включать.

Часть 1

2. Вычислите электрическое сопротивление резистора R 2 . Запишите результат вычислений в таблицу.

3. Соберите электрическую цепь из металлической проволоки длиной 2 l 0 и площадью поперечного сечения 0,1 мм 2 из двух последовательно соединенных резисторов. Измерьте напряжение U на двух резисторах и силу тока I в цепи. Вычислите электрическое сопротивление двух резисторов, соединенных последовательно. Запишите результаты измерений и вычислений в таблицу.

d, мм

S, мм 2

U, В

I, A

R=U/I, Ом

4. Соберите электрическую цепь резистором R 1 из металлической проволоки длиной l 0 , диаметром 0,25 мм и площадью поперечного сечения 0,05 мм 2 . Измерьте напряжение U на резисторе R 1 и силу тока I в цепи. Запишите результаты измерений и вычислений в таблицу.

5. Сделайте вывод, как зависит электрическое сопротивление R однородного проводника от его длины l и площади поперечного сечения S .

Часть 2

1. Измерьте длину одного витка l 1 провода резистора. Сосчитайте число витков n и вычислите длину l проволоки.

2. По диаметру проволоки, указанному на подставке, вычислите площадь поперечного сечения S проволоки по формуле

3. По найденным значениям электрического сопротивления R , длины проволоки l и площади поперечного сечения S вычислите удельное электрическое сопротивление ρ материала проволоки:

4. Выразите полученный результат в микроомах на метр (мкОм ∙ м). Сравните полученный результат с табличными значениями удельного электрического сопротивления различны металлов, и попробуйте определить, из какого металла изготовлена проволока данного резистора.

5. Сформулируйте общий ВЫВОД.

6. Первичное закрепление

Как изменяется сопротивление проводника при увеличении его длины? (Увеличивается)

• Как изменяется сопротивление проводника при увеличении площади поперечного сечения? (Уменьшается)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

8. Рефлексия

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Бассейн».)

Каждый ученик с помощью стикера указывает свою фамилию на нарисованном на ватмане бассейне. Названия уровней бассейна:

Тренировочный вариант 1 ВПР 2021 по физике 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

сила тока, альфа-распад, ускорение, жёсткость пружины, электризация тел, диффузия

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий: Перечень понятий
Название группы понятий: Перечень понятий

Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях.
Запишите в ответе их номера.
1) Центростремительная сила, действующая на материальную точку, всегда направлена по радиусу к центру дуги окружности и касательно к траектории движения.
2) В идеальной тепловой машине КПД определяется температурой нагревателя и температурой холодильника.
3) В процессе электризации трением два тела приобретают разноимённые по знаку, но одинаковые по модулю заряды.
4) Явление радуги обусловлено исключительно особыми свойствами солнечного света, поэтому её можно наблюдать не только на Земле, но и на Луне, и на Марсе.
5) Фотоэффект в металлах вызывается исключительно видимым светом, явление не возникает при действии ультрафиолетового излучения.

Ниже приведено описание одного из явлений: «Быстро пролетают в поле зрения микроскопа мельчайшие частицы, почти мгновенно меняя направление движения. Медленнее продвигаются более крупные частицы, но и они постоянно меняют направление движения.
Большие частицы практически толкутся на месте». Какое явление описано в этом тексте?
Ответ:

В калориметр с холодной водой температурой 15 °С погрузили медный цилиндр, нагретый до температуры 60 °С. В результате в калориметре установилась температура 30 °С. Затем вместо медного цилиндра в калориметр с той же массой холодной воды той же температуры погрузили цинковый цилиндр такой же массы, нагретый до температуры 60 °С. Удельная теплоёмкость меди равна удельной теплоёмкости цинка. Какая температура установится в калориметре с цинковым цилиндром (выше, ниже или равная 30 °С)?

Полому металлическому телу на изолирующей подставке (см. рисунок) сообщён отрицательный заряд. Каково соотношение между потенциалами точек А и В?

Ответ:

Какая частица Х образуется в ядерной реакции?

К моменту окончания сгорания заряда дымного пороха ядро продвинулось в стволе пушки на 2/3 его длины (см. рисунок). Как с этого момента и до вылета ядра из ствола изменились давление и внутренняя энергия пороховых газов? Теплообменом между стволом пушки и пороховыми газами пренебречь.


Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Давление пороховых газов: …
Внутренняя энергия пороховых газов: …

На рисунке представлен график зависимости температуры вещества от времени его нагревания при неизменной мощности нагревателя. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии.


Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе
их номера.
1) Температура плавления вещества равна 300 ºС.
2) В интервале времени от 10 до 30 мин. внутренняя энергия вещества увеличивалась.
3) Теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии в 1,5 раза больше теплоёмкости вещества в жидком состоянии.
4) Через 40 мин. от начала нагревания всё вещество находилось в жидком состоянии.
5) Плавление вещества продолжалось 20 мин.

Космический аппарат выдерживает внешнее давление, соответствующее давлению при погружении в море до глубины 800 м. Плотность морской воды равна 1030 кг/м3. В атмосфере каких из планет земной группы Солнечной системы мог бы работать аппарат, не испытывая механических повреждений? 1 атм. = 101 300 Па.


Запишите решение и ответ.
Решение:
Ответ:

С помощью амперметра проводились измерения силы тока в электрической цепи.
Использовалась шкала с пределом измерения 40 А (см. рисунок). Погрешность измерений силы тока равна цене деления шкалы амперметра.


Запишите в ответе показания амперметра с учётом погрешности измерений.
Ответ: ___________________________ А.

Исследуя электрическое сопротивление металлической проволоки, учитель в электрическую цепь последовательно к лампе накаливания подключал одинаковые по размеру спирали, сделанные из разных материалов (см. рисунок). При подключении железной спирали можно было наблюдать некоторое ослабление свечения лампы накаливания. При подключении нихромовой спирали свечение лампы накаливания ослабевало в значительно бо́льшей степени.


С какой целью был проведён данный опыт?
Ответ:

Вам необходимо исследовать, зависит ли сила трения скольжения, действующая между деревянным бруском и горизонтальной поверхностью, от рода поверхности. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):
− деревянный брусок;
− набор из трёх грузов по 100 г каждый;
− динамометр;
− три направляющих (деревянная, алюминиевая и полиэтиленовая).


В ответе:
1. Опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ:

Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
А) полупроводниковый фоторезистор
Б) масс-спектрограф

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1) действие электрического поля на покоящийся заряд
2) действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу
3) зависимость электропроводности полупроводника от температуры
4) зависимость электропроводности полупроводника от уровня освещенности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А:… Б:…

Прочитайте фрагмент технического описания газового котла и выполните задания 14 и 15.

Газовый котёл предназначен для системы водяного отопления дома. Пламя газовой горелки нагревает воду. Нагретая вода поступает вверх в прямую трубу отопления, остывшая в батареях вода поступает снизу по обратной трубе в котёл. При естественной циркуляции воды в системе отопления котёл располагают ниже приборов отопления (батарей) в подвальном помещении. При работе котла вода то расширяется, то сжимается, «избыток» воды поступает в расширительный бак по отводу прямой трубы отопления.
В простейших конструкциях розжиг запальника, пламя которого омывает термопару, производится вручную в течение 10–20 с. Нагретая до высокой температуры термопара вырабатывает ЭДС, создающую ток в электромагните системы автоматики, которая открывает клапан впуска газа. Продукты сгорания выводятся через дымогарную трубу.
Существуют требования по обеспечению тяги: если тяга ниже минимальной, то датчик тяги отключает подачу газа. Температура воды в котле не должна превышать 95 ºС, для визуального контроля используют ртутный термометр, закреплённый в латунном гнезде, вмонтированном в котёл.


Почему газовый котёл располагают ниже приборов отопления при естественной циркуляции воды?
Ответ:

Почему, если гаснет запальник, то автоматически прекращается работа газового котла?
Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 16, 17 и 18.

Рентгеновское излучение − это электромагнитные волны, энергия фотонов которых
лежит на шкале электромагнитных волн между ультрафиолетовым излучением и гамма-
излучением.
Рентгеновские лучи возникают всегда, когда движущиеся с высокой скоростью
электроны тормозятся материалом анода (например, в газоразрядной трубке низкого
давления). Часть энергии, не рассеивающаяся в форме тепла, превращается в энергию
электромагнитных волн (рентгеновские лучи).
Есть два типа рентгеновского излучения: тормозное и характеристическое. Тормозное
рентгеновское излучение не является монохроматическим, оно характеризуется
разнообразием длин волн, которое может быть представлено сплошным (непрерывным)
спектром.
Характеристическое рентгеновское излучение имеет не сплошной, а линейчатый
спектр. Этот тип излучения возникает, когда быстрый электрон, достигая анода, выбивает
электроны из внутренних электронных оболочек атомов анода. Пустые места в оболочках
занимаются другими электронами атома. При этом испускается рентгеновское излучение с
характерным для материала анода спектром энергий.
Монохроматическое рентгеновское излучение, длины волн которого сопоставимы с
размерами атомов, широко используется для исследования структуры веществ. В основе
данного метода лежит явление дифракции рентгеновских лучей на трёхмерной
кристаллической решётке. Дифракция рентгеновских лучей на монокристаллах была открыта
в 1912 г. М. Лауэ. Направив узкий пучок рентгеновских лучей на неподвижный кристалл, он
наблюдал на помещённой за кристаллом пластинке дифракционную картину, которая
состояла из большого количества расположенных в определённом порядке пятен.
Дифракционная картина, получаемая от поликристаллического материала (например,
металлов), представляет собой набор чётко обозначенных колец. От аморфных материалов
(или жидкостей) получают дифракционную картину с размытыми кольцами.

Какой из типов рентгеновского излучения имеет непрерывный спектр?
Ответ:

На рисунках представлены дифракционные картины, полученные на монокристалле, металлической фольге и воде. Какая из картин соответствует дифракции на металле?


Меняется ли, и если меняется, то как максимальная частота излучения при торможении электронов на аноде газоразрядной трубки, если увеличить напряжение между катодом и анодом? Ответ поясните.
Ответ:

Название группы понятий: Перечень понятий
Физические величины: Сила тока, жёсткость пружины, ускорение
Физические явления: Альфа-распад, электризация тел, диффузия

Читайте также: