Из чьего металла сделана статуя свободы

Обновлено: 02.05.2024

Совсем недавно мы с вами выясняли КАКАЯ СТОПА У СТАТУИ СВОБОДЫ ?. А вот смотрите еще какая тема бродит по сети :

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости. Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года. «Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран. Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым. Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки:

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок — к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя. Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море. При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories. Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники. Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь». Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год. Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы. У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода. Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей». При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье. «Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов. Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже. В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле. В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди. Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П. Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар. Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи. Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе. Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков». С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами. Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна. Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции. В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков. Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов. На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом. После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек МЕЧТАЛ СОЗДАТЬ НЕЧТО ВЕЛИКОЕ, а вот самый большой обработанный камень в мире. Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например КАК РОССИЯ ПРОДАВАЛА АЛЯСКУ

masterok


А вы знаете, что в руках у «Статуи свободы»? Вроде бы должна быть Конституция США, а может Декларация независимости. Или нет?

Создателем статуи является французский скульптор по имени Фредерик Бартольди, а саму идею приписывают мыслителю Эдуарду де Лабулэ. По задумке она была презентом от французов США к годовщине Декларации Независимости, которой в 1876 году исполнялось 100 лет. Но в действительности скульптура появилась на 10 лет позже.

Согласно договоренности, Франция создает и устанавливает статую в Америке, а США занимается изготовлением пьедестала для нее. Но обеим странам не хватало средств. Для их накопления французы принимали благотворительные взносы, устраивали розыгрыши, развлекательные мероприятия. Американцы организовывали аукционы, бои боксеров, представления.

Интересный факт: существует версия, что скульптор создавал эскизы для статуи по образу Изабеллы Бойер – вдовы американского изобретателя Исаака Зингера, основателя компании «Сингер». По другой версии лицо статуи он создал по портрету своей матери.

В проектировании участвовали и инженеры, в том числе Гюстав Эйфель, в будущем – создатель Эйфелевой башни. Инженеры занимались конструктивными вопросами.


Примечательно, что первой из всей конструкции статуи появилась именно рука, держащая факел. Бартольди продолжал работу над проектом и одновременно занимался созданием правой руки.


Эта часть была презентована в 1876 на выставке в Филадельфии. Посетители имели возможность подняться на балкон (факел). Позже рука выставлялась в Мэдисон-сквер, и только после этого ее соединили с остальным монументом во Франции.


Все работы по созданию скульптуры были окончены в 1884. Готовую скульптуру разделили на 350 компонентов и отправили в Америку судном. Доставили ее 17 июня 1885. Однако к возведению пьедестала еще даже не приступили в связи с недостатком денег. Архитектором постамента выступил Ричард Моррисон Хант. Возводили его с августа 1885 по апрель 1886. Сборка всей статуи заняла 4 месяца. 28 октября 1886 ее открыли с выступлением президента Гровера Кливленда.


Статуя построена из нескольких материалов: меди, стали, гранита и бетона. Сталь используется в качестве каркаса, медь – основа одежды, головы, рук и ног. Языки пламени украшены золотом. Основа скульптуры – бетонное основание, поверх которого установлен гранитный пьедестал.

Внешне она изображает женщину в наряде, который напоминает хитон. Одеждой покрыто почти все тело за исключением головы и конечностей. Женщина стоит на разломанных кандалах. Голова украшена короной, которая состоит из ободка и 7 лучей. Лучи обозначают 7 континентов и 7 морей (Мировой океан).

Технические параметры: высота всей конструкции – 93 м; статуя – 46 м; вес статуи – более 200 тонн; постамент – 27 000 тонн.

В одной руке женщины находится факел с пламенем, а в другой – вовсе не книга, а скрижаль. Это каменная табличка, на которой отчетливо можно рассмотреть текст: «JULY IV MDCCLXXVI». Он обозначает 4 июля 1776 – принятие Декларации независимости Соединенных Штатов. Скрижаль имеет параметры: 7,19 м, 4,14 м и 0,61 м.

Статуя Свободы: почему главный символ США сделан из русского металла


Подаренная американцам французами прославленная статуя Свободы, официальное название которой «Свобода, озаряющая мир», создавалась на протяжении 10 лет. Внушительные размеры этого памятника требовали большого количества строительных и отделочных материалов, часть которых, по мнению, определённого круга исследователей, могла иметь российское происхождение.

Символ независимой Америки

Идея художественного воплощения победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США 1861-1865 годах, принадлежала французскому политическому деятелю и мыслителю Эдуарду Рене Лефевру де Лабулэ, с которой он поделился со скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.

Однако чёткого заказа на её возведение со стороны Лефевра не было, а засевшая в голове у Бартольди мысль, в конечном счёте, воплотилась в создание гигантской статуи, которая должна была стать подарком от Франции Соединённым Штатам Америки, приуроченным к столетнему юбилею подписания декларации независимости Америки в 1876 году.

По договорённости пьедестал под статую Свободы должны были возвести американцы, а скульптуру — французы, но, поскольку ни у одной из сторон не было достаточных средств для выполнения взятых на себя обязательств, пришлось прибегать к помощи благотворителей, устраивать сбор денег через аукционы, театральные представления, спортивные соревнования.

Создав макет медного колосса, Бартольди обратился за инженерной помощью к Гюставу Эйфелю, которому была поручена разработка массивной стальной опоры и поддерживающего промежуточного каркаса, предназначенного для свободного крепления медной оболочки.

По официальным данным общий вес бетонного основания статуи Свободы составлял 27 000 тонн, на связку каркаса было потрачено 125 тонн стали, а на обшивку — 31 тонна меди.

К слову, именно медь, по некоторым источникам, является связующим звеном между Российской империей и главным скульптурным символом США.

Российская медь

Огромная по меркам XIX века партия меди, требовавшаяся на облицовку дамы, символизировавшей торжество демократии, единовременно могла быть поставлена лишь с двух производств: норвежского рудника Виснес, расположившегося на острове Кармёй, и российских уральских заводов, принадлежавших семье Демидовых. На сегодняшний день не сохранился ни один документ, свидетельствующий о месте происхождения этой меди.

Исследователи, в 1985 году занимавшиеся изучением состава обшивки статут Свободы, пришли к выводу, что основная масса сырья по своим химическим свойствам схожа с тем, что добывалась на норвежском месторождении, где переплавкой меди занималась французская компания. Кроме того были обнаружены следы меди из испанского рудника Уельве, немецкого Мансфилда и британского Суонси.

Однако, историки-энтузиасты, полагают, что данные этого эксперимента могли быть искажены, чтобы в период противостояния между США и СССР не выяснилось, что центральный символ Америки, по сути, отлит из нижнетагильской меди.
В пользу этой версии говорит тот факт, что в 1870-х годах Российская империя была крупнейшим производителем меди в мире, а подавляющая часть уральских рудников принадлежала промышленникам из рода Демидовых. О нижнетагильской меди было известно в разных уголках планеты, её же ещё в 1834 году использовали при реконструкции кровли Вестминстерского дворца в Лондоне.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что на проходившей в 1867 году в Париже международной выставке, которая в сущности являлась самой обширный торговой площадкой того времени, демидовская медь была удостоена золотой медали. К слову, на европейских биржах высоко ценившаяся российская медь именовалась «Старый соболь», потому что на её клейме красовался именно этот зверёк. И было бы странно, если бы материал такого качества был проигнорирован французским скульптором Бартольди, тем более, что его коллега Эйфель при строительстве уже своей Эйфелевой башни в 1887 году активно использовал российский металл.

Учёный геолог-минералолог Миниахметов Муталов, как и работники Высокогорского горно-обогатительного комбината, тоже настаивают на том, что медь для статуи Свободы была куплена на нижнетагильских рудниках Демидовых.

Открытое в 1814 году на горе Выйской месторождение к 1850 году производило до 10 000 тонн меди в год, в то время как её главный конкурент — норвежская шахта Веснес демонстрировала показатель в 3000 тон. Кроме того, во Франции прекрасно знали о качестве и особенностях российской меди, ведь на уральских заводах Демидова стажировалось и работало немало французских специалистов, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архиве XIX века контракты с иностранными гражданами. Достоверно известно, что администратором нижнетагильского производства был француз Бокар, а личным консультантом Демидовых выступал горный инженер Лепле, также имевший подданство Франции. Подобное тесное сотрудничество, безусловно, способствовало лёгкому налаживанию торговых связей и поставке металла на западный рынок.

Конспирологическая версия

Согласно конспирологической версии создание статуи Свободы было инициировано масонами по обе стороны океана, а поскольку владелец российских медных заводов Павел Павлович Демидов тоже принадлежал к их ордену, он совершенно спокойно мог получить заказ на столь масштабный строительный проект от своих соратников.

Украсив Вашингтон Капитолием и прочими памятниками с масонской символикой, члены нью-йорской Великой Ложи стали финансировать серьёзный проект по возведению грандиозного памятника.

Между прочим, 100 000 $ пожертвовал на монумент журналист Джозеф Пулитцер, который, по одной из версий, за своё ощутимое финансовое участие в этом деле попросил заложить в основании пьедестала записку со словами «русские иммигранты, еврей».
Что касается Павла Демидова, открыто подчёркивавшего свою принадлежность к масонам, и не отрекшимся от своих убеждений даже после устроенных против них императором Николаем I гонений, оказывается, он был лично знаком как с Эдуардом Лабулэ, так и с Бартольди и Эйфелем, которые также являлись масонами.

Но всё-таки нет

Несмотря на отсутствие достоверных сведений о том, была ли собрана статуя Свободы из листов демидовской меди, на сегодняшний день можно смело утверждать, что следов уральского металла на ней нет. Всё дело в том, что в 1985 году по случаю столетия данного монумента была произведена его грандиозная реконструкция.

В ходе ремонтных работ была полностью демонтирована и отправлена на переплавку первоначальная медная обшивка, а на её место установили новые листы, в которых уже точно не было ни капли русского материала.

Какие части Статуи Свободы на самом деле российские

Подаренная американцам французами прославленная статую Свободы, официальное название которой «Свобода, озаряющая мир», создавалась на протяжении 10 лет. Внушительные размеры этого памятника требовали большого количества строительных и отделочных материалов, часть которых, по мнению, определённого круга исследователей, могла иметь российское происхождение.

Из чьего металла сделана статуя свободы

Античный человек узнал бы в статуе Свободы богиню смерти Гекату (Диана Люцифера)

Античный человек узнал бы в статуе Свободы богиню смерти Гекату (Диана Люцифера)

Античный человек узнал бы в статуе Свободы богиню смерти Гекату (Диана Люцифера)

Античный человек узнал бы в статуе Свободы богиню смерти Гекату (Диана Люцифера)

Она не сразу строилась

Античный человек узнал бы в статуе Свободы богиню смерти Гекату (Диана Люцифера)

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже русской меди во Францию, были старательно уничтожены. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

Античный человек узнал бы в статуе Свободы богиню смерти Гекату (Диана Люцифера)

Читайте также: