Из какого металла делают купола

Обновлено: 04.05.2024

ДОСТОИН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ И БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЙ АНАЛОГ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА УКРАСИТЬ КУПОЛА И КРЕСТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ?

Посвящая один из выпусков нашей рубрики качеству применяемого для наружных и внутренних отделочных работ сусального золота (см. материал «Золотая середина» в ЖМП № 6 за 2013 год), мы обещали уделить больше внимания современным заменителям драгметалла. Сегодня мы выполняем это обещание и предлагаем вашему вниманию обзор ситуации на российском рынке нитрида титана — материала, имитирующего блеск и расцветку сусального золота.

Покрасневшая кровля

Впервые бинарное соединение титана с азотом публично обсуждалось как кровельный материал в 1996 году на строительной площадке у Храма Христа Спасителя во время традиционного «строительного» объезда города мэром Юрием Лужковым. В тот раз градоначальник утверждал проект фасадов и кровли. Бюджет сусального золочения с учетом колоссальной площади основного купола показался мэру и экспертам слишком большим. И тут Юрий Михайлович достал из портфеля две одинаковые с виду пластины: «А знаете, появились гораздо более дешевые технологии, которые позволяют имитировать золотой блеск при помощи нитрида титана. Вот у меня в одной руке этот материал, в другой — сусальное золото. Угадайте, где что!»

Собравшиеся умолкли, но спустя минуту большинством голосов решили, что в левой руке градоначальника позолота. «Чистый нитрид титана!» — торжествующе сказал мэр. И на всякий случай предложил несогласным «самостоятельно профинансировать поставку сусального золота», после чего вопрос с кровлей собора можно было считать решенным.

Крыша вместе с фасадной отделкой была завершена к сентябрю 1997 года, к празднованию 850-летия Москвы. Покрытые нитридом титана элементы действительно блистали насыщенно огненным золотым отливом… первые два года. Уже к моменту великого освящения храма в августе 2000 года их тон заметно изменился, превратившись из ярко-золотого в рыжий. А еще через два-три года стал и вовсе медно-бурым.

Согласно архивным документам Фонда Храма Христа Спасителя (правопреемника Фонда финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя), работы выполнены ЗАО «РИК-С». Подрядчик, сообщил в интервью журналу главный инженер Фонда Виталий Фатькин, «покрыл нитридом титана главный купол и корону карниза, четыре малых купола и короны четырех звонниц, а также купол надвратной церкви на общей площади 5623 м 2 ». По его информации, кровельный материал куполов выполнен с применением комбинированного покрытия из нитрида титана, золота и алмазоподобной пленки.

Информации о гарантийных сроках работ, заказчиком которых был Моспромстрой, в Фонде нет. Однако Фатькин пока не видит в ней необходимости. По его мнению, крыша в более чем удовлетворительном состоянии. «Специализированная организация, профессионально занимающаяся мониторингом сложных сооружений, по нашей просьбе регулярно обследует устойчивость куполов и несущих конструкций. Последний раз подобные работы выполнялись три года назад. Техническое состояние элементов оценено как работоспособное, а поверочные испытания показали: купола имеют достаточно высокие прочностные и эксплуатационные характеристики и могут безопасно использоваться в дальнейшем, — говорит главный инженер. — В общем, сама крыша сделана на совесть, поэтому в ближайшее время оснований для ее капитального ремонта и тем более замены нет. Хотя, конечно, цвет отличается от куполов, выполненных по технологии классического золочения. В солнечную погоду еще ничего, а вот когда пасмурно…»

Хозяин кабинета подводит меня к окну. Разница с Иваном Великим налицо.

В агрессивной среде

«Что Лужков говорил на публику, вы помните. А вот в кулуарах он однажды заявил: Боженька, мол, всё видит, так что давайте поверх нитрида титана напылим золото. Зачем — сказать трудно: аналогичных решений мировая практика не знает. Насколько помню, распоряжением президента банка “Столичный” Александра Смоленского на напыление было выделено 26 килограммов золота», — делится по телефону с корреспондентом издания анонимный источник.

Мой собеседник в 1996–1997 годах был главным технологом ЗАО «РИК-С» по кровельным работам. Из этой фирмы он уволился в 1998 году — по его словам, из-за того, что разуверился в нитриде титана как в отделочном материале. «Железо и есть железо. Оно и блестит, как железка, — говорит бывший сотрудник «РИК-С». — А золоту присуще внутреннее достоинство». Свое имя он попросил не раскрывать: сейчас по-прежнему работает в строительной отрасли и не хотел бы, чтобы коллеги ассоциировали его с ошибочными по его мнению решениями, примененными при кровельной отделке Храма Христа Спасителя.

В устойчивости самой крыши собеседник также не сомневается: сталь брали качественную, немецкую, толщиной полмиллиметра, как положено по строительным нормам и правилам. Среди причин покраснения наружного слоя называет несколько, но главная из них — осаждение атмосферных загрязнений: «Дело в том, что структура нитрида титана крайне пористая, с многочисленными зазорами между наружными гранулами. В агрессивной атмосфере такого мегаполиса, как Москва, она способна держать первоначальный натуральный цвет три-четыре, от силы пять лет. Этот срок купола Храма Христа Спасителя выдержали».

Сама ЗАО «РИК-С», которая теперь выросла в крупную строительную и реставрационную компанию, лишний раз о кровле главного храма страны предпочитает не вспоминать. «Со всей ответственностью могу сказать: мы компания, которая не разочаровывает», — обращается к клиентам на интернет-сайте фирмы ее генеральный директор Григорий Доменко. Однако в опубликованный здесь список девяти своих лучших реализованных проектов Храм Христа Спасителя «РИК-С» тактично не включила. Не вошел в этот список и другой знаменитый московский храм — Благовещенский кафедральный собор в Елохове. Сезоном ранее — в 1996 году — тем же самым материалом были покрыты четыре его малых купола. И если на Храме Христа Спасителя кровля сейчас хотя бы сохраняет единый колер, то в Елохове даже невооруженным глазом видны гигантские черные проплешины, напоминающие отслоившиеся стальные листы. По словам моего анонимного собеседника, трудившегося на этом объекте мастером-кровельщиком, в этом также виноваты атмосферные загрязнения. Предстоящим летом приходская администрация собирается поменять металл на обычную кровельную медь. «Лучше, конечно, сусальное золото, но сомневаюсь, что мы найдем достаточно средств», — комментирует староста собора Николай Капчук.

Ну а если с экологией все в порядке? Тогда в первую очередь обращайте внимание на компоненты и на технологию напыления.

Технология

Нитрид титана родом из отечественной атомной отрасли. Очень долго подобные технологии напыления применялись на закрытых предприятиях Министерства среднего машиностроения СССР. Первоначально, еще в 1970-х годах, они были разработаны в отраслевом Харьковском физико-техническом институте. Атомщики ими занимались, разумеется, не ради красивых отделочных материалов в гражданском строительстве. Разработчики решали задачу упрочнения режущего инструмента и использовали комбинации напыления на рабочие поверхности различных немагнитных материалов: алюминия, меди, хрома, никеля. На рубеже 1980–1990-х годов, когда в рыночных условиях оборонной промышленности пришлось искать новые способы выживания, ученые попытались найти применение своим технологиям в зубном протезировании и в других «несерьезных», но прибыльных предприятиях вроде тонировки автомобильных стекол.

Цвет покрытия зависит от химического состава напыляемого материала. Оксид алюминия, к примеру, дает насыщенный серый окрас, оксид хрома — «мокрый асфальт». Можно наносить и отдельно титан — цвет будет титановый. А вот соединение титана с азотом дало цвет, близкий к золотистому. Но в этой технологии, даже при условии строгого ее соблюдения, специалисты насчитывают как минимум четыре фактора, сильно влияющих на конечный результат.

Первый — качество проката самой нержавейки, в кристаллическую решетку которой встраивается напыляемое покрытие (подложки, как ее называют производители нитрида титана). Лучшими считаются марки стали с легированными добавками — хромом, никелем и молибденом, придающими изделиям дополнительную коррозионную стойкость. «Сейчас мы ориентируемся на нержавейку марки AISI 304 (по международной классификации), известную в России как 12Х18Н10, из Испании, Бразилии, Китая, Тайваня. Если говорить о транснациональных корпорациях, рекомендую торговую марку “Аспринокс”, — рассказывает генеральный директор ООО “Морион”, которое владеет торговой маркой “Златосфера”, Вадим Новокшонов. — Неплоха и финская AISI 321 — конечно, если соблюдать рекомендованную стандартом 0,5-миллиметровую толщину подложки. А то иногда недобросовестные производители наносят нитрид титана прямо на жесть от консервной банки и продают это настоятелям храмов под видом кровельного покрытия». «Не советуем использовать нитрид титана, напыленный на сталь марки AISI 430 (в российской классификации — 08Х17), — добавляет генеральный директор волгодонского ЗАО “Инженерный центр Грант” Виктор Ребенок. — Как выяснилось, этот металл в любом случае темнеет уже через пять лет, а на изделиях со сваркой его применять вообще недопустимо». Вывод из этих рекомендаций один: не стоит пренебрегать такой важной вещью, как сертификат на сталь. Заказчику необходимо обязательно запрашивать этот документ у поставщика кровли.

Второй фактор — качество очистки. Дело в том, что на поверхности и в приповерхностном слое стали даже превосходного качества всегда присутствуют загрязнения: следы проката, масла, абразивы, окислы. От тщательности их удаления зависит, насколько прочно напыление соединится с подложкой и в конечном счете как долго прослужит изделие. Чистить нержавейку можно самыми разными способами: мойкой, механической полировкой, электроимпульсной полировкой. Кстати, одним из существенных недостатков работ на куполе Храма Христа Спасителя эксперты называют недостаточно скрупулезную механическую чистку стали при помощи фрез. Впрочем, другие методы в середине 1990-х еще не практиковались.

Третий фактор — выбранная технология напыления. Сейчас применяются несколько способов: конденсация с ионной бомбардировкой, электронно-лучевое испарение, магнетрон, газофазовое осаждение, атомная ионизация и распыление, термодиффузионное насыщение и т.д. Эксперты отдают преимущество первой из них.

И наконец, четвертый фактор — качество самих компонентов. Разумеется, неспециалисту разобраться во всех этих хитросплетениях очень трудно. Как же проверить качество напыленного на сталь нитрида титана? «К счастью, существует универсальный метод. 16 лет назад нам подсказал эту идею один из заказчиков в Нягани, прежде руководивший местным автотранспортным предприятием, — раскрывает секрет Вадим Новокшонов из «Мориона». — Он взял готовое изделие и поместил его на две недели в емкость с аккумуляторной кислотой. Это навело нас на мысль — тестировать готовые листы из партии нитрида титана в трех средах, имитирующих ускоренное воздействие атмосферы большого города. Обычно образцы мы помещаем в три раствора: соляной, кислотный и щелочной».

Цена вопроса

Но не каждому по силам прибегнуть к этому способу. А следствие ошибочного выбора нитрида титана всего одно, но весьма существенное. Если позолотчик отвечает лишь за свою работу и в крайнем случае может переделать только сусальное золочение, то некачественное напыление нитридом титана неминуемо ставит балансодержателя перед необходимостью перекрыть всю кровлю. То есть пойти на тройные затраты!

И еще немаловажный факт: «сусалка» ответственной фирмы-подрядчика, где работают высококлас­сные позолотчики, «живет» обычно век (примеры хорошо известны: Успенский собор Московского Кремля и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге). Но если средств на драгоценный металл не хватает, купол можно покрыть и кровельной медью, практически догнавшей в цене нержавеющую сталь, на которую нанесен нитрид титана.

Но производители все же не советуют отказываться от нового вида кровли, особенно если она выполненна качественно. «Сейчас мы реализуем квадратный метр покрытия нашей торговой марки TITARK за 2360 рублей, — говорит Вадим Новокшонов. — Эта цена складывается примерно из трех равных долей: стального проката, очистки поверхности электроимпульсной полировкой и напыления титана методом конденсации с ионной бомбардировкой. Конечно, если очищать сталь примитивно-механически и использовать магнетронное напыление, изделие даже из проката той же 0,5-миллиметровой толщины обойдется примерно вдвое дешевле. Но вряд ли оно простоит хотя бы десяток лет, а мы заявляем на свою продукцию столетнюю гарантию». Если же купол храма заказывается под ключ, к расходным статьям нужно отнести также стоимость сборки и монтажа. Средний купол трехметрового диа­метра обходится заказчику в этом случае в 350 тыс. рублей — примерно втрое дешевле по сравнению с сусальным золочением.

Такого же порядка цены у инженерного центра «Грант» при том же 100-летнем гарантийном сроке. Конечно, удостовериться в нем смогут будущие поколения. Нынешние же заказчики продукцией довольны. Восемь лет назад наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) заказал «Гранту» покрытие нитридом титана кровли на пяти зданиях (в том числе трех церковных куполов) общей площадью 2200 м2 и не жалеет. «За четыре года до этого тот же самый подрядчик делал купол для храма в городе Удомля. Мы остались довольны, — говорит отец Аркадий. — Цвет насыщенный, от золота отличить невозможно».

Не разочарован уральским нитридом титана и протоиерей Феодор Повный, настоятель минского храма-памятника Всех святых в память безвинно убиенных в нашем Отечестве. «Представители подрядчика ехали мимо нашей стройплощадки, и у них заглох автомобиль, — вспоминает отец Феодор. — Их на тросе дотащили до нашего Дома милосердия, так мы и познакомились. У нас в Белоруссии тоже предлагают покрытие кровель нитридом титана, но, изучив возможное соотношение цены и качества, от услуг местных поставщиков мы отказались. Нареканий пока нет».

Неканонический вопрос

Не нарушает ли использование нитрида титана церковные каноны? Подобная постановка вопроса отца Феодора Повного удивляет: «Это ведь не пластик, смотрится вполне благородно».

«Не существует особого церковного канона, который регламентировал бы покрытие купола — из дерева ли его делать, из меди, из железа, из нитрида титана или, быть может, из бронзы, — констатирует настоятель екатеринбургского Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло. — Господь создал все эти материалы и предоставил человеку возможность ими пользоваться. Конечно, сусальное золочение — идеал, но не каждый может себе его позволить. Наши купола из нитрида титана устойчиво держат цвет и за 11 лет блеск нисколько не потеряли».

На Урале уже можно говорить об особой церковной моде на покрытие купола и храмового креста нитридом титана. Это объясняется как близостью сырьевой базы, так и отраслевой спецификой региона. Достаточно сказать, что менеджмент ООО «Морион» — выходцы со средмашевского Приборостроительного завода города Трехгорного (бывшего Златоуста-36) в Челябинской области. По оценке Вадима Новокшонова, продукцией его предприятия в России покрыто около 2,5 тыс. храмов. Дольше всего — уже полтора десятка лет — стоит изготовленный компанией купол Троицкого кафедрального собора в Екатеринбурге. «Кровля там сделана добротно, видимых дефектов нет, — рассказывает заведующая отделом капитального строительства местной епархии Ольга Любченко. — В основном в подобных случаях мы используем челябинский материал. Это удобно, ведь подрядчик выполняет работы под ключ. Поставщиков нитрида титана у нас в регионе много, но от оценки, какой из них лучше, я бы воздержалась. Если же хотите знать мое личное мнение… Сравнивать с сусальным золотом нельзя! К сожалению, им в нашем городе покрыт купол одного-единственного храма “Большой Златоуст” на пересечении улиц 8 Марта и Малышева. Он смотрится среди всех остальных куполов как царь».

В итоге при прочих равных именно эстетические соображения заказчика берут верх. Единственный московский купол, покрытый в конце 1990-х годов нитридом титана «Златосферы» ООО «Морион» на Введенском храме по Самокатной улице, уже переделан в медный. «Было очевидно, что это не настоящее золото, — вспоминает ризничий храма иеромонах Никон (Белавенец), — и восемь лет назад один благодетель выделил средства, чтобы перекрыть кровлю. Теперь видно: кровельная медь смотрится в любом случае лучше золота».

Чем покрыты купола храма Христа Спасителя


Про купола главного храма страны говорят, что они покрыты специальным слоем алмазной пыли, и поэтому они такие рыжие. Бриллиантовая пыль, из технических алмазов, якобы, защищает кровлю храма от атмосферных воздействий.

Купола храма Христа Спасителя действительно медно-рыжего цвета, особенно это заметно в пасмурную погоду и по контрасту с кремлевскими храмами. Но это не из-за алмазов.

Все дело в том, что покрытие куполов и кровли храма выполнено напылением нитрида титана, это технология советской оборонки, разработанная еще в 1970-е годы. В принципе, таким способом сейчас массово покрывают купола тысяч церквей, и они совсем не выглядят рыжими, просто с храмом Христа Спасителя «так получилось».



Цвет куполов храма Христа Спасителя заметно темнее, чем у храмов на Соборной площади Кремля, чьи купола покрыты классическим сусальным золотом

Напыление на проводящую поверхность нитрида титана – методика, изобретенная для защиты от коррозии важных деталей в военной и космической технике. Это покрытие, в зависимости от способа нанесения и химического состава, может быть совершенно разных цветов, и даже золотой цвет можно создавать любого нужного оттенка. Покрытие настолько стойкое, что им покрывали не только оправы часов и очков, но и зубные коронки.

Это покрытие только условно называется «напылением», на самом деле при изготовлении его ионы титана с элекрода конденсируется на стальную основу в вакуумной камере так, что происходит взаимное проникновение молекул покрытия и основы, что обеспечивает стойкое сцепление.



Титановое покрытие можно делать практически любого цвета

После покрытия стальные листы можно сгибать, вытягивать, золотому напылению это не вредит. Поэтому нержавеющая сталь, покрытая нитридом титана – просто идеальна для храмовых кровельных работ. Стоит она столько же, сколько и медная кровля, но удобнее в монтаже и более легкая, т.к. не требует тяжелого каркаса. И конечно, это намного дешевле кровли, покрытой сусальным золотом, особенно в плане срока службы покрытия.

Говорят, патриарх Алексий II впервые увидел церковный купол, покрытый «ненастоящим» золотом на храме в Южном Тушино, в начале 1990-х. Был поражен идентичностью с настоящим золотым покрытием, и разрешил использовать нитрид титана для куполов церквей.



Церковь патриарха Ермогена в Южном Тушино - возможно, ее купол и привлек внимание Алексия II

Для храма Христа Спасителя, чье восстановление завершалось в конце 90-х, тоже выбрали эту технологию, поскольку экономия на материалах была впечатляющей, а изготовитель обещал не менее 50 лет безотказной службы кровельного материала.

Когда храм строили в первый раз, в 19-м веке, на него было потрачено 430 кг золота, из них 20 пудов пошло на золочение куполов и кровли, остальное – на внутреннее убранство. А в 1990-х годах на купола пошло всего 14 кг золота, и еще 50 – на золочение интерьеров.


Все же купола, поверх нитрида титана, решили дополнительно позолотить, но не покрытием из сусального золота, а тоже ионным напылением. Это было сделано, скорее, из престижа, хотя некоторые считают, что Юрий Михайлович, бывший тогда мэром и куратором важнейшей его стройки, велел добавить золота на купола из религиозных соображений.

Остальная кровля храма позолочена только нитридом титана.

Первые года три купола и кровля собора поражали ярким золотым блеском, но потом начали постепенно рыжеть. Это произошло от того, что в 90-е годы технология подбора цвета куполов церквей была еще в чем-то экспериментальной, и не всегда конечный результат соответствовал проекту. На цвет покрытия, как оказалось, влияет марка нержавеющей стали, качество ее очистки перед напылением, качество всех компонентов напыления и еще ряд мелких факторов.



Сейчас тысячи церквей имеют позолоченные с помощью нитрида титана купола, технология отработана и не дает сбоев. Нило-Столбенская пустынь на Селигере - пример очень удачного покрытия по самым современным стандартам.

Уже позже, с накоплением опыта, выяснилось, что для храма Христа Спасителя стальные листы, предназначенные для покрытия кровли и куполов, были недостаточно тщательно очищены. Вернее, для технологий 1990-х годов очистка была нормальной, но по современным стандартам – недостаточной, вот кровля и порыжела.

Впрочем, хотя цвет куполов собора и отличается от классического сусального золочения, состояние металла было признано удовлетворительным, да и все кровельные работы выполнены на совесть, ничего решили уже не менять.

Та же проблема с золочением была и у Елоховского собора, того самого, где крестили Пушкина, и где в советское время служили патриархи. Его тоже реставрировали и золотили одним из первых по новой технологии, и тоже не смогли угадать химического состава покрытия, которое начало потом темнеть. Так что отдельные места кровли пришлось все же переделывать.

Материал для купола.


При изготовлении церковных куполов зачастую используются различные материалы, но как всегда можно выделить основной и наиболее используемый вид. Если говорить о наиболее распространенных, то для выполнения такой задачи можно использовать технику сусальной позолоты, гальванические методы и медное покрытие. Предприятие «Возрождение» пользуется самыми современными и проверенными технологиями, для изготовления церковных куполов мы используем достижения в области вакуумно-плазменных технологий, а именно покрытие нитрида титана. Нитрид титана является наиболее используемым материалом при строительстве церковных куполов по множеству причин. Поскольку покрытие нитрида титана является лишь верхним слоем нанесенным на основу, то на нашем производстве для основы используется качественная нержавеющая сталь, покрывающаяся в последствии защитным слоем нитрида титана. Чем же покрытие нитрида титана заслужило такую популярность? Одним из главных критериев является долговечность такого покрытия, нитрид титана сохраняет все свои свойства на протяжении пятидесяти лет. Далее такой материал крайне удобен при монтаже, покрытие выдерживает многоразовые изгибы не отслаиваясь, предоставляя возможность многоразовых изгибов. Также не стоит забывать и о стоимости таких работ. Покрытие нитрида титана намного дешевле к примеру технологии сусальной позолоты и данный факт позволит либо существенно сэкономить, либо произвести большее количество материалов и готовых изделий. Каждое из покрытий имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если говорить о медном покрытии или использования самой меди в качестве основы материала, то тут главным неприятным фактором является потеря внешнего вида. Со временем медь теряет свой блеск и становится тусклой и невзрачной. Хотя сама по себе медная основа довольно хороша и долговечна, потеря блеска является неприемлемым фактором для церковного купола. Метод сусальной позолоты довольно неплох, но главным недостатком остается тот факт, что так называемые «листы с позолотой» крайне тонки и в силу специфики технологии нанесения этого золота на основу такое покрытие не долговечно и под воздействием окружающей среды оно также тускнеет и вытирается со временем. Гальванические технологии все же больше применимы для использования для мелких деталей или фрагментов покрытия, процесс нанесения защитного слоя многоступенчатый и не совсем удобный. А вот покрытие нитрида титана превосходно справляется со всеми поставленными задачами. Блеск покрытия, так важного для церковного купола, сохраняется но довольно продолжительный срок эксплуатации, покрытие нитрид титана не требует никакого дополнительного ухода, а цветовая схема покрытия уже сейчас доступна в пяти цветах. Более того при нанесении нитрида титана на основу происходит сращивание материалов — нитрид титана на молекулярном уровне въедается в основу, в молекулярную структуру материала и именно поэтому покрытие не вытирается со временем, а наоборот становится еще прочнее. Собственно все перечисленные выше факты свидетельствуют только о том, что именно покрытие нитрида титана является самым приемлемым вариантом при выборе материала для церковных куполов и целого ряда других церковных изделий. На нашем предприятии можно купить как готовые изделия, так и заказать изготовление конструкций, необходимых в каждом конкретном случае.

Виды металлов, необходимых для строительства храма.


В храмовом строительстве используется огромное количество самых разнообразных металлов, поскольку задач здесь как правило действительно много, поэтому совсем неудивительно что именно в этом направлении использование металлов получило такое многообразие, признание и распространение. Строительство храма— это всегда много различных видов работ, поэтому металлы подходят для этого как нельзя лучше. Конечно далеко не все металлы используются в храмовом строительстве, но некоторые из них по сути являются материалами по умолчанию, без которых строительство храма попросту невозможно. Возможно все это не совсем так, ведь нельзя забывать и о том, что некоторые храмы до сих пор строятся к примеру исключительно из дерева, но это в современном храмовом строительстве скорее действительно уже исключения, чем установленная норма. Действительно храм из дерева хоть и красив, но в сравнении с храмом из камня и металлов не настолько долговечен и прочен, поэтому использование металлов более чем оправдано. Какие же металлы наиболее часто используемые при строительстве современного храма? Их на самом деле достаточно много, но основных немного, поэтому их достаточно легко запомнить. При выборе металлов многое зависит от того, для каких целей он будет использоваться, к примеру основными этапами строительства с использованием металла являются такие как изготовление кровли, изготовление куполов, шатров, шпилей и шлемов, изготовление накупольных крестов, ограда храма, металлы используются также для внутренних и внешних отделочных работ, ну и конечно же для изготовления церковной утвари.

Для выполнения вышеперечисленных задач идеально подходят такие металлы как сталь, медь и алюминий, цинк, оцинкованная сталь, сталь с напылением нитрида титана, полиэстер, а для отделочных работ и изготовления разнообразной церковной утвари часто используют такие драгоценные металлы как золото, серебро и платина. Итак этих основных металлов не так уж и много, некоторые из них использовались в храмовом строительстве еще в далекие времена, а некоторые относительно новые. Если говорить о них в общем, то можно подытожить что все они обладают как относительно сходными качествами, имеющимися у каждого, так и индивидуальными, то есть у одних они есть, а у других отсутствуют. Соответственно не сложно догадаться что использование того или иного материала для выполнения определенной задачи будет зависеть от наличия в нем необходимых качеств, то есть некоторые материалы будут несколько универсальными и взаимозаменяемыми, а некоторые пригодными только для выполнения определенных видов задач. Очередной раз следует акцентировать внимание на том, что настоящий мастер попросту обязан знать о металлах и материалах все что возможно и только в таком случае подбор всех необходимых металлов и материалов можно будет произвести правильно и наверняка. Соответственно разделив строительные задачи по всем основным группам, можно будет подобрать все необходимые металлы в уже более узком диапазоне, к примеру цены и внешнего вида. Часть этих металлов не дешевые, а некоторые наоборот довольно доступные.

К примеру для изготовления кровли или куполов подойдет практически любой из перечисленных металлов, но выбор того или другого будет зависеть от уже имеющихся второстепенных качеств, поэтому учитывая все в совокупности всегда можно подобрать наиболее лучший вариант в каждом конкретном случае. Что-то будет стоить дешевле и выглядеть при этом шикарно, например сталь с напылением нитрида титана, а что-то наоборот будет стоить дорого, но в дополнении к этому нуждаться еще и в дополнительных мерах. Безусловно всего не опишешь, ведь информации на самом деле достаточно много, поэтому в основном все это мы рассказываем каждому нашему клиенту относительно имеющихся в наличии задач. Всю интересующую информацию каждый человек может узнать у нас абсолютно бесплатно, необходимо только позвонить нам. Консультации наших мастеров бесплатны для вас! Мы сделаем все расчеты и подберем для вас самый лучший и оптимальный вариант. Также хотелось бы очередной раз напомнить, что мы работаем в сфере храмового строительства вот уже третье десятилетие, занимаемся реставрационными работами, у нас в полном объеме доступно изготовление куполов храма, изготовление накупольных крестов, шатров, барабанов и шлемов и именно поэтому в вопросах храмового строительства мы можем сделать для вас все что необходимо. Мы всегда рады помочь всем чем можем, поэтому по любым вопросам просьба звонить нам по указанным номерам телефонов или писать нам на странице «Контакты» и наши специалисты помогут вам если вопросы находятся в пределах нашей компетенции. Мы всегда рады помочь если это в наших силах!

Медь в конструкциях купола храма.


Купола являются очень важной составляющей любого храма, как конструкционной, так и духовной. На протяжении всего своего существования купола храма обрастают некоторыми новшествами, но в целом остаются неизменными относительно внешнего конструкционного вида. Так уж сложилось что для изготовления купола храма используются практически одни и те же технологии, являющиеся древним наследием наших предков. С одной стороны это очень хорошо, поскольку сохраняет в первозданном виде архитектурный и внутренний смысл, с другой стороны это требует полноты знаний всего процесса от начала до конца, как применяемые для этих целей материалы, так и саму технологию изготовления. Именно поэтому на мастерах данного ремесла лежит огромная ответственность, поскольку ошибки здесь попросту не допустимы. Все это касается не только четкому следованию всем необходимым инструкциям, но и выбора материала для купола. Медь как основа внешнего покрытия купола храма использовалась достаточно часто древними строителями, используется довольно активно она и сейчас. Выбор этого материала для купола храма вовсе не случайный. Медь природный и достаточно износостойкий материал, обладающий целым рядом полезных свойств. К тому же с медью достаточно комфортно работать. Современные технологии позволяют работать с медью еще лучше чем ранее, поскольку дают возможность полного контроля за образованием медной патины, естественным процессом который ранее происходил только по истечении определенного промежутка времени. В современном храмовом строительстве теперь нет необходимости ждать, можно получить медь необходимого цвета и фактуры уже в самом начале процесса, что способствует получению заранее известного результата. Медь это один из первых металлов, который человечество освоило и начало использовать в своих целях. Используя этот материал для изготовления кровли или купола храма нет необходимости беспокоится о каком-либо уходе, поскольку медь его не требует. Даже в наше время существуют многовековые строения в составе которых присутствует медь и это является наилучшим показателем износостойкости материала. Медь имеет долгую многовековую историю и соответственно об это материале известно наверное все. Современная медь присутствует в нескольких видах которые и используются при строительстве кровли или изготовлении купола храма из меди. Как правило за основу берется листовая медь и желательно уже патинированная. Образование медной патины естественным способом представляет собой длительный процесс, но в заводских условиях этот процесс можно значительно ускорить. Поэтому в таком случае получаемый продукт уже полностью готов и надежно защищен от любых нежелательных влияний. На нашем предприятии можно купить листовую медь в любых количествах или же заказать изготовление купола храма из меди необходимой вам формы и размера. В работе с медью мы имеем достаточно большой опыт и за весь период деятельности нашего предприятия изготовили и восстановили большое количество как храмов, так и их отдельных конструкционных элементов. У нас также можно получить исчерпывающие консультации по любым вопросам, связанным с храмовым строительством и материалами. По всем интересующим вас вопросам звоните нам по указанным телефонам или пишите на странице «Контакты».

Читайте также: