Из какого металла делают подковы

Обновлено: 15.05.2024

Правильная расчистка и ковка копыт, знание анатомо-физиологических особенностей - залог здоровья, работоспособности и успеха лошади. Нерасчищенные, неухоженные и запущенные копыта - это в лучшем случае растяжение связок и сухожилий у лошадей. Так, ка же правильно ухаживать за копытами и подковывать лошадей.

Копыто состоит из основы кожи и роговой капсулы и подразделяется на кайму, венчик, стенку и подошву. К копыту относятся мякишные хрящи, между которыми расположена мякишная подушка (мякиш), заостренной частью, называемой копытной стрелкой, заходящая на подошву копыта, и заворотные стенки.

Уход за копытами предусматривает содержание их в чистоте, поддержание нормальной влажности и упругости копытного рога, регулярную расчистку и подковывание копыт, сохранение их нормальной формы.

Копыта следует ежедневно, при чистке лошади и возвращении ее с работы, осматривать, предварительно удаляя с подошвы деревянным ножом грязь и навоз. Хорошо обмывать копыта водой, но после этого важно досуха вытирать кожу под щеткой. Для сохранения влаги в копытном роге полезно покрывать поверхность копыта тонким слоем жира или вазелина, протерев рог тряпкой.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

При нерегулярном уходе за копытами пяточные части роговых стенок, отрастая, подворачиваются внутрь, что ведет к сужению копыта и потере его амортизирующих свойств. Излишне отросший копытный рог легко трескается, заламывается, в трещинах скапливается навоз, грязь, из-за чего изменяется форма копыта и нарушаются его функции.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Подкова представляет собой металлическую пластинку, изогнутую по форме подошвенного края роговой стенки копыта. На подкове различают ветви наружную и внутреннюю. Поверхности у подковы — верхняя и нижняя, края подковы — внутренний и наружный. У подковы имеются гвоздевые отверстия и отворот. Стандартные подковы изготовляют из стали марки Ст.2 или Ст.3.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Их делают со съемными (винтовыми) шипами для верховых и упряжных лошадей, для передних и задних копыт отдельно.

Подковы для верховых лошадей имеют только два нарезных шиповых отверстия — по одному на каждой ветви.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Подковы для упряжных лошадей, кроме этих отверстий, имеют еще два шиповых отверстия в зацепной части подковы. В соответствии с размерами копыт по стандарту выпускаются подковы 13 размеров.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Подковные гвозди вырабатываются машинным способом шести основных размеров — от № 4 до № 9. Подковный гвоздь состоит из следующих частей: головки, шейки, штифта, или клинка, и острия. Гвозди должны быть полированные с ясно выраженной наклепкой без трещин, заусениц, тупых концов и ржавчины.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Подковные шипы различают постоянные и съемные. Как тем, так и другим может быть придана различная форма: кубическая, конусообразная, клинообразная, долотообразная. Из съемных наиболее применимы шипы типа Нейса. Эти шипы на поперечном разрезе Н-образного сечения. Шипы бывают короткие — 22 мм и длинные — 28 мм; с тупым концом относятся к летним, с заостренным — к зимним.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

В комплект инструментов, необходимых для подковывания лошадей, входят: ковочный молоток, ковочные клещи, обсечка, копытный нож, секач, копытный рашпиль, шиповой ключ и лапа для отвинчивания и ввинчивания шипов.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Перед подковыванием осматривают конечности лошади и устанавливают, нет ли признаков той или иной болезни копыт, препятствующей подковыванию, например ревматического воспаления копыт, воспаления сухожилий пальцевых сгибателей и др.

Обращение с лошадью во время подковывания должно быть спокойным, смелым и вместе с тем осторожным. Большинство лошадей при подковывании ведут себя спокойно. Иногда лошади, не приученные к подковыванию или в силу своей строптивости, не позволяют прикасаться к конечностям.

Подготовка копыт к подковыванию состоит из расковывания, если лошадь до этого была подкованной, расчистки копыта, то есть ликвидации отросшего «мертвого» рога, снятия мерки с копыта и придания копыту формы, соответствующей постановке конечностей. Если лошадь доставлена с грязными копытами, их следует вымыть и обтереть сухой ветошью.

Снятие мерки с копыта производится после обрезывания и выравнивания подошвенного края для установления нужного размера подковы. По снятой мерке подкова изготовляется или выбирается из запаса готовых стандартных подков. Мерку снимают со стороны подошвенной поверхности копыта, обычно при помощи прутика. Требуются следующие три измерения:

а) длина копыта от середины зацепа до одного из пяточных углов. Измеряют длину копыта так — накладывают конец прутика на середину зацепной части подошвенного края, вровень с передним краем роговой стенки. На той части прутика, которая совпадает с пяточным углом, делают надрез ножом, расстояние от конца прутика до этого надреза соответствует длине копыта;

б) ширина копыта в самой широкой части закругления подошвенного края. Для этого накладывают тот же прутик поперек копыта в самой широкой части закругления подошвенного края; конец прутика должен совпадать с боковым краем стенки. В той его части, которая совпадает с уровнем противоположного края, делают второй надрез; расстояние между концом прутика и вторым надрезом соответствует ширине копыта в самой широкой части закругления;

в) ширина копыта в пятках. Для этого накладывают конец прутика на один из пяточных углов; на том месте, где прутик совпадает с другим пяточным углом, делают третий надрез: расстояние между концом прутика и третьим надрезом составляет ширину копыта в пятках.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Выделяют два метода пригонки подковы — холодный и горячий. Холодную подгонку выполнять труднее, но она не имеет вредного — высушивающего — воздействия на рог копыта. При горячем способе подкова нагревается и на короткое время прикладывается к подошве копыта.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Подкова прикрепляется к копыту с помощью специальных гвоздей. Как только все гвозди забиваются, ковочными клещами откусывают их концы около копытного рога.

Серия длиннопостов о копытах (часть 5- ковка) Лошади, Копыта, Копыто, Интересное, Видео, Длиннопост

Подковы тоже бывают разные

Возможно ли среди подков найти действительно стоящую, которую коллекционеры оторвут с руками? Вероятно, возможно, если это будет подкова из золота.

Но мы с вами поговорим о том, что встречается на копе и вообще о разных интересных подковах, кроме, конечно, золотых.


Если катко, у лошадей на ногах – копыта. По структуре они как наши ногти, только, понятное дело, куда массивнее и тверже. От хождения по твердому грунту, дорожному покрытию и по настилу конюшен копыта снашиваются, лошади начинают хромать. Чтобы этого избежать, лошадей подковывают. Поскольку лошадь в Евразии была основным транспортом и тягловой силой на протяжении тысячелетий, подков у нас в земле должно накопиться немеряно. Так оно и есть!

Поверья

В связи с тем, что лошадь символом достатка, возможно и появилась вера в счастливые качества лошадиной подковы. Вера в подкову широко распространена и в России, считается, что найти старое железо, особенно подкову – приносит счастье, а найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле. В русских деревнях, а сейчас – и в городских домах и квартирах можно увидеть подкову, прибитую над дверью.


Кроме русских, в счастливые свойства подковы верят многие народы по всему миру: англичане, французы, турки, евреи и другие. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными. Характерным примером можно считать случай с академиком Павловым, над дверью которого была прибита подкова. На вопрос, верит ли он в то, что подкова приносит удачу, он ответил: «Конечно, не верю»! А потом добавил: «Но это работает, даже когда не веришь».

История подковы

Как принято считать, метод подковывания лошадей изобрели галлы или кельты приблизительно в IV–III вв. до н. э. Затем полезное нововведение переняли римляне. Они использовали для защиты подошвы копыта металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами для укрепления пластинки на копыте ремнем. Также имперцы поняли, что не только лошади нуждаются в таких приспособлениях. В общем, пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.


И здесь мы на секундочку вернемся к подковам из драгоценных металлов. Роскошь Древнего Рима, думаю, всем известна. Судя по историческим хроникам, у мулов Помпеи, супруги Нерона, были золотые подошвы, а лошади Нерона, запряженные в колесницы, носили серебряные подошвы. Наверное, откопать такое чудо было бы очень приятно.

Вернемся к нашим баранам, а вернее, лошадям и их подковам на Руси. Подробности и практический материал взят из книги А.Н. Кирпичникова «Археология СССР». Там, кстати, очень много полезной информации – и по деталям конской упряжи, и по оружию, и по инфм артефактам прежних времен.

Подковывать копыта и крепить подковы специальными гвоздями у нас научились не ранее XI века. Есть некоторые свидетельства об этом в исторических источниках. Например, в Радзивилловской летописи (начало XIII в.) легендарный конь князя Олега изображен подкованным.


Однако на Руси было сильным влияние степняков, которые оставляли копыта лошадей в естественном состоянии. И у русской конницы до XVI вследствие этого не было подков. Так что ранние, домонгольские подковы, принадлежат торговым, тягловым лошадям.

Известны две типологические формы домонгольских «транспортных» подков. Они показаны на рисунке ниже.


Дальнейшая трансформация подков заключалась в том, что они становились крупнее, края перестали быть волнистыми, а на нижней поверхности появился желобок для гвоздей.


Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.

Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв.

Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.

Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.

Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.

Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка

Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см.


Рис. 9. Подкова с широкой верхней частью. XVI-XVII вв.

Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно.

Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.

Рис. 12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.

Рис. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная в России заводским способом на механических станках (1929-1945 гг). Согласно стандарту, подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода (ЮЗ - Юризанский завод или КМ – «Красный металлист»); номер подковы (всего существовало 10 номеров); и на какие ноги она предназначалась (П - передние или З - задние).

С 1945 г. заводское производство подков в России прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.


Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.

Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.

Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. Относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Восточной Европы и на юге России связывают с экспансией османской Турции 16-17 веков.

Современность

Формы и конструкции подков в наше время бывают разными, можно выделить несколько разновидностей.


Формы подков. 1 - московская подкова для упряжных лошадей; 2 - восточная подкова; 3 - горная подкова; 4 - зимняя подкова тяжеловоза с постоянными шипами; 5 - зимняя подкова со съемными шипами; 6 - подкова для скаковых лошадей; 7 - подкова для троеборных лошадей; 8 - летние подковы для рысаков; 9 - зимние подковы для рысаков.

Что делать с найденными подковами?

Каждый копарь, находивший подкову, наверняка задавал себе этот вопрос. А уж если повезло и было откопано несколько конских аксессуаров, то вопрос становился особенно актуальным. Раньше, на заре приборного поиска, было принято развешивать подковы по веткам деревьев вблизи от найденного места – вроде как на удачу.

Сегодня народ пошел осторожный и засвечивать места копа не хочет. Поэтому каждый решает сам за себя, что делать с найденной подковой. Основных варианта, как водится, два: оставить на поле или взять собой. Во втором случае подкове нужно будет придумать применение.

Применение подков:

  • сложить в кучу к железному лому и сдать;
  • отчистить и одарить друзей – вдруг понадобится над дверью прибить;
  • отчистить, выяснить историю и попробовать продать;
  • отчистить и создать декоративное панно – тоже с целью продажи;
  • начать собирать коллекцию подков.


Подарочные панно из мастерской старинных подарков. Стоят по 8000 рублей!

И еще много чего, что фантазия подскажет. Может быть, именно вам подковы принесут море удачи, и приманят и золото, и серебро?

Зачем подковывают лошадей? ⁠ ⁠

Люди начали приручать лошадей еще приблизительно в VII-VI тысячелетии до нашей эры. Метод подковывания человек разработал лишь в IV-III веке до нашей эры. Изначально на копыта лошадей крепили "обувь" из ткани, растений и кожи, но эти подковы были не слишком удачными, они могли повреждать конечности животного. Металлические же насадки стали использовать только в V веке нашей эры. Но зачем лошадям нужны подковы? И почему дикие животные могут обходиться без них?

Зачем подковывают лошадей? Животные, Лошади, Подкова, Яндекс Дзен, Длиннопост

Другой образ жизни.

Образ жизни дикой и домашней лошади сильно различается. Прирученное животное работает на людей, причем перевозка человека тоже считается работой. Человеческий вес относительно небольшой, если сравнивать с лошадиным, но даже его достаточно для того, чтобы влиять на скорость стирания рогового слоя.

Зачем подковывают лошадей? Животные, Лошади, Подкова, Яндекс Дзен, Длиннопост

Кроме того домашнее животное неравномерно распределяет свою активность по времени, так как во многом зависит от человека. Оно может долгое время стоять в стойле и отдыхать, а потом несколько часов безостановочно работать. В итоге роговой слой не успевает наращиваться и восстанавливаться.

Дикие же лошади предоставлены сами себе. Они больше времени проводят в движении, но активность их хорошо распределена по времени. Также им не приходится выдерживать дополнительную нагрузку, так как они никого и ничего не перевозят. Благодаря этому их копыта остаются в хорошем состоянии.

Влияние грунта.

Очень сильно влияет на состояние копыт грунт, по которому передвигаются лошади. Домашние животные постоянно сталкиваются с твердыми поверхностями, которые совершенно не подходят для копыт.

Зачем подковывают лошадей? Животные, Лошади, Подкова, Яндекс Дзен, Длиннопост

Даже грунтовая дорога считается для них слишком твердой, тогда как лошадям иногда приходится сталкиваться с асфальтом, бетоном, брусчаткой и так далее. Из-за постоянного контакта с твердыми материалами роговой слой постоянно истончается, поэтому на помощь приходят подковы.

Дикие же лошади обитают в основном там, где мягкий грунт. Передвигаться они предпочитают по траве. Кроме того у свободного животного всегда есть выбор, где и как лучше пройти. Они могут обойти твердую поверхность, и никто их не заставит сделать обратное. Поэтому их копыта остаются в целости и сохранности.

Зачем подковывают лошадей? Животные, Лошади, Подкова, Яндекс Дзен, Длиннопост

Чем грозит стирание рогового слоя.

За домашними лошадями обычно хорошо ухаживают, о них заботятся, но копыта животного все равно подвержены повреждению. Поэтому тем, кто по тем или иным причинам завел себе лошадь, приходится надевать ей на ноги подковы. Прибиваются они специальными гвоздями. Периодически подковы нужно менять, чтобы питомиц не повредил конечности.

В противном случае у животного могут появиться проблемы со здоровьем. При повреждении копыта лошадь испытывает болезненные ощущения, ей сложно ходить и она часто хромает. Если не обратить вовремя на это внимание, дальше может появиться еще больше проблем. У хромающего животного может развиться искривление суставов и позвоночника. Поэтому подковывание лошади очень важная часть ухода за животным, и делать это нужно вовремя.


1.7K поста 3.1K подписчиков

Правила сообщества

-Пожалуйста, будьте вежливы. Не опускайтесь до оскорблений.

-Троллинг и агрессивный диалог (без прямых оскорблений) так же является нарушением.

-Не добавляйте рекламу.

-"Маска лошади" не являются лошадью.

-Не нужно пропагандировать Невзорова.

- Эй, кузнец - молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять!
- Отчего ж не подковать?!
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз, два и готово!

Мой дед кузнец мне часто этот стишок рассказывал в детстве.

Яндекс-Дзеном пахнет за километр. Куча текста, и в каждом абзаце повторяется 20% смысла предыдущего. При этом 80% текста уместится в 1 абзац - "Лошадь в неволе ходит по твёрдому грунту/дороге, при этом таскает тяжёлый груз и поэтому копыта стачиваются, если их не подковать"

Всё! Вся суть в 1 предложение, зачем это словоблудие разводить.

Написанное в данной статье, на самом деле, по многим пунктам далеко от действительности.

Дикие лошади прекрасно живут на бедных растительностью каменистых ландшафтах Америки и не имеют проблем с копытами. При этом ежедневно проходят до 20км по такому каменистому грунту. Все дело в том, что копыта адаптируются к тому грунту, на котором лошадь живет. На твердом грунте ее копыта становятся сухими и очень твердыми, на мягком и влажном соответственно мягкими и эластичными. Чем активнее копыто стачивается, тем активнее оно растет. Проблемы начинаются тогда, когда лошадь мало двигается и бОльшую часть жизни стоит в деннике на мягких опилках. В этом случае ее копыта становятся мягкими, слабыми, начинают заламываться, подошва становится тонкой и чувствительной. И вместо того чтобы изменить условия содержания, обеспечить достаточно выгула и движения по разным грунтам, обеспечить правильную расчистку, человеку проще подковать лошадь. Но ковка в большинстве случаев лишь маскирует проблемы с копытами и в длительной перспективе негативно влияет на состояние копыт и суставов.

Традиции ковки сильны и ломать их тяжело, но изменения все же происходят. Например на прошедшей олимпиаде в Токио шведы заняли 2-е и 4-е места в конкуре на некованных лошадях, что буквально недавно считалось немыслимым на соревнованиях такого уровня.

В России МСМК Анна Громзина выступает на некованных лошадях. Конная полиция Хьюстона относительно давно отказалась от ковки своих лошадей, хотя они работают в городе на асфальте и при этом имеют гораздо меньше ветеринарных проблем, чем во времена, когда они постоянно ковались.

От подков очень не скоро откажутся в выездке, потому что лишний вес на ногах увеличивает амплитуду выноса ног вперед, что очень нравится судьям и зрителям. Ну и в скачках традиции ковки очень сильны. А вот в бегах довольно часто лошади бегут некованными в той же Франции или Финляндии. Практически все цирковые лошади работают некованными хотя и не совсем по той причине, по которой им следует быть некованными - чтоб отлетевшей случайно подковой какому-нибудь зрителю не пробило голову.

Из какого металла делают подковы


1. Ледоходный шип XI-XV вв.
2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье - XV-XVII вв.)
3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части
гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков.
Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет
проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.



7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее
всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для
подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.
11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.
12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.
13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная заводским способом
на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых
лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое
отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода ("ЮЗ" - Юризанский завод или "КМ" - Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10
номе-ров); и на какие ноги она предназначалась ("П" - передние или "З" - задние, левые и правые подгонялись по месту).


Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен, но иногда все таки встречается.

Читайте также: