Из какого металла делают самурайские мечи

Обновлено: 21.09.2024

Кузнецы обладали высоким социальным статусом в японском обществе, множество из них известно по именам благодаря спискам. Списки древних кузнецов начинаются именем Амакуни из провинции Ямато, жившем, по легенде, в начале VIII века в правление императора Тайхо (701—704 гг.).
В старые времена (период мечей кото, около 900—1596 гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. В новые времена (период мечей синто, 1596—1868 гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).
С X века мастера выбивали своё имя на хвостовике клинка — мэи, часто дополняя надпись датой изготовления и названием своей провинции. Самый ранний известный датированный меч изготовлен мастером по имени Юкимаса в 1159 году. Об уважении к мастерам свидетельствует следующий факт: когда устаревшие длинные мечи-тати укорачивались (до длины катаны) за счёт обрезки хвостовика, то часто надпись с именем мастера переносилась на новый хвостовик.
Выплавка стали.
В Японии продукт эрозии естественных залежей железной руды часто обнаруживается рядом с руслами рек, смешанный с илом и другими отложениями. Железо в этой песчаной смеси составляет только около 1 %. Железный песок добывали благодаря его большей плотности, вымывая лёгкие примеси обильным потоком воды.
Ранняя технология выплавки не отличалась совершенством: рудный песок загружали в небольшую яму и плавили на древесном угле, приготовленном из особых пород древесины для выжигания вредных серо- и фосфоросодержащих примесей в железе и насыщения его углеродом. Из-за невысокой температуры не удавалось полностью отделить расплавленное железо от примесей вшлаке, результат получался в виде слитков губчатого железа (тамахаганэ) на дне ямы. Более мощные и производительные печи татара (татара-буки), сохраняя в целом сам метод плавки, появились в XV веке. Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные. Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %. Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки — соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча.
Ковка клинка
Сечение японского меча.
Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуруитамэ, справа — масамэ. Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300°С и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали — типичная плотность дамаска для японских мечей. Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада), напоминающую рисунок на поверхности древесины.
Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска, из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ, не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ. Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700—1100°С длину заготовки до размеров меча.

Вершина меча тати из провинции Бидзен XIV века.
На поверхности металла видны белая область хамона в стиле сугу-ха и текстура хада в стиле мокумэ.

При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ) формируют режущую кромку и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Многослойная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.
Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки. Закалка лезвия и полировка.
Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для упрочнения режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон, специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки. Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты — смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон. Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770°С (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160°С и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.
Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон, который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками. Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.
При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение).Уцури напоминает хамон, но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.
При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура, высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.
Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки), гарды (цубы), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

Клинок после ковки и закалки до полировки.

Клинок XVI века. Хорошо виден слабоволнистый узор хамон и менее выраженный уцури вблизи обуха.

Какой тип стали лучший для меча?

Это достаточно распространенный вопрос среди новичков, "лучший тип" зависит от типа меча и от того, в каких целях его собираются использовать.

Нужно упомянуть, что присутствует ряд более важных факторов, чем сталь, из которой сделан меч ( например, качество ковки важнее чем тип стали, из которой сделан меч - меч из хорошо закаленного куска самой дешевой нелегированной углеродистой стали гораздо лучше, чем плохо закаленный меч из стали L6.

Но давайте не будем все усложнять!

Так-что вместо этого давайте спросим "какие типы стали в основном используются для ковки мечей - и какие у них сильные и слабые стороны"(конечно, когда они закалены как надо!)?

Раньше почти каждый меч был сделан из нержавеющей стали. Теперь она используется только для дешевых декоративных мечей - и не просто так!

Мечи из нержавеющей стали(или любые другие мечи в длину свыше 12") считаются слишком хрупкими для применения и ломаются очень легко (как было продемонстрировано на печально известном видео home shopping video ниже.

Как объяснить это с технической точки зрения - нержавеющая сталь "не ржавеет" из-за того что в ней содержится высокий процент хрома (более 11%), и когда клинок достигает в длину 12"(меч), связь между хромом и сталью ослабевает. Так-что место мечей из нержавеющей стали - на стенке.

Примечание: Есть исключения из этого правила. Мечи из нержавеющей стали могут быть использованы для практики бесконтактных форм.

нелегированная углеродистая сталь

Для хорошего меча ( естественно, закаленного как надо ) нелегированная углеродистая сталь подходит лучше всего! Но что это значит?

Когда углеродистая сталь используется для ковки мечей, которая обозначается несколькими цифрами : первые две - 10, потом идут цифры от 1 до 99 ( каждая цифра обозначает содержание 0.1% углерода в стали.

Например, сталь категории AISI 1045 содержат 0.45% углерода, 1060 - 0.60% и т.д.

Стали с содержанием углерода от 0.05 до 0.15% считаются низшей углеродистой сталью, с 0.16 до 0.29 - средняя сталь. Ни та ни другая для мечей не подходят, т.к сталь с содержанием углерода менее 0.40% не могут быть закаленны как следует.

Чаще всего для ковки мечей используются 3 типа углеродистой стали : 1045, 1060 и 1095. Эксперты утверждают, что идеальное содержание углерода в стали, пригодной для хорошего и прочного меча - от 0.5 до 0.7 %, однако сталь 1045,самая недорогая, также используется.

Углеродистая сталь 1045

Мечи из этого типа стали сделать легко и недорого ( как при ручной ковке, так и при прессинге и на станке ). Эта сталь может быть закалена, и требует минимум затрат стали.

Когда меч такой стали хорошо закален, он достаточно крепок. И если вы найдете недорогой меч, который помечен как "сделанный из высшей углеродистой стали", это скорее всего сталь 1045, и меч, сделанный на станке.

Углеродистая сталь 1060

Мечи из этой стали - это идеальной баланс между прочностью и гибкостью. Они так-же известны своей прочностью. Мечи COLD STEEL сделанны из стали 1060.

Мечи из 1060 стали очень популярны несмотря на то, что их сложнее ковать.

VIDEO: Cold Steel Demo

Пример того на сколько прочны мечи из 1060 стали.

1095 углеродистая сталь

Эта сталь очень жесткая, и если мечи из 1095 стали закалены не должным образом, могут возникнуть проблемы при контакте с ещё более жесткой поверхностью (например например при попадании по деревянному стенду).

Итак, сталь с высоким содержанием углерода позволяет создавать особенно острые мечи. Но в этом случае острота может стоить мечу прочности.

Конечно, это не значит, что мечи из 1095 стали - хрупкие! Но определенные преимущества в прочности у мечей, сделанных из стали с низким содержанием углерода, есть.

Мечи из 1095 стали имеют репутацию "относительно" хрупких, и ключевое слово здесь - относительно. Все зависит от того, для чего вам нужен меч.

Существуют два нужных нам типа пружинной стали - 5160 и 9260.Так-же как и в углеродистой стали, в них содержится 0.60% углерода ( идеальный баланс между прочностью и гибкостью ). Когда такая сталь закалена как надо, после определенного воздействии ( например, искривления ) она может возвращаться в свою исходную форму.

5160 пружинная сталь

В ней содержится 7% хрома - не достаточно, чтобы получить нержавеющую сталь (где нужно минимум 13%). Выкованный из такой стали, получается очень прочным.

5160 сталь так-же использовалась знаменитым Nepalese Khurki. Он создал невероятно острый и прочный меч, с помощью которого одним ударом отрубили голову буйволу.

Опять же, все зависит от закалки. Плохо закаленный меч из стали отличного качества может оказаться бесполезным.

VIDEO: Flex Test

На видео меч возвращается в исходную форму, будучи изогнутым на 90 градусов!

Тем не менее такие мечи так-же могут ломаться.

VIDEO: 9260 Sword Breaking

На видео показано, как меч ломается при плохом ударе о толстую кость (толще, чем любая человеческая кость).

Мораль - любой меч может сломаться.

В последнее время эта сталь достаточно популярна - из нее получаются прочные острые мечи. На рынке существуют несколько типов данной стали. Мы поговорим о двух из них : T10 и L6 Bainite

Инструментальная сталь T10

В этой стали из вольфрамового сплава содержится высокий процент углерода (1%). Обычно это сталь называют "высокоскоростной".

T10 - очень твердая сталь (HRC60), и мечи, правильно закаленные, очень прочны. Благодаря вольфраму мечи из Т10 устойчивее к царапинам, чем другие мечи с таким-же содержанием углерода. Они так-же сравнительно тяжелее.

VIDEO: Destructive Testing of a T10 Tool Steel Sword

На видео показано, что мечи из Т10 очень прочны.

Это так-же инструментальная сталь, ( используется для изготавления пил для разрезания гипсовой повязки ) где L - низколегированный сплав.

Когда закалены как следует, такие мечи считаются самыми крепкими. Такая репутация появилась у мечей из L6 благодаря работе Howard Clark из Bugei Trading company, который в поздних 90х производил мечи ручной работы из L6.

Такой меч трудно закалить ( из-за жесткости стали ), и так-же нужно постоянно поддерживать в хорошем состоянии, не давая ему заржаветь. Мечи из L6 - самые дорогие ( от 1000$ США)

Катана из дамаской стали

у многих людей возникает вопрос о дамаской стали, и многие считают её лучшей для мечей.

Но даже зная это, у многих людей создается впечатление, что такая сталь прочнее других, и лезвия мечей, сделанные из такой стали, острее.

Что касается японских мечей, - исторически такая технология применялась к японской железной руде (не очень хорошего качества) чтобы улучшить ее свойства. С качеством руды на сегодняшний день такие меры не обязательны.

Катана — самый знаменитый меч Японии

Катана – длинный меч, изобретенный на Японском архипелаге. Другое наименование – дайто (большой меч). Формой оружие близко к шашке, отличается длинной прямой рукоятью, позволяющей держать предмет двумя руками. Катана – универсальный меч, подходящий для режущих, колющих ударов.


Японское оружие

История

Слово «катана» произошло от японского прочтения заимствованного из Китая иероглифа 刀, который в другом варианте читается как «тоо». Для японца это широкое понятие, обозначающее односторонний нож, меч. Объясняя, что такое японская катана, часто использую термин «нихонтоо», то есть «японский меч». Если меч заточен с двух сторон, его именуют цуруги, кэн, но иногда такими терминами обозначают одностороннее оружие. Чаще это используется в художественной литературе. Причина – многие века влияния китайской культуры на японский язык и представления жителей архипелага о прекрасном. В Китае самым высоким статусом обладал меч, заточенный с обеих сторон, поэтому термин для его обозначения в Японии стали изредка использовать для катаны, показывая тем самым почтение к предмету.

С 9 века японские воины оценили преимущества выгнутого орудия, полезного в конном бою. Тогда же появилось сословие самураев, для которых вооружение превратилось в символ, показатель статуса, физическое воплощение идей и жизненной философии. С 12 века японцы начали разрабатывать усовершенствованные доспехи, одновременно меняя холодное оружие. Мечи стали тяжелее, приобрели новую форму. С этого момента катана превращается в двуручное оружие. Период 12-14 века историки считают пиком расцвета катаны. С 14 столетия вместе с увеличением числа военных конфликтов повысился спрос на оружие, одновременно снизилось его качество.


Традиционное вооружение самурая

Японский клинок существует в современном виде с 15 столетия. Он сформировался в раннюю эпоху Муромати из тати, широко использовался до конца 19 века в качестве традиционного самурайского вооружения с коротким вакидзаси. Узнать традиционный меч можно по внешнему виду – линии закалки, оформленной кожей и шелком рукоятке.

Что такое катана

Классическое японское оружие создается из нескольких видов стали, очищенных сложением и варкой. Самурайское вооружение – это полуторный меч, длина клинка которого – около 60 см. Режущая часть обычно выгнута наружу. Длина рукояти не регламентирована. Вес предмета – 0,75-1 кг.

Самурай вооружался в дополнение к катане коротким мечом вакидзаси – практически идентичным основному, но меньшей длины. Существовали кинжалы, длина которых – вдвое меньше, нежели основного меча. И длинный, и короткий клинок носили в ножнах сая. Настоящий комплект ножен изготавливается из дерева; в 20 веке стали делать металлические ножны с деревянной подкладкой. Их ценность заметно ниже, поскольку это предметы серийного производства.


Вооружение – гордость воина

Виды катан

В наше время есть два типа катаны – боевая и сувенирный товар, причем основная часть представленных на рынке относится ко второй категории. В эпоху расцвета холодного оружия ситуация обстояла иначе.

  • танто – вспомогательный короткий нож (не длиннее трети метра);
  • вакидзаси – короткая катана, используемая в паре с основной и предназначенная для применения в тесном помещении (клинок – 30-60 см);
  • тати – меч с острой частью от 75 см, популярный до появления катаны и используемый в конном бою (максимальная длина клинка – 225 см);
  • ниндзя-то (синобигатана) – оружие с укороченной режущей частью, утолщенными ножнами с отделениями для вспомогательных инструментов;
  • цуруги – старинные мечи с прямыми клинками, наточенными с обеих сторон;
  • гун-то – произведенные на заводах мечи первой половины 20 века (использовались в армии, моряками);
  • боккен – деревянный тренировочный тип;
  • нагината – клинок, насаженный на древко длиной 2 м. Хотя в международной классификации оружие не относится к мечам, по японской системе оно принадлежит этой категории.


Сувенирная катана

Основные характеристики катан

Реальные характеристики холодного оружия, распространенного на Японском архипелаге, заметно отличаются от представленных через кино, аниме. Частично это связано с экзотичностью культуры, мифами, которыми овеяно самурайское сословие. Недавние исследования доказали, что по качеству европейские клинки нередко не уступали изготовленным на островах. Особенность катаны – техника ее применения, то есть нанесение врагу режущих ударов и лишь в редких случаях уколов.

Благодаря форме орудие применимо для быстрого нанесения длинных порезов, а вес таков, что клинок прорезает традиционный японский доспех. Прорезать им железо, другой сходный по прочности материал практически невозможно.


Катаны овеяны мифами

Строение

Японский меч долго сохраняет заточку, прочен и остер, не подвержен ржавчине, не ломается. Эти качества объясняются его строением. Острота, твердость обеспечивается мартенситом в составе стали, но это соединение – причина ломкости, хрупкости материала. Чтобы избавиться от недостатков, внутренний слой делали из низкоуглеродной стали, сверху накладывали высокоуглеродный. Для работы использовали U-образно сложенный твердый стальной брусок, в который вваривали мягкий металл. Комбинированный брус – материал для ковки заготовки.

Реже использовали заготовку из мягкого металла в форме литеры U, в которую вваривали твердую сталь, или делали боковые дополнительные вкладки из материала средней твердости.


Известнейший японский кузнец – Масамунэ

Чем крупнее меч, тем сложнее его конструкция. Для коротких лезвий достаточно одного вида металла.

  • мару (для танто, вакидзаси) – дешевый одинарный клинок из одного сорта материала;
  • кобусэ – упрощенная конструкция, применимая, если нужно изготовить много предметов невысокого качества;
  • хонсаммай – самая частая, характеризующаяся боковыми усиливающими пластинами и гарантирующая готовому предмету высокую прочность, неподверженность слому за счет отсутствия закалки обуха;
  • сиходзуме – конструкция с железной полосой для защиты обуха;
  • макури – упрощенный вариант с мягким внутренним бруском, цельной твердой оболочкой;
  • варихатэцу – гибкий простой вариант;
  • орикаэси саммай – прогрессивный хонсаммай;
  • гомай – меч с твердой сердцевиной и мягкой оболочкой, дополнительно защищенной твердой сталью;
  • сосю китаэ – самый сложный вариант из 7 слоев. Сюсю китаэ наиболее известен как стиль работы кузнеца Масамунэ.

Сталь для меча

Классический вариант для катаны – рафинированная сталь, для изготовления которой используется железистый песок, очищенный при высоком нагреве. В результате получается чистое железо. В прошлом для работы использовали прямоугольные печи татара, дававшие железо с содержанием углерода 0,6-1,5%. Для дополнительной очистки разработана техника складывания – трудоемкая, но дающая отличные результаты. Преимущество технологии – отсутствие в материале серы, фосфора, снижающих качество стали.

С 17 столетия лучшим материалом для клинков на Японском архипелаге становится намбан тецу – сталь, завезенная европейцами. Оружие содержит до 1,5% углерода, отличается твердостью. Благодаря примесям кремния клинок гибок, имеет хорошую ударную вязкость.


Для катаны применима рафинированная сталь

Изготовление японского меча

Производство меча – многоэтапный процесс, иногда занимающий месяцы. Куски исходного металла складывают, заливают разведенной глиной, засыпают золой для удаления шлака, затем накаливают, сплавляя. Готовый блок плющат, складывают несколько раз – иногда количество слов достигает 1048576. Такой долгий процесс позволяет добиться равномерного распределения углерода – от этого зависит твердость.

Следующий этап – включение мягкой стали, предупреждающей слом при динамической нагрузке. Постепенно заготовку вытягивают в длину, формируют структуру, сочетая разные сорта металла, и задают форму. Длительность ковки – несколько дней. В завершение на металл накладывают жидкую глину для исключения окисления.

Закалка – этап формирования хамона, уникального рисунка, характерного конкретному клинку. Позднее он ярче проявится при полировке. Хамон формируется на стыке двух сталей. По его внешнему виду можно оценить мастерство кузнеца. При закалке меч нагревают и охлаждают, стимулируя появление мартенсита.

Заключительный этап – оформление клинка. Полировщик использует до 9 видов камней, чтобы поверхности стали плоскими, углы – строгими. Иногда незакаленные части украшают гравировкой.


Создание катаны – долгий процесс

Сфера применения

В прошлом катана – меч, используемый в конном бою; затем – в пешем. Старейшие школы искусства обращения с клинком зародились в 15 столетии.

В настоящее время катана – объект интереса коллекционеров и спортсменов.

Как держать и носить

Благодаря длинной рукояти меч удобен для маневрирования. Классический хват: правой рукой сжать рукоять у гарды, левой – так, чтобы конец рукояти приходился на середину ладони. При синхронизации движений увеличивается амплитуда взмаха, причем движение не требует большой силы.

При использовании японского одностороннего оружия преимущественно наносятся вертикальные удары, в том числе по мечу, рукам противника, тем самым расчищая траекторию для дальнейшей атаки.

Оружие носят на левом боку в заправленных за пояс сая. При посещении дома длинный меч достают, оставляют у порога. Если воин показывает недоверие к собеседнику, он держит клинок левой рукой; символ мирных намерений – хват правой рукой.


Существовал этикет ношения катаны

Причины популярности

В прошлом актуальность двуручного меча объяснялась его удобством, практичностью, долговечностью. Со временем клинок стал частью философии воинов, символом души своего хозяина.

В современности оружие популярно в широких массах благодаря мифам, распространенным через СМИ, кино –считается, что клинок прорезает любой материал, даже самый прочный. Кроме того, многие уверены, что катану нельзя сломать.

Коллекционеры ценят изготовленные в прошлом боевые клинки как самобытные, красивые изделия с интересной историей.


Японское оружие ценится коллекционерами

Место в современной Японии

Сейчас катана – ценный коллекционный предмет.

Велика популярность сувенирных изделий. Их используют для декора интерьера.

Деревянные имитации боевых мечей – боккены – нужны в тренировках кендо, иайдо. Традиция требует выказывания им уважения не в меньшей степени, нежели боевому оружию.

Интересные факты

  • цель существования меча – охрана господина, родственников самурая;
  • сцены с разрезанием шелкового платка, показанные в популярных фильмах, истинны – лезвие действительно режет тонкую ткань на лету;
  • сейчас катана – произведение искусства, а не оружие;
  • традиционная одежда кузнеца в Японии – белый наряд доги, символизирующий чистоту мыслей кующего;
  • для создания одного меча иногда привлекают нескольких кузнецов;
  • обучение ковке требует не менее 7 лет, из которых первые три года ученики выполняют подсобные работы и не касаются инструментария.


Катана – отражение души самурая

Сколько стоит катана

Японские изделия – дорогие вещи. Добротно изготовленный экземпляр обойдется в десятки, сотни тысяч американских долларов. Дешевые модели – сувенирные вещи, изготовленные на китайских заводах. Самый дорогой меч в истории рынка – изготовленный в 13 столетии и купленный анонимным европейским коллекционером за 418 000 долларов.

Встречающиеся дефекты

Типичные дефекты, обусловленные ковкой и нюансами использованного материала:

  • синаэ – небольшие недостатки из-за усталости металла в точках сгиба;
  • карасунокути – трещины (критичны, если делят закаленную и незакаленную части);
  • умэганэ – заплатки, скрывающие внутреннюю сталь или дефект;
  • хагирэ – маленькие трещины (опасными считаются практически невидимые хагирэ);
  • мидзукагэ – потемнения на режущей части;
  • хадзими – матовые зоны;
  • фукурэ – уголь, окалина из-за некачественной сварки;
  • цукарэ – нарушение пропорций (уменьшение толщины) из-за частой заточки.

Ножны катаны

Для хранения катаны используются сая. В прошлом их делали из магнолии, декорировали лаком, защищая от влаги, украшали лаковыми миниатюрами, кожей, золотом. В 20 столетии сая делали на заводах из металла.


Некоторые сая – произведения искусства

Самая длинная Катана

Самый длинный подвид катаны – одачи. Его общая длина достигает 180 см, лезвие – в границах 120-150 см. Одачи предназначен для ношения в руке.

Самурайские мечи ⁠ ⁠

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Если речь заходит об «идеальном мече» - таким сразу называют целое семейство мечей нихонто (яп. 日本刀) и конкретно катану. На самом деле не бывает идеального меча или универсального меча, потому как в римском щитовом строю катану не удастся даже вынуть из ножен, а средневековый рыцарь проскачет сквозь дюжину самураев, не заметив их. Форма меча продиктована тактическими приёмами своего войска и войск противника, доспеха противника и особенностей построения частей. Когда монголы высадились в Японии, смаураи были ошеломлены тем, что те действуют в строю, осуществляют организованный манёвр, без должного перечисления титулов и заслуг каждого, врубаясь в разрозненные группки и выкашивая самураев быстро и эффективно (если бы не буря и откровенный китайско-корейский саботаж с подсовыванием речных судов, был бы ещё один улус). Нихонто, не был никогда чем-то выдающимся, существовали подобные саблетесаки в Азии, его нельзя отнести ни к сабле, ни к мечу, он, как многие клинки в Азии совмещал много функциональных и типологических особенностей. Японцы не пытаются классифицировать свои нихонто в европейском стиле, у них просто есть общее название клинкового оружия – то:кэн 刀剣 [とうけん], буквально – «саблямеч». Качество этих мечей, мягко говоря, невысокое, имеются единичные высококачественные экземпляры, но когда речь шла о массовом производстве, то потом эти мечи переплавляли как син-гунто после войны, в отличие от европейских оружейников – качество их массовой продукции ценят коллекционеры всего мира.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Чтобы понять ситуацию с мечами Японии, нужно обратить свой взор на континент, то есть на Китай, откуда в Японию завозилось всё, от ватника до ушу, они потом творчески перерабатывались в нежизнеспособные за пределами островов искусства и вещи, имеющие, безусловно, большую эстетическую ценность и крайне малую практическую. Индия, конечно, настаивает, что Шаолинь возник после того, как китаец освоил Каларипаятту (малаял. കളരിപയറ്റ്), не специалист, не знаю, но то, что большинство боевых искусств Японии произошло от кунг-фу, произошедшего от ушу, не отрицают даже сами японцы. То же произошло с нихонто, их прототипы прибыли с континента: в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). После экспорта в Японию они стали прототипом японских мечей, чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Железо и бронза были завезены в Японию из континентального Китая одновременно в III веке до н. э. Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото — древние мечи. Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку. Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века, сохранились мечи VII века, а первый похожий на катану меч Когарасу-Мару датируется 703 годом работы Кокадзи Мунэтика. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям, в широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытесняется термином кэн для обозначения прямого меча. Меч тати мастера Ясуцуна — самый древний из сохранившихся в Японии, предшественник и боевой собрат катаны, относится к периоду Хэйан, XI век. Тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч, другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч»). Тати подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку, тати не повседневный и не парадный, а военный меч. Изредка богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора. Тати обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая. Катана (яп. 刀) — длинный японский меч, со временем стала нарицательным названием вообще любого меча. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀(«изогнутый меч с односторонним клинком). Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным. До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс, в это время катана выполняла роль сёто, а в качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто при нём стал использоваться короткий меч вакидзаси, набор мог дополняться специальным кинжалом танто (дословно короткий меч, нож – хамоно, а встраиваемый хозяйственный нож в ножнах вакидзаси - когатана). Вакидзаси могли использовать купцы и ремесленники, танто носили и женщины.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао, подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закаливания, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие. Катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г., толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трёх видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком, металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса, в случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке, в состоянии боевой готовности, либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже из необработанного дерева магнолии сирасая, защищающем сталь от коррозии.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твёрдой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Как во всех европейских клинках из-за низкого качества стали, клинок составной: сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию. Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а зонально, за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря чему достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости. После завершения своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним мечом на данном этапе длится около 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Одновременно есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закруглёнными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) с помощью конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (койгути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае, если они используются только для хранения меча. В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда используется кожа ската (самэ), инкрустация. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) — он делается из шёлка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оснащены специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.

В полном монтаже катаны имеются следующие части:

хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксирующая гарду)

сэппа (шайбы под цубой и над ней)

фути (муфта между цубой и рукоятью)

самэгава (покрытие рукояти из кожи ската или морского животного)

цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может использоваться шерсть; в настоящее время часто применяют искусственный шёлк)

мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)

касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)

Украшаются фути, мэнуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с её помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплётка рукояти.

Очень часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно обозначая, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Так же японским мечам приписываются несвойственные им качества рубить скалы, всадника с конём напополам, более дешёвые клинки, в общем всё на свете – как все мечи их берегли и лишний раз старались ими не стучать даже друг о друга, чтобы не повредить. Многие приёмы боя направлены на увод клинка от столкновения с другим клинком.

Самурайские мечи Самурай, Катана, История, Меч, Оружие, Тати, Япония, Буси, Видео, Длиннопост

Таким образом, видно, что японские мечи, приходящиеся внуками китайским мечам, являются своеобразным, но отнюдь не выдающимся видом меча, мало чем отличающимися как по устройству, так и по технике изготовления от европейских. Развитая мишура специальных терминов, особое украшательство, обилие ритуалов является скорее красивой легендой, на самом деле самураи были обычными, пусть привилегированными солдатами императора с простым и функциональным для их местности и задач комплексом наступательно-оборонительного вооружения. На мой взгляд, поскольку Китай и Япония были легко и непринуждённо завоёваны частными купеческими отрядами наёмников из Европы, о высокой эффективности японских и китайских мечей говорить не приходится. Самураи никогда не сталкивались ни с римской пехотой, ни с викингами, ни тем более с рыцарской конницей, их успешно били корейцы своими пушечными кораблями-броненосцами с пушками и китайцы в пешем строю (вторжение в Корею или Имдинская война 1592 года). Огнестрельное оружие в начале «открытия» Японии не было таким совершенным, тем более даже японские крестьяне были вооружены охотничьими фитильными ружьями (танегасима), не говоря про самураев, в общем-то бывших аркебузирами и мушкетёрами(!) Но европейские наёмники, вооружённые абордажными саблями и шпагами, в самый рассвет клинкового азиатского оружия, легко подавили любое сопротивление будущих колоний и далее успешно контролировали эти территории небольшими контингентами второсортных солдат. Вот таким является оружие Японии, а так же бытовые и политические реалии того времени.

А вы знаете, сколько слоев стали, в японском мече «Катана» ?

А вы знаете, сколько слоев стали, в именитом японском мече Катана ?

Многие видели в фильмах самураев с длинными ножами над головой, но при этом мало кто наслышан об Катане, именитом мече самураев, страны восходящего солнца. И тем более, мало кто представляет процесс производства, и совсем не имеет понятия - из какого материала он создается. Давайте просветим свое сознание, об этом эпическом оружии - благородных японских воинов.

Итак, первым делом стоит отметить, что сам японский иероглиф - 刀, которым описывают сие оружие - звучит именно так - «Катана», а в переводе на наш (великий и могучий), означает слово - Меч. Длинна клинка колеблется в радиусе 70-85 сантиметров, рукоять около 30-35 сантиметров. На взгляд, рукоятка должна быть ровна одной четверти всей длинны меча. Общая длинна - слегка изогнутая, и как правило, не превышает 110 сантиметров. Не смотря, на всю простоту в названии и переводе слова на русский язык, ру-нет переполнен гигабайтами текста и картинок, об сотне тысячи слоев стали - на лезвии меча. А некоторые наши современники, выбравшие тропу блогерства, дабы шокировать своих читателей, и вовсе доводят количества слоев до миллиона, и выше. Мы спешим вас успокоить. Ни японское трудолюбие, ни новейшие японские технологии, на сегодняшний день - не могут свершить такое чудо. Многие японцы, понимающие что-либо в мечах, улыбаются, а некоторые открыто смеются, когда задаешь вопрос об сотнях тысяч слоев стали в мече Катана.

Так на чем основаны легенды об этом мече, и из какой стали его производят ?

Есть такой, небезызвестный для россиян, остров Хонсю, на западном побережье Японии. На этом острове, есть префектура Симане. Эта префектура считается родиной - 玉鋼 «Тамахаганэ», что в дословном переводе означает - шаровая сталь, а в смысловом - алмазная сталь. «Тамахаганэ» - это руда, состоящая из песка прибрежных рек префектуры Симане. Именно из «Тамахаганэ» производят сталь для «Катан»-ы.

Выплавка стали из «Тамахаганэ» осуществляется в одноразовых печах, называемых японцами -Татара. Процесс литья - непрерывный, продолжается около 3 суток. За этот период отливается стальной брикет, весом 1,6-1,9 тонны, с неравномерно распределенной концентрацией углерода. Далее, брикет разбивается на куски, куски расплющиваются на толстостенные листы, а листы на пластины - размером в небольшую монету. Потом, эти «монетки» проходят выбраковку, исходя из цвета, наличию шлака, вкраплению примесей. Таким образом процесс выбраковки отсеивает весь некачественный материал, и до кузнеца доходит «Тамахаганэ», с содержанием 0,6%-1,6% углерода.

Далее, материал переходит в руки кузнеца. При ковке плотна, кузнец применяет комбинацию, используя низкоуглеродистую (0,6%-0,8%) часть - для сердцевины меча (чтоб сердцевина получилась мягкой и пластичной), а куски с высоким содержанием (1,0%-1,6%) углерода - для кромки лезвия, чтоб оно было острым и твердым. Ковка проходит до тех пор, пока полотно не наберет 5000-7000 слоев, а структура содержания углерода в слоях - не получится плавной.

Читайте также: