Из какого металла кпп ваз

Обновлено: 27.04.2024


И вновь перед вами "разведданные" об отличиях однотипных деталей автомобилей ВАЗ, на этот раз — внутренностей коробок передач. Наш "резидент" продолжает выведывать то, о чем умалчивают заводские инструкции…
Алексей НИКОЛАЕВ
Затеяв ремонт коробки передач (далее — КП), владелец "Жигулей" или "Нивы" при покупке запчастей может столкнуться с немалыми трудностями. Существует свыше десятка модификаций коробок, и, в принципе, каждая из них в сборе подойдет на любой "классический" или полноприводный ВАЗ, чего не скажешь о деталях. Некоторые шестерни и валы 4-ступенчатого агрегата не подойдут к 5-ступенчатому и даже могут оказаться невзаимозаменяемыми с деталями однотипной КП, выпущенной годом раньше. Дело в том, что ВАЗ выпускал коробки с тремя рядами передаточных чисел, предназначенные для моторов разных объемов.
Напомним: до 1976 года был только ряд 2101 (I — 3,75; II — 2,3; III — 1,49; IV — 1,0; з. х. — 3,87) для КП всех "жигулей". С 1976 по 1987 год на VAZ 2106 и "Ниву" ставили коробки с "повышенным" рядом 2106 (3,24; 1,99; 1,29; 1,0; 3,34). "Промежуточный" ряд — 2105 (3,67; 2,1; 1,36; 1,0; 3,53) появился в 1979 году для машин нового семейства VAZ 2104-2107. В течение восьми лет завод выпускал комплекты шестерен всех трех рядов, пока, наконец, в 1987 году КП 2101 и 2106 не упразднили, а ряд 2105 стал единым, унифицированным для коробок всех "жигулей" и "нив", как 4-, так и выпускаемых с 1985 года 5-ступенчатых. И наконец, в 1992 году ВАЗ окончательно предал забвению коробки 2101 и 2106, прекратив делать их оригинальные шестерни, а заодно отказавшись от отличительной маркировки ныне выпускаемых деталей. Однако старые запасы остались на руках и в магазинах — подобрать можно решительно все, если знать, как отличить одну деталь от другой. Вот здесь-то и пригодятся приведенные ниже сведения.


Промежуточный вал (блок шестерен) 2101-1701050 без опознавательных меток. На венце постоянного зацепления (Z1) — 29 зубьев, на венце I передачи (Z2) — 15. Применим в 4-ступенчатых КП ряда 2101 в комплекте с первичным валом 2101-1701026 (17 зубьев).


Промежуточный вал 2121-1701050 отличается от "ноль первого" только шестерней постоянного зацепления (Z1). На ней 28 зубьев с меньшим модулем и метка в виде кольцевого буртика (показан стрелкой). "Двадцать первый" блок шестерен можно поставить в любую "жигулевскую" 4-ступенчатую коробку в комплекте со своим (2121) первичным валом, получив передаточный ряд 2106.


Промежуточный вал 2105-1701050, помеченный кольцевым буртиком на шестерне третьей передачи (показан стрелкой). Отличается от двух предыдущих венцом первой передачи (Z2) — здесь 14 зубьев с большим углом наклона, нежели на 15-зубчатых венцах валов 2101 и 2121. На венце постоянного зацепления (Z1) — 28 зубьев большего модуля, чем на валу 2121. Разумеется, и "пятый" блок шестерен применим только в комплекте со своим "пятым" первичным валом, и только для 4-ступенчатых КП.



Первичный вал 2101-1701026 с 17 зубьями на венце, без опознавательных меток. Подойдет к любой 4-ступенчатой КП "Жигулей" или "Нивы", но только в комплекте с промежуточным валом 2101-1701050 (29 зубьев на венце постоянного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2101. Рекомендуется применять с моторами малого рабочего объема (1200 и 1300 смз).


Первичный вал 2121-1701026 с 19 зубьями на венце, помеченный одним цилиндрическим пояском (показан стрелкой). Пригоден для всех коробок в комплекте с промежуточным валом 2121-1701050 (28 зубьев венца постоянного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2106. Рекомендуется для моторов большого объема (1600 и 1700 смз).



Первичный вал 2105-1701026 с 18 зубьями на венце: а — старого образца, отличающийся от валов 2101 и 2121 двумя цилиндрическими поясками (показаны стрелками); б — нового образца, выпускаемый с 1992 года как единый, без опознавательных меток и отличимый от вала 2101 только числом зубьев. Оба вала применимы для любых КП "жигулей" и "нив" в комплекте с промежуточными валами: 2105-1701050 для 4-ступенчатых и 2107-1701050 для 5-ступенчатых агрегатов. Образуют передаточный ряд 2105, удобный для всех "жигулевских" моторов.


Промежуточная шестерня заднего хода: а — 2101-1701082 с кольцевым выступом (показан стрелкой); б — 2121-1701080 с ровным торцом. Обе шестерни взаимозаменяемы и подходят к любым "классическим" КП, в том числе и к "нивовским", поскольку все сопряженные с ними детали — универсальные "жигулевские".


Шестерня первой передачи: а — 2101-1701112 без опознавательных меток; б — 2105-1701112 старого образца, помеченная кольцевой канавкой диаметром 80 мм; в — 2105-1701112 нового образца, выпускаемая с 1992 года — без канавки. У каждой по 33 зуба, но на "первой" их угол наклона меньше, чем на "пятых", поэтому поставить ее можно только в комплекте с промежуточным валом 2101 или 2121, то есть в КП с рядом 2101 или 2106. Обе шестерни 2105 взаимозаменяемы и пригодны для установки в комплекте с промежуточным валом 2105-1701050 (4-ступенчатые КП) или 2107-1701050 (5-ступенчатые). Шестерни без меток можно отличить по наружному диаметру: у 2101 он равен 96,8 мм, а у 2105 — 98,8.



Приводы спидометров и соответствующие им ведущие шестерни вторичного вала применяются только комплектами — иные комбинации исключены: а — привод 2101-1702150-01 без метки с 12 зубьями ведомой шестерни и ведущая шестерня 2101-1702158 с пятью заходами червяка, помеченная одной кольцевой проточкой (показана стрелкой) — для КП "жигулей" с задними мостами 2101 (передаточное число редуктора — 4,3) и 2102 (редуктор 4,44). В последнем случае спидометр несколько завышает показания; б — привод 2103-1702150-01 (9 зубьев), помеченный красной краской, и шестерня 2103-1702158 с четырьмя заходами червяка без метки — для КП "жигулей" с задним мостом 2103 (передаточное число редуктора — 4,1); в — привод 2106-1702150-01 (13 зубьев), помеченный синей краской, и ведущая шестерня 2106-1702158 с шестью заходами червяка, помеченная двумя кольцевыми проточками (показаны стрелками), — для "жигулей" с мостом 2106 (редуктор — 3,9).


Гайка выходного фланца вторичного вала (резьба М20х1): а — 2101-1701244 с шестигранником "на 30", для любых коробок передач "жигулей" и "нив" в комплекте с уплотнителем центрирующей втулки 2101-1701245; б — 2121-1701244 старого образца для "нив", с шестигранником "на 32" — яркий пример того, что называют словом "приблуда". В течение двадцати лет завод ставил на "Ниву" оригинальную гайку с пружинкой уплотнителя и лишь в конце 1997 года перешел на обычную "жигулевскую". В то время как несколько поколений автолюбителей успешно применяли гайку 2101 вместо архидефицитной "нивовской"…


Подшипник задней опоры первичного вала: а — 2101-1701033 (6-50706У) старого образца с металлическим сепаратором; б — 2107-1701033 (6-50706ЕУ) — представитель нового поколения подшипников с пластмассовым сепаратором. Взаимозаменяемы в любых КП "жигулей" и "нив". То же самое касается и прочих подшипников вазовских коробок — ставить можно как современные, так и снятые с производства, но оставшиеся в торговле.


Привод спидометра старого образца, существующий тоже в трех вариантах: 2101, 2103 и 2106. Уплотняется на крышке КП не резиновым кольцом, как современный (см. фото слева), а картонной прокладкой, что надежнее. Впрочем, если кольцо нынешнего привода, выпускаемого с 1988 года, не удержит масло, на разъем фланца можно нанести герметик.



Задняя крышка картера: а — 2103-1702010 для любых 4-ступенчатых "жигулевских" КП; б — 2121-1702010 с заглушкой в отверстии под привод спидометра — для 4-ступенчатой КП "Нивы". Из одной детали легко сделать другую. Крышка 2101 подойдет на "Ниву", если закрыть отверстие приводом спидометра или металлической пластинкой, притянув ее через прокладку гайкой. "Нивовскую" крышку ставим на "Жигули", выбив заглушку и ввернув в резьбовое отверстие шпильку М6 для крепления привода спидометра.



Картер 2101-1701015: а — старого образца с технологическими приливами (показаны стрелками); б — нового образца (легче на 200 г). Взаимозаменяемы для всех 4-ступенчатых КП "жигулей" и "нив".

Коробка КПП

Миф о переделке КПП из 4-х в 5-ти ступенчатую


Начитавшись мифических историй о переделке из 4-х ступенчатой КПП в пятиступку, невдаваясь в подробности мне пришла идея :
Приобрести за копейки четырех ступку от 2101 с самым низким рядом, с качественными деталями и дополнить ее 5-той передачей из своей загудевшей, загремевшей 5-ти ступки.

Нашел на Авито отличную КПП от 2101 в отличном состоянии всего за 1000 рублей.


Решил снять свою, скинуть задние крышки и разобраться что надо для установки 5-той по факту





После разбора выявил, что вторичный вал имеет совершенно другую форму



Эта проблема меня не остановила, так как все шестерни с вала можно снять и поставить вал от пятиступки.


Следующее отличие оказалось фатальным для меня. А именно отсутствие резьбы в промежуточном валу.





Также требуется замена всех штоков включения передач, замена оси промежуточной шестерни задней передачи и соответственно установка всего механизма 5-той передачи, включая вилку 5-той и задней передачи.

Перед тем как разбирать я знал, что столкнусь с проблемой отсутствия резьбы в промвалу, но я даже представить себе не мог, что в СССР делали настолько качественные детали. Все валы и шестерни изготовлены из высоколегированной стали, закалены так что при ударах вал о вал звенят как стекло, имеют отъявленный зелёный цвет.

В общем самостоятельно просверлить конечно же не смог, отвёз к токарю, тот открестился с пояснением, что нужно отпускать метал, сверлить твердосплавными сверлами и резьбу нарезать реально будет только после отпуска метала.

Не успокоившись, обзвонил еще более 10-ти контор и частников с тем же вопросом и посылал токарям, фрезеровщикам фотки вала на вотцап, в ответ все однозначно отвечали, что это не реально в принципе, а точнее просверлить можно хоть алмаз, а вот резьбу нарезать НЕВОЗМОЖНО.

Термически Отпускать вал и после заново его закаливать неоправданно дорого, долго и ещё скорее всего может потребоваться механическая обработка после закалки вала — ТУПИК.

В общем очень сильно расстроился, собрал обратно четырех ступку и решил, что буду ставить ее, так как все ее внутренности идеальны и даже зрительно видно, что это реально надёжный агрегат по сравнению с современной пятиступкой.






PS. Моя пятиступка была полностью перебрана год назад — новые подшипники, вилки и 3-ая передача.
Сейчас ей конец — вилки съедены до беспредела, вторичный вал в месте работы игольчатого подшипника весь в рытвинах, изношен на конус, огромные люфты по зубам шестерен — одним словом восстановлению не не подлежит или восстановление не целесообразно ( если только отвезти ее в ремонт на обмен — но я не люблю нае…ть людей).

Ах да, чуть не забыл для установки четырех ступки пришлось приобрести и заменить сайлентблок крепления КПП. + Заменил сальники + прокладки и герметик.

Кпп 2108 турбо LST(LADA Special Transmission)


Вот решил приобрести для своего турбового ВАЗ спортивный ряд. Много читал на драйве у владельцев турботазов про сломанные коробки, в итоге понял, что стандартный ряд, да в прочем и многие тюнинговые ряды(особенно китайского производства) не предназначены для переваривания большого крутящего момента. Переваривать то они могут его какое то время . но вскоре усталость, накапливаемая в деталях и узлах трансмисии(особенно в зубьях передач) дает о себе знать.В итоге мы видим слизанные зубья шестерен, сломанные первичные валы, рассыпавшиеся ступицы муфт и т.д. Оценив рынок, выбор мой пал на компанию LADA Special Transmission.Почему? Я подумал, раз эта фирма специализируется на производстве спортивных комплектующих на разные марки авто, имеет большой ассортимент товара, да и в интернете многие нахваливают ее за качество, значит люди знают свое дело . Не найдя специализированного магазина по продаже, решил позвонить по номеру, указанному а официальном сайте.Позвонив туда я попал на директора этого предприятия, проконсультировался у него по поводу спортивных рядов на ВАЗ. Из разговора я понял, что человек является большим специалистом своего дела, одним словом — профессионал. В общем пообщавшись с ним вынес для себя некоторую полезную информацию. Которой и хочу поделиться.
Для гражданского авто решил брать 104 ряд. Что такое 104 ряд ?- это лишенный "недостатков" стандартный ряд, т.е. изменены передаточные отношения на 1, 4 и 5 передачах . Это значит, что не будет больше провалов между 1 и 2, 3 и 4 передачами, что намного лучше скажется на динамике автомобиля. В общем, для города самое то. Значит берем 104 ряд(LST), главную пару 4.1(LST), муфту 1-2 передачи в сборе(LST), муфту 3-4 передачи в сборе(LST), синхронизаторы и задние подшипники(SKF).Все это выглядит примерно так:



Для ряда есть два варианта исполнения, это ТЮНИНГ и ТУРБО.
Тюнинг отличается от турбо материалом исполнения. В обоих вариантах используются высоколегированные стали, но в турбо прочность металла выше чем тюнинг версии. Так же есть возможность заказать turbo версии шестерён 2 и 3 передачи(имеют ширину зубчатого венца 17мм и еще более прочные), что позволяет им переносить момент по словам изготовителя 350Н\м.
На вторичном валу отсутствует привычная нам втулка под 4 передачу, что помогло исключить то место, где часто ломались валы.
Было:




В общем наглядно видно, что вал толще в этом месте. Это несомненно добавляет ему прочности.
Первичный вал разборный, имеет увеличенную ширину зубчатых венцов: 1-я передача 22%, 2-я 36%, 3-я 20%, 4-я 11.5%, 5-я 20% (% — это процент к действующему ряду). Нет промежутка между 2 и 3 передачей, что уменьшает вероятность прогиба вала:


Для первичных и вторичных валов применяют термообработку, нитроцементацию металла, закалку, низкотемпературный отпуск.Первичные и вторичные валы после термообработки подвергаются рихтовке.

Так же производится выпуск тюненых ступиц муфт . Особенно актуально это для ступиц 1-2 передач, которые из за высоких нагрузок часто выходят из строя(т.к. сделаны из порошкового металла).



Здесь высоколегированный металл. Специальные масляные канавки на ступице нужны для предотвращения задиров на поверхностях трения


Почему все эти детали прочнее?Все дело в металле .При изготовлении используется металлографический анализ материала, термообработка — удар холодом, т.е. раскаленную деталь помещают в камеру при температуре -45 градусов Цельсия.Это нужно для изменения кристаллической решетки металла, что приводит к упрочнению металла и повышению ресурса изделия. Так же все детали подвергаются фосфотированию. В металле ребята эти разбираются… не зря с ними sadev сотрудничает. Если все правильно понял то LST производят для sadev некоторые детали для трансмиссии.
Не забудьте что LST использует специальную обработку края зубчатого венца для защиты от подделок:



И не забываем про грамотную сборку КПП и средства усиления корпуса трансмиссии (т.к. он рассчитан всего на 150-200Н)
Всем крепких трансмиссий!


Если кто-то собирается брать запчасти то призываю брать напрямую у производителя. Если при сборке возникли какие-то проблемы, например шестерни очень туго крутятся на вторичном валу(как было у меня). То связываемся с ними и обсуждаем возникшие трудности.Люди там адекватные работают и помогут в проблеме. Лично я отправлял им обратно всю "елку". Обратно пришла собранная отлично. Как бонус прислали кепку, майку фирменную и муфту на 5-ю передачу. Проблема была актуальна на январь-февраль 2016 года.

Читайте также: