Из какого металла сделан бензобак

Обновлено: 26.04.2024

Топливный бак — это резервуар, в котором хранится топливо. Это может быть бензин, ДТ или газ, в зависимости от типа двигателя и топлива, на котором он работает. О том, из чего изготовлен бак и какие варианты бывают, как правило, никто даже не задумывается до тех пор, пока с ним что-то не случится.

В этой статье я расскажу каким бывает бензобак, в чем отличия того или иного материала, а также какой топливный бак лучше выбрать.

Надежность и прочность топливного резервуара — это, прежде всего, безопасность, любая протечка или негерметичность может дорого стоить. Любое топливо легко воспламеняется и, как правило, имеет высокую степень испарения. Кроме прочего, хороший топливный бак должен быть стойким к коррозии и не вступать в реакцию с топливом и влагой. Только так можно обеспечить надежную работу топливного насоса, форсунок, а также двигателя в целом.

До "двухтысячных" баки были преимущественно металлические, в качестве материала использовались либо метал, либо алюминий. Когда пластик стал предельно доступен, он стал заменять большое количество металлических деталей (бампер, детали салона, различные накладки и молдинги), не стал исключением и топливный бак. Большинство современных авто оснащены пластиковыми бензобаками, которые уже воспринимаются как норма.

Частый вопрос, который задают многие водители: "Почему хранить топливо в пластиковой таре нельзя, а топливные баки из пластика — норма"? Нонсенс!? На самом деле ответ на поверхности! В отличие от простой бутылки или канистры, бак из пластика является частью топливной системы, которая серьезно эволюционировала за последние десятилетия. Самое страшное для пластикового топливного бака — пары и реакция пластика на топливо. С реакцией на топливо поработали химики, сделав пластик, стойким к веществам, способным растворять пластмассу. Что касается паров, которые являются неотъемлемой частью любого топлива, то они отводятся при помощи специальной системы отвода паров топлива. Во время работы эти пары подаются во впускной коллектор и дожигаются, а когда мотор не работает очистку выполняет адсорбер. Поэтому пластиковый бак не раздувается, не деформируется и не подвержен вредному воздействию топлива. Кроме того, важно отметить, что для производства топливных баков используется не простой пластик, а многослойный, который способен выдерживать большие нагрузки в случае неисправности системы отведения паров топлива.

Для производства топливных резервуаров используют: сталь, алюминий, пластик.

  • Сталь. Первые бензобаки, а также баки для "дизеля" были стальными. Они встречаются на старых авто, некоторые автопроизводители используют их и поныне. Баки производят методом штамповки при помощи пресс-формы, используя листовую сталь. Недостаток таких баков в том, что они подвержены коррозии, имеют большой вес и стоят дороже, чем пластиковые аналоги.
  • Алюминий. Этот материал можно считать таким себе компромиссом между пластиком и сталью, поскольку алюминий не ржавеет, он легче стали, при этом он более прочен по сравнению с пластиком. Но! Алюминиевые топливные баки — удовольствие не из дешевых, кроме того, в случае повреждения такого бака его не так легко заварить, как металлический или запаять, как пластиковый. Здесь нужен аргон и специалист, который выполнит эту работу.
  • Пластик. Пластиковый бак — это, прежде всего, дешево, во-вторых с таким резервуаром вам не страшна коррозия и конденсат. В-третьих, бензобак из пластика гораздо легче металлического, а на его изготовление у производителя уходит меньше времени и ресурсов, в итоге это положительно сказывается на его цене.

Что же выбрать: сталь, алюминий или пластик?

Ответ, как всегда, неоднозначен. Во-первых, выбрать себе любой бензобак или бак для ДТ — невозможно, вам придется покупать то, что предусмотрено производителем ну, или искать что-то, подходящее по заменителям. Второй момент — цена, безусловно, алюминиевый бак, на мой взгляд, обладает рядом преимуществ, как я говорил, он легче чем стальной бак, и прочнее по сравнению с пластиковыми аналогами. Но его цена гораздо выше, по сравнению с двумя конкурентами. Выходит, что пластиковый топливный бак — наш выбор. Пожалуй, да, такой резервуар проверен временем, он отвечает всем требованиям безопасности и обеспечивает необходимую производительность.

Перечислим плюсы бензобака из пластика

  • Цена. Такой бак имеет невысокую себестоимость, пластик нынче стоит недорого, а на изготовление деталей из этого материала не нужно много финансовых и энергозатрат. Такой бак может стоить вдвое дешевле, чем стальной и алюминиевый бак.
  • Небольшой вес. Пластиковый бак будет легче металлических аналогов, при этом он в полном объеме выполняет свою роль. Это положительно сказывается на общей массе авто и на расходе топлива в целом.
  • Коррозия. Здесь все просто, пластик коррозии не боится, он не подвержен гниению и прочим процессам, которые так боится металл.
  • Конденсат. На стенках такого резервуара конденсат не так быстро образуется, пластик хуже проводит температуру, чем металлы, поэтому это явление не так ярко выражено. Для двигателя это значит: отсутствие внутренней коррозии, продолжительный срок службы свечей, форсунок и т. д., лучший КПД двигателя.
  • Ремонт. Заклеить пластиковый бак проще и легче, по сравнению с металлическими аналогами.

Есть и минусы, куда же без них!?

Главный и, пожалуй, единственный минус баков из пластика — это их прочность. Физическое воздействие и пластиковый бензобак — вещи несовместимые. Но не следует понимать превратно, бак может и не такой прочный как металлический, но при этом это и не яичная скорлупа. Если по нему не быть и не подвергать нагрузкам, такой он легко может служить правдой и верой несколько десятилетий.

Пластиковый, металлический, алюминиевый бензобак – что лучше

Бензобак является важнейшим элементом автомобиля. Он должен быть надежным и долговечным, то есть исключать вероятность возникновения протечек на протяжении всего срока службы транспортного средства. В нем находится топливо практически все время в период эксплуатации автомобиля, и при его хранении в нем не должны образовываться никакие примеси, которые бы портили свойства находящегося в бензобаке бензина или дизеля.

Водители со стажем помнят, что до начала 2000-х годов на автомобилях повсеместно использовались металлические бензобаки. Позже им на смену пришли аналогичные детали из алюминия. Сейчас же практически на все автомобили устанавливаются пластиковые бензобаки. При этом многие водители знают, что в пластиковой таре хранить топливо нельзя. Рассмотрим в рамках данной статьи, почему производители автомобилей перешли на пластиковые бензобаки, и чем хранение топлива в них отличается от обычных пластиковых бутылок.

Какие бывают бензобаки

Как отмечалось выше, бензобаки за время их производства выполняли из 3 видов материалов:

    Металлические. Это самые старые топливные баки. Их можно встретить на машинах до 2000-х годов. Выполняются такие бензобаки из стальных листов методом штамповки. Один из явных плюсов таких бензобаков — надежность и прочность. Удар по металлическому бензобаку может привести к его деформации, но редко способен вызвать разрыв конструкции. Но, как и любой металл, такие бензобаки начинают со временем ржаветь — примерно через 5-7 лет;


Конструкция бензобака автомобиля

Многим может показаться, что бензобак — это просто емкость, в которой находится бензин или дизель до того, как они используются двигателем автомобиля в процессе работы. На самом деле это не так. Сейчас бензобак представляет собой достаточно простое с конструкционной точки зрения устройство, на к нему предъявляется ряд требований, которые нужно учитывать при конструировании.

Первое — сам бензобак и элементы его конструкции не должны допускать испарения хранящегося топлива. Согласно заданным в Европе и США стандартам, за день из бака не должно испаряться больше 20 миллиграмм топлива. Чтобы решить эту проблему, в современных баках испарение топлива происходит через трубки, которые ведут к адсорберу или сепаратору. Если двигатель работает, то испаряемые части топлива направляются во впускной коллектор. Когда мотор не работает, испаряемые частицы топлива улавливаются, происходит конденсация, и они возвращаются в бак.

Второе — бензобак должен быть прочным. До 2005 года пластиковые баки практически не использовались, поскольку их производители не могли обеспечить достаточную плотность и герметичность, в том числе и из-за испарения топлива. Происходили разрывы патрубков, горловины и других элементов. Из-за этого и применялись более прочные металлические и алюминиевые конструкции. Сейчас же для бензобак используется пластик высокого качества (обычно в 6-8 слоев). Горловина исполняется из металла, а ее крепление происходит через резиновые “переходники”, тем самым удается добиться прочности конструкции.

Также на бензобаке обязательно присутствует элемент очистки топлива, который обычно можно видеть на верхней части корпуса.

Требования к пластику при изготовлении бензобака

Многие водители знают, что на любой автозаправочной станции им откажут в просьбе залить бензин в обычную пластиковую бутылку из-под воды. Но как в таком случае бензин заливают в пластиковые баки? На самом деле, пластик, который используется в пищевой промышленности и для изготовления автомобильных баков отличается кардинально.

Обратите внимание: Залить бензин на заправке можно в специальные пластиковые емкости, которые продаются в автомобильных магазинах.

В обычные бутылки из-под воды нельзя заливать автомобильное топливо, поскольку:

  • Они могут быть наэлектризованы по причине скапливания в них статического электричества, в том числе и в процессе наливания бензина. Соответственно, бутылку может разорвать при образовании в ней искры, а топливо вспыхнет. Этого и боятся сотрудники автозаправочных станций, когда отказываются наливать в бутылки бензин;
  • Они не способны сохранять бензин. Как известно, бензин является достаточно летучим топливом, которое испаряется в процессе хранения. При нагреве бутылки процесс испарения ускоряется, из-за чего может возникнуть ее разрыв;
  • Они недолговечны. Есть миф, что пластиковые бутылки не разлагаются в земле сотни лет. Но с современными бутылками, которые используются для питьевых напитков, дела обстоят иначе. Они делаются из пластика, который разлагается не более чем за 5 лет. При этом данный пластик начнет растворяться еще быстрее, если в него налить бензин.

Учитывая все перечисленные выше причины, производители бензобаков выбирают пластик качеством лучше, чем производители обычных пластиковых бутылок. Применяются специальные виды пластика, которые препятствуют накоплению электричества и не подвержены растворению.

Плюсы и минусы пластикового бензобака

В настоящее время практически все массовые автомобили оснащаются пластиковыми бензобаками. Можно выделить несколько очевидных преимуществ такого решения перед металлическими и алюминиевыми вариантами:

Среди минусов пластиковых бензобаков можно выделить только один — низкая прочность. При ударе металлический бак, скорее всего, согнется, как и алюминиевый. Вернуть их к прежней форме без возникновения разрыва сложно, но возможно. При этом пластиковый бак при физическом воздействии скорее всего сломается. Его можно восстановить, но это трудозатратно, и гораздо легче приобрести новый бак.

Бензобак из алюминия


Так как сильно изменилась подвеска сзади то места для родного мятого-перемятого 40-ка литрового бака не осталось совсем. Я был готов изначально делать бак, аппарат для сварки есть, баллон заправлен. Самая боль в том что бак получался меньшего объема чем даже в стоке ! примерно 30л это очень огорчало, ну деваться некуда, бак нужен, без него никак. В итоге была выбрана простейшая геометрия с 2-мя противоотливными пластинами, они же ребра жесткости.


и примеряем эту модель к уже нарисованной подвеске


можно было бы сделать бак и на 40 литров, но не хотелось бы чтобы он висел низко, хотелось чтобы он был как-бы линией съезда, а не то на чем можно повиснуть или то что погнуть ( но мы то знаем, погнуть то можно все что угодно :) )



сделали макет из бумаги за что огромное спасибо Sergulyan
просто печатается на бумаге линии реза и гиба, накеивается на картон, вырезатеся и гнется =)


места вокруг бака везде оставил примерно по 5мм, думаю этого будет достаточно на разного рода деформации


И начался выбор материала. Не чернуха точно, не нержавейка, алюминий, точно, алюминий, теперь какой алюминий, амг6 ? не гнется, если и гнется то с большим радиусом и вероятностью дриснуть в этом месте потом, в итоге выбор пал на амг3м 3мм толщиной, гнется хорошо, крепкий, легкий.

Выкройку в ГАРС и томное ожидание железяк



ну и тут пошло поехало, первым делом вырезал под выхлоп



примерил насос, купил в сборе топливную сборку от хонды орхии, очень понравилось то что дырка большая в баке будет, можно хоть какие-то операции внутри производить и сразу датчик уровня топлива ( но не совпадает по сопротивлению и разъем не герметичный


тренируемся варить красиво =)


посмотрев кучу роликов по сварке понял что нужна корщетка именно из нержавейки, чтобы зачищаемая поверхность была без вкраплений и как можно чище


еще об обработке, не стал рисковать и пилил весь алюминий лобзиком с пилкой по металлу, пилится отлично, как фанера, только прижимать нужно хорошо, где необходимо было подогнать — напильник, никаких абразивных и лепестковых кругов в местах предполагаемой сварки.


но все же один момент случился, кончился баллон аргона и я вовремя не заметил, и выжег угол, долго потом пришлось вычищать окислы

Теперь про противоотливы, родной эскудовский бак особо не страдает отливом топлива, ну только если его там совсем мало, все же я решил сделать вот такие клапанки из мбс резины 3мм ( кстати продается в магазине ТЕХНОС что напротив меги. Посмотрим как будут вести себя, если что их легко будет удалить из бака.



заливной патрубок и вентиляция были выточены из труб, так же хорошо использовать трубки кондея со старых машин, там они тооолстые


на счет крепления сборки долго думал, в итоге решил что правильно будет сделать шпильки, т.е. изнутри бака закрутил болты из нержавейки с фиксатором резьбы, ибо 6мм алюминия не долго проживут если их дрючить не в самой спокойной обстановке


ну и собственно бак готов, опрессован давлением в 0.5атм и обрызган смесью воды и пены для ванн =) были пара пор в местах где первые швы и не провар где кончался аргон. Нижние швы, где возможно может дриснуть от удара, проварены дополнительно с присадкой 4мм, в остальных местах использовалась присадка 2мм

про бензобаки


некоторое время назад меня попросили чиркануть что-нибудь про стальные бензобаки в ретро-авто СССРовских времен.
я и чирканул пару строк.
вдруг кому-то будет интересно или чем-то поможет :)

1. Как обычно образуется ржавчина непосредственно в баке? Есть ли рекомендации для владельцев возрастных машин, чтобы этого избежать?
Давайте начнем с теории: образование ржавчины, как известно из школьного курса химии, это процесс коррозии. А коррозия — это самопроизвольное разрушение металлов в результате химического (или физико-химического) взаимодействия с окружающей средой. Соответственно… Для того, чтобы у нас заржавел бак, требуется всего-то сам бак (естественно железный, тк ранее технологий изготовления их из пластика просто не существовало), воздух и немного влаги. А так как влага всегда в том или ином количестве содержится в воздухе, значит нужен бак и воздух.
Теперь коснемся вопроса: "Как именно ржавеет бак"? Бак ржавеет обычно изнутри. Если не было внешних воздействий (например ударов об острые камни, прочих механических воздействий и тд), то снаружи бак и не должен заржаветь вовсе. Почему?! Ответ прост: во-первых, снаружи бак окрашен. Краска, как известно, защищает металл от коррозии. Или ещё проще: краска создает барьерный слой между металлом и окружающей средой — она ограничивает доступ воздуха и влаги непосредственно к металлу. Поэтому снаружи процесс гниения (если нет изъянов в качестве покраски) просто невозможен. И, во-вторых, днище машины, где расположен и бак, неминуемо обдувается при езде, что способствует испарению возможной влаги с внешней части бака.
А вот внутри бака дела обстоят совсем не так — влага из воздуха неминуемо попадает в бак. И если мы имеем приличный перепад температур в течение суток (ночью холодно, днём — тепло), то влага неминуемо выпадет из воздуха на стенки бака — появится конденсат. Увы улетучиться конденсату из бака в сотни раз тяжелее, чем попасть в него. Что происходит далее? Далее количество воды увеличивается куда быстрее, чем уменьшается. Конечно часть воды испаряется, часть воды вместе с бензином попадает в двигатель и испаряется в процессе сгорания топлива, но… Часть воды неминуемо остаётся. Особенно если зимой машина не ездит и стоит с баком, залитым не под завязку… А если вспомнить годы дефицита топлива во времена СССР, то ясно, что баки у машин всегда были или почти пустые, или совсем пустые…
Вот мы и подошли к очевидному ответу на вопрос: "Как избежать ржавчины в баке"? Ответ прост — всегда держать бак максимально полным. В случае консервации машину на зиму (хотя и мотоциклов это конечно тоже касается) — заливать бензин "по самое горлышко". Топливо, находящееся в баке и занимающее весь бак, просто не оставит места для воздуха. А ведь если нет воздуха — нет влаги и кислорода. А значит процесс гниения в принципе невозможен.
Также я могу порекомендовать хотя бы раз в несколько лет просто сливать всё из бака и заглядывать внутрь — вы по крайней мере будете понимать, как там дела. Ну и параллельно чистить бак в процессе слива. Ведь ржавчина, песок, грязь и прочее копится в баке и налипает на сетку топливоприемника, постепенно полностью её забивая. А значит в мотор поступает совсем мало топлива и машина просто не едет. К тому же, часто и сетка-фильтр на топливоприёмнике сгнивает. Тогда вся грязь и ржавчина забивают собой и топливную магистраль, и бензонасос, и карбюратор. В итоге… Машина чихает, икает, не держит обороты и совсем не хочет ехать…

2. Какие существуют варианты удаления ржавчины из бака "малой кровью"? Каковы шансы полностью убрать ее без "половинивания", используя народные методы вроде ортофосфорной кислоты или она в любом случае там остается?
Я не знаю ни единого эффективного способа борьбы с ржавчиной, кроме её механического удаления и дальнейшего перекрытия доступа воздуха к металлу.
Что можно сделать в случае ремонта бака малой кровью?
Во-первых, слить топливо из бака.
Во-вторых, демонтаж бака и дальнейшая его промывка и чистка подручными средствами, чтобы он по крайней мере был чист внутри и снаружи.
В-третьих, визуальный осмотр как снаружи (ищем маленькие кратеры глубокой коррозии и места поверхностной коррозии), так и изнутри (насколько это представляется возможным).
А далее уже всё зависит от степени живости или мёртвости пациента: бывает, что бак снаружи чист, да и изнутри только-только начинается коррозия — такой прослужит ещё долгие годы — его только если снаружи покрасить ради эстетики и защиты от внешней коррозии. Бывает и наоборот: бак весь как короедом изъеден со всех сторон и очень много очагов уже почти сквозной ржавчины — тут уже расковыривать все эти места, выпаривать бак, потом пропаивать/заваривать или замазывать спец составами. Но такой бак скорее всего очень скоро потечёт (это увы горький опыт).
Вариант пролить бак изнутри преобразрвателем ржавчины или иным составом для вытравливания ржавчины и создания на металле оксидной плёнки — можно попытаться, но эффективность такой защиты при условии постоянного наличия нефтепродуктов и их паров в баке достаточно невысока.
Подытожу: увы ситуация не имеет однозначного рецепта оздоровления и сохранения целостности бака в гаражных условиях. И к каждому случаю нужен индивидуальный подход.
Но лучше бы доверить это профессионалам, тк скупой (по крайней мере на моем жизненном опыте) платит обычно дважды.

3. Всегда ли металлический бак можно отреставрировать при сквозной коррозии? Как происходит реставрация? Сварка или есть еще какие-то тайные методы?
4 Каковы способы обработки бака изнутри, согласно вашей методике, дабы предотвратить повторное появление ржавчины?

Методология достаточно проста и логична:
1. Сливаем топливо из бака,
2. Демонтируем бак,
3. Отмываем снаружи и насколько возможно изнутри, визуально осматриваем,
4. Обработка бака снаружи, вычищающая всю ржавчину и увы пробивающая часто сквозные отверстия в местах очагов коррозии,

Читайте также: