Изготовление совка из тонколистового металла

Обновлено: 04.10.2024

Технологическая карта урока

  • изучение приёмов графического изображения изделий из тонколистового металла (ТЛМ), проволоки и пластмассы;
  • выполнение чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК.
  • формирование целостного представления об изготовлении изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы, встречающихся в повседневной жизни;
  • формирование технико-технологического мышления при чтении чертежей изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы;
  • формирование навыков графического изображения изделий из тонколистового металла посредством выполнения чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК.
  • расширение кругозора обучающихся по освоению графической документации с применением ПК;
  • сочетание образного и логического мышления при выполнении чертежа развертки коробочки.
  • ознакомить учащихся с видами графических изображений (графической документацией) изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы;
  • ознакомить учащихся с особенностями графического изображения изделий из тонколистового металла и проволоки;
  • изучить правила выполнения чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • освоить алгоритм действий (по обучающему стенду) при выполнении чертежа развёртки коробочки с применением ПК.
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено в предыдущем разделе при изготовлении изделий из древесины (эскиз, технический рисунок, чертеж детали из древесины; линии чертежа, масштаб);
  • представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из тонколистового металла и проволоки;
  • сопоставлять действия при выполнении чертежа развертки коробочки с помощью чертежных инструментов и с применением ПК (в системе MS Word).
  • формировать навыки самостоятельной работы и работы в бригадах при выполнении графической работы с применением ПК;
  • воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении графической работы и ответственность за точность изготовления чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • воспитывать бережное отношение к имеющемуся оборудованию в школьной мастерской.
  • иметь представление об этапах целостного процесса изготовления изделий из ТЛМ, проволоки и пластмассы;
  • уметь различать понятия: “эскиз”, “технический рисунок”, “чертёж” детали из тонколистового металла и проволоки;
  • знать особенности графического изображения деталей из тонколистового металла и проволоки;
  • знать правила выполнения чертежа развертки коробочки для мелких деталей;
  • устанавливать связь между видом графической работы с помощью чертеж-ных инструментов и с применением ПК;
  • самоконтроль промежуточных и конечных результатов графической деятельности по обучающему стенду (по эталону);
  • осознавать значимость изготовления развёртки коробочки из бумаги;
  • использовать новые технологии представления информации по теме урока, привязанной к §21 ЭФУ.
  • ориентироваться в содержании обучающего материала под руководством учителя (обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ и проволоки; чертежи развёрток различных изделий из ТЛМ; обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки в системе Word);
  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение с применением ПК под руководством учителя;
  • осваивать способы графического изображения изделий из тонколистового металла с применением ПК;
  • взаимодействовать с товарищами по бригаде (в парах) при выполнении чертежа развертки коробочки с применением ПК, обсуждать и принимать решение, опираясь на содержание обучающих стендов;
  • использовать информацию из §21 ЭФУ для решения познавательных и коммуникативных задач по теме урока.
  • проявлять интерес к изучению графической документации, стремление овладевать навыками выполнения графической работы с применением ПК;
  • осваивать роль ученика при работе в бригадах (в парах) на основе правил поведения в учебной мастерской;
  • представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ, проволоки и пластмассы;
  • понимать значимость качественного выполнения графического задания (чертеж развертки коробочки) для изготовления изделия из ТЛМ;
  • накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий через изготовление развёртки коробочки из бумаги;
  • накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий при освоении ЭФУ.
  • технология: физические и механические свойства тонколистового металла и проволоки;
  • математика: свойства квадрата и прямоугольника, единицы измерения;
  • технология: графические операции, линии чертежа, условные обозначения, правила оформления чертежа;
  • технология: технологические свойства бумаги и картона, понятие о резании материалов без образования стружки.
  • рабочая программа для 5-х классов;
  • пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс [Текст] : методическое пособие / А.Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с. – с. 74 – 77;
  • пособие для учителя: Боровых, В. П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5 – 6 классы [Текст] : методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011. – 384с. – (Современная школа);
  • персональный компьютер, проектор, принтер;
  • презентация к уроку: “Изготовление изделий из ТЛМ и проволоки”;
  • развёртки деталей из тонколистового металла для изготовления коробочки и хозяйственного совка;
  • чертежи развёрток коробочек для мелких деталей разных размеров (примеры конструирования подобных изделий), приложение 1;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-ом классе, образцы изделий;
  • обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК", приложение.
  • электронный учебник: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : электронное приложение к учебнику / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 192 c. – с. 106 – 110;
  • спецодежда (халат или фартук с нарукавниками);
  • рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ластик;
  • персональный компьютер – ноутбук (один на бригаду);
  • презентация: “Изготовление изделий из ТЛМ и проволоки”;
  • развёртки деталей из ТЛМ для изготовления коробочки и хозяйственного совка, выполненные учащимися прошлых лет;
  • чертежи развёрток коробочек для мелких деталей разных размеров (примеры конструирования подобных изделий), приложение 1;
  • объекты труда из тонколистового металла и проволоки в 5-ом классе, выполненные учащимися прошлых лет;
  • обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК" (алгоритм действий для выполнения самостоятельной работы), приложение.
  • находящиеся на демонстрационном столе:
  • коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового
  • металла и органического стекла;
  • хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий.

2. Знакомит учащихся с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделий из тонколистового металла. Создает положительный эмоциональный настрой.

  • Можно ли сделать деталь, не имея её изображения?
  • Какое изображение детали вам более понятно?
  • Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?
  • развёртки для изготовления коробочки и хозяйственного совка выполненные из картона;
  • чертежи развёрток коробочек разных размеров (примеры конструирования подобных изделий).

5. Обращает внимание учащихся на обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (приложение).

  • коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового металла и органического стекла;
  • хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы;
  • объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий.

2. Задают вопросы учителю. Знакомятся с раздаточным материалом.

3. Рассматривают обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ (изготовление коробочки для мелких деталей и хозяйственного совка). Рассуждают о предстоящей деятельности.

Наблюдают за показом презентации, вспоминают материал предыдущего раздела курса (правила изображения чертежей деталей из древесины), высказывают аргументы по существу вопроса: "Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?"

5. Пытаются виртуально представить характер предстоящей работы.

  • изучить развёртку коробочки, выполненную из картона (основание коробочки имеет форму квадрата);
  • изучить чертеж развёртки подобной коробочки в форме прямоугольника (пример конструирования подобного изделия).

2. Рассматривают макет коробочки из картона. Обращают внимание на линии, по которым сгибали картон при изготовлении макета коробочки. Высказывают предложения о том, что они сегодня должны изучить и как этот учебный материал необходимо использовать для самостоятельной работы.

2. Предлагает учащимся отобразить на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см и с помощью линий показывает построение основания коробочки в форме квадрата 55 х 55 мм. Обращает внимание учащихся, что таким способом реализуется первая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК.

  • с помощью линий показывает построение внешних контуров боковых сторон (бортиков) коробочки в форме квадрата 95 х 95мм;
  • с помощью линий показывает построение внешних контуров отбортовки верхних кромок боковых сторон в форме квадрата 105х105 мм.
  • вторая и третья позиции обучающего стенда по выполнению чертежа
  • развертки коробочки с применением ПК.

2. Под руководством учителя подготавливают ПК для работы в системе MS Word. Отображают на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см и с помощью сплошных тонких линий пытаются построить основание коробочки в форме квадрата 55 х 55мм (таким способом выполняют пробу сил по реализации первой позиции обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК"). Сравнивают результат самостоятельной графической работы с эталоном на стенде.

3. Наблюдают за дальнейшим показом учителя, запоминают алгоритм действий. Пытаются построить с помощью сплошных тонких линий квадраты размерами: 95 х 95 мм и 105 х 105 мм (таким способом выполняют пробу сил по реализации второй и третьей позиций обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК").

2. Контролирует действия учащихся при выполнении графической работы по обучающему стенду в позициях №1, 2, 3.

По необходимости оказывает помощь.

3. По мере завершения пробной самостоятельной работы, обращает внимание учащихся на линии сгиба и их графическое отображение.

4. Демонстрирует приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками (линии сгиба). Таким способом реализуется четвертая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК.

2. Выполняют на каждом рабочем месте графическую работу по обучающему стенду в позициях №1, 2, 3. Задают вопросы.

3. По мере завершения графической работы в позициях №1, 2, 3 пытаются освоить приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками. Таким способом реализуют четвертую позицию обучающего стенда. Сравнивают результат самостоятельной работы с эталоном на стенде.

2. Проверяет правильность выполнения линий чертежа развертки коробочки в соответствии с п. №1, 2, 3, 4, 5, 6 обучающего стенда.

3. По мере завершения построения чертежа развертки коробочки, предлагает учащимся по бригадам выполнить два контрольно-измерительных задания привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ. При необходимости оказывает помощь в разъяснении условий выполнения контрольно-измерительных заданий.

  • правильность выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ;
  • правильность построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word.

5. Совместно с учениками делает выводы по изученному материалу.

  • по результатам выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграфу 21 с.110 ЭФУ;
  • по результатам построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word.

2. По мере необходимости корректируют выполненные чертежи в системе MS Word. Сравнивают результат с эталоном на стенде.

3. Виртуально представляют себе финальное действие: распечатать развёртку на бумажном носителе и изготовить макет коробочки.

Открытый урок "Изготовление совка"

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTnNF-PkMNNbcpZRSxpMbh8ERSUCxFCzt1T70lnSIK_oXEg-LU6

Разработал: мастер п/о Жангазин С. Б.

1. Пояснительная записка ( Введение). 4-5 стр.

2. План открытого урока. 6- 7 стр.

3. Заключение. 8 стр.

4. Список использованной литературы. 9 стр.

5. Приложения 10 – 30 стр.

Пояснительная записка (Введение)

В современных условиях при интегративном характере развития науки, техники и производства требуются специалисты широкого профиля обладающие творческим, системным стилем мышления.
Специфика производственного обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда учащихся. Эта особенность производственного обучения определяет его содержание, формы, методы и средства.
Урок по теме « Комплексные работы. Изготовление совка из тонколистового металла » разработан для учащихся профессиональных колледжей. Целью урока является оценка знаний и навыков учащихся при выполнении слесарных работ. Урок состоит из четырех основных этапов: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная работа учащихся, заключительный инструктаж. В данной методической разработке представлены:

Ø пояснительная записка

Ø приложения (инструкционно-технологическая карта, дидактический материал)

Ø список литературы

Инструкционно- технологическая карта разработана для самостоятельного выполнения слесарных работ. Самостоятельная работа является основным методом приобретения учащимися знаний и умений. Активная мыслительная деятельность возможна лишь при полной самостоятельности, когда приобретенные знания и умения осуществляются в практике, без непосредственного руководства мастера производственного обучения. Все это требует вспомогательных дидактических материалов, которые предоставлены в данной разработке.

Данное изделие «совок» применяется дл я бытовых целей. Технологическая карта разработана на основе изучения и обобщения опыта работы .

В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

В технологической карте предоставляется:

Ø перечень слесарных инструментов

Ø фото с демонстрацией поэтапного изготовления совка

Ø готовые детали

Ø готовое изделие

Детально разработанная технологическая карта позволяет учащимся трудиться самостоятельно, инициативно, сознательно. Учащиеся имеют предварительную общую ориентацию по всему заданию, используя в работе самопроверку.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Специальность: Слесарь по ремонту автомобилей.

Тема по программе: Комплексные работы. Изготовление совка из тонколистового металла

Цель: Оценка знаний и навыков учащихся при выполнении слесарных работ.

Задачи урока:

· Обучающая: Уметь применять полученные знания и навыки при выполнении комплексных работ.

· Развивающая: Формировать и развивать навыки выполнения слесарных работ.

· Воспитательная: Воспитывать интерес к специальности.

Материально-техническое оснащение урока:

1. Оборудование: слесарный верстак,слесарные инструменты,заготовки.

2. Дидактический материал: плакаты, инструкциооные карты, готовые изделия .

3. Объем работы согласно перечня комплексных работ.

4. Количество часов: 6

I . Организационная часть. (5мин)

1.1. Перекличка по журналу (отметить отсутствующих, выяснить причину неявки учащегося).

1.2. Проконтролировать готовность к уроку (проверка спецодежды).

1.3. Объяснение хода и последовательности проведения занятия.

1.4. Стимулирование деятельности учащихся.

II . Вводный инструктаж. (25 мин)

2.2. Провести повторение материала, пройденного на прошлых занятиях.

а) разметка, рубка , правка, гибка, резка, опиливание металла.

2.3. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

2.4. Показать готовые образцы.

2.5. Разъяснить рабочие чертежи,используемые для изготовления совка из тонколистового материала.

2.6. Демонстрация поэтапного изготовления совка.

2.7. Указать на ошибки при резании металла ножницами.

2.8. Рассказать о передовых способах работы (использовании шаблонов).

2.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

2.10. Провести инструктаж по технике безопасности.

2.11. Раздать учащимся инструкционно-технологические карты и материалы для изготовления совка.

III . Самостоятельная работа учащихся. (250 мин)

4.1. Текущий инструктаж – целевой обход рабочих мест учащихся.

Первый обход: Проверить содержание рабочих мест, их организацию.Особое внимание обратить на отстающих учащихся.

Второй обход: Обратить внимание на правильность выполнения приемов.

(разметка, резание металла, гибка, правка).

Третий обход: Проверить правильность соблюдения технологической последовательности изготовления изделия.

Четвертый обход: Проверить правильность ведения самоконтроля.Взять на заметку ошибки учащихся при ихсамостоятельной работе для проведения дальнейшего анализа ( при выставлении оценок).

Пятый обход: Провести приемку и оценку выполненных работ.

IV . Заключительный инструктаж. (20 мин)

5.1. Подвести итоги занятия.

5.2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины,их вызвавшие.

5.3. Сообщить , прокоментировать ( при необходимости ) оценку учащимся за работу.

5.4. Дать домашнее задание : Повторить тему « Устройство двигателя автомобиля).

Рынок труда предъявляет повышенные требования к качеству профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Квалифицированный рабочий должен обладать такими качествами как профессиональная компетентность, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, умение работать в трудовом коллективе.

Проведение данного урока позволяет развивать у обучающихся первоначальные навыки самостоятельного выполнения слесарных работ, заинтересованность в изучении профессии, делает их компетентными людьми.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Н.И. Макиенко. Практические работы по слесарному делу: Учебное пособие для сред. ПТУ.-2-е изд., перераб. и доп.-М. Высш. шк., 1987.

2. Спиридонов, И.Г., Буфетов, Г.П., Копелевич, В.Г. Слесарное дело. – М.: Просвещение, 1985.-271с.

3. Б. М. Муравьев. Слесарное дело.Просвещение. 1984.

4. Патракеев, В.Г. Справочный дидактический материал по слесарному делу . В.Г. Патракеев, И.В. Патрекеев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239сю: ил.

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс

Цель урока: изучить виды тонколистового металла и проволоки.

  • Познакомить с понятиями “тонколистовой металл” и “проволока”, “свойства металла”, развертка детали; с процессом получения и применением тонколистового металла и проволоки, с особенностями изображения изделий из проволоки.
  • Развитие: познавательного интереса, исследовательских навыков, коммуникативных качеств: умение слушать и слышать, толерантность, абстрактно-логическое мышление, умение анализировать, обобщать, умение выполнять эскиз развертки.
  • Воспитывать самостоятельность, ответственность, целеустремленность, взаимовыручка.

Межпредметные связи: история, физика.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (лабораторно-практическая) работа.

  • наборы тонколистового металла и проволоки для лабораторной работы;
  • образцы тонколистового металла и проволоки и изделий из них, Экспонаты школьного краеведческого музея (пластины панцирной брони воинов государства чжурчжэней);
  • карточки-задания, проектор, экран, компьютер, картина “В мастерской средневекового оружейника”;

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

II. Подготовка учащихся к сознательному и активному усвоению нового материала.

Перед вами картина “В мастерской средневекового оружейника”. Что изображено на ней? А зачем они нужны рыцарю?. А как вы считаете, какими должны быть доспехи? Как вы думаете, из чего изготовлены доспехи?. Доспехи изготавливались из т/л металла. Именно “Тонколистовой металл и проволока” является темой нашего урока (Приложение 2, Презентация, Слайд 1.)

Не хотели бы вы совершить воображаемое путешествие во времена рыцарей. Представьте, что мы с вами находимся в средневековой мастерской оружейника. Я буду мастером, а вы – мои подмастерья. В мастерскую поступил заказ от рыцаря на изготовление доспехов. Сможем ли мы выполнить его сейчас? Знаете ли вы виды и свойства т/л металлов. Чтобы этот заказ выполнить мы с вами должны изучить виды тонколистового металла и проволоки, свойства металлов и сплавов, научится различать виды тонколистового металла, для того чтобы вы могли в будущем правильно подбирать материал для доспехов и других изделий.

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

IV. Изучение нового материала

Металлы играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта.

Металлы обладают различными свойствами: физическими, механическими. (Слайд 2.)

Физические свойства: электропроводность – все металлы проводят ток, теплопроводность, цвет (демонстрация металлов), блеск, жидкотекучесть.

Механические свойства металлов: пластичность – способность металла менять форму под действием нагрузок, прочность – способность металла выдерживать нагрузки не разрушаясь; и твердость.

Часто металлы используют для изготовления изделий не в чистом виде, а в виде сплавов. Самые распространенные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и др.), бронза (сплав меди со свинцом, оловом и др.), латунь (сплав меди с цинком).

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

(Слайд 3.) Раньше листовой металл получали ковкой (плющили нагретые заготовки молотами), эта работа была очень долгой и кропотливой. Очень трудно было получить одинаковую толщину заготовки. Один неверный удар мастера мог испортить всю работу (перед вами детали брони воина государства чжурчжэней, которые найдены такими же, как и вы, ребятами на Краснояровском городище с. Утесное Уссурийского района. Это – пластины панцирные изготовлены в 12 веке то есть, им более 800 лет)

.(Слайд 4.) На современных предприятиях листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.

Листовую сталь делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм).

В свою очередь, тонколистовая сталь бывает нескольких видов

(Слайд 5.) Жесть (толщиной от 0,2 до 0.5 мм) бывает черная и белая.

Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность из нее изготавливают консервные банки, крышки для стеклянных банок, игрушки.

Кровельная сталь, (толщиной от 0.5 до 0.8 мм), не имеющая покрытия, называется черной. Для защиты ее от коррозии покрывают краской, применяется в основном в строительстве: покрывают крыши, отделывают балконы, строят заборы, обшивают деревянные строения.

Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь). Этот полуфабрикат используют для покрытия крыш, из него делают ведра, водосточные трубы, карнизы.

(Слайд 6.) Холоднокатаную сталь (толщиной 0,8–2 мм.) получают путем повторной прокатки листовой стали, она применяется для изготовления деталей корпуса автомобилей, холодильников.

Очень тонкий листовой металл называют фольгой (толщиной менее 0,2 мм). Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга – для упаковки шоколада, конфет, чая, в кулинарии.

(Слайд 7.) Кроме листового металла, в промышленности широко применяется также проволока, которая отличается большой длиной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используется для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и другие изделия.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой.

Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики.

(Слайд 8.) Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Рабочие этих специальностей должны знать устройство оборудования, на котором работают, свойства металлов, уметь читать чертежи.

На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них, применяя различные инструменты.

V. Самостоятельная работа учащихся (работа в парах). (Слайд 9.)

А вы не забыли о заказе от рыцаря? Нам необходимо правильно подобрать материал для доспехов. И для этого сейчас мы выполним с вами лабораторно-практическую работу

  1. Рассмотрите несколько образцов тонколистового металла (кровельная, черная и оцинкованная сталь, жесть черная и белая).
  2. Определите цвет каждого образца и название материала.
  3. Попытайтесь согнуть каждый образец.
  4. Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.
  5. Запишите в таблицу результаты своих наблюдений.

(Приложение 1. Лабораторная работа.)

Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Из какого т/л металла лучше всего изготовить доспехи и почему?.
  2. Чем отличается черная жесть от белой?
  3. Каким образом получают тонколистовой металл?
  4. Где применяется фольга?
  5. Каким образом получают проволоку?
  6. Где применяется проволока, т/л металл?

VI. Изображение изделий из тонколистового металла.

Итак, мы с вами выбрали материал для доспехов и можем приступить к их изготовлению. А как вы думаете – с чего нам надо начинать изготовление доспехов? А с чего мы начинали изготовление изделия из древесины? С построения чертежа или эскиза.

(Слайд 10.) Изображения изделий из тонколистового металла имеют некоторые отличия от изображений деталей из древесины. Если нужно изготовить объемное изделие из тонколистового металла, например совок или коробочку, то вначале необходимо вырезать плоскую заготовку, а затем уже ее согнуть. Поэтому на чертежах показывают не изображение изделия, а его развертку. Линии сгиба на развертках обозначают штрихпунктирной линией с двумя точками. Контур обводят сплошной толстой основной линией. Центр отверстия показывают штрихпунктирными линиями с одной точкой пересекающимися под прямым углом.

Изделия из проволоки толщиной менее 2 мм. изображают одной сплошной толстой основной линией. Если толщина проволоки более 2-х мм. то изделие изображается двумя параллельными сплошными толстыми основными линиями между которыми проводят штрихпунктирную линию.

На чертежах Вам часто будут встречаться различные условные обозначения.

  • S – толщина летали;
  • R – радиус дуги;
  • L – длина детали;
  • Ф – диаметр отверстия.

VII. Самостоятельная работа учащихся. (Слайд 11.)

  • Вводный инструктаж:
    Мы с Вами восстановим доспехи воина государства чжурчжэней. Для этого сначала выполним эскиз панцирной пластинки в тетрадях. Что такое эскиз, как он выполняется?
  • Приемы выполнения эскиза на доске.
  • Выполнение эскизов в тетрадях.
  • Заключительный инструктаж.

1. Что такое развертка? 2. Какими линиями показывают на чертеже места сгиба заготовки? 3. Как показать на чертеже центр отверстия?

VIII . Итог урока. Выставление оценок, их аргументация.

Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке. А вам понравился урок? Что вы сегодня узнали нового и интересного для себя? Теперь вы стали мастерами и как настоящим мастерам вам положено иметь свое клеймо, которое мастера ставили на свои изделия.

Открытый урок "Гибка тонколистового металла"
материал по технологии (5 класс) на тему

В соответствии с целями урока и содержанием учебного материала учитель выбрал комбинированный тип урока, формы выполнения практических работ и методы преподавания, активизирующие познавательно – трудовую деятельность учащихся, развивающие их творческое мышление.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_.doc 71.5 КБ
otkrytyy_urok_1_.pptx 2.33 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

1. Предмет: Технология

3. Продолжительность урока: 2 часа.

4. Учитель: Вейман Николай Эмануилович

5. Раздел: « Технология создания изделий из металлов »

6. Тема: Гибка тонколистового металла.

Дать учащимся общее представление о гибке тонколистового металла.

Развить память и внимание при выполнении технологической последовательности изделия.

Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей деятельности.

Материально – техническое и дидактическое оснощение урока.

Компьютер, презентация, рабочее место слесаря,

слесарные инструменты и оборудование.

Материал (тонколистовой металл)

Стенды, инструктивные карты, наглядность.

Метод обучения : лекция-беседа, практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Критерии уровня формируемых ЗУН:

Инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.

Применять инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.

Технику выполнения гибки тонколистового металла.

Применять технику выполнения гибки тонколистового металла.

Правила безопасной работы при гибке тонколистового металла.

Выполнять гибку тонколистового металла, соблюдая правила безопасной работы.

1. Монологическая речь учителя.

2. Диалог учителя с учеником, ученика с учеником.

3. Исследования, анализ, сопоставление, выводы.

5.Учебник « Технологии 5 класс» под редакцией В.Д. Симоненко.

6.Иллюстративный, наглядный материал.

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

1. Повторение пройденного материала.

а) Устный опрос учащижся.

б) Карточки задания.

в) Тест «Разметка тонколистового металла и проволоки».

(Гибка тонколистового металла)

Изложение нового материала.

Технология обработки тонколистового металла это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей в изделиях из металлов с использованием станков, инструментов и оборудования. Производственный процесс, включает в себя разработку конструкторской и технологической документации. Это чертежи, пояснительные записки, расчёты, схемы.

Технологический процесс составляет часть производственного процесса, связанного с изменением формы, размеров, а также состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию. На сегодняшнем уроке мы выполним гибку тонколистового металла

Гибка тонколистового металла.

Гибка — слесарная операции, с помощью которой заготовке или ее части придается необходимая форма. Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников.

1). Инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.

Гибку выполняют киянкой. Можно воспользоваться слесарным молотком, но удары следует наносить не по заготовке, а по деревянному бруску, который будет отгибать металл, не оставляя на нем вмятин. Для гибки заготовок часто применяют оправки в виде брусков металла различной формы. Для этой цели мы будем использовать металлический уголок, установленный в губках тисков.

2). Техника выполнения гибки тонколистового металла.

Учитель. Первоначально легкими ударами сгибают края заготовки. Для придания нужной формы иногда используют плоскогубцы. В нашем случае это будет 6,7,8 операция по технологической карте изготовления изделия, которую выполняют слесарным молотком.

3). Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает, приемы гибки тонколистового металла и контроля качества, комментируя технологический процесс.

4). Правила безопасной работы при гибке тонколистового металла.

Учитель инструктирует учащихся по охране труда при гибке тонколистового металла.

Закрепление вводного инструктажа.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, пересказывают, технику выполнения гибки тонколистового металла, демонстрируют, приемы гибки тонколистового металла.

II. Практическая часть.

Самостоятельная работа “Изготовление совка из тонколистового металла”

1. Организация рабочего места

Учащиеся выполняют задание каждый на своём рабочем месте (слесарный верстак). Для выполнения работы понадобятся: инструменты для правки и гибки - киянка, уголок, слесарный молоток, оправка, пассатижи; шаблон для контроля углов, технологическая карта изделия.

2. Вводный инструктаж по правилам безопасности.

1) Произвести два загиба краев детали совка.

2)Произвести загиб задней стенки совка.

3). Проверьте качество выполненной работы визуально, сравнив с образцом, и инструментально контрольно-измерительными инструментами.

4). Представьте выполненную работу учителю.

3. Текущий инструктаж

Самостоятельное выполнение учащимися практического задания. Текущие наблюдения учителем последовательности изготовления изделия и соблюдения правил безопасности труда. Ответы на возникающие вопросы в процессе работы. Проверка качества выполненной работы.

Возможные ошибки учащихся.

Повреждение поверхности детали. Причина: невнимательность при выполнении сгибов, нарушение технологической последовательности выполнения операций.

III Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде, а также реализация потребности в изделиях из тонколистового металла в проектной деятельности.

1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения пробивания и сверления отверстий..

2. Домашнее задание:

1). Повторить изученный материал по обработке тонколистового металла.

3).Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей изделий из тонколистового металла.

4).Уборка рабочих мест.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений

по теме « Гибка тонколистового металла »

Планируемый уровень усвоения

Учащиеся должны знать:

  1. Инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.
  1. Правила безопасной работы при гибке тонколистового металла.

Учащиеся должны уметь:

  1. Применять инструменты и приспособления для гибки тонколистового металла.
  1. Применять технику выполнения гибки тонколистового металла.
  1. Выполнять гибку тонколистового металла, соблюдая правила безопасной работы.

Подводя итоги урока, считаю, что урок получился результативным. Все учащиеся справились с предложенным заданием. При подборе учебного материала учитывал психологические особенности детей и применял дифференцированный подход в обучении.

Положительные результаты урока обеспечили:

  • смена одного вида деятельности другим,
  • фронтальная беседа,
  • индивидуальная работа и работа в группах,
  • просмотр презентации,
  • работа с тестами,
  • самостоятельная работа.

Для проверки, закрепления ранее полученных знаний учитель провел письменный или устный опрос по карточкам – заданиям, соответствующим уровню развития ребенка, критерии оценивания написал на доске. Сообщил тему урока. На этапе усвоения новые знания, при объяснении нового материала (словесные методы обучения) учитель дает в емкой, компактной форме, на уровне стандарта. При объяснении нового материала использует дидактические средства и учебные пособия. Для лучшего понимания и усвоения учебного материала учитель разрабатывает технологические карты, учащиеся сами могут выполнить его и получить отметку. Дидактический материал подбирает согласно уровневой подготовке учащихся. На уроках обслуживающего труда наглядные пособия способствуют лучшему усвоению знаний, активизируют мыслительную деятельность, мобилизуют внимание.

Учащиеся выполняют практическую работу по технологическим картам, индивидуально, что помогает формировать логическое мышление, учит рассуждать, проводить исследования, осуществлять творческий подход к решению данной проблемы, контроль и самоконтроль.

Отчет о проделанной работе сделает один из членов группы (остальные могут дополнить в случае необходимости). Оценка успеваемости служит важным средством закрепления ЗУН учащихся, их систематизации, а также важным стимулом к достижению лучших результатов в учебе. Поэтому проверку знаний учитель ведет систематически на каждом занятии.

Учитель выбрал данные методы и формы обучения согласно поставленным целям и задачам урока, содержание учебного материала, возрастным особенностям учащихся и своему педагогическому мастерству.

Доброжелательная обстановка на уроке, готовность помочь друг другу, способствовали активной умственной деятельности. Усвоение материала шло успешно, благодаря прочным знаниям детей, различным приемам, формам и средствам обучения. Цель урока была достигнута.

Контрольно-тестовые задания по проверке знаний.

1). Вставьте пропущенные слова и прочитайте определение:

сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется…; (сталь).

сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3-4,5%) углерода, а также примеси других элементов, называется …; (чугун).

сплав меди с … называется латунью; (цинком).

сплав … с …, а также другими элементами называется бронзой; (меди с оловом)

сплав алюминия с медью и некоторыми другими элементами - это … (дюралюминий)

Тест «Разметка тонколистового металла и проволоки»

1.Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке заготовок из металла?

а) столярный угольник;

в) разметочный циркуль;

2.Как называется линия, нанесенная на поверхность заготовки при разметке?

3.Какой инструмент представляет собой остро заточенный металлический стержень для нанесения рисок?

Читайте также: