Как делают металлическую посуду

Обновлено: 19.05.2024

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Сегодня в рамках нашего проекта «Пермский край - Нам есть чем гордиться!» мы побываем на ОАО АК «Лысьвенский металлургический завод» (ОАО «АК ЛМЗ») и посмотрим, как производится эмалированная посуда. Помимо всего на мощностях «АК ЛМЗ» выпускаются еще и бытовые плиты, термоса, мойки эмалированной и прочее, но именно эмалированная посуда этого завода всегда ценилась в нашей стране. И этот выбор не случаен! Ведь само ее появление в России обязано именно Лысьвинцам! Идея выпуска эмалированной посуды у нас в стране уходит корнями в 1913 год и принадлежит владельцу завода графу Павлу Шувалову, который для ее воплощения пригласил на Урал польских специалистов. Специалистами были поляки (руководитель Янда) с заводов «Лебор» и «Вулкан», которые привезли с собой и квалифицированных рабочих. Настройку оборудования и приготовление эмалей держали в секрете от русских.


Но не все так гладко получилось. Неспокойные события 1917 года, приход в Лысьву Колчака нанес громадный вред заводу и цеху. Ситуация осложнилась и тем, что с белогвардейцами бежали инженерно-технические работники поляки, которые унесли с собой секретный рецепт изготовления посуды. Только в 1921 году Евгению Куклину, ученику Дмитрия Менделеева, по остаткам эмали в дренажных канавах удалось разгадать секрет ее состава… С тех пор наш Лысьвенский завод один из крупнейших игроков на этом рынке производства эмалированных изделий. Конечно конкурировать с дешевым импортом нелегко, но за счет безупречного качества, ассортимента и традиций мы смело можем гордиться, что у нас в Пермском крае есть такое производство!

Также Лысьвенский завод является пионером и инициатором в разработке и внедрении новшеств в эмальпроизводстве. В 50-х годах начали строительство цехи по производству эмальпосуды в Новокузнецке, Магнитогорске, Новомосковске, Запорожье, в 70-х – в Череповце, Керчи, Бекабаде. Лысьвенцы помогали готовить кадры, совершенствовать организацию труда, делились новыми технологиями.


2.


3. Немного отвлечемся от исторических данных и давайте пройдемся по заводу. Для входа на завод сформировано 4 проходных, мы же зайдем на завод через центральную проходную


4. Административное здание ОАО «АК ЛМЗ» стоит в центре завода – так сказать резиденция управляющей власти.

5. Немного побродив по территории, мы подошли к Цеху эмалированной посуды. Кстати, Лысьвенский металлургический завод - это предприятие с полным технологическим циклом, покрытие для эмалированной посуды – фритты также производятся на предприятии

Фритты предназначены для получения эмалевых покрытий, защищающих поверхность изделий из различных материалов от воздействия агрессивных сред в соответствии с функциональным назначением изделий.


В настоящее время ассортимент составляет более 50 видов силикатных и керамических фритт для защитных покрытий. Таким образом все это позволяет говорить прежде всего о высоком качестве выпускаемой продукции наших лысьвеннских металлургов.

По техническим причинам мы не попали на первые несколько стадий, где производится вырубка и штамповка заготовки, вытяжка формы и конфигурирование. Далее идет обрезка формы и её штамповка силиконовой матрицей. Параллельно изготавливаются ручки и другая фурнитура, а также происходит вырубка нужных отверстий. Я думаю мы не в последний раз в Лысьве и на этом предприятии и обязательно сделаем отдельный репортаж и по этому поводу. А теперь давайте начнем нашу увлекательную экскурсию по эмальпроизводству, а именно, что мы увидели собственными глазами и рады поделиться с Вами. Итак, вперед!


6.


7. А это, так сказать, посудонакопители.


8.


9.


10.


11.


12. Следующая стадия, с которой мы и начнем наш рассказ, это водные процедуры. Да, да, прежде чем перейти к нанесению эмали на продукцию, нужно смыть всю эмульсию, которая осталась после цеха штамповки, с помощью кислотной обезжиривающей смеси, а происходит это вот в таких закрытых конвейерах.


13. Девчата сортируют и в нужной последовательности раскладывают.


14.


15. А это пульт управления конвейерами для мойки изделий


16. В окнах конвейера можно разглядеть продукцию, как она продвигается по конвейеру


17. Помимо посуды лысьвенцы делают и такие мойки эмалированные.


18. С помощью сварочных аппаратов, показанных на фото снизу, к кастрюлькам прикрепляются ручки, а к крышкам петельки .


19. Возьмем героев немного крупнее


20. Такой процесс называется контактная сварка


21. И опять милые дамы у руля.


22.


23. После того, как прикрепили арматуру к изделиям, переходим к началу процесса эмалировки и первая стадия - грунтовка


24. В большинстве случаев используется ручной труд, так что каждое изделие из Лысьвы, как живое, со своей душой, настроением, характером.


25.


26. Немного автоматики тоже не помешает.


27. Вот на такие вращающие держатели работницы вставляют необработанные кастрюли, чайники. пару другую кругов и изделие по конвейеру идет дальше


28. Данный процесс называется эмалирование окунанием


29. Ручное эмалирование


30. А тут и враг не проскочит, глаза контролера - лучший друг покупателя.


31. Следующий этап производственного процесса первый обжиг грунтовки


32. Серая входит, а белая выходит.


33.


34. И тут самый главный - этот шкаф! Вот такая тут жара на фоне нашей зимы.


35. Далее после нанесения первого слоя покровной эмали процесс повторяется и снова в печку греться.


36. Вот такие чернушки выходят из печи.


37. но это еще не все, нас ждет последняя стадия внешней эмалировки, которая производится вручную


38.


39.


40. Внешняя область эмалируется с помощью вот таких крутящихся станков.


41. Далее на мягких сидяшках по конвейеру на финальный обжиг и за марафетом.


42.


43.


44. И вот она уже нарядная, не матовая, белая глянцевая к декораторам пошла.


45. Переходим к декорированию.


47.


48.


49.


50.


51.


52. А вот и новинка:) Набор эмалированных бокалов


53.


54. Часто так бывает, что нужно чтобы дно и стенки были разных цветов, это делается через окрашивание вот из такого краспульта


55. А процесс называется "декорирование напылением"


56. Смотрите, какие красивые арбузики получаются. Тут же проходит точечная сварка и загибка ободков, для изоляции кромки изделия


57. Далее устанавливается дополнительная фурнитура, вольцовка ободков, сборка, клёпка.


58.


59.


60.


61. Готовые изделия после сортировки-комплектации попадают на линию контроля качества, где им ставят необходимые штампы и приклеивают ярлыки внутрь посуды


62.


64. Помните, я говорил, что на «АК ЛМЗ» полный технологический цикл, даже всю упаковку они изготавливает самостоятельно, на предприятии имеется свой цех по производству гофрокартона для изготовления коробок, а своя типография позволяет печатать на них необходимую информацию.


65. Очередь клиентов собралась на погрузку готовой продукции, даже нет свободных мест


66. Еще несколько моментов напоследок, доска почета лучших работников завода, Штамповочных цех, линия теплотрассы и многое другое, чем бы хотелось поделиться, ну это наверное в следующем репортаже. Модернизация идет. что-то строится, что-то сносится, а оставить память о нашей истории очень хочется.

Мы от себя хотим сказать Большое спасибо за интересную экскурсию по цехам Хамзиной Галияре Рамазановне - распределителю работ в художественном отделении, и за организацию столь интересного досуга Сначёву Ксению из отдела Конъюнктуры рынка и рекламы ОАО «АК ЛМЗ». А компании дальнейшего процветания и роста!

Как делают посуду из нержавеющей стали: опыт компании Ронделл

Современные технологии изготовления посуды из нержавеющей стали

Автоматизированные линии, отделения штамповки, цеха по нанесению антипригарного покрытия и отдел контроля качества – это базовая основа оснащения завода по производству кухонной посуды из нержавеющей стали. Для изготовления этой утвари применяют низкоуглеродистые марки стали, толщина которых составляет до 0,8 мм, в зависимости от особенностей будущего готового изделия.

Технология изготовления предполагает использование метода штамповки, состоящего из нескольких этапов:

  1. Сталь поступает в производственный цех в виде листов или в рулонах. Листы разрезаются на несколько дисков при помощи специального вырубного пресса под давлением около 300 т. Рулоны разделяются на отдельные участки с помощью автоматизированных гильотинных ножниц.
  2. Для придания продукции окончательной формы и с целью удаления возможных мелких дефектов отдельные отрезы металла раскатываются на раскатном оборудовании.
  3. После этого диски подвергаются фигурной деформации с помощью «штампов», и листы металла приобретают форму будущего изделия.
  4. Следующим этапом идет полировка, нанесение антипригарного покрытия и фиксация дополнительных элементов: ободков, ручек.
  5. Завершающей стадией процесса изготовления посуды служит тщательный контроль качества на предмет соответствия действующим стандартам.

Достоинства штампованной посуды

  • изделия имеют маленький вес, что обеспечивает легкость и удобство в работе, исключая усталость хозяек;
  • благодаря возможности создания штампов разных объемов, форм и дизайна, штампованная посуда из нержавейки отличается обширнейшим ассортиментом;
  • высокие показатели прочности достигаются за счет давления, благодаря чему удается изменить кристаллическую решетку металла;
  • с каждым новым воздействием штампа показатели прочности нержавеющей стали увеличиваются.

Способы нанесения антипригарного покрытия

Для придания утвари оптимальных антипригарных свойств покрытие наносится двумя основными методами: напылением и накатом.

  1. С помощью напыления удается достичь существенной толщины антипригарного слоя – максимум 60 мкм. Благодаря этому значительно увеличивается срок службы изделия, и антипригарные характеристики сохраняются дольше.
  2. Посуда с антипригарным покрытием, нанесенным напылением, считается элитной. Срок ее службы может достигать 25 лет без утраты первоначальных качеств.
  3. Способ роликового наката позволяет быстро и качественно наносить антипригарное покрытие, но при этом его максимальная толщина составляет 25мкм. Этот метод характеризуется более низкой стоимостью, что способствует налаживанию массовости выпуска изделий и формированию доступных потребителю цен.

Технологии производства посуды активно развиваются, внедряются передовые научные достижения и разработки в области обработки металла. Несомненно, что уже через несколько лет популярная сегодня кухонная утварь будет пережитком прошлого, освободив место для новых, перспективных идей!

Посуда из металла

Посуда из металла

Огонь дал человеку возможность разнообразить питание, а изделия древних мастеров кузнечного ремесла позволили превратить простой процесс термической обработки продуктов в процесс создания кулинарных шедевров. Но не только маститые шеф-повара пользуются металлической посудой. Простота и рациональность форм кастрюль и сковородок позволяют каждому желающему стать творцом на кухне.

Чугунный чайник
Такие разные родственники

Энциклопедии и словари определяют посуду, как «полые или плоские изделия, используемые для приготовления и приема пищи, хранения пищевых и непищевых продуктов, а также для различных хозяйственных, декоративных, санитарно-гигиенических и специальных (химическая посуда) потребностей». Сосредоточившись на понятии «кухонная посуда», узнаем, что это «обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления пищи». Тут, казалось бы, все просто: ну, кому не знакомы кастрюля и сковородка? Но это только на первый взгляд! Ведь особенности развития национальных кухонь диктовали создание собственных видов «полых или плоских изделий, используемых для тепловой обработки продуктов». Даже простое перечисление названий позволит представить все разнообразие предметов кухонной посуды из металла. Вот, например, несколько представителей «наплитной кухонной посуды»: кастрюля, пароварка, скороварка, таз, котел, казан, котелок, чугунок, ковшик, сотейник, утятница, гусятница, кокотница, чайник, турка (джезва), сковорода, вог, црен, жаровня, тюрбовница, фондюшница, манты-казан, балмарея, тапа, брезье, кроншель, макиякинабе, тамагоякики и еще многие другие, имеющие свое назначение и собственное название у народов, ими пользующихся. А ведь есть еще противень, лист, лоток, решетка, муль, гратар, – формы различных видов и размеров, используемые для выпечки. И немного отдельно идет кухонный инвентарь, также используемый для приготовления блюд: мангал, дуршлаг, шумовка, половник, терка, щипцы, миски, лопатки, шампура и ложки в неимоверных модификациях. Все выше перечисленные предметы посуды изготавливают из металлов с незапамятных времен.

История вопроса

Позднее пришло время антипригарных покрытий. У этой, самой популярной на сегодня, тефлоновой посуды интересная предыстория. Незадолго до Второй мировой войны в лабораториях американской компании “Дюпон” был создан фторсодержащий полимер тефлон, исключительно стойкий к кислотам и щелочам, высоким температурам и к тому же удивительно скользкий. Пытались применить его в разных ролях, вплоть до изготовления искусственных суставов. Но настоящую известность тефлон приобрел, когда попробовали делать из него антипригарные покрытия для сковород: к скользкому тефлону почти невозможно что-либо прилепить, даже если очень захотеть. Кухонную утварь с тефлоновым покрытием начали производить в 50-х годах прошлого века. Очень скоро она завоевала весь мир. Посуда с тефлоновым покрытием бывает алюминиевая либо стальная, эмалированная снаружи. Стальная конечно же лучше, но дороже. Но и алюминий не обнаруживает здесь своих нежелательных свойств, поскольку покрыт прочным инертным слоем тефлона. Внутреннее тефлоновое покрытие может быть гладким или ячеистым, наподобие пчелиных сот. Ячейки увеличивают поверхность нагрева и делают его более равномерным.

Итак, краткий исторический обзор позволил определить, что «основной набор» металлов для изготовления кухонной посуды определился к XX веку. Все новые изобретения касаются только внешнего слоя посуды и не особо влияют на «металлический» выбор материалов.

Выбор – личное дело каждого

При современном выборе кухонной посуды, однозначно сказать какая посуда лучше – эмалированная или чугунная, из нержавейки или с антипригарным покрытием – нельзя. Только определившись с вопросом о кулинарных предпочтениях, можно определиться с емкостями для создания кулинарных шедевров. Но все же специалисты выработали ряд рекомендаций, которые не лишним будет учесть при покупке металлической посуды, вне зависимости от вида используемого материала. Обратите внимание на следующие важные моменты:

– подходит ли выбранная посуда для плиты, которая используется на Вашей кухне (чаще всего соответствующая маркировка есть на изделии). Особо внимательно следует выбирать посуду для керамических и индукционных плит. Если планируете использовать посуду в микроволновой печи, на ней не должно быть металлических деталей.

– качественное ли изделие (без трещин, сколов, пузырьков – для стеклянной посуды), достаточна ли толщина стенок и днища. Чем тоньше дно у металлической посуды, тем быстрее оно деформируется при использовании.

– качественные ли детали изделия (ручки, крепления, металлические канты и т.п.). Чаще всего о качестве изделия в целом можно судить именно по этим деталям.

– качественное ли покрытие на изделии (антипригарное), нет ли растрескивания глазури и т.п.

– наличие маркировки на коробке или на изделии, обозначающей возможности применения посуды.

– если на изделие, которое Вы собираетесь приобрести, есть сертификат качества, это значит, что посуда прошла испытания, она безопасна и разрешена к продаже на территории Украины.

Текст книги "Посуда в истории культуры"


В античные времена, как уже отмечалось, посуду делали не только из керамики, но и из таких металлов, как медь, бронза, олово, серебро, золото. В руках мастера металлическая посуда нередко становилась предметом искусства.

[Закрыть] Первыми были изделия из пластичной меди, потому что ее было легче обрабатывать.

[Закрыть] Это были плоские пластины и полосы, из которых делали оружие, ножи и инструмент.

Металлическая посуда из бронзы значительно моложе других изделий. Ее научились делать, когда люди изобрели технологию литья тонкостенных изделий и разъемные формы.

Несмотря на это, все предметы посуды из бронзы отличаются массивностью и значительным весом. Поэтому ее применяли, в основном, для изготовления котлов, блюд, подставок и других декоративных изделий.






[Закрыть] По внешним признакам она изготовлена из железа и является большой редкостью.

[Закрыть] Это им удавалось благодаря очень высокой текучести расплавленного чугуна.

Для изготовления металлической сервировочной посуды применялся еще один знаменитый металл – олово – один из семи металлов древности. В России оловянная посуда, судя по художественной литературе, была распространена довольно широко.


[Закрыть] – поэтому оловянная посуда была распространена только в отдельных регионах. Преимущество олова как материала для посуды в том, что при обычных условиях этот белый металл слабо окисляется и безвреден для человека, хорошо обрабатывается и красиво выглядит. В исторической литературе нередко упоминаются оловянные кружки солдат и матросов.

[Закрыть] В середине XIX века из алюминия для Наполеона III было изготовлено много игрушек и сервизов посуды. Некоторое время этот металл был популярным сырьем у ювелиров, но быстро вышел из моды, так как после усовершенствования технологии производства резко упал в цене.

Алюминий обладает весьма высокой реакционной способностью, поэтому его так трудно получить в чистом виде. Однако это свойство парадоксальным образом защищает металл, поскольку на поверхности быстро образуется очень прочная пленка, которая изолирует его от внешней среды и предохраняет от дальнейшего разрушения.

В России алюминий для массового производства недорогой посуды стал использоваться со второй половины XX века. Посуда из него была легкой и более красивой, чем из чугуна или железа. Она значительно быстрее нагревалась благодаря более высокой теплопроводности алюминия, мало меняла свой цвет со временем, хорошо поддавалась очистке. Изготовление посуды из него тоже оказалось сравнительно простым делом. Благодаря пластичности алюминий хорошо поддавался штамповке и вытяжке – так делали ложки, вилки и тарелки, кастрюли, кружки. Алюминиевые сплавы обладают хорошими литейными свойствами. Это позволяло легко делать массивные предметы – сковородки и котлы.

В последние десятилетия алюминиевые сплавы стали широко применяться для изготовления одноразовой посуды и упаковки продуктов.

Следует отметить, что алюминий, как и все остальные материалы, наряду с достоинствами имеет существенные недостатки, которые важно своевременно учесть.

Последние два десятилетия алюминий с кухни активно вытесняет высоколегированная нержавеющая сталь. Она обладает значительно более высокими декоративными свойствами и устойчивостью к химическим, механическим и термическим нагрузкам. Поэтому посуда из нержавейки создает на кухне и за столом более сильное ощущение комфорта.

Таким образом, эволюция посуды демонстрирует теснейшую связь с важными и громкими открытиями и изобретениями в области материаловедения. Несмотря на кажущуюся примитивность предметов, посуда имеет признаки объекта высокой технологии, в создании которого используются самые значимые изобретения и открытия современной ему науки и техники.

Особое место в истории посуды занимает нож. Он обладает потребительскими свойствами оружия, кухонной утвари и важного предмета сервировки стола. В Древнем Риме профессия ножовщика – человека, который изготавливал и затачивал ножи, – была одной из распространенных.


Ножи первыми среди предметов посуды стали изготавливать из железа уже в начале I тысячелетия до н.э. А римляне в I веке изобрели складной нож, и даже вилку-нож, которые использовали во время военных походов и путешествий. Достижением античной культуры является изобретение столовых приборов для употребления пищи. В Древней Греции и Риме посуда уже использовалась не только для приготовления пищи ложками и вилками стали пользоваться за столом.

В Древней Греции и Риме применяли для изготовления посуды в основном такие чистые металлы как медь, олово, парадная посуда изготавливалась из серебра и золота.


1.5. Средневековый китайский фарфор и куайцзы

В Средние века продолжает развиваться декоративное оформление посуды, улучшаются ее потребительские свойства, осваиваются новые материалы. Большая часть Средних веков прошла под знаком поисков рецепта легендарного китайского фарфора.

Вопрос о том, как отличить фарфор высокого качества от похожего на него фаянса – менее качественной, но более распространенной керамики, стал темой нескончаемых дискуссий. Действительно, сделать это «на глаз» достаточно сложно – надо иметь большой опыт работы с фарфором и «наметанный глаз». Поэтому в настоящую книгу было решено включить несколько подсказок, на что следует обратить внимание при оценке фарфорового изделия. Фарфор, привезенный из Китая, совсем не обязательно окажется настоящим фарфором. Для того, чтобы рассмотреть фарфор, желательно иметь для сравнения изделие из фаянса. Кроме этого необходим источник яркого света и порция крепко заваренного горячего чая.

Дорогой фарфор содержит много примесей, в частности, кварцита и плавикого шпата, он обжигается при повышенной температуре, поэтому его компоненты спекаются сильнее, чем в простой посуде. Поэтому керамика дорогого фарфора становится полупрозрачной, и это заметно при сильном свете, если рассматривать предмет на просвет. Фаянс и дешевый фарфор не пропускают свет.

Керамика является пористым материалом, но сильно спеченная масса фарфора высокого качества имеет меньшую пористость, чем простая посуда. Благодаря этому она приобретает голос – начинает петь. Если по вещи из фарфора слегка постучать пальцем, она должна «заиграть» на высоких нотах. Если она не «заиграла», нельзя стучать сильнее, чтобы не разбить предмет. Фаянс тоже может звучать, но более глухо и значительно более низким тоном. Для проверки нужно также провести рукой по его нижней поверхности. Обычно она остается шероховатой. Кроме того, борта чашек и тарелок из настоящего хорошего фарфора обычно не покрывают глазурью, так как плотно запеченный фарфор не пропускает влагу и не дает прилипнуть загрязнениям. Фаянс не обладает такими качествами, поэтому он со всех сторон для защиты покрывается глазурью.

Фарфоровая посуда легче фаянсовой и обычно имеет более тонкие стенки. Благодаря более плотной внутренней структуре фарфор имеет более высокую теплопроводность, чем фаянс. Поэтому фарфоровая чашка с горячим чаем будет по ощущениям более горячей, чем фаянсовая.

На внутренней стороне фаянсовых чашек после сравнительно непродолжительного использования образуется темный налет от заварки. Хорошо «спекшаяся» в печи поверхность фарфора так не потемнеет.

По традиции посуду из хорошего фарфора делают белой с возможной незначительной мелкой росписью. Фаянсовая посуда наоборот обычно имеет многоцветную и яркую роспись. В редких случаях, правда, могут встретиться антикварные изделия из Китая и Кореи, имеющие обширную роспись.

Китайской керамике свойственна самобытность, разнообразие и богатством форм и художественных решений. Изготовлялись разнообразные чаши, кувшины, вазы, фляги, чайники, блюда и многие другие изделия, которые украшали различными поливами, рельефными и расписными узорами. Большую известность получили близкие по качеству к фарфору изделия, которые покрывались серовато-зелёной глазурью различных оттенков, получивших в Европе название «селадон».

Китай является родоначальником фарфоровых промыслов по всему миру. История посуды из китайского фарфора насчитывает более тысячелетия. Многие из китайских фабрик до сих пор следуют древним традициям.

Считается, что в период династии Сун – X–XII век – был расцвет производства, когда китайский фарфор отличался максимальной прозрачностью и удивительными переливами красного, белого и фиолетового.

Уникальная белизна китайского фарфора была достигнута благодаря редкой чистоте исходного сырья – каолина, который содержал исключительно малое количество красящих примесей – оксидов железа.


[Закрыть] . Так названа разновидность китайского фарфора и фарфоровидной керамики, которая покрыта серовато-зеленоватой глазурью. Сама глазурь этого оттенка имеет такое же название. Селадон – имя влюбленного пастуха из французского пасторального романа XVII века. В российской традиции оно стало нарицательным и обозначало сначала – томящегося влюбленного, а потом – дамского угодника, волокиту, обычно пожилого.


Китайский фарфор знаменит не только исключительной белизной, но и уникальной декоративной росписью изделий, в которой сочетаются яркие краски, самобытные сюжеты и виртуозная графика. Китайцы с давних пор лидируют в создании рецептуры красок для росписи фарфора, особенно эффектны китайские глазури – «краклс» с тонким паутинообразным узором. Секрет производства фарфора китайцы охраняли очень строго – за его разглашение полагалось строгое наказание, вплоть до смертной казни.


[Закрыть] Китайское название палочек куайцзы (kuàizi) означает «быстрый бамбук». Он оказался очень удобным материалом для палочек – не имеет запаха и вкуса, не проводит тепло и относительно дешев. Палочки изготавливают из самых разных материалов – сандала, кедра, сосны, тика, нефрита, агата, коралла, слоновой кости и драгоценных металлов. Дорогие подарочные палочки китайцы украшали калиграфическими надписями, резьбой и рисунками, так что они становились настоящими произведениями искусства.

Китайские палочки для еды – часть культуры и истории, и их использование требует соблюдения множества правил, хороших манер, условностей и церемоний.

Палочками нужно свободно владеть, но пользоваться ими можно только для того, чтобы взять еду и положить её в рот или на свою тарелку. Все остальные манипуляции с ними считаются не соответствующими этикету. Китайцы выработали определенные запреты применения палочек в процессе еды. Так, по китайскому этикету, нельзя стучать палочками по столу, тарелке или другим предметам, чтобы подозвать официанта. Нельзя «рисовать» палочками на столе. Нельзя «бродить» палочками вокруг еды. Нельзя копаться палочками в миске в поисках лучшего куска, следует брать только ту еду, которая лежит сверху. Нужно заранее выбирать кусок, и если дотронулся палочками до него, его нужно обязательно взять и съесть. Нельзя вкалывать палочки в еду. Нельзя трясти палочками, чтобы остудить кусок. Некрасиво облизывать палочки, и держать палочки во рту. Нельзя указывать палочками и размахивать ими в воздухе. С помощью палочек не следует передвигать посуду, она берётся только руками.


Палочки связаны с определенными ритуалами: прежде чем попросить добавку риса, палочки нужно положить на стол, но, если человек накалывает на палочки еду, то это воспринимается как дурной знак, так как напоминает палочки с благовониями, которые ставят умершим родственникам.

В Китае распространены палочки из необработанного дерева или бамбука с тупыми концами. В Японии принято есть лакированными заострёнными палочками – хаси, удобными для рыбы, причем палочки для мужчин, женщин и детей различаются по размеру, а детские палочки к тому же ярко раскрашены. В Японии палочки кладутся на подставки острыми концами вверх, тибетские и тайваньские палочки имеют форму карандашей без заточки, в Корее делают плоские палочки из нержавеющей стали и дополнительно пользуются глубокой ложкой для лапши. Традиционно корейские палочки изготавливали из серебра, ими использовалась только аристократия. В азиатских ресторанах обычно подают одноразовые палочки, скреплённые перемычкой, которые следует разделить перед использованием.

Несмотря на такой почтенный возраст палочки для еды широко используются в повседневной жизни до настоящего времени, а сейчас они проникли и закрепились даже в Европе и России вместе с китайской и японской кухней.

В Китае и Вьетнаме допускается держать миску возле рта и использовать палочки не для захвата риса, а просто для продвижения его в рот, но в Корее такое поведение считается некультурным. В Японии не допускается передавать что-либо с одних палочек на другие. Чтобы перекладывать еду из общей тарелки, используется специальная пара палочек. После того, как еда закончена, следует положить палочки перед тарелкой концами влево. Китайские и японские дети примерно с годовалого возраста начинают есть палочками. Считается, что это развивает мелкую моторику и влияет на способности ребёнка.

1.6. Средневековая европейская посуда. Сервировка стола

В средние века в мировой культуре снова появляются столовые приборы, которыми люди начинают сервировать стол и использовать во время еды. Комплекты столовых приборов с самого начала разделялись на повседневные и праздничные. Столовые приборы, которыми пользовались исключительно богатые люди можно отнести к категории праздничных, так как они совпадают по выбору материала, тщательности и декоративности отделки предметов. Более того, самые красивые и знаменитые сервизы посуды даже у богатых людей не использовались в повседневной жизни, а выставлялись только на праздничный стол.

[Закрыть] Однако точное время появления оловянных ложек определить не удается, так как олово не такой стойкий материал и при охлаждении заболевает «оловянной чумой» и превращается в серый порошок – разрушается.

[Закрыть] В XIX – начале XX вв. ложки и кружки из олова были довольно широко распространены в Германии и России, в частности, как посуда для военных, но позже для массовой посуды стали использовать другие металлы, а изделия из олова стали предметами коллекционирования.



В XV-XVI вв. появляется и новая категория ножей столовые приборы. На столах у знатных особ появляются дорогие ножи из золота с ручками из дорогого дерева.

Со временем в ножах менялись только материалы, а также появлялись новые формы рукоятки и самого клинка.


Простые бронзовые клинки с деревянной ручкой, изысканные золотые и серебряные с роскошными инкрустированными ручками ножи уступили место универсальным стальным ножам с рукоятками из пластика.

Примечательно, что первые столовые ножи из меди и бронзы только немного отличаются по форме от современных. До XVII века существовали лишь ножи с заострёнными лезвиями. Закруглённые основания лезвий, по преданию, появились по приказу Людовика XIV, чтобы предотвратить привычку придворных ковырять в зубах и есть с ножа. Обычай носить нож в ножнах помешал дальнейшему развитию карманных ножей. Но в конце XVI века складной нож вновь стал необходим путешественникам и солдатам как оружие, инструмент для защиты и столовый прибор.

Вилка впервые упоминается как столовый прибор, имеющийся в обиходе на Среднем Востоке IX в. В Византии вилка появилась в 1072 году в Константинополе в царском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка её была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Она предназначалась для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Она придумала её, считая для себя унижением есть руками. В то время вилка имела только два прямых зубца. Первоначально она была, скорее, своеобразным показателем престижа монархов, а не столовым прибором.


Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Как делают металлическую посуду


ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА

Производство столовых приборов начинается с листа или рулона ( катушки ) нержавеющей стали. Используемая сталь должна обладать толщиной, соответствующей толщине будущего прибора, а также составом, необходимыми для производства прибора желаемого качества. Вначале лист стали разрезается на заготовки с помощью пресса (под давлением от 100 до 150 т) (рис. 1.а). Речь идёт о куске стали грубой формы, который впоследствии послужит для производства нескольких изделий (например, столовой вилки и ложки) различных моделей. Этот процесс называется мультирезкой. В зависимости от размера изделий (например, столовых приборов / десертных приборов и рыбных приборов / чайных ложек и десертных вилок) требуется несколько штампов.

Новый блок текста

Как видно из рис. 1.а, верхняя часть заготовки недостаточно широка для вырезания чаши ложки, поэтому осуществляется её расширение путём прогонки через прокатный стан (верхняя часть заготовки расплющивается, проходя между двумя стальными цилиндрами, вращающимися в противоположном направлении). Для достижения необходимой ширины требуется прогонка через два прокатных стана (рис. 1.b).

Затем расширенная заготовка обрезается, то есть ей придаётся окончательная форма модели (рис. 1.c и 1.d) с помощью пресса под давлением 60-80 т.


Для каждой отдельной модели требуется отдельная заготовка (пример: рис. 2). Тем не менее, количество заготовок можно сократить за счёт производства нескольких моделей схожей формы (например, модели Anser, Châtelet).


За исключением прокатки, которая либо упрощается, либо не осуществляется, процесс производства вилок состоит из тех же этапов, что и производство ложек. После обрезки необходимо вырезать зубцы (рис. 3). Вначале с помощью пресса низкого давления вырезается центральный зубец, а затем внешние зубцы. Вырезание зубцов в два подхода позволяет снизить давление на сталь и обеспечить равные размеры зубцов.


Затем заготовки штампуются, т.е. с помощью пресса им придаётся окончательная форма и отделка. Давление варьируется от 200 до 800 т, в зависимости от размера изделия и сложности отделки. Для производства каждой отдельной модели требуется специальная двойная заготовка. На рис. 4 показана штамповка столовой ложки модели Contour. Показана лишь нижняя часть заготовки.

Так, для производства коллекции Eternum Signature, включающей в себя более 20 моделей, необходимо более 300 разных штампов.


Все эти операции требуют применения высокоточных инструментов. Разные элементы штампов должны быть не только идеально выровнены, но также должны полностью соответствовать ожидаемому результату. Чистовая обработка штампов имеет первостепенное значение. Декор модели должен быть безукоризненно выгравирован. На рис. 5 показаны некоторые инструменты, используемые в этих целях: молоток, используемый при работе с золотом и серебром, стилеты, фрезы и др.


Заключительная полировка штампов осуществляется с помощью кусочка дерева, пропитанного раствором полировальной пасты (фото 6), так как любая неровность штампа автоматически проявляется на готовом изделии.


После штамповки столовые приборы подлежат полировке. На первом этапе осуществляется полировка краёв. Прежде всего обеспечивается идеальная гладкость краёв путём прогона заготовок через три ленточно-полировальных станка, каждый раз со всё более мелкой зернистостью. Станки (фото 7), с помощью которых осуществляется данная операция, настраиваются таким образом, чтобы полировальные ленты точно следовали форме обрабатываемых столовых приборов.


Окончательная полировка краёв осуществляется вручную опытными шлифовальщиками (фото 8), которые придают моделям окончательный матовый или блестящий вид.


Второй этап – шлифование передней и задней поверхности столовых приборов. Данный процесс полностью автоматизирован благодаря использованию нескольких полировальных станков (фото 9). Каждый станок настроен на выполнение точно определённой операции. В процессе полировки ложки задействованы 7 станков.

После обработки на последнем станке столовые приборы один за одним (во избежание повреждений) помещаются в специальную машину для удаления смазки. После этого они проходят контроль качества, автоматически упаковываются в пластиковые пакеты и укладываются в коробки по 12 штук, после чего они полностью готовы к отгрузке.


Замечания относительно ножей

Отличают 2 разных вида ножей:

«Монолитные» ножи: изготавливаются из цельных кусков стали и обычно используются в наборах столовых приборов высокой или средней ценовой категории,

«Ювелирные» ножи: лезвие таких ножей спаяно с ручкой, которая обычно изготавливается из стали 18/8 или 18/10.

При изготовлении ножей сталь разогревается, а затем закаляется, чтобы придать лезвию твёрдость и сделать его эффективным и долговечным. Все наши ножи обладают твёрдостью, равной минимум 48RW по методу Роквелла, что подтверждает их качество.

Читайте также: